Подписаться на обновления
21 ноябряВторник

usd цб 59.2746

eur цб 69.6654

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПрозрачное
образование
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Право автора  Открытая библиотека 
Елена Мельникова-Григорьева   воскресенье, 26 июля 2009 года, 09:58

АнтиПоттер
Руководство по эксплуатации волшебной палочки: поколение ГП, из чего оно состоит?


// Reuters
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





ГП построен на схеме не магии, но коммерческого успеха. Впрочем, возможно, успех — это магия нынешнего века и есть. Газовая горелка — и то волшебнее.

Сходили на четвертый и пятый фильмы из ретроспективы «Гарри Поттера» (ГП). Профессия обязывает. Преподаватель не может оставаться профессионалом, если не следит за тем, какой массово-культурный контекст формирует мозг новому поколению учеников.

Мне уже говорили мои молодые коллеги и просто уважаемые знакомые, что ГП — это глубокая философская эпопея едва ли не круче Толкиена и т.д.

Я несколько раз честно пыталась одолеть первый том. Мне говорили, что надо заставить себя дочитать до третьего, тогда подсядешь. Не смогла. Слишком «много буков».

Дальше половины первого тома я так и не продвинулась. И в этой половине было достаточно поводов для недоумения: какого чёрта такая шумиха вокруг?

Я посмотрела первых два когда-то, но не прониклась. И всё же моя профессиональная совесть была нечиста, поэтому я решила использовать дешёвые ретроспективные билеты, чтобы заполнить пробел в своём педагогическом опыте.

Иначе как я буду работать, не понимая, с поколением ГП?

Без букв

В кино становится понятно, что книги писались для экрана. Но и к экранной версии у меня остались те же претензии, что и к книге, и кое-что прибавилось.

Киноновинки недели. В один день выходят новый «Гарри Поттер» и комедия «Секс-драйв» (а ещё «Запретная любовь»). Герои фильмов практически одного возраста и озабочены одним и тем же. Да-да, в этой части самого известного очкарика на свете волнует не столько Тот-кого-нельзя-называть, сколько то-от-чего-бывают-дети.

Не отрицаю, что проект ГП имеет некоторые достоинства. Полагаю, что его разработали интеллектуалы-социологи очень высокого класса, и можно предположить, зачем.

Не самый худший языковой контур воспитывается брендом ГП. Там есть здоровая соревновательность, некоторый пафос ученичества — уважения и противостояния учителям, политическая корректность так и прёт, взаимовыручка и взаимопомощь, благородство в поступках, высмеивается пустое аристократическое чванство и порицается бюрократия, прививаются кое-какие хорошие манеры и так далее. Спецэффекты, конечно, дают фантастическую степень правдоподобия волшебного мира.

И всё-таки это очень поверхностно. Можно даже закрыть глаза на то, что многие сюжетные линии не проработаны как следует.

В четвёртом фильме не хватило средств на оцифровку четырёх схваток с драконами, пришлось ограничиться одним триумфом Гарри Поттера. Впрочем, полагаю, что даже не столько средств, сколько воображения прописать четыре разных схватки.

А в пятой серии, например, просто выбросили несчастную Чжоу, которую накормили сывороткой правды. Она оказалась невиновной, но её уже исключили из развития сюжета за одно подозрение в предательстве.

Гэги не цепляются один за другой, вплавленные в непрерывную динамику развития действия, как этому учит нас классика вроде «Индианы Джонса», а вставлены эпизодами с перебивкой малосодержательными разговорами.

Маски персонажей однообразны и не имеют развития. Даже тройка самых главных героев, которые просто-таки физически растут на протяжении эпопеи, мозгами не меняются ни на йоту.

Остаётся совершенно неясным, какова причина противостояния этого Вольдемара, или как его там, регулярным волшебникам. Получается, что он пакостит просто из природной вредности характера.

Ну и так далее.

Без переклички

Но это не главное. Главное — практически полное отсутствие традиции за этим повествованием. Просто трудно поверить, что такой пустопорожний текст произвела на свет англичанка.

Ни капли высокого философского английского абсурда, данного нам в трактатах про Алису и Винни Пуха.

Подумаешь, движущиеся портреты и фотографии! Почему бы не парадоксы пространства-времени?

Мой сын после просмотра пятой части сказал по поводу сеанса волшебного психоанализа, что следующим этапом необходимо было заставить Гарри Поттера перед зеркалом противостоять проникновению в подсознание самому себе, а не только давать копаться у себя в мозгах какому-то декаденту, обиженному тем, что некогда папенька Гарри снял волшебной палочкой с него, с декадента, штаны прямо в воздухе.

Милая такая шутка. Впрочем, Гарри сам такой шлемазл, что это вообще отдельный разговор. Очень мало приложено интеллекта в генерировании этих текстов. Это схема крайне поверхностная, причём, схема не магии, а коммерческого успеха. Впрочем, возможно, это и есть магия нынешнего века.

Без юмора и речи

Практически полностью отсутствует блестящий английский юмор и вообще речевые формулы-мемы, способные запасть в память и развернуться со временем в историю мысли.

В «Принце-полукровке» Гарри Поттер предстает несколько самоуверенным и заносчивым молодым магом, который чувствует себя достаточно взрослым, чтобы не только ухаживать за девочками, но и бросить вызов самому Тёмному лорду. Однако всегда ли он был таким? Давайте вспомним, он как рос. Краткое содержание предыдущих серий…

Интрига нисколько не ориентирована на могучую английскую школу детективной логики. Так, какие-то семейные разборки явно не шекспировского масштаба.

Уже не говоря о высоком шекспировском мистицизме, к которому тоже не грех было бы прикоснуться, учитывая тему обучения магии.

Отсюда и главный вопрос: в какой традиции понимается магия? Какая школа или школы мысли стоят за этими персонажами, мастерами магии?

Магия, магическое искусство, магическое знание — золотая ветвь человеческого языка, пускающая корни к самым истокам культуры. А в «Гарри Поттере» вообще непонятно, откуда берется их волшебство.

Какие силы природы и духа задействованы? Газовая горелка — и то волшебнее. Даже эпопея про Астерикса и Обеликса будет в тысячу раз информативнее на предмет друидов и их практик.

А можно вспомнить для сравнения и русские волшебные сказки для юношества, например, «Мастера и Маргариту» или «Понедельник начинается в субботу».

Особенно изящно расставлены намеки-линки на разнообразные мистические традиции у Стругацких. И Бен-Бецалель упомянут, и Беда Достопочтенный, и Упанишады, и славянские древности не забыты.

Вот это я понимаю — ссылки на мистические традиции разных направлений. Авторы показывают свою осведомлённость даже в вопросе о мистицизме немецкого нацизма. Рассмотрены парадоксы пространства-времени и нарастающей энтропии, ну и так далее.

При этом волшебство не противопоставлено науке, но объединено напряжённым любопытством естествоиспытателей..И всё это с юмором и в незапамятные советские годы, можно сказать, в безвоздушном мистико-информационном пространстве.

Потому что традиция.

А в «Гарри Поттере» мы видим пиротехнические и прочие спецэффекты, имитирующие магическую технику, но абсолютно ничего не говорящие о её природе.

Необходимость сосредоточиться перед произнесением заклинания — вот самая дельная рекомендация по производству магии, которая эксплицитно проговорена в фильме.

Без волшебных палочек и волшебных мётел практически никто ничего не может. Получается, что волшебство заключено в волшебной палочке, а владение ею передается по наследству.

Ну ещё надо выучить руководство по эксплуатации этой палочки, а поскольку програмное обеспечение строго засекречено и защищено авторскими патентами, для освоения инструкций, собственно, и существует закрытое учебное заведение.

Нам показывают только красивые картинки о красивой, недоступной прочим смертным жизни, но проникнуть в эту жизнь по сути не представляется возможным.

Маги презрительно именуют всех прочих маглами. А поскольку оснований для такой презрительной сегрегации как-то маловато в сюжетной основе, то маглы изображены уж совсем полными дебилами и вырожденцами.

Впрочем, и среди магов такие через одного.

Тупо придуманы какие-то волшебные цацки, которые уже продаются в каждом детском отделе. Чудеса сводятся к швырянию противника со всей дури об землю и полётах на метле со сверхзвуковой скоростью.

Тупое перенесение тупой обывательской реальности в псевдоволшебный контекст. То, что чудо вообще-то зарождается на стыках языковых миров, каждый из которых несёт свою правду, свою логику, что владение и управление этими разнообразными логиками и даёт власть над миром, обывателю невдомёк.

И более того, обывателя следует удерживать в этом святом невежестве. Что, не получается чудо? А это потому, что у тебя нет волшебной палочки. Купи палочку.

Впрочем, и это мало поможет, потому что надо родиться в семье волшебников, но почему бы не попробовать помахать палочкой, вдруг получится волшебно?

Конечно, Хогварт — уютное место где-то на севере Шотландии. Прекрасные готические интерьеры и экстерьеры, но не более. Поверхностное, гламурное указание на самое открыточное, туристическое средневековье и прочую архитектурную историю.

Но где, черт побери, обещанные философские глубины?

Ни один вопрос онтологического порядка даже не поставлен. Хотя бы «Матрицу» авторы могли бы посмотреть. Впрочем, я полагаю, что все эти огрехи — огрехи лишь в моём, эстетико-философском поле.

Для манипуляторов, формирующих социальное коллективное тело, подобная редукция культурной памяти может быть осознанным выбором.

Контур ГП — хорошо подконтрольный контур. Маглам, каковыми являются все зрители ГП, внушают уважение и восхищение необычайными возможностями избранных магов.

Магам следует подражать, однако подражать можно только внешне, поскольку см. выше — палочки раздают по рождению.

ГП

Сам Гарри Поттер ни хрена не умеет, кроме размахивания палочкой и полетов на метле. Единственная причина его культа — элементарное пассивное выживание. Главное чудо — выжил!

Ну вообще-то возразить трудно, жизнь — это чудо, но ведь не только Гарри Поттерово. Собственно, это моя претензия и к Христу. Мало ли народу распяли по Аппиевой дороге?

Мало ли матерей и отцов потеряло своих сыновей в пытках, превосходящих любое человеческое воображение? Почему только один — Сын Бога? Если верить Ему, все мы Его дети.

По какому признаку один становится избранным? Гарри Поттер проецируется на весь этот класс избранных, страдающих, умирающих и возрождающихся богов.

Но в очень слабом, смягчённом, обывательском варианте. Его, конечно, подвергают всяческим унижениям, как и положено очередной инкарнации Золушки.

Всё, что с ним происходит, от него вообще никак не зависит. Он даже палочку успевает выставить только в самый последний момент, когда уже совсем кранты.

Единственное его настоящее достоинство — он жалостливый верный друг.

Тут мы подходим к подлинной позитивной программе, заложенной в проект. Главные заповеди, которые должен усвоить воспитуемый на этом материале — не предавай друзей, не убивай, не мучай и не манипулируй другими. Остальное не суть важно.

Нормально. В сухом остатке вполне лояльный социальный контур. Тут неприятно только одно: сокрытие самого механизма манипулирования сознанием олухов и шлемазлов, которые будут сидеть за партой и до одурения размахивать своими бессмысленными палочками.

Я, правда, не видела нового шестого фильма. Возможно, что в нём раскрываются все тайные механизмы управления магией и людьми. Но что-то я сильно сомневаюсь.

Кто вообще запустил этот проект? То, что накатала Роулинг, мог накатать шестиклассник, во всяком случае, шестиклассник советской общеобразовательной школы.

Это никакая не литература, это коммерческая программа по формированию определенной категории социальных тел. Коммерческий успех ещё одной Золушки, простой английской домохозяйки, демонстрирующей материальные преимущества системы копирайта и раскрутки.

Роулинг -— подставная фигура, как и все прочие голливудские звёзды. Звёзды получают несообразные ни с чем суммы, несообразные никакому вложенному труду.

Зачем? Я полагаю, что с тем, чтобы выстроить и крепить ту самую систему финансовых пирамид успеха, стягивающих средства неуклонно к вершине.

Ты сиди ровно, ни о чём не беспокойся, в один прекрасный день ты накатаешь какую-нибудь ерунду или столкнешься с именитым режиссёром в дверях ближайшего супермаркета, и пойдешь, пойдешь в гору, оставляя далеко внизу идиотов, которые не догадались оказаться в нужное время в нужном месте.

И я просто не понимаю, почему именно это посредственное произведение вызывает такие восторги уважаемых мною собеседников. До сих пор мне никто толком не объяснил, в чём глубина и высота этого текста.




ОТПРАВИТЬ:       



 






Александр Молочников: «В светских мероприятиях мало человеческого – это чисто бал сатаны»

Режиссер фильма «Мифы» – о московском бомонде, неоднозначном юморе и артистах, которых знает вся страна

По количеству звезд на один экранный метр «Мифы» обходят все российские фильмы, вышедшие в этом году. Единственный актер, лицо которого окажется зрителям незнакомым, – это исполнитель главной роли Яннис Пападопулос. Он играет грека, которого судьба забрасывает в зимнюю Москву. По чистой случайности новоявленный Одиссей попадает на вечеринку с участием столичных небожителей и тут же находит для каждого из них аналог в древнегреческих мифах. В кадре мелькают Иван Ургант, Федор Бондарчук, Паулина Андреева, Милош Бикович, Максим Суханов, Виктория Исакова, Сергей Безруков и еще десяток знаменитостей. Эту впечатляющую актерскую команду собрал 25-летний Александр Молочников, актер и режиссер, на счету которого – три спектакля в МХТ им. Чехова. «Мифы» – его дебют в большом кино.

18.11.2017 19:00, Ксения Реутова


Эвтаназия страны и людей

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

17.11.2017 18:00, Александр Чанцев


Почему мои дети не любят советские мультики

В советских мультиках нет детей. Там — маленькие взрослые, решающие взрослые проблемы

Сценаристы и писатели заложили в мультфильмы вовсе не воспитательный оттенок «будьте собранными, ребята, а не как эти», а напротив — крик души детей, потерявших детство и радость. Какой образ семьи мы видим в советских мультиках? Часто это семьи «однодетные», где замотанные родители с утра до ночи трудятся на предприятии, а ребенок предоставлен сам себе и часто обслуживает дом, при этом без надежды получить хоть каплю внимания и теплоты от родителей.

13.11.2017 09:00, Алеся Лонская


Революция 2.0

Фильмы ММКФ-2017, на которые не жалко потратить время

В прокат вышел «Последний вальс» – удивительная документалка о гениальном композиторе Олеге Каравайчуке, на которой запечатлен последний год его жизни. Кроме того, сегодня в Москве к столетию революции покажут «Раскалённый хаос» Сергея Дебижева. В связи с этим подвожу запоздалые итоги ММКФ-2017. Очень коротко – хит-парад просмотренных фильмов, моя субъективная оценка и еще пара строк.

11.11.2017 16:00, Павел Пересветов


Синематека столетней выдержки с каспийской «дорогой жизни»

В подмосковном поселке Белые Столбы состоялся XХI фестиваль архивного кино Госфильмофонда Российской Федерации, посвященный двум тематическим событиям — 100-летию Февральской и Октябрьской Революций.

07.11.2017 16:00, Ульви Мехти


Все фильмы Кристофера Нолана

Умное кино для души и разума

Обычно искусство противопоставляют коммерции, но только не в случае Кристофера Нолана. Став одним из самых кассовых фильммейкеров современности, он сохраняет статус режиссёра авторского кино, воплощает в своих картинах личное художественное видение и восхищает миллионы зрителей.

06.11.2017 19:00, cameralabs


«Бегущий по лезвию» Ридли Скотта

Как создавался один из шедевров XX века

Фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» вышел 35 лет назад, когда еще не было ни интернета, ни мобильных телефонов, а люди не задавались вопросом об этичности использования искусственного интеллекта на благо или во вред человечеству. «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» – научно-фантастический роман Филипа Дика, легший в основу сценария будущего киношедевра, во многом отличается от оригинала.

02.11.2017 19:01, Мария Молчанова


Алиса Хазанова: «Энергия дебютантов может свернуть горы»

Актриса и режиссер фильма «Осколки» - об английском языке, зыбкой реальности, творческих амбициях и нестандартной внешности

«Осколки» — режиссерский дебют Алисы Хазановой, камерная англоязычная история о женщине и двух мужчинах, застрявших в дизайнерских интерьерах нью-йоркского отеля. Застрявших в буквальном смысле: петля времени постоянно сводит их друг с другом.

30.10.2017 19:00, Ксения Реутова


От Джима Керри до Юрия Никулина

10 актеров, преодолевших привычное амплуа

Карьера многих актеров порой складывается так, что они становятся «заложниками» однажды созданного образа. Вспоминаем несколько ярких примеров того, что бывает, когда исполнитель хочет изменить свое амплуа.

28.10.2017 18:00, Павел Орлов


Борис Хлебников: «Я не верю в идеального героя»

Режиссер фильма «Аритмия» — о юморе врачей, медицинской реформе и увеличении громкости в российском кино

«Аритмия» задумывалась как романтическая комедия о молодой паре, которая решает развестись, но не может разъехаться, потому что квартира проплачена на три месяца вперед. Однако когда у персонажей появилась профессия, замысел изменился. Герои стали врачами, а фильм из легкомысленного ромкома мутировал в драму — лучшую в этом киносезоне и, возможно, лучшую в году. Картина Бориса Хлебникова в июне завоевала гран-при на сочинском «Кинотавре», а исполнитель главной роли Александр Яценко был признан лучшим актером. Теперь дело за зрителями: «Аритмия» выходит в широкий прокат.

11.10.2017 19:00, Ксения Реутова






 

Новости

«Открытая библиотека» в Добролюбовке
10 ноября в Архангельской областной научной библиотеке имени Н. А. Добролюбова состоялась презентация проекта «Открытая библиотека», проведенная координатором проекта Наталией Трищенко и президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским. Участники узнали о возможностях взаимодействия с вики-проектами, условиях участия в конкурсе, новых правовых и технологических инструментах предоставления открытого доступа, а также определении срока перехода произведений в правовой режим общественного достояния.
Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Йошкар-Оле
7 ноября проект НП «Викимедиа РУ» РЦ «Открытая библиотека» был представлен в Национальной библиотеке им. С. Г. Чавайна Республики Марий Эл. Мероприятие для сотрудников библиотек провели директор НП «Викимедиа РУ» Владимир Медейко и активист «Википедии» Дмитрий Рожков. Участники мероприятия не только узнали о новых правовых и технологических инструментах открытого доступа и проектах партнерства, обеспечивающих открытую публикацию произведений науки и культуры, но также получили экземпляры пособия, специально подготовленного в рамках ресурсного центра.
Проект «Открытая библиотека» представлен в Тюмени
2 ноября в информационно-библиотечном центре Тюменского государственного университета состоялся мастер-класс для представителей вузовских библиотек, который провели президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и координатор проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека» Наталия Трищенко. Основными темами мероприятия стали: использование открытых лицензий в библиотечной деятельности, особенности текущей системы авторского права в России, опыт открытия доступа к библиотечным коллекциям, повышение видимости оцифрованных массивов в интернете, а также возможность участия в проекте «Открытая библиотека».
НП «Викимедиа РУ» издало пособие для библиотекарей

Издание содержит рекомендации по использованию открытых лицензий и публикации произведений в режиме открытого доступа
Пособие подготовлено в рамках проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека», основная цель которого состоит в организации правовой и методологической поддержки библиотек для открытия доступа к общественному достоянию. В настоящий момент множество произведений науки и культуры нельзя найти в интернете, однако издания, срок охраны авторских прав на которые уже закончился, можно и нужно оцифровывать, и библиотеки могут сыграть ведущую роль в этом процессе.

НП «Викимедиа РУ» запустило сайт проекта «Открытая библиотека»
Ресурсный центр для библиотечных работников Открытаябиблиотека.рф создан в рамках одноименного проекта партнёрства. Он предназначен для организации правовой и методологической поддержки библиотек по вопросам размещения в открытом доступе произведений, перешедших в правовой режим общественного достояния, а также использованию открытых лицензий. Сайт разработан командой проекта на основе вики-движка, его функционирование могут поддерживать любые участники проектов «Викимедиа».

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.