В Италии никогда не было недостатка в ангелах: их ваяли великие скульпторы, они смотрели с фресок католических соборов и с картин великих живописцев, ими благословляли католиков ватиканские отцы церкви. Но ангелы, появившиеся в августе на улицах итальянских городов, совсем не те.
В Италии теперь действуют патрули волонтёров объединения «Ангелы города» (City angels), созданного в 1994 году в Милане во главе с журналистом и доцентом университета Марио Фурланом для помощи гражданам, ставшим жертвами преступности, старикам и женщинам, бездомным и маргиналам. У них есть устав и кодекс чести, они проходят курс обучения и не получают вознаграждения, не имеют права состоять ни в одной политической партии. За эти годы они помогли сотням людей, а капитан Фурлан даже издал книгу «Женщины, хватит бояться». Слоган движения — «Солидарность и безопасность», а узнать волонтёров можно по голубым беретам миротворцев ООН или красным жилетам и майкам с орлом, символом Милана.
Но идиллии почему-то нет. Проблема на первый взгляд филологическая, а по сути — политическая. «Ангелы» получили официальный статус в связи с принятым в Италии самым жёстким в ЕС законом о безопасности. Он предусматривает чрезвычайный контроль за территорией страны и тюремное заключение не только нелегалам из не входящих в ЕС стран, «несоюзным» гражданам (термину нет аналога по-русски), но и тем, кто предоставил им работу или жильё. А патруль должен помогать вылавливать этих нелегалов. Только вот термин «патруль» итальянцам не нравится, для них это не как для нас «дружинники» советских времён, а как «каратели». И Марио Фурлану не нравится, «ангелы» не хотели называться патрулями: «Патруль» напоминает о фашистских боевиках. Я всегда был против патрулей, если под этим понимать людей, выходящих на улицу на охоту за иммигрантами: это шпана, которая приносит лишь вред другим и самим себе. И ещё я против всего, что можно политизировать, потому что безопасность — слишком важная тема, чтобы использовать её в интересах одной партии».
Премьер Берлускони тоже говорил, что слово «патруль» некорректно: «Это не патруль, и им нет необходимости ничего патрулировать». Это «объединения, как правило, карабинеров, полицейских и альпийских стрелков в отставке, которые действуют под эгидой префекта, а значит, сотрудничают с комиссаром полиции, чтобы отслеживать возможные тревожные ситуации. Это безоружные гражданские волонтёры, предоставившие себя в распоряжение префекта и мэра».
Вот только министр внутренних дел Италии Роберто Марони другого мнения: «А мы хотим патрули: мы смотрим в корень, а не на болтовню. Мы хотим, чтобы граждане плечом к плечу с силами правопорядка очистили города. Мы хотим патрули, и даже если скажут, что мы хотим чернорубашечников, мы пойдём до конца, чтобы иметь безопасность». В этом корень проблемы. Националистическая партия «Лига Севера», которую представляет в правительстве министр Марони, ярый пропагандист патрулей как формирований самозваной провинции Падания, жаждущей отделения от южан и экономической самостоятельности. Другой деятель лиги, депутат Марио Боргезио, не скрывает, что криминальная преступность должна быть ликвидирована «паданской дубиной», а «если нас назовут фашистами, нам чихать. Мы хотим зачистить тех, кто шляется по северу, и узаконить организации, выступающие за отделение».
Желающие попасть в патруль заполняют анкету и автобиографию в офисе «Лиги Севера», для полноты картины не хватает только партийного собрания. Курсы обучения не предусмотрены, зато выдают фонарик и мобильник. Для сообщений граждан завели горячую линию, адрес для писем и e-mail. В общем, министр Марони стремится укрепить представление о том, что в Падании патрули являются делом граждан, а 10% голосов, отданных за «Лигу Севера» на выборах в Европарламент, означают, что к его инициативам следует относиться серьёзно.
Один из излюбленных аргументов правительства Италии — реальная или мнимая безопасность городов. Кроме патрулей, Совет министров вписал в закон усиленные меры против сексуального насилия и нелегальной иммиграции. В «пакете безопасности», явном подарке премьера Берлускони «Лиге Севера» за поддержку на выборах, есть попытка узаконить патрули. Правоцентристские правящие силы всё время пытались поставить на первый план проблемы безопасности, сначала связав их с проблемами цыган (достаточно вспомнить предложение брать отпечатки пальцев у всех, включая детей, обитателей цыганских таборов), а потом предложив волонтёрам почётную обязанность патрулировать улицы.
Как же трактует объединения волонтёров закон? Как безоружных граждан, задача которых лишь «указывать» властям на факты, могущие нарушить безопасность города, или угрозы общественному порядку. Все волонтёры должны быть внесены в реестр префектуры и не получать государственного финансирования.
Это норма, но реальность сложнее. Кстати, даже закон о безопасности предусматривал конкурсы ассоциаций волонтёров по охране общественного порядка. Однако эти нормы сейчас куда-то испарились. В целом по Италии самодеятельные структуры безопасности возникали по-разному. Отдельными группами, организованными в последние месяцы в Болонье, Триесте и некоторых районах Рима, руководили советы общественников, составляющие расписание действий пеших или автомобильных групп волонтёров в наиболее опасных районах. Это спонтанные группы граждан, не зарегистрированные в мэрии или префектуре и не связанные ни с какими политическими движениями. В Вероне, Брешиа, Модене существуют общественные помощники, подготовленные муниципалитетами на специальных полицейских курсах, после окончания которых они получают мобильник для сообщений о чрезвычайных ситуациях, но вмешиваться сами не могут. Они имеют опознавательные жилеты с эмблемой города.
По оценке правительства, наибольшую пользу приносит деятельность объединения бывших полицейских, Национальной гвардии Италии, заключивших соглашение с ассоциацией карабинеров в отставке и с национальной ассоциацией Финансовой гвардии о координации действий с муниципальной полицией и силами правопорядка. Они ходят в форме карабинеров, без оружия, но используют муниципальные машины с мигалками. Правда, форма наводит на неприятные мысли. Это кокарда на фуражке в виде орла в солнечном круге и свастика на чёрной повязке с красной окантовкой на левой руке. Всё напоминает Муссолини и войны Италии «за место под солнцем». За ними стоит миланское политическое движение Msi, которое только и ждёт выхода на улицы. Конечно, заместитель министра внутренних дел Марио Мантовано заверяет, что «чёрные патрули» будут запрещены, как и все организации волонтёров, выражающие политические взгляды. Вопрос — когда?
Пока же на юге Италии тоже прошла презентация чёрных патрулей. Кто станет их главной мишенью, можно догадаться. С появлением организованных, пуст даже безоружных, дозоров на улицах может просто начаться самосуд, направленный против нелегалов из Африки, а также румын и цыган.
При этом ситуация тревожит и специально обученные правоохранительные органы, например полицейские мобильные отряды. В мае состоялась забастовка протеста агентов 14 отрядов мобильных сил Италии, вызванная невыплатой сверхурочных за январь и недовольством операциями, ставящими деятельность полиции вне закона, как, например, весенний ввод регулярных войск в города, а теперь патрули. Для министра Марони положение усугубляется ещё и тем, что протест агентов полиции получил поддержку полицейских профсоюзов, не поддержавших инициативу правительства о гражданских патрулях. «Это опасная инициатива, — заявили профсоюзы, — признак деградации общества. Есть серьёзный риск опуститься до самодеятельного правосудия, что привело бы к драматическим последствиям».
Полное согласие с полицией выразила даже католическая церковь. Монсеньор Арриго Мильо, епископ Ивреа, курирующий социальные вопросы, говоря о патрулях, отметил, что «церковь против передачи безопасности в руки частных лиц ещё и потому, что для практического применения это бесполезно».
Мир глобализации после 11 сентября 2001 года изменил внешнеполитические приоритеты. С криком «Ужас вошёл в наш дом!» Евросоюз начал политику бронирования собственных границ. С 1999 года ЕС определяет Европу как «пространство свободы, безопасности и справедливости» как в гражданских, так и в уголовных рамках, следовательно, в будущем там ожидается значительно более тесное юридическое и полицейское взаимодействие. Политики разных стран мечтают о европейском министерстве внутренних дел. Но пока в Евросоюзе правые ксенофобы и евроскептики завоёвывают вес огромными порциями, а кризис социалистических партий совершенно очевиден. Поэтому сегодня для Европы назначение большинства заграждений — цементных, электронных или патрульных — состоит не в том, чтобы удержать кого-то внутри, а в том, чтобы сдерживать их снаружи и отгонять. Патрули и преследования иммигрантов тому пример. Этот феномен, впрочем, можно наблюдать не только в Европе, он глобален — закрытые кварталы или территории создаются повсюду: от сверхохраняемого египетского рая Шарм-эш-Шейха до европейских лагерей временного пребывания; от колючей проволоки на южных границах Испании до всё более охраняемых и закрытых саммитов G8.
Европа привыкла, что государство вместе с полицией должно гарантировать общественный порядок, но теперь власть будет вынуждена контролировать не только улицы, но и новые структуры. Что же нового внесут патрули в противоречивый мир итальянской общественной безопасности? В Италии нет даже партии, достойной называться оппозицией, а у власти «Лига Севера» и партия Берлускони, для которых тема безопасности всегда будет одной из главных, потому что с ней можно легко манипулировать общественным сознанием. Называть примером «ангелов», не забывая о «паданской дубине».
Капитан City angels Марио Фурлан считает: «Теперь, поскольку правительство дало добро и предполагается финансирование волонтёрства, я предвижу, что патрули размножатся, — это вкусный кусок. Но принципы «ангелов» абсолютно противоположны тому, чего хотят от патрулей. Если патруль ищет врагов, то мы ищем людей, которым нужна помощь. Безопасность — это ценность, и даже патрули могут быть полезны. Но с условием, что имеют квалификацию. И голову. И сердце».
Неплохо, если бы такой же набор качеств имели и политики.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Чума, эротика, «Декамерон».
О творении Боккаччо. - Как я живу на карантине в Италии.
История одной украинки . - Любовь по-итальянски.
Как ходят на свидания, предохраняются, женятся и разводятся в разных частях «сапога». - Италия без декораций.
Как снимались «Римские каникулы». - Рим глазами итальянцев.
5 фильмов о Вечном городе. - Факультатив по истории.
Путеводитель по Италии от русских писателей. - Дело рук утопающих.
Комедия Дель Арте в трёх действиях. - В Италии мужчина хранил более 40 миллионов фальшивых евро.
- Отпуск в Италии.
Как сэкономить в поездке. - Очаровательная «Ла Лолло».