Подписаться на обновления
24 маяЧетверг

usd цб 61.5945

eur цб 72.1826

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  четверг, 29 сентября 2011 года, 11:06

Борис Юхананов, Алексей Тютькин: «За новопроцессуальными произведениями будущее»
Театральный режиссёр и кинокритик: разговор Монстра и Менестреля о сути видеоискусства


Борис Юхананов
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Так, наверное, бессмертный ангел, явленный нам в облике человека, может быть различён нами, если мы прильнём, воспользовавшись собственным интуитивным чутьём или проницательностью, к принципам, по которым организовано его сознание.

Бывает, что творческий человек всю жизнь занимается определённым направлением, выбрав себе один-единственный путь. Но есть художники, которые открывают себя во многих областях творчества.

Таким многоликим Протеем является Борис Юхананов — театральный режиссёр; один из основателей «параллельного кино»; критик в журнале «Сине Фантом»; теоретик (работы «У тебя в руках твоя голова. Диалог о видео», 1986; «Имаго-Мутант», 1988; «Теория видеорежиссуры», 1988; «Фатальный монтаж», 1989, размещены в Сети по адресу you-mir.ru)...

Борис Юхананов также практик идеи «видеокино»/«медленного видео» (на 33-м Московском кинофестивале в рамках программы «Сине Фантом» прошла ретроспектива фильмов Б. Юхананова); он участник клуба «Сине Фантом», в котором юханановские обсуждения фильма иногда бывают интересней самого фильма. Он также один из создателей «ЛабораТОРИИ», в которой текст Торы исследуется с помощью театральных практик.

А ещё Юхананов создатель и руководитель Мастерской индивидуальной режиссуры (МИР; в 2011 году МИР-4 снова набирает людей, которые хотят обучаться и творить), в которой из восьми «регенераций» постановки «САД» (по А.П. Чехову) выросло не одно поколение творческих людей.

Кроме этой «протеичности» и многоликости, в Юхананове весьма ярко проявляется то важное действие по отношению к искусству и культуре, которому следует у него поучиться, — поддержание непрерывности процесса.

Искусство и культура не выносят остановки — они начинает бронзоветь, и потом, что самое неприятное, их начинают изучать. Борис Юхананов на своём примере показывает, как можно оставаться живым, — нужно лишь постоянно мыслить и работать. Жизнь и искусство останавливаются только в одном случае.

Несомненно, никто не заставляет творческого человека бежать без оглядки — бег ради бега не имеет смысла. Всегда можно остановиться и поразмыслить. Но размышлять следует лишь о том, куда и как двигаться дальше.

В одну из таких остановок Борис Юхананов согласился ответить на вопросы кинообозревателя Алексея Тютькина. Но внезапно всё оказалось сложнее и интереснее — что, впрочем, и характерно для деятельности Юхананова — Борис Юрьевич решил задать несколько вопросов Алексею Тютькину…

Так начался разговор.


Вопросы Менестреля Монстру

— Театральные практики были не всегда такими разнообразными, какими стали в начале XX века, когда к шекспировско-расиновско-чеховской традиции добавились брехтовский, артодианский и многие другие театры. Близка ли вам концепция крюотического театра Арто, который попытался вернуть нам катартический театр древних греков, или, шире, идея театра, направленного на некое очищение и/или просветление?
— В моей краткой библиографии (и, конечно, далеко не полной) на сайте «МИР» публикуется работа «Фрагменты из «Напоминания Нормы», там вы найдёте главку, которая называется «Безответственная беседа с Алёной Карась о Гротовском и Арто». Там есть исчерпывающий фрагмент о моём отношении к Арто и Гротовскому.

Таков и нынешний спектакль Бориса Юхананова — свободная композиция по страницам священного текста, максимально приближенного к современным условиям. Каждый здесь ищет и находит своё место и своё содержание. Радостно видеть, как монументальные и отвлечённые конструкции эпической поэмы Гёте оказываются резкими, в духе «Новой драмы», и массово доступными. Наиболее дотошно и подробно Юхананов поставил именно первые страницы «Фауста», обычно бегло пробегаемое «Посвящение» и два пролога — в театре и на небесах, из-за чего акценты спектакля смещаются. И значительно. Поиски доктора Фауста зарифмовываются с театральными происками авангардистов, а идеи и месседжи «Фауста» крутятся вокруг театральной метарефлексии.

Если коротко сказать об отношении Арто с аристотелевским понятием очищения, то здесь основным вопросом, как мне представляется, окажется вопрос о том, где происходит сегодня очищение (просветление) — на сцене или в зале?

Думаю, что катарсис в новомистериальных практиках переместился из зрительного зала на сцену (экран). Я подчёркиваю этот момент ещё и потому, что сегодня трудно представить себе то совершенное единство зала и сцены, внутри которого пребывал окутанный страстями полиса греческий театр.

Для свершения «катартического» театра сегодня требуется создание особого рода единства хотя бы на сцене.

У этого единства масса имён, во многом исчерпанных ХХ веком: это и ансамбль в русской традиции, идущий от идеи «художественного театра» — кстати, идея эта рождена не русским театром, а французским; это и идеи соборности Вячеслава Иванова и то, что принято называть в конце ХХ века арт-группой, — это особого рода единство, которого стремился достигнуть в своих опытах Гротовский, по сути, связав свою театральную практику с опытом древнего посвящения.

Догадываюсь, что Арто по своей природе был глубоким индивидуалистом, отдельным поэтом, грезящим о реализации своих театральных идей не через объединение людей с этими идеями, а, может быть, через особого рода изменённую форму театральной постановки, из которой удалён логос, а визуальное воспалено.

В этом смысле сегодняшний визуальный театр, театр перформанса, театр, избегающий драматического, может быть, и является подлинным наследником Арто, например театр Ромео Кастеллуччи.

Я, конечно, двигаюсь в какую-то другую сторону, поэтому последние годы я занимался театром, который тесно связан с понятием арт-общины, с идеей об арт-общине, которую я позволил себе назвать «Новый еврейский театр», то есть я занимаюсь таким театром, который мог привидеться господину Арто, возможно, только в страшных снах.

Там, в этих страшных снах Арто, неуничтожимые новые иудеи беспощадно казнят новых неуничтожимых язычников, празднуя в этих художественных актах необратимо приближающееся объединение всего человечества.

— Можно ли определить понятие «театральность», уточнить какие-нибудь её свойства и параметры? Или даже так — а существует ли она?
— В замечательных трудах Анатолия Александровича Васильева, которые по-своему продолжают русскую традицию XX века, выраженную в искусстве Мейерхольда, Вахтангова, Михаила Чехова, раскрыта так называемая теория игрового театра, в которой Васильев показал принципы той театральной игры, что пронизывает допросвещенческий театр, то есть театр Возрождения, театр античный.

Исследуя природу существования актёра, Васильев обнаружил необходимую дистанцию, которая должна существовать между персоной и персонажем. Именно благодаря этой дистанции и пользуясь ей, персона управляет персонажем, пуская его по путям развития драмы.

Наличие этой дистанции в природе театрального или кинематографического зрелища позволяет нам говорить о театральности.


— При встрече участников «ЛабораТОРИИ» с Ромео Кастеллуччи вы сказали: «Для меня театр не текст. Это речь. Постоянно саморазвивающаяся структура. У нас нет пьесы, которую мы ставим. У нас есть спектакль, который пишет для себя пьесу. Результатом спектакля является пьеса. А не началом». А ещё раньше, в эссе «Театр целиком», вы писали: «Текст не человек, он мёртв, им невозможно работать, его приходится оживлять». Становится понятно, чем оперирует театр, — речью. Тогда чем же оперирует кино — текстом, речью, чистой визией? И чем оперирует видео?
— В своё время, раздумывая об этих темах, а было это в конце 80-х годов, я ввёл для себя рабочие понятия «модель» и «макет», как бы разделив всё процессуальное искусство на моделирующие и макетирующие практики.

Модель я определил как производное от уже существующего, а макет — как производное к ещё не существующему. Тогда, в конце 80-х, мне показалась достаточной эта оппозиция: видео я относил к моделирующим практикам, кинематограф — к макетирующим.

В рассуждениях о кинематографе я имел в виду, например, ту необходимую галлюцинацию, которая фиксируется в виде сценария на бумаге, далее отправляется в свою реализацию.

Это особым образом смакетированный мир, как бы предшествующий самому себе, подчинённый априорному расчёту и представлению (воображению). Видео из самой реальности вырезает для себя то вещество, которому предстоит стать художественной тканью фильма, собственно, к этому оно и предназначено самим составом собственных технологий.

В этом смысле видео, конечно, — это речь, в то время как кинематограф — там, где он граничит с документальной съёмкой, используя в своём производстве как естественные, так и искусственные структуры, т.е. особым образом смешивая реальность как таковую с искусственно организованной средой, для получения которой кинематограф пользуется мощными техническими средствами, — оказывается всё равно текстом, для производства которого потребовалась речь.

Итак, мы может сказать, в своём оперативном инструментарии видео тяготеет к речи, а кинематограф к тексту, что не исключает, естественно, бесконечного разнообразия, рождающегося в результате их взаимодействия друг с другом.

— Увлёкшись идеей «медленного видео» и даже сняв, следуя её положениям, короткометражный фильм, хочу спросить: можно ли выполнять «фатальный монтаж» не используя два видеомагнитофона (вы назвали этот процесс монтажа «видеоджазом»), а прямо внутри видеокамеры? То есть зарядить в видеокамеру «матрицу», найти через видоискатель определённое место и поверх него, фатально стирая часть «матричной» съёмки, зафильмировать «врезку»?
— Я должен отослать вас к статье «Фатальный монтаж», именно там я формулирую фатальный монтаж как монтаж, осуществляющийся самой съёмкой, то есть фатальный монтаж как раз и является тем, что вы предлагаете, и ничем иным он являться не может: он потому и фатальный, что сама судьба съёмки участвует в его производстве.

Спектакль этот балансирует на грани современного искусства и театра, он — нечто среднее между инсталляцией и сценой, игрой в искусство и искусством игры, игрой со смыслами и выявлением смысла. Отсюда и недоумение, и запах провокации, и тысячи возможных трактовок.

Видеоджаз, то есть монтаж при помощи двух магнитофонов (как когда-то в 80-е), уместнее было бы назвать спонтанным монтажом. В технике фатального монтажа я полностью произвёл матрицу фильма «Сумасшедший принц Японец».

Более того, во время съёмок этого фильма я не вынимал заряженную трёхчасовую видеокассету из камеры Video8, но, двигаясь вдоль съёмки и жизни, я последующим эпизодом вышибал предшествующий, естественно, предварительно установив нужное мне место в матрице.

Видеокамера в этот момент оказывалась своеобразной «темпоральной скрипкой», пользуясь которой я перемещался из одного эпизода-времени в другой.

Стирание, или вычёркивание, как особого рода волшебный пунктир накладывалось на непрерывность матрицы, рождая внутри неё особый вид дискретного переживания, отражая тем самым невозможные для реального протекания времени перемещения и стыки между ними.

Непрерывность одного процесса съёмки внутри эпизода сталкивалась с новой непрерывностью, рождая временной и действенный рельеф фильма.

Всё это происходило на протяжении нескольких месяцев съёмки, и все эти темпоральные операции (надрезы) производились на теле всё той же самой трёхчасовой кассеты, которую я вынул из камеры только после окончания всего процесса.

А вот потом, при создании окончательной вариации главы романа, я покрыл тело матрицы ещё и монтажом, естественно, существенным образом сократив время фильма.

Таким образом, сам фильм «Сумасшедший принц Японец» существует у меня в форме матрицы, сделанной на принципе фатального монтажа и вариации, при производстве которой применён, как это часто у меня бывает в вариациях, монтаж по композиции без нарушения временной последовательности эпизодов, то есть, попросту говоря, я просто убираю лишнее, что кажется мне неуместным для конкретной вариации. «Японец» существует как матрица с одной вариацией.

Вслед за Годаром, который декларировал, что в каждой монтажной склейке — ложь, ваши ученики Александр Дулерайн и Дмитрий Троицкий в фильме «Юность конструктора» идут ещё дальше: «Поговорим о монтаже! Этом скальпеле, полосующем трепещущую и кровоточащую ткань события. Изощрённый садизм! И во имя чего?! Смысла? Красоты? Просто так?» Что для вас значит «монтаж»?
— Прекрасный комбинаторный инструмент, позволяющий выразить неконститутивную, ничем не обоснованную, ни на что не опирающуюся и ничем не подкреплённую, кроме самого монтажа, власть художника над реальностью.

— Основное положение видео — это «не кадром, а единой линией мыслить надо» . Но вы также писали, что «фатальный монтаж не отменяет непрерывную линию видео, но возводит в степень пунктира. В зонах пропуска накапливается фатум. Принцип этих наложений является мощнейшим способом приобретения энергетики видео». В результате всё же получается фильм-пунктир, фильм-дискретность, эллиптический фильм — как же тогда разглядеть в пунктире непрерывную линию?
— Свойства изначальной непрерывности снабжают видеоткань особенными качествами, проявляющимися в природе существования человека, в движении самой камеры, в том, как развивается история внутри эпизода, в том, чем объявляет себя фактура реальности, и оттого, что мы в работе вариации прерываем этот непрерывный процесс для осуществления властного стыка, это никоим образом не означает, что мы изменяем саму природу художественной ткани, образовавшуюся под воздействием непрерывного импульса съёмки.

Так, наверное, бессмертный ангел, явленный нам в облике человека, может быть различён нами, если мы прильнём, воспользовавшись собственным интуитивным чутьём или проницательностью, к принципам, по которым организовано его сознание.


— Приверженцы «медленного кино», совершенно разные режиссёры Альберт Серра, Педро Кошта, Лисандро Алонсо, Бела Тарр, пытаются уйти от дискретности кино, снимая длинные сцены (Лав Диас увеличивает длину одной сцены иногда до часа), превращая таким образом — по духу — кино в видео. Не было ли «видеокино», которое вы придумали, по духу скорее кино, чем видео?
— Все перечисленные вами режиссёры остаются подлинными кинохудожниками, просто каждый из них по-своему добивается средствами кинематографа, включающими в себя подчас тотально (искусственно, искусно) переформатированную реальность, особого рода идентификации с глубинными процессами жизни, которые можно ухватить, соблюдая непрерывность временного течения.

При этом монументальность достигается у некоторых из них за счёт подробнейшей разработки плана-эпизода, массы искусственных внедрений, то есть за счёт априорных изобретений, которые они отправляют внутрь реальности, предназначенной для непрерывного взаимодействия с камерой.

То, что делаю я, по духу, скорее всего, принадлежит какому-то очень древнему способу выговаривания структуры мира. Просто видео, на мой взгляд, оказалось наиболее предназначенным для этого инструментом.

— Фильмы-главы из «видеоромана в 1000 кассет» «Сумасшедший принц» демонстрируют потрясающую свободу актёрской игры — её даже сложно назвать актёрской, так как это особое существование видеоактёра в коммуникации с видеоавтором/камерой. Видеоавтор становится тем, кто «заряжает» актёра, создаёт провокацию, а потом считывает её камерой в пространстве игры и «постструктурирует» в монтаже. Как происходит это художественное провоцирование? Если можно, расскажите, как оно происходило, например, при съёмке потрясающего монолога Евгения Чорбы (как вы его спровоцировали? Снято ли это одним дублем? Возможно ли это повторить?) из главы видеоромана «Сумасшедший принц Фассбиндер» — ведь чорбовский монолог о тоске Райнера Вернера Фассбиндера невозможно сыграть «актёрски»: это некий шаманизм, камлание на темы кинематографа, видео, тоски, театра, любви.
— Спасибо вам, Алексей, за прекрасные слова об актёрах «Сумасшедшего принца» и о Жене.

В медленном видео не может быть дублей, это исключено. Я недаром назвал компанию, которая производила видеороман, «Всемирный Театр Театр Видео». Самому матричному путешествию подчас предшествовала специальная работа, в которой формировались идеи, принципы, природа существования и многое другое, что является неотъемлемой частью видеопроцесса.

Чтобы описать эту работу, я должен был бы выйти на территорию, которую я называю новоуниверсальный, или новомистериальный, метод — это отдельный большой разговор, в данном случае он связан с таким понятием, как жизнетворческая территория, которая особым образом создаётся группой соавторов.

Ещё одним важным моментом является особого рода медиуматическое восприятие режиссёром своих актёров. Это относится и к новой педагогике, которую разрабатываю вот уже практически четверть века.

Суть её в следующем — не ученик должен стать медиумом своего учителя, а учитель — медиумом ученика. Учитель, режиссёр должен принять позицию «высокого повитушничества», стать повивальной бабкой на службе у рождающегося тела, речи, мысли и действия.

По пути этой своей службы он текстует речь, не только речь актёра, но и речь мира, как бы приберегая детали и явления, рождающиеся в процессе съёмки, для будущих вариаций.


— Не является ли фундаментом «медленного видео» только лишь харизма видеоактёра? Впрочем, я не подразумеваю под харизмой банальное обаяние, а способность создавать и поддерживать энергетическое поле между видеоактёром и видеоавтором и передавать его интенсивность.
— Да, это так! Харизма в вашем понимании этого слова, конечно, необходима видеоактёру. Другое дело, что видеоактёром может оказаться явление внеантропологическое.

Например, лошадь, куст или ураган, который обрушился на пейзаж. Если между явлением мира и видеоавтором возникло упоминаемое вами энергетическое поле, то, конечно, уже дело видеоавтора услышать за начавшейся речью мира вариативный потенциал будущего видеотекста.

— Будут ли ещё появляться на DVD фильмы из видеоромана «Сумасшедший принц» (уже вышли «Вторая глава. ИГРА В ХО», «Третья глава. ЭСФИРЬ», «Четвёртая глава. ФАССБИНДЕР», «Пятая глава. ЯПОНЕЦ»)? Как вы относитесь к пиратскому распространению ваших фильмов в интернете?
— Да, я собираюсь продолжить работу над каждой главой из видеоромана и в конечном итоге выпустить все 20 глав (в тексте «Википедии» приведён полный список названий глав видеоромана), то есть мне предстоит ещё сделать 16 окончательных вариаций.

Надеюсь, что к лету 2012 года я закончу работу над главами «Особняк», «Обратная перспектива», «Крылья» (хотя огромной печалью для меня является потеря части матрицы «Крыльев»), «Сумасшедший принц «Трактористы-2».

Матрицы в будущем я собираюсь выложить целиком в интернете, это будет частью моей стратегии интернет-архива. Кроме того, мне было бы интересно издавать свои видеофильмы прямо в интернете, выкладывая их поэпизодно.

Мне кажется, Сеть — это естественная форма, в которой мои фильмы могут прийти к зрителю, что не отменяет и других общепринятых ритуалов показа. Плохо, конечно, если на каком-либо сайте не указывают имена создателей фильма, это помогло бы потенциальному зрителю лучше ориентироваться в контексте просмотренного. Если есть такие упущения, их надо устранять.

— Как можно в кино, видео или театре создать произведение, которое не омертвеет (хотелось бы добавить слово «никогда», но, точнее всего, этого делать не следует) и к нему будет интересно обращаться для того, чтобы размышлять, чувствовать, развиваться? Произведение, которое будет нужно, как нечто материальное, необходимое для жизни — воздух, вода, хлеб?
— Искусство, при помощи которого создаются такие произведения, я называю «искусством новой процессуальности».

Мне кажется, что за новопроцессуальными произведениями будущее. Это особого рода работа, которая происходит с тем, что в новоуниверсальном понимании я называю темпоральной реальностью, в отличие, например, от постмодернистского термина «виртуальная реальность».

Природу этого искусства я изучаю на территории, которую в рабочем смысле называю новоуниверсальной, или новомистериальной, именно такими проектами явились для меня все мои основные произведения последних двух десятилетий и практический опыт их осуществления, в котором участвовало огромное количество самых разных людей.

И, конечно, в рамках этого диалога мне было бы трудно определить те методы и принципы, при помощи которых может быть осуществлён подлинный новопроцессуальный проект, поэтому ограничусь намёком.

Речь идёт о развитии универсального потенциала личности. Чуть подробнее я об этом говорю в беседе с господином Гордоном на канале «Психология», эту беседу можно легко найти в интернете. Полноценное высказывание надеюсь сделать в книге, над которой сейчас работаю.


Вопросы Монстра Менестрелю

— В ваших статьях и дегустациях кинематографа вы проявляете подлинную любовь и, может быть, даже страсть к этому виду искусства. Как случилась эта любовь? Эта страсть? Как всё началось и куда всё это направляется? Не является ли это частью вашего одиночества, то есть того состояния сознания, которое подчас наследует подлинный поэт от своего дара?
— А случилось всё это недавно, примерно полтора года назад, — из жаркого желания высказаться. Мои эссе о кино — это не работа кинокритика (я стараюсь не выносить оценочных суждений), киноведа (я мало знаю о кино), рецензента (я не пересказываю фильмы), а опыт познания себя через кино.

Поэтому я и стою на позиции, что «кино — дело одинокое», и именно поэтому страшусь совместных просмотров, словно опасаясь, что люди в темноте зала своим молчаливым давлением деформируют меня, как вода на глубине тысячи метров катастрофично сжимает обшивку батискафа.

И это действительно страсть, как вы точно заметили. А страсть не знает системы — поэтому я пишу о тех режиссёрах, которые меня взбудоражили, подлили ещё немного масла в огонь моих мыслей о кинематографе.

Здесь, наверное, слышатся несколько пафосные нотки — но они присущи тому сознанию, которое рассматривает что-то не на дистанции, а приблизившись вплотную.

Куда всё это направляется? К новым влюблённостям внутри обретённой страсти.

— Есть опыт познания произведения с точки зрения «как это сделано». Есть опыт познания «чем это является». Есть опыт субъективного постижения (который я и называю дегустацией). Есть зрение и связанный с этим опыт постижения, тяготеющий к объективному восприятию. Существуют ли для вас, в вашей практике, взаимодействии с искусством эти дифференциации? Если да, то как вы справляетесь при формировании своей художественной позиции с теми противоречиями, что обязательно, на мой взгляд, проявляются на путях взаимодействия этих подходов к искусству, в частности к кинематографу?
— Точнее всего, я чётко разделяю их для себя, всё же склоняясь к дегустации, так как думаю, что о кинематографе нужно говорить именно с позиции поэтического дискурса.

Иногда познание того, как это сделано, приводит к тому, чем это является. Это переход границы, разрыв поверхности моря — с последующим погружением на глубину.

Иногда интересно скользить по поверхности — тогда ни о какой объективности не может быть и речи. Когда погружаешься в глубину, всё равно остаётся тремор сомнения, что просто переходишь от одной поверхности к другой, что объективности не существует, — тремор пугающий, но приятный.

Дегустация же — это свобода и поэзия, а кто сможет сказать, что поэт неправ?

— Существовал ли у вас опыт взаимодействия с театром, сталкивались ли вы с проблемой образования игры? Я задаю этот вопрос, потому что наблюдаю в ваших текстах подчас очень тонкое различение природы существования актёра в кинематографе, но то, как вы об этом пишете, кажется мне глубоким постижением, которое может состояться в чуткой душе «из зала», но не «от сцены». Согласны ли вы в принципе с тем разделением оптическим, акустическим, которое я предлагаю в этом вопросе, по отношению к восприятию игры?
— Несомненно, разделяю, но всё же думаю, что и «в зале» восприятие игры может существовать. Постигаю ли я актёра? Если у меня это получается, то на ощупь, в потёмках. Но всё же можно понять и разделить состояние актёрской игры — почувствовав её энергетику.


Вообще, это действительно проблема. Для меня это проблема актёра и языка — если актёр не превратит текст в речь, то он так и останется картонным болванчиком, который пляшет по сцене или мелькает на экране.

Как мне думается, фальшь и театральность в кавычках происходят именно из этого — из невозможности переплавить, пережить, переговорить текст в речь.

Я не взаимодействовал с театром — для меня, исключая некоторые случаи, в которые можно поместить и ваши практики, это царство текста, который не становится речью.

Я боюсь такого театра — в нём нет воздуха. Снимая кино, я также столкнулся с этой проблемой — и, так как не способен (не умею или не научился) переживать текст в речь, не придумал ничего лучше, чем убрать текст вообще или вынести его за экран, присвоить его не изображению, а автору.

Иногда, когда мы с друзьями весьма горячо обсуждаем какие-то кинематографические вещи, у меня часто проскальзывает мысль — вот оно, заряженное пространство речи…

Где же камера? Полцарства за камеру! И тут же одёргиваю себя, так как боюсь, что камера разрушит это пространство. И понимаю, что я — несвободен, но, может быть, когда-нибудь попытаюсь освободиться.

— По вашим вопросам я понял, что вы предприняли опыт съёмок по принципам медленного видео, хотелось бы увидеть этот опыт. Собираетесь ли вы встать на тропу режиссуры?
— Дело в том, что я начал снимать кино, а потом уже писать о нём, — такая себе ситуация, обратная ситуации журнала «Кайе дю синема», критики которого стали режиссёрами.

Мы с друзьями начиная с 2006 года сняли восемь короткометражных фильмов, семь из них можно найти в Сети. Это любительские фильмы, снятые в попытке выжать из дешёвой техники нечто «профессиональное», с претензией на некую работу с пространством, — вряд ли я могу считать их удачными, но за «КРА», «Цейт-нот» и «Путешествие в поисках смысла» краснеть точно не буду.

Именно фильм «Путешествие в поисках смысла» я снял, следуя принципам медленного видео, но они были применены как неизбежность.

У меня была всего одна кассета, а снять хотелось многое, поэтому на неё писалось всё увиденное, затем на плёнке находилось визуально малоэнергетическое место и поверх него записывался ещё кусочек (всё это снималось в Крыму, на отдыхе — это ещё был и некий «хоум-арт»). В процессе съёмок нашлись какие-то общие темы, и потом врезки уже дописывались осознанно.

Потом матрица была домонтирована (кое-где вставлялись интертитры, музыка), а связь всего фильмического пространства в некоторых местах осуществлял закадровый голос.

Вряд ли это похоже на ваш видеороман, но за видеорассказик сойдёт вполне. В последнее время задумываю нечто более продолжительное, но пока очень мало времени на реализацию этого проекта.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



О божьем даре и яичнице

Премьера в Театре Российской Армии

«Омлет» — вещь, обманчивая в своей простоте, как, собственно, и сам омлет «по фирменному рецепту», который в самом деле готовят актеры в процессе спектакля. Можно элементарно получить удовольствие от «вкусно» закрученной истории и актерского куража, с которым эта история разыгрывается, а можно попытаться всмотреться вглубь, ловя и складывая реминисценции и многочисленные авторские подсказки в объемный пазл.

17.05.2018 16:00, Светлана Остужева


Проще сложного

Гарольд Пинтер в постановке Сергея Газарова

На премьере театра Современник «Не становись чужим» мне больше всего запомнилась реакция публики. Пустые места появились в зале уже после антракта; во время второго действия зрители устремились к выходу почти непрерывным потоком; а на поклонах решительный и демонстративный исход «некультурных» посетителей было не остановить.

18.03.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Посмотри на меня

«Заповедник», СТИ, режиссер Сергей Женовач

Сергей Женовач продолжает серию спектаклей по знаковой прозе советского периода. Недавно была «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова, до того – «Москва –Петушки» по В. Ерофееву. А теперь вот Довлатов. Режиссер выбирает мистические книги о природе страны Советов, о подлинных пружинах ее жизни.

21.02.2018 16:00, Татьяна Купченко


В стране глухих

«Бетховен» в театре «Практика»

Судьба Людвига ван Бетховена – подарок для режиссера. Сын придворного певца, затмивший королей своей славой. Любимец публики, стремившийся к одиночеству. Гениальный композитор, безуспешно боровшийся с глухотой. Эти парадоксы так и просятся на сцену.

17.02.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Ода, а не реквием

Почему стоит отменить слияние Московского камерного театра с Большим и восстановить Михаила Кислярова

Камерный театр был тем храмом, в котором этот талант мог творить. Его постановки радовали меня и, как думается, вас, долгие годы.Но теперь, увы – есть подозрение, что ода Мельпомене, воспеваемая в Камерном, умолкнет. А на смену в её репертуар включат реквием. Потому как беда нависла над Камерным.

16.02.2018 19:00, Сергей Дягилев


С оттенком высшего значения

«Заповедник» в Студии театрального искусства

Главное впечатление от премьеры СТИ – недоумение: как могла ироничная двадцатистраничная повесть превратиться в тоскливый трехчасовой спектакль? Как легкость довлатовского «Заповедника» трансформировалась в основательность (= тяжеловесность) «Заповедника» Женовача? Несоответствие первоисточнику в современном театре не редкость. Но СТИ всегда отличалась трепетным отношением к литературным произведениям.

29.01.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Введение в смерть

«Электротеатр Станиславский» подгадал очередную серию спектаклей «Волшебная гора» Константина Богомолова как подарок к новогодним каникулам

Все-таки «Электротеатр Станиславский» даже среди прочих оазисов творческого эксперимента – самый необыкновенный. Мало того, что нигде кроме как в его стенах мог появиться спектакль, подобный «Волшебной горе» Богомолова, так руководству «Электротеатра» еще и хватило иронии поставить очередную серию «Волшебной горы» в первые посленовогодние дни.

16.12.2017 16:00, Вячеслав Шадронов


50 дней до его самоубийства

«Утиная охота» Евгения Марчелли в Театре имени Ермоловой

В жизни души компании, любимца женщин Вити Зилова наступила черная полоса: жена бросила, любовница переметнулась к приятелю, лучший друг предал, юная поклонница наскучила, с работы чуть не уволили. С горя молодой человек напился, устроил скандал и наставил на собутыльников ружье.

12.11.2017 18:00, Татьяна Ратькина


Pati ergo sum: страдаю, следовательно существую

Антиутопия Олдоса Хаксли на сцене театра «Модерн»

В качестве эпиграфа к роману «О дивный новый мир» Олдос Хаксли выбрал мрачное пророчество Николая Бердяева: «Утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше… И открывается, быть может, новое столетие мечтаний интеллигенции и культурного слоя о том, как избежать утопий, как вернуться к не утопическому обществу, к менее «совершенному» и более свободному обществу».

15.09.2017 16:00, Татьяна Ратькина


Милитаристская история нелюбви

Под занавес уходящего сезона театр «Геликон-опера» порадовал публику премьерой: классическая опера «Трубадур» Верди предстала притчей о войнах. О смертельных битвах – начиная с семейных драм и заканчивая современными мировыми военными конфликтами.

06.07.2017 18:00, Лилия Ященко






 

Новости

Суд по интеллектуальным правам заключил соглашение о партнерстве с IPChain
Две организации будут создавать первую интеллектуальную сеть блокчейн в России.
Ресурсный центр «Открытая библиотека» представлен на конференции в РГБ
24 апреля в Российской государственной библиотеке состоялась секция «Библиотеки и издатели: пути сотрудничества» в рамках Международной научно-практической конференции «Румянцевские чтения – 2018». Президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский представил на мероприятии проект Ресурсный центр «Открытая библиотека», а также рассказал участникам о том, как издатели могут использовать контент, перешедший в общественное достояние.
МАМТ снял ролик о закулисье оперы
Над созданием ролика поработало 446 сотрудников Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Умерла Нина Дорошина

Артистка скончалась на 84-м году жизни
Народная артистка РСФСР Нина Дорошина, сыгравшая одну из главных ролей в фильме Владимира Меньшова "Любовь и голуби", скончалась на 84-м году жизни. Эту информацию ТАСС подтвердили в пресс-службе департамента культуры Москвы.

Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Костроме
17 апреля 2018 года в Костромской областной научной универсальной библиотеки состоялась презентация проекта «Открытая библиотека». Гостями презентации стали представители библиотечного сообщества города Костромы и Костромской области. Представители НП «Викимедиа РУ» Дмитрий Жуков, Владимир Медейко и Дмитрий Рожков, во взаимодействии с руководством библиотеки, довели до собравшейся аудитории информацию о новых цифровых веяниях в библиотечном деле, а так же рассказали о целях и задачах проекта «Открытая библиотека».

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.