Подписаться на обновления
17 ноябряСуббота

usd цб 65.9931

eur цб 74.9022

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  среда, 6 июля 2011 года, 11:38

Андрей Красулин: «Случайностей не бывает»
Художник-абстракционист о работе с мусором, японских монахах и русских иконах


Андрей Красулин
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Уборка мастерской — очень важный творческий процесс: она меняет точки зрения на всё, открывает их. Однажды я подметал мастерскую и понял, что то, что было мусором, превращается в гармонические ряды, в драгоценность. При каждом движении сами собой возникают новые построения.

Сам себя Андрей Красулин ко второму русскому авангарду не относит, говорит, что существует сам по себе, спокойно и несуетно находясь в стороне от магистральных путей современного искусства. Важнее не поддаваться искусам, заложенным в творчестве (быть знаменитым некрасиво), но сосредоточенно искать красоту в мире, который тебя окружает. В нашем разбалансированном и дискомфортном мире. Пытаясь при этом сохранить себя.

Почему это искусство? Где же тогда грань между искусством и жизнью? Вынос перформанса из среды знатоков и рамы выставочного помещения не лишает его статуса артефакта? Достаточно ли задокументализированности, чтобы жест стал артефактом?

Удивительно, насколько это тонкий, точный и разнообразный художник, который работает сейчас с материалами и объектами так, как почти уже никто не работает, — возвращая каждой вещи подлинность и исконность.

И это, конечно, нужно видеть — фотографии почти не передают важного для Красулина ощущения естественности и лёгкости (какими бы монументальными его работы ни были), вписанности в ландшафт или в интерьер.

Да, только с этим в Москве проблема: очень много работ Красулина хранится в Цюрихе и только одна — в постоянной экспозиции Третьяковки. Андрей не очень-то заботится о публичности, куда важнее сделать законченное (или, напротив, незаконченное) произведение искусства из своей квартиры или мастерской.


Случай Красулина, правильно расставляющего приоритеты (жизнь важнее искусства), кажется мне крайне важным не только для всей нынешней столичной арт-сцены, но и для общего течения искусства в целом, когда, оказывается, можно существовать внутри этого потока уверенно и спокойно.

— Вы работаете с самыми разными материалами — от металла до бумаги. Какой материал у вас самый любимый?
— Всё может быть материалом, и сейчас любимых материалов у меня нет. В данный момент я очень люблю графит, которым делаю большие рисунки. Причём порой с натуры, что непривычно для меня самого.

— А от чего тогда зависит ваш выбор техники?
— Не могу сказать. Он отчего-то зависит, но от чего — мне неизвестно. И выяснять это тоже неинтересно.

— Насколько ваша работа должна быть осознанной?
— Всё делается импульсивно. Спонтанно. И когда я смотрю на то, что сделано, то понимаю, что то, что получается, — совершенно неожиданно произошедшее. Хотя, разумеется, я профессионал и могу решать поставленную себе задачу.


— Японские монахи рисуют иероглифы одним движением, хотя готовятся к этому годами, накапливая содержание. Что нужно копить в себе, чтобы иероглиф получился?
— Накапливать надо то, что китайцы называют «у вей», а мы переводим как «недеяние». Или же как «незаинтересованность», то есть то, что прямо противоположно «спланированности» и «направленности», «непреднамеренности», чёткой сформулированности задачи.

— Вас несёт по жизни поток, которому вы не сопротивляетесь?
— В совсем древние времена, где-то в начале 60-х, мой покойный друг Боря Парникель работал в редакции журнала «Народы Азии и Африки» где-то у Покровских Ворот. Однажды я зашёл к нему, когда он сдавал очередной номер, и там прочитал готовящуюся к выпуску небольшую статью (хотя не уверен, что она всё-таки ушла тогда в печать) ныне здравствующего Григория Померанца о дзен.

Раньше я ничего об этом не слышал, но когда прочёл текст Померанца, то понял — ЭТО МОЁ. С тех пор я прочёл массу книг на темы восточных практик, но они почти ничего не добавили к тому, что я получил тогда.

Но я никакой не последователь дзен, хотя он мне ужасно нравится.

— Как же тогда вы себя определяете?
— Никак. Или же используя в основном ненормативную лексику. Зачем мне себя как-то определять?


— Человек должен задумываться над тем, кто он и какое место занимает.
— Кто должен — пусть тот и задумывается.

— Вы не задумываетесь?
— Иногда. Когда надо по какой-то конкретной ситуации определиться, что-то осознать, с тем чтобы выстроить линию поведения, что уже нехорошо...

— Почему?
— Поведение не надо выстраивать.

— Надо расти как дерево?
— Наша беседа наталкивает меня на всякие мысли. Вот ты уйдёшь, и я достану переписку Льва Толстого и буду её читать, хотя никогда до этого её не читал.

— Почему именно Толстого?
— Он очень хотел быть честным.

— Разве абсолютная честность возможна? Возможна искренность, желание быть искренним…
— Не всегда…


— Почему вы работаете с мусором?
— Я не могу отвечать на вопросы, начинающиеся с «почему».

— Как вы работаете с мусором?
— Как… Уборка мастерской — очень важный творческий процесс: она меняет точки зрения на всё, открывает их. Однажды я подметал мастерскую и понял, что то, что было мусором, превращается в гармонические ряды, в драгоценность. При каждом движении сами собой возникают новые построения. Это прекрасное свидетельство того, что случайностей не бывает — мы имеем дело со сменой закономерностей.

Слава богу, мне недостаёт дисциплины превратить работу с мусором в магистральный путь творчества, как это часто случается. Но мне это скучно.

— Сейчас вы рисуете с натуры, но подавляющее большинство ваших работ принципиально абстрактны. С чем связана перемена?
— Дима, ты, кажется, пришёл, чтобы задавать вопросы, на которые я не знаю, что ответить... Я не знаю, с чем это связано. Мне захотелось. Я открыл свои старые рисунки и увидел, что, чёрт возьми, здорово нарисовано, а ведь у меня в школе, между прочим, была тройка по рисунку.


— Насколько художнику важно уметь рисовать?
— Совершенно непонятно, что ты имеешь в виду под словом «уметь».

— Владеть ремеслом.
— Уметь рисовать, то есть создавать рисунки и прочие художественные произведения, вовсе не означает владеть ремеслом. Ремесленная суть рисования как такового лучше всего проявляется в этнографических зарисовках, которые до сих пор передают суть лучше фотографии. Вышивки, старушонки с вышивками, узоры на наличниках…

Хотя сейчас, конечно, такая сильная фототехника, что в этнографическом рисовании особой нужды нет, но тем не менее когда мы говорим о ремесле, то в первую очередь вспоминаешь о тщательности передачи частностей…

— И ещё есть люди, которые на Арбате портреты прохожих рисуют…
— Узнаваемый стиль — это уже работа на рынок. Зато теперь на улицах встречаются граффити, которым я всегда поражаюсь (у нас это искусство находится в зачаточном состоянии) — какое порой в них совершенство исполнения!

— Нужно ли художественное образование?
— Не знаю, многие ничего не заканчивали и при этом как художники прекрасно себя чувствуют, вполне состоялись.


— А как вы поняли, что вы — художник?
— В какой-то момент я понял, только не помню когда. Наверное, в тот момент, когда осознал, что то, что я делаю, делается помимо моей воли.

— Нужно при этом, чтобы то, что ты делаешь, было нужно другим людям?
— Вообще-то это очень помогает. Человек, живущий на необитаемом острове, скорее всего, сделал бы себе свирель и играл на ней, но рисовал бы он картины на песке? Честно говоря, я в этом не уверен.

Можно организовывать свою жизнь, как это делал Робинзон Крузо, и такое искусство я очень люблю, у меня это хорошо получается, и этим я могу помочь людям, но делать что-то не связанное с простотой жизни…

Как меня цитируют в монографии «Образ жизни», я умею хорошо поставить табуретку…


— А кроме того, что поставить табуретку, вы можете чем-то помочь людям?
— Искусство никому не нужно, и ничем оно не помогает. В лучшем случае оно становится необходимым предметом обихода. Это я понял в прекрасном музее Востока в городе Сан-Франциско, где была выставлена большая частная коллекция предметов из Африки, Азии и Океании.

Основатель первой московской ска-группы «Кабинет», которая недавно возродилась и готовит к выпуску сразу три диска. Известный художник — уже четверть века он упорно изготовляет идиотские картины и дурацкие рисунки. Пионер российского комикса (на английском языке!). Поэт, распевающий галактические песни и участвующий в слэмах. Издатель десятков книг, журналов и альбомов в собственном издательстве «Пропеллер». Недавно снялся в кино. И всё это — один субъект по имени Китуп. Человек-оркестр, человек-ракета, человек-чёрт-знает-кто. Иному одной жизни хватит, а этот стремится прожить пять — одновременно. И всё успеть. И если его спросить — ему наверняка найдётся что сказать. Попробуем задать несколько вопросов.

Множество невероятно сделанных предметов, не имеющих никакого отношения к тому, что мы называем искусством. Предметы первой необходимости, такие же важные, как для нас штаны или водопровод: если у тебя не будет вот этой страшилы, сделанной из дерева или камня с нечеловеческим совершенством (а на самом деле с минимальной затратой времени и материала), тебя обязательно сожрёт тумба-юмба или апу-апу.

Эти люди делали для себя всё только самое необходимое, то есть все эти предметы им действительно нужны; искусство в нашем понимании здесь решительно ни при чём.

Подобно тому как в церковной практике важно само наличие иконы. А не её художественные достоинства. Искусство никому не нужно, кроме любителей. Высоко ли быть любителем искусства? Не знаю. Часто это превращается в страсть, следовательно, это не высоко, но низко и губительно. Хотя и очень помогает художникам…


— А ещё можно за это деньги получать…
— Можно. За ремесло. «Деньги всегда во всякий возраст нам пригодны…» Скажем, я очень люблю комиксы, хотя никогда их не делал, да, вероятно, и не смогу. А Маяковский думал, что этим служил людям. Невероятный художник; ему бы быть иконописцем (не в этом веке, а чуть пораньше) — он был бы величайшим мастером. С абсолютной непринуждённостью, не вынимая папироски изо рта, не снимая шубейки, он делал картинки…

Какая уверенность и какая лёгкость! Ты знаешь, что по традиции иконы рисовались одной линией, без отрыва инструмента? Точно так же, как это делают японцы и китайцы…

В момент большого увлечения византийской живописью Джотто казался мне совершеннейшим дикарём — он же не обладал виртуозностью византийских иконописцев палеологовского времени…

— А вы бы хотели жить в другие века?
— К сожалению, не буду, а если буду, то посмотрим.

— Как вам кажется… Да, а мы будем тут говорить слово «красота»?
— Ты можешь произносить любые слова, а я буду отвечать матерщинно…

— В мире много красоты или мало?
— Столько, сколько нужно. Сколько мы умеем видеть.


— То, что вас окружает, оно красиво или безобразно? Может быть, цель художника — увидеть красоту и донести её, не расплескав, до людей?
— Спаси себя — и тысячи людей вокруг тебя спасутся, говорит Серафим Соровский. Всякое покушение на устройство мира — опасный идиотизм, о чём мы прекрасно знаем из истории.

Даже две величайших победы христианства, которое хотело реализоваться через Франциска Ассизского и Лютера, привели к чему? Лютер хотел вернуть веру к Евангелию. В результате его реформы возникли общество потребления и «золотой миллиард».

— Мы сидим рядом с вашей работой, которая напоминает стол, заставленный кружками и стаканами. Точнее, следами от посуды разной величины, выполненной одними серыми красками. Это такой абстрактный рисунок?
— Назовём это рисунком, хотя я бы назвал эту работу живописью, которую человек несведущий просто не поймёт. Живописи он просто не увидит. У меня, например, есть также работы с донышками от вёдер…


— А что нужно сделать, чтобы человек увидел эту живопись?
— Его дело. Пусть этим он сам и занимается.

— Вы ему в этом помогаете?
— Нет, не помогаю.

— Работа его души?
— Да.

— Души или зренья? Мозга или чувств?
— Возможно, пищеварения. Это меня совершенно не касается.

— А что вас касается?
— Много чего. Состояние погоды. Состояние организма. Переживания. Общение. Друзья и родственники. Их состояние. То есть всякое состояние.

Для меня огромный подарок то, что есть некоторое количество людей, которым кажется важным то, что я делаю, причём это не только моя жена Люся, есть ещё художники, которым это интересно. Это существенно.

Во всём, что совершается, есть проявление необходимости. А как она реализуется — мы не знаем. И скорее всего, не узнаем и узнавать этого НЕ НУЖНО. Иначе надо обратиться к Пелевину или ещё к кому-то.


— Со временем меняется отношение…
— Со временем меняется всё…

— А как вы изменились?
— (Смеётся.) Тебе, чтобы ответить на этот вопрос, придётся почитать буддийскую литературу, поскольку никакой личности не существует, а есть только набор иллюзий, калек, трафаретов. Что-то, безусловно, есть, но что — этого нам не говорят.

— Как с вами трудно.
— Это хорошо. Я чувствую, что что-то для тебя делаю. Кстати, ты можешь с этим поиграть — можешь дать свои собственные варианты ответов на свои же собственные вопросы. Это было бы очень интересно — понять, что же ты ожидал от меня услышать.

Давай дальше мы продолжаем так: ты задаёшь вопрос, а я тебя спрашиваю: «А что ты хочешь услышать?» Наверняка ведь ты же что-то ожидаешь услышать?

— У меня нет ответов на свои вопросы. Я не знал, что вы мне ответите. Именно этим наша беседа мне интересна. Я придумал вопросы, на которые не знаю ответов сам и которые меня действительно волнуют.
— Я их тоже не знаю. Но они меня не волнуют.


— Вам важно место, которое вы занимаете среди современных художников?
— Не могу сказать, что мне это совершенно безразлично, но тот уровень признания, который я получил ещё в 70-х и в начале 80-х в достаточно узком, но неоднородном кругу, меня совершенно успокоил.

— Вы так самодостаточны, что можете дистанцироваться от заоконной реальности?
— Она совершенно не заслуживает никакого внимания, как и всё остальное, если мы будем помнить о том, что должны умереть. Память об этом — самый важный факт нашей биографии. Несомненный и неотменимый. А если смерть придёт в состоянии дряхлости или глубокой болезни в неглубокой старости?..

— Но мы же ещё не умерли и каждый день живём…
— Из чего она слагается, эта реальность? Можно просто наслаждаться тем, что видишь. Смотреть картины или слушать шум листьев. И в конечном счёте понимать, что всё есть проявление необходимости. Я стремлюсь избавляться от шестидесятнических реакций на социальные аспекты действительности.

— Зачем?
— Снимать оппозиции и означает освобождаться от эмоционального отношения к миру событий.

— Если только медикаментозно.
— Поэтому люди и принимают кто таблетки, кто водку. Или шприцы. Всё это и называется изменением сознания, к чему ведут или должны вести все религиозные практики.


— Искусство изменяет сознание?
— Думаю, что да.

— Кто вам помогал понять то, что вы должны делать?
— Я не могу сказать, что я у кого-то учился, хотя и в школе, и в институте у меня были хорошие учителя. (Показывает на рисунок.)

Вот, мой учитель Саул Рабинович рисовал. Необыкновенный персонаж. В 1927 году он был послан из Академии художеств на стажировку в Париж и прожил во Франции десять лет. Потом зачем-то вернулся, женившись на сестре де Голля, и не был посажен.

Лощёный интеллигент, парижанин, тогда как в Строгановке основной контингент составляли выпускники из 64-го ремесленного училища, пришедшие после семилетки, продолжавшие учить ещё алгебру. Его любили все.

Он нёс в себе атмосферу того времени, когда слово «искусство» имело магический смысл, являлось формой религии. Он хорошо ко мне относился, поднимал. Хотя человеком был чрезвычайно ехидным, остроумным: хорошо пожил в Париже, работал с Корбюзье и Липшицем, был замечательным рассказчиком, но ничего здесь не сделал.


— Не сделал ничего как художник?
— Делал заказы для заработка, иногда работая «негром». Он, человек старой формации, каждую неделю в мастерской работал с моделью. Лепил этюды. Немногие из них, сохранившихся, есть в Третьяковке.

(Показывает на рисунок.)

Вот это же блестящий рисунок, рисунок высокой школы. У меня такой школы нет. Надо будет попробовать срисовать.

— Зачем?
— Получится или нет.

— Но у вас же совсем другое направление…
— Не совсем, я ведь тоже рисую.

— Вы сказали, что вы шестидесятник. Но, как мне кажется, то, что вы делаете, прямо противоположно стремлению придать социализму человеческое лицо. Или вы имеете в виду свою принадлежность ко второму авангарду?
— Я не принадлежу ко второму авангарду, я сам по себе. С другой стороны, я плотно общался с людьми из диссидентской среды — мы вместе пили водку, хотя участия в правозащитном движении я не принимал.

— Как вы относитесь к последней Люсиной книжке («Зелёный шатёр»)?
— Я её ещё не дочитал.

— Она ведь не про правозащитное движение, но про умирание, стирающее любые усилия, в том числе и социальные, про суету сует…
— Кто-то мне уже говорил то же самое. Или это ты мне уже говорил? Нет? Это хорошая мысль, верная. Я её разделяю. У меня есть давняя знакомая, Мальва Ноевна Ланда, яростная диссидентка, сейчас ей за девяносто. Ещё до выхода книжки кто-то попросил для неё у Людмилы экземпляр рукописи «Зелёного шатра». Люся сказала: «Уже скоро выйдет книжка…» — на что Мальва ей ответила: «Я могу этого не дождаться…»


— Современным искусством не интересуетесь?
— Как это не интересуюсь?..

— А как вам «Х… в плену у ФСБ» группы «Война»?
— Очень. Очень. Я в восторге.

— А что хорошего в этой работе?
— Жест. То же самое, что футуристическая морковка в петличке, только намного грандиознее. Всё моё шестидесятнически-анархистское сознание её приветствует…

— Так вы анархист?
— Мне у «Войны» ещё и «Дворцовый переворот» нравится. Изумительно придумано и сделано. А сам член (рисовали на бегу) как хорошо нарисован. И это искусство хотя бы потому, что то, что они делают, не имеет никакого практического смысла.

— Искусство — это не жизнь, так?
— Но то, что при этом извлечено из жизни. То, что описывается понятием полного присутствия. В таком случае всё, что ты делаешь, является искусством. Хотя это понятие имеет дурацкий оттенок «искусственности» и «нарочности», поэтому лучше попытаться обойтись без него.

— Слова нам мешают?
— Иногда.

— А как тогда?
— А вот так, без слов. К тому же искусство, которое мы чувствуем, которое мы знаем, о котором говорим, которое практикуем, не имеет определения.

Я только что рассказывал тебе про объекты примитивного искусства, которые на самом деле искусством называть неправильно. Если исходить из семантики слова и из его корня («искус», «искушённость», то есть это как бы всё вместе — и «опыт», и «знание»), тогда это понятие можно отнести к чему угодно.

Чем занимался Дедал? Он, как и художники иных времён, обслуживал властную верхушку. Вспомни, как звали тётку, жену Миноса, желавшую совокупиться с быком, по заказу которой он сделал деревянную корову…

— Что важнее — процесс или результат?
— Для меня результат не имеет никакого значения. Процесс и является результатом.


— Почему тогда вы свои работы храните, а не выбрасываете?
— Результат может действовать многократно. Пока работа хранится, с ней происходит процесс. Снова смотришь на неё и снова получаешь результат.

— В ней энергия накапливается?
— И так тоже бывает, когда работа делается сама.

— Как сделать, чтобы в жизни было больше красоты?
— Только через внимание к конкретному текущему моменту. Мы ни в чём не нуждаемся, кроме внутренней свободы. И когда ты переживаешь освобождение, ты точно знаешь — вот оно, несомненное.

— Это всегда так или пики?
— Пики, конечно, которые не всегда оцениваются немедленно. Что до меня, то чаще всего я не имею точной оценки только что сделанного. Хотя что-то внутри порой говорит, «да» это или «нет». Но чаще всего должно пройти время, иногда годы, прежде чем поймёшь, что ты сделал. Увидеть, что же, собственно говоря, сделано твоими собственными руками, подчас так же важно, как сделать.

— Для вас важна категория точности?
— Важна, но что такое точность?

— Когда ты знаешь, что получилось.
— Когда твоя работа состоялась, то всё остальное уже не имеет никакого значения. Удача — это единственное, из-за чего мы всей этой хернёй занимаемся.

Беседовал Дмитрий Бавильский




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



5 украденных шедевров живописи, которые до сих пор не найдены

Ван Гог, Вермеер и Пикассо

Шедевры искусства часто становятся жертвами нападений. В «Мону Лизу» швырялись камнями, Ивана Грозного с сыном исчертили ножом, в Матисса тыкали карандашом, картину Рембрандта «Даная» облили кислотой и порезали для большей убедительности. Люди, совершавшие эти поступки, придерживались своих личных целей, религиозных и политических убеждений или же просто страдали от различных психических расстройств. Но чаще всего людьми движет банальная жажда наживы, ради которой они совершают похищения известных полотен.

28.10.2018 19:00, Евгения Башурина, fraufluger.ru


Ещё одного «неизвестного Рембрандта» нашёл голландский арт-дилер

О картине «Пустите детей приходить ко мне»

Фигура на заднем плане навела арт-дилера Яна Сикса на мысль об истинном авторе картины, которую приписывают «Нидерландской школе». Он увидел автопортрет Рембрандта на полотне под названием «Пустите детей приходить ко мне» и более четырёх лет искал подтверждение своей догадке. Исследование и реставрация работы привели его к удивительным открытиям.

08.10.2018 19:00, artchive.ru


Трагедия весёлого человека

Художник Константин Коровин

Друзья художника Константина Коровина восхищались не только его талантом, но и тем, каким беззаботным, легким человеком он был. Всеобщий любимец и душа общества, он пел, играл на гитаре, рассказывал байки. Его и Константином-то никто не называл — только Костенькой. «Костя, как хамелеон, был изменчив: то он был прилежен, то ленив, то очарователен, то несносен... — вспоминал Михаил Нестеров. — То простодушный, то коварный, Костя легко проникал, так сказать, в душу, и так часто о нем хотелось забыть... В нем была такая смесь хорошего с „так себе“... Все его „качества“ покрывались его особым, дивным талантом живописца». Он никогда не терял ощущения радости жизни — хотя жизнь Константина Коровина не была простой, а значительную ее часть можно назвать даже трагичной.

02.10.2018 19:00, izbrannoe.com


8 реальных мест с известных картин, которые вы можете посетить сегодня

Кафе Ван Гога и мост Моне

Вы хотели когда-нибудь почувствовать себя персонажем известной картины? Оказаться «внутри» знаменитого произведения искусства? Оказывается, это возможно! Посмотрите на эту подборку реальных мест, которые были запечатлены на известных картинах и сохранились до сих пор.

24.09.2018 19:00, izbrannoe.com, mymodernmet.com


Не Леонардо!

Эксперт из Оксфорда бросил вызов атрибуции «Спасителя Мира» стоимостью в 450 млн долларов

Почти через девять месяцев после того, как картина «Спаситель Мира» установила планетарный рекорд, будучи продана за 450 млн долларов США, ведущий искусствовед из Оксфорда заявил, что её автор — не Леонардо да Винчи. Мэтью Ландрес, эксперт по творчеству гения итальянского Возрождения, считает, что значительную часть работы выполнил ученик художника Бернардино Луини. Собственные работы этого живописца обычно оцениваются примерно в миллион долларов.

13.08.2018 19:00, artchive.ru


Как в реальности выглядели женщины с портретов Пикассо

И какие отношения были у них со знаменитым художником

Портреты любимых женщин Пикассо составляют немалую часть наследия чрезвычайно плодовитого, а также любвеобильного художника. Однако узнавали ли себя дамы на этих портретах?

05.08.2018 19:00, izbrannoe.com


Загадка в раме

Картина XVII века рассказала историю семьи, потерпевшей крах

После нескольких лет исследований картина «Сокровища Пастона» вновь предстала перед зрителями в Норидже. Рядом выставлена часть изображённых на ней диковинок, которые удалось проследить и заимствовать для экспозиции. Учёные прочли ноты в руках маленькой бледной девочки и впервые воспроизвели записанную мелодию, а также обнаружили, что полотно предсказало крах одной из некогда самых богатых семей Англии.

08.07.2018 19:00, artchive.ru


Почему Микеланджело ходил в рваных сапогах

Скряга или обделенный гений?

Мы привыкли к тому, что преуспевающие художники, писатели и музыканты, как правило, очень богатые люди. Но так было не всегда — прежде чем сложился свободный рынок произведений искусств, художники во всем зависели от своих покровителей и заказчиков. Впрочем, некоторым это и в те времена не мешало наживать сказочные богатства. Об одном таком титане эпохи Возрождения рассказывает историк и ведущий телеграм-канала «Пиастры!» Артем Ефимов.

30.06.2018 19:00, Артем Ефимов, nplus1.ru


Рисунок в рисунке

Скрытые секреты обнаружили исследователи на картинах Пикассо

Реставраторы из Художественной галереи Онтарио завершили трёхлетнее исследование картины «Суп» Пабло Пикассо из коллекции учреждения. Оно не только пролило свет на многочисленные вопросы, давно волновавшие учёных, но и выявило значительные изменения в композиции, углубив познания о «голубом периоде» художника с 1901 по 1904 годы.

09.06.2018 19:00, artchive.ru


От Демона к Пророку

История болезни Врубеля

Жизнь Михаила Врубеля располагала ко многим домыслам и легендам, в том числе и самым мистическим. В нем сочеталось столько парадоксов, что трудно было понять, где закачиваются особенности его мечущейся творческой натуры и начинается патология. Уже современники Врубеля, странным образом, связывали его искусство с чем-то болезненным. Взаимосвязь одаренности и психических заболеваний остается неразрешенной до сих пор и часто обсуждается в психиатрической литературе.

28.05.2018 19:00, Ирина Фрыкина, artchive.ru






 

Новости

Бондарчук презентовал платформу для соинвестирования в кино
Первым проектом на BeProducer станет фильм «Притяжение-2».
Умер Стэн Ли
Сооснователь Marvel Comics Стэн Ли умер в возрасте 95 лет, передает портал TMZ со ссылкой на дочь покойного.
XXII ежегодный Фестиваль камерной музыки «Возвращение» проводит краудфандинговую кампанию
Концерты должны состояться в Московской консерватории 8, 10, 12 и 14 января.
Российский фильм «Ампир V» первым в мире выходит на криптобиржу, листинг подтвердила EXMO
Первым в мире кинопроектом, который прошел листинг на крупнейшей в Восточной Европе криптобирже EXMO, стал фильм Виктора Гинзбурга “Ампир V” (2019) по роману Виктора Пелевина. Об этом было официально объявлено сегодня, 8 ноября, на конференции по блокчейну и криптовалютам Blockchain Life 2018 в Санкт-Петербурге.
Умер создатель мультфильмов «Остров сокровищ» и «Приключения капитана Врунгеля» Давид Черкасский
В Киеве умер советский и украинский художник-мультипликатор, режиссер и сценарист Давид Черкасский. Об этом в фейсбуке сообщил его друг Александр Меламуд.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.