Сеть детских лагерей отдыха «Страна детей» – один из примеров социально значимых проектов, которые пока реализуются частным бизнесом без прямой поддержки государства. Концептуальная инновация проекта – создание специализированной инфраструктуры и уникальной программы творческого развития ребенка, что должно радикально изменить взгляды общества на вопрос организации качественного досуга детей в дни школьных каникул. Несмотря на то что проект сталкивается с системными барьерами и потребовал значительных первоначальных инвестиций, его автор и соинвестор Леонид Ханукаев абсолютно уверен в коммерческом успехе дела. Будучи первопроходцем на еще только зарождающемся рынке услуг детского рекреационного отдыха, емкость которого, по экспертным оценкам, достигает 135 млрд руб., он будет недосягаем для конкурентов. О бизнес-логике социально значимых проектов, раскрывающих новые рынки, а также о своем особом взгляде на государственно-частное партнерство в России он рассказал в интервью ГЧП-журналу.
– В чем заключается бизнес-идея проекта «Страна детей»?
– Мы считаем, что в России с таким количеством школьников и современным уровнем развития общества рынок детских лагерей будет очень привлекателен для бизнеса. Сейчас ситуация просто критическая, если не сказать катастрофическая. Есть статистика, которая не стесняется никаких чиновников. Ситуация такова, что через 5-10 лет загородных лагерей просто не будет, а за 10 лет они будут разрушены окончательно. При этом школьников в России стало больше: сейчас 13,5 млн, а в 2016 году будет уже 16 млн школьников. Если стратегия нашего государства направлена на увеличение рождаемости, то детей будет еще больше.
Но за последние 20 лет вообще никто не строил детские лагеря – ну просто никто не строил, и все. И никто не планирует вкладывать $110 млн в один лагерь, как это делаем мы. На свой стартап мы уже инвестировали почти под 1 млрд руб., в мире этого никто не делает. Но мы сознательно на это идем, потому что понимаем, что мы открываем рынок – рынок инвестиций в себя.
Сейчас для любого человека в любой стране мира ребенок – это номер один. Не жена, не муж, не мама, не папа – а ребенок. В первобытном обществе, наверное, было не так, но сейчас это уже факт. Люди будут инвестировать в себя, и дети – это первостепенный приоритет. И даже если люди говорят, что они потратят деньги в первую очередь на еду или на что-то еще, это будет неправда. Сейчас тратят сначала все на детей, а потом на себя. Отношение к жизни меняется, и это будет нам открывать колоссальный рынок инвестиций в себя, где главным приоритетом будет семья – и в первую очередь дети.
– Вы сказали, что потратили на проект уже 1 млрд руб. Откуда они?
– Все очень просто: собственные деньги и долги. Боремся за ситуацию, держим оборону, в следующем году, надеюсь, откроемся. Но мы никуда не торопимся. Если еще год-два назад я спешил, хотел сделать все быстрее, то теперь я уже четко знаю, что проект случился и теперь я хочу реализовать его точно так, как я его задумал.
– И почему вы так уверены в успехе?
– Вера в проект основана на профессиональной экспертизе. Когда люди, создающие проект, являются профессионалами в своей области, то их невозможно переубедить, что что-то не так. Проще говоря, у нас есть бизнес-план, настоящий – не для государства, не для банка, а для себя. Этот бизнес-план показывает, что в современных условиях – без государства, без всякого дяди Васи,– это самодостаточный продукт, который будет востребован обществом.
Мы не хотим делать свой проект так, как хочет государство, как предлагает нам банк. Мы делаем его так, как написано в нашем бизнес-плане, потому что уверены в нем. Все части нашего проекта профессионально подготовлены, и только так это и будет осуществлено. Только так это и принесет выгоду.
Причем не только нам, а всем тем, кто за нами пойдет. Мы создаем проект там, где сейчас ничего нет, но благодаря этому раскрывается новый рынок. Мы открыты для того, чтобы за нами шли. Мы преодолеваем сложности, которые не придется проходить другим, мы готовы делиться своим опытом и технологиями, своей идеологией и корпоративной философией, инфраструктурными решениями.
– Но если это бизнес, следует ли делиться секретами с будущими конкурентами?
– Отсутствие конкурентов на начальном этапе дает очень серьезную силу с точки зрения возможностей. Надо двигаться за такими, пусть и сложными проектами, но они раскрывают целые рынки.
В тот момент, когда мы это придумали, мы в это сразу поверили и начали тратить свое время, ресурсы, деньги, свою личную жизнь. И проект, можно сказать, уже случился. Все его экономические показатели – все, что связано с возвратностью, с пониманием стоимости наших продуктов,– не связано с государством и государственной поддержкой. Мы создаем самостоятельную бизнес-единицу, которая будет открытием нового рынка лагерей.
Эта бизнес-единица должна открыться за частные деньги (собственные или кредитные, неважно), которые вернутся инвесторам.
– Откуда уверенность, что государство готово вас поддержать?
– У меня ноль уверенности – никакой. Более того, я вообще даже не думаю об этом. Меня не интересует партнерство с государством в прямых отношениях. Я не смотрю на государство как на источник благ. У нас никогда не было позиции, что государство нам что-то должно. Когда мы открывали свой проект, мы никак не были связаны с государством.
Мы хотим строить и реализовывать свои проекты в диалоге с государством. Мы считаем, что есть важные проекты, которые открывают целые отрасли, идут даже некоторым образом против рынка, входят в сложные позиции, за которые еще никто не берется из-за груза ответственности. Но если они идут в ногу с интересами общества, то государство вполне могло бы их поддержать.
Наша задача – открыть этот рынок. Показать и государству, и бизнесу, что это правильно. Нам это поможет только тем, что мы просто быстрее реализуем свой проект, но ничего другого. Но для рынка это будет еще лучше: на нашем примере люди увидят, как работают те или иные механизмы, которые нужно будет только подточить под еще большую эффективность.
– А сейчас разве нет таких механизмов?
– Сейчас механизмы под бизнес не подстроены, а мы под существующие механизмы подстраиваться не хотим. Мы самостоятельные, и нам некогда. В основе нашего проекта лежит наша профессиональная экспертиза, благодаря которой мы добьемся результата сами. Мы просто движемся, но при этом способны предложить инвесторам, банкам и государству работающую модель.
– Вы как-то доводите эти мысли до государства? Оно вообще готово вас слышать?
– Да, например, мы пришли со своими идеями в Агентство стратегических инициатив (АСИ), куда мы передали разработанные нами меры федеральной поддержки детского отдыха в России. По крайней мере эта тема уже поставлена, наши программы приняты к рассмотрению, разработана «дорожная карта». Наш проект одобрен как системный, и это уже нам очень помогло. Но я не государство, я не готов за государство делать какую-то работу. Я могу только показать, как это работает, и что-то порекомендовать.
Окончательно механизмы возможной государственной поддержки мы сформулируем в момент открытия первого лагеря. Тогда мы перейдем этот барьер доверия. Это будет реализованный проект, в котором будут отражены все основные идеи современного общества. И затем мы хотели бы у общества спросить: наш проект нужен? Мы не ошиблись? Если мамы и папы поверят нас, купят за эти деньги наш продукт, убедятся, что мы правильные люди и думаем о качестве, о безопасности и подлинном развитии ребенка, то они доверят нам своих детей и проголосуют за наш проект собственными деньгами. А мы, в свою очередь, поймем, что такой запрос от общества есть.
Для нас общество – это родители, это благотворительные фонды, институты, корпорации – все, кто готов инвестировать в своих детей и получать качественный продукт. Именно в этот момент, когда мы получим общественную поддержку, тогда мы сможем чего-то ждать от государства. Но государство будет последним звеном в нашем проекте, а отнюдь не его основой.
– Какие основные барьеры на пути вашего проекта, которые прямо зависят от государства?
– Барьеры все банальные – не хватает длинных денег, есть проблемы подключения к инфраструктуре, это все известно. Но в конечном итоге мы должны придти к социальному заказу. Говоря по-русски – это предоплата. Если общество и государство готовы к тому, чтобы дети в нашей стране получали качественный продукт, то может быть сформирован государственный заказ. Это серьезные изменения, которые будут касаться родителей, школ, институтов и так далее. Наша главная задача – доказать обществу, что мы не украдем их деньги, а создадим действительно качественный сервис и выполним все свои обещания.
– В какой господдержке нуждается рынок детского отдыха в целом?
– Мы считаем, что по детскому отдыху должна быть объявлена свободная экономическая зона по всей стране. Все проекты, которые связаны с рекреационным бизнесом и отдыхом детей, располагаются в исторических и заповедных природных местах. А это – развитие территорий России, что также очень выгодно государству. Нужно просто обнулить налоги, это очень повысит статус инвесторов в этой сфере: это должен быть честный и красивый бизнес, в котором нельзя воровать или обманывать, ведь это все равно, что воровать у ребенка.
Это очень простое решение: кто инвестирует в детей – не платит налогов, а государство на это не дает не рубля. Государство и так никаких налогов с этой деятельности никогда не получало, получать не будет и пусть будет радо, что денег за это не берут.
– Сейчас принимается новое законодательство о ГЧП, в котором будут доступны новые схемы сотрудничества бизнеса и власти. Это облегчит жизнь вашему проекту?
– Мне не нравится, когда ГЧП формируется схемами, это все уже не работает. Если бизнес сам не покажет, как это работает без государства, то никакой закон не спасет. Есть, конечно, проекты, которые нуждаются в подъездной дороге, автобусной остановке и тому подобном, но если хорошо продумать проект, то может оказаться, что и инфраструктура даже не нужна. Должна быть построенная модель, где с государством договариваются: я вкладываю свои деньги, но государство при этом повышает мои шансы их возвратить.
Я убежден: не должен инвестор бегать за чиновниками и вымаливать какую-то помощь. Бизнес не должен подстраиваться под придуманные государством схемы. Он и не будет подстраиваться. Бизнес в расчете на государство – это вообще не бизнес. Не нужно подстраиваться, быть бесхребетным, ползать перед государством. Если взглянуть на пять лет вперед, то ты увидишь, что быстрее сделаешь все сам без всякой помощи кого-то извне.
– Что вы как бизнесмен можете посоветовать чиновникам?
– Чиновники должны подходить к делу по-менеджерски. Они должны просыпаться утром и думать, где найти таких, как я, кто им сделает тот или иной важный проект.
Мы любим и уважаем чиновников, мы сочувствуем сложностям их работы и понимаем, как все устроено. Тем людям, которые нас замечают, мы готовы помогать. Время пришло, чтобы и чиновники сами уже посмотрели вокруг и выбирали, с кем им лучше идти на партнерство.
А пока в большинстве случаев они ждут, пока к ним придут коммерсанты. Впрочем, коммерческие структуры и сами все больше хотят подстроиться под государство, чтобы что-то на этом выгадать. Я это называю черное поле. Каждому нужно из этого черного поля выходить. Если все это поймут, то жизнь каждого станет богаче и лучше.
Беседовал Денис Попов
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Добро может быть бизнесом.
Социальное предпринимательство: история, теория и самые крупные в мире проекты. - Премия мира для Павла Сигала.
О социальной роли микрофинансирования и цене благих намерений. - Бизнес и закон.
О социальном предпринимательстве и государственном регулировании . - Социальный бизнес на 3D-принтере.
Технологии будущего делают жизнь без ограничений доступной для всех. - Пять мифов о социальном предпринимательстве.
Полезное, российское, доходное, конкурентоспособное, для всех . - Образование в 21 веке.
Социальное предпринимательство открывает доступ к знаниям. - Инициатива поощряема.
Как государство помогает социальному бизнесу. - Особая среда для доброго дела.
Об идеальных условиях для развития социального предпринимательства. - Средства для старта.
Социальное предпринимательство: на что начать? - Просветить и заработать.
Культурный PR как социальное предпринимательство.