Подписаться на обновления
15 октябряПонедельник

usd цб 65.9751

eur цб 76.5047

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  вторник, 2 июня 2015 года, 14:30

Арбат замолчал


Фото: Форум сайта rock.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Борьба правительства Москвы за тишину на Арбате идет давно: в 2010 году на улице запретили музыку и аудорекламу, в 2013 речь зашла уже о ярмарках и массовых мероприятиях. Сейчас ограничения касаются всех представителей уличной культуры, однако музыканты не готовы так просто сдавать позиции. Предлагаем вниманию читателей хронику местных боев неместного значения за право на существование российской уличной культуры.

25 мая на Арбате был задержан Сергей Садов — председатель Московской общественной организации работников культуры уличного жанра (организация фигурирует также под названием «Звезды Арбата»), музыкант, играющий на уникальном струнном инструменте собственного изобретения под названием садора. На него был составлен протокол по статье 20.2.2 Кодекса об административных правонарушениях («организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка»). В полиции ему поставили в вину, что он организовал «одновременное пребывание граждан в общественном месте в количестве примерно 10 человек, при этом играл на гитаре, создав тем самым помехи движению пешеходов и доступу к объектам социальной инфраструктуры (магазинам)». Садов настаивает, что в момент задержания даже не играл, а просто разговаривал со знакомыми. Уникальный инструмент и звуковое оборудование — колонка — остались в ОВД (в полиции объясняют, что это вещественные доказательства правонарушения, которые изымаются до решения суда). Музыкант подчеркивает, что никакие документы вроде расписки о принятии на ответственное хранение составлены не были.

Музыкант рассказал ОВД-Инфо, что когда он вышел в тот день играть, его «уже ждали». «Подошли семь сотрудников полиции нового подразделения — туристической полиции (учреждена в июле 2014 года для обеспечения безопасности гостей столицы и помощи туристам — ОВД-Инфо). Они подошли и говорят: «А мы не видим нарушений». Тогда приехал сам подполковник Коцур (заместитель начальника ОВД «Арбат» — ОВД-Инфо), который все это организует у нас на Арбате, прессует музыкантов, они ему позвонили. Вызвал машину, сказал: «Заберите его!» Они говорят: «Ну а что мы можем сделать? Надо забирать» — и забрали». Садову объяснили, что поводом для задержания стало заявление местных жителей. По мнению музыканта, это не может считаться законным основанием хотя бы потому, что он расположился в том месте Арбата, где нет жилых помещений, — напротив Театра имени Вахтангова.

«В отделе надо мной издевались. Надо было подниматься на шестой этаж, а у меня было тяжелое оборудование. Я полицейским говорю: “Помогите, вы же помоложе”. А они: “Мы тебе неотложку вызовем, если тебе будет плохо!” И я таскал все сам наверх, вниз — гестапо такое», — рассказывает Садов. По его словам, от него потребовали подписать бумагу, что он должен будет явиться в ОВД по первому звонку. Музыкант отказался, заявив, что может явиться, только если ему придет повестка.

Сергей Садов. Кадр из фильма «Легенды музыки Арбата»

Несколькими днями ранее Садов был тоже задержан и доставлен в ОВД «Арбат». Это произошло в результате так называемой контрольной закупки: по словам музыканта, полиция отправила к нему «двух школьниц», чтобы они купили у него диски с его музыкой, которые он, по мнению сотрудников ОВД, незаконно продает. «Они диски взяли, а деньги дать забыли! — рассказывает Садов. — А я в это время только высадился, и денег у меня не было. Получается, меня задержали, привезли в отдел, отняли у меня диски, говорят: доставай деньги. Я говорю: “Так у меня денег-то нету!” Они и сели. Получилось, что они забрали человека, отняли у него все, а предъявить нечего. Тогда они меня выпустили, ничего не составили. А при этом диски не вернули, никто не собирается их возвращать, себе на сувениры растащили».

История с Сергеем Садовым — лишь один эпизод многолетней борьбы, которую ОВД «Арбат» и несколько местных жителей ведут с уличными музыкантами — как любителями, так и профессионалами, среди которых есть преподаватели музыкальных школ и училищ, лауреаты международных конкурсов. По словам музыканта Тимура Цуркавы, который, как и Садов, играет на уникальных инструментах (витаре и сатуре), секретаря возглавляемой Садовым организации, давление на музыкантов оказывали в разные годы, но с новой силой оно активизировалось в 2011 году.

В настоящее время в Тверском суде проходит судебное разбирательство по иску гитариста Максима Демидова. Он требует от полиции возмещения материального и морального ущерба в связи с задержанием 6 марта 2014 года. На него составили протокол по статье 20.2 КоАП, обвинив в организации несогласованного публичного мероприятия. У него тоже был конфискован инструмент. Кроме того, у Демидова, инвалида 3-й группы, перенесшего операцию на сердце, в ОВД случился приступ, ему вызывали «скорую». Моральный ущерб музыкант оценил в 150 тысяч рублей, материальный — в 55 тысяч. Демидов написал в исковом заявлении, что полицейские вернули ему гитару только через полтора месяца, и то после многочисленных жалоб, и он обнаружил на инструменте многочисленные трещины и сколы. В протоколе об изъятии было написано только, что на гитаре имеются потертости. На суде, по его словам, выяснилось, что составлявший протокол сотрудник ОВД был “уставший” и “на трещины и сколы внимания не обратил”, поэтому в документе их не описал, но через несколько дней увидел на гитаре незамеченные ранее повреждения и составил новый протокол. «Теперь в деле два протокола изъятия», — заключает Демидов (напротив, по одному из других административных дел, заведенных на него, протоколы были якобы случайно, по ошибке уничтожены вместе с архивными документами). Сергей Садов должен был выступать свидетелем по его делу, и Демидов не исключает, что его задержание связано именно с этим. Гитару Демидов забирать из полиции не стал и на Арбате уже год как не играет.

Демидов рассказал ОВД-Инфо, что весной 2014 года, одновременно с ним «забрали инструменты в Москве музыкантов у восьми, просто многие не стали раздувать скандал, а в результате у них инструменты месяца по три лежали в отделах полиции. Сейчас это все повторяется».

Музыканты объясняют, что чаще всего задержания происходят по одному и тому же сценарию. В полицию с жалобой на музыкантов обращается, в основном, одна и та же местная жительница, Людмила Королева, директор сувенирного магазина «Арбатская лавица». Королева собрала 60 подписей от жильцов, выступающих против музыкантов на Арбате. «У них 60 подписей, у нас — тысячи: и от гостей Арбата, и от жильцов», — говорит Тимур Цуркава. Музыканты отмечают, что ведет она себя агрессивно, нападает на них, портит инструменты. Они сами подают на нее заявления, но безрезультатно. В беседе с ОВД-Инфо Цуркава подчеркивал, что замначальника ОВД Коцур и Королева работают в связке, осуществляют совместные рейды по Арбату и оказывают давление на музыкантов. Они жаловались и на Коцура, обращались в прокуратуру, но, как рассказывает Сергей Садов, прокуратура перенаправляет их жалобы обратно в ОВД.

Музыкантов обвиняли в незаконной торговле в связи с тем, что они продают свои диски (того же Максима Демидова задерживали и в результате «контрольной закупки»). Музыканты в ответ отстаивают свое право в соответствии со статьей 44 Конституции о свободе творчества и статьями 1268 и 1270 Гражданского кодекса обнародовать собственные произведения путем опубликования и публичного исполнения, воспроизведения и распространения путем продажи. Диски они печатают сами, на них записана исключительно их собственная музыка. «К торговле это отношения не имеет. Если бы я диски Джексона продавал или “Битлз” — тогда да, наверно, — объясняет Сергей Садов. — Мы не проходим по статье “торговля”, потому что наши диски являются нашей собственностью, там нету добавочной стоимости, как с товаром, они не являются товаром, они являются звуковой визиткой».

В полиции музыкантам рекомендовали зарегистрировать частное предприятие, после чего к их «торговле» не будет претензий. «Но нельзя на пешеходных зонах заниматься торговлей-то!» — парирует Садов. При этом он ссылается на приказ Департамента культуры Москвы №210 от 13 марта 2014 года, согласно которому артисты имеют право выступать на пешеходных зонах. По мнению Садова, сейчас, после ухода с поста главы департамента Сергея Капкова, издавшего этот приказ, Королева и ее сторонники (он называет их «лжеобщественники») вновь активизировались, «чтобы запретить работников культуры на пешеходных зонах, выжить их оттуда».

То, что музыкантам инкриминируют нарушение статей 20.2 и 20.2.2, используемые чаще всего в отношении участников политических мероприятий, вызывает еще больше вопросов. На встрече с музыкантами тогдашний начальник ОВД «Арбат» Игорь Янчук объяснял, что у полиции нет претензий к музыкантам, «которые на скрипке играют или на дудке». Но, по словам Янчука, те, кто «с электрогитарами уже, извините меня, с барабанами, с колонками электрическими, с микрофонами, соответствуют уже публичному мероприятию». В результате игры музыкантов, утверждает Янчук, «собирается определенное количество народа, которое препятствует проходу граждан», как и сами музыканты, «установив свои колонки, гитары, сидушки» (видеозапись встречи была опубликована на YouTube, но в настоящее время недоступна).

Полиция при этом отказывается учитывать тот факт, что музыканты никого заранее не зовут себя послушать, не анонсируют свои выходы на улицу, не раздают приглашений, так что их игру нельзя назвать ни выступлением, ни концертом. Впрочем, статья 20.2 здесь, по-видимому, вообще не применима, поскольку в нем речь идет не о выступлениях, концертах или тем более игре на улице, которая может привлечь внимание прохожих, а о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях для выражения мнений и выдвижения требований по вопросам внешней и внутренней политики.

Статья 20.2.2 была ключена в КоАП в июне 2012 года в рамках закона, ужесточавшего правила проведения массовых мероприятий, чтобы узаконить борьбу с актуальными на тот момент протестными прогулками и «оккупаями». Однако статья сформулирована так, что под нее фактически может подпасть любое скопление людей. От ее применения нередко страдают уличные музыканты. В июле 2014 года гитарист Сергей Хавский был приговорен к штрафу в десять тысяч рублей (также по жалобе местной жительницы), а в сентябре того же года этой же статьей угрожали его коллеге Михаилу Адамаускасу.

Можно было бы понять, если бы претензии к музыкантам сводились к тому, что они играют слишком громко. Впрочем, они утверждают, что производимый ими шум не превышает уровня, допустимого законом. (К этому же выводу пришла и корреспондентка телеканала «Россия 1», в ходе репортажа о конфликте между музыкантами и полицией делавшая замеры громкости из окна одного из соседних домов.) Следует учесть, что хотя местные жители жалуются на тех, кто орет и поет песни с нецензурной бранью, по крайней мере некоторые из преследуемых музыкантов играют исключительно инструментальную музыку, притом не агрессивную. Однако Людмила Королева вызывала полицию, когда на Арбате играл акустический дуэт флейты и арфы и даже когда клоун по прозвищу Профессор рисовал шаржи на прохожих. В распоряжении ОВД-Инфо есть аудиозапись состоявшегося в феврале 2015 года отчета ОВД «Арбат» перед населением о работе за 2014 год, где присутствовала Королева: выяснилось, что ее также не устраивает присутствие на Арбате жонглеров: «Клоун увидел, что ему жонглировать можно сегодня шары — вышел один, вы его не убрали, а к нему приходит его дружбан, становится рядом», — заявляла она.

На Арбате задерживают не только гитаристов, но и кларнетистов

От полиции на собрании требовали быть пожестче с музыкантами: не просто просить уйти — это неэффективно, поскольку они возвращаются, — а задерживать, «наказывать рублем», изымать инструменты.

Сергей Садов предполагает, что основная причина преследования музыкантов в том, что «Арбат коммерческий, а мы не платим никому». Полиция, по его мнению, занимается «выжимкой денег».

Музыканты при этом сами не против того, чтобы творческая деятельность на Арбате регулировалась — но не полицией в связке с жителями, а самими музыкантами-профессионалами в связке с Департаментом культуры. «Чтобы они отвечали за эту культуру, чтобы они находили новых людей или проекты, чтобы именно артисты были тем звеном, которое регулирует деятельность на улицах. Чтобы они могли про кого-то сказать: “Он матом поет, детям это плохо, нам такой человек не нужен, он позорит нашу культуру”. И из департамента или управы чтобы приехали и этого человека отсюда попросили. Не забрали! Не надо репрессий», — говорит Садов. Тимур Цуркава считает, что на Арбате как в значимом месте культурного и исторического центра города «представлять нашу культуру должны только профессионалы» (которым следует выплачивать социальный пакет), но в городе должны быть места, парки, «где любой, даже самый начинающий, неумелый артист и музыкант имел бы право выступить». Уровень выступающего, по его мнению, должны определять комиссии, состоящие из профессиональных артистов.

Цуркава полагает, что Департаменту культуры следует вместе с уличными артистами поработать над созданием в городе «специальных арт-зон, мест выступлений на пешеходных улицах, для артистов, для выставок, для художников, чтобы музыканты и артисты выступали во всех парках». По его словам, например, в парк «Сокольники» музыкантов не пускают, «на них натравливают полицию и местную охрану, задерживают и увозят, а ведь там огромное количество пустых аллей, где могут расположиться студенты музыкальных, актерских факультетов, попробовать свои силы, где может звучать музыка».

28 мая, через три дня после задержания Садова, на Арбат приехали представители ОВД «Арбат» и УВД Центрального административного округа Москвы, с ними встретились недовольные музыкантами местные жители, включая Королеву. Были там и музыканты. По словам Тимура Цуркавы, ему прямо заявили, что музыканты «неправомерно находятся на улице Арбат». Если у них будет разрешение на ведение предпринимательской деятельности, тогда «милости просим», в противном случае их будут задерживать. «Звезды Арбата» приняли решение на Арбате больше не играть.

«Мы стояли на Арбате не из-за того, что мы держимся за Арбат. Мы пять лет добиваемся того, чтобы в России была уличная культура, — объясняет Цуркава. — Центром ее является именно Арбат. Музыка — это наша основная деятельность, мы ей и пытаемся заработать себе на жизнь. Нам это инкриминируют, что мы живем противоправно. Какой смысл лишаться инструментов? Сколько можно нас терроризировать? Мы не можем идти против такой системы».

Источник: ovdinfo.org




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Воспламеняющие ухо

Языковые конфликты по Максиму Кронгаузу

«Известно, что язык должен нас объединять. Не менее часто мы сталкиваемся с тем, что язык нас разъединяет», — с этих слов начал свой доклад на конференции «Пересекая границы: межкультурная коммуникация в глобальном контексте» лингвист Максим Кронгауз. В своем выступлении он рассказывал о конфликтах, источником которых можно назвать «сам язык», и о том, как их можно классифицировать. На выступлении ученого побывала корреспондент «Чердака», а после задала лингвисту несколько вопросов.

06.03.2018 13:00, Алиса Веселкова, chrdk.ru


Памяти Эльдара Рязанова

29 ноября 2015 года умер российский режиссер Эльдар Рязанов

Он снял около тридцати художественных фильмов, большинство из которых стали по-настоящему всенародно любимыми. Вот уже 40 лет вся страна встречает Новый год под любимую «Иронию судьбы». Фильмы Эльдара Александровича разлетелись на многочисленные крылатые выражения и цитаты. И вряд ли найдется на постсоветском пространстве человек, который хоть раз в жизни не сказал: «Какая гадость эта ваша заливная рыба».

30.11.2015 15:51


Разомкнуть характеристики человека

Этой осенью филолог, философ, историк и теоретик культуры Александр Марков выпустил книгу, само заглавие которой – «Теоретико-литературные итоги первых пятнадцати лет XXI века», сама заявленная постановка в ней основных вопросов вызывающе контрастировали с её на удивление небольшим объёмом в 122 страницы.

06.11.2015 18:00, Ольга Балла


Творческая личность и поведение

5 ноября исполнилось 75 лет со дня рождения Дмитрия Пригова

Дмитрий Александрович Пригов (5 ноября 1940 - 16 июля 2007) был разнообразно одарен и деятелен: поэт, романист, эссеист, художник, инсталлятор, акционист, искусствовед... Он пел, декламировал, снимался в кино, писал статьи, выступал с докладами на конференциях, он был всем, чем может быть творческая личность в современной художественной культуре. Но в нем было еще нечто, точнее, некто – сама творческая личность как не только субъект, но и предмет творчества. «Дмитрий Александрович Пригов» – создание художника-человекотворца Дмитрия Александровича Пригова.

05.11.2015 17:00, Михаил Эпштейн


Александр Чанцев: «Самая маленькая пуговица на сюртуке из снов»

Этой весной вышла книга постоянного автора «Частного корреспондента» Александра Чанцева «Когда рыбы встречают птиц: книги, люди, кино», объединяющая эссе, литературную критику, статьи о кино и музыке, авторские беседы с писателями, учеными, журналистами и музыкантами. Писатель Дмитрий Дейч (Тель-Авив) поговорил с автором о дзэнских практиках, эстетике политики, японской телесности, чтении в эпоху Фейсбука и о том, как все же устроена эта книга.

27.08.2015 14:50, Дмитрий Дейч – Александр Чанцев


Николай Кононов: «Индивидуальные формы языка никому неподвластны»

Беседа с утонченным стилистом, прозаиком, поэтом и арт-критиком из Санкт-Петербурга Николаем Кононовым

Поэзия важнее всего, она одна – способ всеобъемлющего понимания, без нее все остальное – сумерки и недоступность, острова безопасности, банальность. В ней заключен язык, и она сама его порождает, посему проза и все другое – проистекают только из нее.

13.07.2015 18:00, Александр Чанцев


"Плоть слов" Александра Твардовского

Не быть тенью, – а быть прогретым на собственном огне

Рядом с ним ни в коей мере нельзя было произнести высокопарной лузги типа "задумок", "творческих планов" или "насыщенной творческой работы" – упаси господь! "Кровавое дело" – да, это соответствовало тому серьёзному и мучительному долгу, каким по сути является настоящая поэзия, каковой он её считал: "Попробуйте раздуть горн на этой главке, в ней есть жар, подбавьте, только не увлекайтесь, – так он любил изъясняться с многочисленными последователями, учениками: – Всё шло хорошо, а тут вас стало относить, и всё дальше и дальше, и сюжет остановился. Выгребайте и оставьте в покое то, что вам не удалось, не мучьте вымученное..."

21.06.2015 12:00, Игорь Фунт


100 цитат и афоризмов Андре Моруа

Известный французский писатель, прошедший две мировые войны, участник французского Сопротивления, член Французской академии прожил 82 года. Его богатый жизненный опыт - серьёзный повод отнестись с вниманием к его высказываниям о жизни, любви, женщинах, морали.

19.06.2015 17:00


Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

05.06.2015 14:30, Александр Чанцев


Семь кругов травли Бориса Пастернака

55 лет назад, 30 мая 1960 года, умер Борис Пастернак

Вручение Пастернаку Нобелевской премии привело к беспрецедентной травле писателя в советской печати, включавшей в себя самые разные эпизоды — от сравнения с лягушкой до требований выслать «клеветника» и «предателя» из страны.

30.05.2015 09:30, Подготовила Надежда Бирюкова, arzamas.academy






 

Новости

Как развивалась музыкальная индустрия

40 лет продаж в одной инфографике
Музыкальная индустрия видела немало перемен. В свое время виниловые пластинки уступили место кассетам, которые быстро исчезли под напором CD-дисков, а доходы музыкальной индустрии все росли. Росли, пока цифровые технологии не поменяли правила игры. Анализ четырех десятилетий развития музыкальной индустрии – это замечательная возможность проследить не только рост и падение продаж музыкальной индустрии, но и заметить ключевые перемены в технологиях и в поведении потребителей.

В рамках форума «Открытые инновации» IPChain откроет коммуникационную площадку IPQuorum.Innovation
С 15 по 17 октября на площадке будет проходить серия мероприятий, посвященных наиболее актуальным вопросам развития сферы интеллектуальной собственности в интересах цифровой экономики.
НП «Викимедиа РУ» запустило Ресурсный центр «Открытое наследие»
24 сентября в рамках 6-й международной конференции НЭИКОН «Электронные научные и образовательные ресурсы: создание, продвижение и использование» был впервые представлен профессиональному сообществу проект «Открытое наследие» НП «Викимедиа РУ». На секции «Далёкое близкое. Горизонты открытого доступа» о новой инициативе партнёрства рассказала координатор проекта Наталия Трищенко.
Реальное кино за виртуальный Bablos
«Ампир V» режиссера Виктора Гинзбурга по роману Виктора Пелевина стал первым в мире фильмом, который снимается на криптоинвестиции.
Умер Роман Карцев
Советский и российский артист эстрады, театра и кино Роман Карцев (настоящая фамилия Кац) скончался в возрасте 79 лет. Об этом во вторник, 2 октября, в Facebook сообщила Наталья Жванецкая.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.