Подписаться на обновления
20 сентябряПятница

usd цб 64.2199

eur цб 70.9373

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Лилия Ященко   суббота, 29 июня 2019 года, 17:00

Борис Березовский: «Через искусство я пытаюсь понять жизнь»
Интервью о жизни, искусстве, политике и предстоящем с 10 по 14 июля фестивале «Летние вечера в Елабуге»


Пианист Борис Березовский и Уральский академический филармонический оркестр. Фото: Татьяна Андреева. Свердловская филармония
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Во время интервью пианист Борис Березовский был весел, много шутил, но между шутками всерьёз говорил о Скрябине и Рахманинове, о создании своего оркестра с целью изменить наскучившую репертуарную политику и о своём open-air фестивале «Летние вечера в Елабуге», который пройдёт с 10 по 14 июля на фоне пейзажей волшебной красоты.

— Вам 50 лет, Вы вступили в возраст зрелости, а сколько Вам лет по внутреннему ощущению? Оно совпадает с биологическим возрастом? Ведь можно ощущать себя старцем, а можно юношей...

— У меня подростковый возраст — точно! Проблемный... (смеётся).

— Однако за свои 50 лет Вы сделали так много, чего другому человеку не успеть и за десять жизней. Неужели нет ощущения утомлённости?

— Нет, я считаю, что ещё очень многое могу сделать. И есть планы и мечты, которые хотелось бы осуществить. Словом, хочется ещё... похулиганить (смеётся).

— Вы общаетесь с друзьями детства, юности? Бывает, с одноклассниками не о чем поговорить — настолько мы меняемся, повзрослев. Один становится звездой, другой ничего не достигает в жизни, в силу разных причин. Вам интересно с бывшими одноклассниками?

— Друзья детства и юности — мои нынешние коллеги. Это после обычной школы один становится парикмахером, другой хирургом, а мы-то учились в специальной музыкальной школе имени Гнесиных, и все стали музыкантами, поэтому продолжаем находиться в сфере одного культурного пространства. Многие играют в оркестрах, с которыми я постоянно выступаю. Скажем, я продолжаю общаться с Евгенией Кривицкой, с которой учился вместе, — она восхитительная, ироничная, слегка циничная и очень умная женщина, которая преподаёт в Московской консерватории и работает главным редактором журнала «Музыкальная жизнь». С оркестрантами постоянно встречаемся на концертах и репетициях, в перерывах играем в пинг-понг. Иногда даже собираемся поиграть вместе в футбол. В общем, юношеские контакты сохраняются.

— Во всех своих интервью Вы проявляете действительно подростковую искренность: дескать, что думаю, то и говорю. Не вредит ли Вам чрезмерная откровенность? Люди могут использовать откровенность против Вас.

— Пускай используют. В жизни нам многое вредит. Вот я курю, это тоже вредно. Если я кому-то неугоден по разным причинам, люди всегда найдут, к чему придраться. Недоброжелатели любые мои слова используют против меня, что бы я ни сказал. И поскольку я в этом твёрдо убеждён, то буду говорить то, что думаю. И мне абсолютно всё равно, кто и как на это отреагирует.

— У Вас очень мощная, поистине звериная интуиция в части выбора людей: Вы чутко разделяете всех на «своих» и «чужих». Концертные программы тоже составляете интуитивно? Или рациональное зерно в выборе сочинений всё же присутствует?

— Программы составляются из произведений, которыми я в данным момент увлечён. В последнее время так произошло со Скрябиным, которого я безумно полюбил. Сейчас разучиваю другие опусы: хочется играть его как можно больше. По поводу интуиции Вы правы. Мне кажется, любым творческим человеком — будь то писатель, художник, музыкант — движет, прежде всего, интуиция, она лежит в плоскости художественных исканий. Мы, музыканты, не блещем знаниями, а вот чувство, интуиция — то, что нам очень сильно помогает.

Кстати, я сейчас читаю книгу о Скрябине: его упрекали в поверхностности знаний в области философии, хотя он много читал философской литературы. Удивительные люди... Скрябин — гениальный композитор! Его профессия — музыка. Не мог же он знать всё на свете! Их обвинения в поверхностности знаний смешны и нелепы. Нужно всю жизнь заниматься философией или литературой, чтобы стать специалистом. Но даже поверхностные знания, я считаю, музыканту необходимы — они... дополняют интуицию (смеётся).

— Почему Вы увлеклись именно Скрябиным? Раньше Вы его не играли.

— Это происходит как-то само собой. Необъяснимо... Вдруг понимаешь, что ты без этого жить не можешь и хочешь буквально часами сидеть за роялем и играть Скрябина, слушать его необычные, космические, божественные гармонии. Да и личность неординарная. На рубеже XIX — XX веков многие российские писатели, художники, философы интересовались оккультизмом и другими методами познания мира, помимо православия, официально провозглашённого в России. Скрябин церковь отрицал, в Христа не верил. Всё в его жизненной философии держалось на других основах. Тогда как творчество Рахманинова глубоко связано с православием, хотя он не говорил об этом. Мне безумно нравятся рахманиновские гармонии, его «колокольность». Музыку, которую он слышал в церковном колоколе и в колокольных перезвонах, только гений может услышать.

Из-за этих противоречий оба композитора не принимали друг друга. Музыкальный мир Москвы тогда раскололся на две части: сторонников Рахманинова и Скрябина. Одни Скрябина не понимали, категорически отрицали, другие обожали и боготворили. Музыка Скрябина действительно связана с мистикой или энергией космоса. Скрябинский мир противоречит рахманиновскому. Но лично я и Рахманинова считаю абсолютно не понятым композитором... Привилегия пианиста, исполнителя в том, что он может оценить талант одного и другого, и мне оба они безумно дороги. Сочетание Рахманинова и Скрябина для меня совершенно невероятно! Разрывает меня между двумя этими гениями...

— Поэтому Вы и объединили Рахманинова и Скрябина в одной программе?

— Да, программа отражает мои увлечения. Через искусство я пытаюсь понять жизнь.

— Через искусство понять жизнь?! Помилуйте, искусство с жизнью не имеет ничего общего — вся мировая литература об этом написана, это я как филолог говорю.

— А я считаю, что Бог — самый великий художник, благодаря которому можно многое понять или почувствовать.

Пианист Борис Березовский. Фото: Татьяна Андреева. Свердловская филармония


— В этом сезоне Вы сыграли несколько сложнейших концертов мирового фортепианного репертуара с семью российскими и зарубежными оркестрами без участия дирижёра. И заявили о намерении создать свой симфонический оркестр. Но это такая ответственность, такая головная боль! Может, не надо свой коллектив? Будете играть с разными оркестрами, как в прошедшем сезоне, у Вас это прекрасно получается.

— Нет-нет, свой оркестр нужен. Необязательно всё играть без дирижёра: лучших из них, с кем захотят работать оркестранты, я буду приглашать. Поймите, я не против дирижёров. Я совершенно не согласен со сложившейся концертной практикой, в которой из-за эгоизма дирижёров и солистов огромное количество гениальных сочинений исчезает из репертуара. Сколько великой музыки написано Бахом, Моцартом, Сен-Сансом, Дебюсси, Кусевицким для солирующих флейты, гобоя, кларнета, валторны, фагота, арфы, контрабаса и других инструментов! Почему её не включают в программы? Ведь это необходимо! Во-первых, редко исполняемая музыка интересна публике. Во-вторых, это стимулирует оркестрантов находиться в творческой форме. Многие из них — прекрасные музыканты, способные исполнить сольные партии и донести красоту этой музыки. Пусть прозвучит не весь концерт для фагота, скажем, а лишь одна его часть, но надо дать возможность оркестрантам проявить себя в качестве солистов! Поэтому я и мечтаю создать оркестр, чтобы в каждом концерте оркестранты обязательно исполняли соло для своего инструмента — репертуар огромный. Затем может быть исполнена симфония или концерт для солиста с оркестром. В стандартном же репертуаре солируют только пианисты, скрипачи и виолончелисты — всё! Это ужасно. С такой скучной и неправильной репертуарной политикой я и пытаюсь бороться.

— Но ведь так происходит не только в России, но и во всём мире. Вы хотите переделать мир?

— Я хочу только, чтобы мне самому было приятно. Мне неприятно играть концерт, когда оркестранты играют формально. Для достижения того музыкального счастья, как его себе представляю, мне нужна заинтересованность и максимальная творческая отдача всех исполнителей — как в качестве солистов, так и в качестве оркестрантов. Сам я могу выпендриваться как угодно: играть ещё быстрее, ещё громче, но... это не музыка. Музыка для меня — это совместное творчество.

— И в концертах прошедшего сезона Вы это музыкальное счастье испытали?

— Да, безусловно, испытал.

— После юбилейной публикации «Царь Борис» Вас теперь в соцсетях и на форумах только так и называют — царь Борис.

— Отлично! Я за монархию (смеётся).

— В связи с этим вопрос: тяжела ли шапка Мономаха?

— Ну, что вы, это же театр... Ты царь только на сцене, а выходишь из филармонии — и ты такой же, как все, один из толпы. На мне не лежит огромная ответственность за страну. Поэтому я тяжести не чувствую. Шаляпин пел в театре партию Бориса Годунова. Думаю, и ему шапка Мономаха была тяжела только во время спектакля. А я и во время концерта тяжести не чувствую — я же удовольствие получаю, когда играю. Вот в жизни шапка Мономаха, думаю, очень тяжела. Путина ведь тоже называют царём. Вот ему наверняка очень тяжело. Хотя он прекрасно справляется с трудностями, ещё и чувство юмора не теряет. Ну вот... (пауза) Заодно и Путину доброе слово сказали. Кстати, вот за это меня точно разорвут! Хотя я говорю искренне.

— За Путина?! Кто недоволен Путиным, пусть назовёт альтернативу, я их с удовольствием выслушаю.

— Говорят, Ельцин был грамотным руководителем. Брежнева теперь добрым словом вспоминают. А ещё Сталина — вообще отлично! (смеётся)

— Мы же не о покойниках говорим, а о потенциальном лидере страны. Кто мог бы им стать?

— Скажем, Навальный реально борется с коррупцией. Победить её полностью нельзя, потому что страсть к наживе заложена в натуре человека, но существенно снизить процент коррупции можно. Есть примеры скандинавских стран, где коррупция побеждена, но в крупных государствах мафия была, есть и будет. В нашей стране её многовато. Если Навальному удастся понизить уровень коррупции с существующих ныне 40-50 % хотя бы до 15-20 %, это было бы очень даже... симпатично (смеётся). Я не сторонник тотального уничтожения коррупции, потому что, во-первых, в такой огромной стране, как Россия, это невозможно, во-вторых — это острый процесс, чреватый ещё одной революцией, а история говорит нам о том, что революции ни к чему хорошему не приводили. Всё равно, я считаю, Навальный делает хорошее дело. Истина как всегда где-то посередине, и если удастся найти баланс и сформировать в России гражданское общество вместе со всеми нашими олигархами, то... всем будет хорошо.

— Предлагаю перевести тему разговора с политики на предстоящий фестиваль «Летние вечера в Елабуге». Состав солистов на 50 % обновился. Каким принципом Вы руководствовались?

— Прошлогодний фестиваль прошёл настолько удачно, что я решил оставить в программе уже понравившихся публике артистов и для разнообразия пригласить тех, кого в Елабуге ещё не слышали. Это Анри Демаркет — чудный французский виолончелист, яркий представитель французской виолончельной школы, одной из лучших в мире. Мне понравилась пианистка Варвара Мягкова. Она и другие молодые талантливые пианисты — Фёдор Орлов, Анна Денисова и Эвелина Березовская — выступят в программе Vivat, Yamaha! — в честь компании, предоставившей нам рояль. Изумительный ансамбль старинной музыки «Мадригал» исполнит западноевропейскую музыку, шотландские музыканты Крис Стаут и Катриона Маккей сыграют на скрипке и кёльтской арфе свою традиционную музыку. Вместе с трио Elegato Айдара Салахова шотландцы будут импровизировать на темы народных мелодий. Я представляю себе это как джем-сейшн, живой музыкальный процесс — по-моему, очень здорово! А ещё Алексей Балашов сыграет соло на гобое в классических шедеврах для гобоя с оркестром — это, кстати, элемент моей борьбы за расширение концертного репертуара.

Ансамбль солистов «Мадригал» Московской филармонии


Интересной обещает быть программа «Джаз и не только...». Всемирно известный валторнист Аркадий Шилклопер, его квартет Jazz Team с джазовым пианистом Вадимом Неселовским, который специально прилетит из Америки, и... французская музыка XX века. На первый взгляд, французский импрессионизм и джаз — не просто далёкие планеты, а разные галактики. Но я считаю, что Равель, Дебюсси и Мессиан применяли изысканные джазовые гармонии. У французов нет того драйва и свинга, который присутствует в джазе, но гармонически их язык, я считаю, даже превосходит джазовый по богатству, красоте и оригинальности. Я очень люблю джаз, обожаю, и то, чего не хватает Равелю и Дебюсси — именно свинговости, погружающей в некий транс, — будет дополнено исполнителями джаза. Интеллектуальная музыка Дебюсси, Равеля, вершина интеллектуальной музыки — Мессиан и джазовые импровизации — такое экспериментальное сочетание, думаю, будет представлено впервые в мире.

Один из лучших валторнистов мира Аркадий Шилклопер


Выступят полюбившиеся публике музыканты — изумительный скрипач Никита Борисоглебский, Айгуль Хисматуллина с её божественным голосом, баянист-виртуоз Айдар Салахов, ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин». Естественно, каждый вечер на сцене буду я и Игорь Лерман с его замечательным Камерным оркестром. В день открытия Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» исполнит супер-шлягер классической музыки — свиридовские Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель», а пушкинский текст прочитает Александр Гордон, известный всей стране как телеведущий. Однако мало кто знает, что он снимает чудесные фильмы, и вообще человек очень тонкий, знающий поэзию, и мне приятно, что он снова будет с нами. Мои пристрастия в выборе постоянных участников фестиваля объясняются очень просто: от добра добра не ищут.

Фотографии предоставлены пресс-службой пианиста Бориса Березовского




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Допинг контроль #16. «Быстрый и безумный, поэтому его называют…»

Чугунное интервью

Мы живём в мире, в котором для разговора с интересными людьми необходим информационный повод. Такой стиль общения навязали нам средства массовой информации и, увы, это примета нашего времени. Информационный повод для нашей беседы с очень популярной в миллениум российской группой «Чугунный скороход» есть — появление всего их наследия 90-х и нулевых в новом музыкальном сервисе Apple music. Но даже не будь этого ретроспективного цифрового переиздания, я считаю, с такими остроумными собеседниками стоило бы поговорить и без всякого информационного повода. Им есть, о чем рассказать, а мне есть, о чем их спросить.

15.09.2019 16:00, Дмитрий Мишенин


Богатый сэр

Интересная жизнь Вилли Токарева

Цыганка нагадала Вилли Токареву, что он проживёт 120 лет. В свои 39 он махнул из СССР в Америку, чтобы спустя пятнадцать лет вернуться домой знаменитым. Он ушёл тихо, не многие стали вспоминать, что его имя было главным в советской эмигрантской культуре второй половины XX века.

11.08.2019 16:00, Алена Городецкая


Мальчик и дельфин

10 августа в Москве впервые выступит новозеландский музыкант Коннан Мокасин

Наконец-то! Объездив полмира, Коннан Мокасин решил добраться и до России. Ясноглазый блондин, чем-то напоминающий улыбчивого дельфинёнка, приплывёт к нам аж с берегов Новой Зеландии — видимо, по Москве-реке — и 10 августа вынырнет в баре «Стрелка», что на Берсеневской набережной. Enfant terrible современной поп-музыки запоминается не только своей внешностью и высоким голосом, но в первую очередь мелодическим талантом. Его песни I’m the Man That Will Find You, I Wanna Roll With You, Lying Has to Stop, Out of Touch — это редкий для ХХ века вклад в золотую сокровищницу мировых хитов, шедевры уровня 80-х, во всех смыслах.

09.08.2019 19:00, Павел Пересветов


Русское поле экспериментов

В преддверии фестиваля Fields мы взяли интервью у его участников — Фёдора Переверзева, Павла Еремеева, Миши Мищенко, Vtgnike, Алексея Борисова и группы «Виды Рыб».

09.08.2019 16:00, Павел Пересветов


Антон Батагов: «Другое измерение бытия»

Композитор-минималист об Иоганне Себастьяне Бахе

Иоганн Себастьян Бах — автор более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени — родился 21 марта 1985 года. Одно из его самых значимых достижений — создание "Хорошо темперированного клавира", благодаря которому гармония стала одной из основ классической музыки. Спустя 334 года искусственный интеллект от Google проанализировал произведения Баха, и позволил создать свою музыку каждому пользователю. А мы публикуем беседу с композитором и исполнителем Антоном Батаговым о музыке Баха.

21.03.2019 10:24, Дмитрий Бавильский


Царь Борис

К юбилею пианиста Бориса Березовского

4 января пианисту Борису Березовскому исполняется 50 лет. Юбилей — повод написать портрет всемирно известного музыканта и сказать ему добрые слова от лица коллег, родных и поклонников. От имени последних я и пишу.

04.01.2019 17:01, Лилия Ященко


Дыхание дерева

Звуковые ландшафты саунд-арта

Историк звукового искусства Константин Дудаков-Кашуро рассматривает способы взаимодействия саунд-художников с миром природы: как они прислушиваются к взмахам крыльев бабочки, падающим снежинкам и пению разрезанных пополам древних валунов.

04.12.2018 13:00, Константин Дудаков-Кашуро, iskusstvo-info.ru


«Люди стояли под дождем и слушали музыку»

В Татарстане завершился фестиваль пианиста Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге»

Выдающийся пианист современности так скромен, что не скажет о себе: «Я провёл грандиозный, незабываемый фестиваль, аналога которому нет в России». Впечатлениями поделились звёздные участники форума, который за четыре дня, с 12 по 15 июля, посетили более 40 000 зрителей.

24.07.2018 19:00, Лилия Ященко


30 лет Камерному оркестру Игоря Лермана

Игорь Лерман: «Власти города считали, что слово «камерный» пришло из уголовного мира»

Поводом для интервью стал предстоящий с 12 по 16 июля фестиваль «Летние вечера в Елабуге», где главными героями будут пианист Борис Березовский и Камерный оркестр Игоря Лермана, отмечающий в 2018 году 30-летие.

15.06.2018 20:00, Лилия Ященко


За флажки

Семидесятые годы были не только удивительно спокойным десятилетием в русской истории ХХ века — это было время убожества и скудости. Высоцкий выламывался из него, стоял поперек. Два «мерседеса» и жена-француженка так же возмутительны, как недельные запои, заграничные диски, готовность качать права и дать в морду.

08.02.2018 16:00, Сергей Кузнецов






 

Новости

«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.