Подписаться на обновления
15 ноябряЧетверг

usd цб 67.9975

eur цб 76.7556

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Вячеслав Шадронов   понедельник, 15 февраля 2010 года, 09:44

Чехову душно
Чеховские дни в Москве: «Свадьба» В. Панкова, «Донка. Послание Чехову» Д. Паска, «Я, Чайка» А. Казанчяна и «Тарарабумбия» Д. Крымова


Спектакль Д.Крымова "Тарарабумбия" // Итар-Тасс
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Комическая реплика Змеюкиной «Мне душно! Дайте мне атмосферы!» неожиданно становится трагическим лейтмотивом жестокого фарса, близкого к мрачной сатире Гоголя или «скверным анекдотам» Достоевского.

Нынешний Международный фестиваль им. А. Чехова проходит мало того что в неурочный год, но ещё и начинается не в конце весны, как обычно, а в середине зимы.

Причина важная — юбилей автора, чьё имя фестиваль носит от рождения. Правда, наиболее ожидаемый проект, «Сочинение по случаю» Дмитрия Чернякова, отложен до весны. Но и без него программа «Чеховских дней» оказалась насыщенной.

Дважды горько

Программа открылась копродукцией Чеховфеста, студии SounDrama и Минского национального театра им. Я. Купалы — спектаклем Владимира Панкова «Свадьба».

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актёрской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.

Незадолго до гастролей белорусов Панков вместе со своей студией выпустил в Театре наций премьеру «Ромео и Джульетты», которую даже самые стойкие поклонники SounDrama восприняли со скепсисом.

Тем большим потрясением оказалась минская «Свадьба». По форме это и есть саундрама в чистом виде, причём без отклонений в сторону саунда, как было в «Молодце» по Цветаевой, или в собственно драму, как это с печалью и скукой можно наблюдать в «Ромео и Джульетте».

А по сути — не просто великолепное произведение театрального искусства, но и настоящая «политическая бомба»: немного зная, как обстоят дела в Минске, могу только дивиться, что подобные постановки оказываются возможны там, где снимают с репертуара как политически неблагонадёжные хрестоматийные пьесы национального классика, имя которого носит театр.

Ничего в прямом смысле политического при этом Панков в чеховскую «Свадьбу» не привносит. Хотя и переносит время действия водевиля из конца XIX века то ли в советско-застойные 1970-е, то ли в наши дни.

Сегодняшняя как бы независимая Республика Беларусь внешне, да и не только внешне, совсем не отличается от тогдашней.

Серые пиджаки. Платья, повторяющие расцветки настенных ковриков. Пирамида из обшарпанных деревянных столов на гнутых металлических ножках. Обшарпанный рукомойник. Цветы в горшках (художник Максим Обрезков)…

Кроме того, «Свадьба» панковская, как некогда его же «Молодец», оказывается двуязычной: жених говорит по-русски, невеста и её родня — по-белорусски, так что некоторые реплики и диалоги дублируются в том и в другом варианте (остальные для московской публики даются в электронных субтитрах).

Этот нелепый, уродливый и заведомо неудачный для обеих сторон брак по расчёту совсем не нуждается в каких-то особых политических проекциях.

Комическая, в не самом выгодном свете характеризующая героиню реплика Змеюкиной «Мне душно! Дайте мне атмосферы!» совершенно неожиданно становится одним из трагических лейтмотивов этого жестокого и острого фарса, который ближе к мрачной сатире Гоголя или даже к «скверным анекдотам» Достоевского.

Выморочный мир, песни и пляски живых мертвецов, невеста-старуха с книжкой Чехова 1920 (!) года издания, лысый жених, похожий на Кощея, и без того многочисленные действующие лица распадаются каждый на два-три почти неотличимых друг от друга персонажа, повторяют друг за другом одни и те же фраза, полностью стирая черты какой-либо индивидуальности.

И клич «Горько!» взамен ритуального возвращает прямой, буквальный смысл — действительно горько.

Без дна

Спектакль «Донка. Послание Чехову» — тоже совместная продукция Чеховфеста, но на этот раз с Театро Сунил из Швейцарии.

Режиссёр постановки Даниэле Финци Паска московской публике известен благодаря представлениям цирка «Элуаз» и по собственному моноспектаклю «Икар», особого восторга минувшим летом, впрочем, не вызвавшему.

Донка — название рыболовной снасти, и Паска выуживает из Чехова не столько сюжеты и темы, сколько отдельные образы.

Первое отделение «Донки» — цирковое действо, театр теней, где актёры работают за подсвеченным занавесом и за счёт разной удалённости от этого занавеса играют с масштабами.

Одни персонажи оказываются гигантскими, другие крошечными. Не слишком впечатляют ни довольно жалкие писатель и актриса с удочкой, ни три сестры на трапеции, ни ещё какая-то предположительно чеховская героиня, отбивающая степ.

Во второй части теми же условными средствами показана драма ухода из жизни самого Чехова. Паска — мастер визуализированных воспоминаний и ассоциаций, но, возможно, Чехов требует более скрупулёзного погружения в материал.

Спектакль, вероятно, ещё будет меняться: на лето запланирована большая серия представлений «Донки».

Люди, львы, орлы и попугаи

Премьеру камерной постановки «Я, Чайка» сыграли ещё осенью в Ереване. Автор композиции и режиссёр-постановщик спектакля Акоп Казанчян возглавляет театральную организацию Армении, а в Москве опус поселился на сцене театра под руководством А. Джигарханяна, но будет идти только в рамках фестивальной программы.

Композиция Казанчяна — монопьеса для двух актёров. Персонажей на сцене двое, но Тригорин (Юрий Анпилогов) не произносит за час с небольшим ни слова, говорит только Аркадина (Ольга Кузина).

Она в инвалидном кресле, из которого, впрочем, ещё пока в состоянии встать, опираясь на трость.

Над сценой — клетки то ли с чайками, то ли с попугаями, о коих упоминает Мопассан — с ними он сравнивает «писателей, на болтовню которых слетаются консьержки» (фрагмент «На воде» у Казанчяна расширен в сравнении с тем, что звучит в оригинале у Чехова).

На авансцене — могилка Кости Треплева: крест и на нём венок; опрокинутые стулья вдоль рампы — тоже могилы, всех остальных персонажей.

Все, кроме Аркадиной и Тригорина, умерли. Но если стулья расставить, как в былые времена, можно воскресить в памяти события давно минувшие.

Правда, Аркадиной тут не приходится ничего «воскрешать» — наоборот, она не в состоянии ничего забыть, и это мучительно для неё. И с прежним недоумением, хотя прошли годы и годы, она вчитывается в старый журнал с пьесой Треплева, пытаясь понять, что же в ней было такого выдающегося.

Ещё меньше Аркадина понимает, почему не она, а Заречная сыграла этот «декадентский бред».

Дмитрий Крымов — главная надежда театрального авангарда. Уже первые его спектакли заставили говорить об особом «театре художника», где визуальные метафоры оказываются важнее жестов и слов. Однако Крымов не создаёт «картинку», он мыслит визуальными образами, отталкиваясь от изобразительного ряда для создания полноценного драматического, драматургического произведения.

Аркадина примеривает текст пьесы Треплева на себя — то всерьёз, то пародируя Нину, и пародируя зло, не считая её актрисой, только себя. Ею должны были восхищаться, одной Аркадиной.

В монологе, где некоторые реплики становятся рефренами и повторяются не по разу, использован текст чеховской пьесы, надёрганный из разных ролей.

Что-то аккуратно подредактировано режиссёром, варьируются грамматические конструкции — настоящее время транспонируется в прошедшее, второе и третье лицо — в первое и т.д.

Такая Аркадина являет собой нечто среднее между беккетовской Винни при вечно молчаливом Вилли из «Счастливых дней» и Элизабет Мадран из «Занозы» Саган. Аркадина вспоминает ещё и монологи Маргариты из «Дамы с камелиями».

Стилевой зазор между этими двумя планами чересчур велик, но исполнительнице, пусть не без труда, удаётся их совместить.

Проектор со старыми фотоснимками напоминает о прошлой жизни, в настоящем героиня, хотя и не сидит по грудь в земле, как у Беккета, мало похожа на живую женщину; если она и живёт, то памятью об исчезнувшем, об утраченном.

Начинает она свой монолог с восклицаний о мире «шести помещичьих усадеб» (реплика Аркадиной из первого акта, сразу после провала пьесы Треплева), а почти уже прощаясь со всеми, говорит: «Хорошо с вами, но учить роль куда лучше».

Актриса в ней жива, всё прочее мертво либо едва-едва теплится, ненадолго вспыхивая выплеском эмоций и опять затухая. Аркадина ощущает свою жизнь загубленной, а винит в этом кого угодно, но не себя.

Она мало что поняла за прошедшие годы, ничему не научилась, не стала добрее, по-прежнему не приемлет пьесы сына и в лучшем случае смутно догадывается, отчего стрелялся Константин.

«Я — Чайка», — продолжает настаивать Аркадина, не уступая даже мёртвым.

Они уходят от нас

Если несостоявшаяся (пока) премьера Чернякова была самой интригующей, то «Тарарабумбия» Дмитрия Крымова — самой долгожданной.

Спектакль анонсировался за год с лишним, и оправдать долго накапливающиеся ожидания было чрезвычайно трудно. Крымову это удалось, более чем.

Театр Крымова развивается нелинейно, то отклоняясь в сторону более или менее традиционной драмы, то приближаясь к формату перформанса или инсталляции.

«Тарарабумбия» выдержана в духе как раз перформанса: по подиуму, снабжённому лентой транспортёра, движутся, оправдывая подзаголовок «Шествие», чеховские и примкнувшие к ним персонажи.

Поскольку количество задействованных в проекте актёров около семидесяти, а персонажей на каждого приходится не по одному и не по два, общее число «действующих лиц», точному подсчёту не поддающееся, составляет, наверное, полтысячи.

А может, и больше.

Главные драмы Чехова, нынешний юбилей которого и впрямь грозит перерасти в трагикомическую вакханалию (так что задним числом «Тарарабумбию» Крымова можно рассматривать и как пародию-сатиру на спекуляции вокруг имени классика, и как своего рода художественное противоядие от них), не впервые рассматриваются как сложное целое, как метатекст.

Но Крымов не просто механически выводит на один подиум призраков Заречной, Гаева, Прозоровых и т.д. Превратиться в дивертисмент цирковых номеров, пусть даже каждый из них в отдельности великолепно придуман, а следуют они один за другим с головокружительной скоростью, на эмоциональных контрастах, шествию не позволяет жёсткая, как никогда прежде у Крымова, драматургия, основанная на системе лейтмотивов.

Крымову удаётся на уровне не только отдельных персонажей и их реплик, но на уровне конкретных образов проследить взаимосвязь разных чеховских сюжетов.

В том числе на уровне образов совершенно бесплотных: «Что это?» — бадья где-то в далёкой шахте сорвалась; «Что это?» — лопнула склянка с эфиром; «Что это?» — звук лопнувшей струны — и всё это, оказывается, один и тот же звук.

Вслед за Наташей с её Бобиком и Софочкой появляются Аркадина и Треплев с кровавой повязкой на голове, затем ещё Треплев и ещё Треплев — целая череда Треплевых, как до того прошествовала когорта Тригориных с удочками наперевес.

Гаев, брат Раневской, произносит адресованную «многоуважаемому шкафу» речь, а ему навстречу выходят три сестры со своим братом, только кукольным, а кукла вдруг начинает издавать неприличные звуки, чем приводит утончённых сестёр в немалое смущение.

Одна из самых ярких метафор — постоянно растущий, прибавляющий в длине «труп» барона Тузенбаха, при каждом новом «выносе тела» оно делается длиннее и длиннее, совсем как в пьесе Ионеско «Амадей, или Как от него избавиться» или в его же рассказе «Орифламма» на тот же сюжет.

Полуабстрактные символы через варьирующиеся гротескные воплощения снижаются до фарсового натурализма — как и полагается, собственно, в карнавальной стихии, где смещаются, меняются местами духовный верх и телесный низ.

Воспроизведённый в игре ритуал не снижается до сборного эстрадно-циркового представления, но поднимается до, если угодно, мистерии. Чем напоминает, скажем, спектакли Кастеллуччи.

Или, чтобы так уж далеко не забираться, Анатолия Васильева, благо играется в театре, им основанном, и при участии его актёров.

А в «Тарарабумбии» на подиум одновременно выходят и постоянные актёры крымовской студии (Маминов, Мелконян, Синякина), и васильевцы во главе с Игорем Яцко, который здесь выступает, можно сказать, за главного, закольцовывая композицию спектакля, подобно тамбурмажору.

Шествие открывается уходящим под музыку духового оркестра полком из «Трёх сестёр» и закрывается тоже маршем, но в нём уже в ногу с военными, одетыми теперь по советскому образцу и с красными звёздами на ушанках, шагают пловчихи, балерины, водолазы — те, кто незадолго перед этим отдавал почести юбиляру Чехову.

Эпизоды, связанные с приветственным «парадом», наиболее откровенно пародийны во всей этой весёлой, несмотря на ритауально-мистериальный фундамент, празднично-похоронной процессии.

Чехову шлют привет российские и зарубежные писатели (по подиуму проносятся аэропланы с флажками «Бунин», «Экзюпери», «Солженицын», скачет на палке с лошадиной головой, размахивая шашкой, Фурманов, крутит педали моноцикла Шолом-Алейхем...), спортсмены, промысловики-рыболовы, артисты балета (один, отстав от своей «колонны», вынужден спешно продираться через чужую), а руководит процессом какой-то ответственный товарищ в пальто, шляпе и пенсне, чем-то напоминающий Берию (всё тот же Игорь Яцко).

И тут же — делегация от Эльсинора и гондола с венецианскими карнавальными масками (ведь в «Чайке» герои то и дело цитируют «Гамлета», а об Италии им рассказывает вернувшийся из путешествия Дорн).

Оркестр, хор, жонглёры, ходули, Оксана Мысина, примерившая, а правильнее сказать, прикинувшая на себя здесь роли Аркадиной и одной из сестёр Прозоровых, куклы Платонова (ростовые, планшетные, марионетки...), музыка Бакши и т.д. вплоть до брейк-данса — как будто всеми возможными художественными средствами режиссёр и его сподвижники заклинают духов чеховских героев, в известной мере небезуспешно.

Они воскресают ради короткого дефиле, исчезают и возрождаются опять уже в новых ипостасях: на развёрнутой по подиуму красной дороже возникают чайка — невеста в фате, с огромными крыльями, чайки — полотнища из полиэтилена на флагштоках, чайки-кегли в руках жонглёра...

Последний парад оставляет на подиуме одинокую Ирину. Спотыкаясь, она теряет башмак, потом второй... третий... четвёртый... Транспортёр с шумом набирает скорость, при которой на нём уже никто не смог бы удержаться.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Осторожно, гештальты закрываются

Премьерный спектакль Бутусова

Премьерой, которой откроется в сентября новый сезон МХТ им. Чехова, станет первая после многолетнего перерыва постановка на сцене Художественного театра режиссера Юрия Бутусова «Человек из рыбы» по пьесе современного автора Аси Волошиной.

16.07.2018 16:00, Вячеслав Шадронов


В пространстве ожидания

«В ожидании Годо» в Театре имени Вахтангова

Сэмюэл Беккет по праву считается родоначальником театра абсурда. Самое известное его произведение – пьеса «В ожидании Годо» – описывает схематичных персонажей в искусственной ситуации. И полностью состоит из бессвязных диалогов. Но в этом нагромождении неясностей и нелепостей можно без труда различить реалистичную, почти будничную картину человеческой жизни, подчиненной привычкам и страху.

14.06.2018 16:00, Татьяна Ратькина


О божьем даре и яичнице

Премьера в Театре Российской Армии

«Омлет» — вещь, обманчивая в своей простоте, как, собственно, и сам омлет «по фирменному рецепту», который в самом деле готовят актеры в процессе спектакля. Можно элементарно получить удовольствие от «вкусно» закрученной истории и актерского куража, с которым эта история разыгрывается, а можно попытаться всмотреться вглубь, ловя и складывая реминисценции и многочисленные авторские подсказки в объемный пазл.

17.05.2018 16:00, Светлана Остужева


Проще сложного

Гарольд Пинтер в постановке Сергея Газарова

На премьере театра Современник «Не становись чужим» мне больше всего запомнилась реакция публики. Пустые места появились в зале уже после антракта; во время второго действия зрители устремились к выходу почти непрерывным потоком; а на поклонах решительный и демонстративный исход «некультурных» посетителей было не остановить.

18.03.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Посмотри на меня

«Заповедник», СТИ, режиссер Сергей Женовач

Сергей Женовач продолжает серию спектаклей по знаковой прозе советского периода. Недавно была «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова, до того – «Москва –Петушки» по В. Ерофееву. А теперь вот Довлатов. Режиссер выбирает мистические книги о природе страны Советов, о подлинных пружинах ее жизни.

21.02.2018 16:00, Татьяна Купченко


В стране глухих

«Бетховен» в театре «Практика»

Судьба Людвига ван Бетховена – подарок для режиссера. Сын придворного певца, затмивший королей своей славой. Любимец публики, стремившийся к одиночеству. Гениальный композитор, безуспешно боровшийся с глухотой. Эти парадоксы так и просятся на сцену.

17.02.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Ода, а не реквием

Почему стоит отменить слияние Московского камерного театра с Большим и восстановить Михаила Кислярова

Камерный театр был тем храмом, в котором этот талант мог творить. Его постановки радовали меня и, как думается, вас, долгие годы.Но теперь, увы – есть подозрение, что ода Мельпомене, воспеваемая в Камерном, умолкнет. А на смену в её репертуар включат реквием. Потому как беда нависла над Камерным.

16.02.2018 19:00, Сергей Дягилев


С оттенком высшего значения

«Заповедник» в Студии театрального искусства

Главное впечатление от премьеры СТИ – недоумение: как могла ироничная двадцатистраничная повесть превратиться в тоскливый трехчасовой спектакль? Как легкость довлатовского «Заповедника» трансформировалась в основательность (= тяжеловесность) «Заповедника» Женовача? Несоответствие первоисточнику в современном театре не редкость. Но СТИ всегда отличалась трепетным отношением к литературным произведениям.

29.01.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Введение в смерть

«Электротеатр Станиславский» подгадал очередную серию спектаклей «Волшебная гора» Константина Богомолова как подарок к новогодним каникулам

Все-таки «Электротеатр Станиславский» даже среди прочих оазисов творческого эксперимента – самый необыкновенный. Мало того, что нигде кроме как в его стенах мог появиться спектакль, подобный «Волшебной горе» Богомолова, так руководству «Электротеатра» еще и хватило иронии поставить очередную серию «Волшебной горы» в первые посленовогодние дни.

16.12.2017 16:00, Вячеслав Шадронов


50 дней до его самоубийства

«Утиная охота» Евгения Марчелли в Театре имени Ермоловой

В жизни души компании, любимца женщин Вити Зилова наступила черная полоса: жена бросила, любовница переметнулась к приятелю, лучший друг предал, юная поклонница наскучила, с работы чуть не уволили. С горя молодой человек напился, устроил скандал и наставил на собутыльников ружье.

12.11.2017 18:00, Татьяна Ратькина






 

Новости

Умер Стэн Ли
Сооснователь Marvel Comics Стэн Ли умер в возрасте 95 лет, передает портал TMZ со ссылкой на дочь покойного.
XXII ежегодный Фестиваль камерной музыки «Возвращение» проводит краудфандинговую кампанию
Концерты должны состояться в Московской консерватории 8, 10, 12 и 14 января.
Российский фильм «Ампир V» первым в мире выходит на криптобиржу, листинг подтвердила EXMO
Первым в мире кинопроектом, который прошел листинг на крупнейшей в Восточной Европе криптобирже EXMO, стал фильм Виктора Гинзбурга “Ампир V” (2019) по роману Виктора Пелевина. Об этом было официально объявлено сегодня, 8 ноября, на конференции по блокчейну и криптовалютам Blockchain Life 2018 в Санкт-Петербурге.
Умер создатель мультфильмов «Остров сокровищ» и «Приключения капитана Врунгеля» Давид Черкасский
В Киеве умер советский и украинский художник-мультипликатор, режиссер и сценарист Давид Черкасский. Об этом в фейсбуке сообщил его друг Александр Меламуд.
IPChain представила первую биржу интеллектуальной собственности IPEX и краудинвестинговую платформу CO-FI
Ассоциация IPChain (Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности) презентовала первую в мире биржу интеллектуальной собственности IPEX и первую в России цифровую краудинвестинговую платформу для кредитования под залог интеллектуальной собственности CO-FI.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.