Подписаться на обновления
19 июняСреда

usd цб 64.3352

eur цб 72.2291

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Общество  Экономика  В мире  Культура  Медиа  Технологии  Здоровье  Экзотика  Мнения  Дискуссии  Сколько стоит Россия?  Кофейные заметки  Сеть 
Алексей Чадаев   среда, 9 января 2013 года, 12:54

Апология Другого
Тема Другого — на протяжении последних десятилетий ультрамодный философский концепт, маркирующий целую веху в истории французской философской мысли


Фото: i k oP/ Flickr.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Традиционно мертвые для российской медиасреды новогодние дни на старте 2013-го внезапно полыхнули грандиозным скандалом. В центре событий оказался человек, долгое время возглавлявший рейтинг российской блогосферы — фотограф Рустем Адагамов, известный в Сети под ником drugoi. Бывшая жена Адагамова Татьяна Дельсаль в своем видеоинтервью и блоге обвинила Рустема в тягчайшем уголовном преступлении — неоднократном изнасиловании 12-летней девочки.

Адагамов, известный не только как блогер и фотограф, но и как общественный деятель, всего лишь за три месяца до этих событий избранный в Координационный Совет российской оппозиции, возглавляемый другим топ-блогером и активистом Алексеем Навальным, обвинения отрицает и объясняет их личной местью со стороны бывшей жены. А также угрожает судом своим политическим оппонентам, которые раскручивают эту тему уже в российских медиа.

Все это не вышло бы за рамки трэш-сюжета для желтой прессы, если бы не сама фигура Другого. Адагамов, как к нему ни относись — высочайший профессионал в сфере медиавойн и борьбы за общественное сознание. Более того, в определенной степени он — первопроходец, освоивший принципиально новый метод информационной работы в Сети. До него много и часто говорили, что для современной аудитории «картинка» важнее «текста», но именно он поднял на новую высоту работу с фотоизображением как пропагандистскую технологию. И вовсе не случайно в свое время именно его — первым из российских фотоблогеров — пресс-секретарь президента Медведева Наталья Тимакова пригласила в кремлевский пул. На тот момент это выглядело вполне логичным шагом в борьбе за симпатии либеральной аудитории Другого.

Однако для тех, кто хоть чуть-чуть в курсе современных веяний мировой философской мысли, самым интересным и интригующим в феномене Адагамова был избранный им сетевой псевдоним. Дело в том, что тема Другого — на протяжении последних десятилетий ультрамодный философский концепт, маркирующий целую веху в истории французской философской мысли. Причем речь идет не о «кабинетной» академической философии, а о самой что ни на есть публичной, даже поп-философии в исполнении таких грандов, как Эмманюэль Левинас (первооткрыватель темы Другого), его ученик и популяризатор Жак Деррида, и, в свою очередь, ученик и преемник Деррида в роли публичного флагмана французской левой мысли, потеснивший в последние годы самого Глюксмана — Бернар-Анри Леви.

Деррида утверждал, что понимание чего-либо требует изучения того, как оно соотносится с другими предметами, и возможности распознать его в других контекстах и в разных случаях, предсказать которые в полной мере нельзя. Слово «деконструкция», до Деррида являвшееся узкоспециализированным французским термином, теперь перекочевало во многие языки и прочно вошло в лексикон не только философов и теоретиков литературы, но и архитекторов, теологов, художников, политологов, музыкальных критиков, кинорежиссёров, юристов и историков.

Деррида и Леви прекрасно известны самой широкой русскоязычной аудитории (для не-философов — в основном по своим пламенным антироссийским манифестам в мировой прессе), а Леви даже послужил прототипом одного из главных героев последнего романа Виктора Пелевина «S.N.U.F.F.», где он выведен в образе «боевого дискурсмонгера» Бернара-Анри Монтень-Монтескье.

Пелевинский роман, с его почти прямыми цитатами из сводок с последней натовской войны в Ливии, идеологом и вдохновителем которой стал как раз Леви, дает теме «Другого» достаточно зловещий разворот. «ФилосOф» Бернар-Анри вначале выступает «обозревателем-наводчиком», нанимаемым для того, чтобы провоцировать «священные войны» между «верхней демократурой» и «нижним уркаганатом» (аллюзии тут достаточно прозрачны), а затем — еще и маньяком-педофилом, убивающим своих жертв и коллекционирующим их черепа и скальпы с лобков в потайном шкафу с бирочками: «Другая №1», «Другая №2», «Другая №3» и т.д.

Можно было бы, наверное, сказать, что писатель слишком уж черными красками изображает неприятного ему персонажа. Однако Пелевин, тонкий знаток французской философии и чуткий художник, знает, о чем говорит. В доктрине «Другого», если разобраться, действительно существует некий скрытый смысл, который может провоцировать ее последовательных адептов на самые радикальные эксперименты «по ту сторону» общепринятой сексуальной — и, шире, общечеловеческой морали.

На поиски в этой области меня сподвигла опубликованная недавно в сети переписка блогера Адагамова и его бывшей жены — как это принято в эпоху «викиликсов», в форме «сливмейла», подлинность которого ни подтвердить, ни опровергнуть не представляется возможным, однако именно эта двойственность парадоксальным образом делает его вполне легитимным источником.

Там есть одна примечательная фраза, в переписке приписываемая Рустему:

«On Jul 3, 2012, at 4:36 PM, Drugoi wrote: Я ЭТОГО, ВТОРОГО, КОТОРЫЙ СИДИТ ВО МНЕ, СОБСТВЕННЫМИ РУКАМИ ЗАДУШУ».

И при этом, чуть выше:

«я вот такой

таня

я хочу умеерть»

Кто из них хочет умереть? Кто кого хочет задушить? Не правда ли, похоже на диалоги Горлума с самим собой у ног спящего Фродо? Даже если это и подделка, то она выглядит невероятно психологически — и сюжетно — убедительной.

Еще раз напоминаю, кто такой Другой-Адагамов. Это профессионал экстра-класса, работающий, в общем, по тому же профилю, что и пелевинский Бернар-Анри, равно как и его реальный французский прототип. И из той же роли — обличителя ужасов провинциальной тирании с позиций общемировой гуманистической морали: тут за него играют его норвежский паспорт и долгие годы жизни и работы в Европе.

При этом методологически он даже круче, чем старомодные франкоязычные дискурсмонгеры: у тех оружие — текст (который не каждый еще и прочтет), а у Другого — визуальный образ, понятный без слов даже полуграмотному сетевому троллю или гоблину. И, что особенно важно (это также подчеркивается у Пелевина в S.N.U.F.F.), тут работает не «нарисованная», а самая что ни на есть подлинная фотографическая реальность, просто заснятая в нужное время и в нужном ракурсе — и потому бронебойно убедительная.

Но при чем тут двенадцатилетние девочки?

Для того, чтобы в этом разобраться, придется немного погрузиться в глубины первоисточников.

Библиотека философских текстов по проблематике Другого крайне обширна и далеко не вся переведена с французского даже на английский, не говоря уже о русском или других периферийных для сегодняшней мировой мысли языках. Что касается патриарха этой темы Эмманюэля Левинаса, то корпус его русских переводов довольно скуден, при ужасающем качестве. И это несмотря на то, что Левинас, которого при рождении звали Мануил Иезекиилевич Левин, родившийся в 1905 году в городе Ковно (ныне Каунас), начальное образование получил на русском языке и до конца жизни у себя в семье разговаривал по-русски.

Переживший трагедию Холокоста (уничтожившую всех его родных, оставшихся в Восточной Европе) и сам уцелевший в фашистском плену лишь благодаря званию офицера французской армии (их в газовые камеры не отправляли), Левинас сделал себе имя как философский толкователь еврейских священных текстов — Торы и Талмуда, и одновременно — как «светский» философ, комментатор Гуссерля, Бубера и Розенцвейга, основной и наиболее влиятельный философский оппонент Хайдеггера. Его «Другой», впервые заявленный в 1948 году в книге «Время и Другой» — это развернутая рецепция хайдеггеровского Dasein, вместе с тем — для современников это было вполне очевидно и прямо обсуждалось — отвечающая на вопрос «как возможна философия после Холокоста». Одна из центральных проблем «Времени и Другого» — это проблема смерти, ее неизбежности и отношения к ней субъекта. Приведу лишь одну цитату из главы «Смерть и будущее»:

«Уже в страдании, в недрах которого было схвачено эта соседство со смертью, активность субъекта оборачивается пассивностью, причем все еще в плоскости феномена. Но не в тот миг страдания, когда, загнанный в бытие, я еще ухватываю его и остаюсь субъектом страдания, — а в плаче, в рыданиях, в которых отражается страдание; там, где страдание приходит к своей чистоте, где между нами и им больше ничего нет, — вот где предельная ответственность высшего принятия на себя обращается в предельную безответственность, в детство. Вот что такое рыдание; вот почему оно возвещает смерть. Умереть — значит вернуться в состояние безответственности, быть по-детски потрясенным рыданием».

Иными словами, ребенок — это тот самый идеальный «проводник» или «символ» Другого, через которого только и возможно разговаривать с собственной смертью, принять ее в себя, вступить с ней в подлинный диалог. По словам Левинаса — «с субъектом происходит событие, а он не берет его на себя, ничего сам не может мочь, хотя некоторым образом к нему обращен, — есть отнесенность к другому, непосредственно к другому (le face-a-face avec autrui), встреча с лицом, одновременно открывающим и скрывающим другого. Другое (l'autre), взятое на себя, есть Другой (autrui)». В пределе, это радикальный разворот известной максимы Достоевского про Царство Небесное и «слезинку ребенка» — она, эта слезинка, сама и есть концентрированное Царство Божье, конец времени и предел собственного существования человека. А значит, и абсолютная сакральная ценность.

Заметим: речь идет не о каком-то маргинальном направлении мысли, а самом что ни на есть гуманистическом мейнстриме. И современному человеку это понятно без лишних слов: достаточно вспомнить, какой накал страстей вызвало у нас в России на исходе 2012 года обсуждение «Закона Димы Яковлева» — об усыновляемых иностранцами детях-сиротах. И это не случайно. Как метко заметил философ Вячеслав Данилов на одном из собраний философского кружка New Cave, «там, где Бога нет, именно дети становятся главной святыней». На самом деле, как видно из Левинаса, даже не дети сами по себе, а детское страдание, та самая пресловутая «слезинка».

Здесь далеко не только религиозно-философский аспект. Мне довелось в последние годы переработать значительное количество материала социологических фокус-групп (по сути — глубинное групповое интервью), проводимых среди самых разных социальных групп в сегодняшней России. Единственно возможный модус разговора о будущем для их участников — это разговор о детях. Более того: именно в разговоре о детях чаще всего только и можно вскрыть подлинное отношение людей к тем или иным явлениям нашей жизни, будь то медиа, система образования или социальной помощи. Скажем, люди бурно высказываются против цензуры СМИ — но те же люди безусловно за «детские» ограничения контента. Люди нейтрально или даже положительно относятся к состоянию наших государственных институтов, но учить или лечить детей предпочли бы исключительно за рубежом. Люди против смертной казни почти во всех случаях, но строго за нее, когда речь идет о наркоторговцах, «продающих наркотики молодежи в школах», педофилах или распространителях детской порнографии. И т.д., и т.п.

Даже конфликт «режима» с протестными группами чаще всего подается — и встречает наиболее эмоциональный отклик — именно как противостояние с «детьми»: поэтому иконами протеста чаще всего становятся либо очень молодые, нарочито инфантильно выглядящие «хипстеры», либо молодые матери, а лучше всего — то и другое сразу, как в случае с двумя участницами Pussy Riot. Со своей стороны, власть также последовательно «столбит» детскую тему как свою главную ценность — взять «материнский капитал» (2006), медведевские поправки к закону о педофилах (2011), возрастные ограничения на контент или все тот же «закон Димы Яковлева». Опять же: одна из самых болезненных для власти тем прошедшего десятилетия — это многолетняя тема «Матерей Беслана».

И не в одной только России дело. Самые кассовые фильмы мирового проката в наше время — это «детские сказки для взрослых»: «Пираты Карибского моря», «Властелин Колец», «Хоббит», даже «Аватар» со «Звездными войнами» — такое кино, куда дети могут пойти с родителями, причем так, чтобы смотреть интересно было и тем и другим — «детскими глазами». Потребительская цивилизация, при ударной медианакачке, на глазах инфантилизуется, «играет в ребенка», выталкивает «взрослое» на периферию и в прошлое — кто не верит, посмотрите канонический ролик Кока-колы про то, как «праздник к нам приходит». Взрослые все больше времени, сил и средств тратят на игрушки, игры, реализацию отложенных детских желаний, культивируя в себе «внутреннего ребенка» — в котором только и видит панацею от охватывающей мир экзистенциальной тоски.

Про роль детства как такового и детского страдания в общественном сознании понятно. Но при чем тут секс? Иными словами, почему поиски Другого приводят не просто к двенадцатилетней девочке, а идут дальше к ней прямо в трусики?

И здесь нам опять придется обратиться к философским первоисточникам.

Оставим пока в стороне Левинаса и Деррида; в мировой философии проблема опирается, как известно, на куда более глубокую традицию.

Легко угадать цитату:

«Надо бы даже издать закон, запрещающий любить малолетних, чтобы не уходило много сил неизвестно на что; ведь неизвестно заранее, в какую сторону пойдет духовное и телесное развитие ребенка — в дурную или хорошую. Конечно, люди достойные сами устанавливают себе такой закон, но надо бы запретить это и поклонникам пошлым, как запрещаем мы им, насколько это в наших силах, любить свободнорожденных женщин».

Это, конечно же, платоновский «Пир».

Но и далее там же, через строчку:

«Варварам, из-за их тиранического строя, и в философии, и в занятиях гимнастикой видится что-то предосудительное. Тамошним правителям, я полагаю, просто невыгодно, чтобы у их подданных рождались высокие помыслы и укреплялись содружества и союзы, чему, наряду со всеми другими условиями, очень способствует та любовь, о которой идет речь. На собственном опыте узнали это и здешние тираны: ведь любовь Аристогитона и окрепшая привязанность к нему Гармодия положила конец их владычеству».

Это, конечно, готовая иллюстрация к разделу пелевинского «Дао Песдын» под названием «Пидарасы на службе мирового правительства». Великая скульптура Крития «Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон» (как считается, прообраз мухинских «Рабочего и колхозницы») тому порукой. Как об этом пели свободные эллины в неофициальном афинском городском гимне-схолии:

«Под листьями мирта мечи понесём
Подобно Гармодию с Аристогитоном

Когда поразили тирана мечом
И равными сделали всех пред законом».

Однако тот же Павсаний немедленно указывает:

«Но и среди любителей мальчиков можно узнать тех, кем движет только такая любовь. Ибо любят они не малолетних, а тех, у кого уже обнаружился разум, а разум появляется обычно с первым пушком».

Ну, то есть, уже все-таки не совсем ребенок. Тот, кто уже не сможет плакать с той непосредственной беззащитностью, о которой так исчерпывающе высказался в приведенной выше цитате Эмманюэль Левинас.

А вот двенадцатилетняя девочка…

Все, что может сказать психолог по рисунку - это «может быть». Точнее, рисунок может лишь подсказать в самых общих чертах, в каком направлении копать. Ну и самое существенное: в любом случае психодиагностика указывает на события ПСИХИЧЕСКОЙ, то есть внутренней жизни клиента. Она вообще не говорит о том, что клиент делает или что с ним делают - она говорит о том, что клиент ПЕРЕЖИВАЕТ. Попросту говоря, с точки зрения криминалистики психодиагностика вообще практически бесполезна, во всяком случае, напряму.ю, так как мысли, намерения и настроения у нас в стране пока еще, слава богу, неподсудны.

Вообще, с детством тут та еще загвоздка. Строго говоря, само по себе «детство» — довольно искусственный и в цивилизационном масштабе сравнительно недавний конструкт. Понятие «детской травмы», которым, со слов знакомого психиатра, оперирует жена Адагамова — это вообще продукт постфрейдистского психоанализа, который до сих пор балансирует между строгой наукой и квазирелигией с набором бездоказательных аксиом. Мне самому в мои 12 пришлось столкнуться с домогательствами педофила — но я уже был достаточно начитан для того, чтобы понять, чего на самом деле от меня хочет дяденька, и отнюдь не беззащитен во всех смыслах. Единственная моя «травма» — испорченное мнение о человеке, которого я до этого в общем-то уважал. Хотя, может, получилось бы у него — я бы до сих пор ходил с «травмой», не знаю. Но, кстати, современные дети по части сексуального просвещения подкованы едва ли не с детсада, и любым взрослым по этой части фору дадут — особенно со времен распространения социальных сетей. Так что глубоко не уверен, что вся эта фрейдистская машинерия «детской психологии» и «детских травм» является достаточным арсеналом для того, чтобы, вооружившись им, идти аж на самого Левинаса.

Но почему для того, чтобы сблизиться с ребенком, «понять» его, «стать им» в левинасовском смысле — чтобы «Другое, взятое на себя, сделало тебя Другим» — обязательно необходимо его «познать»? Не в метафорически-концептуальном, а в самом что ни на есть брутальном библейском смысле — «Авраам вошел к Сарре, познал ее, она зачала и родила сына, имя которому Исаак»?

Русский язык порой исчерпывающе точен: к глаголу «познать», как и к существительному «познание» (маркировавшему, как известно, одноименное Древо) это относится в полной мере. В бородатом анекдоте про то, что педофил отличается от педагога тем, что действительно любит детей, как во всякой шутке, только доля шутки. Открываю журнал «Вопросы современной науки и образования»:

«В учебном процессе можно организовать только диалогические психокоммуникации (терминология Батищева Г.С.): общение психологически грамотное, с вербализацией любых чувств, с уважением чужих личностных границ, умением «выставить» свои, с принятием каждым ответственности за все происходящее на себя. Высшим же уровнем общения Батищев Г.С. считает онтокоммуникацию (бытийную коммуникацию), глубинное общение, когда любые проявления Другого воспринимаются как бесценный дар. И такое общение возможно в контексте групповых занятий, организуемых вне учебного процесса (педагогом-психологом, социальным педагогом, куратором) для педагогической поддержки личностного развития учащихся».

Генрих Батищев — это советский философ круга ММК (известного по таким именам, как Мамардашвили, Щедровицкий, Зиновьев, Гефтер etc.,etc.), учитель моих учителей — в том числе, например, и Глеба Павловского. Но внимательного читателя не обманет «технологическое» вроде бы разделение коммуникации на т.н. психо- и онтокоммуникацию: понятно же, что _на самом деле_ имеется в виду под «глубинным общением». Чтобы по-настоящему «познать Другого», надо познать его во всех смыслах — в том числе, таки да, и в библейском тоже. Не знаю, хватило ли духу самому Батищеву сделать этот вывод — но нет никаких сомнений, что последовательно, радикально мыслящий философ обязан сделать именно его. А то, что в роли «лица Другого» выступает двенадцатилетняя девочка — ну, что ж. C'est la vie.

…Пожалуй, хватит. Будучи сам отцом двенадцатилетней дочери, я здесь говорю «стоп». И вывод, которым ограничусь в этом «философском расследовании», пока что вот какой.

Не так уж важно, что произойдет дальше с блогером Адагамовым по прозвищу Другой. Если обвинения подтвердятся, ему, скорее всего, придется столкнуться со Смертью в самом буквальном смысле: известно, что осужденные по педофильским статьям в зоне не выживают. Если нет, оставшуюся жизнь ему все равно придется прожить с клеймом, поскольку такого рода подозрения, предъявленные в столь убедительной форме, отмыть до конца просто невозможно. Бедолага Холмогоров, к которому когда-то пятнадцатилетняя Вера Гыдова сбежала от родителей, целиком и полностью по собственной инициативе, давно и счастливо женатый многодетный отец, до сих пор тянет на себе бремя той давней истории, в которой его роль, если разобраться, была целиком пассивной. Но дело и не в Адагамове, и не в Холмогорове. И даже, по большому счету, не в Бернаре-Анри Леви вместе с присущими ему Дерридой и Левинасом.

Надо что-то в консерватории поправить. Ведь реальный действующий субъект этой истории — не заика Адагамов, а Дискурс, сделавший его и таких как он Другими. Гуманизм, именем которого делаются гуманитарные бомбардировки. Левая идея, именем которой десятки и сотни тысяч людей (чаще всего самых бедных) обрекаются на гибель от войны, насилия, голода и экстремизма. Нетерпимость к диктаторам, проводимая в жизнь тоталитарными методами. Новый Холокост, творимый как бы от имени и по поручению жертв старого (см. недавнюю травлю престарелого Гюнтера Грасса за его довольно невинные стихи). Обожествление детства, жертвами которого становятся (и здесь, и за океаном) то сироты из российских детдомов, то чьи-то малолетние падчерицы.

Мы ведь стоим перед непростым выбором.

Либо начать анально карать гражданственных педофилов и тех, кого удалось представить таковыми в глазах общества — но тогда, в самом деле, придется разбираться по существу не только с самой педофилией, но и с ее первоисточником — мировым гуманистическим мейнстримом и сопутствующей оному «авиационной поддержкой». И с чем на них идти — с Фрейдом? С иконой Богородицы?

Либо смириться с той мыслью, что для последовательных борцов-за-свободу, как для пелевинского Бернара-Анри Монтень-Монтескье, секс с двенадцатилетними девочками — это, так сказать, производственная необходимость в их нелегком и отважном труде. Типа как для поэтов, музыкантов и художников пьянство, наркотики и беспорядочная половая жизнь: источник вдохновения.

Обе альтернативы, честно говоря, оптимизма не внушают.

Источник: chadayev.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Чем вредна расфокусировка в бизнесе?

О пользе ментора

Спросите меня, какая основная беда стартапа, и я отвечу. Нет, не отсутствие идеи, и вовсе не недостаток квалифицированных кадров. Это не неумение продвигать товар/услугу или продавать. И даже не недостаток финансирования или высокая стоимость привлечения денег. Это — расфокусировка.

10.06.2019 16:00, Дмитрий Волошин, facebook.com


Шерлок Холмс как личный Дарт Вейдер

22 мая 1859 года родился Артур Игнатиус Конан Дойль, автор приключений Шерлока Холмса

Широко известно, что Конан Дойль создал замечательного сыщика Шерлока Холмса. Не слишком известно другое: автор недолюбливал этого персонажа, который, несомненно, принёс ему немалую прибыль, но также затмил своей почти дартвейдеровской фигурой другие, менее броские произведения писателя.

22.05.2019 20:00, Алексей Соколовский


О Булгакове

15 мая 1891 года родился Михаил Булгаков

Михаила Булгакова (1891—1940) стали вспоминать с опозданием: спустя 25 лет после его смерти. С конца 20-х годов и до конца 1961 года проза его не печаталась вовсе. В рукописях лежали основные книги. На сцене шли только пьеса «Последние дни» («Пушкин») и инсценировка «Мёртвых душ». Не принявший искусства соцреализма, политики пятилеток и лагерей, уцелевший лишь благодаря капризу Сталина, он писал для себя и для внуков, писал, как принято говорить, в стол.

15.05.2019 20:00, Ирина Иванова


Победа благодаря и вопреки

9 мая 1945 года в 0:43 по московскому времени был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии

Почему Советский Союз победил Германию во Второй мировой войне? Казалось бы, все ответы на этот вопрос уже даны. Тут и превосходство советской стороны в людских и материальных ресурсах, тут и стойкость тоталитарной системы в условиях военного поражения, тут и традиционные стойкость и неприхотливость русского солдата и русского народа.

09.05.2019 13:00, Борис Соколов


Красный стяг над Поднебесной

Дисбаланс и парадокс России

Вселенная и время бесконечны. Значит, случиться может всё абсолютно. То есть любое событие неизбежно, даже если оно неисполнимо. Такое объяснение, в общем-то, не хуже других. Учитывая происходящее...

07.05.2019 16:00, Игорь Фунт


Удаленная работа или офис?

Почему мы продолжаем сидеть в офисе и насколько это эффективно

К вопросу об эффективной работе. Интересно, но в Европе доля работающих удаленно (полностью или частично) приближается к 50%. У нас она в лучшем случае около 15%, да и то, как считать. То, что лично я наблюдаю в Москве, — это неуемная тяга к нахождению в офисе.

30.04.2019 13:00, Дмитрий Волошин, facebook.com


Не орите матом в моей альма-матер!

Из культовой серии «Записки вятского лоха». Апрель, 2019

Началова. Русская Мэрайа Кэри намного была красивей и великолепней тогда, раньше: когда «Времени круговорот»... Полненькая, в теле, чувиха. Нереальная. Над ней бы до сих пор угорали лохи типа меня. Не поменяй она красоту внутреннюю. И главное, неземной мэрайевский голос, фантастический свой фальцет — на красоту... внешнюю. Чужую. Извне. Вот и всё, в принципе. О человеке. Прекрасной девушке. Блестящей. Инопланетной. Под которую протанцевал полжизни... И ещё буду.

28.04.2019 16:00, Игорь Фунт


Синдром самозванца

Почему мы часто недооцениваем самого себя

Синдром самозванца. Считается, что он есть у многих, чуть ли ни четверти всех людей. Штука страшная, на самом деле.

27.04.2019 09:00, Дмитрий Волошин, facebook.com


Набоков: тема весны

22 (10) апреля 1899 года родился Владимир Набоков, самый необычный и самый провокативный русский писатель

На Западе он вошёл в моду после публикации романа «Лолита» (1955; русская версия — 1967). В России, его «чопорной отчизне», которую он так страстно (и до поры до времени безнадёжно) любил, его начали тайно читать во второй половине 1960-х.

22.04.2019 20:00, Виктория Шохина


«Приди, сорви с меня венок…»

К 275-летнему юбилею Дениса Фонвизина, «из перерусских – русского»

К исходу жизни Денис Иванович лечился некоторое время в Карлсбаде от «следствия удара апоплексического». Исправно пройдя курс, – даже закончив античную, с политическим контекстом, повесть «Калисфен», – отправился с божьей помощью домой. Подъехав уже к Киеву, экипаж попал в жуткую дождливую бурю.

14.04.2019 20:00, Игорь Фунт






 

Новости

Активист Ильшат Муртазин стал объектом телефонных атак
Ему звонят со скрытых номеров и обещают посадить в СИЗО за общественную активность.
Легендарный авиамузей в Монино будет закрыт
Авиамузей в Монино будет закрыт, а его территория передана под застройку.
В Калмыкии пропала студентка, снявшая на видео вброс бюллетеней на выборах
В Калмыкии пропала Айса Хулаева, студентка, которая была наблюдателем от партии "Справедливая Россия" на выборах в селе Приманы. Она зафиксировала на видео вброс бюллетеней, её же забрали следователи и после уже два дня как с девушкой нет связи, никто из её родственников и знакомых не знает, где она. Об этом сообщил "Кавказский узел".
Сегодня утром было разогнано собрание жителей Бурятии перед зданием регионального правительства в Улан-Удэ
11 человек задержаны, трое из них побиты. Одна из участниц собрания госпитализирована. Судьба остальных на данный момент неизвестна, попытки дозвониться до местного ОВД результатов не дают.
В Волоколамске обстреляли водителя мусоровоза, сообщают очевидцы
Водитель мусоровоза, перевозившего ТБО на полигон «Ядрово», получил ранения в ходе обстрела фуры. Об этом сообщают участники паблика «Ядрово. Задыхаемся» со ссылкой на полицию.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.