Подписаться на обновления
18 августаСуббота

usd цб 66.8757

eur цб 76.1848

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  пятница, 2 октября 2009 года, 09:51

Антон Светличный: «Вечных тем мало…»
Композитор-авангардист из Ростова рассказывает о своей музыке как о виде «музыкальной журналистики» и сдвигах в языке


Антон Светличный
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Композитор А. Светличный хочет поработать с вирусными мемами, использовать богатейший материал «Луркоморья» и порождённых интернетом субкультур, зафиксировав сдвиги в языке.

Как сиюминутное и актуальное соотносится с серьёзной музыкой? Об этом во второй части своего интервью (первая часть вышла две недели назад) рассуждает композитор Антон Светличный, живущий в Ростове. Именно провинциальная жизнь позволяет ему сосредоточиться на музыке и заниматься тем, что ему нравится.

— Над чем вы сейчас работаете?
— Тематически меня сейчас привлекает что-то вроде музыкальной журналистики, работа с повседневными смыслами с прицелом (если получится) на антропологические выводы, то есть то самое, за что Манцов хвалит голливудское кино.

Что такое современный серьёзный композитор? Что волнует нынешних авангардистов и почему стало возможным писать сложную музыку, не выезжая из Ростова?

Композиторы сплошь и рядом сразу берутся за темы высокого уровня абстракции (духовность, истина-добро-красота, искания художника, пространство и время и т.д.), минуя низкий, пишут симфонические полотна, хотя симфония, по не лишённой оснований теории Арановского, отвечает в новоевропейской традиции за философскую модель человека и естественней было бы, как Брамс, не высказываться на эту тему, пока не созреешь, то есть лет до пятидесяти.

Вечных тем ведь мало, за несколько тысяч лет документированной истории мысли они разработаны исчерпывающе, во всех малейших смысловых поворотах, и попытки сказать в них что-то содержательно новое — в большинстве случаев напрасный труд.

Ценность высказывания по этим темам определяется новизной не содержания, а выражения, новым языком, а он нарабатывается только «внизу», куда композиторы обычно брезгуют спускаться.

Поэтому у нас множество заведомо безнадёжных претендентов на бессмертные шедевры, говорящих чужими стёртыми словами, и острый дефицит внятных высказываний по хоть какой-нибудь теме вообще.

Музыка практически не реагирует на изменившиеся социальные реалии, причём не только академическая, — фантастический успех Ноггано и рэпера Сявы (притом что эти проекты созданы на коленке и не соответствуют в общем никаким индустриальным стандартам качества) не объясняется только лишь широким распространением интернета и показывает, что «эстрада» тоже размножается в основном почкованием и упорно игнорирует жизнь соседней улицы, а улица по-прежнему корчится, безъязыкая.

Ради исправления этой ситуации Шкловский агитировал начинающих писателей работать в газете, приводя в пример Диккенса и Чехова; я готов к нему прислушаться, тем более что у меня перед глазами, например, такое замечательное исключение из общего правила, как «бздмн» Филановского.

— Но в музыке не существует газет. Что же делать композитору?
— Коротко говоря, писать не романсы на тексты Пушкина или Цветаевой о любви вообще, а нечто непонятного пока жанра (может, и романсы тоже) — о том, что происходит с любовью конкретно здесь и сейчас, в России и мире образца 2009 года.

Как она протекает? Что думают юноши и девушки, чего боятся, о чём мечтают, каким ролевым моделям следуют, как влияют на них медиа, какие ценности транслируются (семья, деньги, секс, работа, дети, карьера, свобода, развлечения, дружба, здоровье, красота, общение и т.п.), что ценят выше, а что задвигают назад?

В. Раннев рассказывает о своей опере «Синяя Борода. Материалы дела», метаморфозах оперного жанра и объясняет, что происходит с красотой в современной музыке.

Как, например, чувствуют себя девушки в возрасте около тридцати, которых, по статистике, процентов на десять больше, чем мужчин того же возраста, и, соответственно, по крайней мере одна из десяти (это сколько миллионов человек?) рискует так и остаться совсем без пары? Не правильно ли было бы предложить им с помощью произведений искусства ответы на вопросы, которые их волнуют?

— На телевидении по крайней мере одна такая попытка известна всем — «Секс в большом городе». А в музыке?
— В музыке среди академических музыкантов работа на таком смысловом уровне, как правило, считается непрестижной и даже вредной. Недавно Курляндский в рассуждениях про попсу продемонстрировал широко распространённый образ мыслей на эту тему.

Мне же кажется, что попса, трансляция и комбинаторика готовых смыслов в противовес созданию новых — это, в конце концов, не плохо и не хорошо, это просто другая культурная функция, и бороться надо не с ней, а с отсутствием разработанных альтернатив.

Более того, если люди, по нашему представлению, безропотно съедают всё что угодно, если им необходимы образы всё равно какие, то давайте предложим им те образы, которые устраивают нас, и заживём без забот. (А если съедят не всё — значит, мы чего-то в них не понимаем и должны быть внимательней.) Лучше так, чем если эти образы будут расти, как стихи, из всякого сора.

Если нас не устраивает аранжировка Димой Биланом секса между мальчиком Петей и фанатками, может быть, стоит труда придумать, как заменить его в этой роли чем-нибудь более удобоваримым?

Вот здесь, например, обсуждается создание «университетского мифа»; подобный ход мысли кажется мне в высшей степени продуктивным, и это одна из граней той деятельности, какой я хотел бы заниматься.

— Почему же «хотел бы»? Вам что-то мешает?
— Есть пара препятствий. Одно состоит в том, что в мейнстрим я не гожусь: то, что мне по-настоящему нравится и хочется делать, — не массовое искусство, а набравшая силу микротенденция.

Дмитрий Курляндский — один из столпов нового поколения музыкального авангарда, надежда музыки, которую принято называть серьёзной или академической. В России музыку Курляндского исполняют редко. «Искусство призвано разъединять, а не объединять — в этом его социальная функция, оно обнажает наши предпочтения. А предпочтения эти обуславливаются целым комплексом обстоятельств, часто от нас независящих, — от семьи и образования до личного опыта и характера».

Кроме того, в академической музыке мейнстримом служит исполнение классики прошлых веков, а нынешние сочинители составляют несколько одинаково маргинальных групп, так что тут выбора особо нет.

От поп-музыки же я чувствую дистанцию, то есть делать её могу в порядке исследования, эксперимента, на спор и т.д., но не постоянно. Таким образом, что делать с противоречием между общепонятным (в идеале) содержанием и маргинальной формой — непонятно.

Эстетически пока всё это как-то наивно выходит: тема выражается словами, либретто, программой и иллюстрируется музыкой. Импульсы к сочинению в основном словесные, сейчас, на данном этапе, я далёк от чистого искусства (это не страшно) и от пристальной работы с внутримузыкальными структурами (а вот это не очень хорошо).

Последнее, правда, исправимо при усердной работе, когда количество написанного переходит наконец в качество, однако — и это второе препятствие — у меня не получается писать быстро и много; поэтому, кстати, и зарабатывать сочинением музыки вряд ли удастся. Мой (пока) вынужденный выбор — сочинять в свободное от основной работы время, совсем не full time composer, нет.

— Ну а если журналистика вам наконец надоест и вы решите, так сказать, уволиться из газеты?
— Тогда я, может быть, вспомню это интервью и смогу спокойно заняться решением более абстрактных задач — скажем, прояснением отношений между искусством и действительностью.

Мы знаем из «Поэтики» Аристотеля, что мимесис, подражание, — одна из двух основных задач искусства; также мы по ряду причин догадываемся, что не следует понимать его вульгарно, в духе ленинской теории отражения. Искусство должно не отражать действительность, а порождать её.

Отражение — это отношение карты к местности. Сколь бы подробной карта ни была, она всё равно неполна и вторична по отношению к местности (см. об этом у Борхеса — полной будет только точная имитация ландшафта; кроме того, поскольку возможны карты разных типов, постольку ни одна из них не может претендовать на полноту отражения).

Интерпретация, таким образом, вторична, первична же способность порождать множество разных интерпретаций. Искусство — язык, нацеленный не на однозначность (как научные языки), а, наоборот, на многозначность, на размытость и интерпретативность значения.

Мимесис поэтому следует понимать именно в таком смысле — подражание не внешним формам природы, а её несводимости к одному какому-то смыслу, многозначности и, что ли, загадочности.

Задача автора — через вторичное взойти к первичному, создать артефакты, которые не будут поддаваться однозначной разгадке. Этот эффект, видимо, и порождает у зрителя ощущение «подлинности» (быть, а не казаться), которое многими так высоко ценится.

И вместе с тем, чтобы чувствовать себя вправе на него, надо проделать некоторое количество черновой работы, чем я и планирую в ближайшее время заняться.

— А где вы пишете и что вы пишете, Антон?
— Сейчас я волей обстоятельств состою как бы из двух половинок: одна живёт в будущем времени, другая в настоящем.

В настоящем я не столько композитор, сколько сочиняющий клавишник, хоть это и звучит как «играющий тренер».

Занят в четырёх проектах одновременно: две рок-группы (одна играет симфо-метал, типа Therion или Edenbridge, с отклонениями в прогрессив; другая широкопрофильная, с ориентацией на классический рок и «качественную попсу» в диапазоне от The Beatles до не знаю даже чего). Плюс джазовый квартет и диджейские миксы с live-дорожками.

Приходится прорву всего снимать, учить, аранжировать и придумывать — от клавишных партий до, извиняюсь, стихов, чего я никогда в жизни раньше не делал.

С металлистами, например, мы собрались сделать кавер куплетов Мефистофеля из «Фауста» Гуно, а поскольку две с небольшим минуты для полноформатной песни оказалось мало, я неожиданно обнаружил себя лицом к лицу с необходимостью досочинить приличную порцию своего материала к французской музыке XIX века.

Теперь на очереди «Марс» из «Планет» Холста, первый номер Carmina Burana и ещё сочинение большой, многочастной песни по мотивам цикла мифов о Тристане и Изольде — естественно, с цитированием гармонических техник Вагнера.

В остальных проектах всё примерно так же, из-за чего к середине лета выступления, репетиции и сопутствующие дела стали в сумме занимать почти всё свободное время (притом что официально я как бы в отпуске). Когда и как это изменится, пока непонятно.

— Почему вы занимаетесь всем этим?
— Я по первому образованию пианист. И хотя в академическом исполнительстве не состоялся, но физиологическую потребность тактильного контакта с клавишами мне сформировали, и она требует реализации. Наверное, это главная причина.

— Есть и другие?
— Есть. Мне очень интересно (и полезно как композитору) наблюдать отличия от той традиции академического музицирования, в которой я вырос.

Академическая традиция, например, письменная, а тут строго записанный текст не нужен, потому что для передачи простых смыслов музыкальный язык давно избыточен (в смысле теории информации) — публика считывает сообщение в основном правильно, точность передачи не страдает не только от перемены отдельных нот, но даже от полной смены аранжировки. Хотя представление о совершенстве вида «каждая нота на своём месте, ничего нельзя изменить» у рок-музыкантов существует, но на практике им не особо пользуются. И слава богу, поскольку на этом фоне очень остро воспринимаются действительно совершенные в этом смысле образцы — например, поздний Веберн.

— Что же меняется, когда нет текста?
— Многое меняется в психологии исполнителя — не так боишься ошибок, ниже предконцертное волнение, меньше потерь при публичной игре и при сеансах записи. Кое-какой текст в принципе может быть — хотя бы аккордовая сетка, просто он гораздо менее строгий и не так обязателен к исполнению. При этом никто не заставляет убирать ноты с пюпитра, наизусть играешь, только когда сам к этому готов, — очень комфортно. (Потом я где-то прочёл, что традицию выступлений без нот начал Лист, но у него это была исполнительская фишка в конкурентной борьбе с другими виртуозами, а теперь мучаются все, даже если соревноваться не с кем.)

Умение импровизировать из факультативного превращается в базовое — академическим музыкантам это поначалу доставляет массу проблем, потому что импровизировать их практически не учат.

Текст сочиняется на ходу, приходится слушать не только себя, но и остальных, чтобы избежать фактурной каши (а делать это проще, чем, скажем, в квинтете Бетховена, поскольку партии не очень сложные), — так вырабатывается навык подлинно ансамблевой игры.

Мультиинструментализм не выглядит аномалией, наоборот, на репетициях каждый неизбежно попробует и постучать в барабаны, и понажимать на клавиши, переход от баса к гитаре и назад вообще вполне обычное дело, а бэк-вокал оказался способен петь даже я, у которого весь вокальный опыт ограничен невыразительным фальцетом на уроках сольфеджио.

Форма общения с аудиторией значительно более непосредственная и, что ли, живая, чем в академическом концерте; между музыкантами и публикой нет непреодолимой преграды, уровень вовлечённости последней гораздо выше.

Об этом хорошо, хотя и несколько алармистски написал Барт; под его указанием на разницу в восприятии музыки на слух и при исполнении я готов подписаться.

— Но зачем вам такая глубокая вовлечённость в эту сферу?
— Вообще, практическое, инсайдерское знакомство с поп-материалом достаточно сильно меняет облик той самой карты музыкального мира, о которой мы вначале говорили.

За пару лет жизни рок-музыканта я узнал, наверное, больше тысячи новых для себя песен — Queen, Nightwish, Dreamtheater, Rage, Nirvana, Beatles, Deep Purple, Pink Floyd, Morcheeba, Radiohead, классические рок-н-роллы, советские кинохиты, всякий европоп (Робби Уильямс, Моби, Элтон Джон, Gorillaz, Джо Кокер, Рики Мартин, Том Джонс, Стиви Уандер, Гэри Мур) и т.д. и т.д. — и не просто слушал их, а снимал, разучивал, запоминал, играл, играл со сцены, видел реакцию аудитории и общался с фанатами.

Опыт в целом довольно редкий. Появляется своё, незаёмное представление о вкусах аудитории, о стилевом разнообразии, о возможности делать музыку по-разному.

— Например?
— Для блюза, например, не подходит даже очень хорошее снайперское соло а-ля Питерсон, потому что всё другое: темп событий, типичные идиомы, ладовая система — и ценится не виртуозность, а проникновенность, на грани превращения гитарной мелодии в человеческую речь.

Или вещи типа альбома Эми Уайнхаус Back to Black — такое расслабленное карибское музицирование, которое очень скучно слушать со стороны, потому что роль наблюдателя там не предполагается, музыка делается для удовольствия участников. Альбом я слушал с нарастающим раздражением и так, кажется, и не дослушал до конца, но когда мы некоторые вещи поиграли, в конце концов проникся. Собственно, это в точности тот случай, о котором пишет Барт.

Между прочим, из сравнения разных практик становится ясно, что как раз конкурентоспособную академическую музыку я, может быть, способен сейчас делать менее, чем любую другую, — в ней довольно высокий образовательный ценз, и мне пока есть куда расти.

Наконец, это совершенно неоценимая возможность законно показать средний палец всем тем, кто считает авангардистов занудами и сухарями, не знающими запросов реальной публики.

Ну а о том, что я разобрался наконец в устройстве собственных клавиш, которые до этого много лет лежали дома в пыльном углу, или нормально теперь себя чувствую в окружении пультов, усилителей и микрофонов (конечно, профессиональным звукорежиссёром не стал, но общие принципы работы понимаю и могу всё подключить без фатальных последствий), можно не говорить — это сугубо личные достижения.

— Может быть, пора дать слово другой вашей половине?
— Настоящее время, таким образом, заполнено довольно плотно, поэтому академическая композиция вытесняется в будущее и существует пока в форме не партитур, а замыслов.

Музыка не является языком и не несёт никакого сообщения. Не только потому, что нет никаких кодифицированных музыкальных значений, которые можно было гарантированно передавать, но и потому, что в музыке — обычно на это не слишком обращают внимание — отсутствует наименьшая смысловая единица. Музыкальное поле изначально не проградуировано, какой компонент ни возьми. Это что-то клубящееся, хаотическое, неупорядоченное. Некий хтон, нераздельность, мычание Бога, если хотите. Упорядочить его, проградуировать, соотнести с эмоциональной шкалой и есть работа композитора…

Главный из них, наверное, — большое сценическое сочинение по мотивам войн вокруг проблемы копирайта. Началось оно с проекта постановки в один вечер четырёх-пяти специально написанных мини-опер, минут по пятнадцать каждая; из того проекта я по ряду причин выбыл, но идея осталась, развилась и быстро перешагнула 15-минутный рубеж.

Сейчас я рассчитываю минут на сорок или даже больше; кто и где это будет ставить, правда, неизвестно — там два солиста и хор, три сцены, электроинструменты в оркестре, сюжета особо нет, в персонажах скорее символы, чем люди (пираты, например, имеются в виду, конечно, компьютерные, но по сцене будут ходить настоящие, в характерных костюмах, с повязками на глазах, с деревянными ногами и «Весёлым Роджером», и петь пиратские песни)…

На авансцене — компьютер, рядом с ним гора испорченных CD-болванок, темп задаётся кареткой печатающего принтера, в либретто диапазон отсылок от Бернской конвенции до Лема и Миши Вербицкого и от английской нецензурщины до божественной речи и лозунгов «Весёлого мая».

Музыка соответствующая.

— Глобально! И, должно быть, смешно…
— Надеюсь, что да. Кроме того, я очень хочу доделать до конца «Кадавра». То, что исполнялось на Пифийских играх и лежит в интернете, — это, в киношной терминологии, трейлер, а первоначальная идея была озвучить всю главу до конца.

Выбегалло должен прочесть речь, а кадавр — сожрать всё, что подвернётся под руку, и лопнуть от переедания. Там множество нереализованных пока идей — и собственно музыкальных, и сценических (пожирание стаканов, взаимодействие с публикой и всё такое), так что работы невпроворот.

Наконец, к концу года я должен сделать одну из версий (это коллективный проект) нового саундтрека к «Андалузскому псу» Бунюэля, для живого состава. Исполнение в Москве где-то весной 2010-го.

Остальные замыслы менее конкретные. Когда проводили композиторский конкурс имени Денисова, я придумал идею, но не успел сесть за партитуру — и хотел бы всё-таки сделать её хоть задним числом.

Ещё хочется как-то поработать с вирусными мемами, использовать богатейший материал «Луркоморья» и вообще порождённых интернетом субкультур, зафиксировать мощные сдвиги в языке (в английской литературе это уже делается — есть новеллы, построенные на новой лексике MMORPG, которая, пожалуй, даже дальше от привычного нам современного английского, чем он сам от шекспировского).

Сделать нечто по «Зайцу ПЦ». Высказаться по поводу «Десяти принципов создания германской музыки» Геббельса. Как-то структурно обыграть жанр рекламных отбивок («М-м-м, «Данон»). И так далее, идей очень много.

Беседовал Дмитрий Бавильский




ОТПРАВИТЬ:       



 






«Люди стояли под дождем и слушали музыку»

В Татарстане завершился фестиваль пианиста Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге»

Выдающийся пианист современности так скромен, что не скажет о себе: «Я провёл грандиозный, незабываемый фестиваль, аналога которому нет в России». Впечатлениями поделились звёздные участники форума, который за четыре дня, с 12 по 15 июля, посетили более 40 000 зрителей.

24.07.2018 19:00, Лилия Ященко


30 лет Камерному оркестру Игоря Лермана

Игорь Лерман: «Власти города считали, что слово «камерный» пришло из уголовного мира»

Поводом для интервью стал предстоящий с 12 по 16 июля фестиваль «Летние вечера в Елабуге», где главными героями будут пианист Борис Березовский и Камерный оркестр Игоря Лермана, отмечающий в 2018 году 30-летие.

15.06.2018 20:00, Лилия Ященко


За флажки

Семидесятые годы были не только удивительно спокойным десятилетием в русской истории ХХ века — это было время убожества и скудости. Высоцкий выламывался из него, стоял поперек. Два «мерседеса» и жена-француженка так же возмутительны, как недельные запои, заграничные диски, готовность качать права и дать в морду.

08.02.2018 16:00, Сергей Кузнецов


Возвращение «Возвращения»

XXI фестиваль камерной музыки «Возвращение», Рахманиновский и Малый залы Московской консерватории, 9 – 15 января 2018 года

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», недавно прошедший уже в двадцать первый раз, без сомнений можно назвать одной из добрых московских музыкальных традиций. Цикл из четырёх концертов, раз за разом «возвращающийся» в столицу, несомненно, получил признание у слушателей — билеты раскупаются за несколько месяцев до начала фестиваля, залы на самих концертах переполнены.

28.01.2018 16:00, Артем Пудов


Унесённые ветром революции…

Концерт Бориса Березовского

В ушедшем 2017 году многие концерты были посвящены 100-летию Октябрьской революции. Не стал исключением и клавирабенд Бориса Березовского: пианист преподнёс публике программу поистине аристократическую.

05.01.2018 16:00, Лилия Ященко


Оркестр с молодёжным задором

Московский молодёжный камерный оркестр успешно выступил на фестивале во Франции

Париж перед Рождеством сказочно прекрасен! Именно таким, волшебным и сверкающим, его увидели юные оркестранты Московского молодёжного камерного оркестра, прекрасно выступившие на фестивале «Артистические семьи и династии» / Lignée d'Artistes, который вот уже пятый год подряд проходит в городке Таверни, что в 22 километрах от Парижа.

30.12.2017 16:00, Лилия Ященко


Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

26.11.2017 14:54


«Грезы любви»

Ноктюрн Ференца Листа, посвященный Каролине Витгенштейн

В феврале 1847 года Ференц Лист, знаменитый во всей Европе 36-летний пианист-виртуоз и композитор, давал концерты в Киеве. Одной из слушательниц на концерте в зале Киевского университета св. Владимира была Каролина Петровна Витгенштейн. 28-летняя женщина была женой князя Николая Сайн-Витгенштейна, однако брак этот был неудачным, и после рождения дочери Марии супруги уже несколько лет жили врозь.

08.11.2017 19:00, izbrannoe.com


И медные трубы

VII Международный фестиваль медного духового искусства Brass days приближается к своей кульминации – гала-концерту, который пройдет 4 ноября в Большом зале консерватории. В его преддверии нам удалось встретиться с основателем и художественным руководителем фестиваля Владиславом Лавриком и побеседовать о самореализации, новой музыке и о рыбной ловле.

03.11.2017 00:45, Светлана Остужева


Медь дороже золота?

В Туле проходит VII Международный музыкальный фестиваль медного духового искусства BRASS DAYS

«Вчера в Туле был такой классный концерт! Открыли фестиваль BRASS DAYS под руководством дирижёра и трубача Владислава Лаврика, а солировал пианист Борис Березовский», – услышали мы с дочерью, стоило лишь переступить порог родной музыкальной школы. Вот так-то! Пока мы доехали от Тулы до Москвы на машине со скоростью 120 км/ч, «сарафанное радио» уже известило в первопрестольной о том, что открытие фестиваля BRASS DAYS прошло на ура!

10.10.2017 15:00, Лилия Ященко






 

Новости

Писатель Эдуард Успенский умер в Москве на 81-м году жизни
В Москве на 81-м году жизни скончался известный советский и российский писатель Эдуард Успенский.
Умерла переводчик книг о Гарри Поттере Мария Спивак
Переводчик книг о Гарри Поттере Мария Спивак умерла в пятницу, 20 июля, в возрасте 55 лет.
В Центре шахматной культуры и информации (ЦШКИ) ГПНТБ России пройдет вечер «Корифеи сербских шахмат»
Вечер «Корифеи сербских шахмат», приуроченный к Международному дню шахмат, пройдет в Центре шахматной культуры и информации (ЦШКИ) ГПНТБ России 19 июля. Среди почетных гостей мероприятия ожидаются 10-й чемпион мира по шахматам Б.В. Спасский, а также Чрезвычайный и полномочный посол Республики Сербии в России Терзич Славенко.
В Британии нашли сценарий Кубрика, потерянный 60 лет назад
В Британии обнаружили сценарий Стэнли Кубрика по новелле Стефана Цвейга «Жгучая тайна», считавшийся утерянным. Находку сделал Натан Абрамс, профессор кинематографии Бангорского университета в Уэльсе. Об этом пишет The Guardian.
Проект «Открытая библиотека» представлен на конференции «Петербургские коллегиальные чтения – 2018»
27 — 29 июня 2018 года в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялась 20-ая Научно-практическая конференция на тему: «Интеллектуальная собственность: теория и практика», которую проводила Санкт-Петербургская коллегия патентных поверенных. В ходе работы конференции были рассмотрены теоретические и практические вопросы правовой охраны интеллектуальной собственности и защиты интеллектуальных прав.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.