Подписаться на обновления
11 декабряПонедельник

usd цб 59.2811

eur цб 69.6434

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Право автора  Открытая библиотека 
Николай Кириллов   воскресенье, 10 мая 2009 года, 09:45

Ангелы в метро не живут
Строительство метро было культурно и идеологически обусловлено учением, под знаменем которого большевики взяли власть


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог



Образы Сталина и роман Глуховского. Крот мировой революции и станция «Гитлеровская». Табуны одичания и голая функциональность. Метро и искусство. Метро и анонимность. Метро и мифы про метро. Метро и одиночество.

В России метро могло появиться гораздо раньше, чем оно было построено. Начиная с 1890-х годов несколько проектов строительства метро в столице предлагает инженер Балинский. Однако проекты один за одним отклоняло министерство финансов.

В 1902 году Балинский подготовил очередной проект для Москвы. По итогам обсуждения в Московской городской думе предложение отклонили. Сказались тут, во-первых, экономические соображения, в частности пайщикам трамвайных компаний такой конкурент был не нужен.

А во-вторых, сыграло роль заключение Императорского Московского археологического общества, где проект назывался вредным для городских исторических памятников (линии в ряде мест пролегали совсем близко от городских святынь, таких как Казанский собор или церковь Трех Святителей у Красных ворот).

Проект предполагал, что значительная часть путей будет проложена на поверхности. То ли техника была еще не столь совершенной, чтобы сколько-нибудь оперативно вырыть необходимые коммуникации под землей, то ли сказывался понятный для сознания доиндустриальной эпохи страх перед земными недрами.

Кажется, в каком-то сатирическом произведении несколько более позднего периода один из героев высказывает сомнение в самой возможности подземного перемещения: «Лошади туда не пойдут».

Подземные силы революции

В итоге метро было построено в 1930-х. Собственно, не только электрификацию всей страны вкупе с советской властью можно счесть признаком коммунизма.

Автор «Метро 2033»: Многие станции оборудованы герметическими затворами, имеют воздушные фильтры, некоторые — артезианские скважины. Каждая из них — небольшой бункер, а все вместе — новый Ноев ковчег.

Маркс вслед за Гегелем определил исторический процесс с помощью образа крота, который совершает там, в глубине, свою неторопливую работу, потихоньку, в марксовской интерпретации, выводя пролетариат наверх, чтобы сделать его гегемоном.

Получается, строительство метрополитена было культурно и идеологически обусловлено учением, под знаменем которого большевики взяли власть. Вырыть метро — на символическом уровне означает помощь тому самому кроту, который ,быть может, и не собирался вылезать на поверхность.

На протяжении ряда лет начиная с 1908 года Сталин в своих статьях и выступлениях использует образ революции как некоей подземной стихийной силы:

«Подземные силы революции — кризис в городах и голод в деревнях — продолжают свою работу» (1908).

«Подземные силы освободительного движения заработали <…> Да, хорошо «роет крот освободительного движения» (1912).

«Подземные силы революции живут, ведя свою неустанную работу по революционизированию страны» (1917).

Ощущение большевизма в его связи с подземными силами присуще не только автору этих строк. Оно отражено, например, и в контркультурой рефлексии 1980-х — первой половины 1990-х годов.

Вспомним известную программу Сергея Шолохова «Пятое колесо», где ведущий вместе с художником и музыкантом Сергеем Курехиным выдвигают теорию о том, что Ленин — гриб. В качестве одного из доводов они приводят чертеж броневика, который оказывается очень похожим на грибницу в поперечном разрезе.

В силу всего вышесказанного неудивителен интерес руководства страны к тому, чтобы создать метрополитен. Объяснить его можно не только экономическими требованиями времени, но и ментальными особенностями новой власти. Отметим тут и общее между понятиями «метро» и «подполье».

Слово это, вероятно, имеющее связь с историей раннего христианства, в широкий оборот в политическую повседневность России введенное Достоевским, употреблялось затем и большевиками. «Подполье» — понятие амбивалентное по совокупности своих означаемых. В амплитуду его значений попадают как катакомбная церковь ранних христиан, тоже, конечно, революционеров своего времени, так и темные, хтонические силы.

Дизайн

Оставим в стороне оформление Московского метрополитена. Его эволюция и сущность достаточно очевидны и соотносятся с духом эпохи.

Метро — подсознание городов, область их вытесняемых (и, разумеется, тем упорнее властных) желаний. Даже больше: оно — подсознание всей породившей его культуры и даже цивилизации.

Сталинское время дало станции помпезные, приближенные к произведению искусства. Затем дизайн пошел по пути упрощения, станции 1970—1980-х близки по дизайну подъездам многоэтажек в спальных районах — тот же казенный кафель, прагматичная функциональность, рождающая у жителей этих станций зависть к обитателям центра, чья привилегированность ощущается уже с ближайшей к дому станции метро.

Но что объединяет все станции, как бы уравнивает жителей спальников и центральных станций — вагоны метропоездов.

Забавно наблюдать, как со временем меняется дизайн вагонов. Всё меньше остается сегодня линий, где ходят старые вагоны. Сейчас в метро три типа вагонов.

Дизайн интерьеров в самых старых из них похож чем-то на обстановку в домашнем кабинете-библиотеке или в солидном учреждении — темный коричневый цвет отделочного материала, мягкие диваны-сиденья, деревянные рамы на окнах.

Всё это отзвук жизни более спокойной, чем нынешняя, более добротной, качественной и простой. Эти вагоны ассоциируются с 1950-ми и 1960-ми годами, с «пузатыми» автомобилями «Москвич» и «Волга».

Вагоны следующего поколения воплощают советский демократизм 1970—1980-х — насыщенность коричневого тона пожиже, меньше дерева, больше дешевого пластика, сиденья стали плоскими, функциональными (функциональность здесь вообще взята за принцип).

Именно такие вагоны должны были доставлять советских граждан на работу из спального района и отвозить их после работы домой. Без малейшего изыска и малейшей надежды на перемену обстоятельств.

Новый класс вагонов получил не просто серийный номер, как то было прежде, но — в духе нынешней эпохи — «бренд», название «Русич». Разъезжают «Русичи» уже на нескольких ветках — Арбатско-Покровской, Филевской и Люблинской.

Пространство новых вагонов осовременено согласно духу эпохи. Если прежние поезда доставляли столичных жителей в учреждения, то новые — в офисы.

Серая офисная цветовая гамма выдержана и здесь. В прежних поездах сидячие места не разграничивались, так что люди сидели как бы на диване, теперь, в эпоху приоритета частного над общим, каждое место отделено от соседнего.

Впрочем, сведение пространства до офисной обезличенности не единственная тенденция в дизайне. Так, на самой старой ветке метро, Сокольнической, ходят два уникальных по оформлению состава старого типа — один называется «Курская дуга», второй — «Красная стрела».

Оба отсылают к понятным историческим и культурным событиям и мифам. А на Кольцевой ветке ходит состав, раскрашенный учениками школы акварели Сергея Андрияки.

Опыты по художественному освоению подземного пространства проводятся, естественно, не только у нас.

Так, с недавних пор в вестибюлях и переходах лондонского метрополитена звучит классическая музыка, что должно помочь пассажирам справиться со стрессом и создать у них хорошее настроение.

Интересный эксперимент на грани коммерции и современного искусства был произведен пару лет назад в киевском и харьковском метро. Там была внедрена проекторная реклама. По ходу движения состава на стены тоннеля метрополитена проецируется лазерное изображение.

Не так важно, рекламу там крутят или художественный фильм, занятен сам принцип. Движутся, сменяя друг друга, не кадры перед глазами, а глаза перед кадрами. Место пленки заменяет сам состав и его пассажиры.

Представить что-то более ориентированное на изображение, на искусство сложно. Впрочем, массовое искусство и коммерция сегодня настолько слиты и настолько переполняют действительность, что реализация зрителя в качестве функции для просмотра не вызывает никакого удивления.

Разве что возникает вопрос, почему до этого додумались только сегодня.

Нет выхода

Как всякое подземелье, метро для сознания представляется источником угрозы, таит в себе неизвестность. Подсознательно это ощущают и сами «жрецы» метрополитена. Причем не всегда они стремятся страх приглушить, избавить от него пассажиров.

К примеру, турникеты старого образца при попытке пройти через них не заплатив издавали страшный лязг. Даже если знать, что никакого вреда выскакивающие створки не принесут, всё равно от этого звука было не по себе.

Еще большее давление на психику оказывали надписи на дверях метрополитена «Нет выхода». Лет семь назад против безвыходности выступили московские СМИ, и надпись пришлось заменить на что-то более безобидное.

Каждый человек в силу самого факта своего рождения запрограммирован на то, чтобы видеть свет в конце туннеля. В этом смысле каждое путешествие по метрополитену — это череда рождений и смертей. Навязчивой идеей для современной культуры является остановка этого движения, окончательное погружение во тьму.

У швейцарского писателя Дюрренматта есть рассказ «Туннель», герой которого садится в поезд, чтобы доехать до Цюриха. В какой-то момент поезд погружается во тьму. Этому никто из пассажиров не удивляется, в Швейцарии железные дороги очень часто прорезают горы.

Однако тьма всё не кончается. Это вызывает беспокойство у героя. Туннель длится и длится, герой отправляется по поезду выяснять, что происходит, встречается с начальником поезда, который пытается его уверить, что всё в порядке.

Но таких длинных туннелей не бывает. В итоге же выясняется, что поезд уже давно не едет ни по кому туннелю, а летит в пропасть в самую бездну земли: «Локомотив стремительно несся вниз, чтобы довести это странное и жуткое падение до самых глубин земли, этой конечной цели всего сущего».

Финальные фразы рассказа — диалог в кабине машиниста между начальником поезда и главным героем. Что естественно для данного повествования — происходит попытка осмысления происходящего в этом туннеле как метафорической трактовки жизни:

«Что нам делать?!» — «Ничего, — безжизненно ответил парень, не отрываясь от смертельного спектакля. Сильный порыв ветра закружил и понес вверх ватные тампончики, те, что он вставлял себе в уши, — наконец треснуло боковое стекло. — Ничего. Бог бросил нас, низверг, а теперь мы поднимаемся к нему».

Глуховский

Нахождение в подземелье, метро, как правило, так и осмысляется — как ситуация богооставленности.

В романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033» последние из живущих представителей человеческого рода живут в московском метро — наверху произошла атомная война, метро выполнило свое назначение как стратегического объекта.

Мир сужается до минимальных размеров, но даже в этой миниатюре человек создает привычную модель мироустройства. Отдельные станции или ряд объединившихся станций заявляют о своей суверенности.

Жители каждого такого государственного образования имеют собственные паспорта, на границах станций установлены пограничные пункты. Государства имеют и свою идеологию.

Так, Ганза — объединение станций Кольцевой линии — капиталистическое государство, сытое и благополучное. На Сокольнической, красной ветке обосновались коммунисты (между ними и Ганзой на протяжении ряда лет даже шла кровопролитная война), на Пушкинской станции обосновались фашисты, переименовавшие ее в «Гитлеровскую».

На «Библиотеке имени Ленина», «Боровицкой», «Александровском саде» и «Арбатской» царит Полис — содружеств ученых и военных, которым, соответственно, удалось спуститься в метро после атомного удара из Генштаба и из Ленинской библиотеки.

Роман Глуховского сколь же верно будет отнести к развлекательной, массовой литературе постматричного и постпелевинского разлива, так и правильно усмотреть там иронические нотки и сатирический элемент, описывающий современную мифологизированную топологию Москвы и ее метрополитена.

Есть тут и гигантские крысы, и снобизм жителей центра, и свидетели Иеговы, и бесконечные попытки построения картины мира исходя из собственных минимальных представлений о целостности мироздания (в романе на эти построения, как и в современной нашей жизни, горазд всякий, включая даже тех персонажей, которые главному герою лишь привиделись). Мир этот несчастен и, кажется, обречен, потому что на поверхности уже другая жизнь, но люди внизу как-то существуют.

Если оторваться от сюжета и идей Глуховского, то роман этот — не преломление в сознании автора идеи метрополитена и попытка его художественного, гротескного и фантастического осмысления, но попытка разобраться в нашей жизни.

Это, говоря вообще, попытка для самого себя оживить мертвую структуру, схему линий метро, населить его живыми какими-никакими людьми. В мертвенности, пожалуй, главная проблема метрополитена.

Город, если верить метрополитеновской социальной рекламе, — «единство непохожих». Более правдоподобно, кажется, назвать жизнь в мегаполисе как одиночество одинаковых.

Метро — это ода функциональности и анонимности, временами более красивая (как, допустим, станция «Площадь Революции»), временами — менее (как «Пражская» или «Выхино»).

Наверное, функциональность еще не такое плохое свойство метро, а если удается вывести жизнь из перемалывающего цикла «работа — дорога — дом», то вообще прекрасное.

Но вот с анонимностью поделать что-то крайне сложно. Мир наш атомизирован, и, чтобы нарушить эту атомистичность, надо научиться читать мысли других пассажиров, как это делает ангел, спустившийся под землю, в кинокартине Вендерса «Небо над Берлином».

Когда он идет по вагону, зритель слышит благодаря ангелу, что происходит в головах у простых людей, которые куда-то едут, зачем-то проводят в страшном подземелье часы своей жизни, скапливающиеся в дни и месяцы. Но ангелы в метро не живут. Да и людям там лучше долго не находиться.




ОТПРАВИТЬ:       



 






Памяти Эльдара Рязанова

29 ноября 2015 года умер российский режиссер Эльдар Рязанов

Он снял около тридцати художественных фильмов, большинство из которых стали по-настоящему всенародно любимыми. Вот уже 40 лет вся страна встречает Новый год под любимую «Иронию судьбы». Фильмы Эльдара Александровича разлетелись на многочисленные крылатые выражения и цитаты. И вряд ли найдется на постсоветском пространстве человек, который хоть раз в жизни не сказал: «Какая гадость эта ваша заливная рыба».

30.11.2015 15:51


Разомкнуть характеристики человека

Этой осенью филолог, философ, историк и теоретик культуры Александр Марков выпустил книгу, само заглавие которой – «Теоретико-литературные итоги первых пятнадцати лет XXI века», сама заявленная постановка в ней основных вопросов вызывающе контрастировали с её на удивление небольшим объёмом в 122 страницы.

06.11.2015 18:00, Ольга Балла


Творческая личность и поведение

5 ноября исполнилось 75 лет со дня рождения Дмитрия Пригова

Дмитрий Александрович Пригов (5 ноября 1940 - 16 июля 2007) был разнообразно одарен и деятелен: поэт, романист, эссеист, художник, инсталлятор, акционист, искусствовед... Он пел, декламировал, снимался в кино, писал статьи, выступал с докладами на конференциях, он был всем, чем может быть творческая личность в современной художественной культуре. Но в нем было еще нечто, точнее, некто – сама творческая личность как не только субъект, но и предмет творчества. «Дмитрий Александрович Пригов» – создание художника-человекотворца Дмитрия Александровича Пригова.

05.11.2015 17:00, Михаил Эпштейн


Александр Чанцев: «Самая маленькая пуговица на сюртуке из снов»

Этой весной вышла книга постоянного автора «Частного корреспондента» Александра Чанцева «Когда рыбы встречают птиц: книги, люди, кино», объединяющая эссе, литературную критику, статьи о кино и музыке, авторские беседы с писателями, учеными, журналистами и музыкантами. Писатель Дмитрий Дейч (Тель-Авив) поговорил с автором о дзэнских практиках, эстетике политики, японской телесности, чтении в эпоху Фейсбука и о том, как все же устроена эта книга.

27.08.2015 14:50, Дмитрий Дейч – Александр Чанцев


Николай Кононов: «Индивидуальные формы языка никому неподвластны»

Беседа с утонченным стилистом, прозаиком, поэтом и арт-критиком из Санкт-Петербурга Николаем Кононовым

Поэзия важнее всего, она одна – способ всеобъемлющего понимания, без нее все остальное – сумерки и недоступность, острова безопасности, банальность. В ней заключен язык, и она сама его порождает, посему проза и все другое – проистекают только из нее.

13.07.2015 18:00, Александр Чанцев


"Плоть слов" Александра Твардовского

Не быть тенью, – а быть прогретым на собственном огне

Рядом с ним ни в коей мере нельзя было произнести высокопарной лузги типа "задумок", "творческих планов" или "насыщенной творческой работы" – упаси господь! "Кровавое дело" – да, это соответствовало тому серьёзному и мучительному долгу, каким по сути является настоящая поэзия, каковой он её считал: "Попробуйте раздуть горн на этой главке, в ней есть жар, подбавьте, только не увлекайтесь, – так он любил изъясняться с многочисленными последователями, учениками: – Всё шло хорошо, а тут вас стало относить, и всё дальше и дальше, и сюжет остановился. Выгребайте и оставьте в покое то, что вам не удалось, не мучьте вымученное..."

21.06.2015 12:00, Игорь Фунт


100 цитат и афоризмов Андре Моруа

Известный французский писатель, прошедший две мировые войны, участник французского Сопротивления, член Французской академии прожил 82 года. Его богатый жизненный опыт - серьёзный повод отнестись с вниманием к его высказываниям о жизни, любви, женщинах, морали.

19.06.2015 17:00


Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

05.06.2015 14:30, Александр Чанцев


Арбат замолчал

Борьба правительства Москвы за тишину на Арбате идет давно: в 2010 году на улице запретили музыку и аудорекламу, в 2013 речь зашла уже о ярмарках и массовых мероприятиях. Сейчас ограничения касаются всех представителей уличной культуры, однако музыканты не готовы так просто сдавать позиции. Предлагаем вниманию читателей хронику местных боев неместного значения за право на существование российской уличной культуры.

02.06.2015 14:30


Семь кругов травли Бориса Пастернака

55 лет назад, 30 мая 1960 года, умер Борис Пастернак

Вручение Пастернаку Нобелевской премии привело к беспрецедентной травле писателя в советской печати, включавшей в себя самые разные эпизоды — от сравнения с лягушкой до требований выслать «клеветника» и «предателя» из страны.

30.05.2015 09:30, Подготовила Надежда Бирюкова, arzamas.academy






 

Новости

Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Магадане
1 декабря 2017 года в Магаданской научной библиотеке им. А. С. Пушкина был проведён семинар, посвященный работе ресурсного центра «Открытая библиотека». Перед библиотечным сообществом Магаданской области выступили президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и представитель НП «Викимедиа РУ» Дмитрий Жуков.
Проект «Открытая библиотека» представлен в Ростове-на-Дону
24 ноября 2017 года в Донской Государственной Публичной библиотеке города Ростова-на-Дону местному библиотечному сообществу был представлен проект «Открытая Библиотека». О свободных знаниях, важности доступа к ним и популяризации их в России рассказал директор НП «Викимедиа РУ» Владимир Медейко, вторую часть презентации, касающейся реализации идей проекта на практике, до слушателей донес член НП «Викимедиа РУ» Дмитрий Жуков.
«Открытая библиотека» в Добролюбовке
10 ноября в Архангельской областной научной библиотеке имени Н. А. Добролюбова состоялась презентация проекта «Открытая библиотека», проведенная координатором проекта Наталией Трищенко и президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским. Участники узнали о возможностях взаимодействия с вики-проектами, условиях участия в конкурсе, новых правовых и технологических инструментах предоставления открытого доступа, а также определении срока перехода произведений в правовой режим общественного достояния.
Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Йошкар-Оле
7 ноября проект НП «Викимедиа РУ» РЦ «Открытая библиотека» был представлен в Национальной библиотеке им. С. Г. Чавайна Республики Марий Эл. Мероприятие для сотрудников библиотек провели директор НП «Викимедиа РУ» Владимир Медейко и активист «Википедии» Дмитрий Рожков. Участники мероприятия не только узнали о новых правовых и технологических инструментах открытого доступа и проектах партнерства, обеспечивающих открытую публикацию произведений науки и культуры, но также получили экземпляры пособия, специально подготовленного в рамках ресурсного центра.
Проект «Открытая библиотека» представлен в Тюмени
2 ноября в информационно-библиотечном центре Тюменского государственного университета состоялся мастер-класс для представителей вузовских библиотек, который провели президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и координатор проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека» Наталия Трищенко. Основными темами мероприятия стали: использование открытых лицензий в библиотечной деятельности, особенности текущей системы авторского права в России, опыт открытия доступа к библиотечным коллекциям, повышение видимости оцифрованных массивов в интернете, а также возможность участия в проекте «Открытая библиотека».

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.