Подписаться на обновления
24 июняСуббота

usd цб 59.6564

eur цб 66.6780

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияНоосфера. Запуск
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд 
  понедельник, 18 мая 2015 года, 13.00

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»


Андрей Яхимович
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

Александр Чанцев: Андрей, позвольте начать с немного банального вопроса. Когда вы поняли, что хотели бы заниматься музыкой?

Андрей Яхимович: Вопроса не стояло. Мой отец был барабанщик и подпольный музыкальный мастер. Поскольку в СССР ударных установок не производили, он их и изготавливал. Я буквально в них и рос. И ко всему у нас был один из первых в 1967 году стереопроигрывателей. И вся джазовая и волосатая братия приходила записывать на магнитофон пластинки - это мое начальное муз.образование.

А.Ч.: А кого тогда слушали ваш отец с хайратой братией?

А.Я.: Отец слушал джаз и всяких Вертинских с Петром Лещенко, ко всему у нас дома бывал Константин Сокольский, который записывал до войны песни О. Строка, в том числе и «Мурку», и знал лично Петра по ресторанам Риги... А я слушал и любил, где кричат… «Битлз» не произвели впечатления... не орут. А вот песенка «My baby baby balla balla» меня снесла, до сих пор нравится... В Риге эту музыку так и называли «музыкой волосатиков» пренебрежительно, а... БАЛУ БАЛУ лабают и сейчас.

А.Ч.: Мне вообще всегда казалось, что это универсальное разделение – вкусов людей и интенций (социальных) групп: направление, условно говоря, попсовых, конвенциональных Beatles и революционное, трансгрессивное – Doors... Эту музыкальную активность сильно тогда мониторили в КГБ, было серьезное преследование?

А.Я.: КГБ скорей интересовали связи с Западом. Это была волна эмиграции в Израиль, и многие музыканты уехали или мечтали уехать по еврейской линии... А вопрос репертуара решили просто, создали рижское концертное объединение. Нужно было играть только песни Союза композиторов, а также все ринулись в кабаки, в Латвии и Юрмале их было по сравнению с другими республиками невероятное количество. К примеру, четыре ночных ресторана с программой варьете для простых смертных. Да и репертуар - музыканты «втихаря» лабали западные вещи. На танцах же играли, в общем, то, что хотели, пока кто-нибудь не настучит. Проще говоря, особо не давили, но и не поощряли... Ну а разделение вкусов скорей было по социальным группам. ПТУ слушали Слейд, Дип Перпл...Урла-гопники, как ни странно, Высоцкого и Поля Мориа...

А.Ч.: Прибалтика действительно была не только «озападнена», но и существовала под более легким идеологическим гнетом... Вы как-то обмолвились, что даже под латвийские исконные языческие праздники советскими властями довольно хитрым образом подгонялись выходные дни?

А.Я.: Уточню. Латвия. Про другие республики утверждать не буду... Да, Лиго-Иванов день справляли негласно ВСЕ! Профсоюз выделял деньги на поездки в ведомственные бани, обычно они были у крупных предприятий, переносились выходные дни, ну и на рабочих местах начинали заранее праздновать, не говоря уж о колхозах, варилось пиво, столы устраивались... С тех пор и повелось - латышское народное блюдо - шашлыки с пивом. И обязательно копченая курица-изобретение юрмальского рыболовецкого колхоза «9 мая», любимца московской партэлиты (вместо рыбы кто-то курицу закоптил, вот и появилось новое национальное блюдо)... На рынках продавались венки, ковбойские шляпы, маски, из папье-маше, все специально к празднику Лиго.

А.Ч.: Вам не кажется – и я сейчас говорю совсем не о советских и постсоветских временах – что раньше вообще были некоторые лазейки, люфты, а сейчас, с развитием всяческих баз данных, систем слежения и т.п., оказывается полностью элиминирована сама возможность контркультурных явлений, если только они явно или неявно не санкционированы системой?

А.Я.: Если рассматривать идеологию как часть культуры, то все просто - сейчас идеология это ДЕНЬГИ И ВСЕ, ЧТО С ЭТИМ СВЯЗАНО, даже общечеловеческие отношения - это те же деньги. По логике получается, что контркультура- это анти-деньги! Или буферный вариант - честные деньги! + разумный рационализм (попросту говоря, ум), ну и вечное, борьба со стадностью... И тут, конечно, для пропаганды своих идей тоже нужны лазейки. А система не уследит, ведь она построена по жесткой системной схеме - денежной. А если что вылетает из этого механизма, она в ступоре! Понятней так: система играет по правилам хоккея, и вдруг кто-то выкидывает на поле вторую шайбу... оба! стоп игре!

А.Ч.: Анти-деньги – красивая идея, Нео и прочим негри-гваттари бы она понравилась. В тему выпадающих из общего – вам приходилось говорить, что у вас сейчас в паспорте статус alien, вы даже шутите по этому поводу. Как так получилось и что из этого для вас лично следует как носителя статуса «чужого»?

А.Я.: Самое интересное, что это полностью переплетается с темой контркультуры... Сама система подкинула «шайбу» в схему. Теперь у меня статус, о котором многие мечтали! Я не связан национальными узами, меня отстранили от обязанности участвовать в социальной жизни госорганов (право избирать и избираться), хотя уголовным правом я защищен... Есть минусы - а вдруг меня лишат всех прав?.. Теоретически могут! Но это может нарушить схему системы! А как получилось так, что я стал ейлинсом? Все, те, кто не потомки граждан до 40 года, должны сдать экзамен на гражданство... Но я же себя считаю представителем контркультуры! Особенно по отношению к дуракам - вот непроизвольно получил статус, даже не контр-, а вне культуры общепринятых норм. Меня как alliens очень удивила демонстрация латышских националистов. Они шли и скандировали: «МЫ ЛАТЫШИ!!»... А кто сомневается? Да еще в Латвии? Такое сейчас заметно и в других странах... Беда какая-то... Ну представьте себе демонстрацию с лозунгом «МЫ МУЖЧИНЫ»!?

А.Ч.: Вы родились в Ленинграде, но росли в Риге, очень любите Ригу – я с благодарностью помню, как в Старом и не только городе вы рассказывали историю почти каждого здания буквально с момента его строительства, через века, до наших дней. Что для вас символ Риги, главная рижская ассоциация?

А.Я.: Это простой вопрос... Рига – «пижонский» город - и это класс! Причём носители «пижонства» - это наши несравненные дамы! Мои друзья из Москвы просто ошалели: «а как с ними познакомиться? Они, наверное, жёны богатых?» Я отвечаю: «не льстите! Вы хотите сказать, что у нас каждый второй мужик - олигарх?» Посмотрите на наш главный памятник Свободе. Полный модерн! А женская фигура – настоящая фотомодель. Одесса со своим мужичком Дюком просто блекнет, кстати, в народе её (фигуру памятника) ласково-иронично называют Милдой (языческая богиня любви - весьма ветреная особа). По легенде памятник так назвали благодаря этикетке папирос, которые были популярны до создания памятника, в 20-30 годы, и на ней было изображение Милды, они так и назывались! Ну и второй символ - это «писающие коты» на одном из центральных домов... А рижские коты, дворовые, по традиции в Риге ВЕЗДЕ! Когда приехала комиссия уличных животных из ЕС, она офигела... Такой популяции ухоженных дворовых «ребят» они не видели нигде… Так что настоящий рижанин «писать» на всё хотел. Как эти коты на крыше!

А.Ч.: Вспомнил ремарку Кундеры из «Невыносимой легкости бытия», что «кошка» в чешском арго означает красивую женщину... Рига средневековая, советская, нынешняя, Рига будущего – в какой вам уютнее всего жилось бы/жить? В какую сторону изменяется Рига?

А.Я.: Рига всегда была вольным городом, даже отец-основатель епископ Альберт вместе со своими меченосцами не сильно был зависим от Папы... В Ганзейском союзе Рига играла ключевую роль. Ей все время навязывали быть столицей... Один Петр, умница, называл ее столицей Рижской губернии. Потом уже Лифляндии. Затем независимая Латвия, один из центральных городов русской эмиграции, а не большевистских русских… Латвийская ССР, при которой западная столица СССР, особенно в 60-70-е, славилась своим вольнодумием. Вот и я хотел бы жить в Риге - смеси 30-х и 60-х годов... А вижу ее в мечтах свободным городом - от чужих налогов и своих дураков... И обязательно понтовой и пижонской!

А.Ч.: Ваш отец занимался музыкальными инструментами, вы были «центровиком» (жили в центре Риги) – не расскажите о вашей семье? Ваш род всегда жил в Риге или, как и многих в Союзе, его покидало по разным городам и весям?

А.Я.: По материнской линии я петербуржец, мама из городских мещан. В Латвию попала по распределению, за хорошую учёбу. Моя бабушка по материнской линии пережила всю блокаду -900 дней. По отцу всё гораздо загадочней. Даже имя редкостное - Милорий. Бабушка по отцовской линии чистокровная латышка, а дедушка из белорусов. Некоторые участки истории их жизни почему-то скрывались бабушкой. До сих пор не знаю, как она, латышка, родившаяся в Вильнюсе, затем попала под Одессу на границе с Румынией, где и родился мой отец. Во время войны оказалась в Магнитогорске с моей прабабушкой, которая до конца дней не знала русского. А после войны всё ясней. Советская власть стала призывать всех латышей возвращаться в Латвию, и она написала писателю Вилису Лацису, занимавшему тогда высокий пост, после чего переехали в Ригу. В Риге я и был зачат, родился в Ленинграде и в один год от роду иммигрировал обратно в Ригу, где и живу до сих пор, где и похоронил своих родителей. Жил действительно в центре в доме около порта - памятнике архитектуры (переходный период от историзма к модерну), с фигурами голых женщин над парадной, в коммуналке. До сих пор вспоминаю 60-е годы, как у дверей маленьких магазинчиков утром оставляли ящики с продуктами до открытия магазина... Кстати, на этой улице находится дом, в котором жила первая супруга Булгакова. Теперь же мой дом рушится, он принадлежит какому-то американцу, который ждёт, чтобы он разрушился, так выгодней! В общем, жил я в районе, который был выстроен в начале 20 века, когда Рига в Российской империи была одним из богатейших городов, а теперь туда туристов водят.

А.Ч.: Вы возглавляли рижский рок-клуб, играли рок в его, как многие считают, золотые годы в СССР. Чем для вас была та эпоха с музыкальной точки зрения, ее Zeitgeist?

А.Я.: Не столько в музыкальном, сколько эмоциональном... Тогда было время «СТЁБА»... СТЕБАЛИСЬ ВСЕ и везде. Даже по ТВ самая популярная передача «Вечер смеха» (кажется). Жванецкий имел невероятную популярность. А в музыке вдруг получилось так: лучше пойте на английском, чем на русском, а то народу будет понятно, о чём поёте! Так что просто стал играть любимую музыку на родном языке, и я с удивлением понял, что по смыслу - это же самое и о том же, что у моих кумиров! Просто на английском нет аналога слову СТЁБ! Но уже тогда очень не нравилась эта СЛОВОнизация русского рока... «Главное текст» - ага, вместо припева - лозунги...

А.Ч.: Мне кажется, это идет из более древних времен, когда семантика (да, и идеологическая) восторжествовала в русской поэзии над мелосом… А куда нужно двигаться музыке сейчас? Вообще нет ли у вас ощущения, что ярких явлений в роке становится в наши дни все меньше (условно говоря - Bring back Kurt Cobain and we will give you Lady Gaga)?

А.Я.: Да, согласен... Ведь в России ноты-то появились при Екатерине Второй… Когда в Европе уже под орган в церквях вовсю распевали с 14 века. А современная рок-музыка, думаю, оседает там, откуда и начиналась - в клубах на 300-1000 человек и на фестивалях. И яркость становится сиюминутной (что и хорошо). Когда «яркость» ставят на поток – это лажа! А так всегда есть элемент интриги, сегодня получилось, а завтра - фиг его знает!

А.Ч.: Не могу не согласиться – я недавно читал биографию Цоя, изданную в ЖЗЛ, и были не прямые даже аналогии с нашим временем, а какие-то схожие ощущения. Сейчас, кстати, многие говорят, что 90-е годы были самыми свободными. И – оставляя за скобками преступность, «беспредел» и кровь тех лет в России – это, видимо, действительно так. Какие у вас остались ощущения от 90-х, в Риге или Москве?

А.Я.: У меня почему-то ассоциации на подсознательном уровне - это РОЖИ! Именно рожи, причём до этого они встречались, но как-то не афишировались. А в 90-е они прямо на каждом углу в варёнках, во фраках, в кафе, по телевизору, в машинах, в театрах, в милиции-полиции, заканчивая правительством… Не лица, а рожи даже в музыке!! Свободные рожи... Недавно даже песенку сочинил – «Девяносто конченный год». Брейгель и Босх с его «Осмеянием Христа» - отдыхают!

А.Ч.: Лица, мне кажется, меняются мало, только научились добавлять себе макияж-ботокс цивилизованного лоска… О фестивалях – вам с группой «Цемент» приходилось играть на Подольском и всех самых заметных рок-фестивалях. Какая там была атмосфера, каков был всесоюзный Вудсток?

А.Я.: Вот выражения лица никаким макияжем не исправишь... Атмосфера была своеобразной. Могу сказать только про личное восприятие... Мне кажется, что это была атмосфера УДИВЛЕНИЯ! Публика удивлялась, что такое вообще возможно. А я удивлялся, что для многих это откровение (имею в виду музыку и поведение на сцене).

А.Ч.: На том же Подольском фестивале играли почти все: «Зоопарк» и «Телевизор», «Наутилус» и «ДДТ». Чье выступление, чья манера вам запомнились больше всего?

А.Я.: Бесспорно «ДДТ» и «Бригада С». И не из-за текстов... Они резко отличались по классу игры… Даже больше поразила целостность, соответствие музыки с образом, ну и, конечно, драйв!

А.Ч.: Не будем о живых, но о великих мертвецах. Кем были, как воспринимались тогда Майк Науменко, Александр Башлачев, Егор Летов?

А.Я.: Майка воспринимал и воспринимаю как рок-музыканта - он это по-настоящему... Егор Летов мне не понятен… Ну какого хрена петь про «всё идёт по плану», когда в 1987 году всё уже разрушилось и не то что плана, цели и то никакой не было... Лучше бы про дефицит «кроссовок» пел (может, был бы я родом из Сибири, то прошибло бы)... А Башлачев очень сложен для меня.

А.Ч.: Летов и Африка-Бугаев поддерживали лимонную партию, которую у нас сейчас по закону нельзя называть, Шевчук в последние годы делал знаковые политические заявления, а вы недавно высказались одобрительно о Лукашенко – что вы думаете о сочетании рока и политики? Известным музыкантам следует использовать свой авторитет – или, наоборот, им лучше «не соблазнять малых сих», сиречь своих поклонников?

А.Я.: Знаете, есть такой термин музыкальный – «лажа», когда не чисто берется нота, чуть-чуть, на четверть тона... И сразу дискомфорт, нестрояк. Так вот, музыкант не имеет права лажать - будь то в политике, будь то на сцене… А чтобы этого не происходило, надо серьёзно репетировать... А не с бухты-барахты лепить что на языке... Ну а уж если слажал, так получай по полной… Зрителю плевать на причины твоей лажи…

А.Ч.: Заниматься сейчас музыкой так же тяжело, как во время Союза (капитализму не особенно нужно искусство, автоматом не конвертируемое в большие суммы денег)? Или легче (прозрачность границ, пронизанных Интернетом)?

А.Я.: Легче в техническом смысле - доступность инструментов, студий записи, возможности публиковаться… А в плане массовости, так всегда было нелегко… В общем-то, рок-музыкой интересовались и интересуются 5-7 % людей из числа интересующихся музыкой. Ну и вопрос продюсирования... А продюсеры - КТО?? Так уж получилось, и дело не в деньгах, а в личном пристрастии этих деятелей, что им на самом деле нравится то, что они пропагандируют... Помните в начале мы говорили про «лица»? Так это же они. Тому доказательством всевозможные программы «Голос», «Главная сцена» и т. д. Обратите внимание на критерии качества исполнителей - скукота, мне все это напоминает концерты, посвященные Октябрьской революции во времена Брежнева, тоже громко пели! Тогда пели – «И Ленин такой молодой», а сейчас воют арию Квазимодо так же самозабвенно - один черт!

А.Ч.: Да, эти конкурсы – дичайший паноптикум даже не китча и кэмпа, а нет еще такого слова чего. Не говоря уж о том, что многим подросткам этот массовый медиа-посыл, что вы можете даже не получить 15 минут уорхоловской славы, а за 10 минут стать поп-звездой, наверняка сломает жизнь… А что интересно из музыки вам сейчас? В каком направлении идете вы с «Цементом»?

А.Я.: Не скрою, был период метаний... Вроде блюз, кантри, рокабилли переиграли... Что делать? И вдруг услышал клубную команду бритишей Jim Jones Revue... Е-мое! Вроде старый брит-рок, играют смесь Slade, Rolling Stones, Sex Pistols, но как-то так современно… дали нам второе дыхание! Лозунг прост: «НАДО ИГРАТЬ ЕЩЕ ХУЖЕ, НО ВНЯТНЕЙ». Прочитал их интервью и обрадовался, они другими словами, но то же самое говорят: «надо играть спинным мозгом».




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Памяти Эльдара Рязанова

29 ноября 2015 года умер российский режиссер Эльдар Рязанов

Он снял около тридцати художественных фильмов, большинство из которых стали по-настоящему всенародно любимыми. Вот уже 40 лет вся страна встречает Новый год под любимую «Иронию судьбы». Фильмы Эльдара Александровича разлетелись на многочисленные крылатые выражения и цитаты. И вряд ли найдется на постсоветском пространстве человек, который хоть раз в жизни не сказал: «Какая гадость эта ваша заливная рыба».

30.11.2015 15:51


Разомкнуть характеристики человека

Этой осенью филолог, философ, историк и теоретик культуры Александр Марков выпустил книгу, само заглавие которой – «Теоретико-литературные итоги первых пятнадцати лет XXI века», сама заявленная постановка в ней основных вопросов вызывающе контрастировали с её на удивление небольшим объёмом в 122 страницы.

06.11.2015 18:00, Ольга Балла


Творческая личность и поведение

5 ноября исполнилось 75 лет со дня рождения Дмитрия Пригова

Дмитрий Александрович Пригов (5 ноября 1940 - 16 июля 2007) был разнообразно одарен и деятелен: поэт, романист, эссеист, художник, инсталлятор, акционист, искусствовед... Он пел, декламировал, снимался в кино, писал статьи, выступал с докладами на конференциях, он был всем, чем может быть творческая личность в современной художественной культуре. Но в нем было еще нечто, точнее, некто – сама творческая личность как не только субъект, но и предмет творчества. «Дмитрий Александрович Пригов» – создание художника-человекотворца Дмитрия Александровича Пригова.

05.11.2015 17:00, Михаил Эпштейн


Александр Чанцев: «Самая маленькая пуговица на сюртуке из снов»

Этой весной вышла книга постоянного автора «Частного корреспондента» Александра Чанцева «Когда рыбы встречают птиц: книги, люди, кино», объединяющая эссе, литературную критику, статьи о кино и музыке, авторские беседы с писателями, учеными, журналистами и музыкантами. Писатель Дмитрий Дейч (Тель-Авив) поговорил с автором о дзэнских практиках, эстетике политики, японской телесности, чтении в эпоху Фейсбука и о том, как все же устроена эта книга.

27.08.2015 14:50, Дмитрий Дейч – Александр Чанцев


Николай Кононов: «Индивидуальные формы языка никому неподвластны»

Беседа с утонченным стилистом, прозаиком, поэтом и арт-критиком из Санкт-Петербурга Николаем Кононовым

Поэзия важнее всего, она одна – способ всеобъемлющего понимания, без нее все остальное – сумерки и недоступность, острова безопасности, банальность. В ней заключен язык, и она сама его порождает, посему проза и все другое – проистекают только из нее.

13.07.2015 18:00, Александр Чанцев


"Плоть слов" Александра Твардовского

Не быть тенью, – а быть прогретым на собственном огне

Рядом с ним ни в коей мере нельзя было произнести высокопарной лузги типа "задумок", "творческих планов" или "насыщенной творческой работы" – упаси господь! "Кровавое дело" – да, это соответствовало тому серьёзному и мучительному долгу, каким по сути является настоящая поэзия, каковой он её считал: "Попробуйте раздуть горн на этой главке, в ней есть жар, подбавьте, только не увлекайтесь, – так он любил изъясняться с многочисленными последователями, учениками: – Всё шло хорошо, а тут вас стало относить, и всё дальше и дальше, и сюжет остановился. Выгребайте и оставьте в покое то, что вам не удалось, не мучьте вымученное..."

21.06.2015 12:00, Игорь Фунт


100 цитат и афоризмов Андре Моруа

Известный французский писатель, прошедший две мировые войны, участник французского Сопротивления, член Французской академии прожил 82 года. Его богатый жизненный опыт - серьёзный повод отнестись с вниманием к его высказываниям о жизни, любви, женщинах, морали.

19.06.2015 17:00


Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

05.06.2015 14:30, Александр Чанцев


Арбат замолчал

Борьба правительства Москвы за тишину на Арбате идет давно: в 2010 году на улице запретили музыку и аудорекламу, в 2013 речь зашла уже о ярмарках и массовых мероприятиях. Сейчас ограничения касаются всех представителей уличной культуры, однако музыканты не готовы так просто сдавать позиции. Предлагаем вниманию читателей хронику местных боев неместного значения за право на существование российской уличной культуры.

02.06.2015 14:30


Семь кругов травли Бориса Пастернака

55 лет назад, 30 мая 1960 года, умер Борис Пастернак

Вручение Пастернаку Нобелевской премии привело к беспрецедентной травле писателя в советской печати, включавшей в себя самые разные эпизоды — от сравнения с лягушкой до требований выслать «клеветника» и «предателя» из страны.

30.05.2015 09:30, Подготовила Надежда Бирюкова, arzamas.academy






 

Новости

Рок-юбилей
5 июля на стадионе «ЦСКА Арена» пройдет юбилейный, пятый международный музыкальный фестиваль Park Live.
Скончался Алексей Баталов
Народный артист СССР Алексей Баталов умер в Москве на 89-м году жизни.
Антон Долин стал главным редактором журнала «Искусство кино»
Главным редактором журнала «Искусство кино», который бессменно возглавлял известный киновед Даниил Дондурей, стал кинокритик Антон Долин, об этом в субботу заявила на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи замглавного редактора Нина Зархи.
Пианист Борис Березовский приглашает на фестиваль «Музыка Земли»
Приглашаем вас 12 июня в Концертный зал Академии им. Гнесиных на концерт-открытие III Всероссийского фестиваля-конкурса «Музыка Земли».
Объявлены победители второго полуфинала "Евровидения-2017"
Европа определилась с финалистами песенного конкурса.

 

 

Мнения

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.