Подписаться на обновления
15 декабряСуббота

usd цб 66.4337

eur цб 75.3890

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Павел Протасов   пятница, 30 июля 2010 года, 09:08

Борьба за ничьё: «прецедент Беляева»
История о том, как издатели не поделили общественное достояние


// Getty Images, Fotobank
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






20 июля 2010 года отечественный арбитраж поставил рекорд по сумме компенсации за нарушение авторских прав: с издательской группы «АСТ» судом было взыскано более 7,5 млрд рублей. Эпохальный иск, который грозит сделать АСТ банкротом, подало издательство «Терра» из-за произведений русского фантаста Александра Беляева.

Суть спора заключалась в том, что АСТ издало их без заключения договора с наследниками, считая, что они перешли в общественное достояние и права на них больше не охраняются. У «Терры» было другое мнение.

Основной спор в данном судебном процессе был связан с тем, как рассчитывать срок действия авторского права. Беляев умер в январе 1942 года, и, по мнению юристов АСТ, этот срок уже истёк. По мнению «Терры», на его произведения распространяется срок, установленный четвёртой частью ГК и равный семидесяти годам, к которым нужно прибавить ещё четыре «военных» года, на которые он увеличивается из-за того, что в годы войны Беляев работал. То есть права на произведения Беляева будут охраняться до 2017 года.

На момент смерти Беляева авторское право регулировалось двумя постановлениями Совета народных комиссаров, в одном из них срок охраны прав устанавливался равным пятнадцати годам после смерти автора. В Гражданском кодексе РСФСР, принятом в 1964 году, он увеличился ещё на десять лет, до двадцати пяти. Однако к тому моменту произведения Беляева уже перестали охраняться.

В ГК РСФСР и предшествующих нормативных актах начало течения срока охраны прав было связано только со смертью автора, никаких других критериев отсчёта не было. Не было и четырёх «военных» лет. Появились они в законе «Об авторском праве и смежных правах», принятом в 1993 году. В постановлении о введении закона в действие говорилось буквально следующее: «Сроки охраны прав, предусмотренные статьями 27 и 43 указанного закона, применяются во всех случаях, когда 50-летний срок действия авторского права или смежных прав не истёк к 1 января 1993 года». Это был первый случай предоставления отечественным произведениям так называемой ретроспективной охраны: те произведения, которые до этого перешли в общественное достояние, «задним числом» были из него изъяты и снова стали охраняться.

И именно здесь впервые встал вопрос о том, нужно ли применять к Беляеву «военные» годы. Беляев умер в 1942 году, срок начался с 1 января 1943-го. Плюс пятьдесят — получаем 1993-й, то есть без четырёх «военных» лет срок истёк, в результате чего Беляев не охранялся и по ЗоАП. А то, что нужно плюсовать эти четыре года, — под большим сомнением: по общему правилу об обратной силе закона (то есть статьи 27 ЗоАП, которая впервые их ввела) должно быть прямо сказано, но постановление говорит только о «пятидесятилетнем сроке».

Тогда никаких споров из-за этого не велось, отложили до четвёртой части ГК. Кстати, не совсем понятно, как «Терра» могла приобрести права на произведения Беляева в 2001 году, когда они не охранялись даже с учётом дополнительных лет.

В Гражданском кодексе действует ряд положений, согласно которым срок действия авторского права может быть больше 70 лет после смерти автора. Мы полагаем, что такие положения излишни и их необходимо скорректировать или отменить. Пункт 3 статьи 1281 («Срок действия исключительного права на произведение») гласит, что «исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения». Из-за этого положения, например, роман «Мастер и Маргарита», опубликованный в 1966—1967 годах, защищён авторским правом до 2038 года, хотя М. Булгаков умер в 1940 году и другие произведения, опубликованные им при жизни, уже являются общественным достоянием. Полагаем, что срок охраны авторских прав должен быть единым для всех произведений автора и рассчитываться с года его смерти.

Из-за новых критериев отсчёта сроков перехода в «общественное достояние» произошёл ещё один крупный «копирайтный» скандал, связанный с фильмом «Мастер и Маргарита» Юрия Кары. В ЗоАП появилось положение о том, что авторское право на произведение, выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение пятидесяти лет после публикации. Именно так и начали считать срок наследники Булгакова — от 1967 года, когда роман вышел в свет. Результат: фильм Кары пролежал на полке пятнадцать лет, после чего режиссёр суд всё-таки выиграл и право на показ фильма получил, но, по его же собственным словам, теперь проблема — собрать деньги на прокат…

В 2004 году в ЗоАП вносятся изменения: срок охраны увеличивается с 50 до 70 лет. А четвёртая часть ГК «ретроспективно» распространила эти семьдесят лет на кусок «общественного достояния»: закон о введении её в действие говорит, что такой срок применим в случае, «когда пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав не истёк к 1 января 1993 года». Как видим, и здесь тоже говорится о «пятидесятилетнем сроке», без указания на статьи ЗоАП или ГК, предусматривающие «военную» надбавку. Если до 1993 года её просто не было, можно ли её учитывать в этом сроке? Сдаётся мне, что нельзя и на авторов, умерших в первые два года войны, правило о четырёх дополнительных годах не распространяется вообще…

Кроме того, введение новой части Гражданского кодекса сделало «подарок» любителям советского кинематографа, внеся изменения в охрану тех произведений, авторами которых считаются юридические лица. Сейчас их авторство невозможно, однако в советские годы оно было предусмотрено, главным образом для фильмов. На момент вступления в силу 4-й части ГК, после увеличения сроков охраны в 2004 году, в общественном достоянии находилось кино аж по 1953 год. Законом о введении в действие 4-й части ГК синефилам устроили «новый тридцать седьмой»: именно на этот год был сдвинут срок «общественного достояния» для фильмов.

Вскоре после решения арбитража по делу о правах на произведения Беляева пришла нежданная новость: оказывается, Красноярский краевой суд вынес решение, в котором признал, что произведения Беляева авторским правом не охраняются. После этого представители АСТ заявили, что на это решение они будут ссылаться в дальнейшем. Это называется «преюдицией»: факты, установленные решением одного суда, должны считаться доказанными в любом другом.

19 апреля 2010 года — как писали раньше, «в ознаменование годовщины Великой Победы» — крупнейший в мире видеосервис YouTube и российский концерн «Мосфильм» открыли специальный канал для онлайн-просмотра классических кинофильмов, посвящённых Великой Отечественной войне. Отличная новость! Только почему этот канал проработал меньше месяца? Почему только до 15 мая? Закончились праздники, и о Великой Отечественной войне можно забыть? И кто не успел, тот опоздал?

Однако есть пара нюансов. Во-первых, арбитражные суды крайне неохотно принимают преюдицию судов общей юрисдикции. И правильно делают: качество судебных решений в этих судах зачастую крайне низкое, особенно по нетипичным делам типа копирайтных. А во-вторых, арбитражный суд сейчас рассматривает дело, в котором разбирается вопрос и об охране произведений Беляева. Решение по существу ещё не вынесено, но суд кассационной инстанции, направляя дело на новое рассмотрение, в качестве причины этого указал и то, что к сроку охраны не прибавлена «военная надбавка». А теперь, когда вы знаете о том, что такое «преюдиция» и для чего она нужна, состав участников этого дела вас, наверно, не удивит: истцом в нём выступало ООО «Издательство Терра», а ответчиком — ООО «Терра-Книжный клуб»…

Тем не менее у иска из-за книг Беляева мало шансов устоять. Не так давно «Терра» проиграла один подобный процесс с издательством «Эксмо». Отказ в удовлетворении требований был связан главным образом с невозможностью определить размер компенсации: «Терра» уж больно много хотела. Эта прогрессивная метода подсчёта компенсации применялась и в «деле Беляева»: «Терра» берёт тираж ответчика, выпущенный на обычной бумаге и с обычным оформлением, и высчитывает сумму компенсации, предусмотренной статьёй 1301 ГК, исходя из стоимости своего «подарочного» издания, стоимость которого может превышать несколько тысяч долларов. В «деле Беляева» суд вообще взял за основу стоимость шеститомника, по цене которого высчитал компенсацию за одну контрафактную книгу ответчика и установил-таки рекорд по сумме этой компенсации.

В случае с иском к «Эксмо» спор возник из-за перевода на русский романа Казимира Валишевского «Иван Грозный». «Терра» и здесь заявила, что компенсация должна высчитываться на основе стоимости сборника произведений, в который входили, помимо «Ивана Грозного», ещё одиннадцать произведений. Сборник также был подарочным, стоимостью 3200 долларов.

Однако суд посчитал, что стоимость подарочного издания, тираж которого составил двенадцать экземпляров, не может считаться «ценой, которая обычно взимается за правомерное использование произведения», предусмотренной в статье 1301. Вдобавок суд уличил «Терру» в неискренности при предоставлении доказательств: «Из письма ФГУ «Российская ордена «Знак почёта» Книжная палата» от 07.05.2010 года No955/10 следует, что в период с 2002 года были зарегистрированы два издания перевода произведения Валишевского К. «Иван Грозный» изданием Терра-Книжный клуб в 2003 году (тираж не указан) и 2007 году тиражом 2100 экземпляров. Однако на предложение суда предоставить сведения о стоимости данного издания истец отказался предоставить такие сведения, сославшись на то, что не им производился выпуск данного издания».

В итоге в иске было полностью отказано именно из-за того, что «Терра» не доказала стоимости своих «легальных» экземпляров. Решение по «делу Беляева», скорее всего, ждёт такая же участь.

История судебных отношений АСТ и «Терры» началась давно. И на её примере хорошо заметны те проблемы нашего законодательства, которые связаны с регулярным изменением сроков охраны произведений и, вопреки самим принципам права, устанавливающей нормы закона, имеющие обратную силу.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Новые радости и инициативы

Nooregistry.ru: о книгах, исландцах и неделе открытого доступа

85 тысяч исторических документальных фильмов, архив американских журналов по архитектуре и онлайн экскурсии по 50 музеям мира – в подборке профильного журнала Nooregistry.ru, вместе с последними новостями об авторском праве и о борьбе исландцев за принятие конституции, написанной самими исландцами.

20.11.2016 15:00, Дарья Новаторова


Nooregistry.ru: пираты среди нас!

О новых ресурсах открытого доступа, пиратах и инициативах

Как исландские интернет-пираты стали влиятельными политиками, почему молодые люди предпочитают пиратские интернет-ресурсы, и как упорно правообладатели сражаются за свои права – об этом в дайджесте профильного сайта Nooregistry.ru.

20.10.2016 16:00, Дарья Новаторова


Nooregistry.ru: открытые источники всего на свете

Самое интересное из мира авторского права

Редкие цветные фотографии старинного Парижа, карта мест, где проходили съёмки популярных отечественных фильмов, сатирические журналы 1905-1917 гг., 3000 иллюстраций произведений Шекспира и свежие новости авторского права – это и многое другое в подборке материалов профильного сайта Nooregistry.ru.

30.09.2016 16:00, Дарья Новаторова


Лёд тронулся!

Шаги на пути к обществу знания определены

Мир меняется быстрее, чем законодательство – особенно когда старый порядок вещей отстаивают сложившиеся индустрии, не желающие подстраиваться под новые условия игры. Однако ситуацию пора менять, и можно начать с очевидного – решения проблемы сиротских произведений, возвращения советского общественного достояния в этот правовой статус и создания новой информационной инфраструктуры открытого доступа.

29.09.2016 17:00, Дарья Рязанова



Интернет по-оруэлловски

Почему законодательство в интернет-среде все больше напоминает антиутопию

Начиная с 2012 года в сфере ограничения и регулирования интернет-пространства был принят ряд законов, вызвавших серьезный резонанс как среди правозащитников и экспертов, так и среди рядовых пользователей. Несколько законов стали наиболее обсуждаемыми, и отголоски этих дискуссий звучат до сих пор.

27.09.2016 19:00, Ксения Володина


Безграничная свобода

Nooregistry.ru: открытое и бесплатное на просторах интернета

Редкие цветные фотографии начала 20 века, советские иллюстрации книг Толкина, более 300 документальных фильмов и виртуальные прогулки по Нью-Йорку: профильный сайт Nooregistry.ru подготовил очередную подборку ресурсов, которые выкладывают интересный материал в открытый доступ.

24.09.2016 20:00, Дарья Новаторова


Рим в 1890 году

Цветные фотографии в открытом доступе

Колизей, Фонтан Треви и многие другие знаменитые места Вечного города в конце 19 века можно увидеть в цвете благодаря фотохромной технологии и Библиотеке Конгресса, выложившей редкие фотографии в открытый доступ.

23.09.2016 19:00, Josh Jones


Ценность открытой науки

Что такое «открытая наука» и почему она необходима для человечества

Точка зрения: «Исследователи сталкиваются с трудностями в процессе работы. Статьи могут отозвать из-за ошибок, результаты исследований могут оказаться невоспроизводимыми, методы часто нестандартизированы, а опубликованные работы недоступны. Необходимо найти решение этим проблемам».

22.09.2016 19:00, Daniel Saraga, phys.org


Кому нужен открытый доступ?

Ответы на ключевые вопросы

Под термином «открытый доступ» традиционно понимается практика публикации отрецензированных научных статей в свободном доступе бесплатно и для всех желающих. Для кого и зачем это нужно – в кратком познавательном обзоре от opensource.com.

21.09.2016 19:00, nooregistry.ru






 
Общественное достояние

Новости

Свободные произведения станут доступными
В День общественного достояния НП «Викимедиа РУ» объявляет о запуске конкурса «Общественное достояние – 2018».
С 2018 года в общественное достояние перейдут произведения Тынянова, Рериха и Немировича-Данченко
НП «Викимедиа РУ» подготовило исследование «Авторское право и общественное достояние в России: произведения, переходящие в режим общественного достояния с 2018 года, и их авторы».
Нью-Йоркский Метрополитен-музей передал 375 тысяч оцифрованных произведений в общественное достояние
The Metropolitan Museum of Art объявил о передаче всех изображений произведений из своей коллекции, являющихся общественным достоянием, под лицензию полного отказа от авторских прав - CC߀.
Третьяковка в интернете
На сервисе "Яндекс.Карты" появились панорамные снимки всех залов Третьяковской галереи, открытых для посетителей.

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.