Подписаться на обновления
24 мартаВоскресенье

usd цб 63.7705

eur цб 72.5900

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  понедельник, 19 июля 2010 года, 15:28

Без БЗК
Ю. Бедерова, Е. Бирюкова, И. Овчинников, П. Поспелов, Е. Черемных


// РИА Новости
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





О лучших и самых разочаровывающих концертах минувшего сезона, а также о том, как нам пережить год без Большого зала Консерватории, говорят Юлия Бедерова, Екатерина Бирюкова, Илья Овчинников, Петр Поспелов и Елена Черемных.

Главные события филармонического сезона начались уже после того, когда летнее концертное расписание сжалось до нескольких необязательных позиций. Разумеется, речь идёт о начале ремонтных работ в главном концертном зале Москвы, в отсутствие которого и пройдёт весь следующий сезон.

Филармонические итоги 2009 года. «Воццек» Берга в Большом. Фестиваль РНО. «Возвращение». Будапештский фестивальный на фестивале симфонических оркестров. Юбилей Шнитке. Дирижёр Лазарев. Классическая музыка жива!

Очень хочется надеяться, что только следующий и ремонт не затянется, как это случилось в Большом театре. И БЗК не потеряет своих акустических свойств, чего все так боятся. Поэтому к традиционным вопросам о том, что минувшей осенью и весной показалось музыкальным критикам самым интересным или спорным, добавился вопрос о том, как же всё-таки минимализировать потери от вынужденного простоя БЗК.

Юлия Бедерова, «Время новостей»

1. Какие концерты этого филармонического сезона кажутся вам самыми интересными?
— Весь абонемент Алексея Любимова в Рахманиновском зале «Выйти за пределы — прикоснуться к реальности». От Пярта до Загния. Продолжения не будет.

— «Воццек» Альбана Берга в Большом театре. Хорошо спрограммированная и осуществлённая удача.

— Сибелиус и Барток от Курентзиса с Национальным филармоническим оркестром. Совсем никем не спрогнозированная удача.

— Опера «Гвидон» в Школе драматического искусства. Просто и нетривиально.

— «Кофейная кантата» Баха в клубе-театре «Мастерская». Оперный дебют режиссёра Алексея Паперного.

— Концерт объединения «Пластика звука» на фестивале современной музыки «Другое пространство». Современная музыка по-другому.

— «Дважды двойной концерт» Павла Карманова и «Двойной секстет» Стива Райха в ММДМ и центре «Дом». Веселый ветер.

— «Пер Гюнт» Грига на Большом фестивале РНО. Тихий омут.

— Шуберт и Сен-Санс с Рудиным и Плетнёвым в зале Чайковского. Два одиночества.

— Шнитке от Владимира Юровского и РНО. Страх без ненависти.

— Концертное исполнение оперы «Итальянка в Алжире» Росcини с дирижёром Альберто Дзеддой в БЗК.

2. Можете ли вы назвать свои главные слушательские разочарования (от абонементов, фестивалей, циклов)?
— О разочарованиях уместно говорить тогда, когда имеются большие ожидания. Но весь сезон имел какой-то скрытно-неамбициозный оттенок. Несоответствий между большой ажитацией и результатом почти не случалось. В списке разочарований, например, лидирует отмена фестиваля «Посвящение» оркестра Александра Рудина Musica Viva и в целом их разлад с Третьяковской галереей. По принципу наибольшей пропасти между планами и итогами: последних просто не оказалось. Вот ещё несколько событий из самых заметных, но неудачных или неинтересных.

— Концерт-открытие «Недели Ростроповича» с участием питерской «Заслуги» Юрия Темирканова. Больших ожиданий не было, но результат запомнился скромностью.

— «Реквием» Алексея Сюмака. Ожидания почти соответствовали продукту, и многое в проекте было небессмысленно, но результат запомнился пышностью.

— Концерты звёзд Анны Нетребко и Ицхака Перлмана в Большом зале консерватории. Оба запомнились одним и тем же: гладкоструганным результатом, основанным на внутреннем отсутствии ожиданий.

— Из оперного ассортимента относительным разочарованием стала «Летучая мышь» Штрауса в постановке Василия Бархатова в Большом театре (количество надежд перевесило фантазийный пафос постановки). И совершенно провалился «Севильский цирюльник» в театре Станиславского и Немировича-Данченко. Его оказалось трудно слушать, а так всё бы ничего.

— Симфония «Лос-Анджелес» Арво Пярта разочаровывала, разочаровывала, а в конце концов показалась памятником организатору, исполнителям, герою и композитору тоже. Плюс это или минус — для всех по-разному.

3. Как, на ваш взгляд, отразится закрытие Большого зала Консерватории на специфике следующего концертного сезона? Что можно посоветовать меломанам, дабы минимализировать временную утрату главной концертной площадки Москвы?
— Я не знаю, как минимизировать утрату БЗК. Тем более что её «временный» характер вызывает большие сомнения. Можно разве что посоветовать меломанам не только ходить в Рахманиновский зал, который рядом, или в зал Чайковского, где теперь хорошо, но ещё пытаться как-то следить за тем, что происходит в БЗК. Искать информацию, обсуждать, требовать, если надо, собирать подписи, и так далее.

Екатерина Бирюкова, OpenSpace

1.Какие концерты этого филармонического сезона кажутся вам самыми интересными?
— Вспоминаю с тёплыми чувствами Первый фестиваль РНО — прекрасное начинание, какой-то островок качества и хорошего вкуса. Владимир Юровский отличился с двумя программами, казалось бы, взаимоисключающими, но на самом деле одинаково умно спланированными — фаустианской и гладковской.

В популярном жанре «оперы в концерте» я бы выбрала «Ромео и Джульетту» Гуно с двумя молодыми, никому не известными и совершенно фантастическими певцами — Стивеном Костелло и Марией Алехандрес.

Ещё необходимо вспомнить московскую премьеру симфонии Арво Пярта, посвященной Ходорковскому — даже не надо объяснять почему. И «Реквием» в МХТ к 65-летию Победы с радикальной музыкой молодого Алексея Сюмака, хоть это напрямую к концертной ситуации и не относится.

Пярт и Сюмак — два очень разных с политической и стилистической точки зрения, но важных события из мира современной музыки. И на закуску — венесуэльский оркестр с Густавом Дудамелем, такое забыть невозможно.

2. Можете ли вы назвать свои главные слушательские разочарования (от абонементов, фестивалей, циклов)?
— Пожалуй, от фестиваля современной музыки «Другое пространство» я ждала большего. Какой-то он неряшливый получился, всё навалено в общую свалку.

3. Как, на ваш взгляд, отразится закрытие Большого Зала Консерватории на специфике следующего концертного сезона? Что можно посоветовать меломанам, дабы минимализировать временную утрату главной концертной площадки Москвы?
— Будем больше ходить в зал Чайковского (который, кстати, после работ с акустикой тоже стал очень ничего). Можно ездить во Дворец на Яузе и в «Оркестрион» в Черёмушки.

Ещё можно отвлечься на камерную музыку и проведать несколько новых приятных мест — например, культурный центр «Покровские ворота». Ещё можно ездить на «Сапсане» в Мариинку-3.

4. Деятельность каких московских музыкантов и коллективов вы бы могли посоветовать (солисты, оркестры, дирижёры, институции)?
— Довольно устойчивый набор: РНО, Владимир Юровский, Теодор Курентзис, Александр Рудин и его оркестр Musica viva, несколько абонементов Филармонии, связанных прежде всего с оперой (в этом году — ещё и с Францией), проекты Алексея Любимова, концертная деятельность театра «Школа драматического искусства».

Илья Овчинников, «Время новостей», «Культпоход», «Часкор»

1. Какие концерты этого филармонического сезона кажутся вам самыми интересными?
— Фестиваль Российского национального оркестра на Новой сцене Большого театра. Там же — постановка оперы Берга «Воццек». Концерты Александра Лазарева с оркестром Большого театра, НФОР и БСО. Концерт РНО с Инго Мецмахером. «Механический балет» Антейла для 4 фортепиано и 9 ударных. Концерты к 75-летию со дня рождения Альфреда Шнитке. Вечер музыки Валентина Сильвестрова и Арво Пярта. Филармонический абонемент Максима Рысанова. Как всегда, фестиваль «Возвращение». Вечер Ксенакиса и Апергиса в Доме музыки. Фестиваль «Московский форум». Сеульский филармонический оркестр на Фестивале оркестров мира. Концерты БСО на фестивале искусств Северной Норвегии, где оркестр играл так, будто заново родился. Программа Дмитрия Китаенко на Симфоническом форуме России в Екатеринбурге.

2. Можете ли вы назвать свои главные слушательские разочарования (от абонементов, фестивалей, циклов)?
Главное разочарование — Пятая симфония Алексея Рыбникова на том же Фестивале оркестров мира. Бывают удачные концерты, бывают не очень, иногда им радуешься, иногда нет, но я очень давно не помню, чтобы концерт не то что оставил меня равнодушным, но вызвал бы столь искреннее возмущение. (Подробнее здесь и здесь.)

Второе — фестиваль «Московская осень»: коллеги давно от него ничего не ждут, но я в последние годы пытался быть его патриотом. На этот раз — полное разочарование, если не считать блестящего вечера музыки Ивана Соколова, которая с первого же прослушивания кажется безусловной классикой, достойной включения в антологии.

Третье — ситуация с академической музыкой в нашей прессе: масса интересных концертов, о которых несколько лет назад написала бы каждая ежедневная газета, не освещается вообще. Здесь же скажу о словаре «Музыка ХХ века» Левона Акопяна. Издание, где впервые на русском языке собрана информация о десятках важнейших мировых композиторов и исполнителей, удостоилось нескольких рецензий, похожих друг на друга как две капли воды: «Почему про Гергиева, Башмета и Спивакова так мало, где Десятников и Подгайц?» Почему-то никто не написал при этом: «Спасибо за Картера, Кастильони, Берио, Бёртуисла, Линдберга, Ланггора», и т. д., и т. п.

3. Как, на ваш взгляд, отразится закрытие Большого зала Консерватории на специфике следующего концертного сезона? Что можно посоветовать меломанам, дабы минимализировать временную утрату главной концертной площадки Москвы?
— Плохо отразится. Сам я давно уже спасаюсь записями — и всем советую, — но знаю, что многие этого вида восприятия музыки не признают. Тем, кто тяготеет к симфоническим программам, — обратить внимание на камерные, чаще ходить в Малый и Рахманиновский залы. Остальным — надеяться и ждать. (Интересно, ответит ли кто-нибудь: «Отразится положительно»?)

4. Деятельность каких московских музыкантов и коллективов вы бы могли посоветовать (солисты, оркестры, дирижёры, институции)?
— Национальный филармонический оркестр России, Российский национальный оркестр, Большой симфонический оркестр, «Студия новой музыки», Московский ансамбль современной музыки, Геннадий Рождественский, Владимир Юровский, Александр Лазарев, Александр Рудин, Алексей Любимов, Иван Соколов, Алексей Гориболь, Теодор Курентзис, Наталия Гутман, Борис Андрианов, ансамбль Марка Пекарского, Петр Айду.

Пётр Поспелов, «Ведомости»

1. Какие концерты этого филармонического сезона кажутся вам самыми интересными?
— Концерты Российского национального оркестра — фестиваль Михаила Плетнёва, французская программа Василия Петренко, русско-немецкая — Инго Метцмахера, скандинавская — Михаила Плетнёва, «Фаустиана» Владимира Юровского. Концертные исполнения опер — «Ромео и Джульетта» Гуно с Марией Алехандрес и Стивеном Костелло под управлением Бенжамена Пьоннье, «Итальянка в Алжире» Россини с Альберто Дзеддой, «Идоменей» Моцарта с Александром Рудиным. Оперные спектакли: «Женщина без тени» Р. Штрауса — гастроли Мариинского театра, «Воццек» Берга в Большом, камерные оперы Сати и Мийо в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Гвидон» Александра Маноцкова в Школе драматического искусства. Сольный концерт Анны-Катерины Антоначчи.

2. Можете ли вы назвать свои главные слушательские разочарования (от абонементов, фестивалей, циклов)?
— Немного разочаровал Густаво Дудамель, я слушал и смотрел его записи и ждал более утонченного, более продуманного исполнения. Были серьезные разочарования от оперных спектаклей: «Летучая мышь» в Большом, «Севильский цирюльник» в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

3. Как, на ваш взгляд, отразится закрытие Большого зала Консерватории на специфике следующего концертного сезона? Что можно посоветовать меломанам, дабы минимализировать временную утрату главной концертной площадки Москвы?
— Мне все больше нравится зал Чайковского: акустика становится всё лучше, кроме того, почти отовсюду можно не только слышать, но и видеть оркестр. Когда-то зал Гнесинки был очень живым местом, и жизнь вполне может в него вернуться. Я очень желаю «Дворцу на Яузе» стать полноценной концертной точкой, это старинный народный театр, ныне он отреставрирован, но там нужно серьёзно улучшить акустику.

4. Деятельность каких московских музыкантов и коллективов вы бы могли посоветовать (солисты, оркестры, дирижёры, институции)?
-—Абонементы Филармонии с гастролерами, концерты РНО, БСО, НФОР, Musica viva, Pratum integrum и многое другое.

Елена Черемных, радио «Свобода», «Infox.ru»

1. Какие концерты этого филармонического сезона кажутся вам самыми интересными?
— Минувший сезон представил несколько крайне удачных образцов содружества наших московских оркестров с привозными дирижёрами. В лидерах, пожалуй что, РНО с двумя осенними программами.

Екатерина Бирюкова, Пётр Поспелов, Илья Овчинников и Елена Чишковская отвечают на вопросы о том, какие концерты прошлого (2008—2009) филармонического сезона были самыми интересными, самыми провальными, куда интереснее всего ходить и чего следует ждать от следующего сезона.

Первая — с трезвым, умным, интеллектуально рафинированным немцем зенитного возраста Инго Метцмахером (и Седьмой симфонией Шостаковича). Вторая — с Василием Петренко, долговязым молодым дирижёром питерской выучки, ныне — руководителем симфонического оркестра Ливерпуля.

«Альборада» Равеля плюс «Послеполуденный отдых фавна» и «Море» Дебюсси звучали у Петренко эмоционально-расчётливо и в то же время настолько свежо, словно их перед исполнением специально накачивали озоном.

Музейные впечатления, казалось бы, неотделимые от давно и хорошо известной классики импрессионизма, неожиданно были побеждены энергетикой современного дирижёрского слышания.

Я вообще люблю тип интерпретации, который рождается не из околосмысловой алхимии и не из манипуляций социомузыкальными контекстами, а из чёткого следования тексту, сам уровень доверия которому доказывает неискоренимость исходной красоты авторского замысла.

Вот у Петренко это получилось превосходно. Никаких поз, внешних эффектов. Казалось даже, что он (уж не потому ли, что петербуржец?) сильно робеет перед московской публикой. Кланялся строго, уходил со сцены и возвращался за пульт походкой студента, не уверенного (а может, и не верящего) в исключительности приёма слушателями. От этой скромности стало как-то совсем тепло на душе.

Такое происходит, когда угадываю профессиональную самодостаточность в молодом и до конца-то ещё не раскрывшемся человеке.

Тайна, наверное, в необъяснимом очаровании зазора между только что явленным «зажимом» и мгновенным освобождением, влетанием в музыку будто на метле. Насколько это чище и честнее отработанных некоторыми нашими мастерами заготовок!

И ещё один концерт РНО — теперь уже с Михаилом Плетнёвым и величественной красавицей Камиллой Тиллинг (сопрано, Швеция). Звучали театральнные и симфонические опусы Сибелиуса, «Песнь Сольвейг» Грига и Четвёртая симфония (о четырех платоновских темпераментах) Нильсена.

В Сибелиусе ( музыка к драме «Смерть») Плетнёв совершенно неожиданно раскрыл петербургский, скажем так, код северного музыкального модерна.

Уже после концерта, роясь в подробностях биографии Сибелиуса, я, внутренне будто подготовленная Плетнёвым, обнаружила, что композитор являлся зятем крупного политика Арно Ярнефельта, который в свою очередь был родственником скульптора Клодта (чьи кони на Аничковом мосту Петербурга). «Ларчик открылся» просто: тесть-Ярнефельт учился в военном корпусе Петербурга, где и женился на родной племяннице Клодта. Его сын (и тёзка) написал драму «Смерть», а родной зять — музыку к ней.

Какое всё это имеет отношение к лексике учившегося в Вене Сибелиуса? Какое-то, по-моему, имеет. Этакое кипение сильных семейных чувств в заледенелом северо-европейском культурном этикете (всё-таки рубеж XIX—XX веков). Какое-то сокрытие в нём горячей памяти любви.

И более чем через сто лет наш медиум Михаил Плетнёв очередной раз преподносит вот это уникальное, культурно-сокровенное. Не окостенело-хрестоматийное, а такое, что согревает душу и сердце.

2. Можете ли вы назвать свои главные слушательские разочарования (от абонементов, фестивалей, циклов)?
— Повинуясь правилам гигиены, на предсказуемо провальные концерты давно уже не хожу. Ясно, что симфонический «общепит» в Москве никто не отменял. Но, полагаю, большинству тех, кто любит музыку, размусоливать эту тему просто неинтересно. Хотя на одной концептуальной — и большой, с моей точки зрения — неудаче остановлюсь. Речь об исполнении Шестой симфонии Чайковского мэтром аутентизма — сэром Роджером Норрингтоном.

Конечно, лукавый британец учинил нам провокацию, сыграв в безвибратной манере, якобы стандартной для всего XIX века, одно из главных произведений русского симфонического корпуса. Я не буду преувеличивать степень его «преданности» безвибратной манере: маэстро сам отлично понимает, насколько ортодоксальный аутентизм в симфонической музыке русского XIX века (по большому счёту сплошь любительской) условен. Но сомневаюсь в том, что британский дирижёр до конца понял, на что посягнул (именно в русской аудитории). Дело в том, что, выводя жиденьким звуком ноты главной симфонии Чайковского, он просто лишил её глубины и мелодийной искренности. Знал Чайковский или не знал, что Шестая окажется его последним произведением, — тема немного другая. Но всё же не без связи с нею лично я страдала от того, что откровения самой совершенной у Чайковского симфоисповеди в сладеньком тонусе безвибратности исчезли, словно их и не было. Античная тема «фатума», «рока», которую Чайковский проращивал в музыке сквозь личное ощущение «катастрофического» — и порорастил в непревзойденном формате живого чувства Шестой, — сэру Роджеру Норрингтону не увиделась. Симфония прозвучала комбинацией каких-то набросков, поток которых вдруг неряшливо оборвался. Было очень обидно.

3. Как, на ваш взгляд, отразится закрытие Большого зала Консерватории на специфике следующего концертного сезона? Что можно посоветовать меломанам, дабы минимализировать временную утрату главной концертной площадки Москвы?
— Закрытие Большого зала консерватории, разумеется, не вселенская катастрофа, пережить-то мы это переживем. Да вот как — это и для меня вопрос.

На специфике следующего концертного сезона это уже отразилось буквальным раздвоением Конкурса им. П. И. Чайковского. Две номинации — скрипка и вокал — переезжают в Петербург. Москве милостиво оставлены пианисты и виолончелисты —соответственно в Зале им. П. И. Чайковского и (сейчас решается) либо в зале Академии Гнесиных, либо в Колонном (если уломают его профсоюзное начальство).

Начав с конкурса, я невольно проакцентировала его финалом будущего концертного сезона и, думаю, не ошиблась. Конкурс ждут все, но мало кто сознает, как больно будет делить его с Петербургом.

Как быть с привычкой традиционных «болельщиков» фортепианного состязания к акустике Большого зала консерватории? К лицезрению пианиста в классических пропорциях деревянной сцены с её арочным порталом и на фоне органа?

Как быть с лично присваиваемым в таком антураже образом полюбившнегося пианиста, который и в памяти-то останется увиденным здесь, а не где-то ещё?

Мне жаль старых учителей музыки, для которых конкурсный июнь — это повод для воспоминаний до следующего конкурса (кто-то доживёт, а кто-то и нет) о временах своей учебы в той же консерватории.

Жаль и самих участников, которым вместо центростремительной архитектоники Большого зала консерватории надо будет как-то обуздывать явную центробежность Зала Чайковского, его распахивающихся ( а не изолирующих) пространств, его экстравертной (а не интровертной) акустики.. Всё остальное, как ни странно, гораздо менее трагично.

Симфонические концерты и даже концертные оперные исполнения, как показывает опыт, вполне «потребляемы» со сцены зала Чайковского.

Насыщенность его эксплуатации, возможно, подвигнет начальство Филармонии к соблюдению новых санитарных норм. Это же так естественно — ради хорошего исполнителя отказать в сцене исполнителю плохому. Фантазируя, я бы даже предложила провести переаттестацию некоторых московских оркестров по итогам будущего сезона (включив в аттестацию, в частности, кассу, публику, прессу или отсутствие оных). Много денег можно было бы переинвестировать от ненужных стоящим коллективам.

Формально говоря, минимизировать временную потерю Большого зала консерватории, конечно, можно. Есть же оперные театры, Филармония, Дом музыки, любовно прозванный «скороваркой». Но, по совести говоря, потеряли мы свято место.

И ещё неизвестно что получим взамен. С акустическими специалистами в Москве худо, а подряжать какого-нибудь японского гения ( как для концертного зала «Мариинский») — своего Гергиева не родилось.

4. Деятельность каких московских музыкантов и коллективов вы бы могли посоветовать (солисты, оркестры, дирижёры, институции) ?
— Ну, тут как раз гадание на кофейной гуще. Пусть люди сами решают, что им интересно, что нет, на кого ходить, а от кого воздерживаться. Лучше опыта советчика нет. Опыт же накапливается каждым самостоятельно.

Другое дело наводки для тех, кто вообще пока в музыке «новичок». Есть же YouТube, цепная система «прокапываний» в котором очень хороша и невероятно азартна.

Наберите, допустим, Рейнальдо Ан и Филипп Жарусски — набредете на цепочку стильного и сильного вокала Набирайте как можно чаще дуэты и трио моцартовских опер. А когда надоест, кликните Густаво Дудамеля и Симфонический юношеский оркестр Венесуэлы.

Как же это я забыла упомянуть их в первом пункте отчёта? Это же был самый оглушительный сезонный результат!




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Антон Батагов: «Другое измерение бытия»

Композитор-минималист об Иоганне Себастьяне Бахе

Иоганн Себастьян Бах — автор более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени — родился 21 марта 1985 года. Одно из его самых значимых достижений — создание "Хорошо темперированного клавира", благодаря которому гармония стала одной из основ классической музыки. Спустя 334 года искусственный интеллект от Google проанализировал произведения Баха, и позволил создать свою музыку каждому пользователю. А мы публикуем беседу с композитором и исполнителем Антоном Батаговым о музыке Баха.

21.03.2019 10:24, Дмитрий Бавильский


Царь Борис

К юбилею пианиста Бориса Березовского

4 января пианисту Борису Березовскому исполняется 50 лет. Юбилей — повод написать портрет всемирно известного музыканта и сказать ему добрые слова от лица коллег, родных и поклонников. От имени последних я и пишу.

04.01.2019 17:01, Лилия Ященко


Дыхание дерева

Звуковые ландшафты саунд-арта

Историк звукового искусства Константин Дудаков-Кашуро рассматривает способы взаимодействия саунд-художников с миром природы: как они прислушиваются к взмахам крыльев бабочки, падающим снежинкам и пению разрезанных пополам древних валунов.

04.12.2018 13:00, Константин Дудаков-Кашуро, iskusstvo-info.ru


«Люди стояли под дождем и слушали музыку»

В Татарстане завершился фестиваль пианиста Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге»

Выдающийся пианист современности так скромен, что не скажет о себе: «Я провёл грандиозный, незабываемый фестиваль, аналога которому нет в России». Впечатлениями поделились звёздные участники форума, который за четыре дня, с 12 по 15 июля, посетили более 40 000 зрителей.

24.07.2018 19:00, Лилия Ященко


30 лет Камерному оркестру Игоря Лермана

Игорь Лерман: «Власти города считали, что слово «камерный» пришло из уголовного мира»

Поводом для интервью стал предстоящий с 12 по 16 июля фестиваль «Летние вечера в Елабуге», где главными героями будут пианист Борис Березовский и Камерный оркестр Игоря Лермана, отмечающий в 2018 году 30-летие.

15.06.2018 20:00, Лилия Ященко


За флажки

Семидесятые годы были не только удивительно спокойным десятилетием в русской истории ХХ века — это было время убожества и скудости. Высоцкий выламывался из него, стоял поперек. Два «мерседеса» и жена-француженка так же возмутительны, как недельные запои, заграничные диски, готовность качать права и дать в морду.

08.02.2018 16:00, Сергей Кузнецов


Возвращение «Возвращения»

XXI фестиваль камерной музыки «Возвращение», Рахманиновский и Малый залы Московской консерватории, 9 – 15 января 2018 года

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», недавно прошедший уже в двадцать первый раз, без сомнений можно назвать одной из добрых московских музыкальных традиций. Цикл из четырёх концертов, раз за разом «возвращающийся» в столицу, несомненно, получил признание у слушателей — билеты раскупаются за несколько месяцев до начала фестиваля, залы на самих концертах переполнены.

28.01.2018 16:00, Артем Пудов


Унесённые ветром революции…

Концерт Бориса Березовского

В ушедшем 2017 году многие концерты были посвящены 100-летию Октябрьской революции. Не стал исключением и клавирабенд Бориса Березовского: пианист преподнёс публике программу поистине аристократическую.

05.01.2018 16:00, Лилия Ященко


Оркестр с молодёжным задором

Московский молодёжный камерный оркестр успешно выступил на фестивале во Франции

Париж перед Рождеством сказочно прекрасен! Именно таким, волшебным и сверкающим, его увидели юные оркестранты Московского молодёжного камерного оркестра, прекрасно выступившие на фестивале «Артистические семьи и династии» / Lignée d'Artistes, который вот уже пятый год подряд проходит в городке Таверни, что в 22 километрах от Парижа.

30.12.2017 16:00, Лилия Ященко


Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

26.11.2017 14:54






 

Новости

Пианист Борис Березовский построит «Артгородок»
21 марта в московском театре Et Cetera состоится театрально-музыкальный вечер, в котором примут участие пианист Борис Березовский, художественный руководитель театра Александр Калягин, телеведущий Александр Гордон, актёр и поэт Владислав Маленко, рок-музыкант Стас Намин, Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» и фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Вольница».
Умер Владимир Этуш
Народный артист СССР скончался на 97-м году жизни.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Нарьян-Маре
28 февраля 2019 года в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» в Ненецкой центральной библиотеке им. А. И. Пичкова в Нарьян-Маре директор НП «Викимедия РУ» Владимир Медейко провёл семинар, на котором рассказал о теоретических и практических вопросах, связанных с авторским правом, общественным достоянием, открытыми и свободными лицензиями, особенностях работы библиотек в цифровую эпоху, представил проект «Открытое наследие» и созданные в его рамках материалы и передал несколько экземпляров книг.
В 2019 году вручат две Нобелевские премии по литературе
В прошлом году награду не присуждали из-за скандала, связанного с домогательствами.

 

 

Мнения

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.