Подписаться на обновления
22 январяВторник

usd цб 66.3634

eur цб 75.5481

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Общество  Экономика  В мире  Культура  Медиа  Технологии  Здоровье  Экзотика  Мнения  Дискуссии  Сколько стоит Россия?  Кофейные заметки  Сеть 
  четверг, 16 апреля 2015 года, 16:00

Боже мой, какие книжки!
О вопросах литературы в контексте современной российской действительности


Михаил Нянковский
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




2015-ый год объявлен в России годом литературы. О том, что нужно сделать, чтобы событие было поистине «литературным», с какими проблемами сталкиваются сегодня книжные издательства и почему дети на уроках литературы проявляют себя прекрасными психологами, рассказывает Михаил Нянковский, заслуженный учитель школы РФ.

Михаил Нянковский преподавал литературу в школе более 20 лет, был одним из основателей альтернативного среднего учебного заведения в Ярославле «Провинциальный колледж». В 1994 году победил в конкурсе «Учитель года России», а затем стал постоянным членом жюри конкурса. Сегодня является главным редактором книжного издательства «Академия развития» и активным участником образовательных проектов.

— Михаил Александрович, дети сейчас очень мало читают. Как вы считаете, в этом виноваты учителя литературы или всему виной плохо организованный учебный процесс в школе?
— Сколько бы я ни преподавал в школе, я слышу разговоры о том, что дети мало читают. Когда мы были школьниками, нас ругали, что мы мало читаем, так же говорили 30 лет назад, когда я начинал преподавать, и сейчас то же самое. Раньше книга для нас была важнейшим источником информации. Были книги, газеты и чуть-чуть телевизора. Сегодня очень много источников информации, в том числе и телевидение (причём не один канал, как тогда было, а сотни!) и интернет. И естественно, что любой человек не может переварить информацию выше какого-то определённого объёма. В этом объёме книга стала занимать меньшую долю. Это объективная причина, и я бы не сказал, что это смертельно.

Но если дети не читают книги, в том числе художественные, это не значит, что они ничего не читают вообще. Ведь, когда они сидят перед экраном компьютера, они всё равно что-то читают. Другое дело, что читают без разбора, не то, что нам хотелось бы.

Есть и субъективная причина – нечитающие родители. Я в детстве, например, тоже не любил читать, меня невозможно было заставить сесть за книжку, но у меня в доме читали все: бабушка, родители, сестра. И вот, когда все читают, ты невольно в это втягиваешься. Сегодня дети не видят родителей с книжкой в руках, то есть мы потеряли поколение родителей, а не детей. Вот это беда.

Что касается школы, я бы не стал во всём винить учителей. Учителя, конечно, бывают разные. Но почему-то у нас все говорят: «Дети не любят читать – виноваты учителя литературы». Но никто не говорит: «Дети не любят природу – виноваты учителя биологии». Видит Бог, не надо абсолютизировать роль учителя. Другое дело, роль образования. Мы слишком много спорим о том, как преподавать литературу, и слишком мало её преподаём. То, как учить этому предмету, известно уже лет 200, и выдумывать ничего не надо.

— И как же правильно преподавать литературу?
— Для этого существует методика преподавания литературы, я вам сейчас весь курс этой науки читать не буду. На самом деле, все знают, как это делается. Но проблема-то в том, что учителю очень многое мешает работать. Очень много вещей не имеют отношения к педагогической деятельности: мониторинги, отчётность, ведение электронных журналов, дневников – это отнимает уйму времени либо от самообразования, либо от дополнительной работы с детьми.

Когда я работал в школе, считалось, что у нас очень много формализма: мы сдавали 2 отчёта в год. Какие были золотые времена! А по вечерам мы читали книжки, и мы всегда были в курсе современной литературы. Сегодняшние учителя литературы очень мало читают: им просто некогда. Если дать учителю время почитать, всё было бы лучше.

— Как вы считаете, что учитель должен сделать, чтобы заинтересовать учеников в чтении? Чтобы они сами захотели взять в руки книгу?
— Читать из-под палки очень трудно: прочитаешь, и ничего не останется. Надо ещё не забывать, что ребёнок не просто должен читать, он должен получать удовольствие от чтения. Чтение для этого и создано. Как заинтересовать? – очень сложный вопрос. Есть тысячи всяких нюансов и приёмов, но я могу сказать об одном очень важном моменте: разговор о литературе на уроке должен быть интересен в первую очередь самому учителю. Дети очень тонко чувствуют безразличие или заинтересованность рассказчика. Причём гораздо тоньше, чем нам кажется.

Помню, когда я только начинал работать в школе, в классе была одна девчонка - пловчиха. Она жила недалеко от меня, и иногда мы шли вместе в школу. И вот как-то мы идём, разговариваем, и она мне говорит: «А ведь вы Некрасова не любите». Я говорю: «С чего ты взяла?» «Ну, по урокам-то видно», - она спортсменка, она не филолог, но она чувствует, что мне это неинтересно.

В чём, собственно, миссия учителя литературы? Он является посредником между ребёнком и писателем. Когда идёт урок по Толстому, Достоевскому, по Пушкину, перед учениками стоят не авторы произведений, а ты. И заставить их полюбить Толстого, Достоевского и Пушкина невозможно, если им не будешь ты интересен. Если тебе писатель нравится, если ты сам заводишься, тогда им становится интересно разговаривать с тобой и постепенно они приходят к книжке.

— Но, кроме того, что мало читают, у нас ещё и грамотность падает. Вы можете ясно и лаконично объяснить, зачем соблюдать правила русского языка, если они очень сложные, и не секрет, что почти в каждом из них огромное количество исключений?
— Я буду банален, но, на мой взгляд, грамотно писать нужно для того, чтобы не сделать ошибку во фразе «Казнить нельзя помиловать». Я часто не понимаю смысла сообщений, которые мне приходят в «Фейсбуке» или по смс. Я вынужден переспрашивать десять раз, потому что отсутствие запятой или не та буква совершенно искажают смысл. Эти правила существуют не для запоминания, а для того, чтобы тебя правильно понимали. У нас очень мало внимания в курсе русского языка уделяется смысловому аспекту грамотности. Мы учим правила, повторяем, но очень мало говорим о том, о чём вы меня спросили: почему это важно?

Сейчас мне приходится часто заниматься редактированием. Рукописи тоже бывают всякие, в том числе и с ошибками: пока читаешь, десять раз подумаешь, что имелось в виду. Иногда, если автор жив, обращаешься к нему, спрашиваешь, что он хотел сказать. Поставил бы он правильно запятую, я бы и голову не ломал.

— Рукописи сейчас действительно безграмотны? Считается, что у нас практически полностью исчезла редактура, и даже писатели и журналисты не обращают внимания на то, как они пишут.
— Это правда. Только не потому, что редактура исчезла. Дело в том, что она (редактура) начинается после рукописи. Взрослые люди сейчас надеются на компьютер, который сам исправит или подчеркнёт, и на редакторов и корректоров: «Я напишу как-нибудь, а корректор потом поправит». Но корректор может поправить не так, как автору хотелось бы. Я не говорю, что писатели и журналисты безграмотны, всё-таки люди пишущие – это наиболее грамотная категория наших граждан. Но многие из них проявляют некоторую безответственность при проверке своих текстов, потому что посидеть лишнее время и почитать, подумать, как тут фразу лучше построить, какое слово употребить – некогда, некогда, некогда.

— Как вы считаете, снижению грамотности в школе способствовали тесты? Как вы относитесь к введению итогового сочинения по литературе?
— Тут момент сложный. Худо ли бедно ли, но раньше у нас существовала система обучения написания сочинения. Для этого нужны особые навыки, этому надо учить – просто так, на раз, это не берётся. Потом, когда ввели ЕГЭ, учителя сначала продолжали писать сочинения, а потом они поняли, что с них этого никто не требует, и расслабились. В результате у нас сейчас система подготовки к написанию сочинения напрочь разрушена. И когда вдруг, ни с того ни с сего, вводят сочинение, никто не готов.

Но это не единственная проблема. У нас ведь большинство учеников идёт по пути наименьшего сопротивления, то есть списывают. Причём если раньше нас беспокоили сборники «500 золотых сочинений», то теперь даже сборник покупать не надо, а только нажать на кнопку. Я бы даже не возражал, если бы на всех этих сайтах, с которых списывают, были бы грамотные тексты. В конце концов, списать или запомнить хороший грамотный текст – это даже не плохо. Но там же ерунда полная!

— Что же тогда делать? Как проверять знания по литературе?
— Навык создания текста, навык монологического письменного или устного высказывания – это очень важный навык. На мой взгляд, выпускник средней школы – это человек, который должен знать, что сказать, как сказать и уметь это реально делать. Поэтому что-то вроде сочинения нужно. Я, да и не только я, уже много лет предлагаю простую форму сочинения по литературе. Приходит ученик на экзамен, он знает, как читать текст и как его анализировать. Ему даётся текст, и пусть он прямо здесь и сейчас его анализирует и оценивает. Для этого понадобится актуализировать все свои представления о литературе, применить навыки анализа литературного текста. А сегодня дети только память напрягают: они начинают мучительно вспоминать, что им говорили на уроках. Для этого интеллектуальных способностей не надо, и сочинения проверяют только память и умение обернуть всё в нужные слова.

— То есть, вы предлагаете сделать в обучении упор на анализ и теорию литературы?
— Теория – это инструмент. Никто не предлагает изучать высшую математику без таблицы умножения или физику без законов Ньютона. Почему-то считается, что литературу можно изучать, не зная ни одного закона. То есть, теорию литературы в определённом объёме, конечно, знать надо. Зачем нужен анализ текста на уроке? Чтобы потом, когда ты читаешь книжку, ты не скользил по сюжету, а цеплялся за что-то важное. Мне кажется, что задача учителя литературы – научить ребёнка понимать, что в тексте стоит за этим словом, оборотом, приёмом, фигурой речи. Если ребёнок этому научился, значит, он научился грамотно, глубоко, аналитически читать. Давайте это на экзамене, и проверим. А если он не научился, значит, либо ему 3 поставим, либо учителю.

— Но ученики часто жалуются: «Мы разбираем текст, и учитель говорит, что синие занавески в поэме символизируют глубокую грусть лирического героя» - а синие занавески, по мнению ученика, символизируют синие занавески.
— Я боюсь, что в этом случае ученик прав. Учитель не должен навязывать своё мнение, он должен подталкивать учеников к самостоятельной оценке. Более того, всё, что нужно найти в тексте, есть в самом тексте. Если учитель говорит, что синие занавески что-то символизируют, ученик вправе спросить: «Откуда вы это взяли?». Конечно, есть вещи, которые дети не знают, например, литературная традиция. Учитель может сказать: «Если у Блока в стихах возникает синий плащ, то по традиции, синий цвет означает то или то». Но это не значит, что Блок тоже так думает, просто это надо иметь в виду. Дальше ребёнок сам соображает, складывается ли картинка: если это действительно так, тогда про что стишок? Здесь же масса вариантов, и не надо точек ставить.

— Вам не кажется, что сейчас в школе учеников в большей степени готовят к экзаменам, а не учат аналитически мыслить?
— Насколько я знаю наших учителей, особенно филологов, они всегда параллельно занимались двумя вещами: учили думать и готовили к экзаменам. Бывали такие редкие времена, например в начале 90-х годов, когда на экзамене стали действительно оценивать способность мыслить, способность разбираться. Это был короткий период. Я не очень верю в то, что у нас есть учителя, которые кроме как подготовкой к экзаменам ничем не занимаются. Зачем человек идёт работать в школу? Ну не для того же, чтобы заработать деньги – их там не заработаешь. Ну не для того же, чтобы натаскивать ребёнка на экзамены – это неинтересно. Он туда идёт за чем-то большим.

— Вы сказали, что в 90-х был период, когда экзамен совпал с проверкой на зрелость, может нам стоить взять за основу ту систему образования?
— Вернуться в 90-е?

Там был особый период, я думаю, что такого периода уже не будет. Это были первые постсоветские годы, мы освобождались от всех старых рамок. В первое время это освобождение принесло расцвет. Мне как раз повезло, я именно в это время работал в школе: конец 80-х начало 90-х - для меня это были лучшие годы. Но, к сожалению, любой расцвет порождает и негативные явления. В какой-то момент началась вольница: что хочу, то и ворочу. Причём это касалось как учителей, так и детей. Например, учили детей высказывать собственное мнение, и они начали высказывать, только перестали слушать чужое. Учителя говорили: «А я хочу вот так преподавать, а я вот это изучать», - а бедный ребёнок не успевал за ними. Поэтому всё равно всегда нужны какие-то стандарты обучения, рамки.

— Михаил Александрович, 2015 год объявлен годом литературы. Вы лично будете участвовать в каких-то проектах, всероссийского масштаба или областного?
— (Вздыхает) Я готов участвовать во всех проектах всероссийских, областных, районных, дворовых и межпланетных, потому что всю свою жизнь я, так или иначе, связал с литературой. Проблема в другом: я не очень понимаю, что предполагает год литературы. Так же, как я не очень понял, что предполагал год культуры.

Дело в том, что если мы действительно хотим чего-то добиться, нужны деньги – и немалые, и нужна некая политическая воля. Просто объявить год литературы недостаточно.

Вот возьмём, например, проблему детского чтения. Если уж мы объявили год литературы, значит, нам нужны некие дополнительные усилия. Во-первых, нужна поддержка детской литературы. Я как издатель понимаю, что происходит, и могу об этом говорить. Что у нас издаётся в детской литературе? То, что гарантированно купят родители. Поэтому новому детскому автору, будь он трижды талантлив, не пробиться на рынок, потому что издатель не самоубийца, он не будет рисковать. Он лучше издаст Михалкова, который хуже этого нового молодого поэта, но которого знают родители. Родители на нём воспитывались, они его давно не перечитывали, поэтому качество текста их уже не интересует, но они знают, что ребёнку надо прочитать «дядю Стёпу». Почему не издают новых авторов? Потому что рискуют: «Не будут покупать, следовательно не отобьём деньги, не получим прибыль».

Значит, что может сделать государство? Во-первых, оно может помочь с пиаром этого нового автора. У нас ни на одном телеканале, даже на «Культуре», нет ни одной передачи по литературе. Есть, правда, программа Игоря Волгина, но она для тех, кто уже что-то в литературе понимает. А что делать тем, кому это еще не доступно?

Во-вторых, поддержите финансово талантливых молодых авторов, хотя бы в этом году. Дайте им какой-то шанс. Если бы издательство получило некую страховочную финансовую «подушку», оно, может быть, и рискнуло бы немножко денег вложить в нового автора. А если ещё на государственном канале его два раза в год покажут, то это будет старт, и дальше писателя будут издавать, потому что он известен.

То же касается и федеральной программы поддержки чтения. Кто знает, что она у нас есть? Да никто, кроме разработчиков. Она есть, она не работает.

Для этого всего нужны средства – и немалые. Я нигде не слышал, чтобы на год литературы выделялись какие-то деньги. А сейчас, в ситуации кризиса, думаю, что их и не будет. Тогда надо привлекать к этому наших меценатов и предпринимателей, для чего повторяю, нужна политическая воля. Поэтому я не сильно обольщаюсь насчёт года литературы, хотя идея сама очень хорошая.

— Вы – главный редактор издательства, которое специализируется на учебной литературе. В частности, вы издаёте много пособий для ЕГЭ и ГИА, но практически не выпускаете, например, книги с критикой на литературные произведения. Получается, это следование коммерческой выгоде? Как вы считаете, книжное издательство должно следовать спросу покупателей или этот спрос подтягивать до высокой, качественной литературы?
— Тут дело обстоит очень просто: у издателей, особенно у провинциальных (областных, городских) выбора, что издавать нет, потому что издавать можно только то, что продаётся. Даже если издатель захочет выпустить хорошую книгу, но не будет уверен, что покупатель её купит, он не будет рисковать. Если покупатель идёт в магазине мимо книги, которую он никогда раньше не видел и которой не слышал, то он вряд ли ею заинтересуется. Значит, издателю надо ещё вложить деньги в рекламу этой новой книги. А рисковать прибылью, да ещё и вкладывать свои собственные деньги на пиар никакое издательство не будет, если нет гарантий.

У меня, как у редактора, есть выбор: издать пособие по подготовке к ЕГЭ по математике, которую сдают гарантированно 100% или по литературе, которую сдают только 3%. А из этих 3% аналитическую литературу, необязательную для подготовки, купят тоже только 3%. Вот и смотрите, чего у нас на полках книжных магазинов больше.

Поэтому, ещё раз повторю, нужна поддержка государства. Ведь, если у издательства, как у любого бизнеса, главная цель – получение прибыли, то у государства цели немного более возвышенные. У нас есть несколько всероссийских издательств, которые могут себе позволить формировать спрос читателей, но это те, которые могут рассчитывать на какую-то государственную поддержку.

— Вы можете назвать конкретно эти несколько издательских домов?
— Нет конечно, они же мои конкуренты. (смеётся)

— «Академия развития» в их число не входит?
— На всероссийском рынке мы издаём только коммерчески успешные книги, а вот на местном уровне мне иногда удаётся издать какие-то интересные, но малоизвестные произведения или сборники. Даже на международной книжной ярмарке в Москве у крупных издательств полки заставлены массовой литературой, бестселлерами. А маленькое издательство сидит с тремя книжками, которые оно выпустили за этот год, но смотришь: «Боже мой, какие книжки!»

Беседовала Елизавета Королева




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Записки вятского лоха. Январь, 2019 г.

Про «Игру престолов», пропаганду, Титаник и баню

Вспомнил вдруг, что знаменитую хоккейную суперсерию 1972 года мы выиграли. Специально посмотрел — ан нет, проиграли, оказывается. Но пропаганда в СССР была настолько сильна и настроена таким образом, что у нас, советских мальчишек, отложилось, что будто выиграли.

12.01.2019 16:00, Игорь Фунт


Записки вятского лоха. Ноябрь, 2018

О футболистах, Собянине и диссертациях

Если мы получим вдруг сигнал из космоса о гибели инопланетной цивилизации, то, в первую очередь, полетим им на выручку, запомните! Уже потом — пенсии, зарплата учителям и детские пособия. Потому что помощь братьям по разуму поважнее Крыма, Украины и Сирии будет. Понятно?

10.11.2018 16:00, Игорь Фунт


Как женщины становятся тётками

Тетка — это всегда ужатие себя ради других, жизнь чужими интересами

Часто мужчины возмущаются, увидев, что из тонкой и звонкой девочки, которой когда-то была их возлюбленная, вдруг вылупилась тетка. Они считают, что их обманули. Подсунули вроде как некачественный продукт. Была студентка в белой шапочке, танцевала на дискотеке, читала Мураками, мечтала поехать в Париж, и вдруг — она.

04.11.2018 09:00, Морена Морана, zen.yandex.ru


Повернуть реку токсичности вспять

О том, как в людях рождается любовь

За полгода до смерти прабабушки я сидел рядом с ней и она вдруг начала рассказывать про обыск в квартире, когда арестовывали ее отца. Вчера ночью прабабушка умерла. Я где-то час не мог понять, она притихла или уже умерла и остывает. Я чувствовал очень некомфортную смесь облегчения и грусти. Я никогда не забуду, какой она стала холодной.

03.11.2018 16:00, Василий Сонькин, facebook.com/sonkine


Записки вятского лоха. Октябрь, 2018

Про Крым, правительство и iPhone 11

Еду в метро. Народу немного, сел. Рядом мужик разгадывает кроссворд, пишет: «Баббентон». Я запереживал — не сойдётся ведь. А он фигачит по вертикали: «Асьменог».

09.10.2018 16:00, Игорь Фунт


«Молодость» в стиле Лимонова и старость в духе Мамонова

Размышления по поводу книги Андрея Ткачёва «Возраст зрелости» (Эксмо/Воскресение, 2018)

Новая книга известного писателя, проповедника и телеведущего протоиерея Андрея Ткачёва «Возраст зрелости» продолжает цикл его миссионерской публицистики о различных социальных и бытовых вопросах. Как можно догадаться уже из названия, посвящена она такой неизбежной для каждого проблеме, как старость. Старость, старение — «не в радость», по Ткачёву, «преддверие смерти» (вспомним суровое кьеркегоровское «болезнь к смерти»), то есть проблема не только социальная, но и мировоззренческая, философская. Неизбежная, подчёркивает автор, по замыслу Творца, но не самого человека: отношение к старости в православии сильно отличается от обыденного.

30.09.2018 16:00, Алексей А. Шепелёв


Конец руководства

Как научить менеджеров действовать

Мне кажется, что учим мы совсем не тому. Конечно, цифровые навыки важны. И вся эта когнитивная история тоже. Социальные навыки, понятно, полезны. Учить учиться — правильно. Все это, товарищи, очень хорошо. Но бесполезно без одного привитого навыка. Называется он УРР или умение работать руками.

03.09.2018 16:00, Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin


Записки вятского лоха. Август, 2018

О старой музыке и новых обвинительных приговорах

Эра диско ещё не наступила, но песни уже вовсю гуляли — пойманные предприимчивыми чуваками по радио ли, переписанные с привозного дипломатского винила, не важно. В середине 1970-х тренер по боксу включал «пузырям», как он нас называл, «Санни». Для упражнения под названием «бой с тенью», потому что бой — это танец. Танец — это жизнь. А жизнь — это смерть. В смысле того, что ты умер для общества как индивид, как личность, как гражданско-совковое лицо. Став коллективистской частью команды, ратующей за одно только святое дело — добыть победу во что бы то ни стало, даже ценою жизни (гипотетически). И это было счастьем.

19.08.2018 19:00, Игорь Фунт


Когда лучшее — враг хорошего

Почему погоня за лучшим часто даёт обратный эффект

У «морских котиков» ВМС США существует специальное упражнение: человеку связывают руки за спиной, связывают лодыжки и бросают его в бассейн глубиной 3 метра. Его задача – выжить в течение пяти минут. Как это часто бывает на тренировках «морских котиков», подавляющее большинство новобранцев терпят неудачу. Многие сразу впадают в панику и начинают кричать, чтобы их вытащили. Некоторые пытаются плыть, но уходят под воду, и их приходится вылавливать и откачивать. За годы тренировок неоднократно бывали даже смертельные случаи.

07.08.2018 19:00, Dmitry Fomin, facebook.com


«Не могу молчать!»

Письмо дочери Толстого от 1933 года, в котором она обличала зверства Сталина

ABC опубликовала в Испании в эксклюзивном порядке это послание Александры Толстой, в котором она писала, что миллионы русских и украинцев «умирали в тюрьмах и лагерях».

06.08.2018 19:00, Исраэль Виана (Israel Viana), inosmi.ru






 

Новости

Легендарный авиамузей в Монино будет закрыт
Авиамузей в Монино будет закрыт, а его территория передана под застройку.
В Калмыкии пропала студентка, снявшая на видео вброс бюллетеней на выборах
В Калмыкии пропала Айса Хулаева, студентка, которая была наблюдателем от партии "Справедливая Россия" на выборах в селе Приманы. Она зафиксировала на видео вброс бюллетеней, её же забрали следователи и после уже два дня как с девушкой нет связи, никто из её родственников и знакомых не знает, где она. Об этом сообщил "Кавказский узел".
Сегодня утром было разогнано собрание жителей Бурятии перед зданием регионального правительства в Улан-Удэ
11 человек задержаны, трое из них побиты. Одна из участниц собрания госпитализирована. Судьба остальных на данный момент неизвестна, попытки дозвониться до местного ОВД результатов не дают.
В Волоколамске обстреляли водителя мусоровоза, сообщают очевидцы
Водитель мусоровоза, перевозившего ТБО на полигон «Ядрово», получил ранения в ходе обстрела фуры. Об этом сообщают участники паблика «Ядрово. Задыхаемся» со ссылкой на полицию.
В бочках, обнаруженных дзержинскими рейнджерами, оказались вещества максимального класса опасности
Замаскированные химотходы, вывоз которых предотвратили «дзержинские рейнджеры», оказались веществами первого, наивысшего класса опасности. Если бы активисты не поймали на месте преступления перевозчика отходов – «Лук-регионы», то отравляющее вещество попало бы на обычную коммунальную свалку.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.