Кажется, Обаму избрали только вчера. Но он почти уже добрался до середины своего президентского срока и в ноябре будет сдавать первый экзамен на реальную популярность провозглашённой им политики. В начале указанного месяца состоятся выборы всех 435 членов палаты представителей, 37 сенаторов (из 100) и 38 губернаторов штатов (из 50). А во многих городах пройдут муниципальные выборы, равно как губернаторы и делегаты в конгресс будут избираться на ассоциированных с США территориях, таких как остров Гуам.
Это станет важнейшей проверкой для администрации Обамы и его Демократической партии. Промежуточные выборы — наиточнейший барометр, с помощью которого в Америке определяется отношение граждан к Белому дому, а, в свою очередь, сидящий в нём президент делает выводы относительно корректировки своей политики, если он желает идти на второй срок.
Для Обамы сегодня важнее всего не повторить опыт Билла Клинтона 1994 года. Тогда президент-жизнелюб после двух лет работы проиграл выборы с фантастическим результатом — его соперники республиканцы получили 54 новых места в палате представителей, 8 — в сенате и 10 дополнительных губернаторских должностей. Впервые за 70 лет они располагали большинством в нижней палате, потому те выборы получили название «республиканская революция».
Правда, последствия этой революции были весьма неоднозначными. Клинтон таки сумел переизбраться в 1996 году, а его противники республиканцы, которые, располагая в конгрессе большинством, почти парализовали на время деятельность его администрации, сами сели в лужу. Придя к власти под лозунгом семейных ценностей, они как на подбор оказались неверными мужьями и развратниками, тем самым дискредитировав свои убеждения. Через два года под гнётом скандалов и из-за слишком уж показного желания вставлять палки в колёса клинтоновской администрации коалиция «консервативных ценностей» развалилась.
В 2010 году, похоже, правые в Америке не прочь разыграть ту же карту. Правда, заметим сразу, позиции Барака Обамы не так слабы, как у Клинтона 16 лет назад. Достаточно упомянуть, что ему удалось-таки протащить свой план реформы здравоохранения, а у Хиллари Клинтон, курировавшей этот вопрос у мужа, ничего не получилось за все восемь лет. Он настоял на проведении через конгресс программы экономического восстановления ценой несколько сот миллиардов долларов, вывел боевые части из Ирака. Ни одного явного провала на счету Обамы нет. Да, растёт общее напряжение и недовольство, но эти чувства весьма аморфны и не имеют определённого объекта для ненависти.
Но и республиканцы отнеслись к штурму крепости конгресса куда как серьёзнее. Мы уже писали о движении «чайных собраний» (Tea Party Movement), которое, похоже, становится интеллектуальным штабом республиканцев. В эту осень оно должно сыграть важную роль в броске правых к власти.
Знаковым свидетельством зреющих перемен и готовности к избирательным схваткам стало следующее событие. 28 августа, в годовщину произнесения Мартином Лютером Кингом знаменитой речи «Есть у меня мечта», популярный телеведущий Гленн Бек организовал (при активном участии активистов-«чайников») около мемориала Линкольна в Вашингтоне массовый митинг под лозунгом «Восстанавливая достоинство» (Restoring Honor). На нём собралось до 50 тыс. человек, а главной среди выступавших стала Сара Пэйлин, бывший кандидат в вице-президенты, новая звезда на правом фланге американской политики. Собрание было устроено как подчёркнуто внепартийное. Гленн Бек, обошедший по уровню популярности долголетнего кумира консерваторов Раша Лимбо, говорил о наследии Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона и Авраама Линкольна, но также (и это сильный ход правых) о наследии М.Л. Кинга, ловко вписав его в плеяду отцов-основателей и в проблемы сегодняшнего дня, но не в привычном для американцев смысле, а именно как своего идеологического союзника. Сара Пэйлин сказала, что Америка сегодня находится на перепутье своей истории и что необходимо её восстанавливать, встав с достоинством на её защиту. В Обаму прямо никто не метил, но все понимали, о ком и о чём идёт речь.
Обеспокоенные наследники Кинга провели в те же часы по соседству свой контрмитинг, который выглядел жалко, так как на него пришло куда меньше людей. Возмущение соратников знаменитого афроамериканца вызвало то, что его наследие оказалось под угрозой использования на правом фланге, тогда как уже сорок с лишним лет им безраздельно владели левые и либералы. Митинг «Восстанавливая достоинство» показал, что консерваторы в преддверии решающих битв совсем не зашорены, они готовы учиться и извлекать уроки из своих поражений.
Движение «чайных собраний» не участвует в выборах напрямую, но оно может кардинально изменить атмосферу на них. В свободном от предъявляемых к партиям жёстких требований и неформальном обсуждении рождаются самые смелые идеи и инициативы. То, что не может позволить себе партийный истеблишмент, смело могут придумать и воплотить не связанные формальными требованиями активисты Tea Party. Тут проходят обкатку многие новации, которые, возможно, изменят не только лицо правого фланга, но и всей Америки.
В 2006—2008 годах консерваторы отступали на всех фронтах. Второй срок Буша-младшего был для них полностью провальным. Непопулярная иракская война стала даром небес для леволиберальной публики, которая с её помощью не просто сводила счёты за свои былые поражения, но и смогла мобилизовать в свой лагерь миллионы колеблющихся. А из Буша сделали универсального антигероя, втянув в кампанию по его дискредитации миллионы добровольных помощников, каждый из которых насмехался над ним по своим соображениям, но делал одно общее дело. Пиком их успехов стало избрание президентом страны Барака Обамы, новичка на политической сцене, которого ещё в 2007 году никто всерьёз не рассматривал.
Прорыв на самый верх американской политики молодого сенатора от Иллинойса (в отличие от Клинтона в 1992 года) был тщательно подготовлен. И потому первые полтора года в Белом доме прошли без особенных срывов. Но политическая действительность за океаном такова, что чередование консервативного и либерального энтузиазма неизбежно. За республиканским прорывом Рейгана и Буша-старшего последовал либеральный триумф Клинтона, которого сменил «сострадательный консерватизм» Буша-младшего, уступивший место «yes, we can» Обамы. Как писал великий американский поэт, «в моём начале — мой конец». Пик успеха леволиберальной публики, олицетворяемый Обамой, стал потому неизбежным началом конца.
Но сам по себе конец этот не придёт, его кто-то должен подготовить. Поскольку Республиканская партия в 2008 году была буквально нокаутирована и морально подавлена (свидетельством тому — выдвижение ею в качестве соперника Обамы израненного инвалида Маккейна 72 лет от роду, и это в тот момент, когда страна ждала кого-то молодого, способного осуществить прорыв), задачу ребрендинга консервативных идей взяло на себя движение чайных собраний и независимые активисты наподобие того же Гленна Бека.
То, насколько удачно оно с этим справляется, нам предстоит узнать уже в ноябре. Выборы 2010 года обещают стать одними из наиболее увлекательных за последнее десятилетие. Социологические опросы дают пока самые противоречивые оценки и прогнозы. По некоторым из них, республиканцы могут получить дополнительно 7 мест в сенате (но это всё равно не составит большинства), 36 — в палате представителей (с тем же результатом) и 8 постов губернаторов, что в данном случае даст им решительный перевес. По другим экспертным оценкам, успех республиканцев будет более скромным, но в любом случае никто не предвещает укрепления позиций демократов или хотя бы сохранения ими нынешних показателей.
Где же зрителей великого американского шоу (а выборы в США — обязательно шоу, они всегда вызывают жаркие пари, за ними смотрят с тем же интересом, как за матчем за Суперкубок по американскому футболу) ожидают наиболее интересные схватки?
Начнём с севера. В штате Аляска свою игру ведёт Сара Пэйлин, которая неожиданно поддержала на праймериз в противовес сенатору Лизе Мурковски судью Джо Миллера. Обычно в Америке действующий сенатор получает одобрение почти автоматически и праймериз у правящей партии обращаются в пустую формальность. Но в данном случае всё произошло наоборот. Налицо и личные мотивы. Сара Пэйлин стала губернатором Аляски именно на кампании против отца Мурковски (своего, заметим, однопартийца), который в тот момент возглавлял штат. Но как бы там ни было, Пэйлин поставила на кон своё имя. Если она в родном штате не сможет провести своего кандидата, да ещё после весьма спорного отказа поддержать действующего сенатора, её акции могут пойти вниз.
Республиканцы, стоит отметить, вообще активно делают ставки на женщин-кандидатов. Как консерваторы, защищающие традиционные семейные ценности, они выдвигают на первый план тех, кто их олицетворяет, таких многодетных и успешных матерей и жён, как Сара Пэйлин.
На том же тихоокеанском побережье республиканцы припасли ещё два сюрприза. В штате Орегон их кандидатом в губернаторы выдвинут бывший баскетбольный игрок ростом в 211 см — Крис Дадли, который вообще не имеет политического или административного опыта. В сенаторы у них намечен также аутсайдер — профессор права Джим Хаффман. В Калифорнии, где после двух сроков уходит на покой великий Арнольд Шварценеггер, его преемником определена одна из самых известных бизнесвумен Америки Мег Уитман, «раскрутившая» eBay и также ранее не замеченная в политике. Ей предстоит побороться с бывшим губернатором штата Джерри Брауном.
Далее на западе отметим штат Нью-Мексико, где республиканцы сделали ставку на женщину латиноамериканского происхождения (впервые в истории страны) Сюзанну Мартинес, местного прокурора. В Аризоне губернаторша Джен Брюнер, нашумевшая на всю Америку жёстким антииммиграционным законом, попытается удержать штат за Республиканской партией. Ей должность досталась в том году, когда Барак Обама назначил демократку Джанет Наполитано министром внутренней безопасности, а Брюнер была на тот момент вице-губернатором (в США во многих штатах губернатор и вице-губернатор избираются независимо друг от друга). По соседству, в Неваде, партия Линкольна и Рейгана отказалась поддерживать действующего губернатора республиканца Джима Гиббонса и сделала ставку на судью Брайана Сандовала. Техас, прежняя вотчина семейства Буш, ожидает схватка между идущим на третий срок Риком Пери, их единомышленником, и демократом Биллом Уайтом, мэром Хьюстона.
В Южной Каролине кандидатом в губернаторы республиканцы выдвинули 38-летнюю Никки Хейли, также выходца из бизнеса. А этот штат никогда не знал женщин-губернаторов. Более того, она этническая индианка, дочь иммигрантов. Напомним, что Луизианой уже правит республиканец-индус Бобби Джиндал. Правда, Хейли уже успели обвинить в супружеской неверности, что она с возмущением отвергла.
Среди других любопытных республиканских кандидатов можно отметить кандидата в сенаторы от штата Коннектикут Линду Макмагон, которая занимается организацией матчей по рестлингу. Она обошла Питера Шифа, финансиста, знаменитого тем, что первым предсказал ипотечный кризис. Ну и нельзя не упомянуть штат Западная Виргиния, где в сенаторских праймериз у демократов принял участие 95-летний старец Кен Хечлер, который, кстати, до 90 лет избирался госсекретарём штата. Отметим попутно, что в американской политической системе значение сенаторов никак не меньше, чем губернаторов, потому внимание к ним не менее пристальное.
Как бы там ни было, победит оппозиция в ноябре или нет, но противоядие привлекательному месседжу и имиджу Обамы вырабатываться у американских избирателей уже начало.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Будущие саммиты без России.
- Рейтинг влиятельности: Путин оттеснил Обаму, заняв первое место.
Сила заключается в ее восприятии. - Большое немецкое унижение.
Кто подслушивает Меркель? - «Господи, лишь бы пронесло!».
Обама согласился. - 5 секретов продуктивности .
Как живёт и справляется с невообразимым ритмом жизни действующий президент США Барак Обама. - По течению.
В рамках подготовки к следующим раундам дебатов для кандидатов в президенты США наступает пора внешнеполитических заявлений. - Тектоника разломов. Россия .
Возврата к прежним порядкам и временам уже не будет. - Горыныч, тут к тебе муромские с предъявой. Яга .
Самое неприятное для любого политика - это возможная предсказуемость. - Что день грядущий... .
В случае избрания Ромни отношения между Россией и США резко и существенно ухудшатся. - Синергия микротаргетирования и социальной сети «Фейсбук» .
Роль социальных медиа в президентской предвыборной кампании США 2012 года.