Подписаться на обновления
27 июняЧетверг

usd цб 62.8083

eur цб 71.3816

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Илья Калинин   суббота, 5 декабря 2009 года, 10:55

Бесконечное возвращение
Так же, как было, только лучше, больше и как можно дороже


// Игорь Зотин, Итар-Тасс
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






4 декабря после семилетних мытарств на прежнее место возвращается «эталон социалистического реализма» — монументальная скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Впервые смонтированная в 1937 году на Всемирной выставке в Париже, статуя настолько прочно вошла в сознание советского человека, что в какой-то момент её непосредственное символическое означаемое — союз рабочего класса и трудового крестьянства — практически полностью выветрилось, но не исчезло, а растворилось в общей и нерасчленимой ассоциативной семантике, связанной с нашим, советским…

Впопыхах объявленные конец истории и кризис больших нарративов пришлись как нельзя более кстати молодой российской демократии, менее чем за десять лет прошедшей путь от социального подъёма, сопровождавшегося политическими и экономическими потрясениями, до потребительского энтузиазма, подкреплённого ценами на нефть и идеей стабильности и вертикали. Трудности, возникающие на пути модернизации экономики, равно как и потенциальные опасности, маячащие за модернизацией общества, оказалось возможным обойти благодаря догоняющей постмодернизации общественного сознания и политического языка.

Скульптура, с трёх сторон не очень заметная, жила своей тихой жизнью. Постепенно крошились кирпичные лавки-парапеты на прилегающей аллее, бассейн фонтана наполнялся водой «самотёком» — дождями, талой водой. В 90-е внутри фигур обитали бомжи. Застывшая в движении железная пара всех этих пустяков не замечала. Гордо стояла на невысоком постаменте там, куда её приткнули в 1939-м, привезя с Парижской всемирной выставки.

Медийное конструирование национальной идеи объединяет у экранов телевизоров горожан и тружеников села. Дебаты вокруг суверенной версии отечественного политического режима оказываются способны (по крайней мере на время) сделать менее интересным и даже менее содержательным разговор о фактической отмене федеративного устройства РФ, об избирательной реформе (не говоря уже о непосредственной практике выборов) или о том, что происходит на Северном Кавказе («Стреляют», — немногословно констатирует власть, повторяя фирменную фразу Саида из фильма «Белое солнце пустыни»). Нанотехнологии наносят невидимые глазу — но от этого как будто ещё более реальные — швы на протекающие коммуникации и вырванные с корнем турбины электростанций. Телевизионные рейтинги исторических личностей создают национальную историю, гарантированную от подделок и защищённую от фальсификаций. Юристы и экономисты не оправдали возложенных на них в начале 1990-х надежд. И хотя реальные политика и экономика по-прежнему находятся в ведении чиновников и силовиков, вопросы о перспективах и путях с начала 2000-х всё чаще обращаются к поп-певцам и рок-музыкантам, к писателям и блогерам, к спортсменам и актёрам, к современным философам, к инновационно и креативно мыслящей молодёжи, выбирающей активный и оплачиваемый из госбюджета отдых на берегах водохранилищ.

В ситуации безудержного в своём теоретически продвинутом эклектизме формирования национальной идентичности вопрос возвращения символов недавнего и давнего прошлого становится более широким, нежели проблема реставрации исторических памятников или даже восстановления исторической справедливости. Возвращается многое: и двуглавый орёл и советский гимн, и храм Христа Спасителя и слова «нас вырастил Сталин» из первоначальной версии этого гимна, восстановленные на плафоне вестибюля метро «Курская». Церковь канонизировала семью последнего императора — массовое сознание и официальные институты памяти всё больше признают заслуги отца народов. Не только все идеологические символы, но и практически все (если не абсолютно все) современные формы российской государственной и гражданской жизни возникли в результате возвращения и заимствования из прошлого. Разница только в источнике цитаты. Свою порцию возвращённого прошлого получили и государственники слева, и государственники справа, и просто государственники. Меньше всех получили либералы, но и им достался российский триколор и частная собственность; последняя, впрочем, всё больше перераспределяется не в их пользу, но сам институт под сомнение всё же не ставится.

Существо разворачивающихся споров вокруг всё более плотно нашпиговывающих современность символов прошлого сконцентрировано вокруг вопроса о стоящей за этим процессом реальной идеологической реставрации той или иной эпохи. Реставрации, опрокидывающей ностальгию масс в будущее страны. Согласно этой точке зрения ставкой, скажем, в возвращении бюста товарища Сталина в вестибюль метро «Курская» является сталинизация общества, по крайней мере той его части, которая пользуется метрополитеном им. Л.М. Кагановича. Одни пребывают в праведном возмущении от самой идеи подобной «реставрации». Их лукавые оппоненты упирают на то, что это «просто реставрация», возвращающая станции её первоначальный облик 1950 года. Противники более откровенные и последовательные открыто утверждают позитивный смысл подобной перспективы, следуя той же логике отождествления формальной реставрации облика и стоящей за ней актуализации идеологического контекста. Притом что для самих участников этих дебатов прямое идеологическое отождествление с наличием или отсутствием бюста в вестибюле является абсолютной реальностью, боюсь, что в действительности тот или иной вариант развития событий не значит абсолютно ничего, то есть не меняет реального расклада сил. Предмет полемики, естественно, структурирует противоположные общественно-политические позиции, но сам бюст, если бы он всё-таки был водружён на своё первоначальное место, ретранслировать свой изначальный смысл очевидно не смог бы, превратившись в очередной декоративный трэш, окружённый киосками с глянцевыми журналами; священниками, собирающими на восстановление храма; тинейджерами, использующими его как ориентир для встречи; фотографирующимися на его фоне «гостями столицы». И лишь для немногих он стал бы экраном для уже и так существующих в них идеологических проекций.

«Представляю, что творится в голове у моих американских коллег. Я бы сравнил это с ощущениями советских солдат летом 1941 года». — «Сильное сравнение», — подумал я, и мы снова выпили, но уже думая об одном и том же.

Теперь об очередном возвращении. 4 декабря после семилетних мытарств на прежнее место возвращается «эталон социалистического реализма» — монументальная скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Впервые смонтированная в 1937 году на Всемирной выставке в Париже, статуя настолько прочно вошла в сознание советского человека, что в какой-то момент её непосредственное символическое означаемое — союз рабочего класса и трудового крестьянства — практически полностью выветрилось, но не исчезло, а растворилось в общей и нерасчленимой ассоциативной семантике, связанной с нашим, советским, Москвой, «Мосфильмом», ВДНХ, праздником, величием и торжеством. А затем стало предметом насмешек и анекдотов, иконическим образцом для пародийных поз.

Специфика нынешнего возвращения состоит в том, что реставрации подверглась не только сама статуя, требующая капитального ремонта. Реставрированным оказался и первоначальный замысел её экспонирования, реализованный только в Париже и никогда не воплощённый перед северным входом на ВДНХ. Вопрос, как всегда, упирается в то, что означает факт реставрации. Точнее сказать, это вопрос о том, где мы оказываемся после того, как совершили это реставрирующее возвратное движение вспять, назад к точке исхода. Родовой претензией реставрации является утверждение, что в результате мы оказываемся в той же точке, из которой когда-то началось руинизирующее движение истории. Естественно, это всегда лишь претензия, часть профессиональной идеологии реставрации. Современная отечественная, то есть вписанная в современные отечественные способы освоения средств, реставрация лишена этой наивной настроенности на максимально полный повтор. Современная (точнее, постсовременная) реставрация должна сделать так же, как было, только лучше, больше и как можно дороже. Нужно такое же, но с перламутровыми пуговицами, подземной парковкой, тонированными стёклами, возможностью использования в качестве торгово-развлекательного или офисного центра.

Вернёмся же к первоначальному замыслу. Сама идея статуи, венчающей советский павильон Всемирной выставки, пришла в голову Борису Иофану, архитектору Дома на набережной и одному из главных авторов неосуществившегося проекта Дворца советов. «В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма... Эту идейную направленность архитектурного замысла надо было настолько ясно выразить, чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это — павильон Советского Союза... Очень скоро родился образ... скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот» — так впоследствии описывал Иофан своё понимание стоящей перед ним задачи.

Проблема, правда, заключалась в том, что, несмотря на «стремительный рост достижений», самих технических достижений, которые могли бы быть продемонстрированы на парижской выставке «Искусство и техника в современной жизни», очевидно не хватало. Главным достижением было само искусство социалистического реализма, демонстрирующее все остальные достижения. Поэтому внутри павильона не было практически ничего, кроме диорам, живописных панно, макетов и фотографий; завершающий зал целиком был отдан под статую Сталина. Главными советскими экспонатами выставки стали вздымающийся стремительными вертикальными каскадами павильон Иофана, растянувшийся на 150 метров вдоль набережной Сены, и выигравшая проектный конкурс 24-метровая и 80-тонная статуя «Рабочий и колхозница» Мухиной. Несмотря на просьбы французов продать им статую, она была вновь разобрана и возвращена в Москву, где в 1939 году её водрузили на привычное ныне место. При этом вместо иофановского павильона, высота которого достигала 37 метров, был построен 10-метровый постамент, который сама Мухина называла «пенёк». Усечение масштабов, как кажется, было связано не только с нехваткой места или средств. Но и с изменением функции и контекста. Теперь статуя выполняла уже не экспортную пропагандистскую задачу, являясь примером синтеза художественной и технической мысли. Теперь это был символ, вписанный в органический контекст; аванпост, выставленный вперёд, но не преграждающий путь к достижениям народного хозяйства. Выполняя эту роль Петра с ключами от советского рая, статуя и просуществовала до 2003 года, когда изношенность её несущих конструкций (равно как и плачевный вид превращённого в ВВЦ советского парадиза, в котором выставка-продажа медов занимала полуразрушенный павильон космонавтики, достигли критического состояния.

Ну а дальше началась известная история с частными инвесторами, то готовыми вложить в реконструкцию свои деньги, то теряющими к проекту интерес. В конце концов проект пришёл к едва ли не единственной работающей в таких случаях схеме: заказчик в лице государства (в данном случае в лице московского правительства) и частный подрядчик (в данном случае в лице компании, входящей в группу «Интеко» Елены Батуриной). Символическое значение памятника позволило государству вполне открыто и с чувством собственного достоинства и заботы о культурном наследии выступить в качестве заказчика, профинансировав проект. Частному подрядчику досталось почётное право, осуществляя медийно выгодный контракт, осваивать государственные средства (стоимость проекта постоянно росла, но было понятно, что статуя — одна на всех и Москва за ценой не постоит). Павильон Иофана хотя и сильно урезали в длину, но зато почти не урезали в высоту, сохранив «порезку окон… и членение плоскостей», приближенных «к парижскому оригиналу», как утверждает руководивший проектом президент Союза архитекторов России Андрей Боков. Внутри здания-постамента вначале планировалось вновь открыть изгнанный из Киноцентра на Красной Пресне Музей кино, потом музей Веры Мухиной, но, возможно, откроют что-то ещё. Но главное, всё будет не просто так же, как в Париже, а намного лучше. Восстановление павильона и статуи является лишь частью более масштабного проекта, включающего в себя целый комплекс зданий, которые должны окружить «Рабочего и колхозницу». Всё будет как у людей: и подземная парковка, и торгово-развлекательный комплекс, и новый драматический театр. Или не будет — это уж как получится.

Статуя одна, а символов много. Рабочий и колхозница. Борис Иофан и Вера Мухина. Союз рабочего класса и колхозного крестьянства. Юрий Лужков и Елена Батурина. Союз государства и частного бизнеса.

Вот и получается — возвращение.




ОТПРАВИТЬ:       



 






5 исторических зданий, которые потеряла Москва за последнее семь лет

За последние несколько лет Москва сильно «помолодела». Средний возраст её зданий уменьшился не только благодаря новостройкам, но и из-за сноса зданий, которым больше ста лет. Многие из них имели историческую и архитектурную ценность, были излюбленными достопримечательностями туристов. Их нельзя не помнить, и очень грустно, что их посчитали чем-то лишним в Москве.

26.06.2019 19:00, Лилит Мазикина, kulturologia.ru


Отшумели самолеты

Что происходит с аэропортами, когда из них все улетают

Когда-то здесь кипела жизнь: сновали люди, шум авиационных двигателей не затихал ни на минуту, а из громкоговорителей раздавались названия самых экзотических населенных пунктов в самых удаленных уголках планеты. Но постепенно все затихло — самолеты улетели навсегда, пассажиры исчезли и терминалы опустели. Что же происходит с такими аэропортами? Есть несколько вариантов.

26.06.2019 16:00, vokrugsveta.ru


«Мы сестры Хачатурян»

Мнение о том, почему жертв насилия до сих пор называют преступниками

В российском сегменте интернета запустили новый флешмоб — #самаНевиновата. Его инициатором выступила Дарья Агений, которой грозит тюремное заключение за самооборону при попытке изнасилования. Нападавший на нее мужчина получил несколько ранений ножиком для заточки карандашей и теперь требует возмездия. О том, почему жертв называют преступниками, сегодня рассуждает наш колумнист Анна Петрова.

26.06.2019 09:00, Анна Петрова, lady.tut.by


В какие деньги обходились России войны в XIX веке

После каждой из трех больших войн XIX века — с Наполеоном, Крымской и Балканской — восстановление финансов и экономики России занимало 20-25 лет. При этом Россия в ходе двух выигранных войн не получила никаких преференций от побеждённых противников.

24.06.2019 19:00, ttolk.ru


Как убивают музеи

Судьба музея Рублева под вопросом

Музей Рублева прекращает своё существование. РПЦ, на основании закона о реституции церковных ценностей отбирает все пространство Андроникова монастыря. Музею должны предоставить равнозначное помещение, но такового нет и быть не может. Коллекция Музея, сотрудники, архив — все это отныне подлежит прозябанию на временных площадках и дальнейшему мародерскому разграблению. РПЦ не договороспособно.

22.06.2019 13:00, Кирилл Алексеев для журнала «Сноб»


Человек-табуретка

Как мы представляем себе такое понятие, как собственничество? Какие ассоциации приходят на ум? Мужчина-псих, который каждые полчаса спрашивает, где его девушка? Жена-следователь, которая проходится по всем контактам своего мужа в мобильном телефоне? Вы знаете, у собственничества есть куда более зловредные и, увы, популярные формы. Например – превращение живого человека в предмет.

21.06.2019 14:00, Михаил Лабковский, журнал «Сноб»‎


«Прямая линия» с Владимиром Путиным: Голунов, Грудинин, инопланетянин и банда патриотов

Главное, что нужно знать о том, как президент пообщался с народом в прямом эфире

За 4 часа 16 минут Путин успел ответить на 80 вопросов. Прозвучали слова о мусоре, детских пособиях, заправленных в шлемофон косах и шутки о шутках Владимира Зеленского. А в финале Путин доказал, что он не инопланетянин, выдержал сравнение с Брежневым и признался, что ему не надоело.

21.06.2019 02:01, Венера Галеева, «Фонтанка.ру»


«Человечеству осталось менее 50 лет»

Академик РАН Вяч.Вс. Иванов о конце света

Из интервью академика РАН Вячеслава Всеволодовича Иванова (1929-2017) Арнису Ритупсу и Улдису Тиронсу. Разговоры состоялись в 2013 и 2015 году. Полностью текст бесед можно прочесть на сайте Rigas Laiks.

17.06.2019 19:00, Николай Подосокорский, livejournal.com


Закон и справедливость: для всех ли?

Согласованный митинг в поддержку Ивана Голунова

16 июня в Москве прошел митинг «Закон и справедливость для всех». Изначально акция планировалась как публичный призыв к независимому расследованию дела журналиста Ивана Голунова, однако темы лозунгов и вопросы, с которыми пришли люди, оказались совершенно другими. Их общий посыл: каждый должен чувствовать себя защищенным, уверенным в том, что его права соблюдаются, вне зависимости от того, какую должность и место в обществе человек занимает.

17.06.2019 01:20, Елизавета Папазова


«Это не ухаживания, а приставания»

Почему женщины больше не хотят, чтобы мужчины их добивались?

Есть мнение, и, кстати, популярное: при правильном и упорном подходе любой мужчина может завоевать любую женщину. Так ли это? Конечно, до сих пор можно услышать пещерные восторги женщин на тему «он такой скандал ради меня устроил!» или «ах, он даже дрался из-за меня!». Но радоваться, честно говоря, особо нечему. Времена дуэлей давно остались позади, а вот отношения с человеком, у которого есть склонность к насилию, кажется, маячат на горизонте.

13.06.2019 11:00, Анна Петрова, lady.tut.by






 

Новости

Путин выступил против смягчения наказания по антинаркотическим статьям
Президент России Владимир Путин во время прямой линии заявил, что либерализировать наказание за преступления связанные с наркотиками не нужно.
ООН предсказала рост населения Земли до 9,7 миллиарда к 2050 году
Отдел народонаселения ООН заявил в новом докладе, что население мира может достичь своего пика в 11 миллиардов человек в конце века и 9,7 миллиарда к 2050 году.
В Москве на марше в поддержку Голунова задержали более 400 человек
На массовой несогласованной акции в поддержку журналиста Ивана Голунова в Москве задержали более 400 человек, сообщает «ОВД-инфо».
Ресурсный центр «Открытое наследие» представлен на крупнейшей библиотечной конференции
11 июня в рамках форума «Книга. Культура. Образование. Инновации» был представлен проект ресурсного центра «Открытое наследие» НП «Викимедиа РУ». Координатор проекта Наталия Трищенко рассказала присутствовавшим на мероприятии представителям библиотечного сообщества о возможностях взаимодействия с вики-проектами, а также организации постоянной совместной работы над созданием открытых коллекций.
Синоптики спрогнозировали рекордную за 70 лет жару в Москве
8 и 9 июня в Москве ожидается жара до 33 градусов. Температура может побить рекорд 8 июня, зафиксированный в 1948 году, сообщает РБК со ссылкой на главного специалиста Московского метеобюро Татьяна Позднякова.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.