Подписаться на обновления
28 февраляПятница

usd цб 65.6097

eur цб 71.6458

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Николай Кириллов   понедельник, 11 января 2010 года, 09:35

Большой куш
Финансирование российского кинематографа будет вестись по-новому


// Getty Images, Fotobank
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






С 2010 года всё в российском кино будет по-новому. Появятся фильмы, интересные зрителю и, что тоже немаловажно, окупаемые. Народ валом повалит на отечественные блокбастеры и высокохудожественные картины, и скоро во всём мире начнут говорить о новой русской волне. Почему так должно произойти? Потому что с нового года финансирование российского кинематографа будет вестись иначе, чем прежде.

Начиная с 2010 года распределением средств для киношников будет заниматься Федеральный фонд поддержки отечественной кинематографии, а не министерство культуры, как то было прежде.

В первую очередь надо отметить, что фонд поддержки кинематографии существует уже довольно давно, с 1995 года, однако структура эта достаточно непубличная: к примеру, у неё нет даже собственного сайта. Попытка разобраться, тот ли это фонд или просто одноимённый указанному в постановлении правительства, окончательным успехом не увенчалась.

Часть опрошенных экспертов вообще затруднились что-либо сказать на этот счёт.

Эксперты в растерянности

Главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей высказался, что даже если это и тот фонд, то его структура будет кардинально изменена. Нынешний фонд поддержки кинематографии — структура в самом деле незначительная. Если это и он, то, как полагают эксперты, изменится его руководство.

Схему действий чиновников и реакцию сообщества один из кинокритиков обозначил следующим образом: «На роль руководителя фонда будет поставлен никому не известный человек, все будут гадать, кто он, каких взглядов, кто за ним стоит, Михалков или Эрнст. В итоге окажется, что это ставленник какого-нибудь Вексельберга, близкий к вице-премьеру правительства Александру Жукову (который и ведёт этот проект)».

Почему отечественные фильмы проваливаются в прокате? Хотя прошло уже больше года с момента, когда везде и всюду начали трубить о кризисе, поразившем российское кино, по-прежнему практически каждую неделю на экраны выходят отечественные постановки. И по-прежнему в большинстве своём с треском проваливаются. Всегда ли это следствие их низкого качества? Почему вообще это стало нормой?

В наступившем году на нужды кинематографа будет выделено 5,5 млрд рублей. Заместитель директора Департамента кинематографии Минкульта РФ Игорь Каллистов расшифровывает эту цифру: «Всего в 2010 году государство выделяет на поддержку российского кинематографа 5,5 млрд рублей. Около 300 млн из них получит Госфильмофонд. Ещё 300 млн рублей отведены на другие нужды киноотрасли, напрямую не связанные с производством фильмов. Из них 29 млн пойдёт на развитие кинонауки. Все остальные средства — 4,9 млрд рублей — пойдут на кинопроизводство и кинопрокат».

Из этих 4,9 млрд рублей 20% пойдут на поддержку документального, анимационного и дебютного кино через Минкульт. Остальное через фонд будут получать специально назначенные студии. Предполагается, что это «лидеры отечественного производства».

Последние будут нанимать независимых продюсеров. Те в свою очередь займутся подбором конечных производителей кинопродукции.

Предыстория

3 ноября 2009 года, во время визита во ВГИК, приуроченного к 90-летию института, премьер-министр России Владимир Путин сделал важное для всего кинематографа объявление, согласно которому должна измениться система финансирования отечественной киноотрасли (при этом само финансирование увеличится в два раза).

Состоявшееся там же в тот же день заседание правительственного совета по развитию отечественной кинематографии под председательством Путина постановило «согласиться с предложением Союза кинематографистов Российской Федерации (Н.С. Михалкова) об оптимизации системы государственной поддержки отечественной кинематографии».

Министерству культуры России было предписано разработать порядок выделения субсидий на поддержку кинематографии в части финансирования производства и проката художественных полнометражных национальных фильмов Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии.

Согласно идее инициаторов оптимизации субсидировать надо лидеров отечественного кинопроизводства «в целях создания фильмов, соответствующих стратегическим задачам государства и увеличения количества национальных фильмов, выходящих в прокат в Российской Федерации и за рубежом».

Вернёмся ещё чуть назад, и станет понятно, откуда растут ноги у этой инициативы.

В мае 2009-го по результатам фестиваля «Золотой витязь» появился Липецкий манифест, где ряд кинематографистов, возглавляемых Никитой Михалковым и Николаем Бурляевым, высказались за необходимость стопроцентного финансирования особо важных государству проектов.

По мнению подписавшихся под манифестом, только при такой системе возможно возрождение традиций отечественной кинематографии: «Не будет великого отечественного кино без великого государства, как не будет великой державы без великого российского кино», — утвердили кинодеятели, тем самым расписавшись в полной лояльности государству и желании выдавать агитационную продукцию.

Не прошло и полугода, как Путин произнёс во ВГИКе свою речь. По мнению президента Гильдии киноведов и кинокритиков Виктора Матизена, два этих события напрямую связаны между собой, поскольку Михалков близок к власти и оказывает на её решения в сфере кинематографии большое влияние.

Плакали, кололись, но всё же ели кактус

Решение о создании фонда и новой схеме финансирования укладывается в тенденцию последних лет — централизацию культурных и социальных институций.

Просмотр нового голливудского мегаблокбастера «2012», где русские показаны неожиданно корректно, наводит на мысль: на «фабрике грёз» холодная война закончилась, наступила оттепель. А что тому причиной? Как говорится, nothing personal, just business.

В начале путинского правления государство было занято централизацией властной вертикали, затем, когда вертикализация была завершена, бюрократический аппарат принялся за другие отрасли. В образовании это выразилось во введении ЕГЭ и уменьшении университетской автономии (к примеру, в 2006 году ужесточились процедурные правила аттестации ректоров).

В архитектуре в 2009 году началась кампания по выдавливанию с рынка мелких и средних архитектурных фирм ради укрепления крупных проектных институтов — рудиментов советского времени.

Изменившийся порядок получения лицензий на архитектурную деятельность фактически лишил частные бюро возможностей генпроектирования. Аналогичная ситуация и в банковском секторе, где ведётся политика укрупнения кредитных организаций. Теперь бюрократизация наконец-то дошла и до кинематографии.

Деятели кино в большинстве своём протестуют, полагая, что новая система в силу своей непрозрачности обеспечит в первую очередь взлёт коррупции в киноотрасли, что приведёт к появлению низкохудожественной и некоммерческой продукции.

Режиссёр и депутат Государственной думы Станислав Говорухин от комментариев по поводу проекта нового распределения средств отказался, отметив только, что данное решение было проведено в обход Госдумы и что вряд ли эта реформа принесёт пользу кинематографии.

По словам Виктора Матизена, предложение премьер-министра, по которому фонд даёт деньги не под проекты, а компаниям, — практика в мире беспрецедентная: «Идея выглядит иррациональной. С какой стати государство выбирает компании, кому давать? Что за этим последует? Продюсеры пойдут в эти компании, чтобы продавливать свои проекты, коррупция только взвинтится. За этой идеей, допускаю, стоит один человек — Никита Михалков. Его студия «ТРИТЭ» как пить дать получит большие бюджеты на производство неизвестно чего. Возвратного механизма не предполагается. В итоге должна появиться продукция, которую смотреть никто не будет. Всё это мы проходили при советской власти. Лучше бы государство построило кинотеатры — расширилась бы киносеть и кино стало бы окупаемым. Деньги надо выдавать продюсерам жёстко в кредит, тогда они научатся делать коммерческое кино. Это сложная механика, а не то, что Никита Сергеевич пришёл к Владимиру Владимировичу и сказал: «А давайте сделаем», — считает Матизен.

По мнению продюсера Сергея Члиянца (работал с картинами «Бумер», «Настройщик» и др.), в данной ситуации важно, что кинематограф, в отличие от, допустим, автопрома, социально значимой отраслью не является: «10% населения на киноотрасль не работают. Это легко позволяет властям одним махом загубить отечественное кино», — уверен Члиянц.

По факту же, как полагает Члиянц, русский рынок давно уже стал площадкой для проката голливудской продукции, а отечественное кино у зрителя не в авторитете.

Напрашивается вывод, что данное решение, притом что вряд ли оно сможет улучшить качество кино, его уровень и не уронит, потому что ниже и так некуда.

По мнению Виктора Матизена, систему господдержки, безусловно, давно следовало реформировать, но не произвольным образом: «Огромное количество непродуманных решений ситуацию только ухудшает. Проблема господдержки очевидна: деньги невозвратные, появлению качественной продукции не способствуют (только стимулируют коррупцию)», — считает критик.

Как полагает Матизен, реформу надо вести таким образом, чтобы возникла система контроля: «Необходимо, чтобы люди отчитывались в том, что они собрали в прокате, что получили на фестивалях. Если у снятого фильма нет ни коммерческой, ни художественной ценности, его производителям уже деньги давать не стоит. Вторая проблема — система откатов, об этом в кулуарах говорят не стесняясь. Чиновники не должны быть теми, кто принимает решения. Должна существовать экспертная комиссия не связанных друг с другом людей. Сейчас существует система тендеров, но как и кто принимает решения — тёмный лес, трава густая», — уверен Матизен.

Соглашаются с кинокритиками и кинопродюсеры.

«Подобного рода реформы надо принимать на основе проекта, а мы имеем скоропалительное, навязанное с помощью подтасовок цифр и фактов решение. Разобраться в природе кино сложно, в природе кинобизнеса ещё сложнее, никто сейчас почему-то не говорит о том, кто будет в итоге владеть правами на использование фильмов. Фильмы делаются не для того, чтобы их снимать, а чтобы прокатывать, получать деньги. Человек, который придумал фильм и сделал по заказу большого продюсера, будет теперь отрезан от процесса маркетинга и от деления доходов. Манипулировать тут можно как угодно. Схема эта сама отомрёт», — полагает Члиянц.

По мнению Члиянца, в конечном счёте прагматика всё равно победит бюрократию: «Сообщество кинематографистов три года боролось за отмену тендеров на производство кино. В итоге нас услышали, мы достучались до тех, кто всё решает. Сейчас начнётся новый этап борьбы: будут подрастать молодые, способные, отрезанные от госсредств творческие кадры, и рано или поздно они установившуюся систему обязательно сломают».

Тем не менее нынешняя ситуация, как полагает Члиянц, очередное свидетельство грустного факта: государство и граждане по итогам нововведений, оказывается, живут в разных плоскостях: «Что важно в данном случае, мы не получим никакой новой российской волны».

Эксперт связывает данное решение с типично русской болезнью — гигантоманией, отсутствием аналитического подхода. Реальный процент доходов в русском кино (если считать не кассовые сборы, а доходы правообладателей) — 5%.

Американские фильмы получают такие же бокс-офисы при гораздо более скромных маркетинговых бюджетах: «Это значит, что зритель, который в душе, быть может, и хочет российского кино, в действительности лоялен Голливуду. Тут как в анекдоте: мы плакали, кололись, но продолжали есть кактус. Конечно, зритель хочет, чтобы выходило кино про нашу действительность — такое кино, которое находится вне рамок Голливуда, и тем более не пропагандистское. От всей нынешней ситуации противно и тошно. Я перестану заниматься кинематографией. Спокойно уйду на пенсию», — говорит Члиянц.

Qui bono

По словам кинокритика, пожелавшего не раскрывать своего имени, руководителя одного из авторитетных изданий о кинематографии, хотя постановление уже вышло, это только постановление о создании фонда. Главная же интрига в том, кто будет получать деньги напрямую из фонда.

Среди возможных претендентов на получение денег от фонда называется ряд имён и компаний: Анатолий Максимов («Дирекция кино»), Никита Михалков (студия «ТРИТЭ»), Рубен Дишдишян («Централ Партнершип»), Игорь Толстунов («Профит»), Александр Роднянский (AR Films) и Фёдор Бондарчук (Art Pictures), а также Константин Эрнст.

Кто же именно окажется ближе всех к кормушке, мы узнаем далеко не сразу: «Эту информацию будут долго скрывать. Уверен, что все люди уже назначены. Но кто это конкретно, знает только г-н Жуков, вице-премьер правительства РФ, и Толстиков. Постановление будет только о создании фонда, без имён… Это политика. Тем, в интересах кого данная реформа финансирования производится, нужны деньги, а не обилие публикаций. Одно знаю практически наверняка, из достоверных источников: Михалков не будет контролировать всё, хоть и попадёт в семёрку», — рассказывает эксперт.

Названный источником Сергей Толстиков — новое лицо в киноиндустрии. Широкому кругу он практически неизвестен. В его послужном списке значится должность советника председателя совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг».

Также, по некоторым сведениям, работал в налоговом ведомстве, где получил репутацию строгого начальника. Это, как полагает наш эксперт, является попыткой уберечь средства фонда от расхищения.

Однако в условиях абсолютной непрозрачности данной процедуры от общества вряд ли можно ожидать, что даже самый рьяный налоговик убережёт все деньги.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Блок Мальборо

Леониду Гайдаю, гению советской комедии, в конце января этого года исполнилось бы 97 лет

О Гайдае, которого всю жизнь попрекали Тарковским (условным — попрекали, что недостаточно «интеллектуален», у нас страна сумрачная) вспоминает Вячеслав Шмыров, непривычно молодой для такой роли живой свидетель истории советского кино. Во всех ее подробностях, казусах, ее «генеральной линии» и ее же «закулисья»: в воспоминаниях Славы важна особая интонация, передающая атмосферу времени.

27.02.2020 19:00, Вячеслав Шмыров, story.ru


Мать смерти

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

25.02.2020 19:00, Александр Чанцев


Захватывающее кино для субботнего вечера

15 фильмов, которые играют на наших нервах

Странные и необычные фильмы ставят нас иногда в тупик, заставляют задуматься, порыться у себя в голове и сделать выводы. Для любителей головоломок подборка захватывающих фильмов, которые хочется анализировать и разбирать по кусочкам, а возможно, и пересмотреть несколько раз.

22.02.2020 19:00, cameralabs.org


Фантом «Потца»

Почти тридцать лет назад на сломе эпох была сделана единственная экранизация Александра Введенского

Если Хлебников «поэт для поэтов», то Введенский (поэт) для себя (слово поэт здесь лишнее — просто для себя) и для каждого, кто хочет побыть Введенским, а пуще — побыть собой. Побыть, не стать. Продержаться, пока Введенский даёт тебе эту возможность.

22.02.2020 16:00, Андрей Бабуров, Марина Вишневецкая


Надо видеть: любимые фильмы Луки Гуаданьино

Подборка культовых вдохновляющих фильмов

Несколько важных и рекомендуемых к просмотру фильмов по мнению одного из ведущих современных режиссеров Италии, автора «Суспирии» и «Назови меня своим именем» Луки Гуаданьино.

15.02.2020 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


«Оскар-2020»: как прошла 92-я церемония

Легкость и экономия, шутки и дружеские подколы даже по поводу наболевших тем, крутой список претендентов на важнейшие номинации, «слишком белый» и «очень мужской» «Оскар» — вот как прошло вручение премии Американской киноакадемии в 2020 году.

11.02.2020 13:00, Родион Чемонин, tvkinoradio.ru


Пять жен, тайная дочь и истеричная Монро

Удивительная судьба Кларка Гейбла

Кларк Гейбл — один из самых известных голливудских актеров: он начал с немого кино и снялся в сотне фильмов, в том числе в «Унесенных ветром» в роли Ретта Батлера. Но был ли он действительно счастлив в жизни?

10.02.2020 19:00, bigpicture.ru


Нежная кожа

О талантливом французском режиссере

Франсуа Трюффо, один из величайших режиссеров ХХ столетия, чьи фильмы неоднократно входили в десятку избранных шедевров, умер неоправданно рано, в 52 года. С его уходом осиротел не только французский кинематограф, но и мировой: без Трюффо, несомненно, мы стали в чем-то беднее.

09.02.2020 19:00, Диляра Тасбулатова, story.ru


Что не так с фильмом «1917»

Лишние телодвижения, отсутствие логики, невнятный сценарий и непонятная «оскаровская» перспектива

Мы одни из первых посмотрели «1917» Сэма Мендеса и разочаровались. В трейлере нам показали непрерывный экшн, кровь и адреналин, но где-то кто-то совершил ошибку. Разбираемся, что именно пошло не так.

08.02.2020 19:00, tvkinoradio.ru


Фильм, который ждали 22 года

Новое кино от Гая Ричи

13 февраля на экраны выходит фильм Гая Ричи «Джентльмены». Режиссёр решил тряхнуть стариной и снять картину в том стиле, который и сделал его известным: круговорот удивительных событий, захватывающих драк, диалогов и колоритных персонажей.

26.01.2020 16:00, Руслан Юсифов






 

Новости

НЭИКОН и ОмГТУ подписали соглашение о сотрудничестве
В ОмГТУ состоялась серия семинаров, проведенная в партнерстве с консорциумом НЭИКОН в рамках проекта «Открытая наука России».
Фильм «Паразиты» получил «Оскар» в главной номинации
Это первый случай, когда главной награды удостоилась картина не на английском языке.
Рахманинова признали главным новатором среди классических композиторов
Южнокорейские математики научили искусственный интеллект оценивать влиятельность классических композиторов начала XVIII — конца XIX века. Рахманинов, Бах и Брамс оказались главными новаторами эпохи.
Из галереи в Стокгольме украли более десяти работ Сальвадора Дали
Преступники похитили от 10 до 12 бронзовых скульптур и гравюр испанского художника Сальвадора Дали с выставки, проходившей в галерее Couleur в Стокгольме. Об этом сообщает издание Aftonbladet, ссылаясь на владельца галереи Педера Энстрёма.
Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.