Подписаться на обновления
20 августаВторник

usd цб 66.6082

eur цб 73.9484

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Энергетика и экология  Компьютеры  Сеть  Мобильные технологии  Наука  Космонавтика  Военные технологии  Биотехнологии  Ноосфера  Транспорт  Краудфандинг  Эко-программа утилизации  Электронная
наука
 
Человеческий капитал  Данные НКО 
Иван Люков   четверг, 20 августа 2009 года, 09:00

Автомобиль: изобретение заново
Новые технологии и новая структура индустрии


В музее автомобильной компании Крайслер // Reuters
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Финансовый кризис стал для экономики не фатальной катастрофой, а проверкой на жизнеспособность. Американское автомобилестроение, работавшее по принципу «в Детройте знают лучше», проверку не прошло и ремонту не подлежит. На месте старых гигантов возникает новая отрасль.

Ещё не так давно казалось, что ничего нового на этом рынке родиться не может. «Большая тройка» производителей доминировала настолько успешно, что за последние полвека ни одна из малых компаний не смогла добиться успеха. Как следствие, технологическое развитие автомобилей практически не продвинулось за это время. И только теперь, после череды банкротств автогигантов, рынок начинает оживать. Банкротство General Motors стало логичным завершением многолетнего снижения цен на акции, потерь рыночных ниш и массовых увольнений. Некоторые аналитики уверенно предсказывают, что ближайшее десятилетие не переживёт ни один из основных американских производителей автомобилей.

Крах американского автопрома, в сущности, был вызван его стремлением сосредоточить в своих руках все этапы производства. Когда всё только начиналось — во времена Генри Форда — это было преимуществом. До начала информационной революции нельзя было и надеяться на координацию усилий независимых поставщиков, а значит, приходилось делать всё самим, до последнего винтика. Принцип фабрик Генри Форда: тотальный контроль.

Но время шло, и к 1970-м годам неповоротливость системы достигла критической точки. Запросам времени гораздо лучше соответствовала японская модель производства, при которой львиная доля комплектующих поставлялась подрядчиками. У японских компаний лучше были налажены отношения с рабочими, централизованная закупка позволяла оперативно реагировать на изменения рынка. «Большая тройка» — Ford, General Motors (GM) и Chrysler — была вынуждена адаптироваться к новым реалиям, но они делали это медленно. Недопустимо медленно. Начавшуюся в конце 1980-х перестройку завершил только к 2007 году только General Motors. По оценке Дэвида Коула, главы Центра автомобильных исследований в Анн-Арборе, остальные производители отстали на несколько лет даже от GM. Усилия и затраты на такие перемены были колоссальными, но игра стоила свеч. По её завершении расходы на производство одного американского автомобиля сократились как минимум на 5 тыс. долларов.

Сто дней своего президентства Барак Обама отметил речью в американской Академии наук и началом работы двух структур в рамках Министерства энергетики США: Агентства передовых исследовательских проектов в области энергетики (ARPA-E) и системы из 46 центров передовых энергетических исследований (EFRC). Как и всякая другая, научно-техническая революция требует организации, которая теперь есть в США.

Каков итог инноваций? Давайте рассмотрим ситуацию, которая развивается прямо сейчас. Сравните два автомобиля. Плод перестройки американского автопрома гибрид 2010 Fusion Ford, работающий на никель-водородной батарее и электродвигателе. Стильный, экономичный, технологичный автомобиль доказывает, что Детройт способен производить автомобили в XXI веке. Вот только стоит он примерно на 25% дороже Insight, своего азиатского конкурента от Honda, представленного спустя месяц после появления 2010 Fusion на рынке. А ещё через месяц уже Toyota выпускает третье поколение Prius, который стал самым эффективным автомобилем на американском рынке.

Стивен Клеппер, аналитик Фонда Карнеги — Меллона, указывает на безусловное сходство современной ситуации в автомобильной промышленности с американской же индустрией производства телевизоров в 1970—1980-е годы. После десятилетий безоговорочного доминирования на рынке несколько крупных корпораций неожиданно столкнулись с мощной конкуренцией со стороны азиатских фирм. Такие компании, как RCA и Zenith, не торопились отвечать на запросы времени — и от этой индустрии на сегодняшний день не осталось буквально ничего. Исконно американские бренды либо разорены, либо приобретены теми же азиатскими конкурентами. «По сути, каждый раз, когда американские компании принимают участие в соревновании, оказывается, что соперники уже далеко ушли вперёд, создавая новое. Опередить их в такой ситуации очень нелегко», — подытоживает Клеппер в интервью для журнала Wired.

Наиболее реалистичный сценарий для американского автопрома, по мнению экспертов, предполагает внесение поправок в существующие конструкции автомобилей, с тем чтобы повысить производительность и добиться большей отдачи от уже работающего автотранспорта. Пример такой осторожной и расчётливой компании — Transonic Combustion, избравшая очень узкую специализацию: разработку топливных инжекторов. Они изобретают новые алгоритмы впрыска смеси воздуха и топлива в камеру сгорания, которые позволяют повысить производительность двигателей. Президент компании Брайан Элборн надеется, что они смогут снизить потребление топлива вдвое.

И таких малых компаний, совершенствующих детали, которыми пренебрегали крупные корпорации, немало. Скажем, только оптимизация энергопотребления автомобильного кондиционера в условиях городского движения привела бы к сокращению расходов топлива в США на 5%. Имея только 50 млн долларов инвестиций, стартап Fallbrook Technologies в Сан-Диего разрабатывает новые компоненты трансмиссии, которые позволят достичь этой цели. Для автомобильной индустрии сумма не так уж и велика, но эта технология стала бы огромным конкурентным преимуществом перед агрессивными азиатскими конкурентами.

Выигрыш могут обеспечить и рынки, традиционно остающиеся в тени. К примеру, практически все крупнейшие автопроизводители, когда дело доходит до внедрения инноваций (скажем, гибридных двигателей), предпочитают сосредоточивать усилия на предложениях потребительского класса. Эту традицию нарушает разработка компании ISE Poway, предлагающей тяжеловесные гибридные установки для промышленного автотранспорта — автобусов, грузовиков, сельскохозяйственной техники. Нетрудно представить, что компании грузовых перевозок довольны перспективой сократить расходы топлива наполовину.

Со всеми этими проектами, впрочем, конкурируют разработки электромобилей. Вместо того чтобы улучшать столетнюю конструкцию двигателя внутреннего сгорания, многие компании предпочитают вкладывать средства в создание новых электрических двигателей. Перспективы такого подхода достаточно широки, а в поисках решений есть на что опереться: у электромобилей немалая история. Начало XX века было временем доминирования именно электрического транспорта, бесшумного и экологически безвредного. Главная причина, из-за которой электромобили начала прошлого века были вытеснены с рынка автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, — ёмкость и скорость зарядки аккумуляторов. Она была очень невелика, а их совершенствованием занимались не так активно, как двигателями внутреннего сгорания.

Прогресс в разработке литиевых батарей не остаётся незамеченным. На них готовится перевести свой знаменитый гибрид Prius компания Toyota, прежде оснащавшая его никель-металлогидридными аккумуляторами. Но подлинную сенсацию на последних автосалонах произвёл Fisker Karma — роскошный четырёхместный автомобиль, сделанный, по признанию Хенрика Фискера, чтобы доказать: безвредные для окружающей среды автомобили не обязательно должны быть маленькими и слабосильными. Под капотом скрыты два электромотора совокупной мощностью 403 лошадиных силы, комплект литиево-марганцевых батарей, бензиновый двигатель и система рекуперации энергии торможения.

Только в последние годы разработки возобновились, несмотря на молчаливое противодействие топливных компаний, а в последнее время — благодаря поддержке нынешней президентской администрации. Ещё в апреле 2009 года министр энергетики Стивен Чу заявил на страницах Newsweek, что неизбежен переход на «новые электрические транспортные средства, получающие энергию от чистых возобновляемых ресурсов, таких как солнечная и ветряная энергия». Заявления министра были подкреплены и финансами, в том числе и в рамках нового федерального Агентства передовых энергетических исследований — ARPA-E. Интенсификация технологических разработок и соответствующий уровень финансовых инвестиций создаёт надёжную перспективу аккумуляторной революции.

В Массачусетском технологическом университете ведутся исследования материалов, пригодных для улучшения производительности литиевых батарей. За два десятилетия, прошедших с момента изобретения, их производительность удвоилась. По оценкам учёных, её можно будет утроить в ближайшие 10 лет. За два месяца работы лаборатории уже удалось подобрать комбинацию элементов, повышающих скорость зарядки литиевых батарей в 100 раз. Осталось довести ёмкость аккумуляторов с нынешних 150 ватт-часов на килограмм до 500. Если при этом стоимость производства будет не выше ста долларов за один ватт-час, то рынок типичных семейных автомобилей за 25 тыс. долларов ожидает переворот.

Оба сценария — совершенствование конструкций автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и развитие электротранспорта — сами по себе не только не решат проблем автопрома, но создают ему своего рода вызов. В дверь стучатся не только новые автопроизводители, прежде всего японские и китайские, но и новые бизнес-модели, приходящие из IT-индустрии. Тотальный контроль за производством не нужен ни Cisco (кстати, именно она сменила GM в индексе Доу-Джонса), которая использует гибкую систему организации поставщиков и сборщиков своего оборудования, ни Apple, которая использует при производстве своих компьютеров и мобильных устройств по преимуществу стандартные компоненты, добавляя к ним собственное программное обеспечение и оригинальный дизайн. Примерно по тому же пути — организации зонтичной компании — пошла компания Tesla Motors, производитель культового спортивного электромобиля, добившаяся за пять лет выхода на самоокупаемость.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:




«Не стройте крепостей, стройте железные дороги»

Штурм сверхскорости на немецкой земле

Раньше я думал, что впервые на железной дороге скорость  двести километров в час была достигнута паровозами, потому что случилось это аж в 1903-ем году. Тогда ведь ничего ещё не было кроме паровозов. Я думал, что был какой-нибудь обтекаемый паровоз вроде «Малларда». И именно на нём была достигнута рекордная скорость. Оказалось, что всё было «немножко» не так.

03.04.2015 17:15, guriny


«Скоростные железные дороги Гитлера» для Европы и России

В сентябре 1941 года рейхсминистр вооружения и боеприпасов д-р Фриц Тодт предложил связать Европу с Россией и Украиной скоростной железной дорогой

Дорога должна была иметь колею 3000 мм. Пассажирские поезда имели бы скорость 250 км/ч, грузовые – 110 км/ч. По плану, дорога Москва-Берлин должна быть готова к 1950 году, путь занимал бы 8 часов.

13.02.2015 11:30


«Правило 90 секунд»

И еще 9 способов выжить в авиакатастрофе

Авиакомпания British Airways открыла обновленные короткие курсы по выживанию в катастрофах, которые могут пригодиться тем, кому приходится часто летать. За полдня и 135 фунтов стерлингов (около 220 долларов) пассажиров обучают особым техникам и навыкам, о которых не рассказывают перед полетом.

24.12.2014 11:30


Транспорт будущего: 5 странных идей из Японии 30-х

Катер-танк, машина на шарах и другие

В 1936 году японский журнал «Клуб Сёнэн» опубликовал иллюстрированный материал под названием «Всемирный конкурс изобретений в области транспорта», в котором рассматривались возможные средства передвижения будущего. Статья охватывает все виды пассажирского транспорта: наземного, воздушного, водного, а также включает одну военную модель.

25.07.2014 14:45, Саша Котлова


Столетняя стройка

20 лет назад, 6 мая 1994 года, Королева Великобритании Елизавета II и президент Франции Франсуа Миттеран торжественно открыли туннель между Францией и Англией под проливом Ла-Манш

Похоже, что французы и англичане имеют склонность к долгосрочным совместным проектам. Примеров в истории — хоть отбавляй: Cтолетняя война, в которую они вступили в 1337 году, растянулась на 116 лет, проект по созданию сверхзвукового самолёта «Конкорд» занял два десятилетия. Да и одна из самых грандиозных строек ХХ века — тоннель под Ла-Маншем — начата ещё в 1881 году. Тогда дело не двинулось дальше станционных сооружений, зато теперь многим непонятно, как вообще удавалось попадать на Британские острова, когда тоннеля не было.

06.05.2014 10:30, Николай Корзинов


Дископлан Суханова

Истребители периода второй мировой войны

Высоко в небе, на фоне мощного кучевого облака, появился странный предмет. Из-за большой высоты трудно было судить о его размерах. Но форма его, несомненно, была круглой, поверхность отсвечивала красноватыми бликами. "Незнакомец" медленно плыл по краю облака.

02.10.2013 16:15, Дмитрий Карпенко


Цеппелины возвращаются

Проведены испытания первого современного дирижабля

Летательный аппарат разработан американской компанией Aeros Corporation. Это первое действующее воздушное судно подобной конструкции с 1940 года.

18.09.2013 14:15, Артем Лучко


Трамвай построить – не «ешака» купить

В 2015 году Москва обзаведётся скоростным трамваем

О проекте создания сети пассажирского транспорта на базе технологии скоростного трамвая объявила компания «Домодедово Транс Девелопмент». Общая протяжённость линий составит 214 км. Пилотный участок должен быть запущен через четыре года.

26.10.2011 16:07, Константин Болотов


Подавлять быстро, гуманно и эффективно

Американцы представили самокат для противодействия массовым беспорядкам

Американская компания построила «несмертельное транспортное средство для ответных действий» на базе трёхколёсного электроскутера. Он оснащён двумя пушками, которые стреляют нелетальными боеприпасами со скоростью 700 выстрелов в минуту.

21.10.2011 13:40, Константин Болотов


Элегантная «Селена»

Как советские чиновники чуть не убили концепт-кар

По своей задумке «Селена» была смелой и даже дерзкой машиной: вагонная компоновка, расположенный сзади мотор, три ряда сидений — водительское место вынесено далеко вперёд, передние колёса разделяют первый и второй, направленный против движения, ряд сидений.

24.04.2011 09:00, Тагир Вагапов






 

Новости

«Научный корреспондент» завершил конкурс, посвященный тушению эндогенных пожаров
На конкурс была подана 31 работа. Итоги конкурса будут подведены экспертным жюри не позже конца лета.
Издательство МГУ опубликует все свои журналы в открытом доступе
С этого месяца издательство МГУ будет публиковать все свои журналы в «КиберЛенинке» по лицензии Creative Commons. Среди них — «Вестник МГУ» и другие научные издания, сообщила пресс-служба университета.
В России вступили в силу новые правила идентификации в мессенджерах
В России вступили в силу правила идентификации в мессенджерах через мобильных операторов. С 5 мая администрация мессенджера обязана направлять оператору запрос о новом пользователе, а тот, в свою очередь, должен предоставить ответ в течение 20 минут.
Госдума приняла закон о «суверенном интернете»
Депутаты Госдумы приняли в третьем, окончательном чтении закон о «суверенном интернете». Трансляция велась на сайте нижней палаты.
На IPQuorum объяснили, почему стратегическое мышление станет главным капиталом человека
В рамках Международного стратегического форума по интеллектуальной собственности IPQuorum 2019 в Калининграде прошел круглый стол на тему «Сквозные технологии: формирование новой регуляторной среды как один из инструментов работы с человеческим капиталом».

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.