Подписаться на обновления
13 декабряЧетверг

usd цб 66.4225

eur цб 75.2168

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
  понедельник, 13 мая 2013 года, 17:45

Инструмент и только
Юрий Чехович: «Против нас даже Femen выступили - главная рекламная площадка страны, да ещё и бесплатно!»


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Как появилась программа «Антиплагиат», как она развивалась и чем является сегодня –«Часкор» поговорил с Юрием Чеховичем, генеральным директором компании Forecsys, разработчики которой в 2005 году создали продукт, помогающий российским вузам отслеживать качество студенческих и научных работ.

Юрий Чехович — генеральный директор ЗАО «Форексис», выпускник факультета управления и прикладной математики Московского физико-технического института. В 2002 году окончил аспирантуру факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова, а в 2004 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата физико-математических наук. С 2000 года работает в компании Forecsys.

— Давайте начнём сначала: откуда пошёл «Антиплагиат»?
— В 2005 году в компанию Forecsys(отечественный производитель программного обеспечения, организованный на базе Вычислительного центра РАН) обратился ректор МИЭМП Артемий Никитов с просьбой помочь в решении следующей проблемы: студенты прут рефераты из интернета, а на проверку уникальности текста вручную, когда ты загоняешь каждую строчку текста в поисковую строку, уходит колоссальное количество времени; необходимо создать ПО, которое облегчало бы преподавателям процесс проверки уникальности текстов студентов. Мы оглянулись на Запад и обнаружили достаточное количество продуктов, способных решать такие задачи. Однако западные разработчики в то время выходить на российский рынок с подобными продуктами не торопились. А нам задача показалась интересной, решили попробовать. По сути,«Антиплагиат» - это текстовый поисковик, в видовой классификации софта - близкий родственник больших поисковиков, таких как Яндекс или Google. Мы сделали ПО, создали компанию, придумали слово «антиплагиат», которое оказалось весьма удачным, и работаем. Само название в итоге переросло в прямое назначение продукта, став обозначением явления борьбы с заимствованиями в целом.

— Но звучит-то оно действительно широко, и с анализом только научных работ не ассоциируется, мне кажется?
— Исследования, которые позволяет проводить это программное обеспечение, ориентируются только на анализ текстового контента. Мы не занимаемся картинками, звуком и т.д. А задача с текстами решается за разумное время, в разумных объёмах и, главное, помогает решать огромную проблему в образовании и в науке, на наш взгляд. Мы же выросли из ВЦ РАН, и в каком-то смысле эта работа является и кадровой, и идейной подпиткой. Количество диссертаций, кандидатских и докторских растёт год от года. Спрашивается, на чём оно растёт, где научные успехи, обеспечивающие такой рост диссертаций? В семидесятые, восьмидесятые, девяностые годы диссертаций защищалось гораздо меньше, а сейчас, если судить по количеству диссертаций, получается просто невиданный подъём научной мысли.

— Какие конкретно образовательные проблемы удаётся решать «Антиплагиату»?
— Очень просто. Ключевая проблема - обнаружение несамостоятельности автора при подготовке письменной работы. То есть это не плагиат, в том смысле, который вложен в понятие законодательными нормами: краденые идеи, изобретения и т.д.Мы говорим лишь о самостоятельности работ и выводов студента, учёного, научного коллектива. В случае студенческой работы несамостоятельный продукт ставит под сомнение знания и навыки автора, в случае научной работы - под сомнение попадает заявленная учёным квалификация, со всеми вытекающими, а в случае коллективных научных разработок поднимается вопрос об эффективности расходования средств. Кстати, ключевым в подготовке несамостоятельных работ является именно экономический вопрос.

— Как так?
— Давайте прикинем, сколько могут зарабатывать те, кто пишет работы на заказ. Цены на сайтах, предлагающих вам рефераты, дипломы, диссертации и прочее - от нескольких десятков рублей за страницу. Пусть в среднем будет сто рублей страница. Любой, кто что-то писал сам, знает, что если очень напрячься, за день можно написать страниц десять уникального текста максимум. И это в очень удачный день! Такими темпами за месяц без выходных очень квалифицированный человек может заработать сумасшедшие 30 000 рублей. При этом есть еще расходы – компьютер, интернет, расходники и прочее. Выжить с такими ценами не получится. Отсюда простой вывод: «работы под заказ» не пишутся, а компилируются из других работ. Этот путь, с одной стороны, делает этот бизнес доходным. Но, с другой стороны, позволяет системе «Антиплагиат» обнаруживать эти компиляции.

Система «Антиплагиат» работает с полной загрузкой с 2005 года. И все это время никто не пытался приписывать ей (или, по существу, компьютерной программе) сверхъестественные качества, такие как, например, выдача экспертных суждений о том, что где-то обнаружен плагиат и уж тем более определение правых и виноватых. Уверен, ученые меня поддержат, что решение такой проблемы представляется интереснейшей научной задачей, но ее еще кому-то предстоит поставить и решить. На текущем же отрезке времени оценку студенту всегда ставит преподаватель, при этом используя доступный инструментарий. Именно таким инструментом и была задумана и создана система «Антиплагиат».

С научными работами всё куда сложнее, стоимость их исчисляется тысячами долларов и сроки их написания несопоставимы. Понятное дело, что существует и рынок «качественного написания» диссертаций, когда нанимается «научный раб» и он пишет работу для конкретного «автора» - такую историю вскрыть практически невозможно. Разве что настоящий автор сам заговорит, чего не происходит никогда. Стоимость работ начинается от десятков тысяч долларов, в силу уникальности текстов, вычислить их невозможно, а, учитывая стоимость, на общем фоне несамостоятельных работ их количество мизерно.

Наша цель – убрать из общепринятой практики хотя бы поточное производство «студенческих» и «научных» работ – это будет уже серьезная победа. Вообразите, до того как был создан «Антиплагиат», две трети работ, которые студенты приносили в вузы, создавались за несколько минут: выкачиваем из интернета, меняем титульный лист, несём преподавателю.

А сейчас преподаватель, загрузив работу в «Антиплагиат» и получив отчет, за несколько секунд обнаружит такое творчество и не примет работу. При этом, естественно, преподавателю необходимо не только посмотреть на «процент плагиата», но и проанализировать качество заимствований. Заимствования могут быть вполне правомочными. Антиплагиат, кстати, помогает в этой деятельности. Например, цитаты из законодательных и нормативных документов, подсвечиваются в отчете особым образом, ведь в юридических текстах без таких заимствований обойтись практически невозможно.

— Программу уже пытались обманывать недобросовестные пользователи? Известны случае мошенничества с заменой буквы О на ноль в госпорталах при объявлении о тендерах…
— Конечно, пытались обмануть. Сначала пробовали ставить точки после каждого слова и красить их в цвет фона. Или разбивать предложения пополам. Пробовали даже с помощью нехитрого софта объединять несколько слов в одно, вместо пробела вставляя буквы белого цвета – конечно, это может вызывать вопросы у преподавателей, если включён словарь – он высвечивает орфографические ошибки. Ну и, наконец, для тех преподавателей, которые вообще не читают работы, есть особый метод в виде «двойного гугла» - машинного перевода на английский и обратно. Считается, что плагиат теряется в переводе. В общем, поверьте, эта битва никогда не останавливается, но самые очевидные дырки мы уже закрыли благодаря изобретательным жуликам-первопроходцам. Это, кстати говоря, даёт нам определённую устойчивость на рынке, в том числе при работе как с новыми продуктами, так и с русскими версиями глобальных сервисов, которые ранее не хотели выходить на русский рынок – но теперь, возможно, передумают. Мы будем рады: чем больше инструментов, тем сильнее мотивация к развитию продукта у наших разработчиков.

— Ну и как вы справляетесь с этими жуликами?
— Для того, чтобы пресекать такое «новаторское» жульничество, мы используем несколько разработок, начиная от языковых статистик до исследования и анализа частоты встречаемых сочетаний букв. На самом деле лингвистический анализ – это сфера, в которой есть серьёзные наработки. Помните, когда были споры по авторству произведений Шолохова? А ведь это не единственный случай. Но мы ещё далеки от финала в этой истории, развитие продукта продолжается.

— Прежде чем приступить к созданию продукта, ваши коллеги оглянулись на западный опыт. Что там?
— ам эта тема существует с конца XX века. Мне известно несколько десятков подобных продуктов. Например, TurnItIn компании IParadigms - один из самых распространённых в мире продуктов, работает с текстами на английском. Вот как раз по поводу диссергейта они приезжали к нам, изучали, что тут происходит, заинтересовались выведением своего продукта на российский рынок. Есть ряд продуктов на национальных языках других стран: в Швеции - на шведском, в Германии - на немецком четыре крупных проекта существует, есть испаноязычные продукты. В общем, тема во всём мире развивается очень активно.

Подобное ПО - необходимый инструмент цифрового века, мы никуда не денемся от этого. Если заказчика, кем бы он ни был, интересует качество вашего текстового продукта, только с помощью подобного инструмента он сможет его проверить. Публикация дипломов и диссертаций и открытая возможность их проверить ставит серьёзный заслон на пути некачественных знаний и липовых квалификаций. Необходимость инструмента обусловлена простотой и скоростью, с которой сегодня любой желающий может сварганить себе хоть курсовую работу, хоть докторскую диссертацию.

— Сколько учебных заведений сегодня пользуются вашим ПО?
— На конец марта у нас было 163 вуза среди подписчиков. Это, в основном, Россия, чуть-чуть Казахстан и Киргизия. Первые пять лет своей работы проект «Антиплагиат» отвоевывал свое право на существование. Мы просто общались с вузами и доказывали, что такой инструмент является неотъемлемым в учебной процессе. Нас в этой работе поддерживала Высшая школа экономики - на данный момент наш старейший клиент. Ситуация сдвинулась с мертвой точки в 2010 году, когда у нас собралось около 15 вузов, в конце 2011 их было уже 45, на конец 2012 - чуть больше 140. Сегодняшняя цифра еще выше. Если по количеству вузов она не очень большая, в стране их около полутора тысяч, но в 163вузах, которые стоят на обслуживании у нас, обучается в общей сложности более двух миллионов студентов, речь идёт об очень крупных учебных заведениях. На сайте можно посмотреть список. В сутки сегодня «Антиплагиат» проверяет порядка ста тысяч документов.

— Но вот программа и в политику влезла. Или политика сама нарвалась?
— Ну программе-то всё равно, какой текст проверять. У нас больше полумиллиона зарегистрированных пользователей, в секунду проверяется иногда несколько десятков работ.И кто куда влез - сказать невозможно. Я думаю, что все эти обнаружившиеся работы, по поводу которых нынче разгорелись скандалы, журналисты или блогеры изначально обязательно проверяли через «Антиплагиат».У нас все-таки самая обширная база.

Но есть нюанс: часть скандалов, которые пошли в прессу, на поверку оказались несостоятельны. По крайней мене с точки зрения анализа текста работы. То есть, первоначальная проверка c помощью «Антиплагиата» показал некоторое количество совпадений, но если смотреть глубже, оказывается, что эти совпадения не являются плагиатом. В таком анализе важно не только то, оформлены или не оформленны ссылки, а в какой последовательности публиковались работы, текст которых отображён в проверяемом документе, не является ли автор текста автором источников заимствований и т.д.. Автор докторской диссертации может, например, заимствовать из своей же кандидатской. Машина проанализировала и выдала результат: «данный фрагмент текста совпадает вот с этим фрагментом из базы данных «Антиплагиата», но только эксперт, проверив всю выдачу, может дать окончательное заключение. И вот этому заключению можно доверять полностью и только с ним можно затевать судебное разбирательство и выносить решение о лишении степени.

— В чём претензия Бурматова?
— Об этом лучше спросить у него самого. Я лишь могу сказать, что наша компания обратилась в суд с иском. Кстати, против нас даже Femen выступили - главная рекламная площадка страны, да ещё и бесплатно! На их плакате было написано: «Антиплагиат - инструмент сексуальных домогательств!» - вот как.

— Как развиваются отношения «Антиплагиата» с официальными госструктурами?
— сентябре прошлого года Медведев выступил в своём видеоблоге, где призвал повысить качество образования, публиковать студенческие и научные работы, тщательно проверять дипломы и диссертации на плагиат и т.д. В связи с этим были даны поручения министерству образования и науки, министерству связи, министерству культуры и открытому правительству к декабрю подготовить предложение. В этот момент министерские чиновники и обнаружили, что «Антиплагиат» уже давно существует. Правда, изначально они думали, что существует он как природное явление, которое ещё нужно лицензировать и регулировать. Но мы-то существуем официально, всё уже давно есть и работает. Нас приглашали на разные заседания, где мы подробно объясняли что это и с чем это едят, дали список вузов, которые давно уже системой пользуются. А в январе появилась информация, что 11 «учёных», по результатам этой проверки будут лишены полученных ученых степеней.

И на фоне шума в прессе, все, наконец, осознали, что теперь (а на самом деле давно!) можно взять любую диссертацию и проверить её на подлинность. И понеслась вереница разоблачений, причём среди них приличное количество совершенно непроверенных утверждений, повторюсь, когда люди просто поленились заглянуть дальше первой выдачи.

— Позиция РАН и Минобрнауки как-то во всех этих спорах стала уже совсем непонятна, как её видите вы?
— От РАН выступил только главный учёный секретарь президиума Владимир Иванов, который высказался в том духе, что окончательное заключение о качестве научной работы должен выдавать научный совет, а не дилетанты. И в его высказывании каких-то нападок конкретно на программу не было. Игорь Федюкин от Минобра высказался примерно так же. Самое интересное, что мы всегда последовательно настаивали именно на таком подходе: окончательное заключение о факте плагиата или его отсутствии может сделать только эксперт.

— Антиплагиат способен поставить под сомнение эффективность российских вузов?
— Да нет же. За эффективность вузов работодатель голосует рублём.

Анализ ситуации вузах Российской Федерации показывает, что практически все ведущие научно-образовательные учреждения в той или иной мере используют системы обнаружения незаконного заимствования. В среднем по оценке вузов процент студенческих работ, с выявленными признаками плагиата, составляет от 5 до 10%, при этом наибольшая часть таких работ приходится на дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла. Чаще всего плагиат выявляется в курсовых работах первого и второго года обучения и составляет от 5 до 7%. По оценке разработчиков систем эта доля в несколько раз выше. Author] Плагиат в России: что делать?

Выпускника физтеха МГУ или Вышки возьмут на работу с удовольствием, а выпускника заборостроительной академии брать не будут - вот и вся эффективность. В общем-то эффективность вузов такая же размытая и непонятная история, как ПРНД (показатель результативности научной деятельности). Когда учёные должны каждый год заполнять форму, где отражены их публикации за предыдущий год, участие в конференциях, преподавательская работа, гранты и прочее. В результате всё это измеряется по определённой шкале, тебе начисляются баллы, которые после выливаются в определённые финансовые бонусы. Тут же возникла группа людей, которые работают специально на эти баллы. Но к науке это не имеет никакого отношения.

— А для кого на самом деле существует ваш продукт в первую очередь.
— В образовании можно выделить, условно, управленцев, преподавателей и студентов. В принципе, Антиплагиат создавался по заказу управленца из вуза для того, чтобы повысить качество работы преподавателей и качество учебного процесса у студентов, но преподавателям продукт тоже облегчает жизнь, равно как и студентам – при условии, что они способны проверить себя сами. Ведь неправомерное заимствование по сути криминально из-за отсутствия указания на источник. В конечном счёте мы работаем на повышение уровня научно-образовательных процессов в стране, в том числе через внедрение культуры научного цитирования.

Антиплагиат: год за годом

200520062007200820092010201120122013 (прогноз)

Количество проверок, тыс. в год0,6119518250140274094686111 011>15 000

Зарегистрировано некорпоративных пользователей3318 72131 64563 88373 52684 213119 429128 136>140 000

Зарегистрированных некорпоративных пользователей, всего3318 75440 399104 282177 808262 021381 450509 586>650 000

Среднемесячная аудитория зарегистрированных некорпоративных пользователей7 29512 66516 01716 83822 056>27 000

Годовая аудитория зарегистрированных некорпоративных пользователей52 10083 009101 914120 302146 165200 000

Вузы-клиенты1654130200

арегистрированных корпоративных пользователей58 43885 172120 000


Состав и размеры коллекций на 1 мая 2012 года

Интернет-коллекция: свыше 40 000 000 существенно уникальных документов

Коллекция полных текстов авторефератов и диссертаций РГБ: свыше 700 000 документов – практически все диссертации защищенные в России с 2000 года.

Коллекция нормативных и юридических документов Лекспро: свыше 7 000 000.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Шесть вопросов об открытой науке. Часть 2

О плате за публикацию статей и «зеленом» открытом доступе

Ричар Пойндер, журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки, продолжает рассуждать о том, почему ученые отказываются размещать научные публикации в институциональных репозиториях, какое влияние на движение окажет платформенный капитализм и как будет развиваться открытый доступ в ближайшее десятилетие.

31.08.2018 13:00, Richard Poynder


От открытости к качеству

Почему в информационном обществе так важен открытый доступ

«Научный корреспондент» был запущен 3 года назад, с тех пор к проекту присоединилось уже 12 университетов. Рассказываем тем, кто не успел принять участие, в чем смысл проекта и почему открытая публикация выпускных квалификационных работ имеет критическое значение для российской системы высшего образования.

30.08.2018 16:00, Ольга Кареева


Шесть вопросов об открытой науке. Часть 1

О недоверии к ученому сообществу, открытом лицензировании и «бронзовом» открытом доступе

Журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки Ричард Пойндер рассказал о том, какие проблемы переживает современная система научной коммуникации, может ли «бронзовый» доступ называться открытым и как различные дисциплины влияют на развитие движения.

30.08.2018 13:00, Richard Poynder


«Денег всегда не хватает. Это закон денег»

Интервью с исполнительным директором НЭИКОН о будущем информационного обеспечения науки

Александр Кузнецов: «На наш взгляд, та система доступа к научной информации, которая существует сейчас, несправедлива. Идея открытого доступа не потому хороша, что всё бесплатно и доступно, а потому, что она более честная».

29.08.2018 13:00, Наталия Трищенко


«“Научный корреспондент” — это проект для вузов-лидеров»

Как практика открытой публикации может повлиять на работу университета

Координатор проектов Ассоциации интернет-издателей Наталия Трищенко рассказала об истории появления проекта «Научный корреспондент» и планах по его дальнейшему развитию.

28.08.2018 13:00, Анна Иванова


Оперативность, защищённость, качество

Руководитель ГПНТБ России Яков Шрайберг о ключевых условиях развития открытого доступа к науке

Несмотря на то, что открытый доступ уже стал одной из ключевых тенденций развития научной коммуникации, многие его аспекты всё ещё вызывают вопросы и недоверие со стороны научного и библиотечного сообщества. О том, чего не хватает для развития открытой науки сейчас, «Частному корреспонденту» рассказал генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России Яков Леонидович Шрайберг.

27.08.2018 16:00, Наталия Трищенко


Цитируют редко, рецензируют плохо, копируют часто

Интервью с Алексеем Скалабаном о проблемах распространения информации в научном сообществе

Международный эксперт НЭИКОН Алексей Скалабан рассказал «Частному корреспонденту», почему деятельность научных журналов должна регулироваться специалистами, как открытый доступ влияет на цитируемость материала и кто такие «хищники» среди научных журналов.

27.08.2018 13:00, Наталия Трищенко


Следующее поколение ученых

Интервью с президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским

Наука должна состоять из молодых людей, у которых есть амбициозные проекты, которые стараются на основании источников, экспертизы, данных, общения с практиками выстраивать новую картину мира, искать ошибки в традиционных теориях и делать новые открытия – формировать картину мира ХХI века.

25.08.2018 19:56, Наталия Трищенко


Человек, который вышел из пещеры к свету

Как, когда и почему образование стало для нас ценностью

Мы привыкли к тому, что быть образованным — это правильно. Хорошо, модно и полезно, практически как быть богатым и красивым. Точнее, даже не так — мы привыкли к тому, что это нормально. А вот необразованный человек вызывает у нас недоумение: сразу хочется задать ему вопрос, как же его так угораздило и на что он будет теперь жить. Но на то и существует наука история, сдувающая пыль с прошлого, чтобы лучше понимать настоящее и не без опаски заглядывать в будущее. Как, когда и почему книжное слово и образование превратилось в одну из базовых ценностей?

25.08.2018 13:00, Игорь Лужецкий, knife.media


Научные стратегии

Российские университеты нарастили количество научных публикаций, но снизили их качество

Времена тотального доминирования китайцев в «мусорных» журналах, публикующих за деньги любую «научную» работу, могут остаться в прошлом.

23.08.2018 13:00, chrdk.ru






 
<font size=2>Прозрачное<br>образование</font>

Новости

Школьники пострадали в Волоколамске из-за выброса газа на свалке «Ядрово»
Ведомости: более 200 человек собрались у больницы и требуют ввести режим ЧС в школах и детских садах.
Менее 10% российских вузов публикуют выпускные квалификационные работы выпускников
Ассоциация интернет-издателей опубликовала исследование «Практика и платформы открытой публикации учебных работ в российских вузах».
Публикация ВКР для специалистов и магистров станет обязательной
Внесен законопроект «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О рекламе" и статью 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», в соответствии с которым предполагается обязательная публикация выпускных работ студентов специалитета и магистратуры.
Проект «Научный корреспондент» представлен на конференции «Антиплагиата»
27 октября в Липецке в рамках международной научно-практической конференции «Обнаружение заимствований – 2017», проводимой компанией «Антиплагиат», состоялась презентация проекта «Научный корреспондент». Об инициативе по открытой публикации выпускных квалификационных работ студентов российских вузов рассказал президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.
Продолжается прием заявок на участие в Общероссийском гражданском форуме-2017
V Общероссийский гражданский форум «Диалог. Солидарность. Ответственность» пройдет 25 ноября в Москве, в гостинице «Космос». В этом году Форум будет посвящен теме «Будущее России: федерация, регионы, города». Прием заявок продолжится до 5 ноября. Подать заявку можно здесь.

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко

Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.