Подписаться на обновления
24 мартаВоскресенье

usd цб 63.7705

eur цб 72.5900

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
  понедельник, 12 августа 2013 года, 17:29

Андрей Колесников: «Люди хотят знать об Интернете как можно больше»
По итогам Всероссийского интернет-чемпионата «Изучи Интернет – Управляй Им!»


Фото: judenlucy/ deviantart.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Директор Координационного центра национального домена сети Интернет – о том, что такое интернет-чемпионат.рф и как можно в игровом формате рассказать детям о принципах и устройстве Интернета, что происходит с «цифровым неравенством» и вопросами безопасности детей в Сети, а также о том, что Рунет наконец становится образовательной средой, дающей новые возможности и учащимся, и педагогам.

— Как появилась идея Вашего проекта?
— Координационный центр – это некоммерческая организация, и одно из направлений нашей деятельности – запуск социальных проектов, направленных на развитие и популяризацию Интернета в России. Очевидно, что, когда мы говорим о таких целях, начинать нужно с образования, с обучения детей, то есть знакомить их с возможностями глобальной сети, этикетом, объяснять, как функционирует Интернет. Причем желательно заниматься этим на уровне начальной школы. Чем раньше человек получит интернет-знания, тем лучше будет подготовлен к взрослой жизни, ведь Сеть затронула сейчас практически все профессии и сферы жизни.

Когда речь заходит об интернет-безопасности, эксперты часто ссылаются на Конвенцию ООН по правам ребенка, однако мы не должны игнорировать Статью 19 этой Конвенции, в которой говорится: «Ребенок должен иметь право на свободу самовыражения; это право включает свободу поиска, получения и передачи информации и любых идей независимо от государственных границ, устно, письменно, в напечатанном виде, в художественной форме или с помощью любых других средств на выбор ребенка».

Интересно, что идея просветительства в области интернета родилась у нас в процессе подготовки Первого российского форума по управлению Интернетом. Мы, как, собственно, и большинство остальных людей, в тот момент имели не слишком четкое представление о том, как Интернетом можно управлять и что из этого получается. Поэтому к мероприятию мы выпустили книгу Йована Курбалийи «Управление Интернетом», где в достаточно популярной форме излагались основные принципы этого процесса, а еще давались разъяснения относительно того, как Интернет устроен и функционирует. Неожиданностью для нас стало то, что тираж разошелся в течение буквально пары недель: мы подарили книгу всем участникам, а после форума нас буквально завалили просьбами выдать еще сколько-нибудь экземпляров. Мы даже выложили книгу на сайт, но все равно ее пришлось допечатывать. И тут стало понятно, что люди хотят знать об Интернете как можно больше, а знания им получить неоткуда.

Идея работы со школьниками и студентами оформилась в 2010 году на прошедшей в Ярославле конференции «Интернет и школа. Поколение .РФ», которую мы проводили совместно с Департаментом образования Ярославской области и Ярославским центром телекоммуникаций и информационных систем в образованииза неделю до запуска кириллического домена .РФ. Там состоялись молодежные дебаты по вопросу «Кто управляет Интернетом?». Выяснилось, что ребятам интересно обсуждать проблемы Сети, предлагать свои идеи развития.

Мы решили разработать простую и понятную любым возрастам браузерную игру, которая раскрывает принципы и устройство интернета. Думаю, что многие педагоги согласятся со мной: лучшая форма обучения – игровая. Так и появилась онлайн-игра «Изучи Интернет – Управляй Им».

— Какие компании кроме Координационного центра принимают в участие в проведении интернет-чемпионата, за что отвечают?
Ярославский центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании совместно с нашими специалистами занимался технической реализацией идеи, то есть разработкой онлайн-игры. Естественно, эта же организация осуществляет техническую поддержку интернет-чемпионата: создает и тестирует специальный игровой модуль для соревнования, ведет учет результатов. Генеральным партнером проекта является компания «Ростелеком», известная образовательными инициативами в регионах России. Наконец, за маркетинговую и PR-поддержку отвечает агентство Standard Agency. Мы постарались подойти к такому большому проекту комплексно и привлечь несколько партнеров, которые помогают нам с организацией чемпионата.

— Не секрет, что доступность Интернета в нашей стране неоднородна. Еще больше эта неоднородность отражается на школах. Есть регионы с практически полным проникновением Интернета в школы, есть ситуации принципиально обратные. Отразилось ли это «цифровое неравенство» на ходе и результатах первого интернет-чемпионата?
— Судя по результатам первого чемпионата, пресловутое «цифровое неравенство» скоро канет в лету. В соревновании приняли участие школьники и студенты из всех областей России. Интересно, что наибольшую активность как раз проявили ребята из регионов, а не из мегаполисов. Так, например, лидерами в командном зачете стали ученики гимназии № 6 из г. Новочебоксарска Республики Чувашия. Второе место заняли ребята из села Верх-Ича Новосибирской области, а третье – из города Заозерска и поселка Арти Свердловской области (бронзу завоевали две команды). В общем, я не вижу поводов для беспокойства относительно неравных условий: в основном все зависит от желания школьников и поддержки учителей.

— Как в целом справляются с заданиями онлайн-игры учащиеся?
— Те участники, которые хорошо подготовились заранее, показали в ходе первого чемпионата очень достойные результаты, близкие к максимальным. Признаюсь честно, мы не ожидали, что они будут столь высоки, прогнозы не совпали с реальностью. Но это позитивная ошибка – есть повод для радости! Думаю, в этом году результаты будут не хуже.

— Как тестировались вопросы и задания?
— В тестировании принимали участие специалисты Ярославского центра телекоммуникаций и информационных систем в образованиии Координационного центра. Задания для игрового модуля чемпионата составлялись на основе заданий онлайн-игры, которая успешно функционирует уже почти два года. Поэтому особых сложностей с точки зрения контента не было. Основное внимание мы уделили технической части: необходимо было предусмотреть возможность выполнения заданий за несколько сессий, учесть неоднородность ПО и возможные проблемы со связью. По такой же схеме будем действовать и в этом году.

— Очевидно, цели второго интернет-чемпионата будут несколько иными, чем те, которые ставились перед первым. На что Вы хотели бы сделать акцент? И, в целом, что нового можно ожидать от социально-образовательного проекта «Изучи Интернет – Управляй Им»?
— Нет, цели на данный момент у нас не изменились. Опыт прошлого года оказался положительным, формула соревнования была выбрана верно. Конечно, мы собираемся учесть некоторые недочеты, связанные с администрированием (регистрацией и учетом результатов), и технические нюансы, но правила и принципы остались такими же. Принять участие можно будет в командном и индивидуальном зачетах. Необходимо набрать максимальное количество баллов за один час игрового времени, причем не обязательно в ходе одной сессии: допускается выполнение заданий частями в течение октября. Но, естественно, задачи и вопросы игрового модуля поменяются по сравнению с прошлым годом.

— Если сравнивать ситуацию примерно 10-летней давности, то стал ли интернет-контент безопаснее для ребенка? Вообще, насколько оправданы, в этом смысле, родительские страхи?
— Безусловно, Интернет стал за это время безопаснее для ребенка: возрос контроль за содержанием сайтов, были приняты соответствующие законы, появились новые инструменты родительского контроля. Но, конечно, говорить о полной безопасности не приходится. Именно поэтому мы совместно с фондом «Разумный Интернет» готовимся к запуску домена .ДЕТИ. На его примере мы собираемся показать, что можно создать безопасный и полезный Интернет, ничего при этом не запрещая. Домен .ДЕТИ позволит объединить профильные сайты и создать полноценный сегмент Интернета, адаптированный под детские и подростковые интересы и способность восприятия.

Любое государство имеет право на суверенные ограничения в сети. Вопрос в том, использует оно его или нет? Это решение нужно принимать, основываясь на глубоком понимании не только целей, по которым собрались «стрелять», но и последствий, к которым это приведёт. Я никогда не рассматривал этот вопрос с точки зрения цензуры, а исключительно с позиции развития технологий. Чем больше фильтров, тем больше новых технологий реально помогающих приватности.

Весной этого года кириллический домен верхнего уровня .ДЕТИ успешно прошел фазу начальной оценки ICANN. Это означает, что в глобальной сети скоро (может быть даже в конце 2013 года) появится площадка для молодой аудитории Рунета. Домен .ДЕТИ – это социальный проект, который не предполагает получения прибыли, его цель – сделать Интернет более дружелюбным, безопасным и интересным для детей и подростков. Теперь новый домен ожидают технические тесты и переход к делегированию – все это, в свою очередь, приближает запуск уникального интернет-пространства, где дети смогут безопасно пользоваться всеми возможностями Сети.

— Уже несколько лет КЦ проводит конкурс «Позитивный контент». Нет ли у Вас ощущения, что «креатив выдыхается», очень много повторений? Да, что-то чуть лучше, что-то чуть хуже, но очень мало чего-то принципиально нового. И это самое «принципиально новое» не может прорваться в «большой свет» под тяжестью гигантов, в первую очередь, известных социальных сетей? И, если смотреть несколько шире, то как бы Вы, в двух словах, оценили развитие образовательного Рунета: время подъема, стагнации, упадка?
— Координационный центр является соорганизатором этого конкурса, и мне видится, что он вовсе не выдыхается, а, напротив, набирает новые обороты. Появляются и совершенно новые сайты для детей, и оффлайновые проекты, о которых, не будь «Позитивного контента», мы бы никогда не узнали. Победители этого конкурса – это костяк будущего детского домена .ДЕТИ. Здесь мы как один из организаторов можем гарантировать, что никакого негативного контента дети и подростки на этих сайтах не увидят.

Образовательный Интернет развивается, это – требование времени. Я вижу, что появляются не только вспомогательные сайты с дополнительной информацией для детей, но и целые проекты по дистанционному образованию, что сегодня становится все более актуальным, особенно для ребят, живущих в отдаленных местах страны. Это одна из возможностей давать подрастающему поколению качественное и разностороннее образование.

— Совокупная численность учительских интернет-сообществ оценивается примерно в полтора миллиона человек. То есть можно предположить, что более половины педагогов в той или иной мере регулярно «вхожи» в Интернет. А как бы Вы оценили присутствие учителей в Рунете?
— Оценить количество педагогов в Интернете крайне сложно, но четко видно, что все «продвинутые» учителя ведут в сети, как минимум, собственные блоги. Радует наличие сайтов, где они могут обменяться опытом, предложить коллегам свои наработки. Вообще же Интернет – это прекрасная образовательная среда, дающая новые возможности и учащимся, и педагогам.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Новые радости и инициативы

Nooregistry.ru: о книгах, исландцах и неделе открытого доступа

85 тысяч исторических документальных фильмов, архив американских журналов по архитектуре и онлайн экскурсии по 50 музеям мира – в подборке профильного журнала Nooregistry.ru, вместе с последними новостями об авторском праве и о борьбе исландцев за принятие конституции, написанной самими исландцами.

20.11.2016 15:00, Дарья Новаторова


Nooregistry.ru: пираты среди нас!

О новых ресурсах открытого доступа, пиратах и инициативах

Как исландские интернет-пираты стали влиятельными политиками, почему молодые люди предпочитают пиратские интернет-ресурсы, и как упорно правообладатели сражаются за свои права – об этом в дайджесте профильного сайта Nooregistry.ru.

20.10.2016 16:00, Дарья Новаторова


Nooregistry.ru: открытые источники всего на свете

Самое интересное из мира авторского права

Редкие цветные фотографии старинного Парижа, карта мест, где проходили съёмки популярных отечественных фильмов, сатирические журналы 1905-1917 гг., 3000 иллюстраций произведений Шекспира и свежие новости авторского права – это и многое другое в подборке материалов профильного сайта Nooregistry.ru.

30.09.2016 16:00, Дарья Новаторова


Лёд тронулся!

Шаги на пути к обществу знания определены

Мир меняется быстрее, чем законодательство – особенно когда старый порядок вещей отстаивают сложившиеся индустрии, не желающие подстраиваться под новые условия игры. Однако ситуацию пора менять, и можно начать с очевидного – решения проблемы сиротских произведений, возвращения советского общественного достояния в этот правовой статус и создания новой информационной инфраструктуры открытого доступа.

29.09.2016 17:00, Дарья Рязанова



Интернет по-оруэлловски

Почему законодательство в интернет-среде все больше напоминает антиутопию

Начиная с 2012 года в сфере ограничения и регулирования интернет-пространства был принят ряд законов, вызвавших серьезный резонанс как среди правозащитников и экспертов, так и среди рядовых пользователей. Несколько законов стали наиболее обсуждаемыми, и отголоски этих дискуссий звучат до сих пор.

27.09.2016 19:00, Ксения Володина


Безграничная свобода

Nooregistry.ru: открытое и бесплатное на просторах интернета

Редкие цветные фотографии начала 20 века, советские иллюстрации книг Толкина, более 300 документальных фильмов и виртуальные прогулки по Нью-Йорку: профильный сайт Nooregistry.ru подготовил очередную подборку ресурсов, которые выкладывают интересный материал в открытый доступ.

24.09.2016 20:00, Дарья Новаторова


Рим в 1890 году

Цветные фотографии в открытом доступе

Колизей, Фонтан Треви и многие другие знаменитые места Вечного города в конце 19 века можно увидеть в цвете благодаря фотохромной технологии и Библиотеке Конгресса, выложившей редкие фотографии в открытый доступ.

23.09.2016 19:00, Josh Jones


Ценность открытой науки

Что такое «открытая наука» и почему она необходима для человечества

Точка зрения: «Исследователи сталкиваются с трудностями в процессе работы. Статьи могут отозвать из-за ошибок, результаты исследований могут оказаться невоспроизводимыми, методы часто нестандартизированы, а опубликованные работы недоступны. Необходимо найти решение этим проблемам».

22.09.2016 19:00, Daniel Saraga, phys.org


Кому нужен открытый доступ?

Ответы на ключевые вопросы

Под термином «открытый доступ» традиционно понимается практика публикации отрецензированных научных статей в свободном доступе бесплатно и для всех желающих. Для кого и зачем это нужно – в кратком познавательном обзоре от opensource.com.

21.09.2016 19:00, nooregistry.ru






 
Общественное достояние

Новости

Свободные произведения станут доступными
В День общественного достояния НП «Викимедиа РУ» объявляет о запуске конкурса «Общественное достояние – 2018».
С 2018 года в общественное достояние перейдут произведения Тынянова, Рериха и Немировича-Данченко
НП «Викимедиа РУ» подготовило исследование «Авторское право и общественное достояние в России: произведения, переходящие в режим общественного достояния с 2018 года, и их авторы».
Нью-Йоркский Метрополитен-музей передал 375 тысяч оцифрованных произведений в общественное достояние
The Metropolitan Museum of Art объявил о передаче всех изображений произведений из своей коллекции, являющихся общественным достоянием, под лицензию полного отказа от авторских прав - CC߀.
Третьяковка в интернете
На сервисе "Яндекс.Карты" появились панорамные снимки всех залов Третьяковской галереи, открытых для посетителей.

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.