Подписаться на обновления
8 декабряВоскресенье

usd цб 63.7185

eur цб 70.7594

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  среда, 21 июля 2010 года, 11:55

Андрей Кончаловский: «Есть страшная поговорка «И Христос бы воровал, если б руки не прибили»
Знаменитый русский режиссёр об ответственности, России, кино и морали


Андрей Кончаловский // Итар-Тасс
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Нация развивается по своим законам. Можно ужесточить законы, но отменить их нельзя. И чтобы узнать путь развития, надо не намечать его, но угадать.

А для этого надо понять, что необходимо изменить в российском мышлении для того, чтобы Россия начала развиваться.

— В интервью «РГ» вы обозначили «путь России» как тупиковый...
— Я никогда не говорил о тупиковом пути развития России. Как раз европейский путь можно обозначить как закат определённой цивилизации.

Но это не означает, что человечество кончится. Об этом говорили ещё в конце XIX века, об этом ещё и Достоевский, и Герцен писали… Об этом же очень выразительно пишет Солженицын, об этом же — и в последней серьёзной, по крайней мере для меня, работе «Смерть Запада» Патрика Бьюкенена, американского правого журналиста…

Я говорю о том, что существует определённая деградация культурных ценностей. Любая цивилизация должна прийти к своему концу и в результате возникнет нечто новое. Это неизбежно: мы видим, сколько цивилизаций было похоронено. В этом нет ничего пессимистического.

— Вы где-то обмолвились, что Путин должен быть «жёстче», тогда и реформы пойдут. Однако вся история России говорит о том, что жёсткость приводит к обратным результатам: Россию нельзя насильно загнать на «территорию счастья...»
— Неправильно. Я не связываю жёсткость Путина с реформами. Я сказал, что Путин недостаточно жёсткий. Да, я так считаю. Власть, например, не борется с явлениями распада морали в российской бюрократии.

В Китае за это расстреливают, в Сингапуре недавно перестали бить палками. У нас человек украл 300 миллионов, на него подают в суд. Его снимут с работы, лишат звания, потому что часто это бывает какой-нибудь генерал, что-то отнимут и дадут два года. Честно говоря, за 300 миллионов много народу согласится два года посидеть.

«Утомлённые солнцем-2» не фильм о войне. Это не «Они сражались за Родину», не «Живые и мёртвые» и не «Батальоны просят огня». Это аляповатое собрание несмешных анекдотов, в котором нелепиц столько, что каждый из рецензентов без труда находит что-то своё.

Такая непростительная мягкость по отношению к коррупции невозможна. Россия всегда была коррумпированной. Потому что у нас нет уважения к закону: ведь коррупция не что иное, как неуважение к закону и отсутствие личной ответственности.

Как только будут введены драконовы меры, то очевидно, будет по-другому. При советской власти был большой страх, взятки были маленькие. Сегодня денег много и страха нет.

Так было в средневековой Италии, когда банкиры стали заниматься политикой. Мы находимся где-то там, в районе 16—17 веков. Суда, по сути, нет, он абсолютно поднадзорен — этакое ручное правосудие. Единственный выход — жёсткие меры по отношению к финансовым нарушениям. В этом смысле Путин недостаточно жёсткий.

Его обвиняют во всех грехах. Это неправильно. Грехи расцветают не благодаря ему, а в силу того, что понадобилось 15 лет, чтобы накопить миллиарды. Началось это в 90-е годы ещё при Ельцине.

Все первоначальные капиталы были сделаны незаконно. И они просто расцвели из-за того, что никто ничего не боится. Страх потихоньку уходил и полностью ушёл за 15 лет.

Мне говорят: люди боятся. Ничего подобного! Боятся только милиции, которая потребует взятку, а законов не боятся. Я не говорю о богатых людях, которые вообще ничего не боятся. Я о другом страхе: религиозном, гражданском, уголовном, отсутствие которого ведёт к абсолютному нарушению моральных норм.

— Недаром вы вели рубрику в одной газете, которая называлась «Записки консерватора»!
— Она называлась «На трибуне реакционера».

— Час от часу не легче… Как вы сейчас считаете, консервативный путь для России, как страны с неразвитым гражданским самосознанием, возможен?
— Насколько же у нас унифицировано сознание! Мы всё время хотим найти путь. Мол, стоит найти путь, и всё будет хорошо. Существует масса людей, которые с большим знанием дела говорят, какой именно путь необходим.

Я не обладаю таким даром и не осмеливаюсь сказать, какой путь нужен России. Всё равно случится так, как должно случиться. Есть законы истории, законы экологического характера. Нация, как экология, развивается по своим законам. Можно каким-то образом влиять, например, ужесточив определённые законы.

Но чтобы говорить о пути, надо не намечать этот путь, а угадать его. Надо понять, что необходимо изменить в российском мышлении для того, чтобы Россия начала развиваться. Потому что Россия не развивается. Отношения человеческие, социальные, политические остались на уровне где-то после отмены крепостного права. Полное отсутствие гражданских не свобод, а обязанностей.

Гражданских свобод было полно в 90-е годы, и кто ими воспользовался? Кучка людей, которые сидят у власти. А обязанностей никаких нет. Советская власть обязывала что-то делать насильно, и ничего хорошего не получилось, потому что была ложная идея равноправия.

Поэтому, если говорить о пути, мне кажется, очень важно для начала научно, рационально, как хотите, называйте, но изучить русскую ментальность.

— Вы говорили, что, мол, в Эстонии культура выше. У них выше бытовая культура или духовная? Ведь если у русских есть Достоевский, то в каждом из нас частица этого Достоевского существует?
— Культуру можно по-разному понимать. Культура — это и вилку держать, и в зубах не ковыряться. Культура - понятие многозначное. Я под культурой понимаю нравы, систему ценностей, определяющие поведение, как индивидуума, так и коллектива.

С этой точки зрения у Эстонии культура выше, потому что у них была буржуазия. Вот говорят: «Ах, Кончаловский, ну что он такое говорит, у нас тоже был Псков и Новгород». Да, были, только недолго, всем головы поотрубали. И не только людям, а зачаткам буржуазного и правового общества.

Иван Грозный точно понял, что правовое общество не для него. Он презирал английскую королеву, потому что она должна слушаться свой парламент. «Какая же ты хозяйка, — писал он ей, — если ты должна кого-то слушать? Ты холопка, а вот я хозяин, у меня все под моей пятой, а кто спорит, тому башку». Надеюсь, вы поняли, что я имел в виду.

— Тем не менее, подражая Западу, Россия становится, наоборот, всё более провинциальной?
— Иногда эта «провинциальность», как ни смешно, благотворна бывает. Как это ни парадоксально прозвучит, но соцреализм, будь он неладен, сумел задержать наше падение в сторону г-на Энди Уорхола, то бишь в сторону рынка.

В Европе изобразительное искусство давно пришло в упадок, его сменили концептуальными произведениями дизайна. Да и в музыке стал превалировать дизайн. Но это всё влияние рынка.

Рынок и деньги разрушительно подействовали на состояние европейского искусства. Зато сейчас, когда мы пытаемся догнать «их», у нас это очень хорошо получается. Поэтому в музее Пушкина можно увидеть выставку Уорхола. Это позор, я считаю. Уорхол выставляется не потому, что он талантливый художник и его можно повесить рядом с Микеланджело, а потому, что он дорого стоит. И то, что художественная ценность заменилась рыночной стоимостью, — факт. Это искусство для идиотов и кретинов. То, что Антонова позволяет себе выставлять Уорхола, говорит лишь о том, что она тоже жертва моды.

Известный американский критик Роберт Хьюз, который, кстати, был другом Уорхола, написал, что он сам относится к последнему поколению тех, кто ходит в музей не для того, чтобы спросить, сколько это стоит. Новое же поколение посетителей музеев сразу спрашивает: сколько? Так вот, поскольку Уорхол стоит 12 миллионов, поэтому на него и смотрят как на искусство.

Эта аберрация говорит не о чём ином, как о варварстве. Рассвет европейской культуры кончился в середине ХХ века. Деньги довели.

Вот вы напомните мне хоть одного композитора, который написал оперу, балет или симфонию, как это сделали Прокофьев или Шостакович, чьи произведения сразу становились событиями? Видите, не можете. И мы сейчас не замечаем этой пустоты, свыклись с ней…

Поверьте, это не стариковское брюзжание. Если бы искусство было по-настоящему востребовано, оно бы создавалось. Однако настоящее искусство сейчас превращается в музей, а не в потребность ежедневную, в нечто живое. Опера стала музеем, консерватория стала музеем… Вы согласны?

— Владимир Мартынов недавно написал пару опер, и это, с моей точки зрения, великолепные опусы…
— Ну вот вы назвали одного. Может быть, назовёте ещё несколько. Это будут отшельники.

Слава Богу, что они ещё есть. В определённом смысле то же самое происходит и в литературе. Коммерческая стоимость литературы повысилась. Кто сейчас модный писатель? Коэльо. А что говорить о Борхесе, о писателях, которые писали ещё до Маркеса, поднявших фантастический реализм. Коэльо — неплохой писатель, но вряд ли он откроет что-то новое.

Поймите меня правильно: я не хочу ругать конкретно Коэльо или кого-то другого. Тут смысл один — маркетинг, рынок, стоимость, и тиражи также действуют на искусство, как и на спорт. Разве это не сумасшествие, когда за спортсмена платят десятки миллионов? В 60-е годы в сборных СССР или Англии были люди, которые бились за честь страны. Сейчас это тоже рынок, который убил спорт.

Большие деньги убили настоящее соревнование между душами и волей. И тут главное — телевидение, ибо стоимость таких матчей может означать миллиарды. Спортсмен популярней даже, чем кинозвезда. Это о чём-то свидетельствует…

— Как вы полагаете, мы ещё застанем возрождение настоящего искусства?
— Не думаю. Нельзя надеяться на возрождение, когда мы пока что не достигли состояния перенасыщенности поп-культурой.

Другой вопрос, что надо сохранять то, что уже создано. А вообще возрождение всегда приходит от элиты…

— Теперь, если позволите, вопрос более конкретный. Насчёт создания нового Союза кинематографистов, Киносоюза.
— Я уже по этому поводу высказался и ничего не хочу говорить. Неинтересно повторяться.

— Вы где-то говорили, что в России кино можно снимать только за пять-семь млн долларов. Как вы относитесь к той астрономической сумме, какую потратил ваш брат Никита Михалков на создание «Предстояния»?
— За пять миллионов можно снять одну картину, а за 50 — другую. Сюжет будет тот же. Так же, как можно сделать макет города, а можно его построить в натуральную величину. Когда идёт речь о таких крупномасштабных фильмах, то попадаешь в ловушку строжайшей финансовой дисциплины.

Я с этим столкнулся в Америке и могу твёрдо констатировать, чем больше бюджет, тем меньше свободы у художника. В силу того, что это чьи-то деньги и они должны вернуться, надо выполнять требования рынка…

Если мы хотим снимать картины за большие деньги, будучи уверенными, что они не вернутся, то это большой риск. Потому что ни одна картина на русском языке, которая стоит больше 20 миллионов, никогда не окупит себя. Так вот, Никита пошёл на этот риск…

— Государство готово финансово поддерживать кинематограф. Но в каких пределах? Как в СССР?
— Да откуда я знаю? Реформа, фонд этот… не знаю! Ну посмотрим, на что она будет способна. Ничего нельзя предсказать.

Очередной, 32-й по счёту, Московский кинофестиваль закрыт. Награды вручены, фильмы частично просмотрены, киношная Москва отправляется в отпуск до осени — самое время подводить итоги.

Но, на мой взгляд, нельзя делать картины по принципу «сделайте нам красиво». Идеология — скользкая вещь и, как правило, входит в противоречие со свободой художника.

Можно искренне делать патриотическую картину, но при этом абсолютно бездарную. Всё это очень сложно, да и требует рынка, такие фильмы не имеют права быть непопулярными. Если занимать деньги у государства, то надо их вернуть. А если хочется элитарного, то надо снимать за свои небольшие деньги, тогда и шедевр может получиться.

Самая большая ошибка, на мой взгляд, распределение денег между компаниями, которые потратят их на создание фильма. А ведь денег на рекламу нет. Кино сегодня находится в мире страшной конкуренции с американским кинематографом. Нужны большие деньги для того, чтобы просто прокатчики эту картину взяли. Это такая большая и сложная проблема, которой государство не занимается.

Нам бы надо было поучиться у французов, где государство очень серьёзно занимается поддержкой национального кинематографа. Это не только производство, но и реклама, и прокат.

— Да, там запрещено рекламировать кино по телевидению, так как это может себе позволить только американское кино. Допустимы афиши, листовки, что уже доступно и французским компаниям.
— Разные формы поддержки национального кинематографа. Того, чего, кстати, нет в Италии, где национальное кино исчезло. Великое итальянское кино пропало. Но главная причина, конечно, не только в поддержке или её отсутствии. Изменилась демография зрителя, он изуродован американским кинематографом. Подобный процесс происходит и у нас.

— Сейчас много говорят об авторском праве и возможном его изменении. Всё доступно, всё можно скачать и незачем идти в кинотеатры. Но борьба с пиратами не выход?
— Не знаю. И здесь больше вопросов, чем ответов.

Свобода информации — это, с одной стороны, катастрофично для человеческого сознания, но с другой-то стороны, это и есть гарантия против узурпированного и закрытого общества. Так что тут есть и хорошие стороны, и негативные.

Нужны новые формы доступности скачивания. Американцы опять впереди всех в этом смысле. Рынка DVD в Америке почти не существует. Есть формы бесплатного и платного скачивания. Уже есть такая услуга, где не за 15 долларов, а за шесть долларов можно посмотреть премьеру у себя дома.

Людям после 30 лет, женатым и с детьми, дорого ходить в кино. Надо брать бебиситтер, заплатить за билеты. Итого 80—100 долларов, а дома за шесть долларов можно посмотреть. Эта система вернёт «в кинотеатры» целое поколение.

Мир меняется, и надо меняться. Умные люди, которые теряют деньги, обязательно найдут способ, чтобы сохранить их или даже приумножить.

— Ваш новый фильм «Щелкунчик». Ожидаете ли вы, что он в России покажет высокие прокатные цифры? Какие у вас мировые прокатные ожидания, ведь «Щелкунчик» будет демонстрироваться по всему миру?
— Жду, что фильм понравится. Мне не нравится формула «прокатные ожидания». Я не дистрибьютор, не владелец кинотеатров, я художник. Я сделал картину для всех, сказку для детей и для взрослых, где хочется плакать, смеяться. И всё.

Надеюсь, что картина понравится не одному поколению, как это было с «Мэри Поппинс» или «Волшебником Изумрудного города». Таких картин, которые передаются из поколения в поколение, не так много. Вот на что я надеюсь. У меня не прокатные, а зрительские ожидания.

Мне кажется, что российские режиссёры не ориентируются на зрителя. За исключением тех, кто делает совсем дешёвые, коммерческие фильмы. Российскому режиссёру зритель в принципе не интересен, ему хочется иметь успех.

Почему не интересен? Потому что это не приносит ему никакой, если не духовной, то точно никакой материальной выгоды. Чарли Чаплин был мультимиллионер, и все, кто снимают великие комедии или хорошее коммерческое кино, — очень богатые люди. Уверяю вас, если бы русский прокат жил не по законам средневековья, где половина денег воруется, продюсер ничего не даёт режиссёру, всё распилено и так далее, то режиссёры типа Матвеева или Гайдая были бы миллионерами в России. Так же, как Пугачёва — очень состоятельная женщина, потому что она о публике думает. То же самое в кино. Если бы в кино режиссёр получал от успеха картины, то уверяю вас, достаточно одному режиссёру снять успешное кино, где он думал бы о зрителе, причём это необязательно убийства или погони, то все бы подтянулись за ним.

Как в Англии. Есть замечательные режиссёры, которые снимают для Англии. Они снимают про старых, молодых, про любовь, про провинцию. Алан Паркер снимал замечательно про английскую жизнь. В этом смысле наиболее сбалансированный наш режиссёр — Станислав Говорухин.

Если бы кто-то из молодых после такой картины купил бы себе дом на Лазурном Берегу и «Бентли», то он стал бы продолжать в том же духе, и много народу последовало бы за ним. Но для этого надо снимать картины для России, а не для фестиваля.

—Ну а вы сами снимаете картины для России? Скажем, «Дом дураков» — разве это говорухинского типа фильм, сбалансированный, как вы выразились?
— Да, у меня не получилось. И «Глянец», и «Дом дураков», видимо, недостаточно коммерческие или не так интересны российскому зрителю. Они не стали популярными, их многие ругают. «Глянец» получился жёсткой картиной. Я думал, будет сатирическая комедия, но получилось очень жёстко. Хотя не более жёстко, чем романы Пелевина, которого я, кстати, уважаю и люблю. Когда я делаю картину о России, мне хочется делать о том, что меня волнует. Меня очень волновала чеченская война, а в «Глянце» — что делают деньги с русским человеком. Ведь деньги неожиданно свалились на российское общество и разделили его ещё больше, чем до того.

— Ну, может, скоро ещё больше разделится, если действительно будет та реформа в школах, о которой все так много говорят. Бесплатные школы с одним набором предметов и платные с другим набором. Тогда разобщение начнётся ещё на уровне школ.
— Мне трудно тут с вами сразу согласиться. Я ещё не слышал об этом. Но если есть такой проект, то это не так уж и плохо. Если будет два типа школ, муниципальная и платная, то такое разделение позволяет увеличить количество финансов для бесплатных школ. Так во всём мире. В бесплатных школах по 40 человек в классе, а в платных по 20, и при этом уровень бесплатных очень высок. Но я не готов обсуждать это, потому что не знаю подробностей.

Большего разрыва между людьми, чем сейчас, быть не может. При советской власти была искусственная нивелировка, она кончилась, и сразу возник разрыв, который был всегда, со времён царя Гороха.

Ненормальная ситуация не в том, что разрыв есть, а ненормальная в том, что правительство и государство не задумываются о том, как создать исторические предпосылки для возникновения гражданского, буржуазного общества. Как создать те условия, при которых эти предпосылки возникнут.

Дать свободу предпринимательства? Уже дали, а среднего класса нет. Есть олигархи, миллионов 5 богатых людей и 135 миллионов, живущих на уровне выживания.

Земля кончилась, и никто не хочет на ней работать. Я вот купил землю в Калуге. Стояла и не обрабатывалась, огромные пространства. Крестьяне продавали её, потому что она им не нужна. Пытаюсь, чтобы всё это зажило, вложил свои деньги, хочу хозяйство создать, но уже третий год никто не помогает, не хочет. Людям это не нужно. Это гораздо страшней.

Самая важная проблема: не хватает умов или ума понять, что прежде всего надо сделать, чтобы возникли предпосылки для буржуазного общества. Что надо воспитывать в школьнике, что папе с мамой передавать. Но, по сути, родителей надо начать воспитывать. Если родители ничего не дают, государство тоже не воспитает.

А что значит воспитывать? Чехова читать, Толстого? Учебные программы созданы по принципу суммы знаний фактов и цифр. Это абсурд. Эти знания не нужны, никакой пользы они не дают.

Воспитывать надо способность человека мыслить и критически оценивать прежде всего свои собственные поступки. Мы всегда готовы оценить другого, найти виноватого, вместо того чтобы посмотреть, что у себя творится. Способность критически оценивать собственные поступки — основа мышления.

Из этого рождается индивидуальная анонимная ответственность. Я писал об этом в недавней статье на «Полит.ру», и не все понимают, о чём это я. Но я это делаю не потому, что надо мной стоит милиционер, налоговая полиция, Господь Бог, родители. Я это делаю, потому что должен сделать хорошо. Это и есть анонимная ответственность. Люди, которые на людях дают милостыню, менее уважаемы мной, чем те, которые дают незаметно.

И прежде всего ответственность за детей и родителей. Вот что, на мой взгляд, катастрофически. Мы по уровню отсутствия всякой ответственности перед детьми и престарелыми родителями находимся где-то в Африке. Сколько детей беспризорных — позор России. А сколько брошенных стариков?

Отсутствие ответственности перед семьёй — один из главных факторов распада национального сознания. Посмотрите на китайцев, у них государство делает университеты для пенсионеров, где они учат, что хотят: каллиграфию, гимнастику. За ними там следят, кормят, занимаются с ними. Конфуцианство и мусульманство имеют колоссальные связи между стариками, детьми.

Наша безответственность страшна, и за это надо уголовную ответственность ввести. Вот тут Путину тоже надо быть жёстким.

Что касается школ и образования. Если перераспределение средств за счёт экономии и платного образования будет направлено на содержание муниципальных школ, я только приветствую, потому что это принятая практика на Западе, и она доказала работоспособность.

— Если действительно будет перераспределяться, то может быть. Но есть у людей страх, что перераспределение денег будет проходить через сито воровства и муниципальным школам ничего не достанется.
— А это всё равно будет проходить через сито воровства. От этого никуда не денетесь. Как бы вы ни строили систему в России. Если не будет индивидуальной, уголовной и прочей ответственности за воровство. Если не будет жёстких, безжалостных, драконовых мер, всё останется так же. Половина денег будет утекать, вороваться. Так устроен русский человек. Есть страшная поговорка: «И Христос бы воровал, если б руки не прибили».

Беседовали Юлия Бурмистрова и Диляра Тасбулатова




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Краткая история отечественного кино: от 1953 до 1991

От праздничной комедии до темы афганской войны

Продолжаем наш гид по истории отечественного кино. В этот раз разбираем вторую половину советской эпохи: от оттепели и «новой волны» до кооперативного кино и некрореализма.

07.12.2019 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Как вымышленные персонажи стали символами реальных протестов

С экранов в современную реальность

Джокер и Гай Фокс могут встретиться не только на косплей-вечеринке, но и на протесте! Рассказываем, как герои киноиндустрии превращались в главные знаки протестных акций.

30.11.2019 19:00, Павел Новиков, tvkinoradio.ru


Свобода и смысл жизни: наследие Сартра

15 величайших фильмов

В начале 20-го века в Западной Европе, особенно во Франции, обрёл популярность новый жанр литературы. Такие писатели, как Жан-Поль Сартр и Альбер Камю начали писать о человеческом существовании и его кризисе, назвав это экзистенциализмом, философской теорией, в которой подчеркивается существование человека, определяющего своё собственное развитие и судьбу.

23.11.2019 19:00, cameralabs.org



Знаменитые советские актеры, которые умерли в нищете

Как спуститься с небес на землю

Даже самые яркие звезды гаснут. И здесь можно провести параллели со знаменитыми советскими актерами, которые блистали на экране, сыграли множество ярких ролей в кино, были любимы зрителями, но провели свои последние дни в нищете и умерли в забвении. Как же так получилось?

17.11.2019 19:00, Гузель Гайнитдинова, moiarussia.ru


Как это снято: «Девчата»

История легендарного советского фильма

Рассказываем, как снимался один из самых популярных советских фильмов, не теряющий своего шарма до сих пор. Комедия Юрия Чулюкина «Девчата» могла стать одной из многих производственных мелодрам в стиле соцреализма, но превратилась в нечто большее.

16.11.2019 19:00, Роман Сорокин, tvkinoradio.ru


Со страниц произведений в визуальный мир

6 лучших зарубежных экранизаций отечественной классики

Авторский взгляд, попытки переосмыслить известные сюжеты и бережное отношение к источнику: вспоминаем шесть зарубежных фильмов по русской литературе, которые прошли проверку временем.

10.11.2019 19:00, Павел Новиков, tvkinoradio.ru


Убийство и психоделика

11 крутых фильмов от датского кинорежиссёра Николаса Виндинга Рефна

«Мне всегда нравились персонажи, которые под давлением обстоятельств должны трансформироваться, и в итоге неизбежно становятся теми, кем они должны стать», — говорит Рефн. Николас Виндинг Рефн — один из самых влиятельных режиссёров нынешнего поколения с уникальным стилем. Его фильмы сочетают напряжённость, захватывающий сюжет, акты жестокости и красочность с сюрреалистическим, артхаусным акцентом. Несмотря на то, что насилие стало неотъемлемой составляющей киновселенной Рефна, оно не разыгрывается хаотично или необоснованно. За ним всегда стоят оправдательные мотивы.

09.11.2019 19:00, cameralabs.org


«Джокер»: без любви человек впадает в безумие

«За всю свою жизнь я не чувствовал себя счастливым ни единого дня», — говорит Артур Флек и вскоре перевоплощается в сумасшедшего Джокера. И в этом главное послание фильма

Новый фильм компании «Уорнер бразерс» «Джокер» бьет рекорды популярности. Прежний персонаж второго плана, тот злодей, который противостоял Бэтмену, выходит из тени и делает это не только благодаря блистательной захватывающей игре Хоакина Феникса (Joaquin Phoenix).

07.11.2019 19:00, Марта Бжезиньска-Валещик (Marta Brzezińska-Waleszczyk)


Обратная сторона славы Вероники Лейк

Что скрывалось за фасадом благополучия ярчайшей звезды Голливуда

Вероника Лейк была одной из легенд Голливуда 1940-х гг. — она не только стала звездой экрана, но и ввела в моду стиль «пикабу» (длинные волнистые волосы, прикрывающие один глаз), которому позже подражали многие голливудские знаменитости. Однако вторая половина жизни актрисы стала расплатой за успех первой, а последние годы были по-настоящему страшными. Почему правительство США просило Веронику Лейк изменить прическу, из-за чего режиссеры отказывались с ней работать, и как она оказалась на краю пропасти, в полном одиночестве и нищете — далее в обзоре.

03.11.2019 19:00, kulturologia.ru






 

Новости

Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.
«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.