3 января состоялась экстрадиция экс-министра финансов Московской области Алексея Кузнецова из Франции. В 2010 году он был объявлен в федеральный розыск по обвинению в мошенничестве, растрате бюджета, легализации имущества, приобретенного в результате совершенных преступлений. В 2013 году Кузнецов был задержан на курорте Сан-Тропе во Франции. Сергей Васильев вспоминает, благодаря чему Алексею Кузнецову удалось заработать крупные суммы денег и почему от его махинаций «выиграл» бюджет Московской области.
В связи с экстрадицией Алексея Кузнецова из французской тюрьмы в Россию стоит напомнить эту занимательную и поучительную историю.
Кузнецова называют сейчас в прессе проворовавшимся «чиновником», но правильней все-таки его называть «банкиром».
Алексей был из плеяды первых молодых российских банкиров 90-х, он стоял у истоков знаменитого тогда «Инкомбанка», работая первым замом у Виноградова (президента «Инкомбанка»). В нулевых, наверное, только ему из большой команды инкомовцев удалось как-то устоять и активно развернуться.
Именно за его финансовый опыт Громов, тогда губернатор Московской области, и взял его к себе заниматься всеми финансами.
После дефолта 1998-го денег на рынке почти не было, Мособласть жила с сугубо дефицитным бюджетом, денег не хватало даже на выплату зарплат бюджетникам, а по областным облигациям (выпущенным еще в 90-х) область пошла на дефолт, как и федеральное Правительство по ГКО.
Я сам хорошо помню то время, т.к. мы владели частью пакета тех облигаций и безуспешно пытались с областью хоть о чем-то договориться. Они все время отвечали: «Денег нет».
Именно в такое хозяйство и пришел Алексей Кузнецов управлять финансами в начале нулевых.
Рынки начинали уже потихоньку оживать, но налоговые поступления в бюджет были еще слабыми. Тут и понадобился финансовый и инвестбанкирский опыт Кузнецова по привлечению денег. Еще недавно Мособласть сидела в дефолте, а уже в начале нулевых под его руководством снова вышла на рынок и стала активно привлекать свежие деньги в бюджет, через облигации.
В область пошли реальные деньги, и Громов смог не только рассчитаться по зарплатным долгам, но и развернуть большое строительство в Подмосковье. Скажем, именно тогда началось строительство целой сети новых спортивных сооружений (стадионов, крытых катков, волейбольных и гандбольных стадионов, легкоатлетических комплексов и муниципальных бассейнов).
Рынок ожил тогда везде, но и Кузнецов развернул большую активность. Выпускать только областные облигации, под прямой долг бюджета было уже очень конкурентно по ставкам с другими областями, и он стал привлекать деньги не только прямо в бюджет, но и через специально созданные проектные компании в различные отрасли областного хозяйства.
Скажем, для строительства этой сети муниципальных спортивных сооружений была открыта компания «Спецстрой», которая в период с 2007 по 2008 годы построила порядка 30 спортивных сооружений в разных районах Подмосковья. Все деньги привлекались с рынка через облигации под гарантии другой «областной» структуры — «МОИТК» («Московской областной инвестиционной трастовой компании»). «МОИТК», в свою очередь, сама привлекала на рынке облигационные деньги, уже под гарантию Администрации Московской области.
Структура финансирования, задуманная Кузнецовым, была непростой, но она работала и деньги шли. Причем стояла даже очередь желающих дать им деньги!
Если посмотреть список банков и инвесткомпаний, которые тогда принимали участие в размещении тех бумаг, то там сплошь гранды: «Тройка-диалог», «Банк Москвы», «Сбербанк», «Регион», «Абсолютбанк», АКБ «Союз», «Газпромбанк», «МДМ-Банк», «Петрокоммерц», «Уралсиб» и другие.
Безусловно, в том ажиотаже по привлечению денег для Мособласти была личная заслуга Кузнецова.
Он стал привлекать деньги не только для спортивных объектов, но и для других отраслей. Скажем, для консолидации энергетического хозяйства была создана компания «Энергоцентр», для строительства жилья — «МОИА» («Московское областное ипотечное агентство»).
Кузнецов сам создал всю эту инфраструктуру, сам находил с рынка деньги для этих бюджетных проектов и сам всем этим и рулил.
Я не знаю о чем договаривались между собой Громов и Кузнецов, но губернатор полностью отдал управление этими деньгами Кузнецову — ты нашел эти деньги, ты и рули этим процессом.
Когда объем привлеченных денег был уже очень большим, Кузнецов стал не забывать и себя лично. Да. Часть денег, полученных от размещения этих квазисубфедеральных бумаг Кузнецов присвоил, но я сейчас не об этой стороне дела. Там, я думаю, есть кому разобраться и без нас.
Самое смешное и поучительное в этой истории другое!
Как это ни парадоксально, но главным выгодоприобретателем от всех этих операций с облигационными деньгами стал по факту... БЮДЖЕТ Московской области!
После начала мирового финансового кризиса, когда осложнилось обслуживание этих облигаций и посыпались все ранее намеченные планы по развитию и новому строительству, областная Администрация обвинила Кузнецова в воровстве, сочла выпуск всех этих квазигосударственных «дочек» неправомерным и... отказалась платить по своим гарантиям.
А далее, пользуясь уже административным ресурсом в судах, областной Администрации легко удалось избежать ответственности по этим обязательствам. И все эти «дочки» — «МОИТК», «МОИА», «Энергоцентр», «Спецстрой» пошли в банкротство.
И инвесторы, купившие их, в надежде на квазигосударственные гарантии, оказались с носом.
Вот такая забавная и поучительная история...
Источник: facebook.com/sergey.vasiliev.106
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Декабрь’2020: Государство расширяет границы недозволенного в Сети.
- Убить себя государством.
Уикэндовое кино от Александра Чанцева. - 7 шагов к семейной финансовой грамотности.
«Если ваши дети просят у вас совета, а не денег — жизнь удалась» — народная мудрость. - Как спасти планету, когда держишь деньги в банке.
- Дети войны .
Готово ли государство компенсировать пенсионерам тяжелое военное детство? . - Рубен Ишханян: «Мы подходим к очередной стадии в трансформации мирового порядка».
- Россия: каким будет ущерб для экономики от коронавируса?
Большинство экспертов говорят о серьезном падении ВВП и доходов населения, кризисе малого и среднего бизнеса, и переделе собственности. - «Что будет за поворотом? Мы не знаем. Но там точно будет новый кризис».
- Продал в школе слайм — сходил с другом в кино.
Нужны ли детям деньги на карманные расходы. - «Сдавайте валюту!».
Как государство изымало у граждан ценности, чтобы оплачивать индустриализацию.