Подписаться на обновления
21 ноябряВторник

usd цб 59.2746

eur цб 69.6654

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПрозрачное
образование
Общество  Экономика  В мире  Культура  Медиа  Технологии  Здоровье  Экзотика  Мнения  Дискуссии  Сколько стоит Россия?  Кофейные заметки  Сеть 
Глеб Давыдов   четверг, 2 декабря 2010 года, 17:50

Бритни Спирс. Новое платье королевы
Почему главной поп-певице 2000-х всё время не везёт


Бритни Спирс и Мадонна // Reuters
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Поцелуй Бритни Спирс (у которой 2 декабря, то есть сегодня, день рождения) и Мадонны, состоявшийся в августе 2003 года, для поп-культуры стал символом нулевых годов и главным событием первого десятилетия XXI века. Однако никто так до конца и не разобрался, что же конкретно символизировал данный поцелуй. Восполняем пробел.

28 августа 2003 года во время 20-й ежегодной церемонии вручения MTV Video Music Awards в Нью-Йорке произошло событие из ряда вон выходящее и для многих совершенно неожиданное. Событие, о котором говорили потом ещё несколько лет и которое стало символом глобальных перемен в поп-культуре. Начиналось всё, впрочем, довольно невинно. На сцену вышла Бритни Спирс в костюме невесты и стала петь весёленький хит Мадонны 80-х годов — песню Like a Virgin. Вскоре к Бритни присоединилась ещё одна певица в костюме невесты, Кристина Агилера. Сидящие в зале (в основном американские поп-звёзды) понимающе аплодировали, кто-то с презрением перешёптывался, кто-то в трансе мотал головой, Эминем, не переставая бить в ладоши, поправлял очки...

Но вот в воздухе повисла значительная пауза.

Зазвучал торжественный свадебный гимн и… началась мистерия. Из глубины декораций выступила сама Мадонна в чёрном костюме и чёрном котелке. Публика взорвалась бурной овацией. Все поп-звёзды поднялись со своих мест, стоя приветствуя королеву попа.

О том, что случилось вслед за этим, просто так не расскажешь. Слова: «Мадонна во время совместного исполнения песни Hollywood поцеловала Бритни Спирс» — особенно ничего не передают… Лучше сами посмотрите, вот пятиминутное видео:

И Мисси Элиот в конце в роли христианского вуду-священника, венчающего поп-див, беснуется на сцене, читая свой заклинательный рэп.

Поцелуй всегда был жестом сакральным, ритуальным. «…Вот Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его». (Мф.26:47—49). Это поцелуй Иуды. Другие известные мифологемы, связанные с поцелуем, — поцелуй генсеков (знаменитый засос Брежнева — Хонеккера, увековеченный позже на Берлинской стене и ставший символом 80-х), поцелуй Сталина, поцелуй Кибелы, поцелуй Сфинкса, поцелуй матроса и медсестры, поцелуй Спящей красавицы, святое целование в православном христианстве…

На тонком уровне поцелуй — это слияние душ, примерно то же самое, что и смешение крови при братании. Поцелуй связан с закреплением родственных отношений и с обретением цельности, связанности (корень «цел»). Словом, поцелуй — это таинство.


Покер Фейс получил кучу наград - наверное, я дико отстала от жизни, но ничего сверхоригинального в клипе не увидела. А вот живое выступление неожиданно порадовало - мне очень-очень понравилось! Вот где я увидела не прилизанную клиповую блонди, а очень интересную исполнительницу, в которой наконец-то из-за грима выглянуло что-то живое. И дело даже не в кровавой инсталляции - хотя, наверное, отчасти и в ней тоже.

Поцелуй Мадонны и Бритни Спирс по итогам разных опросов был неоднократно назван «поцелуем десятилетия». При этом (и уже само по себе это очень многозначительно!) никто даже и не обратил особого внимания на то, что сразу же после поцелуя с Бритни Мадонна поцеловала и Агилеру тоже. Говорили: она поцеловала Бритни. А не: она поцеловала Бритни и Кристину. То есть однозначно публика чётко уловила сигнал — поцелуй с Бритни Спирс имел значение, а поцелуй с Кристиной Агилерой — это уже так, для симметрии.

«В то время само выступление Мадонны вместе с Бритни и Кристиной было огромным событием. Поцелуя же вообще никто не ожидал! Организаторы церемонии понятия не имели, что такое может произойти, — говорили потом сотрудники MTV. — Это выступление навсегда останется запоминающимся моментом в истории шоу-бизнеса».

Западные СМИ обсасывали тему ещё около года после церемонии. Больший резонанс имел разве что теракт 11 сентября… Сама Мадонна несколько дней спустя невинно (всем ведь известно, что она абсолютно невинное создание) оправдывалась, уверяя, что это был чисто дружеский поцелуй и она вообще не понимает, почему об этом так много говорят («Наверное, поговорить больше не о чем?»). И добавляла: «На самом деле я даже не ожидала, что это будет такой поцелуй, Бритни повела себя очень агрессивно».

Российские СМИ в муссировании события тоже не отставали. Сюжет показали в новостях на федеральных телеканалах, а журнал BRAVO (на тот момент главный поп-журнал в России) выступил с рисованной обложкой от культовой дизайн-студии Dopingpong.Com. На обложке была изображена векторная Бритни Спирс, целующая гламурный чёрный сапожок, на котором ярко блестит бляшка «MAMADONNA»… Внутри номера читатель мог найти экстатическую биографию Бритни Спирс. Цитата:

«Джастин выжег её дотла. Опустошённая, равнодушная ко всему, неживая, она превратилась в куклу. Ей рисовали лицо, её упаковывали в корсеты, её ставили на сцену и кричали «мотор». Она начинала дёргаться под привычные звуки, ей хлопали. Потом вели к журналистам, и она произносила придуманные продюсерами слова. Ей было всё равно. Она решила быть сильной, чертовски сильной. Когда ей сказали, что во время телевизионного ток-шоу было бы неплохо пустить слезу по поводу несчастной первой любви, у неё получилось и это. А когда Джастин появился на пороге её квартиры, она просто бросила ему в штаны горящий окурок. Потом ей объяснили, что в карьере поп-певицы важную роль играет замужество. Об этом нужно думать заранее, подбирать варианты, следить за общественными реакциями… «Кто тебе нравится, Брит?» — в шутку спросил менеджер. «Хочу застрять в лифте с Брэдом Питтом, когда в чёртовом Нью-Йорке вырубят свет», — надтреснутым тусклым голосом сказала она. Назавтра это появилось в газетах…

А потом она вдруг проснулась. Смешно: это было как в сказке, только вместо принца спящую красавицу поцеловала женщина. Кумир её детства — она и не гадала, что когда-нибудь это случится. Мадонна стала ей матерью, сестрой, учителем, гуру… В жизни переменилось всё. Она уволила половину своих соглядатаев и надсмотрщиков. Заново научилась ходить по улицам. Заново научилась хотеть и принимать самостоятельные решения. Больше ей никто не прикажет! И вот она здесь. С Джейсоном, своим мужем».


Чуть меньше чем через год Бритни Спирс родила. И журнал BRAVO снова вышел с необычной обложкой от Dopingpong: Бритни Спирс в образе ренессансной Мадонны, с младенцем на руках. И анонс: «Бритни стала Мадонной». Вот опубликованный в этом номере визионерский текст Димы Мишенина о религиозной природе поп-преемственности:

«Всё началось с 20-й ежегодной церемонии вручения MTV Video Music Awards, когда на сцене в прямом эфире Мадонна поцеловала взасос Бритни Спирс. Именно в тот миг Бритни и лишилась девственности. Исполнив песню Like a Virgin и отдавшись Мадонне на виду у базиллиона зрителей. И бросивший перед этим юную Бритни искуситель Джастин Тимберлейк чуть не задохнулся от зависти, увидев, как с его девушкой сделали на виду у всего мира то, что он сделать так и не смог. Бритни стала женщиной. Её лишила невинности Мадонна, и весь мир увидел рождение Новой Секс-Иконы. Казалось, что в тот день в неё вошёл Дух Святой, и больше ни один мужчина мира не вправе прикасаться к ней после святых уст Мадонны. Возможно, Бритни забеременела именно тогда. И это самая долгая божественная беременность в истории поп-музыки. Ведь именно с того самого 2003 года авторитетная букмекерская компания William Hill неоднократно предлагала заключать азартным игрокам сделки, суть которых сводилась к одному: беременна Бритни или нет. Какого пола будет ребёнок Бритни? Когда точно Бритни родит? На этот раз все ставки приняты, близится развязка.

Все самые популярные средства массовой информации прикованы к животу Бритни. Это главная сенсация 2005 года. Два миллиона постоянных посетителей пришли на официальный сайт певицы, чтобы услышать благую весть о её беременности. Все поклонники Бритни, как Волхвы, смотрят на небо в ожидании Звезды, которая им укажет, где произойдёт поклонение Младенцу. В поисковых системах словосочетание «беременная Бритни» стоит на первом месте. Роды ожидаются этой осенью. Муж Бритни Кевин Федерлайн походит на невозмутимого и спокойного Иосифа. Кажется, что он не имеет никакого отношения к положительному тесту на беременность, выкраденному из мусорной корзины их номера в отеле Лос-Анджелеса и проданному на аукционе интернет-казино GoldenPalace.com за баснословные деньги. Кевин играет роль мужа по благословению высших сил, как в Евангелие, или, точнее, как в семейном реалити-шоу, которое уже снимают про их чету. Бритни выглядит так, будто она действительно способна на непорочное зачатие от Святого Духа или Небожителя, но никак не от земного мужчины. Похоже, что Бритни зачала от слюнок Богини, а не от спермы смертного. И ей уготована судьба стать Новой Мадонной и Бессмертной. Третьей по счёту на планете Земля, после Девы Марии и Луизы Вероники Чикконе…

Ave, maris stella! Возрадуемся и возблагодарим Господа за ниспосланное нам Чудо!»

Обе обложки можно посмотреть здесь .

Но… Дима Мишенин ошибся. Или ошиблась Мадонна? Чуда не произошло. После рождения первого ребёнка слава Бритни Спирс постепенно померкла… Что же произошло? Может быть, поцелуй Бритни и Мадонны следует толковать по-другому?

В принципе, да, Мадонна действительно символически передала тогда Бритни ветвь, инициировала её, но дело в том, что должна была Мадонна передать эту ветвь вовсе не Бритни. И не Агилере.

Бритни Спирс действительно олицетворяла собой весь поп-проект нулевых. Большой транснациональный шоу-бизнес делал на неё серьёзную ставку, вколачивал нечеловеческое бабло. Однако Бритни Спирс никогда не была подлинной поп-богиней. Бритни с самого начала, с детства была всего лишь продюсерским проектом. Перепродюсированной (хотя и талантливой) девочкой, не ведавшей, что творится вокруг и куда она вообще попала. Поп-музыка (не шоу-бизнес и сопутствующая ему всяческая пиар-суета, а именно музыка, песни) — это ведь на самом деле сталкерская зона, сфера соединения обыденного мира с миром духов и богов, звучащая подкладка Zeitgeist, дающая людям силы жить дальше, вдохновляющая их на то, чтобы оставаться на этой планете, полной ужаса и добра. Позволяющая ощутить радость жизни… Очень хорошо об этом сказала Бьорк (истинная поп-звезда): «Поп-музыка — это очень важная штука. Я думаю, что это одна из наиболее могущественных сил нашей повседневной жизни. Проблема в том, что поп-музыка немного обманула и предала нас, поэтому мы относимся к ней с недоверием. Раньше поп-музыка была совершенно другой. Сейчас это в основном просто способ зарабатывания денег. Но людям по-прежнему нужен поп. Просто ни у кого не хватает уже смелости делать тот поп, который бы действительно соответствовал современности».

То есть поп — это, в принципе, некий орден. В котором далеко не все из известных миру так называемых поп-звёзд играют хоть какую-нибудь роль (а тем более роль мастера такого высокого градуса посвящения, как Мадонна).

Конечно, Бритни (не написавшая сама ни одной песни и не придумавшая ничего в своём имидже) не была той, кому Мадонна должна была передать свой трон. «Акелла промахнулся» — вот что означает для поп-культуры поцелуй Мадонны и Бритни.


Мадонна пришла в 80-х и была главой поп-ордена все 80-е и 90-е — вместе с Майклом Джексоном. Почему она ошиблась? Ведь понятно же, что ничего общего между ней и Бритни Спирс никогда не было (кроме бизнес-интересов звукозаписывающих лейблов). Мадонна действительно крута и талантлива, у неё и впрямь были отличные, можно сказать, народные песни… Скорее уж Мадонна должна была передать пальму первенства Бьорк, сделать её поп-королевой на ближайшие десять лет. И Мадонна чувствовала и понимала, кого она должна посвятить: ей всегда очень нравилось то, что делает Бьорк, и поэтому ещё в 1994 году она хотела привлечь исландку к работе над своим альбомом Bedtime Stories. Но та решительно отказалась от сотрудничества. Правда, потом её всё же уговорили написать для альбома заглавную песню. И появился самый необычный хит Мадонны Bedtime Story (и самый метафизический её клип).

Бьорк тогда даже не захотела встретиться с Мадонной. Вот что исландка говорит по этому поводу: «Я старалась избегать её, пока это будет возможно. Она нравится мне, но она живёт в слишком материальном мире. Я не могу принять вселенную, которая окружает её. Я бы предпочла, чтобы наша встреча произошла случайно, где-нибудь в баре, и мы бы даже не сразу узнали друг друга».

Короче, Бьорк не захотела участвовать во всех этих церемониях, потому что считала их проявлением фейка и схематизма (она вообще послала шоу-бизнес куда подальше ещё в детстве, я уже об этом писал). Так что Мадонне ничего не оставалось, как пойти на поводу у рекорд-компаний и поцеловать Бритни. Она, конечно, сразу поняла, что ошиблась (и уже через неделю на шоу Опры Уинфри озабоченно попыталась свести всё к шутке), но отступать уже было некуда. И через месяц после поцелуя на новом альбоме Бритни Спирс Мадонна снова будет петь с ней — песню Me Against the Music («Я против музыки» — символичное название). И даже снимется с ней в видеоклипе на эту песню. Это не шутка, это посвящение… (Правда, все совместные появления Бритни и Мадонны в этом клипе выглядят очень смазанно, и это наводит на мысль, что они даже не встречались во время съёмок.)

А что же стало с Бритни Спирс? На самом деле всё выглядит не самым лучшим образом. Похоже больше на трагедию, чем на торжество. Не обладая ни способностями, ни силами, необходимыми для верховной жрицы, она под напряжением начавших гулять сквозь неё высокочастотных токов вскоре погрузилась в омут депрессии и отчаяния. Попытавшись укрыться от поп-демонов, одолевавших её после волшебного поцелуя, Бритни создаёт семью с козлобородым Мефистофелем — танцором Кевином Федерлайном (который, заделав ей детей, вскоре бросает её, отщипнув значительный куш от её многомиллионного состояния). С рвением оголтелой самки она пытается воспитывать своих чад, но… бедная беспутная Бритни, ничего-то у неё не получается.

Она бесконечно толстеет, много пьёт, употребляет наркотики (так, по крайней мере, пишут в жёлтой прессе), попадает в психушку, бреется наголо, набрасывается на журналистов, пытается отстаивать свои родительские права, которых её лишили из-за происков Кевина.

Рекорд-лейбл в шоке тщится вернуть бывшую дойную корову на сцену (очевидно, затрачивая нечеловеческие суммы на психоаналитиков и фитнес-тренеров), но очередной альбом несостоявшейся поп-королевы проваливается, имидж школьницы, выросшей в диву, никого не возбуждает — ни задротов, ни домохозяек. Новые песни похожи на схватки тужащегося бобра. Вкусы изменились. Продюсеры не способны сами по себе уловить дух времени, им нужен настоящий проводник, а не кукла. В связи с этим какое-то время ходили слухи, что Бритни намерена записать альбом в соавторстве с Томом Йорком из Radiohead. Но зачем она ему нужна? Том Йорк дружит с настоящей, хоть и некоронованной поп-королевой — Бьорк. И записывает музыку с ней.


Сама Бьорк предпочитает определять так: «Я делаю Бьорк-музыку. Бьорк-музыка очень гибкая, очень интенсивная и очень богатая, но в то же время очень причудливая и всегда меняющаяся». При этом она вполне согласна с тем, что её музыка - это поп-музыка. С той лишь поправкой, что поп-музыка - это то же самое, что и фолк-музыка.

Бьорк же по поводу метаморфоз, происходящих с Бритни, говорит так: «Я сочувствую ей. Меня иногда сравнивают с ней, я ведь тоже начала свою поп-карьеру в детстве. Но у меня был выбор. Я могла послать всё, а она не может. То есть даже если она переедет в Гонконг или в Африку, она не сбежит. И это страшно. Страшно было видеть все эти газеты, в которых были её снимки без трусов. Видимо, сотни папарацци тогда атаковали её и снимали».

Все эти процессы, происходящие с Бритни Спирс, символизируют полный и окончательный крах корпоративной шоу-бизнес-машины. Утратившей связь с реальностью в сомнительной перспективе оболванивания масс. На какое-то время кого-то им удалось оболванить, впаривая рукотворных поп-идолов. Но есть нечто более сильное. Природа. Людям нужна настоящая поп-музыка, а не муляж, набитый деньгами.

Сейчас мировой шоу-бизнес и звукозаписывающая индустрия уже даже не в агонии. Агония длилась все нулевые, а теперь наступило полное разложение, апогей искусственности, окончательная леди гага.

Брайан Ино (несомненно, один из ключевых мастеров поп-ордена, серый кардинал) недавно сказал об этом в интервью газете Guardian так: «Я думаю, что эра звукозаписывающей индустрии сейчас подходит к концу и взрывается, как мыльный пузырь. Я всегда знал, что рано или поздно это произойдёт. Это как когда-то, до того, как пришёл газ, главным топливом был китовый жир… И если вы торговали китовым жиром в то время, вы могли стать богатейшим человеком планеты. История не стоит на месте. Звукозаписывающая индустрия сейчас — это всё равно что китовый жир. Что-то должно прийти на смену».

А Бритни? Бритни будет жить. Эта поп-мученица заслужила покой. И дай ей бог здоровья в день её рождения.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Грустно от сознания, что ты — для славы, а я — для тебя»

Письма Любови Менделеевой к Александру Блоку

«Для тебя есть наравне со мной этот чуждый, сокрытый для меня мир творчества, искусства; я не могу идти туда за тобой, я не могу даже хоть иногда заменить тебе всех этих, опять-таки, чуждых мне, но понимающих тебя людей; они тебе нужны так же, как я», - писала Любовь Менделеева Александру Блоку незадолго до свадьбы. Здесь она лукавила: мир творчества не был далек от девушки. Любовь Дмитриевна играла в театре, изучала балетное искусство и написала несколько работ по истории танца. Кстати, Александр Блок «разглядел» свою будущую супругу на репетиции любительского спектакля «Гамлет».

20.11.2017 19:00, diletant.media



Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

05.12.2015 08:00, Максим Медведев


А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

05.12.2015 08:00, Игорь Фунт


Чужая среди своих

Дина Рубина: «Мы живем в омерзительном регионе»

Писательница Дина Рубина живет сегодня в маленьком городке Маале-Адумим в Иудее, в нескольких километрах от Иерусалима. О том, почему она не стала частью местной литературной элиты, что поняла за 25 лет жизни в Израиле и как это повлияло на ее творчество.

20.08.2015 19:00, Алла Борисова



Метафора во плоти

Почему поэтическое мышление основано на телесном опыте

Классическая философия дуализма оказалась под угрозой: оказалось, что противостояние духа и материи — на самом деле взаимовыгодное сотрудничество. Абстрактное мышление рождается из метафор, которые опираются на наш чувственный опыт.

24.07.2015 19:00, Елена Щур


Список Тарковского

Фильмы, которые Андрей Тарковский на своих лекциях советовал своим студентам для обязательного просмотра

Режиссер "Соляриса", "Сталкера" и "Пути к Брессону" – о тех фильмах, которые помогут развить художественный вкус.

18.07.2015 18:00


«Есть ощущение, что мы живем в последние времена для свободной литературы»

Писатель Дмитрий Глуховский о текущем влиянии государства на умы

Деньги, государственная политика, вечные проблемы России, отношения с Сергеем Лукьяненко и другие герои бесед с Дмитрием Глуховским: "Государство не должно рассказывать, кто хорош и кто плох, во что мне верить. Предоставьте себя мне самому, а я сам разберусь".

08.07.2015 16:30, Temych


Любовь как источник таланта

К юбилею Константина Райкина

Сегодня празднует 65-летие Константин Райкин - актер и режиссер, мимика которого хорошо знакома не только гостям театра "Сатирикон", но и каждому советскому зрителю. Дань восторга ко дню рождения талантливого артиста.

08.07.2015 15:00, Галина Иванова






 

Новости

Задержаны 10 семей защитников парка Торфянка
Сегодня утром в своих квартирах были задержаны более 10 защитников парка Торфянка с семьями.
Технологии от школьников
В Москве стартовала открытая олимпиада 3D-технологий
Отказ пролить свет
Власти Нидерландов отказались рассекречивать документы по Boeing, потерпевшему крушение в июле прошлого года на Украине
Слабоумие вместо Паркинсона
Актеру Робину Уильямсу был поставлен ошибочный диагноз
Памятка до тюрьмы доведет
Генпрокуратура предложила возбудить уголовное дело против авторов "памятки туристам" для поездки в Крым

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.