Всю прошлую неделю в Сингапуре проходил форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. В его работе принимали участие министры финансов и лидеры всех стран АТЭС (сейчас в организации 21 член). Участникам не удалось договориться почти ни о чём, однако в процессе многое выяснилось.
Никто не ожидал от форума особых прорывов, но его результаты оказались ещё скромнее, чем планировалось.
Валютные курсы и парниковые газы
В проекте декларации, которую должны были подписать лидеры в последний день форума, в воскресенье, фигурировали различные обещания разной степени конкретности. В частности, в ней правительства стран АТЭС обещали к 2050 году вдвое (относительно уровня 1990 года) сократить выбросы парниковых газов и придерживаться рыночного курса национальной валюты. Первое обязательство страны Азиатско-Тихоокеанского региона должны были взять на себя ради успешного проведения декабрьской Конференции ООН по изменению климата, на которой планируется подписать международное соглашение о сокращении выбросов парниковых газов. Второе обязательство имело отношение к одной, но очень крупной экономике АТР. Под рыночным курсообразованием следовало понимать укрепление юаня. Сейчас он привязан к доллару: слабеет доллар, слабеет и юань.
- Справка
АТЭС
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество — международный экономический форум стран Азиатско-Тихоокеанского региона, созданный для обеспечения свободы торговли и либерализации движения капитала в АТР. АТЭС образовано в 1989 году по инициативе Австралии и Новой Зеландии.
В АТЭС входят Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Перу, Российская Федерация, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Южная Корея, Япония.
В странах АТЭС живёт 40% населения Земли. На них приходится 54% глобального ВВП и 44% мировой торговли.
У АТЭС нет жёсткой структуры, но есть небольшой секретариат, который занимается организационными вопросами. С 1993 года ежегодно проводятся саммиты лидеров стран АТЭС. По итогам саммита принимается итоговая декларация.
Проект декларации находился в открытом доступе, и все, естественно считали, что он предварительно согласован. Так оно и было: например, о валютной формулировке договорились министры финансов на встрече в прошлый четверг. Но в воскресенье лидеры стран АТЭС подписали текст итоговой декларации, где не было упоминаний ни о конкретных обязательствах по парниковым газам, ни о рыночных валютных курсах . Это стало мини-сенсацией.
Богатые западные страны уже один раз просили КНР отпустить юань в свободное плавание. Тогда китайцы и ухом не повели. Сейчас они тоже призыву не вняли. Замглавы китайского ЦБ разъяснил всем желающим, что главным приоритетом для денежных властей КНР является сохранение стабильности.
Отказ стран АТЭС взять на себя конкретные обязательства по сокращению выбросов ставит под угрозу Копенгагенскую конференцию по изменению климата; ведь в организацию входят два крупнейших «производителя» парниковых газов — КНР и США. Итоговая декларация форума не означает, что конференция не состоится, но на ней будет очень трудно прийти к договорённостям, которые могли бы оказать реальное влияние на экономическую жизнь. В переводе на человеческий язык жест лидеров АТР означает, что большинство из них не боится глобального потепления и не считает борьбу с реальными или воображаемыми изменениями климата приоритетом. Исключение — Россия и Бразилия.
Не давите на юань
Правительства США и других стран, жители которых с удовольствием покупают китайские товары, уже давно уговаривают руководство КНР укрепить юань, чтобы, как они выражаются, устранить дисбаланс в международной торговле (иными словами, сократить экспорт из Китая). Китайцы сначала отвечали желающим подрегулировать курс их валюты «по рынку» вежливо, но в последнее время начали огрызаться. Например, глава банковского надзора КНР с неделю назад заявил, что сверхнизкая процентная ставка, установленная ФРС, провоцирует перегрев на азиатских фондовых рынках и ставит под сомнение выход мировой экономики из кризиса .
Председатель КНР Ху Цзиньтао в своих выступлениях на форуме АТЭС демонстративно игнорировал вопрос о юане, зато несколько раз упоминал о неоправданных торговых барьерах по отношению к развивающимся экономикам (это камень в огород США). Менее высокопоставленные участники китайской делегации не ограничивались умолчанием. Замминистра торговли Китая рассказал журналистам, что КНР не собирается в ближайшее время пересматривать курсовую политику. Председатель правления крупнейшего китайского коммерческого банка Industrial & Commercial Bank of China заявил, что укрепление юаня не будет способствовать возрождению мировой экономики и вообще резкие движения в области валютной политики пользы не приносят.
После того как центральный банк КНР в последнем квартальном отчёте сообщил, что собирается устанавливать курс юаня, ориентируясь не только на доллар, но и на другие валюты, поползли слухи о грядущем укреплении. После форума АТЭС они резко прекратились. В понедельник пресс-секретарь Министерства торговли КНР официально заявил, что правительство намерено поддерживать стабильный курс нацвалюты. Теперь аналитики инвестбанков говорят, что юань отвяжут от доллара не раньше чем в конце будущего лета.
Благие пожелания и опасные пузыри
Лидеры стран АТЭС торжественно осудили протекционизм и пообещали сделать всё возможное, чтобы завершить Дохийский раунд переговоров в рамках ВТО. Было бы удивительно, если бы они этого не сделали: собственно, АТЭС и создавали главным образом во имя свободной торговли. Но это слова. Что же на деле?
В ходе саммита многие представители стран Юго-Восточной Азии жаловались на то, что США не торопятся заключать с ними договоры о свободе торговли. Например, конгресс до сих пор не ратифицировал соглашение о свободной торговле с Южной Кореей, хотя оно подписано ещё в 2007 году. Премьер-министр Малайзии Наджиб Разак заявил в Сингапуре, что его страна тоже крайне заинтересована в торговом соглашении с США. Он призвал президента Барака Обаму активнее продвигать идеи свободной торговли . Тем временем торговый представитель США Рон Керк разъяснил, что хотя в принципе его страна и выступает за свободу торговли, но на практике, чтобы позволить другим свободно торговать с Америкой, администрация США должна сначала убедиться, что эти другие играют по правилам. Как показывает практика — скажем, введение запретительных пошлин на китайские шины, — под нарушением правил может пониматься, например, конкурентоспособность иностранных производителей по сравнению с американскими.
В итоговую декларацию саммита вошло и обещание продолжать стимулировать экономику до начала устойчивого подъёма, хотя его столько раз исключали и возвращали обратно, что запутались даже некоторые информационные агентства. Многие участники форума выражали обеспокоенность последствиями стимулирования, иными словами, накачивания экономики дешёвыми деньгами. Слово «пузырь» не сходило с уст выступавших. Глава Всемирного банка Роберт Зеллик сказал, что борьба с кризисом с помощью откручивания крана с ликвидностью может привести к инфляции и появлению очередных пузырей. Главный министр администрации Гонконга Дональд Цанг боится, что США пойдут по пути Японии и попытаются преодолеть спад с помощью ослабления денежной политики, что приведёт к образованию пузырей. Премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун сказал, что рост рынка недвижимости и фондовых рынков в странах Азии не внушает ему доверия, потому что носит спекулятивный характер. Он тоже боится пузырей. Несмотря на этот хор, лидеры стран АТР всё-таки высказались в поддержку стимулирования. Почему? Ответ прост. Главные стимуляторы — это США и КНР, два тихоокеанских гиганта.
Читать @chaskor |