Подписаться на обновления
24 маяПятница

usd цб 64.4913

eur цб 71.8369

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Ольга Кареева   понедельник, 22 октября 2018 года, 16:00

«Библиотеки не должны быть кладбищем книг — в этой роли они не интересны»
Интервью с Владимиром Харитоновым о развитии рынка электронных книг и трансформации роли библиотек


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов рассказывает о читательских предпочтениях россиян и отвечает на вопросы о том, почему библиотекам важно наладить обратную связь с аудиторией и какое будущее ждет книжную индустрию через 10 лет.

— Как вы думаете, падает ли интерес россиян к чтению книг?

— Не столько интерес к чтению падает, сколько сокращается время для чтения больших книг. Люди не хотят или не успевают потреблять тексты больших объемов, они, скорее, прочтут небольшой материал или посмотрят видео.

Такая тенденция совершенно естественна. Время человека ограничено, поэтому он старается использовать его сначала для решения необходимых задач, затем — на отдых, на развлечения. Время на чтение книг остается меньше, чем раньше.

— Каковы особенности российского рынка электронных книг, каковы его основные тенденции?

— Рынок электронных книг растет. Сейчас по денежным показателям он занимает около 4,5-5% от рынка производства книг. Но на нем не очень много игроков. Самые известные сервисы — «ЛитРес», Bookmate, Google Play Books, Amazon. Правда, Amazon российские книги почти не представляет. Это растущая ниша, потому что людям удобно читать электронные книги: устройство для чтения у всех лежат в карманах.

— Можно ли говорить о том, что сейчас основным каналом по поставке электронных книг являются приложения — «ЛитРес», Bookmate и т.д., — которые более привычны молодой аудитории?

— Не уверен, что молодой аудитории более привычны приложения. По статистике, в среднем в смартфоне не больше 15–17 приложений. Люди не устанавливают много приложений, потому что путаются в них, и удовлетворяются теми, которые были предустановлены. Пользователи iPhone предпочитают читать книги в iBooks не потому, что приложение им нравится больше других, а потому, что оно уже есть в их смартфоне. Усилия приходится прилагать конкурентным альтернативным сервисам, чтобы побудить человека установить приложение. Например, есть замечательная программа для чтения книг Kindle, которую сделал Amazon, но компании приходится самостоятельно заботиться о его продвижении для пользователей iPhone.

Серьезным каналом доступа к книгам сегодня является веб. Большинство людей или скачивает книги или читает их онлайн. Онлайн-чтение в браузерах мобильных устройств, по моим оценкам, растет. Но, конечно, люди пользуются и приложениями.

Также люди стали слушать аудиокниги. По данным «ЛитРес», этот сегмент растет, но понятно, что растет почти с нуля. Такое развитие наблюдается во всем мире, например, недавно появился новый международный игрок-производитель аудиокниг — компания Storytel. Но пока что он занимает небольшую долю рынка.

— В своих интервью вы говорили о том, что электронные книги никогда не «убьют» бумажные. Может ли электронное книгоиздательство «убить» библиотеки в том виде, в котором мы знаем их сегодня?

— Главная угроза для бумажной книги — это не электронные издания, а снижение интереса к чтению книг, которое наблюдается во всех развитых странах. По последним данным Американской психологической ассоциации, которая ведет мониторинг времяпрепровождения школьников, с 1976 года доля читающих книги выпускников школ снизилась с 60% до 16%. Поэтому главная проблема — это падение интереса к чтению. Важно, чтобы люди читали, а что — электронные книги или бумажные — не важно. Лишь бы читали. Поэтому говорить о том, что электронные книги являются конкурентами бумажным, не приходится. Не являются они конкурентами и для библиотек.

Библиотеки, конечно, никуда не денутся. Есть культура, есть определенная государственная политика, которая устанавливает функцию библиотек как хранителей знаний, с одной стороны, и провайдеров контента для людей — с другой. Поэтому люди до сих пор ходят в библиотеки, особенно в те, которые трансформируют свою деятельность и понимают, что являются местом, где люди получают доступ к знаниям.

Главная проблема и книжной индустрии, и библиотек — это отсутствие у людей интереса к предлагаемому контенту. Людям интересны другие тексты. Например, посещаемость самого крупного русскоязычного сайта фанфиков составляет около 60–70 млн человек в месяц. Редкий сайт может похвастаться такой статистикой. И это как минимум в 4–5 раз больше, чем посещаемость сайта «ЛитРес».

Но фанфики не могут продаваться, потому что находятся в серой зоне права. Авторское право против фанфиков, многие писатели относятся к ним прохладно, но мы понимаем, что большое количество людей пишут такие тексты, независимо от их качества, и еще большее количество людей эти тексты читают. Значит, им это нужно. А может ли дать им это индустрия? Нет, не может. Могут ли им дать это библиотеки? Отчасти, поскольку в библиотеке есть публично доступные компьютеры. Если библиотеки будут устраивать мероприятия, как-то связанные с таким контентом, то, возможно, молодые люди проявят к ним интерес.

— Что необходимо делать библиотекам, чтобы выжить?

— Публичным библиотекам, конечно, нужно переосмыслить то, чем они занимаются. Они уже не могут быть просто хранилищем книг — в этой роли они уже не всегда интересны читателям. Библиотеки — это место, где люди могут что-то узнать, спросить. Поэтому функция библиотекаря состоит не только в правильном составлении библиографического описания, но и в ответе на вопросы, которые волнуют людей. Люди ведь часто приходят не за книгой, а за ответами на вопросы, за удовлетворением потребностей, и задача библиотекаря — правильно удовлетворить потребность в знании, посоветовать нужную книгу.

Кроме того, библиотеки — это прекрасное место для проведения мероприятий, которые так или иначе связаны с книжной культурой. То, что не могут дать кинотеатры, другие культурные заведения, библиотеки дать могут.

— То есть важно формирование культуры взаимодействия с аудиторией?

— Да, библиотека должна понимать, что она работает с определенной аудиторией, анализировать ее потребности, интересы, думать, можно ли ей предложить то, что будет для нее открытием.

— Как будет происходить трансформация библиотек в технологическом плане? Что, помимо проведения культурных мероприятий, может сделать библиотека, чтобы стать более привлекательной для аудитории?

— Можно посмотреть на международный опыт. Во-первых, библиотеки активно занимаются оцифровкой своего архива, поскольку первая функция любой библиотеки — это хранение. Хранение в физическом виде не очень надежно, что демонстрируют чудовищные пожары последних лет в библиотеке ИНИОН и в Национальном музее Бразилии, поэтому библиотеки занимаются оцифровкой. Проблема заключается в правовых ограничениях, но в любом случае библиотека с хорошим каталогом или редкими книгами должна перевести как можно большее число своих изданий в электронный формат.

Во-вторых, библиотеки должны предоставлять возможность своим читателям читать книги в электронном виде, потому что им это нужно. Я думаю, библиотеки могут работать с такими сервисами, как Bookmate, чтобы реализовать доступ читателей к электронным книгам.

— С помощью каких инструментов библиотеки могут распространять классические произведения? Можно ли открыть доступ к культурному наследию за счет проектов наподобие «Викисклада» или «Ноосферы»?

— Хотелось бы верить, что да, но пока этого не происходит. Если человек ищет «Капитанскую дочку» Пушкина, то, скорее всего, он просто сделает запрос в Google или в Яндексе. Первым ресурсом в результатах будет Библиотека Максима Мошкова. «Викисклад» не очень хорошо индексируется, как и «Ноосфера».

Проблема с классическим наследием заключается в отсутствии единого надежного ресурса, на котором можно прочитать «Капитанскую дочку» и другие произведения классической литературы. Есть Федеральная электронная библиотека — проект старый, почти неподдерживаемый, который оцифровал и в своеобразном формате выложил полное собрание сочинений Пушкина. Но его быстро не найдешь. Кроме того, читать произведения там очень неудобно.

К сожалению, пока никто не поставил перед собой задачу разместить российскую классическую литературу в удобном для чтения виде в вебе. Хотя это несложно сделать, технически это только вопрос дизайна. А ведь именно такие тексты в интернете, мне кажется, будут индексироваться и попадать в первые строки результатов поиска значительно чаще, чем тексты из «Викисклада».

— Может ли коммерческое книгоиздание предложить доступ к классике в том объеме, в котором он необходим читателю?

— Да, уже сейчас предлагает. Классическая русская литература, в основном XIX века, — это то, за счет чего, в том числе, живут коммерческие книгоиздатели.

Есть прекрасный проект «Полка», который актуализирует русский литературный канон. Он довольно маленький, если сравнивать с каноном литературы на английском, немецком, французском, потому что их культура этих стран активно развивалась на несколько столетий дольше, чем русская. Русский культурный канон ограничивается, в сущности, XIX веком и началом XX века. Все эти произведения находятся в общественном достоянии, и ими пользуются коммерческие издатели. Они стараются обеспечить книги в нужном количестве.

Если мы посмотрим на рейтинги переизданий, то в первых рядах будут произведения Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова. В силу разных сложностей нет канона советской литературы. И произведений, к примеру, Трифонова или Казакова в магазинах не найти.


— На ваш взгляд, как будет устроена книжная индустрия через 10 лет? Какое место в ней будут занимать библиотеки?


— Я думаю, никто не сможет ответить на этот вопрос, потому что изменения, которые происходят в книжной индустрии сейчас, очень сложные, неоднородные во всем мире. Неясно, как процесс будет развиваться в России.

Книжная индустрия — большой бизнес. Он приносит порядка 120 млрд долларов на мировом рынке, больше, чем музыкальная индустрия. К тому же, это индустрия растущая, если говорить о мире в целом, но она либо очень медленно растет в западных «книжных» странах, либо вообще не растет и даже сокращается. Зато быстро растет, например, в Китае, в развивающихся странах Юго-Восточной Азии, то есть там, где книжная культура до сих пор связана с социальным ростом. Если ты читаешь книги, значит, ты умный человек. И чем ты будешь умнее, тем лучше будешь жить. В России же такой связи нет: она, может, когда-то была, но сейчас социальные лифты работают не на основании того, сколько книг прочитал человек, и даже не на основании того, насколько он умный. Поэтому сколько бы у нас ни устраивали мероприятий по поддержке чтения, они не будут работать до тех пор, пока чтение книг действительно не будет ценным занятием с точки зрения общества.

С самого начала мы с вами говорили о снижении интереса к чтению больших книг. Это тенденция, с которой пока не понятно, что делать, потому что мы не можем заставить людей меньше смотреть YouTube. Они не будут реже смотреть сериалы и чаще читать книги. Может быть, книжная индустрия сможет перестроиться, что-то придумать, постараться поменять авторское право, предложить то, что людям действительно интересно. Сейчас, например, издательства пытаются выпускать больше сериальной литературы, которую склонны читать люди. Если человек прочитал первый том, прочитает и все остальные.

Есть некоторое количество больших книжных проектов, которые как раз идут по этому пути. Например, китайские сервисы онлайновой литературы, такие как China Literature. Они учат своих писателей писать книги с продолжением. Это гигантский сервис, который оценивают в 17 млрд долларов. Этим летом он приобрел киностудию, чтобы снимать фильмы по выпускаемым произведениям.

Второй пример — крупный международный сервис WattPad, который начал тестирование своеобразной формы монетезации: читатели платят писателю за продолжение книги. В России тоже есть такой сервис — «ПродаМан» — он уже давно практикует аналогичную схему и до сих пор существует.

— Получается, теряется смысл литературного произведения, если писатель, у которого есть определенная законченная идея, вынужден растягивать ее на продолжение ради прибыли?

— Книги бывают разные. У классического европейского романа не может быть продолжения, потому что идея конечна, и ее надо изложить внятно. Не может быть пятого тома у «Войны и мира». А есть литература, которая пишется для развлечения. Нельзя сказать, что это высокодуховная миссия литературы, но в таком виде она сейчас существует. Вряд ли, конечно, все будет двигаться в этом направлении, но часть литературы — определенно.

Есть книги non-fiction, они вообще живут по-другому: авторам не нужно строить мир с персонажами, он излагает какую-то идею или описывает ситуацию из реальной жизни, чтобы те люди, которые прочитали эту книгу, могли в чем-то разобраться. Причем лучше, чем если бы они обратились к «Википедии».

Меняется способ чтения произведений разных жанров. Например, на рынке США жанровая литература уходит в экранное чтение галопирующими темпами. Больше 90% любовных романов люди читают с помощью букридеров и смартфонов, потому что это дешевле. То же самое происходит с фантастикой и фэнтези: 50% всех продаж фантастики и фэнтези в США — это экранное чтение. Вслед за ними уйдут другие жанры: детектив, хоррор, триллер.

Я не в большом восторге от того, что происходит, но это реальность, с которой мы имеем дело.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Государство должно вывести учреждения культуры из сферы услуг»

О важности библиотек как культурно-просветительских учреждений и их трансформации в современном мире

«Частный корреспондент» поговорил с директором МБУК Иркутская «Централизованная библиотечная система», заслуженным работником культуры РФ Натальей Кустовой и узнал, каким будет будущее библиотечного дела и как на него повлияют государственные реформы.

24.05.2019 14:15, Татьяна Струкова


Надежный доступ

О функциях библиотек в современном обществе и представлении об идеальной электронной библиотеке

Куратор Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского Иван Прозоров считает, что библиотека остается идейно прежней и в электронную эпоху. Присутствие в интернете — прямое продолжение «вечных задач» любой библиотеки: создания фонда документов и обеспечения доступа к информации.

15.05.2019 19:00, Татьяна Струкова


Директива о копирайте — угроза свободе слова в Европе

Анализ законопроекта и оценка его влияния

Законодательный акт о защите авторского права накладывает ряд жестких ограничений на использование материалов в интернете без разрешения правообладателей. Мнение общественности разделилось: одни искренне желают получить дополнительные материальные средства за свой труд, а другие опасаются цензуры.

13.05.2019 16:00, Еркнапешян Марианна


Оцифровка музейных коллекций

Как сканируются экспонаты и учетные документы

Музеи сохраняют культурное наследие страны. Оцифровка делает это наследие более доступным широкой публике и значительно упрощает работу сотрудников музея.

06.05.2019 16:00, scan.cnews.ru


Музеи цифрового века

Как AR и VR освободили искусство

Благодаря современным технологиям образ музея как скучноватого прибежища чопорных интеллектуалов бесповоротно уходит в прошлое. Музеи сегодня — это не только храмы науки и искусства, но все чаще — захватывающие аттракционы, способные увлечь и взрослых, и детей. AR-технологии способны превратить даже улицы в пространство для выставки, а VR возвращает утраченные памятники, переносит зрителя в мастерские художников и позволяет стать их соавторами. Илья Коргузалов, сооснователь компании Arcona, собрал наиболее перспективные технологические тренды и уже разработанные кейсы в музейном деле.

05.05.2019 16:00, Илья Коргузалов, hightech.fm


12 музеев мирового уровня, которые можно «посетить» в Интернете

Самые красивые виртуальные экскурсии

Спору нет, любой исторический артефакт или произведение искусства лучше всего увидеть воочию. Но не всегда и не у всех есть возможность много путешествовать по миру. К счастью, сегодня, в современную цифровую эпоху появилась возможность посещать ряд известнейших музеев мира, не выходя из собственного дома. В нашем обзоре собраны некоторые из музеев, которые приглашают на виртуальные экскурсии.

04.05.2019 16:00, kulturologia.ru


Музеи и цифровые технологии

Как развивается визуальное пространство

С развитием технологий музеям, галереям, экспозиционным научным центрам приходится искать пути привлечения и сохранения аудитории в условиях острейшей конкуренции. Им противостоят тысячи развлечений, доступных без отрыва от экрана или необходимости выходить из дома. Они сталкиваются с повышенными ожиданиями со стороны все более технически подкованной молодежи и снижающейся способностью людей концентрировать внимание из-за информационного перенасыщения среды.

30.04.2019 16:00, Айя Рено, te-st.ru


«Экспонаты трогать разрешается»

Как 3D-печать трансформирует музеи

За последнее десятилетие музеи и другие культурные учреждения по всему миру стали одним из самых интересных испытательных полигонов для 3D-печати. Скорее всего, это обусловлено природой объектов, которые эти учреждения изучают, собирают и показывают. Учитывая их хрупкость и историческую важность, к ним нельзя прикасаться, и обычно их выставляют за закрытыми стеклянными витринами. Историки Мирсини Самаруди и Карина Родригез Экаварриа рассказали о том, как 3D-печать меняет музеи и галереи.

29.04.2019 13:00, Анна Самойдюк, rb.ru


Эволюция библиотек

Как хранилища знаний меняются под влиянием технологий

Цифровые технологии изменили сущность таких устоявшихся общественных институтов, как библиотеки. Под натиском хай-тек эры они не просто подстраиваются под новые реалии, а в целом переосмысливают свою миссию в обществе.

28.04.2019 13:00, Айя Рено, te-st.ru


Высокие технологии в современных музеях

Музей становится еще ближе и доступнее

В XXI веке инновации перестали быть предметом одних лишь научных изысканий и сделались чем-то бытовым и привычным. Высокие технологии все больше проникают не только в деловую сферу, но в культурное пространство.

27.04.2019 16:00, culture.ru






 

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.