Подписаться на обновления
21 июняЧетверг

usd цб 63.6175

eur цб 73.6118

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  понедельник, 30 января 2012 года, 15:55

Аркадий Ипполитов: «Символическое содержание? Я его создаю…»


Аркадий Ипполитов //Фото: Александр Лепёшкин
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Если под артефактом вы подразумеваете искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание - то я с ним не работаю, я его создаю - ведь произведение не искусственно созданный объект, а естественно появившийся, артефактом же его делает наша интерпретация.

Выставка «Серебряный город. Петербургская фотография ХХ–ХХI вв», открывающаяся в Центре фотографии имени братьев Люмьер (Болотная набережная, з) строится на произведениях фотографов, так или иначе относящихся к «петербургской школе».


Это определение, недавно вошедшее в искусствоведческий обиход, но быстро в нем прижившееся, относится в первую очередь не к географии, а к типу сознания, которое подразумевает особое отношение к окружающему и объединяет разных мастеров нескольких поколений.

У выставки два куратора – Ольга Корсунова («ФотоДепартамент») и Аркадий Ипполитов (Государственный Эрмитаж), с которым мы и разговариваем не только о фотографическом, но и о гравюрном, а так же кураторском искусстве.

— Фотовыставки "Санкт-петербургской школы" - это расширение другими средствами "петербургского текста"?
— Мне кажется, что это не расширение, а констатация - что уж нам наше болото-то растягивать

— В пресс-релизе отмечена приверженность старым техникам печати снимков, что делает выставленные изображения штучными. Ваша работа с фото - продолжение профессиональной специализации на гравюре?
— - Я, конечно, могу вам лапши на уши навешать по поводу связи «фотографических объектов» и гравюры, но честно признаюсь, пресс-релиз - не моё творение, и интерес к "прикосновению рук художников" также не мой, а, скорее, «ФотоДепартамента» и со-куратора выставки Ольги Корсуновой. Хотя лично я, и правда, очень этот интерес ценю и одобряю.

— Как вы относитесь к фотографическому буму? Когда фотографирует каждый второй, это хорошо или плохо?
— Рисует тоже каждый, вспомните – хотя бы и на уроке рисования. Ну и что?

— И ничего... Но что для вас важно в снимке?
— Как и в любом произведении, а любое произведение, если оно - произведение, индивидуально, меня интересует нечто особое: то суггестия, то типичность.

— В эпоху фотографической воспроизводимости из произведений искусства, как известно, ушла аура. Пришло ли что-то на её ауры?
— Никакая аура из произведений не ушла - произведение искусства как было Ding an sich, так ею и осталось.

— А если ли смысл в выставке фотографий с гравюр?
— Такая выставка была бы полным говном.

— Почему вам хочется сделать фотографию аутентичной (штучной)?
— Вы знаете, «сделать» мне ничего не хочется (хотелось бы - сам фотографировал), как куратор, и, то что называется, искусствовед, я имею дело с уже сделанным; конечно же, мне больше нравятся аутентичные вещи, как и обувь, сделанная на заказ.

— Может быть, единичность как-то нечётко связана с коммерческой стоимостью артефактов?
— Конечно же, как alta moda и pret-a-porter, а нечётко в нашей жизни всё с деньгами связано.

— Искусство - это не только эстетические впечатления, но и вполне конкретная экономика (я знаю коллекционеров вполне искренне любящих искусство именно за то, что оно способно приносить прибыль), одно другому не мешает. Или все-таки мешает и любование должно быть бескорыстно?
— Может ли быть любование и любовь бескорыстными? - извините, что вопросом на вопрос отвечаю, но ведь может же быть бескорыстная любовь к деньгам - Скупой рыцарь, например - поэтому можно и так, и этак…

— Позиция такого «скупого рыцаря» сильно влияет на восприятие искусства?
— Позиция Скупого рыцаря актуальна всегда и везде. Примерно так же, как, скажем, Эдипа, Шейлока, Дон Жуана и иже с ними. Цена картин и скульптур воздействует только на публику, а так - это условность.

— Какие сложности возникают при создании именно фотографических выставок?
— Каждая выставка индивидуальна, и сложности у неё индивидуальные. Ну, это как роман, а иногда даже и как семейная жизнь - что в этом важнее: то, что она – конкретная Маша, или то, что она женщина вообще? Ну вот, мне так же важнее, Смелов или Пармиджанино, а фотография, гравюра, рисунок, живопись - это уж проблемы по ходу.

— Говоря о сложностях фотовыставок, я имею ввиду сложности экспонирования, занимающего стены и оставляющего пустым все прочее пространство. Почему-то живопись такого сосущего ощущения пустоты не оставляет, а с фото постоянно возникают зрительские проблемы. Возможно, оттого, что оно быстрее или как-то иначе смотрится?
— Да, вы правы, фотовыставки гораздо сложнее (как и графика) с точки зрительной. Общие планы фотовыставок всегда скучны и однообразны; ритмичные серые пятна - что в них? - фотография создана для рассматривания, а не для зрелища. Как и гравюра.


Спустя 11 лет после смерти в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) открылась фотовыставка главного петербургского фотографа Бориса Смелова. Никогда еще признанный мастер городского пейзажа, жанрового портрета и ретронатюрморта не был представлен с таким размахом и в такой полноте. Около сотни авторских отпечатков смогли увидеть посетители выставки, курируемой хранителем итальянских гравюр Эрмитажа, преподавателем истории искусств и журналистом Аркадием Ипполитовым.

Выставленные гравюры даже Пиранези на общем плане производят тоже впечатление - пятна и пятна. Поэтому с каждой выставкой это конкретная проблема - и задача так развесить по стенам, чтобы пространство вокруг оказывалось под воздействием некоей динамики, которая в данном предмете - если он произведение, простите за это слово, искусства - есть; в крайнем случае динамику, когда уж никакой динамики не высосать, можно заменить повествованием, историей, которую каждый предмет рассказывает, а в взаимодействии с другими - иногда совсем неожиданную.

Зритель историю не осознает, но внутренне всё равно поведётся, я очень часто так делаю на экспозициях – и, в основном, получается. Экспозиция для себя самого должна быть продуманной, а не быть просто картинками, развешенными в хронологическом, тематическом или каком ещё механическом порядке.

Соображения декоративности играют роль, но она второстепенна. Например, на выставке Смелова в Эрмитаже каждая стена говорила о чём-то: вот автопортрет как "я" в зеркале, волне и одиноком трамвае, вот тема смерти, ангелы и могилы, а вот - тритоны Петергофа и "триумф" по-смеловски.

Звучит грубо, но я никогда это и не озвучиваю: в принципе, каждый зал на выставке «Новой Академии» в фонде «Екатерина» имеет свою внутреннюю логику и даже - для меня - своё название.

Зритель что-то чует, это его и заставляет размышлять, самого тупого и беспомощного, - догадываются о чём-то лишь немногие - но в интригу всё равно вовлекается. Поэтому - наконец-то отвечаю на вопрос - у фотографии есть специфика - но она скорее в качестве материала, а не в природе материала как такового.

Я считаю, и неоднократно это делал, - что фотографию можно выставлять и с гравюрами, и с рисунками, и с живописью даже. В общем, если здесь произвести прямое и оглушительное впечатление не удаётся a priori, и выставка обречена на рассматривание (и на размышление), то надо предложить ЧТО рассматривать (и над чем размышлять).

— Как к вам приходят идеи выставок? Насколько часто?
— Идеи не приходят, на них я сижу, как курица на яйцах, поэтому ничего увлекательного в стиле истории о Кубла Хане Кольриджа я вам рассказать не могу. Как часто? Типа пять штук в день - осуществить удаётся одну тысячную.

- О том, что вы делаете выставку Пиранези вы сказали в интервью «ЧасКору» еще в апреле 2009 года. Выставка открылась в конце 2011. Вы действительно готовили ее три года?
— - Да, готовил долго. В данном случае, с Пиранези, конечно же больше всего сил и времени уходит на каталог - но вы и сами видите (если его видели), что это целая книжища.

Три года, но думать начинаешь раньше, нормальный срок для подготовки серьёзной выставки с научным каталогом, хотя надо учитывать специфику Эрмитажа - обсуждение каталога (а это значит, что отбор, и, следовательно, сама экспозиция уже сделаны) должно быть за год до выставки и, как у любого большого музея, идёт утряска с планами и т.д. (то есть, в сущности, выставка была готова уже в 2010).

"Новую Академию" мы сделали за полгода - рекордный срок для такой большой и сложной (сорок собраний) выставки с каталогом в 500 страниц.

— Когда вы собираете выставку, что вы держите в голове?
— В первую очередь в голове держу общую идею, а вокруг неё и всё остальное завязываю.

— Кураторство ближе к театральному или киношному режиссёрству?
— Кураторство, увы, всё же ближе всего к искусствоведению.

— С какими артефактами вам интереснее работать, современными или старинными? В чем между ними разница (если она есть)?
— Что вы имеете в виду под артефактом - просто произведение искусства?

Если под артефактом вы подразумеваете искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание - то я с ним не работаю, я его создаю - ведь произведение не искусственно созданный объект, а естественно появившийся, артефактом же его делает наша интерпретация.

Соответственно, разница временная неправильна - любой сейчас созданный артефакт современен - будь то выставка Пиранези или «Новой Академии».

— Какое искусство вам ближе, классическое или актуальное?
— Не понимаю разницы; классика может быть актуальной, а актуальность – классичной.

— Что в вашей работе с гравюрой оказалось самым непредсказуемым (то есть, то, о чем вы не думали, когда шли сюда работать)?
— Я ведь очень мало что знал тогда о гравюре - как любой выпускник искусствоведческой кафедры; и по невежеству ничего предсказывать не мог.

По сути, я доволен тем, что сейчас делаю и как существую, юношеские же представления мои о гравюре были не то чтобы более романтичными, но более умозрительными.

— Как получилось, что вы начали заниматься гравюрой?
— В университете я занимался маньеризмом и диплом у меня был "Тема «Золотого века» в живописи чинквеченто". Когда пришёл в гравюрный кабинет, тогда и стал гравюрой заниматься.

— Какую свою выставку вы считаете самой удачной?
— Самой удачной я считаю свою первую выставку под названием "Барокко конца века. Круг Рубенса - круг Гринуэя" в музее Штиглица в Петербурге (Мухинское училище).

Эти выставки как бы комментируют и дополняют друг друга. Пока «Москва» ткет и взыскует актуальных трендов, «Питер» коллекционирует и подводит итоги. «Некрореалисты» и «Новая Академия» подошли с разных сторон к одной и той же теме – попытке построить эстетическую (и не только) утопию на отдельной и весьма ограниченной в пространстве и во времени территории. Разыгранные как по нотам, эти ретроспективы интересно рассматривать, о них можно и нужно думать. Сочетая отсутствие скуки и несовременные складчатость и подробность (которые хочется разглаживать как тканевые аппликации Тимура Новикова) эти ретроспективы выстраивают в нынешнем выставочном сезоне параллельное пространство. Странное, но, при том, весьма приятное.

Там были выставлены фламандские гравюры времени Рубенса и современные фотографы и художники. Это был глухой 1993, сделана она была на две копейки, но даже каталог удалось сделать, ужасающе напечатанный.

Сейчас о ней мало кто помнит, даже я сам, но это была первая выставка объединяющая современных художников и то, что принято называть "старым" искусством; первая у нас, и, по-моему, если не первая, то одна из первых вообще в мире. В общем, самое революционное моё высказывание.

— А это высказывание нельзя повторить?
— Рубенсовскую-то? Нельзя, да и ненужно, любую выставку повторить нельзя. Вот, «Русский музей» повторил дягилевские – и они совсем другие получились.

— Вы перфекционист?
— Нет, я совсем не перфекционист, готов к компромиссам, и, в общем-то, согласен с гениальным "хотели как лучше, а получилось как всегда".

Соответственно, перфекционизм на моей работе не отражается.

— Какие навыки развивает работа в "гравюрном кабинете"?
— Самые разнообразные, однако, в первую очередь, гравюра склоняет к знаточеству.

— Мне, почему-то, под «гравюрным кабинетом» представляется подвальная комната с тяжёлыми сводами…
— Нет, у меня кабинет находится на третьем этаже Старого Эрмитажа с видом на Биржу, очень светлый; там же расположено и хранение. Именно кабинет, с мебелью Лео фон Кленце.

— Изнутри собрания Эрмитажа кажутся такими же бездонными, как и снаружи?
— Количественно – да.

— Что главное в музее?
— Коллекции, конечно же…

— Какие из виденных вами выставок запомнились как образцы выставочного искусства (по концепции, оформлению или архитектурному решению)?
— Много… С ходу то, что припомню: в Париже выставка Лоренцо Лотто, там Лотто на фиолетовом бархате висел - офигенно, денег вбухано - жуть;

…выставка Эль Греко в Лондоне, прекрасно и по отбору, и по концепции – как о художнике трёх историко-культурных мифологем: Крита, Венеции и Толедо;

…выставка, посвящённая Одиссею в Палаццо Национале в Риме, где была воспроизведена Одиссея в античных памятниках; я под её влиянием придумал выставку "Европа Казановы" – рассказ-путешествие о городах, о которых он говорит в гравюре и фарфоре - два типичных материала XVIII века - так денег на такое не найти.

Из отечественных выставок я сейчас с уверенностью могу сказать, что лучшая, что вообще в нашем отечестве была - это нынешний Караваджо: там вообще нет никаких выкрутасов, но Караваджо дан прекрасно, причём как великий религиозный художник того трагического времени, когда Бог перестаёт быть единственным объяснением бытия, поэтому любое наше движение пропитано щемящим ощущением смерти.

Так это у устроителей получилось, уж не знаю, хотели они этого или нет.

Ещё я помню, смутно, детские впечатления от выставки шедевров японской скульптуры в Эрмитаже - даже не помню точно, когда она была.

Мне было, кажется, лет семь-восемь, и ничего прекраснее с тех пор я не видел. Не знаю, как бы отнёсся к ней сейчас, помню, что там были Будды и фон - серый шёлк, что тогда казалось мне верхом совершенства.

Но может быть, это был не шёлк, а холст, да и вообще, детские впечатления это такая суггестия.

— Какие из мировых музеев вы бы могли порекомендовать?
— Рекомендовать для чего?

— Для посещения.
— Я не люблю рейтинги и списки, вроде вопроса: какие бы десять книг вы взяли с собой на необитаемый остров. Сегодня такие, завтра - другие.

В каждом городе музеи свои, и все они хороши. Есть список - объективный - самых крупных десяти музеев мира: Лондон (Национальная Галерея и Британский музей), Париж (Лувр), Мадрид (Прадо), Флоренция (Уффици), Эрмитаж, Вашингтон (Национальная галерея), Метрополитен, Кунстхисторише в Вене и Берлинские государственные музеи - как список самых развитых стран или самых богатых людей - и достаточно.

— У вас есть любимый музей?
— Нет.

Беседовал Дмитрий Бавильский




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Рисунок в рисунке

Скрытые секреты обнаружили исследователи на картинах Пикассо

Реставраторы из Художественной галереи Онтарио завершили трёхлетнее исследование картины «Суп» Пабло Пикассо из коллекции учреждения. Оно не только пролило свет на многочисленные вопросы, давно волновавшие учёных, но и выявило значительные изменения в композиции, углубив познания о «голубом периоде» художника с 1901 по 1904 годы.

09.06.2018 19:00, artchive.ru


От Демона к Пророку

История болезни Врубеля

Жизнь Михаила Врубеля располагала ко многим домыслам и легендам, в том числе и самым мистическим. В нем сочеталось столько парадоксов, что трудно было понять, где закачиваются особенности его мечущейся творческой натуры и начинается патология. Уже современники Врубеля, странным образом, связывали его искусство с чем-то болезненным. Взаимосвязь одаренности и психических заболеваний остается неразрешенной до сих пор и часто обсуждается в психиатрической литературе.

28.05.2018 19:00, Ирина Фрыкина, artchive.ru


Анатолий Зверев и Оксана Асеева: «Старуха, я тебя люблю!»

Роман художника и его музы

В конце 1960-х в Москве по улице Горького шли два не очень трезвых художника: Дмитрий Плавинский и Анатолий Зверев. Внезапно Плавинский предложил: «Давай зайдем в гости к Асеевой!» И уже через несколько минут нежданные гости сидели за накрытым столом: хрусталь, столовое серебро, дорогие закуски. В доме антикварная мебель, хорошая библиотека, живопись в солидных рамах. Но 37-летний Зверев, одетый в какие-то лохмотья, ничуть не смущен тем, насколько его внешний вид контрастирует с обстановкой: он, не отрываясь, смотрит на хозяйку, благородную даму, которой уже за семьдесят. Внезапно он восклицает: «Старуха, я тебя люблю!» Так начался роман одного из самых ярких художников-авангардистов ХХ века и вдовы поэта Николая Асеева, знаменитой «музы русского футуризма».

11.05.2018 19:00, izbrannoe.com


Одна на миллион

В Женеве выставили картину Пикассо, у которой 25 тысяч владельцев

Можете представить себя владельцем одной двадцатипятитысячной части картины Пабло Пикассо? Именно 25 тысяч человек объединились и вскладчину купили работу мастера, которая теперь выставлена в Музее современного искусства в Женеве. Интернет-пользователи приобрели её на швейцарской электронной торговой площадке Qoqa, где обычно продаются инструменты, чемоданы и дешёвые турпоездки.

05.05.2018 19:00, artchive.ru


«У Репиных за столом ничего, кроме сена, не дадут»

О жёнах русских художников

«Женщина-пылесос» - именно так философ Василий Розанов называл спутницу Ильи Репина Наталью. Под ее влиянием художник стал вегетарианцем. На обед подавали такие экзотические блюда, как жаркое из картофельной шелухи и супы с добавлением сена. Выдающийся художник смирился с нововведениями и покорно пил кофе из свеклы. Кроме того, Наталья выгнала из дома часть прислуги.

13.02.2018 19:00, diletant.media


Метамодерн — новый способ смотреть на мир

Не стесняясь своего вкуса

Если вы ещё не заметили, эпоха постмодерна закончилась: постмодернисты не могут больше сказать ничего нового о нас самих и мире, в котором мы живём. На смену приходит метамодерн, который поможет если не осмыслить происходящие перемены, то хотя бы со многим смириться.

11.02.2018 13:00, Влад Чертыков для newtonew.com


7 тайн «Страшного суда» Микеланджело

Почему нельзя докучать художникам

Легко и радостно творилось бы художнику, когда б не нетерпеливый заказчик. Микеланджело, всегда предпочитавший скульптуру живописи, стремился первым делом закончить гробницу римского папы Юлия II, но новый понтифик Павел III настаивал, чтобы мастер как можно скорее принялся за фреску с изображением Страшного суда для Сикстинской капеллы. Художник помнил, как более двадцати лет назад проклинал все на свете, когда расписывал в том же помещении потолок, балансируя на шатких лесах в неудобной позе, отчего нестерпимо болела спина. И вот опять то же самое…

30.01.2018 16:00, Семен Мартынов для «Вокруг света»


«У нас Рембрандт в подвале пылится, вам надо?»

Как братья из Нью-Джерси нашли потерянного Рембрандта стоимостью $ 1 млн под столом для пинг-понга

Когда трое братьев из американского города Тинек (Teaneck) обратились к аукционисту Джону Наю, чтобы продать коллекцию старых семейных вещей, Най подумал, что серебряный чайный сервиз принесет больше, чем треснувшая и выцветшая 9-дюймовая картина.

28.01.2018 19:00, «Избранное»


Дося: история одного портрета

Купец Иван Абрамович Морозов — директор-распорядитель Тверской мануфактуры, председатель Московского купеческого собрания, известный коллекционер картин русских пейзажистов — был одним из самых завидных московских женихов. Однако с женитьбой не торопился и, возможно, долго бы оставался холостяком, если бы в 1901 году, 30-летним, не познакомился с 16-летней хористкой из богемного ресторана «Яр» Евдокией Кладовщиковой (сценический псевдоним — Лозина). Сначала это был флирт, потом роман, а в 1903 году родилась и дочь, названная в честь матери Евдокией. Но мыслимо ли было одному из богатейших людей России жениться на певичке? Иван Абрамович разрывался между любовью и предрассудками своего сословия.

14.12.2017 19:00, izbrannoe.com


Официально: «Спаситель мира» – самая дорогая картина на планете

Изображение Иисуса Христа продали за полмиллиарда долларов

Картина «Сальватор Мунди» или «Спаситель Мира» — 500-летняя работа, уверенно приписанная Леонардо да Винчи, — продана 15 ноября 2017 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 450 312 500 долларов (включая премию).

19.11.2017 19:00, izbrannoe.com






 

Новости

Фестиваль «Летние вечера в Елабуге»
С 12 по 16 июля Международный фольклорный фестиваль Бориса Березовского в формате open-air «Летние вечера в Елабуге» проведёт выдающийся пианист современности, пригласивший выступить своих друзей-музыкантов. Юрий Башмет, Никита Борисоглебский, Александр Князев, солистка оперной труппы Мариинского театра Айгуль Хисматуллина, Татьяна и Сергей Никитины – звёздный состав солистов приедет в Елабугу впервые! И, конечно, пять дней подряд будет радовать публику художественный руководитель фестиваля Борис Березовский.
Проект «Открытая библиотека» представлен в РГДБ
15 июня 2018 года в Российской государственной детской библиотеке состоялось мероприятие в рамках проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека», на которой выступили президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и участник проектов «Викимедиа» Анатолий Цапенко.
«Открытая библиотека» в Астрахани
14 июня в Астраханской областной научной библиотеке им. Н.К. Крупской состоялась презентация Ресурсного центра «Открытая библиотека», в рамках которой исполнительный директор НП «Викимедиа РУ» и координатор проекта Наталия Трищенко рассказали присутствующим о том, как можно организовать взаимодействие между библиотечным и вики-сообществами, как библиотекари могут использовать вики-проекты, а также о возможностях участия в конкурсе, который проводит «Викимедиа РУ».
Умер режиссер Станислав Говорухин
Скончался Станислав Говорухин, сообщил спикер Госдумы Вячеслав Володин на пленарном заседании.
Юбилейная конференция в Крыму объединит более тысячи специалистов в области культуры, образования и науки
Конференция «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса», с 2015 года ставшая частью международного профессионального форума «Книга. Культура. Образование. Инновации», отмечает свое двадцатипятилетие. Главный организатор Форума – Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России).

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.