Подписаться на обновления
26 июняВоскресенье

usd цб 65.5287

eur цб 72.6582

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияВостребованное
образование
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние 
  суббота, 9 января 2010 года, 09.00

Антон Носик: «Не нужно маскироваться под жёлтую прессу»
О различиях между трафикогенерацией и честной рекламой информационных изданий


Антон Носик // РИА Новости
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





«Разница между покупкой трафика и рекламным экспортом новостных заголовков состоит не в том, где висит заголовок, а в том, какова связь между тем, что написано на баннере, и профилем издания. Если ты говоришь рекламодателю, что у тебя сайт деловых новостей, а потом вешаешь баннер с обнажённой женской грудью на Fishki.net, то это и есть покупка трафика».

— Около недели назад Infox.ru написал заметку о том, что газета «Взгляд» больше не ротируется на news.mail.ru, а её место занял BFM.ru. Это правда?
— Вас не удивило, что в этой статье не представлено комментария ни от BFM.ru, ни от Mail.Ru и ни слова о том, что не удалось связаться с представителями обеих компаний? Это не заговор, а просто фантастически непрофессиональная работа с информацией. Примерно неделей ранее на Slon.ru был текст о том, что «Взгляд» действительно перестал покупать трафик на Mail.Ru, и я там этот вопрос комментировал — сказал, что это внутреннее решение «Взгляда», что и где покупать.

Что касается размещения заголовков в разделе «Новости» на портале Mail.Ru, то там долгосрочные рекламные контракты, заключённые разными изданиями на долгие сроки вперёд: «Коммерсантом», «Ведомостями», Slon.ru, Infox.ru. У BFM.ru такого контракта с Mail.Ru никогда не было, нет сейчас и не планируется в будущем — вне зависимости от того, откуда и куда ушёл «Взгляд». Увязка между рекламной политикой «Взгляда» и нашей рекламой — плод чьего-то воспалённого воображения.

Что касается всего портала Mail.Ru как рекламной площадки, то у радиостанции Business FM есть с ними некоторый бартер, который оплачивается не рекламой радиочастоты 87,5 FM, а рекламой нашего интернет-проекта. Только это новость из 2008 года. Когда мы запускали проект BFM.ru, в рамках радийного бартера мы открутили на Mail.Ru многомиллионный бартер графическими баннерами с нашими новостными заголовками (не на news.mail.ru, а на всех разделах портала). В прошлом году Mail.Ru отмечал своё десятилетие и они хотели постоянного присутствия на радио. Там было порядка 40 млн показов. А текущие отношения с порталом у нас весьма скромные — не только по их, но и по нашим масштабам. Наш бренд-менеджер действительно договорился о присутствии наших заголовков на news.mail.ru, но оно совершенно мизерное, не сопоставимое ни с объёмами, которые потреблял «Взгляд», ни с нашей посещаемостью.

— Почему Infox так откровенно наврал?
— У меня есть предположение. Поскольку Infox крупнейший покупатель трафика на Mail.Ru (у него там в два раза больше показов, чем у любого другого сайта), для них это очень важная тема. Видимо, то, что я писал о покупке трафика в своём ЖЖ год назад, так запало им в душу, что они посчитали этот вопрос главной темой современности. Возможно, у кого-то в коммерческом отделе свет клином сошёлся на моей фразе годичной давности. Но они вложили в неё какой-то свой смысл. Последствия этого мифа, вброшенного Infox, — что я будто бы занял место Рыкова — я расхлёбываю до сих пор. Многие пришли меня поздравлять, другие хотели узнать подробности, третьи спрашивали то же, что и вы: написано, что BFM.ru занял место «Взгляда», а я нигде не могу найти вашего баннера.

Когда меня первый раз пришли поздравлять — тогда я и узнал, что прославился благодаря Infox. Я сразу же полез на Mail.Ru, но не нашёл там наших заголовков. Тогда я пошёл к нашему бренд-менеджеру, и он мне сказал, что никакого контракта, аналогичного рыковскому, у нас нет. Второй мыслью было, что кто-то из наших партнёров по обмену таким образом, через Mail.Ru, отдаёт нам долги. Потом уже, когда подняли все наши договорённости, нашёлся человек в промоотделе, ответственный за баннеры на Mail.Ru, и он рассказал, что действительно какая-то ротация и количество показов есть, но это несравнимо со «Взглядом». Получилось так, что в момент выхода проектов Рыкова с площадки Mail.Ru там образовались излишки и в ротации вылез наш заголовок по радийному бартеру. Но обнаружить его было непросто — на то и ротация.

При этом я хочу вам сказать, что у меня нет никаких проблем с рекламированием статей BFM.ru и заголовков на новостном ресурсе под названием news.mail.ru. Прошлогодние скандалы, связанные с покупкой трафика, были вообще не про это. Покупка трафика — это большая индустрия группы сайтов с большим помоечным трафиком, извлекающих основной доход из того, что они позволяют информационным сайтам покупать аудиторию за копейку и продавать по рублю. Это значит выдавать аудиторию, привлечённую к изданию баннером с женской грудью, за аудиторию делового качественного СМИ.

«Новости последовательно отовсюду выдавливаются. Как угодно можно относиться к Гусинскому, но семичасовые новости на НТВ смотрели все, потому что они говорили о том, что реально происходит в стране. Сейчас мы имеем ситуацию пропаганды. Мне не надо смотреть новости: зачем мне знать, что в десятый раз сказал Путин и в сотый — Медведев? Везде одна и та же ковровая съёмка. Но я вижу, что в моей жизни происходят события, отличные от того, что нам показывают по телевизору», — рассказывает Раф Шакиров.

Как верно объясняет в моём ЖЖ Дёма Кудрявцев (генеральный директор «Коммерсанта». — «Часкор» ), проблема с покупкой трафика заключается в том, что ты никогда не знаешь, кто тебя читает, а рекламодатель не знает, какую аудиторию он покупает. И возникает эта проблема в тот конкретный момент, когда в рекламе новостного издания используются порнотехнологии, вводящие потребителя рекламы в заблуждение относительно тематики рекламируемого ресурса.

В колонке Леонида Бершидского (главный редактор Slon.ru. — «Часкор» ) про червя-долгожителя есть список заголовков, которыми рекламируется Slon, и совершенно чётко видно, что если ты ставишь на баннер Ксюшу Собчак, то CTR (процент посетителей данного сайта, кликнувших на баннер, от процента всех посетителей сайта. — «Часкор» ) будет 4,37%, во всех остальных случаях — не больше 2,5%, а в среднем около 1%. Покупка трафика отличается от банального рекламирования ресурса на том же news.mail.ru ровно этим. Рекламируясь, получаешь мало аудитории, зато своей. Покупая трафик, получаешь много аудитории, но она, увы, Ксюшина.

— Значит, размещать рекламу издания на том же козырном месте, на котором был «Взгляд», — это не покупка трафика?
— Применительно к news.mail.ru разница между покупкой трафика и обычным рекламным экспортом новостных заголовков состоит не в том, где именно висит ваш заголовок, а в том, какова связь между тем, что написано на баннере, и профилем издания, который существует в сознании читателей и рекламодателей этого издания. Если ты говоришь рекламодателю, что у тебя сайт деловых новостей, а потом тебя ловят за руку, когда ты повесил баннер с изображением обнажённой женской груди на Fishki.net, то это и есть та самая покупка трафика. Рекламодатель получил не ту аудиторию, которую хотел, потому что эти люди пришли за сиськами, а не затем, чтобы почитать на вашем сайте новости о том, как выросли ставки ЦБ.

— Если среднестатистический новостной сайт пишет на разные темы, в том числе и на те, которые пользуются спросом в массах…
— Этот фокус придумал лет семь назад мой друг Миша Гуревич в его бытность главредом Utro.ru. Тогда ещё не было газеты «Твой день», зато была «Жизнь». Оттуда засасывались материалы в Utro.ru специально для того, чтобы рекламироваться заголовками «Жизни» на внешних сайтах. Но это вопрос редакционной политики — как тебе как главному редактору живётся с тем, что у тебя самые читаемые материалы на сайте взяты из жёлтой газеты? Тут каждый делает выбор сам. Когда я пишу, что в моих проектах этого никогда не будет, это отражает только мою позицию. Я ни Гуревичу, ни Рыкову советов не даю, у них своя голова на плечах.

В статье о черве-долгожителе Бершидский написал, что если мы будем пытаться продавать себя как издание про половую жизнь червя и Киркорова с Галкиным, то вот она, цифра, которую мы получим: CTR — 4,37%. Если мы выносим на баннер то, что мы из себя действительно представляем, то цифры на выходе мы получаем значительно ниже.

— Поправьте меня, если я заблуждаюсь, но чем дальше, тем больше заголовки даже самых качественных новостей приобретают всё больше «жёлтых» элементов.
— Одной из самых удачных рекламных газетных кампаний была наружная реклама «Коммерсанта» десятилетней давности. На билбордах было написано: «Где жена?» Из этого можно сделать вывод, что «Коммерсантъ» пытался привлечь внимание людей, которые ищут спутницу жизни или что-то вроде того... Но мне вообще кажется странным давать такие оценки рекламному креативу.

— Ну, это смотрится скорее как милая шутка.
— Совершенно верно, на самом деле это просто стёб такой, без ущерба для позиционирования... Следующий вопрос, который возникает: в какую сторону содержание издания можно нагибать? Где можно шутить, преувеличивать, где уместна подмена смыслов? Например, если умер человек, сыгравший на гитаре в 70-х годах на одной из магнитофонных записей «Машины времени», а после этого в заголовок на баннере выносится «Умер музыкант «Машины времени» и ставится фотография Макаревича или Маргулиса, то это уже вопрос о том, что допустимо в данной редакции. Есть издания, в которых за такой креатив баннермейкеру выпишут премию за высокий CTR, а в другом издании этого баннермейкера оштрафуют и выгонят.

— В прошлом году на журфаке МГУ был защищён очень хороший диплом, где студент доказал, что пресса в интернете желтеет. И под желтизной он имел в виду именно то, о чём вы сейчас говорите.
— Совершенно правильно написал. О том же статья Бершидского. И Василий Гатов недавно написал на Slon.ru о том, что интернет «попсеет», а с ним «попсеют» и традиционные СМИ. Но здесь мы можем провести полную аналогию с историей грамотности в человеческом обществе, в частности в российском. Если мы возьмём пушкинские времена, то печатное слово, изданная книга предназначалась людям, которым было всё равно, на каком языке её читать — на русском, французском или новогреческом. Это была узкая прослойка, аристократия. Для неё печатались все романы, стихи и пьесы. Вы помните, какими длинными телегами на французском языке открывается «Война и мир»?

Потом грамотность начинает распространяться и число читающих людей растёт лавинообразно — в связи с разными эволюционными процессами. Уровень грамотности переваливает за 90%. Естественно, уровень запросов 90% населения уже не тот, что был у читателей Гомера в оригинале. Поэтому-то наибольшие тиражи получают те издания, которые и не снились Пушкину, типа «Твоего дня». Они и становятся самыми читаемыми.

Это вопрос про то, на какую половину стакана ты смотришь. Можно, конечно, забыть о том, что мы имеем дело с последствиями общенационального повышения грамотности, и у нас появится картинка, что вот человек читал Гомера, а потом у него выпучились глаза, вывалился наружу язык, и он теперь, невнятно мыча, читает «Жизнь». Но это ведь не так. Просто некоторые люди раньше вовсе ничего не читали, а сегодня чтение — необходимая часть их повседневной жизни. И они предъявляют спрос на «милорда глупого». Но из-за этого любителям Гомера в оригинале не стало нечего читать.

— Но тут возникает ещё один вопрос: чего я хочу как редактор и издатель? Я хочу массовой популярности за счёт массовой аудитории?
— Сегодня в Рунете 40 млн человек. При этом заместитель министра связи в 1997 году Булгак фиксировал численность Рунета как 60 тыс. пользователей. А осенью 1998 года был большой спор между веб-издательством «Инфоарт» и остальным интернетом о том, есть ли в Рунете 1 млн пользователей. В те дни даже 100-процентный охват интернет-аудитории не был достаточен для подлинной «массовости».

— Понятно, что тогда аудитория была совершенно другая.
— Да, специфическая, получившая доступ в интернет за счёт своего места работы или нехилой продвинутости в компьютерных технологиях, если это были гуманитарии. Сегодня пользователь интернета в Москве — это любой человек, если он дружит с латиницей.

— Значит, аудитория СМИ в интернете сильно изменилась.
— Возвращаемся к тому, что мы уже обсудили. У редактора есть выбор: он хочет производить дешёвый товар для массового потребления, потому что его амбиции состоят в том, чтобы выжать максимум бабла при минимальных затратах на контент. Или он хочет делать такое издание, которое ему было бы интересно читать самому и главным редактором которого лично ему не стыдно быть. Это свободный выбор, не навязанный никаким рынком и никаким «опопсением» интернета. Выбор, который делают Леонид Бершидский или Иван Засурский, лишний раз демонстрирует, что никто не обязан превращать своё издание в «Твой день».

Если говорить о чисто новостном рынке, где меньше места для искусства, то возьмите Lenta.ru. Там за 10 лет не было ни одного материала, который был бы сделан для того, чтобы на него кликнули, и не было маркетинговых бюджетов. Она получает трафик, только напрямую обмениваясь ссылками с другими изданиями, круг которых оттачивался долгие годы. Поэтому ситуации, когда висит баннер «Алла Пугачёва выходит замуж», ведущий на страницу с финансовыми новостями, там невозможны.

— От такой политики в последние годы издания отказываются уже в массовом порядке.
— Есть два профессионала в интернет-издании: главный редактор, отвечающий за контент, и поставщик трафика, отвечающий за число привлечённых посетителей. Как только первый отпускает вожжи, поставщик трафика использует все приёмы, обеспечивающие максимальный уровень «нагона».

Костяк коллектива молодого интернет-издания svpressa.ru заполнили выходцами из старой журналистской гвардии газеты «Труд». К примеру, главред «Свободной прессы» Владимир Локтев, экс-редактор отдела информации в «Труде», возобновит на электронных страницах svpressa.ru популярную в бумажном издании рубрику «Зона». Кроме Локтева в «Свободную прессу» ушло более 10 перьев из бывшей команды «Труда», а весь коллектив проекта — 25 человек. По словам представителей издания, средний возраст авторов — за 50, а характеристика аудитории — «обычные нормальные люди — и студенты, и школьники, и учителя, и провинциалы, и пенсионеры, и аудитория «Одноклассников», «Вконтакте» и вообще все».

В 2003 году Владислава Бородулина (в то время главред «Газеты.Ru». — «Часкор» ) на секции СМИ на конференции РИФ спросили, как он относится к тому, что все баннеры, которыми рекламируется «Газета.Ru», построены вокруг темы секса? Бородулин сказал то единственное, что мог сказать: мне за них стыдно. И дополнительных вопросов никто не задал, потому что ситуация была предельно понятна. Бородулин возглавил интернет-газету, не имея адреса электронной почты. Глубина его познаний в интернете в тот момент стремилась к нулю снизу. Соответственно, он не мог взять в свои руки эти вожжи и не знал, где они лежат. Вопрос обеспечения посещаемости (как и вопросы дизайна, навигации, вёрстки) он доверил людям, которых считал «специалистами в интернете». Если «специалисты» говорили, что на баннере должна быть расчленёнка с обнажёнкой, а на любую статью с обложки сайта читатель должен попадать не меньше чем в два клика, Влад не спорил: экспертам видней. Но по-человечески ему за эти баннеры было стыдно...

Спустя недолгих 10 лет после Бородулина на рынок вошёл коллега Бершидский, для него это тоже был первый опыт руководства именно интернет-проектом. И он тоже сперва делегировал генерацию трафика «специалистам», а на выходе получил баннер про Ксению Собчак. И немедленно пришёл к выводу, что реклама «Слона» должна быть в прямом редакционном управлении — ведь речь идёт о том, как Slon.ru должен выглядеть в глазах читателей. Об этом он и написал свою колонку про червя. Теперь на редакционных летучках в «Слоне» обсуждается, какими заголовками можно делиться с другими ресурсами.

Арифметика вопроса очень понятна. При CTR в 1% один человек нажал на баннер и прочёл текст, а 99 человек увидели название издания и его заголовок и на этом основании составили своё представление об издании. Так что при CTR в 1% думать надо не об этом 1%, а об остальных 99%. Об этом говорил ещё Тёма Лебедев, создавая рекламную сеть Reklama.ru в 1998 году. Но он-то говорил это про имиджевые баннеры, а людей, которые потом занялись генерацией трафика, ещё в природе не было.

Когда вся эта индустрия трафикогенерации создалась, эти люди были свободны от имиджевых соображений, а их работа оценивалась только по CTR. Поэтому они ни в чём себе не отказывали, рожая порнозаголовки. Сегодня негативные последствия таких заголовков уже доведены до сознания баннермейкеров. А в Lenta.ru им изначально были навязаны очень строгие ограничения.

— А если не брать Lenta.ru?
— У BFM.ru — 1,8 млн посетителей в месяц через год после создания, и безо всякой Ксюши Собчак. Фокус заключается в том, что, когда ты сужаешь свою нишу, ты сужаешь её относительно некоего универсума, который сегодня составляет 80 млн человек для Рунета: 40 — в России, 40 — снаружи. Если ты работаешь для 10% — это 8 млн человек. Пока твоя аудитория в разы меньше этих 10%, ты даже не можешь почувствовать этого сужения.

Поэтому посылка «давайте все будем выглядеть как одна газета «Жизнь», иначе нас никто не будет читать» — ложная. Выживание качественной прессы состоит не в маскировке под некачественную, а в том, чтобы брать за рекламу на своих полосах принципиально иные деньги. И рекламодатель будет их исправно платить, если получит искомую отдачу. А если он её не получит, то никакие мажорные отчёты об успехах трафикогенерации его не удержат.

Беседовала Анастасия Алексеева




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:




Много денег Цукерберга, второй пузырь и слежка спецслужб

Интервью с сооснователем Viber

Viber все чаще называют звездой белорусского IT. О том, как белорусско-израильский мессенджер набрал 370 млн пользователей без единого маркетолога, рассказал сооснователь Viber Игорь Магазиник.

01.08.2014 11:00, Александр Арсёнов


После «Дождя». От продажи контента к сбору контрибуции

СМИ с «идеей» должны продавать читателю не контент - он уже ничего не стоит, - а картину мира, причастность к ее формированию

Отношения медиа с публикой уже меняются в редакционной части – в части производства контента. Общий вектор – от потребления к участию, контрибуции. Авторствующая публика может участвовать сама, и СМИ только выигрывает, если ему удается привлечь публику к участию. Похожая трансформация, видимо, должна произойти в бизнесе. Для СМИ это означает переход к модели социального предпринимательства. Надо продавать потребителю не контент, а возможность участвовать в формировании и распространении повестки дня. Вот что может заменить для будущих СМИ (некоторых из них) очевидно вымирающую подписную модель.

23.10.2013 14:34, Андрей Мирошниченко


Жертвы информационной войны?

Открытое письмо сотрудников арабской редакции «RT» президенту В.В. Путину и ответ главного редактора телеканала

За 8 последних месяцев с телеканала «Русия аль-Яум» («Россия сегодня») была уволена значительная часть редакции. Обеспокоенные сотрудники, уверенные, что это целенаправленное разрушение телеканала, написали открытое письмо президенту. В тот же день в своём ЖЖ главный редактор «RT» Маргарита Симонян опубликовала ответ, в котором обозначила свою позицию по этому вопросу. Она утверждает, что кадровые перестановки не столь масштабны, как описано в обращении, и направлены исключительно на повышение конкурентоспособности канала и увеличение аудитории.

18.10.2013 14:00


«Коммерсант»: кажется, что-то пошло не так

Джинна выпустили из бутылки

Академия журналистики «Коммерсанта» приглашает к слушателям пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова и учит начинающих журналистов работать в стандарте off the record. Пусть сразу привыкают к правильному общению с vip. «...Чтобы журналисты не писали ахинею про них», - говорит бронзовеющий зубр российской журналистики Андрей Колесников. Но самое ужасное, что две журналистки «Коммерсанта», присутствовавшие в академии «Коммерсанта» на закрытой встрече с пресс-секретарем президента, все-таки вынесли на сайт три новости.

01.10.2013 17:30, Андрей Мирошниченко


Как заставить прессу написать о вашей компании?

Семь советов специалиста

Вы стараетесь рассказать рынку о своей компании, но все напрасно: газеты и журналы игнорируют ваши усилия. В чем причина? Как заставить редакции обратить на вас внимание? Узнайте из публикации выпускающего редактора отдела спецпроектов ИД «Коммерсантъ» Ольги Соломатиной.

18.09.2013 13:00, Ольга Соломатина


Визуальное будущее журналистики

«Все эти рассуждения о том, что в интернете никто не читает длинных текстов, в корне ошибочны»

Как СМИ развиваться дальше, какие визуальные истории имеет смысл показывать и что делать с контентом на планшетах и смартфонах? Об этом и многом другом рассказал в интервью Дэвид Кэмпбэл, специалист по визуальной журналистике и автор исследования о будущем журналистики.

16.09.2013 13:37


Как Тед Тёрнер CNN создавал

По общепринятому мнению, Тернер никогда не вмешивался в то, каким образом CNN доносила новости до общественности

В 1991 году американский предприниматель Тед Тернер появился на обложке журнала Time. Он был назван человеком года. Во многом благодаря своей неординарной идее проведения спортивного состязания «Игры доброй воли» между СССР и США. За свою жизнь Тед Тернер сделал многое. Но самым известным его детищем является компания CNN - самая известная новостная компания в мире.

12.07.2013 13:00, Anton Gladchenko


АИИ призвала Президента наложить вето на пиратский закон

Заявление Ассоциации интернет-издателей по поводу принятия закона по борьбе с пиратством

Борьба с пиратством становится реальной отчётностью для отечественного кинобизнеса, позволяя при этом увеличить поток отчислений за кинофильмы иностранного производства, пользующиеся спросом, и «монетизировать» коллекции советской киноклассики, имеющий непреходящую ценность в мире. При этом многие ленты, снятые при господдержке, в условиях жёсткого регулирования в принципе теряют шансы быть увиденными зрителями в небольших городах и на селе, что во многом лишает смысла и сами государственные инвестиции.

28.06.2013 10:45


10 самых популярных блогов в мире, принёсших своим создателям миллионы

По каким бы причинам не был начат блог, он может неожиданно стать успешным и принести своему создателю миллионы долларов

Люди начинают вести блоги по ряду причин: одни могут просто хотеть поделиться с людьми своими мыслями, другие ставят перед собой цель продать определённый продукт или посодействовать его продвижению, третьи таким образом пытаются помочь самим себе. Перед вами — подборка самых успешных и читаемых блогов в мире, которые сделали своих создателей богатыми людьми.

18.06.2013 17:30, Полина Кормщикова


Рекласс: Драма российской рекламы

В поисках утраченного смысла

C самого рождения наша реклама находится под постоянным прессингом – ее все время сравнивают со «старшим братом», заграничным эдвертайзингом. Сравнение это обычно не в ее пользу. По мере ее взросления всегда как-то подыскивались новые оправдания: «… она еще совсем молодая, у них другие бюджеты, у них другие бренды, они тоже делают много бездарного креатива и т.п.».

25.04.2013 11:05, Михаил Дробот






 
 

Новости

Принудительный редизайн
«ВКонтакте» начала обновлять дизайн веб-версии у пользователей
Открытый доступ и инфраструктура чтения
На Форуме Вернадского обсудили проблемы открытой науки.
Плата за посты
Instagram и Facebook задумались над идеей выплаты вознаграждений популярным блогерам
Зеркало пиратов
«Зеркала» пиратских сайтов удалят из поисковой выдачи
Хакер взломал соцсеть LinkedIn
И похитил более 100 млн паролей пользователей соцсети

 

 

Мнения

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Александр Чанцев

Ходячая медитация

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Александр Феденко

Проклятие Колобка

Александр Феденко об антропологии национального бессилия

Отбушевали страсти над выпотрошенным трупом волка из «Красной Шапочки» - поминки прошли в праздничной и торжественной атмосфере. И я приглашаю вас поучаствовать в еще одном ритуальном вскрытии – на этот раз Колобка. Выходит, у нас будет не просто вскрытие, а настоящая трепанация.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

Александр Чанцев

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.