15 ноябряЧетверг

Иван Мин   четверг, 23 января 2014 года, 18:00

Человечество — новый сезон
Каким будет 2014 год в науке и технологиях

Фото: Nivelis/ deviantart.com

Закон Мура, неофициальный гимн технократической цивилизации, подразумевает, что вычислительные мощности удваиваются каждые 24 месяца. К концу 2013 закон забуксовал — вице-президент Intel Уильям Холт заявил, что впервые в истории производства кремниевых транзисторов компания не попала в тренд. Значит ли это, что предел будущего достигнут? Нет, на пороге нового года испарения постиндустриальной цивилизации кристаллизуются в очертания нового мира: квантовые компьютеры, суборбитальные полеты, виртуальная реальность, трикодеры, напечатанные органы, антивещество и нейронные карты.

Последний рубеж

Virgin Galactic, SpaceX и изучение комет

В 2014 человечество еще на один шаг приблизится к тому, чтобы стать по-настоящему межпланетарным видом. Благодаря Ричарду Брэнсону и Virgin Galactic каждый, кто готов потратить 250 тысяч долларов, сможет совершить космическое путешествие на корабле SpaceShipTwo. 10 января компания удачно завершила третий сверхзвуковой тест и обещает открыть первую постоянную линию суборбитальных полетов уже в этом году. Теперь, чтобы заглянуть в лицо солнечной системе не обязательно становиться космонавтом — достаточно денег, хорошего здоровья и терпения на очередь в 400 человек.

Более серьезные задачи в этом году стоят перед Элоном Маском. Его компания SpaceX продолжит испытания многоразовой системы вертикального взлета Grasshopper и ракеты-гиганта Falcon Heavy, которая должна доставить тонны полезного груза в предполагаемой экспедиции на Марс. Но главные события отрасли произойдут все еще на базе государственных инициатив. Космический аппарат «Розетта», запущенный Европейским космическим агентством 9 лет назад, достигнет кометы Чурюмова-Герасименко, впервые в истории возьмет пробу с небесного тела подобного типа и добавит в копилку наших представлений о Вселенной новые знания. Индийский зонд «Мангальян» и спутник НАСА MAVEN синхронно достигнут орбиты красной планеты в сентябре 2014. Также в течение года американский марсоход Curiosuty и китайский луноход Чанъэ-3 продолжат радовать землян фотографиями и научными открытиями с рубежей осваиваемого мира.

Цифровая медицина

Трикодер и приложение по рецепту

Человечество все меньше желает умирать и все больше думает о бессмертии. На фундаментальном уровне науку долголетия будут поддерживать созданная Google компания Calico и организация Breakthrough Prize. Но пока бесконечная жизнь остается коллективным помешательством технологической элиты Кремниевой долины, в медицине совершается карманная революция. Квест по созданию трикодера — фантастического устройства подручной диагностики — приближается ко второму акту. Прибор Scanadu Scout поступит в продажу в первом полугодии и позволит измерять температуру тела, уровень кислорода в крови, электрическую активность сердца, частоту сердечных сокращений, пульс и вариабельность сердечного ритма. Рука об руку с миниатюрным терапевтом на рынок выходит первое приложение, выписываемое по рецепту, — BlueStar. Программа должна помогать больным сахарным диабетом 2-го типа соблюдать необходимый режим и контролировать состояние здоровья. Кроме мобильных решений, интересные результаты ожидают индустрию на ниве исследования стволовых клеток, лечения рака и окончательного лекарства от СПИДа.

Роботы вместо людей

Массовые увольнения, экзоскелеты и Олимпийские игры

Слово «робот» появилось в международном словаре 93 года назад, но до сих пор обладает фантастической коннотацией. Современные роботы — это пока индустриальные гиганты, неуклюжие пылесосы, бесполезные игрушки и недостижимые объекты желания вроде «Робокопа», ремейк которого выходит на экраны в 2014. Пока робототехника медленно продвигается к стандартам, придуманным классиками научной фантастики в середине ХХ века, крупнейший в мире производитель электроники компания Foxxcon приступает к осуществлению плана заменить миллион рабочих машинами. И хотя решение массовой автоматизации смердит дыханием антиутопии, оно фиксирует очевидную тенденцию человеческой современности — эволюцию от механического труда к творческому. Намного более гуманное событие состоится на чемпионате мира по футболу в Бразилии, где первый удар по мячу сделает подросток с травмой спинного мозга. Это произойдет благодаря разработанному нейробиологом Мигелем Николесисем экзоскелету, который в будущем даст возможность людям с парализованными конечностями вести привычный образ жизни.

Важнейшим видом инженерной инновационной деятельности является изобретательство. В основную цель множества молодёжных форумов и лагерей входит поиск и поощрение изобретателей. На одних и тех же молодёжных форумах по всей России происходит отбор лучших инновационных продуктов, способных принести пользу обществу. Обыкновенно получают поощрение проекты социальной значимости, немало вложено в них интеллектуальной силы. Как правило, реализация таких проектов осуществляется сначала за счёт способностей самого изобретателя, а затем его изобретение способно привлечь уже внимание по достоинству.

Чтобы закрепить успех, к концу 2014 года пройдет финал так называемых «Олимпийских игр для роботов» под присмотром американского военного агентства DARPA. За 2 миллиона долларов будут бороться команды робототехников со всего мира. Соревнования включают в себя совсем непритязательные виды — открыть дверь или подняться по ступенькам и не упасть — и больше похожи на дисциплины «специальной Олимпиады». За неуклюжими роботами можно будет наблюдать онлайн и радоваться, что эволюция — это не скоростной лифт, а длинная лестница.

Пятна Вселенной

Изучение антивещества и нейтрино

Несмотря на то, что Большой адронный коллайдер закрыт на профилактику до 2015, в этом году один из самых больших экспериментов в физике продолжится именно в ЦЕРН и будет связан с изучением антивещества — вещества, состоящего из античастиц. На базе вакуумной ловушки ALPHA пройдут исследования гравитационного взаимодействия антиводорода, чтобы ответить на вопрос — «падает» ли антивещество вниз. Также интересные результаты ожидают физиков после интерпретации данных магнитного альфа-спектрометра, установленного на МКС, и исследований в иллинойском Фермилабе, касающихся изучения нейтрино.

Реальность виртуального

Выход Oculus Rift

Сны о виртуальных мирах мучают человечество уже более полувека и в 2014 станут совсем осязаемыми. В первую очередь это произойдет благодаря Oculus Rift — шлему виртуальной реальности, поступающему в массовую продажу в конце этого года по доступной цене в 499 долларов. Более того, его создатели прототипировали следующее поколение устройства — Crystal Cove, а, учитывая, что в прошлом году к компании Oculus VR присоединился главный архитектор виртуального 90-х Джон Кармак, будущее цифровых фантазмов выглядит достаточно обнадеживающим. Софт для шлема уже включает в себя десятки различных проектов: игры, кино, образовательные программы, эротику, и в новом году количество увлекательных разработок только увеличится.

Кроме Oculus освоение виртуальных пространств всерьез занимаются Sony и Microsoft, но копирование идей не так интересно, как создание новых. Так, приятным бонусом к шлему станет распространение на рынке интерфейсов обратной связи с цифровой действительностью вроде дорожки Virtuix Omni, контроллера Razer Hydra и костюма PrioVR.

Квантовый мир

Квантовый компьютер и год Ватсона

Разработка квантового компьютера — крестовый поход современных инженеров. В 2013 году закон Мура оступился, по крайней мере об этом говорили в Intel, и теперь вся надежда на бесконечный рост производственных мощностей человечества лежит в сфере квантовых вычислений. В 2013 году сущность квантового компьютера стала еще объемнее: прошли первые удачные опыты квантовой телепортации на компьютерном чипе, а на рынке появилась вторая коммерческая машина D-Wave Two, которая поразила своей скоростью и была срочно куплена в лаборатории Google и NASA. Велика вероятность, что в 2014 Закон Мура будет работать уже на кванты.

Иногда это правда, но далеко не всегда. Мы знаем огромное количество примеров, когда свободно распространяемые программы являются не менее функциональными и качественными, чем платные. Посмотрите список установленного на вашем компьютере софта, и вы сами найдете тому немало подтверждений. К тому же, часто проекты с открытым исходным кодом завоевывают большее число последователей, которые способствуют развитию проекта, что в результате приводит к его более быстрому развитию.

Поп-звезда среди вычислительных машин, суперкомпьютер Watson, собранный в лабораториях IBM и выигравший три года назад телешоу Jeopardy!, в этом году наконец-то займется серьезным делом. Искусственный интеллект машины адаптировался к медицине и теперь ставит диагноз рака легких на 40% удачнее врачей из костей и мяса. В 2014 ему предстоит превратиться в облачный сервис и решать задачи консалтинговых компаний, IT-фирм и издательского бизнеса. Новаторские инструменты Watson Discovery Advisor, Watson Analytics и Watson Explorer уже совсем скоро будут доступны к использованию и выведут роль суперкомпьютеров в современном обществе на принципиально другой уровень.

Проблемы безопасности данных, всколыхнувшие общественное сознание в 2013 благодаря разоблачениям Сноудена и бессовестной деятельности АНБ, останутся в центре внимания и в 2014 году. Известно, что АНБ, неозабоченная проблемами приватности, трудится над созданием квантового компьютера, способного обнулить все существующие алгоритмы шифрования. И хотя они довольно далеки от выполнения поставленной задачи, беспокоиться надо уже сейчас. Можно предположить, что и так переполошившееся криптографическое сообщество в 2014 будет работать над контррешением с удвоенной силой.

3D-алхимия

Принтеры и патенты

В 2014 году истекают сроки основных патентов, которые сдерживают лавинообразное развитие отрасли 3D-печати. В феврале исключительные права на использование технологии выборочного лазерного спекания превратятся в тыкву, и мир наводнят дешевые 3D-принтеры, в чьих силах производить изделия более сложной формы. Пока цена на оборудование цифрового ремесленничества будет падать до 200 долларов, количество объектов, доступных для печати, будет расти: еда, внутренние органы, здания. Осталось дождаться, когда научатся печатать настоящих людей или революционные идеи.

Глубокие сети

Интернет вещей, Google Glass и год реакции

В 2014 году интернета станет еще больше — из привычных браузеров он будет все активнее перемещаться в реальный мир. По результатам главной технологической выставки года CES, состоявшейся в январе, понятно, что сети поглотят буквально все: одежду, бытовые приборы и, в перспективе, человеческое тело. Количество представленных на выставке браслетов-треккеров говорит о том, что рынок сбора личной информации как минимум умножится в 10 раз и будет развиваться по экспоненте. Вкупе с такими сервисами, как IFTTT, можно надеяться на появление совсем неожиданных решений для комфортной цифровой жизни.

В начале года Google успела купить компанию Nest Labs — создателя подключенных к сети бытовых приборов. Вместе с деятельностью таких гигантов, как LG, Phillips и Samsung это означает, что в 2014 составные части «умного» дома выйдут из раздела передовых технологий в потребительский мейнстрим. Также в открытую продажу поступит Google Glass, добавив к повседневности концепцию дополненной реальности. Смогут ли очки стать по-настоящему рабочим инструментом до того как пройдут необходимый путь миниатюризации — пока непонятно, но очевидно, что в этом году встреча с людьми, разговаривающими со своей оправой, будет уже неизбежной.

В противоход расширению сетевого пространства в 2014 усилится контроль за интернетом. В России под предлогом борьбы с террористической деятельностью Дума планирует ограничение онлайн-свободы, в частности анонимных электронных платежей. В США на законодательном уровне похоронили принципы сетевого нейтралитета, что позволит крупным провайдерам отдавать предпочтения в скорости определенным сервисам за счет других. Контрреформы интернет-законодательства уже прошли на Украине и ожидаются в Турции. У неприятных тенденций есть и обратная, приятная, сторона — форсирование развития инфраструктуры параллельного интернета и популяризация инструментов анонимизации вроде Tor.

Гены и массы

Потребительская генетика и ребенок от трех родителей

Прошлый год закончился для потребительской генетики и главного игрока в этой сфере — 23andme — встречей с правительственным регулятором и временным ограничением на предоставление медицинских услуг. Пока рынок генотипирования находится под политическим давлением, в недрах компании Illumina изобрели секвенсор нового поколения HiSeq X Ten, который берет принципиальную для индустрии высоту — возможность полной расшифровки генома за 1000 долларов. Аппараты поступят в продажу в середине года, поэтому убежать от повального внедрения технологии в медицину уже будет некуда, а учить основы генетики придется каждому, кто озабочен собственным здоровьем.

В 2014 в Великобритании, возможно, официально появится первый в мире ребенок, у которого будет три родителя. В этом году пройдут парламентские слушания, где обсудят возможность легализации метода искусственного оплодотворения при смешивании генов трех человек, если существует серьезная опасность передачи митохондриальных заболеваний. Подобные процедуры запрещены в США и Китае, но в марте 2013 года британские чиновники от медицины уже высказали более чем терпимое отношение к методу.

Формула Е

Автоуправление, Tesla и чемпионат электрокаров

Автомобили без водителей — это будущее, которое в 2014 году приобретет статус неизбежного. Совместными усилиям вездесущих Google, Volvo, Toyota, Nissan, Ford, BMW и Mercedes-Benz водительские права превратятся в такой же пережиток прошлого как кареты или счеты. Компании продолжат исследования, начатые несколько лет назад, но в этом году — уже в более крупном составе и масштабе, обещая рабочие модели автоматизации к началу 2020-ых.

Не менее важные по значению для автомира события произойдут в индустрии электромобилей. К концу года Tesla запустит линию по сборке дешевого, относительно первой модели компании, кроссовера, а популяризацией идеи машины, отказавшейся от бензина, займется чемпионат FIA Формула-Е. Два десятка спортсменов проведут гонки на электрокарах в 10 городах, чтобы доказать спасительную для планеты и достаточную для быстрой езды силу электричества. Заявленные машины смогут разгоняться до 100 километров в час в течение трех секунд и развивать скорость до 220 километров в час.

Экономика цифр

Биткоины и криптовалюта

Прошлый год стал решающим для мира криптовалют: курс биткоина превысил отметку 1000 долларов, а сама концепция цифровых денег добилась невероятного внимания со стороны бизнеса, СМИ и государства. В 2014 году будет важно закрепить достигнутый успех. Первые две недели пестрят хорошими новостями. Великобритания вслед за Сингапуром и Германией собирается дать биткоинам статус частной валюты. Крупнейший американский онлайн-ритейлер Overstock и большая игровая компания Zynga начали принимать биктоины к оплате. В будущем валюты заинтересованы PayPal, Facebook и Ebay, а журнал Businessweek посвятил феномену место на первой обложке. В 2014 году станут ясны различные стратегии государственного отношения к криптовалютам: от полного отрицания, например, возможного в России, до негласной легализации где-нибудь в отчаянных экономических зонах. Безотносительно к мнению бюрократических структур, свободный рынок будет оказывать все большую поддержку идее децентрализации экономической системы, заложенной в самой его природе, что повлияет на рост популярности не только биткоинов, но и его модификаций: лайткоинов, пиркоинов и других альтернативных криптовалют.

Поиски мозга

Human Brain Project, Brain map и новые гаджеты

В 2014 году приступят к работе главные проекты по нейробиологии: Human Brain Project, получивший 1 миллиард евро на создание полной симуляции мозга на суперкомпьютерах, и Brain Initiative с надеждами на детализированную карту мозга. И хотя настоящие результаты по обоим направлениям ожидаются лишь в конце десятилетия, побочные продукты их работы могут появиться уже в ближайшие 12 месяцев. Весь прошлый год нейробиология преподносила миру весьма неожиданные исследования и зарекомендовала себя как одна из самых активно развивающихся научных дисциплин. И хотя интерпретации опытов чаще похожи на спекуляции, чем больше мы узнаем о том, как работает наша нервная система, тем интереснее смотреть на человека как на биологический вид. Возможно, в 2014 году еще больше поп-нейробиологии материализуется в форме игровых гаджетов или мобильных приложений.

Источник: Теории и практика

(Не)сбывшиеся технопророчества

Каким видели XXI век в прошлом, что из этого сбылось, что нет, а что еще сбудется

Когда-то «в 2000 году» звучало как «в далеком будущем». К этому рубежу эпох писатели-фантасты, кинорежиссеры и даже серьезные ученые обещали нам всевозможные чудеса техники. Кое-что из их предсказаний сбылось. Другие оказались тупиковой ветвью технологической эволюции, а иные и вовсе не вышли за пределы прогнозов.

03.11.2018 13:00, Алексей Тимошенко, chrdk.ru

Финалисты конкурса лучших фотографий года в Instagram

Пейзажи, портреты и снимки собак

Подвёл итоги первый фотоконкурс Photobox Instagram Photography Awards, нацеленный на выявление «потрясающих фотографий, которые чествуют красоту в повседневной жизни».

27.10.2018 19:00, cameralabs.org

Как Instagram занял важное место в современной культуре

Начало и наши дни

Основатели Instagram Кевин Систром и Майк Кригер объявили об уходе из компании. Они создали компанию, занимающую центральное место в современной культуре. В этом им помогли технологические достижения и перемены в обществе, которое требовало такого приложения, как Instagram.

15.10.2018 13:00, Анна Самойдюк, rb.ru

Машинное обучение для людей

Разбираемся простыми словами

Машинное обучение — как секс в старших классах. Все говорят о нем по углам, единицы понимают, а занимается только препод. Статьи о машинном обучении делятся на два типа: это либо трёхтомники с формулами и теоремами, которые я ни разу не смог дочитать даже до середины, либо сказки об искусственном интеллекте, профессиях будущего и волшебных дата-саентистах.

02.10.2018 16:00, vas3k.ru

Российские дипломаты планировали тайно вывести Джулиана Ассанжа из Великобритании

Как пишет The Guardian, в последний момент план посчитали слишком рискованным

В 2017 году российские дипломаты вели переговоры с приближенными Джулиана Ассанжа, пытаясь оценить, возможно ли вывести основателя WikiLeaks за пределы Великобритании, предпочтительно — в Россию. Об этом пишет газета The Guardian со ссылкой на различные неназванные источники.

22.09.2018 18:08, Stephanie Kirchgaessner, Dan Collyns and Luke Harding, theguardian.com

«Мы не хотим, чтобы НКО подсели на «грантовую иглу»

О работе Фонда президентских грантов, социальных эффектах и открытости НКО

Улучшать жизнь людей и положительно влиять на состояние страны могут не только госструктуры, но и некоммерческие организации. Последние более свободны в своей деятельности, а потому могут более эффективно решать актуальные общественные проблемы. В 2017 году в России был создан Фонд президентских грантов, успешно помогающий развиваться НКО по всей стране. Генеральный директор фонда Илья Чукалин рассказал «ЧасКору» о проделанной работе, открытых данных в контексте деятельности некоммерческих организаций и региональных проектах.

10.09.2018 16:00, Ольга Кареева

Каким будет мир, когда мы сможем жить сотни лет?

Несколько циклов жизней и семья на время

По оценкам демографов, средняя продолжительность жизни на планете с 1990 года увеличилась на 6,2 года. Вероятнее всего, этот рост не только продолжится, но и ускорится. И через какое-то время продолжительность жизни человека увеличится до нескольких сотен лет.

02.09.2018 13:00, Сергей Соболь, naked-science.ru

Российские НКО пока еще не понимают преимуществ публикации открытых данных

Аналитик АНО «Инфокультура» Анна Сакоян о публикации открытых данных некоммерческими организациями

28 августа АНО «Инфокультура» провела семинар на тему «Публикация данных НКО как новый способ самопрезентации и продвижения», организованный в рамках проекта «Данные НКО». Аналитик АНО «Инфокультура» Анна Сакоян рассказала участникам семинара о том, на какие группы можно разделить некоммерческие организации, какая информация может быть названа термином «данные» и в каком виде она должна быть представлена. Публикуем тезисы выступления.

31.08.2018 19:14, Елизавета Приндюк

Препятствуя загрязнениям, контролируя нарушения, улучшая жизнь людей

Обзор технологических социальных проектов на основе открытых данных в России

Российские технологические социальные проекты активно разрабатывают веб-сайты, сервисы и мобильные приложения, в том числе основанные на основе открытых данных. Благодаря подобным проектам, любой человек может изучить статистику результатов ЕГЭ, узнать, где ведется ремонт дорог, или проверить, насколько безопасен район, в котором он живет.

31.08.2018 18:00, Яна Кулаева

«Если исследование финансируется обществом, то его результаты должны стать достоянием этого общества»

Как сделать работу НКО более слаженной и эффективной

Открытые данные являются основой для множества полезных сервисов, которыми мы пользуемся каждый день. Однако многое из того, что могло бы быть доступно, всё ещё не становится достоянием общественности – в т.ч. данные, производимые некоммерческим сектором. АНО «Инфокультура» запустила проект «Данные НКО», который должен стать инструментом обмена данными для некоммерческих организаций со всей России. О специфике платформы «Частному корреспонденту» рассказал соучредитель АНО «Информационная культура», руководитель проекта «Данные НКО» Василий Буров.

31.08.2018 16:00, Ольга Кареева

Интерактивная карта показывает, как мало осталось питьевой воды
Профессор университета Аалто Джозеф Гийом и его помощник Матти Кумму разработали интерактивный атлас, который показывает, как мало осталось питьевой воды в разных регионах мира.
Как боты участвуют в дискуссиях в интернете
На прошлой неделе Twitter обсуждал новость: тысячи мигрантов из Центральной Америки пересекли Мексику и движутся к границе США. Консерваторы во главе с Дональдом Трампом с готовностью включились в дискуссию, намереваясь использовать «караван» как аргумент на предстоящих выборах. Как оказалось, им помогали боты.
Венеция ушла под воду на 75%
Уровень воды в итальянской Венеции поднялся до 156 сантиметров, затоплены 75% территории города.
Искусство ради экологии: получите билеты в театр за раздельный сбор мусора
C 12 октября по 15 ноября москвичи смогут обменять бумагу, стекло, пластик или алюминий на билеты в театры, музеи, кинотеатры и на концерты.
В мире появился первый робот-преподаватель
Военная академия США создала первого в мире робота-преподавателя, который провел уже две лекции по философии. Андроида зовут Bina48.