Подписаться на обновления
13 декабряПятница

usd цб 63.2257

eur цб 70.4271

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Общество  Экономика  В мире  Культура  Медиа  Технологии  Здоровье  Экзотика  Мнения  Дискуссии  Сколько стоит Россия?  Кофейные заметки  Сеть 
Максим Медведев   пятница, 7 марта 2014 года, 08:00

Андрей Миронов. Сквозь мутное стекло…
7 марта 1941 года родился Андрей Миронов


Андрей Миронов
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Андрей Миронов — актер, равно любимый зрителями, коллегами и критиками, ярчайший представитель артистической династии. Казалось, что он был всегда. Четверть века на сцене театра и эстраде, в кино и на телевидении, в журналах, газетах, на радио, в мультфильмах и песнях. Он был на сцене с рождения, едва не появившись на свет прямо во время спектакля в Московском театре миниатюр.

19 августа 1987 года пресса сообщила о его смерти. Люди стояли у газетных стендов на остановках и не расходились, вновь и вновь перечитывали короткую заметку, не веря глазам.

Казалось, что он был всегда. Четверть века на сцене театра и эстраде, в кино и на телевидении, в журналах, газетах, на радио, в мультфильмах и песнях. Он был на сцене с рождения, едва не появившись на свет прямо во время спектакля в Московском театре миниатюр. Его детство вошло в репертуар родителей, Александра Менакера и Марии Мироновой. Менакер исполнял со сцены цикл песенок Владимира Дыховичного «Про Андрюшу», где звучала и такая.

Мальчик есть у нас Андрюша,
Года три всего ему.
Он на всех соседей рушит
Тыщу разных «почему».

Попытались создать телевизионный ремейк сцены на пароходе, когда Андрей Миронов поёт «Люди-дикари». Хорошая сцена, смешная и обаятельная, адвокатски списывающая простаку-злодею все грехи. Только есть одно маленькое но. В этой сцене главный её герой-исполнитель должен не только быть в соответствующем костюме, но вдобавок петь и феерически танцевать.

Сам Андрюша еще в трехлетнем возрасте обнаружил притягательность театра, когда во время первого посещения спектакля родителей натурально сорвал им представление, опознав в играющем актере отца и поделившись этим открытием с публикой. Реакция зрителей так понравилась мальчику, что он долго еще ежедневно спрашивал: «Когда я снова пойду в театр?»

Впервые Андрей Миронов оказался на одной площадке с родителями новогоднем телешоу 1966 года «Сказки русского леса», где группа передовой советской молодежи проводила праздничную ночь в лесу. Андрей играл подозрительного вида таксиста, который случайно завез в этот лес интеллигентную супружескую пару, соответственно Миронову и Менакера. Супруги, что характерно, на местную новогоднюю вечеринку не собирались и потому хотели выбраться из леса поскорее.

Происшествие заканчивалось благополучно, и Миронова с Менакером покидали лес, распевая на известный диснеевский мотив:

Тем, кто знает в шутке толк,
Тем не страшен серый волк.

«Серых волков» Миронова и Менакер действительно не боялись. «Волки в городе» — так назывался один из самых колких спектаклей актерского дуэта, посвященный советской партократии. В их жизни хищников хватало с лихвой, но волков бояться — на сцену не выходить. Тем более в жанре сатиры — изгое не только при советской власти, а вообще при любой власти.

Жизнь Мироновой и Менакера — один из редких примеров того, как добиться успеха и не утратить достоинства; жить в лесу и не якшаться с лесничим. В их мемуарах, вышедших в смутный период похорон генсеков, нет ни одной цитаты из классиков марксизма-ленинизма, обязательной даже для научных трудов по античности, зато обильно приводятся высказывания репрессированного Мейерхольда.

Цитируется и Сталин — его телеграмма Мироновой с личным приветом вождя и благодарностью Красной армии за благотворительные концерты, весь сбор от которых шел детям погибших на Великой Отечественной. И в этой цитате — лишь горькая ирония. Когда Мария Владимировна первой из советских артистов затеяла концерты в пользу детей не вернувшихся с войны фронтовиков, она менее всего думала (вернее, не думала совсем) о том, чтобы обратить на себя внимание генералиссимуса, во времена которого были репрессированы и родители Мироновой, и родители Менакера.

Миронова числилась в характерных актрисах — в ряду с Фаиной Раневской и Риной Зеленой. Особенно после того, как изобрела на эстраде «некую Капу», которая без конца трещала по телефону, а затем создала целую галерею телефонных болтушек: Дусю, страдавшую хроническим насморком и жутко коверкавшую слова; Варьку из кишечного; Кису, поклонницу Козловского, которая «съела кусок снега из-под ноги Козла» и не имела никакого понятия о правильном ударении в словах.

Множество идиоток, ревнивиц, выдвиженок, бюрократок, кокоток, сплетниц и обывательниц, которых переиграла Миронова в театре и на эстраде, плавно перекочевало в кино с легкой руки Александрова, хотя он и вырезал из «Волги-Волги» почти всю роль Мироновой, чтобы в фильме не было двух примадонн. По большому счету осталась лишь одна фраза: «Просто хочется рвать и метать! Рвать и метать!»

Киногероиня Мироновой — всегда с бровями домиком, с победным взглядом и зашкаливающим самоочарованием — вела танец любой роли. Она не умела быть ведомой, и часто партнер просто повисал в ее цепких объятиях. При этом каждый раз она выкидывала такие неожиданные па, что невольно забывалось — все это бесчисленные, пусть и завораживающие, но все-таки вариации одного образа. Саму актрису такое положение мало устраивало, и она старалась о своих киноролях не то что не рассуждать, но и не упоминать.

Александр Менакер познакомился с Марией Мироновой в Московском театре миниатюр, созданном в помещении разгромленного театра Мейерхольда. О своей первой встрече они рассказывали две разные истории. Менакер утверждал, что Мария Владимировна была несколько надменной; знакомясь, снисходительно бросила: «Миронова», — и решила, что процедура знакомства завершена. Сама же Миронова уверяла, что уже видела Менакера на сцене и ценила его как артиста, поэтому никакого высокомерия и быть не могло. Однако оба соглашались в том, что если бы кто-нибудь сказал им, к чему приведет эта историческая встреча, они сочли бы этого человека сумасшедшим.

И тем не менее в том же 1939 году они развелись со своими супругами и официально оформили семейный союз, который вскоре стал еще и творческим. Их первой совместной работой было обозрение «Говорящие письма», написанное Борисом Ласкиным и поставленное Борисом Петкером. В звукозаписывающем ателье, где любой желающий мог записаться на пластинку, появлялось семь различных персонажей — от пьяного командированного и певицы-надомницы Аиды Драгоценской до ловеласа и простой бабушки, напевающей колыбельную своему внуку. Все роли, столь разные по характеру и эмоциональному рисунку, играли Миронова и Менакер — с этого собственно и начался Театр двух актеров.

Настоящий успех пришел к ним с номером «Вопрос о воспитании», написанным Ласкиным, — супруги обеспечивали сыну образование, выполняя за него домашние задания. Импульсивная, боевитая мать нещадно коверкала слова («зизгаз», «лобнула шина», «нунсенс», «Айвузовский») и давала отпор всем, кто покушался на благополучие ее мальчика — от мужа до директора школы. Именно с «Вопроса о воспитании» началась сценическая жизнь этих двух знаменитых масок — Жены, энергичной, всем недовольной и бесконечно уверенной в собственной правоте, и затюканного Мужа, который оценивал действия супруги с позиции обывателя. Взрывной темперамент не признающего авторитетов персонажа Мироновой обрамлялся «правильностью» безвольного персонажа Менакера, благодаря чему обычный семейный конфликт выходил на уровень конфликта двух типов социального поведения — наделенной безграничной властью «самодуры» и обычного «маленького человека», привыкшего подчиняться барским прихотям.

За свою долгую сценическую жизнь Миронова играла не только злобных жен, но и лирических деревенских старушек и домохозяек с авоськами, причем настолько искренне, что актрису в образе порой не пускали в зрительный зал, откуда она должна была выходить на сцену во время спектакля. Ее неизменный партнер тоже появлялся не только в роли забитого мужа, но играл и наглецов, аферистов и даже пародийных героев-любовников. Но публика ждала от них прежде всего полюбившуюся супружескую парочку, узнаваемых «дел семейных» — так назывался их самый знаменитый спектакль по пьесе Бориса Ласкина «Слушается дело о разводе» в постановке Давида Тункеля.

В своем предпоследнем спектакле, «Мужчина и женщины», где Менакер играл Анания Семеновича Гарунского, а Миронова — восемь персонажей, они показали пародийный перевертыш Мужа и Жены. Муж на глазах превращался из недовольного всем зануды в наглого соблазнителя, а Жена не расставалась с полотенцем на голове, страдала и причитала. Но с особым смаком Миронова играла здесь двух персонажей — поэтессу Ирину Истомину и Начальницу отдела.

Длинноволосая брюнетка Истомина появлялась в пончо с длинной бахромой, с огромной цепью на шее, в расшнурованных кедах на босу ногу, оценивающе оглядывала очередную жертву своей поэтической маниакальности, вынимала сигарету изо рта и, слегка откинув голову, томно бросала: «Слежу за вами. (Пауза.) Второй уж день». После того как жертва впадала в оцепенение, она наносила тяжелый удар: «Вы привлекли мое внимание. В вас есть какая-то неизбывность. Нераскрытость. Кто вы», — почти нараспев произносила Истомина, после чего харкала на сигарету и тушила окурок подошвой кед. Это богемное существо не задавало вопросов, а лишь обозначало их и потому совершенно не нуждалось в ответах. Оно обитало в своем извращенном мире и чувствовало там себя вполне комфортно.

Начальница отдела была полной ее противоположностью — приокивающей «кухаркой» с «банкой» на голове, в «деловом» бюрократическом костюме, которая по вполне логичному стечению обстоятельств заняла руководящую должность. Она тоже оказалась не столько женщиной, сколько бесполым существом. И тоже не задавала вопросы, она их «ставила»: «Порой мы за цифрами не видим людей. Это негодный стиль работы. Вы согласны со мной. Часто бывает так: от десяти утра до шести вечера перед нами, так сказать, исполнительный служащий, а от десяти вечера до шести утра совершенно, так сказать, наоборот.»

Оба этих персонажа Миронова играла, не пряча своего отвращения ни к богемной тусовке, ни к партократической элите. Здесь ее знаменитая язвительность буквально зашкаливала.

Фильм «Три плюс два» поставлен по пьесе Сергея Михалкова «Дикари» и стал первым в карьере Андрея Миронова, где ему досталась главная роль (он сыграл Романа). По итогам года комедия заняла четвёртое место в советском прокате. Его посмотрели 35 млн зрителей.

Даже к способностям родного сына Мария Владимировна относилась с большим скепсисом, никаких особых талантов в нем не видела и на спектакли с его участием поначалу не ходила, чтобы окончательно не разочароваться. В Щукинском училище, по воспоминаниям педагогов, Миронов действительно ничем экстраординарным не выделялся, Юрий Катин-Ярцев даже удивлялся: неужели это и есть сын Мироновой и Менакера? В театр Вахтангова, куда из Щукинского вела прямая дорога, Миронова не взяли, опять же не усмотрев в нем ничего выдающегося.

И только главный режиссер Театра сатиры Валентин Плучек разглядел в Миронове что-то особенное, позволившее стать ему одним из главных актеров труппы. Дело тут в трудоголизме Миронова, давно уже ставшего притчей во языцех. В конце концов можно научиться петь, не имея музыкального слуха, танцевать, не обладая пластичностью, и даже прекрасно играть, не будучи отмеченным гениальным талантом. Но завораживающему свечению, беспредельному обаянию научиться нельзя. Каких бы негодяев, пройдох, авантюристов он ни играл, причем, не жалея злой иронии по отношению к персонажам, все они не просто вызывали зрительскую симпатию, а буквально пленили.

Женщины, по их же собственным воспоминаниям, при одном появлении Андрея Александровича преображались и впадали в состояние, близкое к обмороку. А сам Миронов во время творческой встречи в концертной студии Останкино, отвечая на вопрос, какой тип женщин он предпочитает, иронизировал: «Тип женщин? Бог его знает… Это в зависимости от настроения… Мне как-то хочется быть шире в этом вопросе».

Известно, что почти на каждой Миронов готов был жениться, но Мария Владимировна, державшая личную жизнь сына под неусыпным контролем, согласилась только на два брака. Первой женой Миронова стала актриса Екатерина Градова, радистка Кэт в сериале Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». В этом браке родилась Мария Миронова, названная в честь бабушки. Вторая жена — актриса Лариса Голубкина, Шурочка Азарова в «Гусарской балладе» Эльдара Рязанова. Ее дочь, Марию Голубкину, Миронов считал своей.

Когда Георгий Натансон взялся снимать «Повторную свадьбу» по сценарию Евгения Габриловича, трагедию нравов из жизни партийной бюрократии 1970-х, он столкнулся с серьезной проблемой банального сюжета: чистая и неглупая девушка влюбляется в карьериста Илью, циника-интеллигента, у которого нет ничего святого, но зато по любому поводу, даже по поводу смерти, мгновенно сыщется острота. Как мотивировать такую любовь? И Натансон пригласил на роль карьериста Миронова — никаких мотивировок не потребовалось.

Миронов обладал невиданной прежде мерой свободы, которая поднимала его персонажей над условностями, к коим относились и добро, и зло в бытовом понимании. Жулик Дима Семицветов в «Берегись автомобиля» выходил прогрессивным воришкой. Прохвост Гена Козадоев в «Бриллиантовой руке» был по-детски беззащитным мальчиком-пижоном. Циничный товарищ Бендер в «12 стульях» оказывался поэтом высокой пробы. Наглый Министр-администратор в «Обыкновенном чуде» получался остроумцем и острословом. А фат и мот Хлестаков в «Ревизоре» вообще порхал как мотылек.

За воздушность, невесомость, легкокрылость и обожали Миронова зрители. Но, как и Орландо из элегической «Сказки странствий» Александра Митты, актер понимал, что полет на крыльях озарения не может длиться бесконечно и когда-то все-таки придется приземлиться.

Первый шаг Миронову помог осуществить Анатолий Эфрос, пригласив в телеспектакль «Страницы журнала Печорина» на роль Грушницкого. Печорин–Даль холодно и цинично подводил Грушницкого, как слепого котенка, к краю пропасти, в которую тот полетит, сраженный на дуэли. Эфрос хотел, чтобы Грушницкого играл именно любимец публики, причем являвший собой полную противоположность Олегу Далю. Взяв на эту роль Миронова, Эфрос, сознательно или нет, обозначил веху смены «героев нашего времени». Грушницкий был безрассуден и пошл, но он жил, чувствовал — в отличие от язвительного, рассудочного Печорина, в душе которого была безбрежная ледяная пустота одиночества. Их дуэль это дуэль грядущего физика исхода застоя и постоттепельного лирика, казавшегося теперь таким нелепым и никчемным.

Так герой Миронова постепенно переходил в разряд «лишних людей», он больше не был хозяином жизни (примечательно, что и Фигаро — лучшая роль Миронова — был слугой). Особый трагизм придавало ситуации то, что «лишним» оказывался счастливчик, кумир миллионов. В телеспектакле Валерия Фокина «Между небом и землей» по повести Виктории Токаревой «Ехал Грека» Миронов играл успешного музыканта Климова. Он отправлялся в Крым, чтобы отдохнуть от навязываемых ему со всех сторон ролей, играть которые у него не было никакого желания. В Крыму — опять же не то чтобы по желанию, а просто так получилось — он взбирается к вершине Карадаг. Оказавшись между небом и землей, в привычной ернической манере рассуждает: «Стоит ли она таких затрат? Рентабельна ли моя вершина? … Очень может статься, что жизнь задумана как дорога к вершине. Дойду ли я…» Неожиданно спохватывается: «А вдруг моя вершина уже была? А я этого не заметил и теперь иду без цели?..» Крупный план показывает вдруг постаревшее лицо — с глубокими морщинами, темными кругами под глазами и опустошенным взглядом.

После работ у Эфроса и Фокина появление Миронова в «Фантазиях Фарятьева» Ильи Авербаха было вполне закономерным. В Фарятьеве, сутулом провинциальном интеллигенте с прилизанными слипшимися волосами (Авербах даже запретил Миронову мыть голову), не было уже и намека на привычную зрителям игристость шампанского. Это был человек глубоко одинокий, несчастный, спрятавшийся от окружающей его реальности в прекрасный мир внеземного происхождения, где все счастливы и любят друг друга. Неуверенной, неловкой походкой входит он в жизнь трех женщин. И даже кажется, будто рушит невидимые стены, которые разделяют их, волею обстоятельств живущих в тесной квартирке, слишком близких, чтобы расслышать друг друга, и уставших от душевной глухоты. Да только сам мечтатель-инопланетянин страдает еще большей глухотой, он так и не научился самым простым человеческим чувствам, так и не понял элементарных земных вещей. В последних кадрах мы смотрим на Фарятьева сквозь мутное, покрытое каплями дождя стекло и словно видим спящего младенца. Фарятьев медленно открывает глаза и обжигает нас щемящей вселенской пустотой…

Это был шок. Никто не ожидал от Миронова таких невероятных глубин трагедии. И мало кто знал, что в это же время актер снялся в фильме Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин» — картина легла на полку и была выпущена только в 1985 году. Миронов сыграл здесь журналиста Ханина, который вернулся в захолустье Унчанска из очередной командировки и узнал, что жена его умерла. Он сообщает об этом как-то буднично, даже пытаясь улыбаться, будто иронизируя. Потом достает из свертка пистолет, приставляет к сердцу, засовывает в рот, извлекает, ощутив рвотные позывы — все это дрожащими руками, но как-то тоже буднично, бесстрастно. Потом рецидивист взрезает Хинину живот, и он ползет на четвереньках по захламленной жиже тропы. А потом он оставляет Унчанск, садится на пароход… Всюду пришлый, он мелькнул и… А был ли Ханин, со всей его болью и несуразностью?

В «Лапшине» Миронов сыграл неприкаянность, бесприютность и абсолютную невозможность ничего исправить, сыграл физиологически — до ощущения малейших, тончайших нюансов отчаяния, практически не прибегая к привычному в его ролях внешнему рисунку. И по-своему сыграл безжалостное время, стирающее людей, невзирая на их качества и заслуги.

Об Андрее Миронове принято говорить как об актере, который не реализовался в полную меру, не сыграл Сирано де Бержерака, Обломова, о которых так мечтал. Но в его биографии была роль совершенно уникальная, в которой сошлось все — и искрометная легкость, и фееричная самоирония, и виртуозные словесные дуэли, и глубокая драма. Это Фигаро — плут и весельчак, поэт и философ, политик и дипломат. Слуга, который держит в своих руках все нити хозяйских интриг. Эквилибрист, который скользит по тонкой проволоке над пропастью, жонглируя остротами и ловушками.

Миронов и Плучек дали бессмертной комедии Бомарше новое рождение. Монолог Фигаро — о чести, достоинстве и превратностях судьбы — разошелся на цитаты, которые до сих пор украшают сайты поклонников Миронова и многочисленные публикации об актере. «Я вынужден был идти дорогой, на которую я вступил, сам того не зная, и с которой сойду, сам того не желая...» Эта фраза многим сегодня кажется пророческой — ее Миронов успел произнести на своем последнем спектакле, 14 августа в Риге. Но доиграть ему было не суждено — он потерял сознание прямо на сцене. В костюме Фигаро он ушел в бессмертие, в легенду об актере, не знавшем занавеса и сыгравшем свою судьбу от первого до последнего шага.

Потеряв мужа (Александр Менакер умер в 1982 году) и сына, Мария Владимировна без конца повторяла: «Это моя Хиросима» — и просила всех только об одном: не плакать. Вернувшись из Риги домой, она заперлась в своей комнате и велела не беспокоить ее ни по какому поводу. Спустя какое-то время Мария Владимировна вышла к тем, кто пришел поддержать ее, и заметила среди них Бориса Поюровского, театрального критика и друга семьи. Отозвав его в сторонку, она очень серьезно сказала: «Я думаю, Андрюша жив… Скорее всего, это розыгрыш, скажем прямо, не слишком удачный. Я жду, что он опомнится и вот-вот появится здесь. Конечно, извинится за свою глупую выходку… Достанет пачку «Мальборо» и закурит... Не верите?»

В этот самый момент в дверь позвонили.

«Вот видите, а вы уже решили, что я тронулась умом», — сказала Миронова и поспешила к двери. На пороге стоял почтальон с очередной пачкой телеграмм соболезнования.

В последние годы она сторонилась близких отношений. Стала едкой до беспощадности. Могла назвать слишком примелькавшегося на телетусовках артиста «вездессущим». Могла откомментировать сборище звезд кино и театра на юбилее Дома актера: «Там актеров не было. Я видела одну актрису эстрады и администратора». А когда смотрела трансляции заседаний Думы, плевала в телевизор. Она презирала пошлость, тупость и цинизм и никогда этого не скрывала. За это ее побаивались, отходили на расстояние.

Ее последней ролью стала Вера Максимовна в спектакле «Уходил старик от старухи» в театре Райхельгауза. Она выходила на сцену со словами: «Жизнь прошла…» — и укладывала вещи мужа в чемодан так, словно проводила ревизию своего собственного существования и беспомощно пыталась собрать его разрозненные фрагменты. И вдруг узнавала, что муж, теперь такой же глубокий старик, всегда любил другую. Вся долгая-долгая, со старушечьим трепетом уложенная жизнь разваливалась вмиг. Но в последние минуты старуха понимала, что за счастье быть рядом с любимым и близким не жаль заплатить ценой всей жизни. И уходила с легкой душой и чистым сердцем.

В день восьмидесятипятилетия Миронова тоже играла свою единственную на тот момент роль, в спектакле «Уходил старик от старухи». В финале, когда ее героиня по сюжету умирала, актриса неожиданно для всех вышла из роли и обратилась к зрительному залу: «Разрешите мне сегодня, в день моего восьмидесятипятилетия, остаться живой. Разрешите мне не умирать». А затем вывела на сцену внучку Марию Миронову и ее сына Андрея Миронова. Зрители аплодировали стоя и долго не расходились…

После спектакля она возвращалась в квартиру, которая больше не была ее домом. Мария Владимировна завещала квартиру театральному музею Бахрушина — вместе с обширнейшей семейной библиотекой, коллекциями икон, автографов, фотографий, картин и графики, фарфора, гжели, вместе со всей антикварной мебелью и театральными костюмами актерской семьи. Все это больше не принадлежало ей, и она уходила налегке, зная, что оставляет память о своем единственном сыне.

В 1997 году Мария Миронова младшая дебютировала в «Варваре и еретике» на сцене театра «Ленком». Мария Владимировна не могла прийти на спектакль и прислала внучке визитную карточку театра Мироновой и Менакера. На обратной стороне было написано: «Маша! Все будет хорошо. Я верю. Папа, дедушка и я». 13 ноября 1997-го Мария Владимировна умерла.

Через два года в доме № 7 на Малом Васильевском в Москве был открыт музей-квартира семьи Мироновых. А еще через год две дочери Андрея Миронова, Марии, сыграли в фильме Павла Лунгина «Свадьба». Эти роли положили начало кинокарьерам двух ярких актрис.

Актерская династия Мироновых — тот счастливый случай, когда ответственность за фамилию несут уже три поколения уникальных артистов. Сегодня публика и пресса приглядываются к четвертому. Дочь Марии Голубкиной и Николая Фоменко, Настя, приняла участие в театральном проекте Нины Чусовой «Алиса в Стране чудес». Сын Марии Мироновой, Андрей, в детстве выходил на сцену в двух спектаклях «Ленкома», а теперь учится в щукинском училище. Фамилию Миронов пришлось сменить по вполне понятным причинам. Актер Андрей Миронов — только один.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Смерть поэта, или Finita la comedia

27 (15) июля 1841 года в грозу был убит на дуэли Михаил Лермонтов

Дуэль Лермонтова и Мартынова (равно как и дуэль Пушкина и Дантеса) преломляется в нашем национальном сознании довольно своеобразно. Всё кажется, что наши знаменитые дуэли — не поединки равных, а нечто вроде запланированного расстрела. Что Мартынов (и Дантес) никак не мог быть человеком достойным; он ничтожество и т.п. По такой логике Лермонтову надо было стреляться разве что с Пушкиным (тем более что им обоим дуэли нравились). В крайнем случае с Гоголем.

27.07.2019 20:00, Виктория Шохина


Хемингуэй: перевод с американского

120 лет назад, 21 июля 1899 года, родился самый знаменитый писатель из США

Хемингуэй — звезда мирового масштаба. He-man, Папа Хэм. Его слава не знала границ. Его книги цитировались, как Новый Завет. Его жизнь обсуждалась на каждом (литературном) перекрёстке. Его именем называли рестораны и бары. В Советском Союзе культ Хэма возникал дважды: в чугунные 1930-е и бархатные 1960-е.

21.07.2019 21:00, Виктория Шохина


Шерлок Холмс как личный Дарт Вейдер

22 мая 1859 года родился Артур Игнатиус Конан Дойль, автор приключений Шерлока Холмса

Широко известно, что Конан Дойль создал замечательного сыщика Шерлока Холмса. Не слишком известно другое: автор недолюбливал этого персонажа, который, несомненно, принёс ему немалую прибыль, но также затмил своей почти дартвейдеровской фигурой другие, менее броские произведения писателя.

22.05.2019 20:00, Алексей Соколовский


О Булгакове

15 мая 1891 года родился Михаил Булгаков

Михаила Булгакова (1891—1940) стали вспоминать с опозданием: спустя 25 лет после его смерти. С конца 20-х годов и до конца 1961 года проза его не печаталась вовсе. В рукописях лежали основные книги. На сцене шли только пьеса «Последние дни» («Пушкин») и инсценировка «Мёртвых душ». Не принявший искусства соцреализма, политики пятилеток и лагерей, уцелевший лишь благодаря капризу Сталина, он писал для себя и для внуков, писал, как принято говорить, в стол.

15.05.2019 20:00, Ирина Иванова


Набоков: тема весны

22 (10) апреля 1899 года родился Владимир Набоков, самый необычный и самый провокативный русский писатель

На Западе он вошёл в моду после публикации романа «Лолита» (1955; русская версия — 1967). В России, его «чопорной отчизне», которую он так страстно (и до поры до времени безнадёжно) любил, его начали тайно читать во второй половине 1960-х.

22.04.2019 20:00, Виктория Шохина


«Приди, сорви с меня венок…»

К 275-летнему юбилею Дениса Фонвизина, «из перерусских – русского»

К исходу жизни Денис Иванович лечился некоторое время в Карлсбаде от «следствия удара апоплексического». Исправно пройдя курс, – даже закончив античную, с политическим контекстом, повесть «Калисфен», – отправился с божьей помощью домой. Подъехав уже к Киеву, экипаж попал в жуткую дождливую бурю.

14.04.2019 20:00, Игорь Фунт


Притча о блудном кидалте

Умер кинорежиссёр Георгий Данелия («Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Мимино», «Кин-дза-дза» и др.)

Его статус в отечественном кино стал незыблемым ещё в советские времена: грустный классик кинокомедии, создатель интернациональных шлягеров с национальным колоритом, сатирик и моралист. Однако это совершенно не мешало зрителям — от обычных сограждан до генсеков — принимать Данелия за кого-нибудь другого.

04.04.2019 19:00, Максим Медведев


Маг русской литературы

1 апреля 1809 года родился Николай Васильевич Гоголь. Писатель русский? Или украинский?

Он считал себя гением, сразу после Пушкина. Задал основное направление философии Серебряного века и несколько направлений русской литературы, одно из которых воплотил Толстой, другое - Достоевский. Все вплоть до Хармса и Пелевина обязаны Гоголю.

01.04.2019 20:00, Константин Рылёв


Where did we go wrong?

Рецензия на книгу Игоря Фунта «Останусь лучше там...»

Прозаик, эссеист-публицист Игорь Фунт проапдейтил свою книгу, что уже была внимательно замечена — вошла в 2014 в лист спецпремии издательства «Новое литературное обозрение» «НОС», тридцатку постсоветских детективов. Зачем было обращаться к относительно старой вещи? Да потому что там не только современно все на редкость (актуально, как принято говорить), но и — объясняет самые причины этой современности, ее вершки и корешки. Роман из трех частей, миди-эпос российской современности. Ее, да, темной, да, чернушной стороны. Если, например, после «Груза 200» Балабанова, «Жить» Сигарева, «Дурака» Быкова или «Юрьева дня» Серебренникова хочется почитать что-нибудь такое же, в тему и в жилу, то это к Фунту.

22.01.2019 16:00, Александр Чанцев, krupaspb.ru


«Любимые пища и питье – мороженое и пиво»

Анкета Блока

Летом 1897 года Александр Блок заполнил одну забавную анкетку под названием «Признания». Он рассказал, что предпочитал в людях и в литературе, кем хотел бы работать и как умереть. Вот что думал о жизни в 16 лет будущий великий поэт.

09.12.2018 19:00, izbrannoe.com






 

Новости

Активист Ильшат Муртазин стал объектом телефонных атак
Ему звонят со скрытых номеров и обещают посадить в СИЗО за общественную активность.
Легендарный авиамузей в Монино будет закрыт
Авиамузей в Монино будет закрыт, а его территория передана под застройку.
В Калмыкии пропала студентка, снявшая на видео вброс бюллетеней на выборах
В Калмыкии пропала Айса Хулаева, студентка, которая была наблюдателем от партии "Справедливая Россия" на выборах в селе Приманы. Она зафиксировала на видео вброс бюллетеней, её же забрали следователи и после уже два дня как с девушкой нет связи, никто из её родственников и знакомых не знает, где она. Об этом сообщил "Кавказский узел".
Сегодня утром было разогнано собрание жителей Бурятии перед зданием регионального правительства в Улан-Удэ
11 человек задержаны, трое из них побиты. Одна из участниц собрания госпитализирована. Судьба остальных на данный момент неизвестна, попытки дозвониться до местного ОВД результатов не дают.
В Волоколамске обстреляли водителя мусоровоза, сообщают очевидцы
Водитель мусоровоза, перевозившего ТБО на полигон «Ядрово», получил ранения в ходе обстрела фуры. Об этом сообщают участники паблика «Ядрово. Задыхаемся» со ссылкой на полицию.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.