Бюджет 2010 года принят в первом чтении. Оптимизировать государственные расходы не удалось. На подготовку саммита АТЭС будет выделен 71 млрд рублей, Росатому дадут 53 млрд, АвтоВАЗ получит беспроцентный кредит в размере 25 млрд. В целом бюджет-2010 выглядит примерно как бюджет-2007, только на месте профицита дефицит.
Глобальный экономический кризис очень больно ударил по России. Сочетание внешних шоков (цена на нефть упала в два раза) и застарелых структурных проблем (работаем плохо, воруем много) с последствиями новообретённой привычки жить и строить в кредит отбросило страну на годы назад. В опьянении от бума и граждане (та их часть, которая почувствовала на себе «путинское процветание»), и правительство решили было, что они могут жить как в Европе (работая как в Советском Союзе времён Брежнева) и ни в чём себе не отказывать. Осенью 2008-го стало ясно, что надо бы жить по средствам и протягивать ножки по одёжке. Но этого делать очень не хотелось, да и примеры развитых стран, где стали «бороться» с кризисом наращиванием государственных расходов, финансовой дисциплине не способствовали.
В кризисном 2009 году правительство не только не срезало госрасходы, но увеличило их почти на 2,5 трлн рублей по сравнению с 2008 годом. От этого в бюджете образовался довольно жуткий дефицит (превышение расходов над доходами), который обеспокоил даже премьер-министра, не говоря уж о президенте и министерстве финансов. Было бы логично предположить, что бюджет-2010 будет более сбалансированным. Отчасти это так, но жизнь сложнее.
Справка
2009 год: ожидания и реальность
Показатель, % к соответствующему периоду 2008 года | 2009 год, прогноз 2008 года | 2009 год, оценка
|
Индекс потребительских цен | 107-108,5 | 111—112
|
ВВП | 106,7 | 91,5
|
Промышленное производство | 106,0 | 88,6
|
Сельхозпроизводство | 103,9 | 99,3
|
Инвестиции в основной капитал | 110,5 | 80
|
Реальные располагаемые денежные доходы населения | 110,5 | 95,9
|
Оборот розничной торговли | 113,2 | 94
|
Экспорт, млрд долларов | 507,5 | 285,0
|
Импорт, млрд долларов | 370,0 | 190,3
|
Цена нефти марки Urals (долларов за баррель) | 95 | 57 |
По данным Счётной палаты
Реперные точки
По прогнозам правительства, объём ВВП России в 2010 году составит 43 трлн рублей. Доходы федерального бюджета прогнозируются на уровне 6,9 трлн рублей (чуть больше, чем в этом году), а потратить предполагается 9,88 трлн (чуть-чуть меньше, чем в этом году). Дефицит бюджета — почти 3 трлн рублей, или 6,8% ВВП. Для сравнения: на этот год прогноз по дефициту — 8,3% ВВП, или 3,2 трлн рублей. На самом деле, говорит министр финансов Алексей Кудрин, дефицит будет меньше, из-за того что нефть подорожала, — 7,3—7,4% ВВП.
О нефти, родной и любимой. В будущем году, по оценкам правительства, нефтегазовые доходы бюджета составят 3,2 трлн рублей (из 6,9). Все разговоры о слезании с нефтяной иглы — в пользу бедных. Цена на нефть заложена консервативная — 58 долларов за баррель. Есть надежда, что если доходы от нефти будут выше, то дефицит будет поменьше. Пока источником финансирования дефицита назначен Резервный фонд. В 2010 году средства фонда будут полностью исчерпаны. В 2011 и 2012 годах дефицит федерального бюджета будет финансироваться за счёт средств Фонда национального благосостояния (задумывался как дополнительная пенсионная копилка) и, как вежливо пишет правительство, иных источников (надо понимать, внешних заимствований). По идее в 2011 и 2012 году дефицит будет снижен до 4 и 3%, но всерьёз обсуждать сейчас, что будет в одиннадцатом году, невозможно. Есть абстрактное желание укреплять финансовую дисциплину, ну и слава Медведеву.
Номинально государственные расходы остаются на уровне 2009 года, года одновременно кризисного и рекордного по расходам. В реальном выражении бюджетные расходы снижаются к предыдущему году на 9,5%. Инфляция заложена на уровне 10% (к вопросу о ставках по кредитам). Среднегодовой курс доллара — 33,9 (укреплять не хотят). Тарифы на железнодорожные перевозки вроде бы индексируются по инфляции, а вот прочие тарифы вырастут: на газ для населения — на 27,4% (наш дом — «Газпром»), на электроэнергию (не для населения, населению обещают индексировать по инфляции) — на 12,5—14,5%, на тепловую энергию — на 10—15%.
Справка
Федеральный бюджет в динамике
| 2007 | 2008 | 2009 | 2010
|
Доходы, млрд рублей | 7 778,1 | 9 275,9 | 6 713,8 | 6 950,0
|
% к ВВП
| 23,5 | 22,3 | 17,2 | 16,1
|
Нефтегазовые доходы | 2 897,4 | 4 389,4 | 2 797,6 | 3 194,7
|
% к ВВП | 8,8 | 9,5 | 7,2 | 7,4
|
Доходы без учёта нефтегазовых доходов | 4 833,7 | 4 886,5 | 2 797,6 | 3 194, 7
|
% к ВВП | 14,7 | 11,7 | 10,0 | 8,7
|
Нефтегазовый трансферт | 2 135,0 | 2 531,1 | 1 943,4
| |
% к ВВП | 5,1 | 6,5 | 4,5
| |
Расходы, млрд рублей | 5 986,6 | 7 570,9 | 9 931,4 | 9 886,9
|
% к ВВП | 18,1 | 18,2 | 25,5 | 22,9
|
Дефицит (профицит), млрд рублей | 1 794,6 | 1 705,1 | -3 217,6 | -2 936,5
|
% к ВВП | 5,4 | 4,1 | -8,3 | -6,8 |
По данным комитета ГД по бюджету и налогам
Приоритеты
Один из декларируемых приоритетов бюджета-2010 — это выполнение заявленных социальных обязательств государства в полном объёме. И это правда.
Важно не путать расходы государства на социалку с финансированием раздела «Социальная политика» (328 млрд рублей). Настоящая социалка — это не оно; это пенсии и так называемые межбюджетные трансферты (деньги, направляемые в регионы). На финансирование дефицита Пенсионного фонда в будущем году правительство потратит 2,5 трлн рублей (54% от расходов фонда). В регионы правительство перечислит 3,7 трлн.
Что мы получим за эти деньги? Пенсионеры — пенсию на уровне официального (= лукавого) прожиточного минимума, все остальные — условно бесплатное здравоохранение и образование известного качества. Иначе и быть не может. Ведь даже в ушедшие годы бума, когда на страну в буквальном смысле проливался золотой дождь, система социального обеспечения всё равно оставалась системой издевательства над слабыми. Отчасти дело в принципиальных недостатках государственной системы помощи слабым и больным: она всегда слепа, громоздка и не склонна входить в конкретные обстоятельства человека. Там, где она работает прилично, — а такие страны бывают, например Нидерланды, — она требует очень больших денег (= очень высоких налогов) и очень специфической культуры государственного управления. Не способствует гладкому функционированию собеса и коррупция, иными словами, преступная недобросовестность российских чиновников, которые отгрызают «свою долю» от государственных расходов, включая социальные. Но дело и в бюджетировании тоже.
В нынешней ситуации бюджет устроен так, что социальные обязательства есть у регионов, а деньги на их исполнение есть у федерального центра (см. выше размер трансфертов). При этом считается, что у регионов как бы имеются собственные налоговые источники, но на самом деле источники у них ненадёжные, а уж в кризисные времена совсем хлипкие (например, налог на прибыль). В реальности происходит бесконечная торговля между центральными распорядителями бюджета и людьми, отвечающими за социалку в регионах. То, что приоритеты на земле и «наверху» выглядят по-разному, очевидно. То, что усложнение бюрократических процедур, отчётности и системы госзакупок, продиктованное желанием центра проследить за бюджетными деньгами, приводит к неритмичному выделению денег и разнообразным злоупотреблениям, тоже не секрет. Когда денег становится меньше, как сейчас, проблемы, порождённые централизацией доходов, усугубляются. Но вместо того чтобы передать в регионы реальные налоговые источники, правительство отбирает у них последнее — остаток от налога на добычу полезных ископаемых — и рассказывает сказки про то, как хорошо им будет жить в будущем году на поступления от налога на прибыль.
Любимчики
Подробную роспись бюджета ещё не утвердили, но некоторых счастливчиков уже видно. Например, на подготовку саммита АТЭС будет выделен 71 млрд рублей (на жильё для военнослужащих, для сравнения, — 41 млрд рублей). Олимпийские игры стоят дороже саммита более чем в два раза — 144 млрд рублей, а универсиада в Казани — всего 9,9 млрд (на профилактику туберкулёза будет потрачено 1,8 млрд).
Программа «Глобальная навигационная система» (ошейник для собаки Кони) обойдётся в 6,9 млрд рублей (на жильё для детей-сирот пойдёт 1,1 млрд рублей). На миротворческие силы в Абхазии и Южной Осетии, то есть не на сами силы, а на обустройство баз для сил, выделяют 10 млрд рублей. Миллиард потратят на строительство и реконструкцию объектов для размещения Высшей школы менеджмента «Санкт-Петербургский государственный университет» (все остальные национальные университеты получат на развитие в сумме 1,3 млрд рублей).
Не забыты субсидиями некоторые юридические лица. Например, ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация» получит 709 млн на выплату процентов по долгу и 2,8 млрд — на строительство воздушных судов. Росатом за выполнение государственных полномочий получит 411 млн рублей и 53 млрд — в виде имущественного взноса на развитие (= без обязательств). Одному из главных национальных бедствий — АвтоВАЗу — дадут беспроцентный кредит на 25 млрд, причём не прямо, а путём внесения имущественного взноса в корпорацию «Ростехнологии» (видимо, чтобы удобнее было не отдавать). И это далеко не все траты, которые правительство собирается произвести в тяжелейшей экономической ситуации.
Кое-что действительно сокращено. Например, зарплату федеральным бюджетникам проиндексируют, только если поступят дополнительные доходы (от нефти, вестимо). Но сказать, что в бюджете-2010 не осталось жира, — значит очень сильно погрешить против истины. В то же время ожидается, что совокупный дефицит региональных бюджетов в будущем году достигнет 350 млрд рублей, но эту дыру правительство как раз намерено затыкать только частично. Странная вещь: бюджет-2010 выглядит примерно как бюджет-2007, только на месте профицита дефицит, как будто принципиально ничего не изменилось и можно по-прежнему разбрасываться деньгами. Притом что в минфиновских текстах и в бюджетном послании президента грядущие опасности осознаются и называются своими именами, на практике правительство демонстрирует игнорирование действительности и действует так, как будто всё само собой рассосётся и вернётся на круги своя.
Читать @chaskor |