Подписаться на обновления
19 январяСуббота

usd цб 66.3309

eur цб 75.5841

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Олег Давыдов   вторник, 9 июня 2015 года, 08:00

Ангел Смуты
История Ферапонта Монзенского и его подопечных Романовых


Ферапонт Монзенский
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






9 июня православная церковь отмечает память нескольких Ферапонтов. Самый известный из них Ферапонт Белозерский, чей монастырь расписал великий Дионисий. Этот Ферапонт знаменит также тем, что привёл на север Кирилла Белозерского, о чём пойдет речь в день памяти Кирилла, 22 июня. А сегодня о другом Ферапонте, не очень известном святом, которого почитают у впадения реки Монзы в Кострому.

Это был странный человек. Впрочем, был ли он вообще человеком? Его история начинается со сна, который во второй половине ХVI века приснился молодому человеку по имени Амос. Он был очень болен и вот видит брошенную церковь между двух рек и голос: «Здесь твоё место». Где это находится, Амос не понял, но сон подтолкнул его уйти в монастырь Геннадия Костромского (около Любима, см. здесь). В монашестве он получил имя Адриан. Позже он перешёл в располагающуюся в тех же местах обитель Павла Обнорского ( здесь) и сблизился с монахом по имени Пафнутий, которому как-то ночью привиделась церковь в сиянии. А на следующий день явился человек и сказал: «Передай своему другу Адриану, чтобы шёл на восток, в сорока верстах отсюда он найдёт церковь, которую видел во сне». И добавил: «На месте том явится свят человек».

Святых обычно и тянет в подобного рода места. Места силы. Проблема, однако же, была в том, что свято место пусто не бывает. Язычники тоже прекрасно разбираются в фэн-шуй. У них в Худынском было святилище, и конечно, они очень скоро попросили святых убираться подобру-поздорову. И те ушли. Тихон отправился вверх по Луху и основал монастырь около нынешнего села Тимирязевское. А Макарий встал на камень и поплыл на нём вверх по Добрице...

По этим указаниям Адриан разыскал и место между двух рек, и заброшенную Благовещенскую церковь, которую когда-то увидел в болезненном сне.

Пафнутий очень хотел поселиться с Адрианом на открывшемся в чудесных видениях месте, но тот же человек, который и прежде являлся ему, сказал: «Нет, тебе уготовано другое». И действительно, когда друзья уже собрались отправиться на Монзу, вдруг пришло письмо из Москвы: Пафнутий назначается архимандритом кремлёвского Чудова монастыря. Настоятелем этого элитного монастыря скромный Обнорский инок стал в 1595 году. И с этого момента пути двух друзей должны были разойтись. Но нет, судьба со временем их ещё сведет.

А время шло судьбоносное. В 1598 году умирает царь Федор Иоаннович, последний из династии Рюриковичей. На выборах нового царя два претендента: Борис Годунов (брат царицы Ирины) и Фёдор Романов (кузен почившего царя). Годунов был сильней, поскольку много лет был правителем (lord-protector of Russia, как называли его англичане) при слабом царе, то есть располагал административным ресурсом. Романов явно проигрывал. И тут одновременно в нескольких городах России появились письма, в которых царевич Дмитрий (погибший в 1591 году) заявлял, что он жив и готов взять власть. Этот ход был нужен, чтобы посеять разброд и шатание в стане Годуновых, выиграть время. Но этот чёрный пиар не помог, на Земском соборе Борис единогласно был избран в цари.

Федор Никитич Романов, однако, не смирился и стал готовиться к свержению помазанника. Для этого использовались все доступные методы, в том числе и колдовство. На Бориса навели порчу, он стал болеть и гаснуть. Дошло до того, что его выносили к народу показать: еще жив. А Романовы между тем стягивали на своё подворье в Москве боевых холопов. «Спецслужбы» Годунова предупредили восстание. Подворье Романовых было взято штурмом. В доме нашли колдовские снадобья. Романовы и их приверженцы были осуждены и разосланы по дальним монастырям. Федора Никитича насильно постригли в монахи под именем Филарета и отправили в Сийский монастырь (Архангельская область). Годунов рассчитывал, что это будет политической смертью. Однако ошибся.

Одним из верных слуг Романовых был галичский дворянин Юрий Отрепьев, будущий царь Лжедмитрий I. После подавления заговора он чудом избежал ареста, отправился в родные костромские места и сгоряча постригся в монахи под именем Григорий. Железноборский монастырь, в котором он постригся, находится на реке Тёбзе, километрах в 20 севернее вотчины Романовых Домнино. Именно там, в Чистом болоте возле Домнина Иван Сусанин потопит поляков, когда придет время взойти на престол Михаилу Романову.

И все-таки трудно отделаться от мысли, что Смута была устроена Романовыми для того, чтобы взойти на русский престол. А поскольку историю пишут победители, иногда даже закрадываются подозрения, что и царевича Дмитрия заказал романовский клан, а вовсе не клан Годуновых. И можно представить, что если бы на троне у нас укрепилась династия Годуновых, Пушкин вполне мог написать трагедию «Федор Романов». Примерно тот же текст, что мы изучаем в школе, только слова «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста» произносил бы Федор Никитич. Одно неясно: как бы в этом произведении звали Григория Отрепьева?

Вернемся к нему. Проведя с год на Тёбзе, новоиспеченный монах перешёл в Московский Чудов монастырь. Это было привилегированное место, далеко не всякий мог попасть туда, а тем более борец с правящим режимом. Нужна очень серьёзная протекция. И она, конечно, была. Посудите сами: сперва Григорий поселился в келье своего деда Елизария Замятни (до монастыря он служил объезжим головой на Москве), потом стал келейником Чудовского архимандрита. Не пройдет и года после возвращения Отрепьева в Москву, как он уже станет патриаршим секретарём. И начнет распространять слухи о том, что он и есть спасшийся от ножа убийц царевич Дмитрий. Предвыборный романовский пиар стал обретать плоть. Когда это дошло до Годунова, он распорядился отправить смутьяна в Белозерский Кириллов монастырь. Но Григория предупредили об аресте. И вскоре он объявился в Польше, ну а дальше ― путь на московский трон. Карьерный запал у этого малого был впечатляющий.

Проще всего объяснять успехи Отрепьева действием некоторой скрытой руки. Можно говорить о руке Романовых, руке польских магнатов, руке иезуитов. Но давайте ради эксперимента рассмотрим ещё одну версию: Гришу вела рука ангела. На просвещённый взгляд это кажется чушью, однако, если иметь в виду, что малейший взмах руки (или крыла) неведомой силы может создавать завихрения на траектории движения человека, откроется много интересного. Рассмотрим некоторые странности, косвенным образом связанные с карьерой Григория.

Я сказал, что он был келейником настоятеля Чудова монастыря. Так вот, это тот самый Пафнутий, который собирался идти с Адрианом на Монзу, но вдруг неожиданно получил назначение в аристократический монастырь. У нас ещё будет повод поговорить об этом иерархе (он впоследствии станет Крутицким митрополитом), а сейчас вернемся к Адриану. Место, в котором он поселился, оказалось не слишком удобным. Весной его заливали талые воды, и монах всё искал, куда бы ему перейти. Выбрал одно место на высоком берегу Костромы, но не решался перенести туда обитель, поскольку первоначальное место было назначено ему неоспоримо чудесным образом. Не решался, но всё же ходил на понравившийся ему бережок и молился в надежде получить какие-нибудь указания. Раз во время молитвы уснул и увидел во сне незнакомца, который сказал: «Нет, это место не то. То ― на берегу Монзы. Там явится свят человек». Обратите внимание: опять кто-то должен явиться. Что же касается места явления этого кого-то, то о нём человек из сна сказал так: «Там исцелятся два отрока».

Вскоре к Адриану привели двух больных ребятишек. Одного из города Буя, а другого – из Солигалича. Отцам обоих явился один и тот же монах (с продолговатой бородой и в сединах) и сказал, чтобы они вели своих больных детей к Адриану, с которым он, явившийся человек, якобы живёт в одной келье. Адриан не знал, что и думать, поскольку жил в своей келье один. Тем не менее отслужил молебны ― сперва в монастыре, а потом около Никольской часовни на берегу Монзы. Возле часовни ребята и выздоровели. Тут Адриан понял две вещи: во-первых, что монастырь должен стоять у этой часовни, и во-вторых, что некто таинственный покровительствует ему и его обители.

Отец Ермолай, с именем которого связано обретение Казанской Богородицы, вдруг резко пошёл в гору. В 1587 году он приехал в Москву и постригся в привилегированном Чудовом монастыре под именем Гермоген. В 1588 году он стал игуменом Преображенского монастыря в Казани, в 1589-м был возведён в сан епископа и поставлен первым митрополитом вновь образованной Казанской и Астраханской митрополии. Стремительный взлёт. Не зря говорили, что он был из рода Шуйских.

Вскоре монастырь был перенесён на новое место. А средства для его строительства были присланы из Москвы. И не кем иным, как архимандритом Пафнутием. Когда жизнь на новом месте наладилась, в обитель прибыл неизвестный монах. В нём не сразу, но всё же опознали того самого старца, который являлся в снах и видениях разным людям (я здесь перечислил ещё не все случаи). Адриан хотел окончательно удостовериться в том, что это именно тот самый, но всё не знал, как подступиться к человеку из снов. Однажды на исповеди прямо спросил: кто он и откуда? Оказалось, что Ферапонт (так его звали) в последние годы подвизался в Костромском Воздвиженском монастыре, а до того жил в Москве близ дома Василия Блаженного.

У Василия Блаженного никакого дома, как известно, не было, он был убежденным бомжем, жил на улице, ходил голышом, юродствовал. Что же считать его домом? Храм Василия Блаженного, где он похоронен? Или, может, Варварские ворота Китай-города, где он чаще всего обретался? Но тогда это рядом с подворьем Романовых на Варварке, где служил Отрепьев. Нет, я ни на что не намекаю, я понимаю, что даты не совпадают. Ферапонт умрет 12 декабря 1597 года, примерно за месяц до смерти последнего царя Калитина рода Федора Иоанновича, с которого только и начнётся постепенное втягивание России в Великую смуту. Но ведь я сейчас говорю не об обычной реальности. Я говорю об особой реальности символов, смысловых совпадений. Для этой реальности время, пространство, причинность не имеют решающего значения, для нее это так, декорации. А сущность ― в другом.

Вот, посудите: в один прекрасный день Ферапонт подошёл к Адриану и сказал, что тому надо идти в Москву, потому что Пафнутий болен. Адриан не мог понять, откуда Ферапонт это взял, но, поскольку знал, что он зря никогда не болтает, пошёл. Всё оказалось правдой. В ходе беседы Пафнутий спросил о монахе, который недавно был у него с письмом от Адриана. Адриан: «Какое письмо? Я ничего не писал, никого не посылал». На это Пафнутий достал листок с просьбой о помощи монастырю. Адриан почитал, узнал свой собственный почерк, внутренне похолодел: «Кто принёс?» По описанию выходило, что Ферапонт. Но Ферапонт не отлучался с Монзы. Адриан озадаченно щупал бумагу и чесал затылок.

А вы говорите: иезуиты. Да какие иезуиты, если монзенский чернец, не выходя из собственной кельи, может доставить в Москву письмо, которое не то что не было послано, но даже не было написано отправителем. Который тем не менее узнаёт в нём собственную руку. Мистика! Ну, полная мистика!

А теперь самое пикантное. Как известно, Романовым в костромских и галичских краях принадлежали огромные территории, это было целое государство с городами, вассалами, монастырями. Практически все персонажи настоящей истории связаны с костромскими местами. Так вот, Лжедмирий I был родом с Монзы, Отрепьевы целым гнездом сидели по её берегам (говорит знаменитый специалист по Смутному времени Руслан Скрынников). Так почему же Ферапонту, обладающему столь неординарными возможностями, не порадеть земляку? Не прислать кому надо письмо? Не замолвить за парня словечко перед тем же Пафнутием?

Как бы то ни было, ангелы, которых духовидцы часто описывают как существа света, вполне могут обладать корпускулярно-волновой природой. Они бесплотны, как волны, распространяющиеся в некоем ангельском поле, и они телесны, поскольку являются человеку в вещественном мире.

Да, конечно, к 1601 году, когда Пафнутий стал опекать Григория, Ферапонт уже умер. Но что значит умер? После своей физической смерти он продолжал являться разным людям ― и во сне, и наяву. Так, например, в 1599 году он пришел к Адриану и сказал: «Скоро будет голод великий в Русской земле, храни хлеб. В то время увеличатся земли у монастыря и монастырские деревни построятся там, где теперь владеют дети боярские». Тут целая программа развития монастыря. И, судя по Житию Ферапонта, она была успешно выполнена. Да и как же иначе, ведь голод, начавшийся в 1601 году, был страшный, длился три года. Борис Годунов дошёл до того, что посылал продотряды для реквизиций хлеба, но всё безуспешно. В одной только Москве (по свидетельству Конрада Буссова, который называет этот голод дороговизной), умерло до полумиллиона народу. Зато люди, заранее осведомлённые о грядущих бедствиях, выиграли. Вот Григорий Отрепьев пришёл к власти. Есть, согласитесь, в этом что-то нечеловеческое.

Я не собираюсь всерьёз настаивать на том, что Ферапонт был вовсе не человек, но ― некий ангел. Хотя, конечно, заброшенная церковь, к которой он когда-то послал Адриана, вовсе не случайно называется Благовещенской. Тут ни без ангела, ни без вестей, ни без направляющей руки не обойтись. Кто такие ангелы я объяснял, рассказывая об архангеле Михаиле (см. здесь). Это бесплотные существа, представляющие собой живой смысл вещей и событий в мире. У всего на свете есть ангел-хранитель. Нам, конечно, привычней барочные ангелы: пухлая попка, утиные крылышки, медоточивые глазки. Но ангел может принимать любую форму и часто бывает ужасен. К тому же время и место явления ангела могут накладывать на его облик свой отпечаток. В Ферапонте есть нечто сермяжное, коренное, мужицкое. Он воплощённый дух местности при слиянии рек Монзы и Костромы. Дух, принявший облик монаха. Он хранил крепкого хозяйственника Адриана и его монастырь, помогал при случае Юшке Отрепьеву, руководил карьерой Пафнутия.

Но мог и наказать. Недалеко от впадения Монзы на Костроме есть порог, который мешал судоходству (когда оно было). Перед этим порогом обычно причаливали и шли в монастырь ― помолиться Ферапонту и дать что-нибудь за проезд. Раз какой-то просвещённый Вавила, вёзший из Солигалича соль, сказал: «Много таких старцев, неужели все они святые?» И двинул баржу вниз по течению. Ее, правда, держали веревками с берега, иначе там не пройти, но вдруг верёвки оборвались, струг понесло… Как убивался Вавила: «Потерял и своё, и чужое». Молил Ферапонта простить. Умолил. Откуда ни возьмись посреди реки появился старик в монашеской рясе, взял судно рукой за корму и направил мимо порога.

Мощи Ферапонта были обретены в 1618 году. Как раз когда Филарет Романов вернулся из польского плена.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Счастливы верующие?

84% населения планеты относят себя к той или иной религиозной группе, и это влияет на их уровень счастья

Что делает людей счастливыми? Ответить на этот вопрос, пожалуй, трудно. О счастье говорят столетиями. Философы, мыслители и активисты вроде Аристотеля, Жан-Жака Руссо или Бертрана Рассела называли счастье и удовлетворенностью жизнью одной из главных целей, мотивирующей людей.

28.02.2018 13:00, Кайонда губерт Мгамаба (Kayonda Hubert Ngamaba)


Православие в XXI веке

Распространение православия в разных странах мира

Бóльшая часть православных христиан мира сконцентрирована в Европе, причем в контексте общей численности населения их доля сокращается, а вот эфиопская община старательно следует всем предписаниям религии и растет.

29.11.2017 13:00, inosmi.ru


Праздник для несчастных

Люди стоят в очередях к православным святыням в том числе и потому, что веры в государство у них больше нет

Вот уже много дней продолжается паломничество петербуржцев к частице мощей Николая Чудотворца. Подобные мероприятия, которые можно отнести не только к религиозной, но и культурной жизни города, традиционно порождают массу слухов и дискуссий.

27.07.2017 18:05, Людмила Семенова, rosbalt.ru


Такая Россия

30% православных считают, что Бога нет

До 85% жителей России называют себя православными. При этом примерно треть из них признается, что в Бога не верит, а те, кто верят, в церковь почти не ходят. Так сколько же на самом деле православных в России?

06.04.2017 16:00, Николай Митрохин, takiedela.ru


Дары волхвов

«Первое рождество запомнилось запахом мандаринов и ладана»

Я спросила: «А Чей это портрет?» В ответ Леночка шепнула: «Это Богородица. У Ее Сына сегодня день Рожденья». «А чем это так вкусно пахнет?» — «Ладаном».

07.01.2017 13:00, Ирина Ахундова


Искусство добровольной боли

Как бороться с депрессией и нужно ли это делать

Как человек, долго и упорно борющийся со своими внутренними монстрами, я не один раз получала советы «просто отпусти» и «забей и двигайся дальше». Я никогда не понимала, что это значит. Как можно просто перешагнуть через черную дыру, которая находится в самом центре и, заглядывая в которую, я ни разу не видела дна. Я наблюдала за тем, как дыра постоянно расширялась, понемногу поглощая последние оплоты радости в моей жизни. Как у Бродского: «Сначала в бездну свалился стул, потом – упала кровать. Потом – мой стол, его я столкнул сам, не хочу скрывать».

24.05.2016 16:00, Юлия Ходаковская для The devochki


Гики-буддисты, мобильные церкви и требы онлайн

Как религия относится к новым технологиям

Последователи даже самых консервативных религий снимают круговые панорамы храмов, устанавливают автоматы по продаже церковных услуг и освящают современную военную технику. Большинство религий проникли в интернет и используют новые технологии в маркетинговых целях, а иногда и сами технологии становятся поводом для переосмысления веры или создания религиозных течений.

18.03.2016 16:00, Sergei Zotov


I want to believe

Сможет ли человечество жить без религии?

Число атеистов в мире растет, но значит ли это, что религия становится пережитком прошлого? Может ли развитие науки, образование или социальная стабильность уменьшить нашу потребность верить в сверхъестественное, и вообще, что дает человечеству обращение к высшим силам? Научный журналист Рэйчел Ньюэр исследовала вопрос в статье на сайте BBC Future, а T&P перевели основные тезисы.

03.03.2016 13:00, Дарья Варламова


Научное осмысление

Почему людям трудно отказаться от религии

Новые атеисты называют религию отравляющей смесью лжи. Но что если вера в сверхъестественное естественна?

08.02.2016 13:00, Джон Грей


Методы борьбы со злом

Мэтью Хопкинс: самый жестокий охотник на ведьм в Англии

В XVII веке в Англии разразилась нешуточная война со злом: адвокат Мэтью Хопкинс объявил, что ведьмы натравили на него демона. По этому делу арестовали 29 человек. Этот период (1645-1646 гг.) вошел в историю Англии как самое массовое истребление ведьм – за год Мэтью Хопкинс казнил по официальным источникам 68 человек, по неофициальным – около 200. При этом для выявления ведьм использовались чудовищные методы, а находчивый адвокат сумел превратить охоту на ведьм в прибыльный бизнес.

23.01.2016 02:00






 

Новости

Назван самый комфортный для жизни город в России
Самым удобным для жизни российским городом признали Нижний Новгород, следует из рейтинга 226 лучших городов мира от исследователей сервиса Numbeo.
Госдума спустя 8 лет приняла закон о запрете жестокого обращения с животными
Госдума РФ окончательно приняла законопроект об ответственном обращении с животными, который был внесен на рассмотрение группой депутатов еще в 2010 году.
В Москве прошел суд по делу «Нового величия»
4-м фигурантам дела «Нового величия» продлили арест на 3 месяца — до 13 марта 2019 года.
Синоптики рассказали, какая погода будет на Новый год
Заведующая лабораторией Гидрометцентра России Людмила Паршина рассказала, к какой погоде россиянам готовиться в новогоднюю ночь.
В Санкт-Петербурге прошел мастер-класс «Анализ и визуализация данных для НКО»
17-18 ноября 2018 года в Санкт-Петербурге для представителей НКО и активистов прошел мастер-класс о том, как собирать, анализировать и визуализировать данные для некоммерческих проектов. Мероприятие организовано АНО «Информационная культура» и Центром развития некоммерческих организаций Санкт-Петербурга.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.