24 маяЧетверг

Иван Мин   четверг, 23 января 2014 года, 18:00

Человечество — новый сезон
Каким будет 2014 год в науке и технологиях

Фото: Nivelis/ deviantart.com

Закон Мура, неофициальный гимн технократической цивилизации, подразумевает, что вычислительные мощности удваиваются каждые 24 месяца. К концу 2013 закон забуксовал — вице-президент Intel Уильям Холт заявил, что впервые в истории производства кремниевых транзисторов компания не попала в тренд. Значит ли это, что предел будущего достигнут? Нет, на пороге нового года испарения постиндустриальной цивилизации кристаллизуются в очертания нового мира: квантовые компьютеры, суборбитальные полеты, виртуальная реальность, трикодеры, напечатанные органы, антивещество и нейронные карты.

Последний рубеж

Virgin Galactic, SpaceX и изучение комет

В 2014 человечество еще на один шаг приблизится к тому, чтобы стать по-настоящему межпланетарным видом. Благодаря Ричарду Брэнсону и Virgin Galactic каждый, кто готов потратить 250 тысяч долларов, сможет совершить космическое путешествие на корабле SpaceShipTwo. 10 января компания удачно завершила третий сверхзвуковой тест и обещает открыть первую постоянную линию суборбитальных полетов уже в этом году. Теперь, чтобы заглянуть в лицо солнечной системе не обязательно становиться космонавтом — достаточно денег, хорошего здоровья и терпения на очередь в 400 человек.

Более серьезные задачи в этом году стоят перед Элоном Маском. Его компания SpaceX продолжит испытания многоразовой системы вертикального взлета Grasshopper и ракеты-гиганта Falcon Heavy, которая должна доставить тонны полезного груза в предполагаемой экспедиции на Марс. Но главные события отрасли произойдут все еще на базе государственных инициатив. Космический аппарат «Розетта», запущенный Европейским космическим агентством 9 лет назад, достигнет кометы Чурюмова-Герасименко, впервые в истории возьмет пробу с небесного тела подобного типа и добавит в копилку наших представлений о Вселенной новые знания. Индийский зонд «Мангальян» и спутник НАСА MAVEN синхронно достигнут орбиты красной планеты в сентябре 2014. Также в течение года американский марсоход Curiosuty и китайский луноход Чанъэ-3 продолжат радовать землян фотографиями и научными открытиями с рубежей осваиваемого мира.

Цифровая медицина

Трикодер и приложение по рецепту

Человечество все меньше желает умирать и все больше думает о бессмертии. На фундаментальном уровне науку долголетия будут поддерживать созданная Google компания Calico и организация Breakthrough Prize. Но пока бесконечная жизнь остается коллективным помешательством технологической элиты Кремниевой долины, в медицине совершается карманная революция. Квест по созданию трикодера — фантастического устройства подручной диагностики — приближается ко второму акту. Прибор Scanadu Scout поступит в продажу в первом полугодии и позволит измерять температуру тела, уровень кислорода в крови, электрическую активность сердца, частоту сердечных сокращений, пульс и вариабельность сердечного ритма. Рука об руку с миниатюрным терапевтом на рынок выходит первое приложение, выписываемое по рецепту, — BlueStar. Программа должна помогать больным сахарным диабетом 2-го типа соблюдать необходимый режим и контролировать состояние здоровья. Кроме мобильных решений, интересные результаты ожидают индустрию на ниве исследования стволовых клеток, лечения рака и окончательного лекарства от СПИДа.

Роботы вместо людей

Массовые увольнения, экзоскелеты и Олимпийские игры

Слово «робот» появилось в международном словаре 93 года назад, но до сих пор обладает фантастической коннотацией. Современные роботы — это пока индустриальные гиганты, неуклюжие пылесосы, бесполезные игрушки и недостижимые объекты желания вроде «Робокопа», ремейк которого выходит на экраны в 2014. Пока робототехника медленно продвигается к стандартам, придуманным классиками научной фантастики в середине ХХ века, крупнейший в мире производитель электроники компания Foxxcon приступает к осуществлению плана заменить миллион рабочих машинами. И хотя решение массовой автоматизации смердит дыханием антиутопии, оно фиксирует очевидную тенденцию человеческой современности — эволюцию от механического труда к творческому. Намного более гуманное событие состоится на чемпионате мира по футболу в Бразилии, где первый удар по мячу сделает подросток с травмой спинного мозга. Это произойдет благодаря разработанному нейробиологом Мигелем Николесисем экзоскелету, который в будущем даст возможность людям с парализованными конечностями вести привычный образ жизни.

Важнейшим видом инженерной инновационной деятельности является изобретательство. В основную цель множества молодёжных форумов и лагерей входит поиск и поощрение изобретателей. На одних и тех же молодёжных форумах по всей России происходит отбор лучших инновационных продуктов, способных принести пользу обществу. Обыкновенно получают поощрение проекты социальной значимости, немало вложено в них интеллектуальной силы. Как правило, реализация таких проектов осуществляется сначала за счёт способностей самого изобретателя, а затем его изобретение способно привлечь уже внимание по достоинству.

Чтобы закрепить успех, к концу 2014 года пройдет финал так называемых «Олимпийских игр для роботов» под присмотром американского военного агентства DARPA. За 2 миллиона долларов будут бороться команды робототехников со всего мира. Соревнования включают в себя совсем непритязательные виды — открыть дверь или подняться по ступенькам и не упасть — и больше похожи на дисциплины «специальной Олимпиады». За неуклюжими роботами можно будет наблюдать онлайн и радоваться, что эволюция — это не скоростной лифт, а длинная лестница.

Пятна Вселенной

Изучение антивещества и нейтрино

Несмотря на то, что Большой адронный коллайдер закрыт на профилактику до 2015, в этом году один из самых больших экспериментов в физике продолжится именно в ЦЕРН и будет связан с изучением антивещества — вещества, состоящего из античастиц. На базе вакуумной ловушки ALPHA пройдут исследования гравитационного взаимодействия антиводорода, чтобы ответить на вопрос — «падает» ли антивещество вниз. Также интересные результаты ожидают физиков после интерпретации данных магнитного альфа-спектрометра, установленного на МКС, и исследований в иллинойском Фермилабе, касающихся изучения нейтрино.

Реальность виртуального

Выход Oculus Rift

Сны о виртуальных мирах мучают человечество уже более полувека и в 2014 станут совсем осязаемыми. В первую очередь это произойдет благодаря Oculus Rift — шлему виртуальной реальности, поступающему в массовую продажу в конце этого года по доступной цене в 499 долларов. Более того, его создатели прототипировали следующее поколение устройства — Crystal Cove, а, учитывая, что в прошлом году к компании Oculus VR присоединился главный архитектор виртуального 90-х Джон Кармак, будущее цифровых фантазмов выглядит достаточно обнадеживающим. Софт для шлема уже включает в себя десятки различных проектов: игры, кино, образовательные программы, эротику, и в новом году количество увлекательных разработок только увеличится.

Кроме Oculus освоение виртуальных пространств всерьез занимаются Sony и Microsoft, но копирование идей не так интересно, как создание новых. Так, приятным бонусом к шлему станет распространение на рынке интерфейсов обратной связи с цифровой действительностью вроде дорожки Virtuix Omni, контроллера Razer Hydra и костюма PrioVR.

Квантовый мир

Квантовый компьютер и год Ватсона

Разработка квантового компьютера — крестовый поход современных инженеров. В 2013 году закон Мура оступился, по крайней мере об этом говорили в Intel, и теперь вся надежда на бесконечный рост производственных мощностей человечества лежит в сфере квантовых вычислений. В 2013 году сущность квантового компьютера стала еще объемнее: прошли первые удачные опыты квантовой телепортации на компьютерном чипе, а на рынке появилась вторая коммерческая машина D-Wave Two, которая поразила своей скоростью и была срочно куплена в лаборатории Google и NASA. Велика вероятность, что в 2014 Закон Мура будет работать уже на кванты.

Иногда это правда, но далеко не всегда. Мы знаем огромное количество примеров, когда свободно распространяемые программы являются не менее функциональными и качественными, чем платные. Посмотрите список установленного на вашем компьютере софта, и вы сами найдете тому немало подтверждений. К тому же, часто проекты с открытым исходным кодом завоевывают большее число последователей, которые способствуют развитию проекта, что в результате приводит к его более быстрому развитию.

Поп-звезда среди вычислительных машин, суперкомпьютер Watson, собранный в лабораториях IBM и выигравший три года назад телешоу Jeopardy!, в этом году наконец-то займется серьезным делом. Искусственный интеллект машины адаптировался к медицине и теперь ставит диагноз рака легких на 40% удачнее врачей из костей и мяса. В 2014 ему предстоит превратиться в облачный сервис и решать задачи консалтинговых компаний, IT-фирм и издательского бизнеса. Новаторские инструменты Watson Discovery Advisor, Watson Analytics и Watson Explorer уже совсем скоро будут доступны к использованию и выведут роль суперкомпьютеров в современном обществе на принципиально другой уровень.

Проблемы безопасности данных, всколыхнувшие общественное сознание в 2013 благодаря разоблачениям Сноудена и бессовестной деятельности АНБ, останутся в центре внимания и в 2014 году. Известно, что АНБ, неозабоченная проблемами приватности, трудится над созданием квантового компьютера, способного обнулить все существующие алгоритмы шифрования. И хотя они довольно далеки от выполнения поставленной задачи, беспокоиться надо уже сейчас. Можно предположить, что и так переполошившееся криптографическое сообщество в 2014 будет работать над контррешением с удвоенной силой.

3D-алхимия

Принтеры и патенты

В 2014 году истекают сроки основных патентов, которые сдерживают лавинообразное развитие отрасли 3D-печати. В феврале исключительные права на использование технологии выборочного лазерного спекания превратятся в тыкву, и мир наводнят дешевые 3D-принтеры, в чьих силах производить изделия более сложной формы. Пока цена на оборудование цифрового ремесленничества будет падать до 200 долларов, количество объектов, доступных для печати, будет расти: еда, внутренние органы, здания. Осталось дождаться, когда научатся печатать настоящих людей или революционные идеи.

Глубокие сети

Интернет вещей, Google Glass и год реакции

В 2014 году интернета станет еще больше — из привычных браузеров он будет все активнее перемещаться в реальный мир. По результатам главной технологической выставки года CES, состоявшейся в январе, понятно, что сети поглотят буквально все: одежду, бытовые приборы и, в перспективе, человеческое тело. Количество представленных на выставке браслетов-треккеров говорит о том, что рынок сбора личной информации как минимум умножится в 10 раз и будет развиваться по экспоненте. Вкупе с такими сервисами, как IFTTT, можно надеяться на появление совсем неожиданных решений для комфортной цифровой жизни.

В начале года Google успела купить компанию Nest Labs — создателя подключенных к сети бытовых приборов. Вместе с деятельностью таких гигантов, как LG, Phillips и Samsung это означает, что в 2014 составные части «умного» дома выйдут из раздела передовых технологий в потребительский мейнстрим. Также в открытую продажу поступит Google Glass, добавив к повседневности концепцию дополненной реальности. Смогут ли очки стать по-настоящему рабочим инструментом до того как пройдут необходимый путь миниатюризации — пока непонятно, но очевидно, что в этом году встреча с людьми, разговаривающими со своей оправой, будет уже неизбежной.

В противоход расширению сетевого пространства в 2014 усилится контроль за интернетом. В России под предлогом борьбы с террористической деятельностью Дума планирует ограничение онлайн-свободы, в частности анонимных электронных платежей. В США на законодательном уровне похоронили принципы сетевого нейтралитета, что позволит крупным провайдерам отдавать предпочтения в скорости определенным сервисам за счет других. Контрреформы интернет-законодательства уже прошли на Украине и ожидаются в Турции. У неприятных тенденций есть и обратная, приятная, сторона — форсирование развития инфраструктуры параллельного интернета и популяризация инструментов анонимизации вроде Tor.

Гены и массы

Потребительская генетика и ребенок от трех родителей

Прошлый год закончился для потребительской генетики и главного игрока в этой сфере — 23andme — встречей с правительственным регулятором и временным ограничением на предоставление медицинских услуг. Пока рынок генотипирования находится под политическим давлением, в недрах компании Illumina изобрели секвенсор нового поколения HiSeq X Ten, который берет принципиальную для индустрии высоту — возможность полной расшифровки генома за 1000 долларов. Аппараты поступят в продажу в середине года, поэтому убежать от повального внедрения технологии в медицину уже будет некуда, а учить основы генетики придется каждому, кто озабочен собственным здоровьем.

В 2014 в Великобритании, возможно, официально появится первый в мире ребенок, у которого будет три родителя. В этом году пройдут парламентские слушания, где обсудят возможность легализации метода искусственного оплодотворения при смешивании генов трех человек, если существует серьезная опасность передачи митохондриальных заболеваний. Подобные процедуры запрещены в США и Китае, но в марте 2013 года британские чиновники от медицины уже высказали более чем терпимое отношение к методу.

Формула Е

Автоуправление, Tesla и чемпионат электрокаров

Автомобили без водителей — это будущее, которое в 2014 году приобретет статус неизбежного. Совместными усилиям вездесущих Google, Volvo, Toyota, Nissan, Ford, BMW и Mercedes-Benz водительские права превратятся в такой же пережиток прошлого как кареты или счеты. Компании продолжат исследования, начатые несколько лет назад, но в этом году — уже в более крупном составе и масштабе, обещая рабочие модели автоматизации к началу 2020-ых.

Не менее важные по значению для автомира события произойдут в индустрии электромобилей. К концу года Tesla запустит линию по сборке дешевого, относительно первой модели компании, кроссовера, а популяризацией идеи машины, отказавшейся от бензина, займется чемпионат FIA Формула-Е. Два десятка спортсменов проведут гонки на электрокарах в 10 городах, чтобы доказать спасительную для планеты и достаточную для быстрой езды силу электричества. Заявленные машины смогут разгоняться до 100 километров в час в течение трех секунд и развивать скорость до 220 километров в час.

Экономика цифр

Биткоины и криптовалюта

Прошлый год стал решающим для мира криптовалют: курс биткоина превысил отметку 1000 долларов, а сама концепция цифровых денег добилась невероятного внимания со стороны бизнеса, СМИ и государства. В 2014 году будет важно закрепить достигнутый успех. Первые две недели пестрят хорошими новостями. Великобритания вслед за Сингапуром и Германией собирается дать биткоинам статус частной валюты. Крупнейший американский онлайн-ритейлер Overstock и большая игровая компания Zynga начали принимать биктоины к оплате. В будущем валюты заинтересованы PayPal, Facebook и Ebay, а журнал Businessweek посвятил феномену место на первой обложке. В 2014 году станут ясны различные стратегии государственного отношения к криптовалютам: от полного отрицания, например, возможного в России, до негласной легализации где-нибудь в отчаянных экономических зонах. Безотносительно к мнению бюрократических структур, свободный рынок будет оказывать все большую поддержку идее децентрализации экономической системы, заложенной в самой его природе, что повлияет на рост популярности не только биткоинов, но и его модификаций: лайткоинов, пиркоинов и других альтернативных криптовалют.

Поиски мозга

Human Brain Project, Brain map и новые гаджеты

В 2014 году приступят к работе главные проекты по нейробиологии: Human Brain Project, получивший 1 миллиард евро на создание полной симуляции мозга на суперкомпьютерах, и Brain Initiative с надеждами на детализированную карту мозга. И хотя настоящие результаты по обоим направлениям ожидаются лишь в конце десятилетия, побочные продукты их работы могут появиться уже в ближайшие 12 месяцев. Весь прошлый год нейробиология преподносила миру весьма неожиданные исследования и зарекомендовала себя как одна из самых активно развивающихся научных дисциплин. И хотя интерпретации опытов чаще похожи на спекуляции, чем больше мы узнаем о том, как работает наша нервная система, тем интереснее смотреть на человека как на биологический вид. Возможно, в 2014 году еще больше поп-нейробиологии материализуется в форме игровых гаджетов или мобильных приложений.

Источник: Теории и практика

СтопВыброс

«Проблему отходов можно решить за четверть стоимости программы Моя улица»

На общий для Москвы и Подмосковья экологический митинг активно зазывали в соцсетях группы, выступающие против продолжения эксплуатации переполненных полигонов ТБО, против строительства мусоросжигательных заводов и за раздельный сбор отходов. Но на площадку «гайд-парка» в Сокольниках 12 мая пришло всего несколько десятков человек.

15.05.2018 16:00, Вадим Кантор, activatica.org

Жена убийцы

Или изобретателя химоружия

Она первой из женщин защитила докторскую по химии в Германии. Но бросила науку ради карьеры мужа. А тот вскоре изобрел химоружие. После первого испытания удушающего хлора Клара Иммервар застрелилась. После новостей, что пестицидом «Циклон-Б» уничтожали евреев в концлагерях, покончил жизнь самоубийством и ее сын.

15.05.2018 13:00, Ганна Руденко, jewish.ru

За стеной

Как китайский интернет развивается после блокировок иностранных сервисов

На территории КНР доступ ко многим зарубежным сайтам заблокирован из-за Великого китайского файрвола или проекта «Золотой щит» — системы, фильтрующей контент в интернете. Цензуру в стране осуществляет правящая коммунистическая партия, запретными считаются политические темы, новости о религиозной организации «Фалуньгун» и обсуждение борьбы за национальную независимость в Тибете и Синьцзяне.

13.05.2018 13:00, Margarita Vznuzdaeva, vc.ru

В России дискуссии в интернете об истории становятся опасным явлением

«Агора» зафиксировала 100 случаев преследования за высказывания на тему истории, причём речь в основном идет о публикациях в интернете

Российские власти за последние годы фактически ввели государственную монополию на оценку некоторых исторических фактов, говорится в докладе «Россия против Истории. Наказание за пересмотр» международной правозащитной группы «Агора». По словам авторов доклада, Дамира Гайнутдинова и Павла Чикова, в стране было зафиксировано 100 фактов преследования за высказывания на тему истории.

12.05.2018 16:00, roskomsvoboda.org

Живущие в сети

Как люди пользуются соцсетями в разных уголках мира

О соцсетях говорят разное: они делают нас нарцистичными индивидуалистами, отвлекают от работы и учебы, мешают заводить реальных друзей и так далее. Дэниел Миллер, создатель кафедры цифровой антропологии из Университетского колледжа Лондона, и его студенты, участвующие в проекте Why We Post («Почему мы постим»), решили выяснить, как и зачем люди на самом деле используют соцсети.

07.05.2018 13:00, Екатерина Боровикова, chrdk.ru

Мистика или наука?

Как разные альтер-эго могут обладать разными умениями

Как в одном теле может жить несколько личностей, которые при «смене вахты» еще и наделяют это тело новыми способностями? И что вообще такое расщепление личности или диссоциативное расстройство идентичности? Нейроучёные нашли ответы.

30.04.2018 13:00, Анна Умеренко, newtonew.com

Кнопка для отпугивания медведей

Как технологии усложняют нам жизнь и разделяют общество

Компьютеры были созданы для того, чтобы жизнь стала проще, а человек не чувствовал себя глупым, но на деле выходит совсем наоборот, хотя многие этого не замечают, считает дизайнер и программист Алан Купер. В своей книге «Психбольница в руках пациентов» он объясняет, почему при разработке большинства устройств — от смартфона до автомобильной сигнализации — о пользователях никто не думал. T&P опубликовали отрывок о том, как понятие «компьютерная грамотность» разделяет общество и почему на самом деле никто не обязан разбираться в технологиях, чтобы пользоваться микроволновкой или электронной почтой, и тем более получать «компьютерное образование», чтобы продолжать работать по специальности.

22.04.2018 16:00, theoryandpractice.ru

Может, проще перерезать провода?

Борьба с Telegram, заблокированным в России по решению суда, превратилась в эпическое сражение с интернетом в целом

Люди, к шестидесяти годам с трудом освоившие Word и Windows, пытаются отрезать от интернета поколение, которое в 14 лет самостоятельно собирало «на коленке» свой первый компьютер. Это главная характеристика нынешней ситуации вокруг решения запретить гражданам России пользоваться популярным сервисом Telegram.

18.04.2018 13:00, Иван Преображенский, rosbalt.ru

Адепты цифрового сопротивления

Как Рунет переживает блокировку Telegram

Блокировка Telegram коснулась более 15 миллионов IP-адресов, в том числе несколько миллионов адресов сервисов Amazon и Google. Представители около 60 компаний уже обратились к юристам международной правозащитной группы «Агора» за правовой помощью в связи с массовыми блокировками. А в соцсетях нарастает цифровое сопротивление: пользователи шутят над Роскомнадзором и активно повышают грамотность, массово устанавливая VPN. И рассуждают о будущем страны.

17.04.2018 22:57, Редакция "Частного корреспондента"

Предупрежден — значит, вооружен

Рассказываем, как обойти блокировку Telegram

Роскомнадзор принял решение о блокировке Telegram по итогам сегодняшнего заседания суда. Рассмотрение иска заняло ровно 18 минут. Первоначально юристы прогнозировали, что рассмотрение дела в первой и второй судебной инстанциях займет от трех до шести месяцев, после чего сервис может быть заблокирован в России. Однако Роскомнадзор решил действовать в специальном порядке: он подал ходатайство о немедленном исполнении судебного решения в случае удовлетворения искового заявления. Таким образом, оно вступит в силу уже сегодня.

13.04.2018 17:13, gubdaily.ru

Eviation намерен стать аналогом Tesla среди электросамолетов
Израильский стартап запустит серийное производство электросамолетов Alice Commuter уже в 2021 году.
Google согласился помочь Роскомнадзору заблокировать Telegram
Роскомнадзор начал переговоры с американскими компаниями Amazon и Google по поводу ограничения доступа к мессенджеру Telegram, сообщается на сайте ведомства в среду, 25 апреля.
Бывший сотрудник Cambridge Analytica утверждает, что украдены данные более 87 миллионов пользователей Facebook
Выступая перед британским парламентским комитетом, Бриттани Кайзер заявила, что Cambridge Analytica имела много различных приложений, собирающих данные пользователей, и окончательный масштаб сбора данных пока не известен.
Google отключила возможность использовать свой домен для обхода блокировок
Google изменила свою сетевую архитектуру, чтобы запретить использование своих доменов для обхода блокировок. Обновление заметили 13 апреля разработчики анонимайзера Tor, в Google подтвердили, что это так.
Дуров: Telegram может позволить себе роскошь не продаваться
Основатель мессенджера Telegram Павел Дуров прокомментировал решение о блокировке сервиса, вынесенное сегодня Таганским судом Москвы.