Подписаться на обновления
22 августаЧетверг

usd цб 66.2630

eur цб 73.4989

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  среда, 6 мая 2015 года, 13:00

Анатолий Рясов: «Одомашненным звукам нужно вернуть их дикость»


Анатолий Рясов
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Благодаря многообразию своих профессиональных обликов писатель и музыкант Анатолий Рясов, много лет проработавший звукорежиссером музыкальной студии «Мосфильма», - имеет редкостную возможность видеть то, чего узкие специалисты обыкновенно не замечают. Ему видны общие проблемные пространства таких культурных областей, представители которых обыкновенно не слишком склонны вступать в диалог между собой: философии и звукозаписи.

Что значит - помыслить звук? Возможна ли его онтология и семиотика? Как говорить о звуке до тех значений, которыми его наделяет культура? Каковы отношения звука и тишины и какой философский язык требуется для их описания? Чтобы приблизиться к ответам на такие вопросы, Рясову не оставалось ничего другого, как начать разработку области мысли, на русскоязычной почве едва возделанной: философии звука1.

Наш же корреспондент не мог упустить возможности расспросить Анатолия о том, как устроено поле его интеллектуального внимания.

Ольга Балла: Музыка и запись музыки как практика – и философия звука: каково их соединяющее звено? На каком этапе Вашей работы со звуком Вам стала ясна необходимость – или возможность - философской концептуализации предмета Ваших практических усилий?

Анатолий Рясов: Для того, чтобы стать квалифицированным звукорежиссером, вполне достаточно погружения в профессиональный опыт. Но дело в том, что, если человек занимается расстановкой микрофонов, изучением микшерных консолей и монтажных станций, у него нет практически никаких способов понять, что такое звукозапись. Если ему захочется разобраться в этом, то придется выйти в области рефлексии, находящиеся за пределами профессии. А вопросы, интересовавшие меня, оказалось возможным сформулировать только в пространстве философии.

Первое, что подстегивает любопытство, - это фактическое отсутствие платформы для диалога. Звукоинженеры редко видят смысл в чтении философских текстов, но и философы уделяют крайне мало внимания размышлениям о сущности звучащего. В области мышления во многом продолжает действовать парадигма, когда-то заданная Гераклитом: «Глаза – более точные свидетели, чем уши». Кстати, есть и характерная звукорежиссерская шутка на ту же тему: «Главное – не ослепнуть, без индикаторов работать станет невозможно». И, конечно же, сегодня одной из главных причин не-встречи философии и звукозаписи выступает проблема техники, которая и представляется мне точкой отсчета для этого разговора.

О.Б.: В таком случае, как бы Вы сформулировали эту проблему? Каким образом техника «блокирует» или затрудняет философскую рефлексию – ведь она не более, чем инструмент?

А.Р.: Сегодня концептуальное осмысление аудиотехнологий обречено отставать от стремительных темпов их развития. Способы использования оборудования представляются многим куда более важной темой, чем принципы его устройства. В этой ситуации философ заранее оказывается вынужден руководствоваться точкой зрения «пользователя», а наиболее авторитетными суждениями о звуке становятся высказывания так называемых экспертов. Они сидят за огромными микшерными пультами, одно количество кнопок на которых вселяет уверенность в сакральности их знаний. В результате рождается несколько странная структура, в которой мир машин способен эволюционировать без комплексного осознания собственного развития, а рефлексия о технике происходит без понимания особенностей ее устройства.

И конечно, как хайдеггерианец, я не могу согласиться с восприятием техники лишь в качестве орудия. Это – понимание, идущее от Нового времени, когда онтологический взгляд постепенно начал вытесняться инструментальным, а мир стал превращаться в поддающуюся исчислению систему информативных данных. Сегодняшние слоганы на обложках книг по звукорежиссуре – наподобие «Become a master of audio» – не что иное, как далекое эхо посткартезианской модели. Вроде бы продолжая воспринимать звукозаписывающее оборудование как всего лишь инструмент, мы странным образом практически перестаем говорить о звуке в нетехническом смысле. Звук оказывается чем-то, что нужно поскорее «запустить в работу», как будто бы все, что связано с теорией звука, давно известно. Зачастую звукорежиссеры, работая в сфере искусства и самим этим фактом признавая присутствие чего-то нетехнического, продолжают входить в эту сферу с измерительными приборами и надеяться на возможность ее исчислимости.

О.Б.: Я бы ещё попросила Вас подробнее сказать о том, что такое техника – в частности, звукозаписывающая – за пределами своего утилитарного применения. И затем уже займёмся звуком – в его нетехнических смыслах – как предметом философской рефлексии.

А.Р.: Техника – это прежде всего то, что способно изменять наше мышление. В определенную зависимость от развития технологий, несомненно, попадает все, что создается с их помощью. Поразительно, как часто многообразие приборов, вроде бы призванное ускорить работу, может если не парализовать ее, то, как минимум, способствовать погрязанию в корректировке мелких деталей. Сегодня звукорежиссеры посвящают недели исправлению фальшиво записанных нот, напоминая фотографов, снимающих с расчетом на компьютерную доработку изображений. Кроме того, неотъемлемой особенностью цифрового «многообразия» часто становится стандартизация – например, победа MP3 над всеми высококачественными аудиоформатами. Чтобы осмыслять эти процессы, мысль вынуждена быть «техничной», но в то же время она вовсе не обязана ограничиваться этим: как раз в этой точке технический способ мышления о звуке и сохраняет шанс открыться как относительный и частный.

О.Б.: А какие именно «белые пятна» Вы видите в существующей сейчас теории (теориях?) звука и какие Вы представляете себе способы их заполнения?

А.Р.: Здесь я не побоюсь довольно резкого заявления: за пределами физики и техники – теория звука по-прежнему остается одним большим Белым Пятном.

История исследовательского направления, известного под именем «Sound studies», насчитывает меньше сорока лет. За это время были достигнуты определенные успехи – стоит выделить, например, книги Дона Айда и Мишеля Шиона, конечно же, не переведенные на русский. Но до сих пор нет ни одной философской работы о звуке, условно говоря, масштаба Гуссерля или Витгенштейна (здесь, правда, нужна одна оговорка: философы много писали о музыке). Впрочем, так или иначе, если задуматься о вещах, не уклоняющихся в искусствоведение или социологию, едва ли не единственным исключением окажется короткий текст Жана-Люка Нанси «A l’écoute», заглавие которого я перевел бы на русский как «Вслушивание».

Признаюсь, эта ситуация кажется мне удивительной. О чем говорить, если в эпоху, когда техника формирует отношение к звуку исключительно как к сообщению (в популярной музыке или в кино), практически нет исследований, связанных с темой аудиосемиотики?

О.Б.: Итак, что же предлагаете Вы? – и если доселе не было ни одной философской работы о звуке, значит ли это, что Вы – наряду с Нанси (кстати, в каких Вы с ним теоретических отношениях: продолжаете ли его, спорите ли с ним?) – первопроходец этой темы?

А.Р.: Ну уж нет, я не настолько беззастенчив, чтобы ставить себя в один ряд с Нанси! Боюсь, что для этого, мягко говоря, недостаточно прочитанных мной нескольких курсов лекций, связанных с темой философии звука. Но мне действительно понятны и близки многие вещи, о которых он пишет.

Прежде всего, вслушивание в звук до привычного значения. Для иллюстрации можно вспомнить о музыке: это весьма дифференцированная система, но одновременно – та сфера искусства, применительно к которой крайне редко приходится говорить об отображении повседневной реальности. Как-то сам собой принимается тот факт, что музыка не обязана ничему подражать, мы готовы смириться с тем, что ее «цель» – это предъявление неясности. Я думаю (на этот раз уже вопреки Нанси), что на это вполне способен и язык. Но дело в том, что звук, в отличие от многих других феноменов, позволяет почти мгновенно провалиться в эту неформулируемую магму, в смутной глубине памяти связанную даже не с криком рождения, но, быть может, – с голосами, которые слышны неродившемуся младенцу в материнской утробе. Так вот, философия обнаруживает способность работать с этой сферой, предшествующей появлению четких значений. Пожалуй даже, именно эта область и является главным «объектом» философии.

О.Б.: Ну, можно не называть это постановкой в один ряд, но сам факт теоретического внимания к одним и тем же предметам вполне неизбежно, по-моему, помещает мыслящих людей в один – ряд не ряд, но, во всяком случае, пласт. В связи с этим хочется спросить о Ваших теоретических источниках, внутренних собеседниках.

И: не могли бы Вы показать на каком-либо конкретном материале, каким образом философия работает с областью, предшествующей появлению чётких значений?

А.Р.: Большинство этих проблем все же были обусловлены не чтением книг, а скорее – осмыслением практики звукозаписи. В фонограмме почему-то почти всегда остается нечто, не поддающееся измерению и расчету, и именно этот «остаток» (а вовсе не стоимость оборудования, баланс или частотная характеристика) и определяет звуковую ауру. И вот попытка осмыслить эту неуловимую нехватку заставила выйти за пределы звукорежиссерской практики и обратить внимание на территорию философии. Но вскоре выяснилось, что быстрых ответов в философских текстах тоже обнаружить не удастся, потому что ничего, напоминающего «список литературы», просто не существует. Зато открылся весьма широкий простор для соотнесения самых разных философских концепций с темой звука.

Из не названных мною работ точно стоит вспомнить «Музыку как предмет логики» Лосева, «Феноменологию восприятия» Мерло-Понти, «Кино» Делеза. Конечно же, все, что связано с философией техники – в самых разных вариантах: Юнгер, Симондон, Хабермас, Латур. Но нужно заметить, что этот разговор даже не смог бы начаться без обращения к вопросам фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера. И не в последнюю очередь – благодаря его взгляду на язык: не как на способ коммуникации и интерпретации, но, прежде всего, как на область, предшествующую всякому познанию.

Я предпочитаю называть этот языковой уровень докоммуникативным – сферой, где слово и образ так же трудноразличимы, как звук и призвук. Именно здесь открывается то, что Бибихин вслед за Бахтиным называл «событием мира». Вслушивание в звук в полной мере проявляется как способ бытия-в-мире. То, что в какой-то момент стало популярным под именем «бессознательного», всегда было главным предметом философского внимания. Звук тоже уводит в эту область – неслучайно религиозные предания о появлении мира нередко были связаны с творением через озвучивание.

О.Б.: Итак, нам пора назвать основные черты Вашей концепции.

А.Р.: Опять же, на данном этапе, я предпочел бы более аккуратную формулировку: то, чем я занимаюсь, – это скорее первые шаги, а вовсе не выстроенная концепция. Но если попытаться определить основные точки опоры, то на данном этапе я бы выделил три непроработанных области: семиотика, феноменология и онтология звука.

Вопреки сказанному мной о принципиальной абстрактности звукового содержания, мы чаще всего имеем дело с готовыми аудиосообщениями. Коммуникативный код может быть как довольно примитивным (автомобильный гудок или звонок телефона), так и сложно-разветвленным (звуковые ассоциации Пруста, выстраиваемые в памяти героев его романов). И конечно же, преуменьшать значение темы «Звук как знак» было бы по меньшей мере опрометчиво.

Здесь нужно обратить внимание и на популярность идущего от Маклюэна тезиса о возвращении так называемой «устной эры» (в области звуковых исследований разделяемой, к примеру, композитором Владимиром Мартыновым). Сегодня часто можно встретить рассуждения о том, что форматы 3D или Surround Sound – это что-то вроде максимального приближения к «естественному» человеческому восприятию. Думаю, именно эти взгляды одними из первых должны быть подвергнуты радикальной деконструкции: каждый новый шаг в области технологий все сильнее погружает нас в пространство символического.

Аудиоиндустрия – это не «устное творчество», но прежде всего – еще одна форма письма, главные признаки которого – фиксация и репродуцирование, а вовсе не наличие бумаги и карандаша. Кстати, остается загадкой: почему Деррида фактически не коснулся темы звукозаписи, являющейся, на мой взгляд, своего рода квинтэссенцией вопросов грамматологии? И, как ни странно, именно тема письма, вернее, ее онтологизация, позволяет выйти за пределы семиотики.

В столкновениях знаков рано или поздно возникает мотив ускользания смысла и докоммуникативной пустоты. И здесь концепты постструктуралистов, якобы сосредоточенные лишь на дискурсивных практиках, обнаруживают хайдеггерианскую основу: присутствие в мысли немыслимого. В этом же смысле можно говорить о присутствии тишины внутри звуков.

О.Б.: Но как помыслить немыслимое, как доступными нам средствами приблизиться к докоммуникативному?

А.Р.: Способом такого приближения оказывается феноменологическая редукция – попытка отбрасывания наших привычных ассоциаций с тем или иным тембром. В одной из книг уже упоминавшегося мной Айда есть показательный пример: он вспоминает, как однажды услышал крик горбатого кита – звук, в первый момент не вызвавший у него никаких ассоциаций. Но, соотнеся его с контекстом и своими зоологическими познаниями, автор сумел, по его словам, «одомашнить» этот вопль. Пожалуй, я призываю к чему-то обратному: одомашненным звукам нужно вернуть их дикость. Пора перестать воспринимать их как нечто «знакомое». Наиболее интересные для меня звуковые работы в кино (например, в последних фильмах Годара) выстроены на сочетаниях сонорных масс, не иллюстрирующих изображение. Схожего рода погружениями в докоммуникативное являются для меня музыкальные эксперименты «Swans» или «Театра яда».

В то же время заключение в скобки всевозможных аналогий позволяет обратиться к осмыслению фундаментальных свойств звучащего. Одно из них – временность, дление. Иными словами, мы имеем здесь дело с чем-то являющимся или являвшимся (едва ли – с явившимся): самый короткий звук все равно остается изменчивым, текучим, почти неуловимым, даже если тянется лишь одна нота или – что поразительнее всего – пауза. По-моему, это дление – куда более сложная для понимания вещь, чем знаковое многообразие тембров. Жители деревень, для которых полдень знаменовался двенадцатью ударами колокола, знали о времени что-то, чего не знаем мы, каждые пятнадцать минут бросающие взгляд на электронные часы.

О.Б.: Какие ещё фундаментальные свойства звучащего Вы могли бы назвать? Среди занимающих Вас тем Вы упоминали онтологию звука, соотношение звука и тишины. Что может быть сказано философским языком об этом соотношении?

А.Р.: Звук рождается из некоего отсутствия и соответствует ему, звук всегда меньше того, что могло бы прозвучать. В каком-то смысле эта исконная тишина громче суммы всех способных прозвучать криков. Так же горизонт непроизнесенного обуславливает все, что может быть сказано. Сегодня мы все хуже слышим тихо сказанное, но в действительности любой звук должен быть окружен тишиной, чтобы быть услышанным. Кстати, говоря об этом, совершенно необязательно погружаться в философский или теологический дискурс. Надевая наушники или заходя в студию, в конечном счете мы также пытаемся оградить звук тишиной, чтобы вслушаться в него. Взгляд на фотографию кричащего человека порой способен материализовать его вопль. Немое кино всегда поражало меня этой массой незвучащих звуков и скрытой, неясной речи. Это принципиально для феноменологии звука: мы действительно способны помыслить тот или иной тембр, не слыша его. И тишина оказывается горизонтом нашего вслушивания – порой предельно близким, постоянно окружающим нас, но одновременно – недостижимым. Вслушивание до понимания помогает вновь и вновь вспоминать о том, что звук просто есть. И именно непонимание этой бытийности, по-видимому, и способно стать основой разговора о звуке и тишине.

О.Б.: Написано ли (издано ли) Вами уже что-то об этом? И если да, то в какой мере оно прочитано, какова вообще реакция профессионального сообщества? Имею в виду сообщество философское, поскольку не думаю, что музыканты и люди, работающие в аудиоиндустрии, готовы это обсуждать (или я ошибаюсь?). Удаётся ли обсуждать эти темы с кем-то, объединённым с Вами общим языком и общим направлением внимания?

А.Р.: В этой области пока мне лучше удается выражать свои мысли в устном, лекционном формате, поэтому я и предпочитаю говорить о первых шагах. Переводя свои мысли в записанные буквы, на данном этапе я постоянно сталкиваюсь с проблемой, которую можно назвать схваткой с изобилием материала. Еще, конечно, это промедление не в последнюю очередь связано с тем, что в области письма основным моим занятием все-таки остается создание художественных текстов. В некотором смысле это мешает мне с головой погрузиться в вопросы философии звука: романы и пьесы норовят перетянуть эти темы на свою территорию. Но все же надеюсь, что рано или поздно что-то воплотится если не в отдельной книге, то по крайней мере – в серии статей.

Что касается обратной связи: с одной стороны, на открытых лекциях большинство адресованных мне вопросов действительно оказывались связаны с философскими темами, но с другой – мне было весьма любопытно прочитать курсы на эту тему и на звукорежиссерских факультетах. А когда мне предложили рассказать об этом в формате коротких образовательных видеороликов для звукорежиссеров, я даже не предполагал, что они соберут тысячи просмотров. В этой связи хочу поблагодарить и Вас за заданные вопросы – благодаря им удается уточнять собственную аргументацию и продвигаться дальше.

_____________________________

1 Справедливости ради стоит сказать, что эти проблемы не остаются в нашем отечестве уж вовсе без внимания: их обсуждению посвящён, например, научный семинар «Антропология звука», проходящий в МГУ и РГГУ, и сопутствующая ему группа в Фейсбуке. О происходящем в англоязычном мире читатель может составить себе представление, скажем, по электронному изданию «Journal of Sonic Studies» и в соответствующем ФБ-сообществе




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Химия еды

Эксперименты великого химика

Дмитрий Иванович, выросший на вольном деревенском воздухе под Тобольском, всю жизнь помнил, как в доме пахло матушкиными пирогами, только что вынутыми из печи. И потому томился в городе, подумывая о доме в деревне, семейном гнезде, где носились бы дети и где можно было бы отдохнуть душой и телом. Забот Менделеев не боялся — трудолюбием отличались оба его родителя, наградив им младшего сына сверх всякой меры.

28.04.2019 19:00, Инна Садовская, story.ru


Товарищ Саахов, дантист Шпак и Карабас-Барабас

Вспоминаем лучшие работы выдающегося актера

На 97 году жизни скончался актёр, народный артист СССР Владимир Этуш. По словам его дочери Раисы, причиной смерти стали проблемы с сердцем. За свою жизнь Этуш сыграл более 60 разных ролей в театре, ещё десятки — в кино. Советского зрителя он удивлял широтой своего репертуара: ему одинаково удачно удавалось изобразить как комедийных, так и трагических персонажей.

11.03.2019 19:00, Иван Штейнерт, diletant.media


Воспламеняющие ухо

Языковые конфликты по Максиму Кронгаузу

«Известно, что язык должен нас объединять. Не менее часто мы сталкиваемся с тем, что язык нас разъединяет», — с этих слов начал свой доклад на конференции «Пересекая границы: межкультурная коммуникация в глобальном контексте» лингвист Максим Кронгауз. В своем выступлении он рассказывал о конфликтах, источником которых можно назвать «сам язык», и о том, как их можно классифицировать. На выступлении ученого побывала корреспондент «Чердака», а после задала лингвисту несколько вопросов.

06.03.2018 13:00, Алиса Веселкова, chrdk.ru


Памяти Эльдара Рязанова

29 ноября 2015 года умер российский режиссер Эльдар Рязанов

Он снял около тридцати художественных фильмов, большинство из которых стали по-настоящему всенародно любимыми. Вот уже 40 лет вся страна встречает Новый год под любимую «Иронию судьбы». Фильмы Эльдара Александровича разлетелись на многочисленные крылатые выражения и цитаты. И вряд ли найдется на постсоветском пространстве человек, который хоть раз в жизни не сказал: «Какая гадость эта ваша заливная рыба».

30.11.2015 15:51


Разомкнуть характеристики человека

Этой осенью филолог, философ, историк и теоретик культуры Александр Марков выпустил книгу, само заглавие которой – «Теоретико-литературные итоги первых пятнадцати лет XXI века», сама заявленная постановка в ней основных вопросов вызывающе контрастировали с её на удивление небольшим объёмом в 122 страницы.

06.11.2015 18:00, Ольга Балла


Творческая личность и поведение

5 ноября исполнилось 75 лет со дня рождения Дмитрия Пригова

Дмитрий Александрович Пригов (5 ноября 1940 - 16 июля 2007) был разнообразно одарен и деятелен: поэт, романист, эссеист, художник, инсталлятор, акционист, искусствовед... Он пел, декламировал, снимался в кино, писал статьи, выступал с докладами на конференциях, он был всем, чем может быть творческая личность в современной художественной культуре. Но в нем было еще нечто, точнее, некто – сама творческая личность как не только субъект, но и предмет творчества. «Дмитрий Александрович Пригов» – создание художника-человекотворца Дмитрия Александровича Пригова.

05.11.2015 17:00, Михаил Эпштейн


Александр Чанцев: «Самая маленькая пуговица на сюртуке из снов»

Этой весной вышла книга постоянного автора «Частного корреспондента» Александра Чанцева «Когда рыбы встречают птиц: книги, люди, кино», объединяющая эссе, литературную критику, статьи о кино и музыке, авторские беседы с писателями, учеными, журналистами и музыкантами. Писатель Дмитрий Дейч (Тель-Авив) поговорил с автором о дзэнских практиках, эстетике политики, японской телесности, чтении в эпоху Фейсбука и о том, как все же устроена эта книга.

27.08.2015 14:50, Дмитрий Дейч – Александр Чанцев


Николай Кононов: «Индивидуальные формы языка никому неподвластны»

Беседа с утонченным стилистом, прозаиком, поэтом и арт-критиком из Санкт-Петербурга Николаем Кононовым

Поэзия важнее всего, она одна – способ всеобъемлющего понимания, без нее все остальное – сумерки и недоступность, острова безопасности, банальность. В ней заключен язык, и она сама его порождает, посему проза и все другое – проистекают только из нее.

13.07.2015 18:00, Александр Чанцев


"Плоть слов" Александра Твардовского

Не быть тенью, – а быть прогретым на собственном огне

Рядом с ним ни в коей мере нельзя было произнести высокопарной лузги типа "задумок", "творческих планов" или "насыщенной творческой работы" – упаси господь! "Кровавое дело" – да, это соответствовало тому серьёзному и мучительному долгу, каким по сути является настоящая поэзия, каковой он её считал: "Попробуйте раздуть горн на этой главке, в ней есть жар, подбавьте, только не увлекайтесь, – так он любил изъясняться с многочисленными последователями, учениками: – Всё шло хорошо, а тут вас стало относить, и всё дальше и дальше, и сюжет остановился. Выгребайте и оставьте в покое то, что вам не удалось, не мучьте вымученное..."

21.06.2015 12:00, Игорь Фунт


100 цитат и афоризмов Андре Моруа

Известный французский писатель, прошедший две мировые войны, участник французского Сопротивления, член Французской академии прожил 82 года. Его богатый жизненный опыт - серьёзный повод отнестись с вниманием к его высказываниям о жизни, любви, женщинах, морали.

19.06.2015 17:00






 

Самое читаемое



Новости

Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Умер голландский актер Рутгер Хауэр
Звезда фильма "Бегущий по лезвию" (Blade Runner) Рутгер Хауэр скончался у себя дома в Нидерландах после непродолжительной болезни.
Умер лидер группы «Високосный год»
Лидер и вокалист группы «Високосный год» Илья Калинников умер во вторник в одной из московских больниц, сообщил в четверг директор группы Алексей Кан.
Музей Прадо выложил 11 тысяч оцифрованных экспонатов в сеть
Выросший из сокровищницы испанских королей, музей Прадо выделяется богатым собранием работ местных и итальянских художников, здесь также представлена одна из самых полных коллекций Иеронима Босха. Общее число произведений в запасниках — около 30 тысяч. В интернете опубликованы фото более 11 тысяч произведений.
В Санкт-Петербурге откроется вторая выставка Светланы Манелис
Открытие выставки пройдет 2 июня в 18:00 в галерее «Мастер» по адресу ул. Маяковского, 14. На выставке будет представлена компьютерная живопись.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.