Подписаться на обновления
22 январяВторник

usd цб 66.3634

eur цб 75.5481

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Денис Драгунский   четверг, 3 февраля 2011 года, 17:26

Быть русским — это личный выбор
Даже по самым суровым националистическим законам русский царь был чистокровным немцем


// Фотобанк Лори
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






На 7 февраля меня пригласили записываться на канал «Культура», в программу Александра Архангельского «Тем временем». Тема передачи — «Что значит быть русским?». Вопрос очень интересный и неожиданный. Хотя, конечно, запоздалый и несвоевременный. Но при этом актуальный. Так иногда бывает.

Этот вопрос возник в умах политиков и журналистов после очередного обострения межнациональных отношений, то есть после митинга на Манежной площади. Началось очередное этническое размежевание. Точнее — размежевание этнических идентичностей.

В конце октября 2009 года Саркози предложил французам задуматься, считают ли они себя французами, что значит быть и стать французами. Это не был риторический призыв. Это была организованная кампания. Чтобы помочь каждому познать себя, была составлена анкета из 200 вопросов, сгруппированных в две секции: (1) что значит сегодня быть французом и (2) что следует предпринять для того, чтобы нация стала более органичной и консолидированной. По вертикали власти вниз было дано распоряжение — по язвительному замечанию одного журналиста, «как во времена Второй империи», — и во всех 96 департаментах и 324 округах Большого Парижа под руководством местных властей были проведены дискуссии при участии мэров городов и членов парламента. Собравшиеся предавались этническим медитациям.

Тут, наверное, какие-то циклы. В Российской империи этническая принадлежность подданных не фиксировалась. Главными социально-учётными группами были сословие и вероисповедание, этничность отмечалась только в переписи. Это не значит, что не было этнического самоопределения, размежевания и межэтнических конфликтов: ещё как! В Российской империи существовало чрезвычайно сложное «законодательство об инородцах», которое находилось в прямом противоречии с обычаем. По обычаю, то есть в народе, инородцами считались практически все нерусские в обиходном смысле слова. По которым это было видно (азиаты), про которых это было известно (поляки, немцы, евреи), а также вообще все, говорящие не на великорусском языке (даже украинцы, когда они настаивали на своей самобытности). Но в юридическом смысле к инородцам не относились ни немцы, ни грузины, ни татары, ни поляки. Инородцы составляли особое «этническое сословие», куда входило 13 категорий — от туземных племён Сибири до евреев. Словарь Брокгауза отмечает: «За исключением евреев, обособленное административно-юридическое положение инородцев обусловливается низким уровнем их гражданственности, вследствие которого государственные тягости могут быть на них налагаемы лишь с величайшей постепенностью, а также своеобразным строем их быта. Соответственно всем этим условиям в положении инородцев замечается значительная градация: одни из инородцев пользуются лишь некоторыми привилегиями по отбыванию податей и воинской повинности, по отношению же к другим русское правительство ограничивается лишь взиманием некоторых сборов и надзором за их самоуправлением».

Обратите внимание: правительство Российской империи (наполовину состоящее из Клейнмихелей, Бенкендорфов, Штюрмеров и Витте) называется «русским правительством», хотя простой русский народ всегда считал немца инородцем и отчасти кровососом.

Потому что слово «русский» (как и слово «инородец») имело два значения. Бытовое и юридическое. В бытовом смысле оно означало «великоросс», в юридическом — «относящийся к Российской империи» (русский генерал, русский подданный, русское государство).

Всему российскому, то есть уже советскому, народу этничность была навязана в начале 1930-х при выдаче паспортов. Этничность (по-советски — «национальность») стала важнейшей социально-учётной группой — потому что вся конструкция СССР опиралась на шестиуровневую иерархию «наций, народностей, национальных групп». Запись в паспорте просуществовала менее 70 лет (отменили президентским указом в 1997 году), но она стала едва ли не единственным реальным, бесспорным, государственно удостоверенным стержнем этнической идентичности. Поэтому национально озабоченные представители некоторых народов сильно против этого протестовали. Дело рассматривалось даже в Конституционном суде, но сторонники графы «национальность» проиграли.

Их можно понять. В условиях этнического размежевания нужен какой-то твёрдый критерий. И конечно, проблема возникает именно у большого народа, просторно живущего на громадной территории. У народа с длинной историей, мощной и удивительно разнообразной культурой. У народа, который веками вбирал в себя иноплеменников, вступал в брак с иностранцами, эмигрировал сам и принимал волны иммигрантов. Кто такой тофалар? Это тот, у кого папа тофалар и мама тофаларка, тут спору нет.

А кто такой русский? Взять, например, известного русского администратора графа Эдуарда Трофимовича Баранова, ближайшего друга императора Александра II. Папа его был граф Трофим-Иоганн фон Баранов (так!) из Эстляндии, а мама — Доротея-Юлиана Адлерберг. Впрочем, у самого Александра II папа был русским на 1/16, а мама была немка. То есть даже по самым суровым националистическим законам русский царь был чистокровным немцем. Так что не будем считать дольки.

«Ну да, конечно, — скажут мне, — аристократия, а тем более царствующий дом! Там всегда сплошные международные браки. А вот простые русские люди — другое дело».

Насчёт аристократии верно. Но насчёт простых русских людей тоже не всё так просто.

С одной стороны, большинство русских людей жили в своей глубинке. В XIX веке около 90 процентов русских (а также татарских, мордовских и иных) людей родились, жили и умирали в пределах родного уезда. То есть в родной деревне, в родном городке. Где родился, там и пригодился. Это в ХХ веке начались по-настоящему массовые миграции и распространились смешанные браки, особенно в советское время.

С другой стороны, простые люди, живя в своих уездах, мало-помалу смешивались с местным неславянским населением. Иначе откуда такая пестрота облика русских, которую отмечали уже в XIX веке? Разнообразие конституции, цветности и формы черепа русских людей было столь сильным, что нельзя было говорить о едином антропологическом типе. И неважно, то ли русское племя смешалось с разной мерей, весью и чудью, то ли исконно это были разные племена, — так или иначе, русский народ был, так сказать, разнокровным. Как, впрочем, почти все многочисленные народы, долго живущие на обширной территории в соседстве с другими народами.

То есть говорить о «крови» глупо в любом случае. Это не стоит спора.

Но есть и третья сторона. Простые русские люди, жившие в XIX веке по деревням и маленьким городам, были плохо связаны с русской культурой. Она делалась в больших городах, там, где было много немцев и французов. Конечно, даже у самых простых, у совсем неграмотных людей была своя культура — традиции, народное творчество. Но это было совсем не то, что мы имеем в виду, когда говорим о русской культуре. Мы имеем в виду Пушкина и Чайковского, Чехова и Серова, а не народные песни и обряды, при всём уважении и интересе к ним. Русский литературный язык тоже вырабатывался в больших культурных центрах, русскими писателями (при всём уважении и интересе к диалектам и народным говорам).

Эти элементарные вещи я упоминаю вот зачем.

Часто говорят: русский — это человек русской культуры. А иногда ещё строже: человек, который любит, знает и передаёт своим детям русскую культуру. Звучит приятно, но никуда не годится. О какой культуре идёт речь? О русской народной культуре или о великой русской литературе? Ориентироваться в обеих культурах может только недавний выпускник филфака, именно недавний, пока ещё сохранивший воспоминания об экзаменах по фольклору и по литературе. А если всерьёз, культурное определение русского человека сразу же отсекает от русскости многомиллионные массы непросвещённых или плохо просвещённых людей. Или наоборот — отсекает носителей книжной культуры, которых тоже не так уж мало — как минимум одна пятая часть народа. Это глупо и просто недопустимо — назвать нерусским деревенского деда, потому что он не читал «Братьев Карамазовых», или городского доцента, потому что он не знает обрядовых песен.

Часто говорят: русский — это тот, кто связывает себя и свою жизнь с Россией, с её прошлым и будущим. Звучит возвышенно, но тоже не подходит. Может быть, это годится для Швеции, или Австралии, или иной какой-нибудь страны, которая не переживала таких катастрофических расколов и разломов, как Россия. В годы Второй мировой войны Иоганнес Бехер написал стихотворение «Я — немец». Смысл его: настоящий немец — это тот немец, который воюет с гитлеровской Германией. Примерно такая же ужасная дилемма встала перед русскими в 1918 году. Кто же настоящий русский — белый или красный? Сплочение русских перед лицом нацизма не решило и не сняло с повестки дня эту задачу, а только мучительно отложило её решение; она не решена и посейчас. Не будем сравнивать Бунина и Шолохова, это глупо. Или Набокова и Кочетова — это смешно. Но ясно ведь, что нелояльность, а то и просто ненависть к Красной Эрэфии не делает русских эмигрантов первой волны нерусскими людьми. Что касается меня, то я считаю ровно наоборот: они, конечно, более русские, чем большевицкая банда. Эмигрантов остальных волн я тоже не склонен вычёркивать из числа русских. Тем более что они сами себя не вычёркивают. Так что лояльность отечеству и действующему правительству — негодный критерий.

Остался только русский язык. Может быть, русский — это тот, кто говорит, пишет и думает по-русски? Увы, тоже не подходит. Язык, особенно после советских лет, не может служить надёжным мерилом. Есть очень много представителей бывших братских советских народов, которые по-русски говорят значительно лучше, чем на родном языке, но при этом не считают себя русскими. Да и русские их за русских не считают.

Вот, кстати, удобный принцип определения любой национальности. «Я считаю» и «меня считают», «я себя осознаю таким-то» и «меня признают за такого-то».

К примеру, французская нация есть согражданство людей разного этнического происхождения. Официально французами являются и собственно французы, и арабы, и чернокожие выходцы из Африки, и русские, и немцы, и поляки, и кто только хотите с французским паспортом. Поэтому конфликты между арабами и европейцами являются в точном смысле межэтническими. Конфликтами этносов внутри одной нации. Примерно так же обстоят дела в других европейских странах и в Америке. В США конфликты чёрной и белой общины — это не межнациональный конфликт. Поскольку ни у белых, ни у чёрных нет собственных (пусть даже декоративных и половинчатых) институтов суверенитета.

Самая гладкая ситуация — когда самосознание не противоречит социальному признанию. «Я русский», — говорит человек. «Да, ты русский», — отвечает ему некая группа людей.

Но возможны и другие ситуации. Например, человек считает себя русским, а его — не считают. Русский немец, например, в XIX веке говорил: «Я русский и православный; дед, кажется, был лютеранином, да и то по-немецки уже не знал». Но не все соглашались. Особенно когда началась Первая мировая война. Толпа громила лавки московских Карл Иванычей. Попервоначалу русскому немцу предлагалось плюнуть на портрет кайзера. Он плевал: что Карл Иванычу кайзер? Карл Иваныч ощущал себя русским! Но лавку громили всё равно: погромщики считали, что он всё равно немец. В такой же ситуации оказались русские евреи через тридцать лет после революции. Очевидно, это связано с созданием Израиля, с войнами на Ближнем Востоке. Еврейские товарищи превратились в сионистов. Русским евреям в 1948 году, как русским немцам в 1914 году, «навязали отечество».

Бывает (редко, но случается) ситуация номер три. Когда человек говорит, что он не русский (например, украинец или белорус), а ему отвечают: «Ты всё напутал! Ты принадлежишь к одной из ветвей русского народа, то есть на самом деле ты русский, и не валяй дурака».

Так что критерий «самосознание — признание» хорош как исследовательский инструмент, но совершенно непригоден для повседневной политической практики. Потому что правомерен вопрос — а судьи кто? Кто эти люди, которым доверено определять чужую идентичность? И кто им доверил? Обсуждение этого вопроса никак не способствует межнациональному согласию.

Потому что вопрос «Что такое быть русским?» на самом деле про другое. На самом деле это вопрос о том, кто будет определять — кто русский, а кто не очень. То есть это вопрос о власти в сфере межэтнических отношений.

В СССР распределение людей по национальным (этническим) группам было прерогативой государства. Потому что государство было национал-иерархическое, из-за чего и рухнуло. Потом, в соответствии с новым государственным устройством, этническое самоопределение стало наконец частным делом граждан. Возврата к «государственным народам» не предвидится, и слава богу.

Быть русским — это личный выбор.

Каждый поддерживает свою русскость так, как может, умеет, считает нужным. Одному по вкусу языческие традиции, другому — христианские, третий изучает свою родословную, а четвёртый просто считает себя русским, и делу конец, и не обязан он никому ничего доказывать. Одно лишь ограничение: нельзя мешать другим людям считать себя русскими и быть русскими так, как они умеют и хотят.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Мы все теперь «хомо конфузус»

То, что сейчас происходит — не переходный период, это новая реальность, для жизни в которой человеку придется перестроиться

В нашей жизни стало больше сложных решений. Взять хотя бы тот факт, что раньше самым главным из них был выбор профессии. Это решение человек принимал один раз — и на всю жизнь. Но теперь этого уже недостаточно. Нужно постоянно учиться и переучиваться. И нам вновь и вновь приходится выбирать — чему. Это значит, что нужно постоянно быть в потоке, ориентироваться в непрерывно меняющейся ситуации. Как научить мозг работать в таких условиях, рассказали профессор СПбГУ, заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, руководитель лаборатории когнитивных исследований, доктор филологических и биологических наук Татьяна Черниговская и доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов на Гайдаровском форуме.

22.01.2019 13:00, Анна Семенец, rosbalt.ru


Вокруг света за 72 дня

Как женщина-путешественница смогла победить героя романа Жюль Верн

Роман Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней» увидел свет в 1873 году. 15 лет спустя, когда отсутствовали комфортабельные и быстрые способы путешествовать, интернет, а также нельзя было предсказать условия своей поездки, американская журналистка официально объявила, что намеревается пересечь земной шар за 75 дней.

21.01.2019 19:00, arov, kulturologia.ru


Романовы в цвете

Художница Ольга Ширнина раскрасила черно-белые снимки семьи Николая II

Московская художница Ольга Ширнина раскрасила черно-белые снимки семьи последнего русского императора Николая II. Старинные фотографии обрели вторую жизнь, и теперь мы можем посмотреть на голубоглазых дочерей царя в кружевных платьях, Николая II в сине-малиновом мундире, несчастного царевича Алексея и другие снимки.

20.01.2019 19:00, grandpaper.ru


Приватность как преступление

Абсолютная цифровая прозрачность рано или поздно станет нормой, более того – обязательной для всех нормой, за уклонение от которой будут наказывать

Как-то давно в одном фантастическом рассказе мне попалась любопытная мысль: человек из будущего рассказывал о своей жизни и сообщал, что сослан в прошлое за некое преступление, суть которого он не может объяснить собеседнику, потому что тот живет в совершенно иной технологической и этической ситуации. Этот рассказ был написан ближе к середине прошлого века, и уже сейчас можно легко представить себе те преступления, за которые в наше время наказывают, но суть которых сложно объяснить человеку из предыдущих фаз технологического развития – это в том числе и всевозможные нарушения режима доступа к информации и приватности, интернет-буллинг, троллинг и всякая прочая порноместь.

20.01.2019 16:00, Федор Крашенинников, etika.nplus1.ru


Мода на мозги

Общество состоит из тех, кто не умеет учиться

Когда-то в детском саду воспитательница сказала: «А Лена у нас умеет читать» — и дала мне книгу. «Ну, давай», – вопросительно смотрела группа. Я словно услышала мысли ребят: «Вот выскочка». И не прочла ни слова. «Да ничего она не умеет, – кричали мальчишки, – врет». Лучше уж так, решила я. Лучше пусть думают, что я врушка, но не хвастунья. Читать я умела с трех лет.

20.01.2019 09:00, Елена Алчанова, thedevochki.com


Что делать тем, кто не хочет секса?

И как понять, что это нормально

Не смейтесь. Это серьезная проблема. Не хотеть секса — это нормально. Но наше общество так ориентированно на секс, что это создает дискомфорт для тех, кто не может разделять повальную страсть окружающих к обсуждению секс-повестки.

19.01.2019 09:00, Никита Подгорнов для журнала «Сноб»


«Не пойду в школу» и как с этим бороться

10 советов для родителей

Тревожность часто появляется впервые в школьном возрасте: дети боятся, что их будут ругать за плохую успеваемость, за недостаточное прилежание, переживают, что с ними не захотят дружить и еще много всего. Как результат — они не хотят идти в школу, а на уроках не могут сконцентрироваться, замыкаются или начинают хулиганить. Как взрослые могут помочь тревожному ребенку?

16.01.2019 03:00, womo.ua


В России женщина — глава семьи

Почему нам необходимы отношения на основе равенства полов

Это один из самых долгоиграющих стереотипов в нашей стране: мужчина — глава семьи. Он главный добытчик. Он опора. Он тот, «за кем последнее слово». И так далее. И, конечно, это очень вредный стереотип, в котором нет ничего адекватного. Доминанта одного из полов, не важно сильней он по факту, умнее, больше зарабатывает или что-то там еще, — это всегда контрпродуктивно для отношений. Это мы должны уже были зазубрить как 2×2.

15.01.2019 09:00, Никита Подгорнов для журнала «Сноб»


Разрешение жениться

Почему в начале 20 века создать семью было непросто

В наши дни чье-либо согласие вступающим в брак не требуется: разве что молодым людям, желающим оформить отношения до наступления совершеннолетия, желательно запастись согласием родителей, хотя закон прямо на этом не настаивает. Трудно представить, что всего сто с небольшим лет назад дело обстояло совсем иначе.

14.01.2019 19:00, Алексей Кузнецов, diletant.media


Одри Хепбёрн и Юбер де Живанши

Сильнее страсти, больше, чем любовь

Кажется, их встреча была предопределена судьбой. И они встретились в 1953 году, чтобы каждый из них нашёл себя благодаря другому человеку. Одри Хепбёрн и Юбер де Живанши на протяжении 40 лет были неотделимы друг от друга. Они могли находиться по разные стороны океана, но незримо были рядом. Что связывало талантливую актрису и блестящего модельера на протяжении нескольких десятилетий и почему после ухода Одри Хепбёрн Юбер де Живанши не смог остаться в профессии?

13.01.2019 19:00, kulturologia.ru






 

Новости

Самый старый мужчина на планете умер в Японии
Житель острова Хоккайдо Масадзо Нонака, которого признали старейшим мужчиной на Земле, скончался в воскресенье, сообщает tv-asahi.
Назван самый комфортный для жизни город в России
Самым удобным для жизни российским городом признали Нижний Новгород, следует из рейтинга 226 лучших городов мира от исследователей сервиса Numbeo.
Госдума спустя 8 лет приняла закон о запрете жестокого обращения с животными
Госдума РФ окончательно приняла законопроект об ответственном обращении с животными, который был внесен на рассмотрение группой депутатов еще в 2010 году.
В Москве прошел суд по делу «Нового величия»
4-м фигурантам дела «Нового величия» продлили арест на 3 месяца — до 13 марта 2019 года.
Синоптики рассказали, какая погода будет на Новый год
Заведующая лабораторией Гидрометцентра России Людмила Паршина рассказала, к какой погоде россиянам готовиться в новогоднюю ночь.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.