Подписаться на обновления
24 октябряСреда

usd цб 65.3101

eur цб 74.8584

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  понедельник, 23 мая 2011 года, 10:47

Борис Бергер: «Люблю всё новое, неизвестное, смешное…»
Основатель львовского музея «Сало» рассказывает и о своём новом проекте, и о своих старых проектах, сделанных в Москве и в Германии


Борис Бергер
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




У нас будут скульптуры из сала, которые можно съесть, сальный стул Бойса и писсуар Дюшана и самое большое в мире сердце из сала, живое, будет биться в огромной морозильной камере. Инопланетянин из сала и много ещё разного-прекрасного.

В Борисе Бергере, который интересен нам как художник и издатель, автор странных текстов и не менее странных перформансов, неутомимый культуртрегер и скульптор, создающий инсталляции из сотен космозиккеров — глазастых инопланетных существ, похожих то ли на пальцы, то ли на фаллосы, мне всего важнее было серьёзное отношение к мелочам.

Тут поневоле вспоминается что-то фантасмагорическое, в духе Кафки. Как-то эти мостки хлипкие особенно нелепыми кажутся, когда понимаешь, что ведут они не к шинкарю какому-нибудь или торговцу коноплёй, а в учреждение со всеми его атрибутами: серьёзными барышнями, деловыми мужчинами в строгих костюмах, факсами, компьютерами и чем-то неосязаемым, что со времён оных витает в любом присутственном месте.

Каждое своё действие в культурном поле Бергер обставляет весьма основательно, будь это книжка или диск, вышедшие в его издательстве «Запасный выход», или фильм о жизни в Воронеже — с обязательными сайтами, открытками, афишами, плакатами, флаерами и фирменными спичечными коробками.

Бергеру важна складчатая материальность, которая затем, очень скоро, будет проглочена временем практически без следа. И в этом, как мне кажется, и сокрыт главный прикол его искусства, словно бы призванный повысить уровень бытовой культуры, а затем сгинуть куда-то. Бергер одновременно стремится к яркости подачи и к сиюминутности (совсем как в театре) проживания текущего момента, который нужно прожить особенно насыщенно. Не человек, но целый оркестр.

Вот и последний его проект — львовский музей «Сало» — соединяет главную украинскую святыню с особенностями постмодернистских художественных стратегий.


— Сегодня во Львове открывается музей «Сало». Что там будет?
— В первой выставке этого музея приняли участие известные художники и писатели. Сейчас строят памятник салу из мрамора по концепции Андрея Битова, готовится объект «Голубое сало» Сорокина», прислали работы и приедут «Синие носы», Андрей Бильжо сделал замечательную серию про «Сало», Ольга Солдатова сделала наш логотип огромный из бисера — сало Родченко и Малевича, Александр Ройтбурд, Лесь Подеревянский, Владимир Цеслер, Александр Кабанов, Игорь Клех, Слава Курицын, Надежда Романова, Андрей Логвин, Игорь Гурович, Андрей Сагайдаковский, Илья Левин, Константин Смолянинов, Мирослав Дедишин и многие другие. Будут арт-группы «ААХ» и «Огненные СалоМандры», будет показ коллекции моделей «Музей «Сало».

Будут скульптуры из сала, которые можно съесть, сальный стул Бойса и писсуар Дюшана, и самое большое в мире сердце из сала, живое, будет биться в огромной морозильной камере. Инопланетянин из сала и много ещё разного-прекрасного.

— Чтобы это не выглядело разовой акцией, какое ты планируешь развитие проекта?
— После открытия львовского музея часть экспозиции поедет в Донецк и в Германию как передвижная выставка, а во Львове каждые два месяца будут мини-фестивали — ивенты и постоянная творческая программа.

Уже летом приедут немцы из кёльнской киноакадемии снимать фильм про музей «Сало» и про меня, а я хочу снять свой фильм про Львов и пожить во Львове. Сделаю несколько интересных выставок, выпущу новый путеводитель по городу, поучаствую в культурной жизни родного города. Тут замечательно, Европа light — расслабленная жизнь и прогулки по старому городу.

Но мой главный план состоит в дальнейшем развитии музея, есть море идей. Будут конкурсы, фестивали, литературные и музыкальные вечера, видеоарт.

Сейчас 2011 год. Я нахожусь в городе Львове — это центр Галиции, который поострили австрийские вельможи, сосланные из Вены в провинцию за плохое поведение.

Музей-ресторан — это новая идеальная площадка для развития современного искусства, актуального и вечного. Художник всегда находится в поиске новых материалов, новых форм и нового выставочного пространства.

Своей архитектурной красотой Львов похож на Париж, только маленький и уютный. В Париже сто лет назад открылось кафе «Ротонда». Это дало толчок современному искусству и возникновению арт-среды, в которой родились все новые стили живописи. Я хочу сделать нечто подобное во Львове.

— До музея «Сало» у тебя был художественный проект «Котя_Ру», когда ты вставлял изображение белого котёнка в самые разные произведения искусства. Как ты его придумал?
— Первый Котя родился в 2005 году после посещения какой-то большой биеннале в ЦДХ, когда я увидел, насколько сейчас гламур и китч побеждают культуру.

Я тогда поехал в Германию, и у меня возникла идея такого свифтовского проекта. Я очень люблю Джонатана Свифта — это смесь философии, иронии и фантазии и одновременно борьба с пошлостью, глупостью, мракобесием и невежеством.

Котя, символ гламура и китча, сам становится нашим сталкером, который нежно и весело проводит вас сквозь историю искусства и историю мировых катаклизмов.

Котя — это Вергилий, который показывает Данте девять кругов ада. Что в Коте хорошо — ничего не требует и ни на чём не настаивает, не осуждает и не паникует, не горячится и не угрожает и сообщает своим присутствием несколько дополнительных измерений всему происходящему.

Котя — это наш Гулливер, наш Чебурашка, наши лилипуты. Котя существует для того, чтобы придать всему существующему несколько дополнительных плоскостей восприятия. Котя либо проявляет весь надуманный пафос произведения, потому что сразу видно, что он живой, а всё остальное высосано из пальца, либо он выявляет всю серьёзность происходящего.


— Ты запустил своего Котю на просторы интернета…
— Некоторое время назад на сайте livejournal.com появилось сообщество ru_kotya. Правила игры были просты: в каждом посте содержалась какая-то известная картина или фотография исторического деятеля, в которую с помощью фотошопа был вмонтирован пушистый лупоглазый котик. Зверёк бесстрастно взирал на то, как Иван Грозный убивает собственного сына, или косился на Ленина, выступающего на съезде РСДРП, или выглядывал из-под шлема Дарта Вейдера. Проглядывая ru_kotya, от хохота помирало пол-ЖЖ. Проект приобрёл такие масштабы, что у него даже завелись подражатели-конкуренты ru_kotya комьюнити ru_kotik, где занимаются всё тем же немудрёным скрещиванием котика и великих полотен при помощи фотошопа. В результате Борис Бергер и Сергей Шумейкин, владельцы независимого издательства «Запасный выход/Emergency Exit», которые, собственно, ru_kotya и придумали, решили перенести проект на бумагу и издать на материалах сообщества целый альбом.

— А до Коти (или параллельно ему) были космозиккеры — то ли ангелы, то ли члены с глазами…
— Космозиккеры были после Коти.

Идея их пришла из космоса. В самый сложный момент моей жизни.

Пришла Мысль. Пришла, как приходит живое существо из космоса.

Гигантская, огромная мысль. Осознание, нет, скорее представление разных философских картин будущего. У меня была терапия печени.

И необходимо было сделать лапароскопию. Это когда протыкают живот, затем вводят в него камеру и затем специальной иглой, такой огромной, полой внутри вязальной спицей, протыкают печень и берут столбик печёночной ткани. И вот в этот момент нужно быть в полном сознании и надуть живот. Я надул. Жизнь пронзила меня шпагой в печень. И я подумал, что я умираю. У меня был шок. И я увидел какие-то образы. Операция закончилась.

Мне вкололи морфий и что-то от сердца и увезли в палату. Там лежал старик. Он умирал. Он всё время вызывал санитаров и требовал морфия. В одной руке у него был фен. Он всё время жужжал и дул на старика тёплым воздухом. Старик всё время говорил. Он молился, ругался, говорил по телефону, вызывал санитаров и т.д. и т. д. Не было ни одной секундной паузы. Я смотрел на него. Мне было страшно. Да.

Мне было страшно. Потом меня все навестили. И вскоре я заснул. И увидел сон. Про космозиккеров, про воинов света, про фэн-шуй, про начало времён, про то, откуда возникли камни и хрусталь, про то, как мы будем выглядеть через несколько тысяч лет, про космос и про многое другое, что бесполезно сейчас описывать, как невозможно описать магию и силу сна.

Когда я сделал несколько первых космозиккеров, я думал, что я сошёл с ума. Это было открытие знания, которое сильно потрясло меня и многих окружающих меня людей-друзей. Сейчас, когда прошли выставки, уже все попривыкли.


— Какой ты вкладываешь в них смысл?
— Космос — это космос. Зиккер — фамилия моего тренера по фехтованию. Это удивительный человек, спортсмен, мастер, который на моих глазах победил рак.

После этого подготовил серебряного призёра чемпионата мира и многих других сильных немецких спортсменов, которые завоевали различные награды и кубки. И всё это маленький фехтовальный клуб маленького города Золинген, где делали знаменитую сталь «золинген».

Есть такой фильм «Секрет», документальный фильм, снятый австралийскими учёными. Научно-популярный фильм.

Фильм про то, что мысль материальна и мы сами притягиваем все события нашей жизни. Хороший, качественный научпоповский фильм.

И был там один момент. Интервью с режиссёром этого фильма.

И он рассказал, что очень сложно мыслить позитивно. Вот просто взять и с голого места начать мыслить позитивно. И не замечать всего того говна, что вокруг нас происходит. Все недостатки и кошмары мира и т.д. Все свои проблемы. Как? Как их забыть?

И тогда он придумал такую медитацию. Он пошёл на берег океана и взял маленький камушек. Простой маленький симпатичный камушек.

Размером с конфету. Сжал его в руке и подумал, что благодарить надо не меньше, чем жаловаться. И он сказал спасибо.

Космосу, Богу, всему. Это вопрос личный, интимный.

И назвал этот камень «камнем благодарности». И положил его в карман. И когда утром вставал и собирался на работу, то он клал в карман ключи от дома, от машины, права, паспорт, бумажник, телефон и «камень благодарности». И он сжимал его в руке и задумывался на минутку.

И говорил спасибо за то, что, например, мы с вами сейчас читаем этот текст, а значит, есть у нас глаза. И это помогало ему переключиться, и начать позитивно мыслить, и применять тот метод, который они демонстрируют в своём фильме. В этот момент у него в доме гостил режиссёр из Африки, который приехал на какой-то фестиваль.

Этот африканский режиссёр увидел, что австралиец каждое утро и каждый вечер выкладывает вещи на туалетный столик и среди этих привычных вещей какой-то камень.

И он спросил его: что это за камень?

Австралиец рассмеялся и рассказал ему про эту психотехнику и про «камень благодарности». Вскоре африканский режиссёр уехал, а через полгода от него пришло письмо. Он писал: у меня умирает сын от какой-то болезни типа гепатита C, пришли мне, пожалуйста, три «камня благодарности».

Австралиец ответил: ты же знаешь эту психотехнику — это всё шутка. Но тот опять прислал письмо и просил прислать три «камня благодарности».

Австралиец пошёл на берег, выбрал три красивых камня и отправил посылку с пожеланиями сыну выздороветь.

Через полгода пришло письмо: «Спасибо, друг. Мой сын поправился. Сейчас он в Германии на лечении. Мы продали 10 тысяч «камней благодарности» по 10 долларов, создали фонд для больных детей и многих отправили на лечение».

Так вот. Внутри космозиккера «камень благодарности». Камень без прямых углов. Камень, наполненный энергией ЦЫ. Глаз его из кварца.


— Мне нравится твой способ жизни в искусстве. Оно у тебя домашнее и какое-то необязательное, претендует не на музей, но на облагораживание жизни — такое незаметное, ни на что не претендующее искусство, позволяющее находить красоту там, где её никто не видит…
— Моё искусство — это искусство самой жизни.

Искусство — это магия... а творчество как попытка познания — это благородный тупик...

Я люблю Иоселиани, который как бы подсматривает жизнь в замочную скважину.

Я люблю иронию и отстранённость. Мой покойный друг Бузмаков, выйдя на перрон вокзала в Костроме, сказал: «Ни х…я не фэн-шуй». Я люблю фэн-шуй.

— Твоё обустраивание жизни с помощью искусства — это твой персональный фэн-шуй? Как он действует или должен действовать?
— Можно употреблять разные слова: фэн-шуй или экология жизни, суть одна — гармония. Моё искусство мало кто поймёт. Психологи говорят, что, как бы ты ни старался передать свою мысль, человек поймёт лишь 16% от того, что ты хотел сказать.

Ферганский затворник Шамшад Абдуллаев, чьи поэтические и эссеистические подборки (а также книги) раньше выходили чаще, чем теперь, интересен нам своей последовательной работой по скрещиванию восточных и европейских поэтик, из которых он и его немногочисленные товарищи выковывают особый вариант модернизма. Медитативного, спокойного, но и — бескомпромиссного, похожего на артхаусный фильм со сложным монтажом. Шамшад Абдуллаев, вокруг которого в последние годы советской власти складывалась и сложилась знаменитая «ферганская школа», пишет своему несуществующему адресату, предлагая нам «медленное чтение», оказывающееся необходимым в наше «быстрое время».

А ИСКУССТВО — ЭТО ВООБЩЕ СЛОЖНАЯ МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ СУБСТАНЦИЯ.

И чтоб понять — нужно знать историю искусства и следить и разбираться.

ЕСТЬ УРОВЕНЬ ТОЛПЫ: НРАВИТСЯ — НЕ НРАВИТСЯ.

Это демос. Для них важнейшим является кино и цирк — это сказал Ленин.

Но Гурджиев сказал, что искусство — это древняя магическая практика и очень сознательная вещь, построенная по математическим и другим законам. И пирамиды в Египте влияют на людей помимо их желания.

И так же «Джоконда», «Подсолнухи», «Едоки картофеля», Босх, Рахманинов, Бетховен и многое другое. Вот так оно и действует.

Но этот сложный вопрос лучше задать Марату Гельману. Он лучше знает.


— Параллельно своим художническим опытам ты известен ещё и тем, что держал издательство «Запасный выход», любезное нам своими экспериментами — не только книжками, в которые вкладывались компакт-диски (помню-помню, что ты самый первый начал издавать «Живые журналы»), но и стильными арт-объектами — «Библиотекой утопий» в железной коробочке, интерактивным CD Андрея Битова («Глаз бури»), открытками, афишами, календарями, флаерами и ещё бог знает чем. Все эти бумажные объекты рассеялись по вселенной, исчезли, но не без следа — они подняли общий уровень моря красоты в мире. Расскажи про издательство.
— Издательство продолжает работу. 1 мая вышел в свет первый номер журнала «Сало» на украинском, русском, английском, немецком и литовском языках.

А начиналось всё так.

Мы гуляли ночью по Китай-городу с покойным Сергеем Кузьминским, гениальным лидером рок-группы «Братья Гадюкины», и решили,

что пора на старости лет сделать свой лейбл. Книги и диски.

Так как самим уже в лом выступать и выставляться, то лучше, лёжа на диване, выпускать в мир что-то хорошее.

Мой друг психолог Сергей Шумейкин поддержал эту идею, и возникло издательство «Запасный выход».

И я окунулся в страшный мир издателей, книготорговцев, литературных премий, писателей, поэтов, литераторов и книжных ярмарок.

Это ад. За три года этой работы я утратил веру в человеческую литературу и чуть не спился (смеётся).

Мы отказали 2000 авторов и заимели 2000 врагов. Но было и много прекрасного — замечательные авторы, хорошие интересные проекты, и мы всегда работали на стыке жанров, открывая что-то новое.

Мы первыми печатали ЖЖ, создавали видеопоэзию, экспериментировали в театре.

Мы работали на стыке жанров, синтезируя новые формы.

Сейчас многие используют то, что мы открыли и показали, и в театре, и в литературе, и в «текст + видео + звук».


— Что из деятельности «Запасного выхода» ты любишь больше всего? Чем гордишься?
— «Умственные эпидемии» Поля Реньяра, «Четырежды Чехов», Битов — «Полуписьменные сочинения», Фанайловой — «Русская версия»: вышедшая в США книга Фанайловой «The Russian Version» (2009) в переводе Стефани Сандлер и Евгении Туровской получила премию Рочестерского университета как лучшая переводная книга года. «Курицын-Викли», «Весь Гаврилов», книги львовских поэтов — моих покойных друзей Буренина и Дмитровского, «Неизвестная Украина», Лимонов — с диском, ну долго перечислять... книг тридацать сильно любимых точно есть... они же как дети...

«Дневник грязной Евы» с участием актрисы Лены Морозовой — диск и спектакль, альбом Андрея Бильжо — «Д.И. Хармс — СТО» (альбом с диском), «На полях письма. Заметки о стратегиях мысли и слова в XX веке» Бориса Дубина, альбом Екатерины Васениной «Современный российский танец. Диалоги».

— Так кто же ты — издатель, художник, автор текстов, господин оформитель?
— Я режиссёр. Когда мне было 15 лет, я занимался в театральной студии Татьяны Малиновской.

Почему-то она решила поставить пьесу Вольфганга Борхерта «За дверью».

«Пьеса, которую не поставит ни один театр и не захочет смотреть ни один зритель».

Мне досталась роль Бога (старика).

Бог выступает в образе беспомощного и слезливого старика,

«в которого никто больше не верит»...

Но стариков у нас не было, и режиссёрское решение Малиновской было такое: Бога должен играть самый младший — маленький — мальчик, которому никто не верит.

И я играл.

И говорил такой текст в начале пьесы:

Мастер. Ого, да ты кто?

Старик. Бог, в Которого больше никто не верит.

Мастер. Ну и чего ты плачешь? Эк ведь! Извиняюсь!

Бог. Потому что не могу это изменить. Они стреляются. Вешаются. Топятся. Они себя убивают: сегодня сотнями, завтра — сотнями тысяч. И Я, Я не могу это изменить.

Мастер. Мрак, мрак, папаша. Полный мрак. Но сейчас в тебя никто не верит, точно.

Бог. Полный мрак. Я — Бог, в Которого никто уже не верит. Просто мрак. И Я не могу это изменить, дети Мои, Я не могу это изменить. Мрак, мрак.

Мастер. Эк ведь! Извиняюсь! Как мухи! Эк ведь! Неладная!

Бог. Ну что Вы всё время так мерзко рыгаете? Просто ужас!

Мастер. Да, да, отвратительно! Совершенно отвратительно! Профессиональная болезнь. Я — Похоронных Дел Мастер.

Бог. Смерть? А ты прекрасно выглядишь! Ты теперь новый бог. В тебя они верят. Тебя они любят. Тебя боятся. Ты реальна. Тебя никто не отрицает! Тебя никто не хулит!

Бом-м-м!

Прошло 30 лет. Иногда я думаю, что это всё в этой жизни не случайно.

Что-то такое есть, или по крайней мере есть какое-то смутное ощущение. И вспоминаю слова из этой роли: «Я Бог, в Которого никто уже не верит и Который никого уже не интересует…»


— Что же тогда поддерживает в тебе силы жить? Или кто?
— Бог, джаз и красивые девушки. Ещё я делаю космозиккеров — космических ангелов и рисую акварели. И Таня Мун, моя жена, меня поддерживает.

— Как устроена твоя жизнь? Почему ты уехал в Германию?
— Я уехал в Германию, потому что уехали мои родители. А я единственный сын и должен как-то помогать. Я вступил в немецкий союз художников. Иногда делаю выставки.

Сейчас я делаю выставки с космозиккерами.

Как я живу? Рано утром душ, кофе и сигарета.

Утренняя медитация — размышление о трансерфинге реальности — фиксация кадра, разработка киноленты, сценария, проработка деталей и персонажей, наполнение смыслом и сюжетом.

Зарядка — несколько любимых спортивных упражнений для мышц.

Немножко из йоги и других школ.

20 грамм бальзама на травах.

— По московской жизни не скучаешь?
— Очень скучаю по Москве 1995—1999 годов. А сейчас Москва — это адский ад. Невыносимо: пробки, цены, огромное количество людей, суета. Нервы, менты, метро, разочарование от того, что всё сложилось не так, как казалось в 1999-м.

«...Большие города обречены небесным карам», — сказал Рильке. Я добавлю словами грязной Евы: «Москва — это город бессмертных. ТАМ ЛЮДИ НЕ ДУМАЮТ О СМЕРТИ. Им некогда.

Не верите? — идите на Красную площадь!

Там мавзолей с мертвецом».

Скучаю по друзьям. БЫВАЮ В МОСКВЕ НЕСКОЛЬКО РАЗ В ГОД.

В основном в Веретьево у Андрея Гнатюка или на метро «Динамо» у друзей.

Ну и на мероприятиях. ГДЕ МОЖНО ПАРУ РАЗ В ГОД ВСЕХ УВИДЕТЬ...

— Какие у тебя дальнейшие планы? Что собираешься делать после открытия львовского музея «Сало»?
— Совместно с Катей Васениной мы готовим балет «Свобода» — это хореографическая постановка, которая объединит лучшие современные танцевальные коллективы и будет показана в Мейерхольде.

Шесть маленьких балетов — шесть танцевальных коллективов.

Не буду раскрывать все карты, но скажу, что будет «Свобода-демонстрация», «Щелкунчик», «Пер Гюнт», «Спящая красавица» и даже лезгинка. Будут новые слайд-шоу, и новые костюмы, и новая музыка. Будут «ПовсТанцы», «Цех», Бородицкий, подключились два перформера — Саша Андрияшкин и Лёша Ищук. Должно быть два отделения. Будут звучать тексты Фанайловой, Битова, Кормильцева, Горалик и других авторов, которых мы записывали на диски в издательстве «Запасный выход».

— Почему после музейной инсталляции сразу же балеты? Как найти логику во всех этих твоих переходах из одного вида культурной деятельности в другой, в другие?
— Ну, балетами и всяческой театральностью я занимался всю жизнь, ведь я же режиссёр.

А вот музей-ресторан, а точнее лаунч-бар дегустационный при музее — это новая тема, и я очень радуюсь и удивляюсь, почему не сделал этого раньше. Наверное, это возрастное. Но ещё точнее — мой друг детства и партнёр Марк Зархин полюбил эту идею — музей «Сало», и вот она рождается. Это такой театр абсурда и поле для новых экспериментов. Люблю всё новое, неизвестное, смешное.

А если серьёзно, то мои творческие планы — тихая жизнь в Германии и путешествия, наблюдения за природой и видеосъёмка, цветы хочу разводить, хочу научиться играть на пианино, ну и многое другое — стихи, тексты, книги, во Львове буду делать несколько выставок фото, оформляю сцену оперного театра к юбилею модерн-балета «Аквериос» под управлением Оксаны Лань, две новых коллекции платьев.

Логика проста — делать только то, что мне нравится, и то, что мне интересно.


— Я немного про иное спросил. Вот эта непредсказуемость и разбросанность, сгорающая в топке сегодняшнего дня и почти не оставляющая следов… Мне кажется, что это очень точный способ существования современного искусства, противящегося тотальной коммерциализации и, с другой стороны, повышающего общий «уровень моря» красоты в повседневной городской жизни. Но то, что хорошо для искусства, не очень удобно для творца, в конечном счёте остающегося ни с чем (кроме внутреннего опыта). Быть таким ветреником — твоя осознанная позиция?
— Да, я не верю в искусство и в творчество. Это такой же тупик, как и всё остальное.

Мне интересно жить интересно. Всё остальное — фикция и игра. Нужно осознать свою функцию. «Сгорая сам, свети другим» — слова великого медика и мыслителя Древней Греции, основоположника современной медицинской этики Гиппократа (460—370 до н. э.), который так определил предназначение истинного врачевателя.

Я пришёл в этот мир, чтоб нарушить все законы, чтобы быть проектором и проецировать трансцендентальное знание, данное художнику, на внешний мир.

Беседовал Дмитрий Бавильский




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Ещё одного «неизвестного Рембрандта» нашёл голландский арт-дилер

О картине «Пустите детей приходить ко мне»

Фигура на заднем плане навела арт-дилера Яна Сикса на мысль об истинном авторе картины, которую приписывают «Нидерландской школе». Он увидел автопортрет Рембрандта на полотне под названием «Пустите детей приходить ко мне» и более четырёх лет искал подтверждение своей догадке. Исследование и реставрация работы привели его к удивительным открытиям.

08.10.2018 19:00, artchive.ru


Трагедия весёлого человека

Художник Константин Коровин

Друзья художника Константина Коровина восхищались не только его талантом, но и тем, каким беззаботным, легким человеком он был. Всеобщий любимец и душа общества, он пел, играл на гитаре, рассказывал байки. Его и Константином-то никто не называл — только Костенькой. «Костя, как хамелеон, был изменчив: то он был прилежен, то ленив, то очарователен, то несносен... — вспоминал Михаил Нестеров. — То простодушный, то коварный, Костя легко проникал, так сказать, в душу, и так часто о нем хотелось забыть... В нем была такая смесь хорошего с „так себе“... Все его „качества“ покрывались его особым, дивным талантом живописца». Он никогда не терял ощущения радости жизни — хотя жизнь Константина Коровина не была простой, а значительную ее часть можно назвать даже трагичной.

02.10.2018 19:00, izbrannoe.com


8 реальных мест с известных картин, которые вы можете посетить сегодня

Кафе Ван Гога и мост Моне

Вы хотели когда-нибудь почувствовать себя персонажем известной картины? Оказаться «внутри» знаменитого произведения искусства? Оказывается, это возможно! Посмотрите на эту подборку реальных мест, которые были запечатлены на известных картинах и сохранились до сих пор.

24.09.2018 19:00, izbrannoe.com, mymodernmet.com


Не Леонардо!

Эксперт из Оксфорда бросил вызов атрибуции «Спасителя Мира» стоимостью в 450 млн долларов

Почти через девять месяцев после того, как картина «Спаситель Мира» установила планетарный рекорд, будучи продана за 450 млн долларов США, ведущий искусствовед из Оксфорда заявил, что её автор — не Леонардо да Винчи. Мэтью Ландрес, эксперт по творчеству гения итальянского Возрождения, считает, что значительную часть работы выполнил ученик художника Бернардино Луини. Собственные работы этого живописца обычно оцениваются примерно в миллион долларов.

13.08.2018 19:00, artchive.ru


Как в реальности выглядели женщины с портретов Пикассо

И какие отношения были у них со знаменитым художником

Портреты любимых женщин Пикассо составляют немалую часть наследия чрезвычайно плодовитого, а также любвеобильного художника. Однако узнавали ли себя дамы на этих портретах?

05.08.2018 19:00, izbrannoe.com


Загадка в раме

Картина XVII века рассказала историю семьи, потерпевшей крах

После нескольких лет исследований картина «Сокровища Пастона» вновь предстала перед зрителями в Норидже. Рядом выставлена часть изображённых на ней диковинок, которые удалось проследить и заимствовать для экспозиции. Учёные прочли ноты в руках маленькой бледной девочки и впервые воспроизвели записанную мелодию, а также обнаружили, что полотно предсказало крах одной из некогда самых богатых семей Англии.

08.07.2018 19:00, artchive.ru


Почему Микеланджело ходил в рваных сапогах

Скряга или обделенный гений?

Мы привыкли к тому, что преуспевающие художники, писатели и музыканты, как правило, очень богатые люди. Но так было не всегда — прежде чем сложился свободный рынок произведений искусств, художники во всем зависели от своих покровителей и заказчиков. Впрочем, некоторым это и в те времена не мешало наживать сказочные богатства. Об одном таком титане эпохи Возрождения рассказывает историк и ведущий телеграм-канала «Пиастры!» Артем Ефимов.

30.06.2018 19:00, Артем Ефимов, nplus1.ru


Рисунок в рисунке

Скрытые секреты обнаружили исследователи на картинах Пикассо

Реставраторы из Художественной галереи Онтарио завершили трёхлетнее исследование картины «Суп» Пабло Пикассо из коллекции учреждения. Оно не только пролило свет на многочисленные вопросы, давно волновавшие учёных, но и выявило значительные изменения в композиции, углубив познания о «голубом периоде» художника с 1901 по 1904 годы.

09.06.2018 19:00, artchive.ru


От Демона к Пророку

История болезни Врубеля

Жизнь Михаила Врубеля располагала ко многим домыслам и легендам, в том числе и самым мистическим. В нем сочеталось столько парадоксов, что трудно было понять, где закачиваются особенности его мечущейся творческой натуры и начинается патология. Уже современники Врубеля, странным образом, связывали его искусство с чем-то болезненным. Взаимосвязь одаренности и психических заболеваний остается неразрешенной до сих пор и часто обсуждается в психиатрической литературе.

28.05.2018 19:00, Ирина Фрыкина, artchive.ru


Анатолий Зверев и Оксана Асеева: «Старуха, я тебя люблю!»

Роман художника и его музы

В конце 1960-х в Москве по улице Горького шли два не очень трезвых художника: Дмитрий Плавинский и Анатолий Зверев. Внезапно Плавинский предложил: «Давай зайдем в гости к Асеевой!» И уже через несколько минут нежданные гости сидели за накрытым столом: хрусталь, столовое серебро, дорогие закуски. В доме антикварная мебель, хорошая библиотека, живопись в солидных рамах. Но 37-летний Зверев, одетый в какие-то лохмотья, ничуть не смущен тем, насколько его внешний вид контрастирует с обстановкой: он, не отрываясь, смотрит на хозяйку, благородную даму, которой уже за семьдесят. Внезапно он восклицает: «Старуха, я тебя люблю!» Так начался роман одного из самых ярких художников-авангардистов ХХ века и вдовы поэта Николая Асеева, знаменитой «музы русского футуризма».

11.05.2018 19:00, izbrannoe.com






 

Новости

IPChain представила первую биржу интеллектуальной собственности IPEX и краудинвестинговую платформу CO-FI
Ассоциация IPChain (Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности) презентовала первую в мире биржу интеллектуальной собственности IPEX и первую в России цифровую краудинвестинговую платформу для кредитования под залог интеллектуальной собственности CO-FI.
На площадке IPQuorum.Innovation обсудили вопросы управления объектами интеллектуальной собственности
На коммуникационной площадке IPQuorum.Innovation, действующей в рамках выставочного пространства инфраструктуры IPChain на форуме «Открытые инновации 2018», прошел ряд мастер-классов, посвященных актуальным вопросам, касающимся управления объектами интеллектуальной собственности.
Как развивалась музыкальная индустрия

40 лет продаж в одной инфографике
Музыкальная индустрия видела немало перемен. В свое время виниловые пластинки уступили место кассетам, которые быстро исчезли под напором CD-дисков, а доходы музыкальной индустрии все росли. Росли, пока цифровые технологии не поменяли правила игры. Анализ четырех десятилетий развития музыкальной индустрии – это замечательная возможность проследить не только рост и падение продаж музыкальной индустрии, но и заметить ключевые перемены в технологиях и в поведении потребителей.

В рамках форума «Открытые инновации» IPChain откроет коммуникационную площадку IPQuorum.Innovation
С 15 по 17 октября на площадке будет проходить серия мероприятий, посвященных наиболее актуальным вопросам развития сферы интеллектуальной собственности в интересах цифровой экономики.
НП «Викимедиа РУ» запустило Ресурсный центр «Открытое наследие»
24 сентября в рамках 6-й международной конференции НЭИКОН «Электронные научные и образовательные ресурсы: создание, продвижение и использование» был впервые представлен профессиональному сообществу проект «Открытое наследие» НП «Викимедиа РУ». На секции «Далёкое близкое. Горизонты открытого доступа» о новой инициативе партнёрства рассказала координатор проекта Наталия Трищенко.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.