Саммит ЛАГ в катарской столице завершился громким международным скандалом. В итоговом коммюнике, подписанном большинством делегатов этой структуры, указывается, что «политика Запада для арабского мира неприемлема», а судьбы Восточного региона должны решаться на местном уровне. Таким образом лига отреагировала на решение Международного суда об аресте президента Судана Омара аль-Башира, предписание прокуратуры Испании о приостановлении деятельности иммигрантских группировок и решение властей Франции вернуть на родину нелегалов из Алжира.
Открывая саммит Лиги арабских государств, ее глава египтянин Амр Муса явно не предполагал, что очередная встреча лидеров исламского мира станет поистине сенсационной. Видимо, именно этим объясняется его настроение на церемонии ее открытия. Произнося традиционную приветственную речь, Муса с каким-то отрешением смотрел в зал и объективы телевизионных камер, словно давая понять, что 21-й по счету арабский саммит — не более чем обусловленная необходимость. «Я не буду оригинальным и скажу, что наша главная задача — еще раз определить развитие структуры в условиях экономического кризиса и выработать эффективные методы по предотвращению проявлений терроризма», — подчеркнул он. Из этого аналитики как в самой Дохе, месте проведения саммита, так и на Западе поначалу сделали вывод, что никаких громких политических заявлений, выходящих за рамки регламента, не будет. Ошиблись. Прежде всего аудиторию поразил сирийский президент Башар Асад, который в ходе своего 20-минутного выступления, отвлекшись от главной темы, призвал защитить от «западных нападок» президента Судана Омара аль-Башира.
Несколько недель назад Международный суд в Гааге признал аль-Башира виновным в геноциде гражданского населения суданской провинции Дарфур и выдал ордер на его арест. «Не нужно делать поспешных выводов, — сказал Асад. — Нужно понять восточный образ жизни». Что подразумевается под «восточным образом жизни», сирийский президент не уточнил, однако его слова были восприняты прессой как некий вызов. Дескать, Международный суд, штаб-квартира которого находится в Гааге, явно плохо разбирается в тонкостях восточной политики, иначе бы западные обвинители поняли, что так называемая гуманитарная проблема в Дарфуре — внутреннее дело суверенного государства. А Омар аль-Башир, таким образом, не диктатор, каковым его представляют на Западе, а тот человек, который попросту не может уследить за всевозможными вооруженными конфликтами «не на территории» Судана. Дальше — больше. Подавляющее большинство официальных делегатов ЛАГ не только поддержали мнение главы Сирии, но потребовали от мирового сообщества «наказать всех тех, кто не понимает специфику арабского мира». «Если есть проблема, которую кто-либо сможет назвать политической игрой, — это проблема Дарфура, — сказал на заседании в Дохе наблюдатель от Европейского союза Виктор Бриггс. — И произошло главное: Лига арабских государств не только признала право Хартума на «собственное волеизъявление», но и призвала всех соотечественников «держаться до последнего».
«Держаться до последнего» — в контексте нынешнего заседания ЛАГ отнюдь не избитая журналистская фраза. Защищая интересы своего суданского коллеги, ливийский лидер Муамар Каддафи заявил буквально следующее: «Я найду то, чего не смогли найти иные. Арабы смогут гордо держать свою голову. Запад нам не указ, мы прислушиваемся к его позиции, но имеем свою». Поддержав идею о неприкосновенности аль-Башира, полковник Каддафи сообщил, что «восточный мир может встать единым фронтом против всего, что ему чуждо». Триполи уже осудил Францию и Испанию за их намерение возвращать на родину выходцев из Алжира и Марокко, нелегальным путем добравшихся до берегов объединенной Европы. «Всем хочется превратить свою жизнь в сказку, в том числе и мигрантам, — сообщает куратор центра помощи ЛАГ Алисия Хуарес. — Но не всем удается соответствовать эталонам западной жизни».
Говоря о «западной жизни», ливийский лидер не смог воздержаться от эмоций. Так, например, на одном из заседаний в минувший понедельник Каддафи вдруг объявил короля Саудовской Аравии Абдаллу «продуктом Британии и союзником американцев». По сведениям местной прессы, когда эмир Катара Хамад бен Халифа аль-Тани, принимающий саммит, постарался сделать Каддафи замечание, ливийский президент и нынешний председатель Африканского союза заявил: «Я международный лидер, я глава арабских правителей, король королей Африки и имам мусульман, и мой международный статус не позволяет мне спускаться до уровня ниже» — с такими словами полковник Каддафи ушел на экскурсию по музеям Дохи. Саммит в катарской столице продолжился уже без трипольского полковника, но, как говорится, неприятный осадок для СМИ остался. Сейчас мировая пресса вовсю обсуждает «антизападное поведение Каддафи», называя позицию «революционного руководителя» «символичной». Иными словами, в арабском мире назревает определенное недовольство Западом. В ходе заседания ЛАГ раздавались откровенные призывы изменить отношение стран-членов к латинской системе правосудия, привлечь к уголовной ответственности ряд европейских политиков и даже нанести на политическую карту мира «территории, свободные от влияния США и Великобритании».
Впрочем, главной резолюцией саммита в Дохе остается призыв к арабскому миру абстрагироваться от западных ценностей и заняться наконец собственными делами. «Мы подчеркиваем нашу солидарность с Суданом и отвергаем решение Международного уголовного суда в отношении президента аль-Башира», — говорится в документе. А все остальные проблемы, будь то размещение американских и британских баз в регионе, — внутреннее дело отдельно взятой страны ЛАГ…
Читать @chaskor |