The Economist (Великобритания): российский ученый надеется замедлить таяние Арктики
За пределами Урала и Поволжья мало кто знает, что у нас тут в Башкортостане красота: горы, реки, озера, пещеры, водопады и заповедники. Есть на что посмотреть в любой части республики.
Почти круглый год в электричках полно «копченых» туристов с рюкзаками, другие ездят на своих автомобилях. Кто-то забирается в горы и пещеры, кому-то нравится сплавляться по рекам, много людей ездит на горнолыжки. Локальный туризм — наше все.
Незамерзающее озеро Сарва глубиной 38 метров недалеко от одного из наших автобусов
Идея «Автобуса в лесу» (ссылка на Instagram) появилась случайно. Из нас троих, архитектора, ученого-физика и лесничего, собственную любовь к родной природе для заработка использовал только последний. Он и предложил идею.
Сначала она казалась безумной: что, если отвезти старый автобус в лес, переоборудовать и принимать в нем туристов? Пусть приезжают из Уфы и близлежащих городов на выходные, проводят время вместе, гуляют по лесам и полям и поют песни под гитару. Все как обычно, только вместо палаток или домиков как на турбазе — старый «ламповый» автобус!
Мы начали изучать опыт других, чтобы понять как работает туристический бизнес такого рода. И чем больше мы узнавали, тем более реальным казался наш план.
От идеи до реализации
Первый автобус
На поиски первого автобуса ушел примерно месяц. Он стоил 35 тысяч рублей и не мог добраться до места своим ходом, поэтому еще 10 тысяч рублей мы потратили на то, чтобы доставить его на место постоянной стоянки в лесу (100 км от Уфы). Это был старый, но неплохо сохранившийся «КАВЗик».
Арендованное место для первого «Автобуса в лесу» уже было, оно находилось недалеко от деревни, где жил и работал лесничим один из наших партнеров.
Затем нужно было переоборудовать его и сделать уютным для туристов. В это, а также в обустройство лагеря вокруг автоубуса, мы вложили еще около 250 тысяч рублей. Сюда входили материалы для внутренней отделки, печь, электричество, работа мастеров, материалы для навеса, отдельно стоящего туалета и прочее.
Было ли страшно инвестировать такие деньги в идею с непонятными перспективами? Еще как. 300 тысяч не были той суммой, которую мы могли вложить с легким сердцем. Это был наш первый опыт в бизнесе. И тем не менее, преодолев страх, мы решили, что лучше отнестись к ним как к инвестициям в собственное образование и не особо надеяться, что они быстро вернуться.
Идея «Автобуса в лесу» возникла в апреле 2018 года, а первые гости в него приехали уже в августе. Для продвижения были выбраны Instagram и VK, но рекламных кампаний мы почти не запускали. Сделали ставку на интересный контент, друзей и сарафанное радио.
Необычное место для отдыха в виде переоборудованного автобуса вдали от городской суеты само по себе привлекало внимание и любопытство, и стимулировало рассказывать о нем друзьям.
Первые гости запустили сарафанное радио и довольно скоро почти каждые выходные в нашем первом «Автобусе» были веселые туристы.
Даже зимой! Поэтому мы выдохнули и решили искать второй.
Второй автобус
Второй — «Желтый автобус». Зимой внутри тоже тепло и уютно.
Второй автобус, как и первый, был найден на «Авито». Он стоил в 2 раза дороже первого — 75 тысяч, но вмещал уже не 5 спальных мест, а 8.
Но в этот раз все было сложнее: у нас не было конкретной локации и партнера, который бы взялся администрировать объект (ездить самим каждый выходные нереально). Напомним, первый администрировал наш партнер, который работал здесь же лесничим.
Мы наметили несколько локаций в пределах 100-200 км от Уфы объединенных интересным местоположением, близостью к природным достопримечательностям, и при этом мало раскрученных с точки зрения туристического потока. Затем поехали в «турне» по селам в этих местах и в первую очередь искали активных, инициативных местных, готовых поддержать нашу идею с автобусом.
Когда один уже есть и принимает гостей, рассказывать о проекте легче.
Нельзя сказать, что в глубинке одни лентяи и алкоголики. Мы нашли активного и трудолюбивого партнера в одном из сел в 200 км от города.
Причем у него уже была арендованная земля в живописном месте на берегу реки, которую он и так планировал однажды использовать для туристического объекта. Он же взялся помогать нам, принимать и провожать гостей, и делает это по сей день.
На переоборудование второго автобуса ушло в районе 300 тысяч рублей. Инвестировать было легче, мы уже знали, что это работает.
В целом второй объект вышел дороже за счет более высокой цены за сам автобус и большее количество материалов для его переоборудования и обустройства территории вокруг. Могло быть и дороже, но этот «КАВЗик» оказался способен проехать большую часть пути до леса сам.
«Желтый автобус» стал даже более популярным и любимым у наших гостей, несмотря на то, что в нем нет электричества. В первую очередь благодаря красоте вокруг.
Сейчас у нас есть не только автобусы, но и «Хижина в лесу».
Ее мы построили не сами, но активно приглашаем гостей на условиях партнерства.
Хижина когда-то была построена в качестве охотничьего домика. С ее хозяином мы познакомились благодаря раскрутке первого автобуса. Хижина работает в рамках нашей сети по агентской модели. Это идеальное место для спокойного созерцательного отдыха в лесной глуши.
Что дальше?
Почти каждые выходные оба «Автобуса» и «Хижина в лесу» забронированы. Планируем, что этим летом будет больше людей приезжать и в будние дни.
Оба автобуса окупились примерно через 1,5 года после запуска, при том, что у нас очень демократичные цены — 3000-4000 рублей в сутки на всю компанию из 5-8 человек.
Есть дополнительные услуги: трансфер на снегоходе или ЗИЛе до автобуса (хотя идти от дороги и так недалеко), баня на четверых возле «Белого автобуса», возможность поставить палатку на территории для большой компании и другие.
Возле каждого «Автобуса» есть отдельно стоящий туалет, заготовленные дрова, а внутри — кухонная утварь. За отдельную плату вам могут привезти деревенские продукты от жителей соседних сел.
***
Сейчас мы готовим четвертый объект в 200 км от Уфы. У нас есть место, но нет автобуса, а поэтому это будет домик «Tiny house».
Мы пока не нашли компанию, которая смогла бы не только построить нам такой, но и стать партнером для развития франшизы. Знаете такую? Напишите нам в Instagram!
Глэмпинг («гламурный» кемпинг, кемпинг с удобствами) в России начал развиваться не так давно, но уже очень популярен. Экономическая ситуация тут кстати, и людей, которые не прывыкли к палаткам, но любят природу, становится все больше.
Надеемся рассказ о нашем первом опыте получился интересным. Мы готовы делиться им, ждем вопросов в комментариях!
Источник: vc.ru
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Культурная история леса.
Как деревья кормили, пугали и вдохновляли человечество, а потом стали его жертвой. - Ученые определили температуру, при которой жизнь деревьев резко сокращается.
- Болота, дожди, медведи и два месяца без выходных.
Можно ли заработать на квартиру сбором ягод. - Как политкорректность убивает главный лес планеты.
И почему СМИ делают вид, что ничего не замечают. - «Спилить дерево должно быть дорого».
Как вырастить лес в городе, какие реформы нужны в структурах, отвечающих за озеленение, и чем тут могут помочь неравнодушные горожане. - Тропические леса Амазонки могут превратиться в саванну.
- Просите номер без кондиционера.
Новые правила посещения Турции для российских туристов. - Прожить три дня в лесу и выйти новым человеком .
Как поездка на мотоцикле по лесу обернулась триллером борьбы за выживание, длившейся несколько дней. - Lesnoe Delo: миллион деревьев на восстановление погибших лесов.
Почему стоит помогать расти деревьям и как это влияет на окружающую среду. - Ольга Киселёва: «Человек, который входит в лес, должен понимать, что он на территории искусства».
Как искусство связано с экологией.