Подписаться на обновления
23 маяВторник

usd цб 56.4988

eur цб 63.1713

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияНоосфера. Запуск
Страны  Люди  Обычаи  События  Казусы  Места  Города  Вещи 
Анастасия Таланова, Ирина Шакирова   пятница, 16 мая 2014 года, 16.00

Белоснежка, Золушка, Аврора в результате эмансипации
Гендерный анализ мультфильмов


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Меняется современное общество, вместе с ним меняются и герои мультфильмов: мужские персонажи из принцев становятся ворами или нищими принцами, женские образы обретают силу и свободу. Далеко не все сказки современности заканчиваются свадьбой - главной героине муж вовсе не нужен. На примере продуктов производства компании «The Walt Disney» мы приведем описание трансформации данных образов во времени в целом и на примере конкретных, одних и тех же героев.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, не могут не отразиться в тех гендерных образах, которые транслируются средствами массовой коммуникации. Как следствие, можно проследить трансформацию, происходящую с данными образами, что позволяет сделать выводы о механизмах взаимодействия между мужчинами и женщинами, исполняемых ими ролях и, соответственно, об изменении социально-гендерного порядка общества.

Особый интерес для изучения представляют те гендерные образы, которые транслируются через мультипликационные фильмы, так как они не только отражают заложенные в них гендерные стереотипы, но и влияют на формирование поведения и усвоение гендерной культуры у детей и подростков. К примеру, запоминая и копируя поведение мультгероинь, девочки впитывают особенности женского поведения, а у мальчиков на уровне подсознания формируется представление об идеале женщины, по которому он будет потом искать себе пару.

Если посмотреть на современную мультипликацию, нельзя не обратить внимание на такое уникальное явление, как The WaltDisney Company. Эта крупнейшая медиаимперия i, специализирующаяся на производстве мультфильмов с 1926 года, стала своеобразным эталоном для детской мультипликации. О значимости ее работ свидетельствуют множество премий и наград, а главное – армия поклонников по всему миру.

Поэтому неудивительно, что мы решили обратиться к наиболее популярной продукции данной компании. В итоге, объектом нашего исследования выступили четырнадцать полнометражных мультфильмов Дисней 1937-2013 гг., выбранных по принципу включенности в официальную линейку диснеевских принцесс, т.к. она строится исходя из востребованности мультфильма, его доходности и популярности его персонажей ii.

«Белоснежка и семь гномов» (1937)
«Золушка» (1950)
«Золушка 2: Мечты сбываются» (2002)
«Золушка 3: Злые чары» (2007)
«Спящая красавица» (1959)
«Русалочка» (1989)
«Красавица и Чудовище» (1991)
«Аладдин» (1992)
«Покахонтас» (1995)
«Мулан» (1998)
«Принцесса и лягушка»(2009)
«Рапунцель: Запутанная история» (2010)
«Храбрая сердцем» (2012)
«Холодное сердце» (2013)

Все выбранные мультфильмы выходили в широком прокате. Включение в выборку сиквелов позволило рассмотреть трансформацию на примере конкретных, одних и тех же героев. Методом исследования был выбран качественный анализ документов.

При анализе образов героев учитывались место персонажа в сюжете, его пол, внешний вид, социальный статус, поведение и характер героя, а также окружение, характеризующее персонажа.

Начнем с положительных мужских персонажей. Наибольшее значение имеют главные герои, т.к. именно в них находят свое отражение стереотипы об идеалах мужчин. Эти персонажи включаются в полноценное действие в сюжете лишь со «Спящей красавицы» 1959 г. До этого степень их участия была крайне низкой, они появлялись два-три раза за весь мультфильм, не предпринимая никаких активных действий. В мультфильмах 1937–1989 гг. это исключительно принцы: красивые, статные молодые люди. Они храбры, справедливы, добры и сдержанны, с чувством собственного достоинства. Можно сказать, что они составляют некий идеальный образ классического принца, меняются лишь цвета их волос и одежда.

Начиная с «Аладдина» 1992 г. меняется их социальный статус: из принцев они становятся ворами (к примеру, Юджин из «Рапунцель», Аладдин из «Аладдина»), воинами (Джон Смит в «Покахонтас» и Ли Шанг в «Мулан») или нищими принцами (Навин в «Принцессе и лягушке»). Они остаются стройными и красивыми, но одежда упрощается. Например, в «Русалочке» принц может одеться как простой моряк. Храбрость как обязательное качество главного героя важно лишь до 1998 г. («Мулан»). Также к 2000-м гг. обязательной чертой героя перестает быть и наличие физической силы, важнее становятся находчивость, ловкость, ум. Они делаются женственнее, начинают заботиться о своём внешнем облике, а также приобретают отрицательные черты: врут, боятся, воруют, становятся эгоистами, охочими до денег. Примечательно, что в мультфильме 2012 г. «Храбрая сердцем» партнера для принцессы вообще не нашлось, были лишь ущербные кандидаты. А в «Холодной сердцем» представленный образ идеального принца рушится в ходе развития сюжета: он оказывается предателем и убийцей.

Теперь перейдем к положительным женским персонажам. Главные героини изначально все европейского типа, соответствующие общественному идеалу того времени: трудолюбивые, скромные, мечтательные, послушные. Это Белоснежка, Золушка, Аврора. Начиная с 1980-хх гг., у героинь проявляются такие черты характера, как непокорность, самостоятельность, любознательность. Также с конца 1980-х гг. начинает проявляться сексуальность тел героинь, подчеркивается значимость их внешней привлекательности. С этого же времени героини становятся независимее и даже спасают принцев (до этого времени они бездействовали). С «Покахонтас» 1995 г. героини становятся физически сильнее и независимее. Начиная с 2010 г. и вовсе доминируют над мужчинами. Мультфильмы 2012 и 2013 гг., в отличие от всех предыдущих, не заканчиваются свадьбой: в том же фильме 2012 г. главной героине муж вовсе не нужен.

Иллюстрация смены гендерных ролей

Интересно, что при анализе трансформации образов конкретных персонажей в зависимости от года выхода мультфильма, проведенного на примере «Золушки» 1950 г. и её сиквелов 2002 и 2007 гг., наиболее явные и логичные изменения претерпевает только главная героиня, а изменения остальных персонажей скорее случайны и используются для развития сюжета. Золушка в сиквелах остается доброй и обаятельной, однако у неё появляются такие черты, как самоуверенность, непокорность, храбрость. Примечательно, что в первой части она ездит исключительно в карете, во второй – скачет верхом по-женски, а в третьей – уже по-мужски и даже без седла.

Трансформация образа Золушки

Таким образом, мы можем сделать вывод, что процессы эмансипации женщин в обществе находят своё отражение и в женских мультипликационных образах. Героини становятся сильнее и самостоятельнее, начинают доминировать в отношениях с мужчинами, а порой и вовсе перестают нуждаться в мужской поддержке.

Положительные второстепенные мужские персонажи представлены в образах отцов героев (часто – королей) и различных помощников. В мультфильмах с 1959 г. по 1995 г. отцы играют достаточно весомую роль в сюжете, оказывают значительное влияние на своих детей. Наблюдать их мы можем в виде двух типажей, которые сменяют друг друга независимо от года выхода мультфильма. К первому типу мы отнесли высоких, статных, мудрых, справедливых мужчин (к примеру, в «Русалочке», «Рапунцель»). А ко второму, – как пародии на первый тип, – маленьких, толстых, истеричных, ребячливых транжир и обжор (к примеру, в «Аладдине» и отец принца в «Золушке»). Отдельно выделяются отцы Тианы из «Принцессы и лягушки» и Золушки – военные, не обладающие королевским титулом. Но при этом, все они, независимо от различий в характерах и социальных статусах, представлены как любящие своих детей и желающие им лучшей доли.

Мамам главных героев отводится значительно меньше внимания, часто они выступают только фоновыми персонажами или вовсе отсутствуют. Они заботливые, храбрые, когда дело касается их детей, внешне разных типажей, но всегда приятные и симпатичные. Только в одном из рассмотренных мультфильмов мама играет главную роль, что объясняется самим сюжетом, завязанном на проблеме взаимоотношения матери и дочери («Храбрая сердцем»).

Что касается образа матери в целом, то в мультфильмах 80–90-х гг. мамы с детьми – женщины внешне непривлекательные, часто полные и пожилые. Примечателен образ многодетной матери из «Красавицы и чудовища», обращающейся со своими детьми крайне неумело и безалаберно. Зато с 2000-х гг. мамы молодеют и хорошеют.


Образ многодетной матери в «Красавице и чудовище» 1991 г.

Подруги были замечены только у двух героинь, обычно принцессы дружат с животными. В «Покахонтас» это красивая, благоразумная, верная, заботливая девушка. В «Принцессе и лягушке» – Шарлотта – «блондинка в розовом», на первый взгляд, типичная: капризная, истеричная. Но при этом она неглупа, богата, по-своему заботлива. И, что важно, она представлена как пародия на прежних принцесс, цель всей ее жизни – выйти замуж за принца.

Другие второстепенные положительные героини – добрые феи, ведьмы, придворные дамы, городские дамы, – в целом, однообразны: чаще пожилые, немного нелепые, разных возрастов. При этом, чем старше женщина, тем менее привлекательной она изображается.

Из мужских второстепенных персонажей любопытен образ священников, фигурирующий в «Золушке» и «Русалочке». Это мужчины, что вероятно обусловлено спецификой того периода времени, которое изображается в мультфильме. Они представлены как пародии на самих себя, очевидно, высмеиваются: небольшого роста, лысы, в непомерно больших одеждах. Однако в самом первом мультфильме, в «Белоснежке», религия подается серьезно, главная героиня совершает молитвенный ритуал перед сном.

Теперь обратимся к отрицательным персонажам. В первых мультфильмах Дисней они представлены исключительно в женских образах (мачехи в «Белоснежке» и «Золушке», Мелифисента в «Спящей красавице» и др.). Большинство злодеек – это статные, стройные, облаченные в одежду темных тонов и зачастую образованные женщины. По характеру они эгоистичны, лживы, театральны, высокомерны и манипулируют людьми. Что важно, они различаются по силе и целям. Среди целей можно выделить мелкие вроде мести, желания остаться молодой, самой красивой, хорошо устроиться в жизни, и крупные: захватить власть, уничтожить все королевство.

С 90-х годов появляются злодеи (Гастон в «Красавице и чудовище», Джафар в «Аладдине» и др.). Злодеи также эгоистичны, лживы, манипулируют людьми. Примечательно, что у большинства из них, в отличие от злодеек, нет мелких целей, они ищут и деньги, и власть, и славу. И это единственное различие между отрицательными мужскими и женскими персонажами.

Кроме этого, в мультфильмах Дисней представлены европейские и неевропейские образы, которые различаются между собой. Герои неевропейского типа показаны в мультфильмах с 1992 г. по 2009 г.: «Аладдин», «Покахонтас», «Мулан», «Принцесса и лягушка». Злодеи и злодейки и в данном случае одинаковы, различия проявляются именно между положительными персонажами.

Именно с показа неевропейских обществ падает социальный статус главных мужских персонажей. Женские неевропейские образы отличаются своей сексуальностью. Русалочку только учат соблазнительной игре тела, а Жасмин (осознанно) и Покахонтас (неосознанно) ею уже пользуются. Не учитывая поздние мультфильмы о европейских принцессах, неевропейские героини показаны намного самостоятельнее, сильнее, ловчее, могут манипулировать людьми, обманывать, пусть и во благо. А Жасмин и вовсе коварна: способна поцеловать врага, чтобы отвлечь его внимание.

Показывая неевропейскую культуру, создатели мультфильмов наделяют её ценностями и нормами европейского общества. Так, в индейских племенах и арабских странах положение женщин показано равным. А вот в китайском обществе царит патриархат и женщина должна молчать в присутствии мужчин. Однако Мулан, нарушая традиции и общественные нормы, серьёзным санкциям не подвергается. Более того, в конце концов, она становится национальной героиней и примером для подражания.

Таким образом, в мультфильмах Дисней культура других народов показана неверно, что укрепляет существующие стереотипы о них, и даже формирует новые.

В целом, все проанализированные мультфильмы местами нелогичны и недостоверны. В них обнаруживаются и гендерные стереотипы. Герои могли отметить, что «путь к сердцу мужчины лежит через желудок», «если женщина сказала «позже» – это значит «никогда»».

Также в более поздних фильмах герои перестают быть идеальными: храпят, рыгают, бегают голышом, много и небрежно едят. Это отражается и в женских, и в мужских образах, что задает менее завышенные стандарты и требования к их внешности и поведению.

Героини становятся менее идеальными

Итак, на основе полученных результатов мы можем смело сказать, что мужские и женские образы героев мультфильмов Дисней трансформируются с течением времени, отражая изменения данных образов в обществе. Так, меняется распределение социальных функций между ними. Женщины становятся сильнее и самостоятельнее, а мужчины, наоборот, – слабее и женственнее. При этом важнейшей и обязательной характеристикой главных героев остается их привлекательный внешний вид, включая природную красоту.

Начинает смещаться акцент сюжетов мультфильмов с отношений между полами на взаимоотношения родителей и детей, братьев и сестер. Возможно, данная тенденция продолжится в дальнейшем, мы увидим и другие типы взаимоотношений. Однако неизвестно, объясняется ли это изменение социальным заказом, усталостью аудитории от уже избитых сюжетных линий или политикой самой компании «The Walt Disney», пытающейся придумывать и продвигать новые сюжетные идеи и ходы. Мы предполагаем, что речь идёт именно об общественном заказе, но правы ли

мы, покажет время. Возможно, под давлением недовольных фанатов или

падением прибыли компания вернется к старым, проверенным сюжетам, лишь

изменив их на современный лад.

Кроме этого, в дальнейшем было бы интересно сравнить полученные результаты с образами, формируемыми в мультфильмах, ориентированных на детскую аудиторию мужского пола. Также хотелось бы проанализировать гендерные образы и стереотипы в мультфильмах других компаний и стран, к примеру, советского и российского производства по мотивам старых сказок.

The Walt Disney Company. Fiscal Year 2013. Annual Financial Report And Shareholder Letter. – thewaltdisneycompany.com

Orenstein, P. What’s Wrong With Cinderella? / P. Orenstein. – docviewer.yandex.ru

Об авторах: Таланова А.А., Шакирова И.Р. – студенты Южно-Уральского государственного университета

Материал подготовлен в рамках конкурса «Гендер глазами студентов» Фонда им. Генриха Бёлля.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Забытые аномалии

Куда пропал Бермудский треугольник, Атлантида и снежный человек

Человечество всегда было склонно к мистицизму: многие из нас верят в экстрасенсов, продолжают ходить к гадалкам и читать гороскопы. Тем не менее, многие аномалии, актуальные в 20 и 21 веке, лекарства, которыми лечились миллионы, и необъяснимые природные явления почему-то перестали обсуждаться. Найдены ли ответы на эти загадки или просто стало понятно, что ответ на них мы пока найти не можем?

11.05.2017 16:00, Алексей Фирсов


Советы по уходу за детьми из Средних веков

Как выбрать кормилицу, что делать, если у ребенка режутся зубки, и во сколько лет давать вино

В наше время, когда есть такие прекрасные изобретения, как одноразовые подгузники, всевозможные радио- и видеоняни, резиновые соски, влажные салфетки и различная косметика для младенцев, сложно представить, каково было матерям в Средние века и в эпоху Возрождения. Ниже — информация из трактатов медиков позднего Средневековья и список базовых рекомендаций для средневековых родителей.

12.02.2017 14:00, storyfiles.blogspot.ru


Евреи-каторжане были не только в 1937 году

Скандал вокруг высказывания Петра Толстого всколыхнул еврейскую тему в Российской империи

Как ни странно, слова Петра Толстого и слова Вячеслава Володина объединяет цитата из книги «Руководство к русским законам о евреях». Она вышла в 1892 году в Санкт-Петербурге. Ее автор – присяжный поверенный Михаил Мыш, который попытался проанализировать все законы Российской империи касательно евреев, начиная с середины XVIII века.

30.01.2017 19:00, Михаил Ланцман


Полгода без еды

Миннесотский «голодный» эксперимент 1944 года

В 1944 году 36 молодых мужчин приняли участие в «голодном» эксперименте, который проводился доктором Анселем Кисом ( Ancel Keys) в городе Миннеаполис (штат Миннесота).

29.01.2017 14:00, zozhnik.ru


Сколько стоит вторая половинка

Английский аукцион по продаже жен

Английский обычай продажи жены являлся способом прекращения неудачного брака по взаимному согласию. Свое начало обычай берет с конца XVII века, когда развод был практически невозможен для всех, кроме самых зажиточных людей. Приведя жену за поводок на шее, руке или талии, муж устраивал публичный аукцион и отдавал жену тому, кто предложит за неё наивысшую цену.

27.01.2017 20:17, storyfiles.blogspot.ru


Движение счастья

Как популярные наркотики формируют культуру

За один только XX век человечество успело переболеть несколькими видами наркотиков — в начале века придумали лечить зависимость от морфина кокаином и героином, в середине века пытались найти гармонию с социумом и с собой при помощи ЛСД и барбитуратов, сегодня на тропу войны вышли вещества, повышающие эффективность и когнитивные способности. Но кроме факта, что то или иное поколение можно охарактеризовать не только с помощью «главного романа», но и с помощью наркотика, интересно узнать, что же было раньше: сначала у человека появлялось желание найти ответы на вопросы, или же эти вопросы формировал популярный наркотик того времени?

14.01.2017 13:00, theoryandpractice.ru


Как пили русские писатели: рассказы трактирщиков

«В первую голову идет по емкости публицист, за ним беллетрист, после поэт, а затем уж драматург»

В январе 1908 года в газете «Русское слово» появился фельетон, посвященный сложным отношениям русских литераторов с алкоголем. Изучая тонкую проблему, газета «Русское слово» обратилась к свидетелям — трактирщикам, буфетчикам и официантам. Судя по всему, русские писатели не просто много пили. Пили со вкусом. Когда были деньги — с купеческим размахом. Не было денег — пили в долг. До положения риз, как принято было говорить тогда…

04.01.2017 19:00, storyfiles.blogspot.ru


Образ жизни трезвый и бодрый

Как Петр I и Екатерина Великая приучали страну пить пиво

Как Петр I привез из Европы привычку пить пиво, почему она не прижилась и из-за чего пиво оказалось востребовано при Екатерине II.

27.12.2016 13:00, theoryandpractice.ru


Прическа а la moujik

Как Н. В. Гоголь укладывал каре?

«Классический имидж писателя — «привычный «гоголевский» пробор, подчеркнутая «шелковая скобка волос» — сложился за границей, в основном, в Италии, где Гоголь вращался в кругу русских художников и где были созданы практически все известные его портреты».

21.12.2016 16:00, Сергей Лебедев, журналист, критик


Я – IT-номад

И моя жизнь – далеко не мечта

Программист Чарли Гуо не живет оседлой жизнью: он путешественник, или, как сейчас модно называть таких людей, IT-номад. Их истории заполонили интернет, все они вызывают зависть и желание сию минуту сорваться и поехать по миру с ноутбуком под мышкой в поисках счастья. Но в Instagram, Facebook и блогах мы видим лишь одну сторону медали. Темную сторону нам не показывают. А там – одиночество, равнодушие и страх.

14.04.2016 08:55, Майя Яровая






 

Новости

Небо-зеркало
В небе над Томском ученые зафиксировали уникальный оптический эффект
Умрем ли мы от супервспышки?
Астрофизики сообщили о возможности Солнца произвести супервспышку
Расселение протославян связали с Позднеантичным ледниковым периодом
Причиной больших исторических перемен в VI и VII столетиях мог быть неизвестный ранее период похолодания в Евразии
Штраф за репост
Суд оштрафовал гражданку Краснодара за перепост карикатур Кукрыниксов
Еще один космический феномен
Кровавая суперлуна взойдет над Россией 28 сентября

 

 

Мнения

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.