Подписаться на обновления
17 июляСреда

usd цб 62.8129

eur цб 70.6771

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  пятница, 2 октября 2009 года, 09:47

Аттила Виднянский: «Мы обязаны ставить перед собой цель»
Венгерский режиссёр из украинского театра про русского Чехова и русский театр


Аттила Виднянский // meyerhold.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Знаменитый венгерский режиссёр рассказывает о постановке «Трёх сестёр», показанных в Москве: «Мы очень искренний спектакль делали, очень откровенный. Это очень важный для нас спектакль…»

В московском Центре имени Мейерхольда прошли ежегодные Мейерхольдовские встречи. На этот раз их гостем стал венгерский режиссёр Аттила Виднянский, руководитель Береговского венгерского национального театра имени Дьюла Ийеша и Театра имени Михая Чоконаи в Дебрецене.

«Три сестры» Виднянского, поставленные в Береговском театре, похожие на неправильную русскую речь режиссёра, поразительным образом переворачивают наше представление о Чехове. Но при этом очень внятно транслируют его интонацию — нежную, страстную, безысходную.

Горестный, безжалостный и одновременно очень сентиментальный спектакль стал серьёзным открытием для понимания Чехова на сцене.

— Аттила, предыдущие гастроли вашего театра были в Москве довольно давно — в рамках Театральной олимпиады в 2001 году. С какими чувствами вы ехали к нам на этот раз?
— Да, в прошлый раз мы играли «Убийство в соборе» у Анатолия Васильева на Сретенке. А в этот раз ощущаю волнение, надеюсь на понимание.

На то, что те мысли, те чувства, которые нами воспроизводятся, то, что переживают актёры, что мы чувствовали во время работы над этим материалом, как-то передадутся. Мы очень искренний спектакль делали, очень откровенный. О нас. Много репетировали. Это очень важный для нас спектакль.

— Всегда интересно, когда режиссёр берётся за пьесу, которую уже очень много раз ставили. Что лично для вас важно в Чехове, конкретно в «Трёх сёстрах», какая интонация вам ближе всего?
— Во-первых, я никогда не пугаюсь. Ведь неслучайно же эти материалы берутся много раз. Есть достоинство такое, что время не убивает эти произведения, а, наоборот, всё ярче и ярче они высвечиваются, и становится понятно, что это великие произведения.

А в нашем театре мы ведь не спектакль делаем, а для нас это в какой-то степени способ существования. Я, когда выбираю материал, понимаю, что он будет жить с нами десять, а то и пятнадцать лет.

Никакого диалога быть не может, ни с Чеховым, ни с Пушкиным, ни с Шекспиром. Мы делаем вид, что обращаемся со своими вопросами к людям, которые писали не для нас и не на нашем языке, а потом придумываем за них удобные и актуальные ответы на наши вопросы…

Ведь я не снимаю ничего с репертуара. У нас «В ожидании Годо» идёт с 94-го года, ещё студентами мы были. И он живёт и, мне кажется, всё интереснее, всё мощнее становится. Если я чувствую, что в каком-то спектакле время акценты меняет, я его переделываю, но не убираю.

Спектакли как живые существа. Поэтому я случайный материал никогда не беру. Только тот, который достоин и которого мы должны стараться быть достойны. У нас всё серьёзно в этом отношении.

Чехов для венгров не чужой автор. Самые великие венгерские писатели и поэты делали переводы Чехова. Очень хорошие есть переводы на венгерский.

И Чехов ставится до сих пор как один из самых модных авторов. А у меня ещё с Киевского театрального института любовь к Чехову. Я делал инсценировку «Чёрного монаха» ещё студентом третьего курса.

И потом долго-долго боялся дотрагиваться. Чувствовал, что мои актёры и, может быть, я тоже не готовы. Никогда не принимал приглашений ставить Чехова.

Хотя меня из-за того, что я знаю язык и учился здесь в Киеве, считают специалистом. И где-то в конце 90-х годов я взялся за одноактовки чеховские, сделали мы «О вреде табака», «Медведь» и «Предложение».

И тогда я понял, что люди мои начинают созревать. И надо попробовать познакомиться с этим материалом. Был длительный этап освоения. Знаете, мы на первом курсе в институте год сидели анализировали каждую строчку в «Иванове», на каждом занятии.

И это не было скучно — наоборот, безумно интересно. И с тех пор у меня любовь к Чехову. Встречусь я с ним в моём следующем большом проекте: в конце сезона я в Нью-Йорке буду ставить современную американскую оперу «Чайка».

И вот мы начали работать над «Тремя сёстрами» — и полгода сидели просто читали, анализировали. И я замечал фантастический процесс, как настраивается народ на материал.

В итоге первый вариант мы не сделали. Все уже знали наизусть тексты других — столько мы сидели и общались, пытались почувствовать поэзию и музыку этого текста.

Я нашёл несколько записей русских спектаклей, и мы смотрели, чтобы слушать, как по-русски звучит текст. И — не сделали. Год поработали — и не сделали.

А потом получили интересное предложение: недалеко от Будапешта есть такое модное место — бывшая ракетная база. Там каждое лето собираются венгерские режиссёры, которые создают новое в театре, и что-то делают.

Там есть пространство — аллея, деревья, метров сто пятьдесят — двести, и я сказал: «Здесь и сделаем». Так что первый вариант у нас был «в кустах».

Бывший советский офицерский дом, там русские солдаты были, перед тем как вышли из Венгрии, так вот часть этого дома — и пространство, деревья.

С тех пор спектакль и живёт. Потом делали второй вариант, уже у себя дома, в театре. Этим летом делали третий вариант, на той же ракетной базе, но уже в совершенно другом месте.

Я этим люблю поиграть, поэкспериментировать. Во всех других наших спектаклях всё играется точно, мизансцены выверяются до миллиметра.

А это единственный спектакль, который, если мы договоримся, можем сыграть вон за окном на асфальте. Я за одну репетицию всё это развожу. Этот материал как-то по-другому в нас живёт.

Знаете, как интересно: в венгерском языке нет понятия тоски. Ощущение есть, а слова на это нет. Как это передать? Мы пытались по-своему это понять, через венгерский мозг и ум, что это — тоска.

Мы живём в малюсеньком городе, 30 тыс. человек жителей. И там общение между средой и нами очень случайное, неорганичное. Город на границе, там идёт торговля, люди занимаются нелегальной перевозкой сигарет или ещё круче; этим живёт народ.

Это не наш ритм, не наши мысли, не наши ощущения. Люди торгуют, живут, а мы в коробке там сидим, в нашем театрике, закрываемся. Открываем окна — и видим чужой мир.

Мы могли бы открыть окно и смотреть на Варшаву или Нью-Йорк, но это всё равно не наше. А наше — это наш автобус, в котором ребята приехали, наши мысли, наше горе. И через этот материал, через Чехова, всё это великолепно проявляется.

— Важно ли для ваших спектаклей пространство? Вот вы рассказали, что первый вариант «Трёх сестёр» играли в аллее, а когда-то «Убийство в соборе» играли в развалинах церкви...
— Это оттого что у нас долго не было нашего театра. И я решил, что наш театр — всё вокруг. И мы везде играем. Начали играть в школьном классе, в церкви, в замках. Везде сотворили театр.

Вот «Убийство в соборе» я придумал как спектакль конкретно для церкви. Первый раз мы играли в Торуни на фестивале в прекрасной огромной церкви. Но такой церкви в Закарпатье не бывает, к тому же не везде нас пускали, не везде люди помещались.

Только что выпущенный вахтанговский «Дядя Ваня» почти совершенен, есть ощущение, что спектакль так и останется первым и главным событием сезона до его завершения. Уж больно он хорош…

И мы, например, играли, встав к стене церквушки в селе. А вот пригласили куда-то в театр — я переделал спектакль под классическое отношение «сцена — зритель». Любой наш спектакль живёт в разных вариациях.

Каждое пространство являет свою музыку, просто надо найти, почувствовать. Это очень интересное, интимное, вот зашёл я и понимаю, что это пространство совершенно особо звучит.

И я всегда настаиваю, чтобы репетиция на новом месте была не день в день, а днём раньше, и тогда мы начинаем звучать синхронно с той музыкой, которая сама по себе есть в этом пространстве. Пространство очень важно. И спектакль меняется в связи с этим. Иногда мало, иногда очень сильно.

— Вы сказали, что никогда не снимаете спектакли с репертуара. Следите ли вы за ними, за их состоянием?
— У нас бывает, что мы какой-то спектакль, к примеру, год не играем. Но я стараюсь, чтобы он жил. Сядем, две недели порепетируем — и он живёт.

Есть у нас один спектакль, один из самых сложных, по Мицкевичу, «Предки», он идёт четыре с половиной часа. Мы за всё время играли его только три раза.

Я очень люблю этот спектакль. Не играли восемь лет, но я считаю, что он живёт. Декорация стоит в углу, я не разрешаю её убирать.

— Вы сейчас работаете одновременно в двух театрах...
— Да. В Дебрецене большой театр, трёхсекционный — опера, балет, драма. Восемнадцать премьер в сезоне. И очень интересно. Береговский театр маленький — и тот завод огромный.

Там, конечно, ставлю не только я — я делаю два спектакля в сезон, один оперный и один драматический. Береговский-то мне родной. Но сейчас я стараюсь, чтобы и Дебреценский стал в какой-то степени родным.

Непросто это. Там пятьсот человек работает. Не то что здесь — все они мои, это семья. Лет двадцать назад я читал у Брука, что его в меньшей степени уже интересуют спектакли, а больше способ существования людей в театре.

Тогда я не понимал, что он имеет в виду, — сейчас понимаю. Это модель, ни с чем не сравнимая. Их дети — это мои дети. Если у кого-то сын что-то плохо делает, я могу дать по ушам, а кто-то из них — моему сделать замечание, и это нормально.

— Как существует сегодня Береговский театр по отношению к государству?
— Наш театр государственный, но он практически не получает от государства денег. В прошлом году получил 18 тыс. долларов на год. Этого даже на свет не хватает.

От Венгрии, поскольку мы венгерский театр и там заинтересованы, чтобы мы существовали, получаем 40 тысяч. Всё остальное, то есть 80% нашего бюджета, мы зарабатываем сами. Ездим, играем, продаём свои спектакли.

Сейчас Дебрецен очень сильно помогает. Я в какой-то степени и согласился на Дебрецен, потому что в репертуар Дебреценского театра я включаю спектакли Береговского театра. И таким образом я даю деньги из одного театра в другой. И пятеро моих актёров в штате и Дебреценского театра тоже.

— Вы работаете и как драматический, и как оперный режиссёр. Существует ли взаимопроникновение, что-то в одной сфере пригождается в другой?
— Конечно. Существование оперного певца на сцене — это вообще малоизученная тема. Её затрагивали Станиславский и Васильев тоже. Это очень интересно. Совсем не то что актёрское проникновение в образ, нахождение в образе. Совсем по-другому всё происходит.

Наверное, так изначально не планировалось, но «Вишнёвый сад» теперь, когда после смерти Олега Янковского (памяти которого посвящена премьера) из репертуара «Ленкома» ушла «Чайка», воспринимается послесловием к ней. В конце ХХ века, опережая время, Марк Захаров декларировал эстетику радикальную, в том числе и по отношению к самым обычным советским пьесам. А теперь он может себе позволить радикализм куда больший и без всякой опаски — но почему-то не желает…

Конечно, обогащает одно другое. Я ведь был полтора года главным режиссёром Будапештской оперы. Хорошо, что в Дебрецене я могу совмещать и одно, и другое.

Очень люблю этот жанр, и понимание музыки с тех пор сильно изменилось в моих спектаклях. Музыкальность по-другому, более грамотно, скажем так.

Большая мечта у меня — сделать совместный оперно-драматический проект, и через год я его сделаю. Материал — «Жизнь с идиотом» Шнитке по Ерофееву. Вот Жолт Трилл, который Солёного в «Трёх сёстрах» играет (он вообще один из ведущих в Венгрии актёров, кинозвезда), будет играть главного героя, а остальные все будут оперные певцы. Вот откроем следующий сезон — и сыграем.

— Как вы думаете, сегодняшний театр способен влиять на людей, на окружающую жизнь или он существует обособленно, ничего не задевая?
— Знаете, я, в отличие от многих моих коллег, очень позитивно смотрю на мир. У меня пять детей — это помогает. К тому же смотрю позитивно на всё, что мы делаем. На передвижения человечества, на труд, на культуру.

Есть спад, сложная пора — сейчас, наверное, именно такая, и не время процветания культуры, но это не значит, что это окончательно. Это идёт по волне.

Худрук Вахтанговского театра режиссёр Римас Туминас рассказывает о спектаклях в Литве и в Москве, о работе как в родном, так и двоюродном коллективе. Ещё бы разобраться во всех этих театрально-родственных связях!
Об этом Римас Туминас достаточно подробно рассказал «Часкору» в начале года. Нынешней премьерой «Дяди Вани» мы решили воспользоваться, чтобы продолжить разговор о том, что творится вокруг и внутри академического Вахтанговского…

Я думаю, что мы должны влиять. В какой-то степени театр теряет своё значение, потому что слишком много мы думаем о самоосуществлении. О самом себе.

Конечно, прошло время, пока я это понял. Каждым спектаклем мы обязаны ставить перед собой цель. Сейчас стыдно, немодно об этом говорить.

Вот меня сейчас пугает — в Дебрецене 400 тыс. человек жителей, и это серьёзная задача — общаться с этими людьми. Задавать вопросы, выслушать их, служить им. Театр перестал служить в хорошем смысле слова людям, тому обществу, в котором он находится. Поэтому теряет свой вес.

Мы осуществляем себя, ищем какие-то формы, пытаемся чем-то удивить. Кому это нужно? Мне трудно смотреть спектакль, где режиссёр ничего не делает, кроме того, что занимается находками чего-то оригинального и нового.

Но когда я чувствую желание понять тот мир, в котором мы находимся, как-то отреагировать на проблемы, пытаться вести какой-то диалог, тогда мне это интересно и я прощаю ошибки, неготовность, неуклюжесть формы.

А где сверхъестественная форма, но пусто — это неинтересно. А таких спектаклей очень много. И вакуум получается вокруг театра. Но я думаю, что это не трагично. Пройдёт время — и всё к лучшему меняться будет.

Нужно осуществлять в театре и практические вещи. В Дебрецене мы организовали сейчас театральный союз — нескольких театров. Пытаемся, например, повлиять на закон.

В Венгрии очень быстро приняли театральный закон, и очень несовершенный, там много глупостей. И мы должны это изменить. Потому что через 50 лет на нас будут пальцем показывать — вот из-за этих придурков всё покатилось туда, куда не нужно.

Надо сохранять структуру, в которой существуют эти театры, и нужен закон, чтобы они были защищены вне зависимости от смены политических руководителей.

Это с одной стороны. С другой — в нашем мире нужно понять себя и определить себя. Задачи. Как можно противостоять эстетике и философии телевидения.

Можно махнуть рукой и сказать — мы другой мир. Неправда, мы тот же мир. Тот же зритель посмотрел вчера какую-то глупость по телевизору, а потом идёт мой спектакль смотреть, и я удивляюсь, что он не понимает моих жестов, моих образов.

Надо целую систему взаимоотношений придумать. Заново. Я заставляю актёров ходить в школы, в университеты, где они читают лекции, осуществляют общение.

В наших руках очень мощное орудие. Если ты это не понимаешь, не надо тебе театром руководить. Где ещё человек сидит четыре часа и смотрит, слушает? Так это большая ответственность, что я ему скажу. Это непросто. Надо это осознать.

Беседовала Алиса Никольская




ОТПРАВИТЬ:       



 






Смертельные игры

«Король Лир» в Мастерской Петра Фоменко

«О том мы плачем, что пришли на сцену этого Всемирного театра дураков». Эта цитата из «Короля Лира» не так растиражирована и популярна, как классическое «Весь мир — театр», но не менее интересна и точна. Дело тут не только в философской глубине, но и в том, что в этом емком высказывании Шекспир если и не раскрывает секрет своих пьес, то, по крайней мере, называет главные ингредиенты художественной смеси, которая не теряет силы на протяжении веков.

11.05.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Я без других

«Обломов» в Театре имени Вл. Маяковского

«Что такое обломовщина?» — этот вопрос, задаваемый с гневной или трагически серьезной интонацией, смутно припоминают даже те, кому ничего не говорят фамилии Добролюбова и Гончарова. Звучное слово, емкое понятие разрослось до стереотипа и заслонило породившие его тексты. Обломовщина пережила и главного героя произведения, и сам роман Ивана Александровича Гончарова. Работая над собственным «Обломовым», Миндаугас Карбаускис едва ли стремился исправить эту историческую несправедливость. Тем не менее, в его постановке нашлось место и для характера, и для типажа, и для лиризма, и для социальной критики.

02.03.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Триумф «Славы»

Петербургский Большой драматический театр им. Г. Товстоногова показал в Москве спектакль Константина Богомолова «Слава» по пьесе сталинского лауреата 1930-х годов Виктора Гусева. Сенсационная постановка спустя несколько месяцев после премьеры вызвала новую волну восторгов и споров, при этом мало кто знает, что почти одновременно с Богомоловым в Москве на Новой сцене МХТ свою эскизную версию той же пьесы представил режиссер Михаил Рахлин.

01.02.2019 18:00, Вячеслав Шадронов


Осторожно, гештальты закрываются

Премьерный спектакль Бутусова

Премьерой, которой откроется в сентября новый сезон МХТ им. Чехова, станет первая после многолетнего перерыва постановка на сцене Художественного театра режиссера Юрия Бутусова «Человек из рыбы» по пьесе современного автора Аси Волошиной.

16.07.2018 16:00, Вячеслав Шадронов


В пространстве ожидания

«В ожидании Годо» в Театре имени Вахтангова

Сэмюэл Беккет по праву считается родоначальником театра абсурда. Самое известное его произведение – пьеса «В ожидании Годо» – описывает схематичных персонажей в искусственной ситуации. И полностью состоит из бессвязных диалогов. Но в этом нагромождении неясностей и нелепостей можно без труда различить реалистичную, почти будничную картину человеческой жизни, подчиненной привычкам и страху.

14.06.2018 16:00, Татьяна Ратькина


О божьем даре и яичнице

Премьера в Театре Российской Армии

«Омлет» — вещь, обманчивая в своей простоте, как, собственно, и сам омлет «по фирменному рецепту», который в самом деле готовят актеры в процессе спектакля. Можно элементарно получить удовольствие от «вкусно» закрученной истории и актерского куража, с которым эта история разыгрывается, а можно попытаться всмотреться вглубь, ловя и складывая реминисценции и многочисленные авторские подсказки в объемный пазл.

17.05.2018 16:00, Светлана Остужева


Проще сложного

Гарольд Пинтер в постановке Сергея Газарова

На премьере театра Современник «Не становись чужим» мне больше всего запомнилась реакция публики. Пустые места появились в зале уже после антракта; во время второго действия зрители устремились к выходу почти непрерывным потоком; а на поклонах решительный и демонстративный исход «некультурных» посетителей было не остановить.

18.03.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Посмотри на меня

«Заповедник», СТИ, режиссер Сергей Женовач

Сергей Женовач продолжает серию спектаклей по знаковой прозе советского периода. Недавно была «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова, до того – «Москва –Петушки» по В. Ерофееву. А теперь вот Довлатов. Режиссер выбирает мистические книги о природе страны Советов, о подлинных пружинах ее жизни.

21.02.2018 16:00, Татьяна Купченко


В стране глухих

«Бетховен» в театре «Практика»

Судьба Людвига ван Бетховена – подарок для режиссера. Сын придворного певца, затмивший королей своей славой. Любимец публики, стремившийся к одиночеству. Гениальный композитор, безуспешно боровшийся с глухотой. Эти парадоксы так и просятся на сцену.

17.02.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Ода, а не реквием

Почему стоит отменить слияние Московского камерного театра с Большим и восстановить Михаила Кислярова

Камерный театр был тем храмом, в котором этот талант мог творить. Его постановки радовали меня и, как думается, вас, долгие годы.Но теперь, увы – есть подозрение, что ода Мельпомене, воспеваемая в Камерном, умолкнет. А на смену в её репертуар включат реквием. Потому как беда нависла над Камерным.

16.02.2018 19:00, Сергей Дягилев






 

Новости

Умер лидер группы «Високосный год»
Лидер и вокалист группы «Високосный год» Илья Калинников умер во вторник в одной из московских больниц, сообщил в четверг директор группы Алексей Кан.
Музей Прадо выложил 11 тысяч оцифрованных экспонатов в сеть
Выросший из сокровищницы испанских королей, музей Прадо выделяется богатым собранием работ местных и итальянских художников, здесь также представлена одна из самых полных коллекций Иеронима Босха. Общее число произведений в запасниках — около 30 тысяч. В интернете опубликованы фото более 11 тысяч произведений.
В Санкт-Петербурге откроется вторая выставка Светланы Манелис
Открытие выставки пройдет 2 июня в 18:00 в галерее «Мастер» по адресу ул. Маяковского, 14. На выставке будет представлена компьютерная живопись.
Нидерланды победили на Евровидении
Победу в международном песенном конкурсе «Евровидение-2019» одержал Дункан Лоуренс из Нидерландов, который исполнил композицию Arcade.
Умер композитор Евгений Крылатов — автор «Крылатых качелей» и «Колыбельной Умки»
Композитор Евгений Крылатов умер на 86-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила его дочь Мария Крылатова.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.