Подписаться на обновления
19 ноябряВторник

usd цб 63.7542

eur цб 70.5313

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  четверг, 27 января 2011 года, 09:58

Алвис Херманис: «Не обман, но обмен…»
Алвис Херманис о зрителе и про ощущение театра, про материал, с которым приходится работать, ну и, разумеется, о своих творческих планах


Алвис Херманис // Филиппов Алексей, PhotoXPress.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





Херманис предложил созвониться по скайпу. Тихий голос философски настроенного и не лишённого юмора человека зазвучал в наушниках, чтобы рассказать про ощущение зрителя, про ощущение театра, про материал, с которым приходится работать, ну и, разумеется, о своих творческих планах.

Алвис Херманис предложил созвониться по скайпу. Тихий и мягкий голос философски настроенного и не лишённого чувства юмора человека, дающего своё две тысячи сто пятидесятое интервью, зазвучал в наушниках, чтобы рассказать про ощущение зрителя, про ощущение театра, про материал, с которым приходится работать, ну и, разумеется, о своих творческих планах…

— Над чем вы сейчас работаете. Можно сейчас, в межсезонье, сказать, что реализовали что-то давно задуманное, или какие-то замыслы остались неосуществлёнными?
— Я делаю одновременно много спектаклей, причём они все находятся на разных стадиях готовности. Могу рассказать, что я буду делать в следующем сезоне.

Херманис, по определению чужой человек для отечественной культуры, сделал огромную работу за историю и, что печальнее всего, за нас, за наш театр, за всё то племя, которое через слово клянётся духовностью. Тут всё честно и просто — актёрская группа побывала в Алтайском крае, на родине Василия Шукшина, сличила образ России с собственным. Получился спектакль, который мог бы быть аутентичным, подражательным, если б не принципиальное решение Алвиса Херманиса развернуть в пространстве театра дискуссию о том, как соединяется современная Москва и нетронутый мир шукшинской деревни.

В октябре у меня премьера в Австрии, в венском Бургтеатре. Я ставлю для них совершенно новый американский текст, который называется «Семья». Он только что написан, но уже получил Пулицеровскую премию и стал лучшим спектаклем прошлого года.

Потом в ноябре в Германии, я работаю в Мюнхене, в театре Каммершпиле, над спектаклем по двум рассказам Башевица Зингера. Ещё кое-что делаю в Таллине…

Ну и параллельно к весне у меня будут готовы два спектакля в Риге, уже для моего театра. И это какой-то кошмар: у меня тоже есть предел возможностей, я не могу одновременно делать спектакли в 17 странах…

Кроме того, я ведь должен думать про свой театр. Предложений всегда очень много, так что вряд ли есть что-то, что я хотел бы поставить, но до сих пор не сделал этого.

— Есть ли для вас разница, с кем работать: со «своими» актёрами или на международных площадках? Корректно ли их вообще сравнивать в рамках «лучше — хуже»?
— Я так не могу сказать, что лучше, а что хуже, но разница определённо есть. Разница существует, сравнивать тут бессмысленно, это просто по-разному.

Когда работаешь за границей, с незнакомыми актёрами, в этом есть адреналин. Сначала ты знакомишься, составляешь впечатление, потом вы долго привыкаете друг к другу — это всегда интересно…

— Это актёры, но есть ещё сам театр со своей атмосферой и зритель: существует ли, по-вашему, национальный театр? Отличаются ли сейчас театры разных стран, или национальная театральная традиция уже неактуальна?
— Безусловно! Мне кажется, что режиссёры сейчас космополитичны, хорошо информированы о том, где, что и как происходит. Но зритель-то сидит дома, на месте, и его восприятие театра всё равно связано с местным контекстом, а значит, и режиссёр, который делает спектакль, — он же делает его для зрителя, — тоже привязан к местности.

Так что есть немецкий театр, русский театр, американский театр, и они все очень разные, как и зрители этих стран.

— А кто ваш зритель? Есть ли у вас нарисованный в голове образ — «вот это мой зритель, человек, которому интересно то, что я делаю, вот так я его себе представлю»?
— Я хотел было сказать, что в каждой стране по-своему, но нет, это неправда. В моём случае, учитывая, что и как я стараюсь делать, национальность зрителя не важна. Зритель ведёт себя одинаково, плачет и смеётся в определённых местах вне зависимости от обстоятельств.

Конечно, это определённая манипуляция зрителем… Даже не совсем так — это энергетический обмен. Я у себя в голове представляю какую-то сцену, шестым чувством вижу, как актёр и зритель будут энергетикой обмениваться. Это как дыхание: вдох — выдох, вдох — выдох.

Всё, что происходит на сцене, — только для того, чтобы коммуницировать с публикой. Делать что-то только для себя — это… ну если не извращение, то онанизм.

— Где та грань, которая разделяет интересный замысел, учитывающий потребность зрителя, и откровенную халтуру на злобу дня?
— Тут важно найти компромисс между собственным вкусом и вкусом той публики, которую я представляю себе в своём воображении.

На любой репетиции есть масса ситуаций, когда от тебя как режиссёра зависит, как решить ту или иную мизансцену: всегда есть несколько вариантов.

Конечно, это происходит во многом интуитивно, на уровне подсознания, но всё равно выбираешь компромисс со вкусом публики, потому что публика абсолютно необходима для театрального дела. Как секс: лучше всё-таки делать это вдвоём, чем одному, правда?

— Ладно, со зрителем всё понятно. А ну как представить вас в роли зрителя: есть ли у вас любимый театр? Театр, за чьими премьерами вы следите, чью эстетику вы ощущаете физически?
— Одного особенного театра нет…

Понимаете, я сейчас в таком возрасте и на таком уровне развития профессии, что тот этап, когда мне было очень интересно, что происходит вокруг, мной уже пройден.

«Три года», спектакль «женовачей» по Чехову, и об этом тоже — что следует ценить то, что имеешь, видеть в проходящей жизни радости и не гневить Бога, иначе дочка заболеет дифтеритом и прикажет родителям жить долго и счастливо.

То есть, разумеется, этот этап должен быть, обязательно. Я помню, когда я был молодым — и режиссёром, и актёром, мне было всё страшно интересно. Такой голод: попасть везде и увидеть всё, что можно. Ты пытаешься понять, как и что сделано, и учишься делать так же. Но это проходит потом, так и должно быть.

С какого-то момента ты начинаешь своё дело, свою собственную, другую игру и тебе становится понятно, что ты уже никогда не сделаешь такого спектакля, как другой режиссёр, и никто другой не поставит так, как ты. Мне кажется, это и есть мастерство. Когда ты точно знаешь, во что ты играешь, и другое тебе уже не очень интересно.

— Вообще ничего? Или всё же есть режиссёры, за чьим творчеством вы следите или которые по-прежнему вызывают сильные эмоции?
— Я всё-таки замечаю, что путь, по которому я иду, — редкий, у меня там мало попутчиков.

Я стараюсь идти в таких направлениях, где никто передо мной не шёл. Есть режиссёры, работы которых я бесконечно уважаю, которыми я восхищаюсь, но они делают совершенно другой театр, чем я. Их работа совсем не похожа на мою, но я всё равно испытываю восторг: Пина Бауш, Някрошюс, Марталер…

— Я думаю, что этот вопрос вам, как и любому режиссёру, не задаёт только ленивый, но всё же — а куда вы идёте, куда ведёт та дорога, о которой вы говорите?
— Да, я много раз пытался дать определение, но не хочу давать неточные ответы. Я думаю, что это то, что нельзя сказать словами, поэтому я и не могу объяснить.

Меня интересует метафизическое, то, что невозможно объяснить. Видите, опять получилось очень странно… на самом деле это естественно, ведь каждый художник — по-своему художник.

Это аксиома: ты никогда не сможешь сделать спектакль лучше, чем ты есть, но и хуже, чем ты есть, ты его никогда не сделаешь, потом что спектакль — это твоё отражение.

— Как вы выбираете материал для работ? Что интереснее: новые тексты, которые ещё никто не ставил, когда чувствуешь себя первопроходцем, смелым полярником, или тексты, проверенные временем, и их новые интерпретации?
— Знаете, я такой парень, которому вообще всё в жизни интересно. В этом смысле у меня нет приоритетов. Если меня заводит какая-то идея, то мне всё равно, новая это пьеса, старая это пьеса или вообще рассказ… Главное — идея.

— Но если вы работаете над текстом, который, как вы знаете, уже ставился много раз, вы стараетесь ознакомиться с предыдущими версиями или вам лучше не знать, как это было у других?
— Думаю, что лучше всё-таки знать, потому что это контекст. Если материал имеет свою историю, свой контекст, то нужно его понимать. Хотя, по правде говоря, со мной такое редко случается, чтобы я ставил что-то уже хорошо отыгранное, но вот как раз сегодня я слушал оперу Моцарта, которая будет ставиться через три года, — это, конечно, прямая обязанность, а никакой не выбор.

Потом надо понимать, что зритель тоже не глуп, он имеет своё представление о твоём материале. Любой свой креатив необходимо вписать в контекст, иначе он никому не нужен. Тут надо найти какие-то кнопки в себе и нажать их. Это и есть профессия.

— Бывает ли так, что какие-то собственные спектакли нравятся больше других или меньше или вообще со временем нравиться перестают?
— Сейчас на гастролях в Канаде мы показывали «Звуки тишины», и мне кажется, что это очень хороший спектакль. У меня, кстати, такое бывает, что я после длительного промежутка пересматриваю спектакль и сам удивляюсь: надо же!

А выбрать любимый спектакль я не могу. Они как дети — у каждого своя душа. Нельзя же сказать, кого из своих детей ты любишь больше. Это по крайней мере неправильно.

Спектакль — как живой человек, и не так важно, какой он, что там, главное, что у него есть душа. Как у человека. А то бывает, спектакль выпустили, играют, а душа — так и не пришла.

Хотя ведь у меня в биографии тоже были такие случаи, когда спектакль родился и пошёл, так и не обретя душу. Или вот «Рассказы Шукшина» я последний раз видел полгода назад. Сейчас спектакль сильно изменился, наверное, не знаю, как бы я на него посмотрел сейчас.

Надеюсь, что от частой эксплуатации и больших залов он не потеряет душу.

— Вот, кстати, мучительный вопрос: отчего-то у нас в России множество зрителей и критиков полагают «Звуки тишины» не то продолжением, не то приквелом «Долгой жизни». Можно ли вообще эти спектакли сравнивать, или это надуманное обобщение?
— Нет, нет, нет, это совсем-совсем разные спектакли, сделанные по совершенно разным технологиям. Да, там, наверное, одно и то же поколение людей, но это не продолжение и не приквел. Их нельзя сравнивать: общего между ними только декорации и то, что актёры и там, и там разговаривают.

— Сейчас принято говорить про синтез искусств и слияние всего со всем, мол, иначе традиционным искусствам не выжить. Вот как вы относитесь к театру на телевидении — телетеатру, как к спектаклям, специально поставленным для эфира, и телеверсиям спектаклей?
— Мне кажется, что телевидение — это всё-таки совершенно другое. Качество театра напрямую зависит от уникальной ситуации театра, когда контакт происходит по-живому. Это и есть сцена.

Любая попытка конвертировать это состояние безуспешна. Нет, не то что я страшный противник телеверсий, почему же…

Просто это уже не театр, а документальное кино о театре. Это интересно для профессионалов, можно студентам показывать… да и зрителям, которые живут в других городах и не могут посмотреть или просто хотят ещё раз увидеть любимых артистов. Но это уже не театр.

Сам бы я никогда не стал этим заниматься. Это вообще уже другая профессия: тут нужен профессиональный телевизионный режиссёр, который перевёл бы спектакль на язык телевидения.

Да, точно! — это перевод на другой язык. И мне как автору тут было бы совсем не виднее: это уже совсем другая, чужая логика, угол съёмки, монтаж… Другая история.

— Вы всемирно известный режиссёр, и чего ещё желать? Но иногда даже самые известные люди жалеют, что не стали водителями трамвая. Ну или хотя бы президентами. Вы бы поменялись с кем-нибудь ролями — на один день?
— Нет, не поменялся бы! Даже на день. Я и так имею возможность попробовать что-то другое — могу жить в деревне, как настоящий деревенский человек, с коровами, козами, курицами. А космонавт или водитель трамвая… политик…

У меня воображение очень хорошее — с детства, я могу, не выходя из зала, себе всё представить.

— В деревне? Как настоящий деревенский человек? А как вам больше нравится — в деревне или в городе?
— А и так, и так! Я вообще хитрый: всегда стараюсь на двух креслах одновременно сидеть и выбора не делать.

— У вас взяли уже пару сотен интервью. Не надоедает отвечать на одни и те же глупые вопросы? Могли бы вы сами себя что-нибудь спросить, как настоящий журналист?
— Есть такие больные и тонкие вопросы, но я всё равно не смог бы в формате интервью на них ответить. Неоднозначно…

Но вообще я очень люблю журналистов: они заставляют даже самые простые и банальные вещи через себя пропускать и ставить под сомнение. Раньше я отвечал автоматически, а сейчас честно стараюсь обдумывать.

Даже если я вам на что-то не ответил, эти ответы засядут во мне и останутся со мной. Каждое интервью — как психологический тренинг.

— Можете ли вы себе представить такой день, когда вы проснётесь и поймёте, что вам осточертел театр и вы больше видеть не можете спектакли, актёров, публику?
— Это происходит иногда с людьми. Ну, у меня пока есть интерес, фантазия работает. Нет, не даёт мне покоя этот секрет театра!

Беседовали Владислав Поляковский, Ксения Щербино




ОТПРАВИТЬ:       



 






Хозяйка красного дома

Гундареву боялись за острый язык

Наталья Гундарева производила впечатление человека, который может всё, и оно было недалеко от истины. Но как ей удавалось делать больше, чем другие?

04.11.2019 19:00, Ирина Кравченко, story.ru


Смертельные игры

«Король Лир» в Мастерской Петра Фоменко

«О том мы плачем, что пришли на сцену этого Всемирного театра дураков». Эта цитата из «Короля Лира» не так растиражирована и популярна, как классическое «Весь мир — театр», но не менее интересна и точна. Дело тут не только в философской глубине, но и в том, что в этом емком высказывании Шекспир если и не раскрывает секрет своих пьес, то, по крайней мере, называет главные ингредиенты художественной смеси, которая не теряет силы на протяжении веков.

11.05.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Я без других

«Обломов» в Театре имени Вл. Маяковского

«Что такое обломовщина?» — этот вопрос, задаваемый с гневной или трагически серьезной интонацией, смутно припоминают даже те, кому ничего не говорят фамилии Добролюбова и Гончарова. Звучное слово, емкое понятие разрослось до стереотипа и заслонило породившие его тексты. Обломовщина пережила и главного героя произведения, и сам роман Ивана Александровича Гончарова. Работая над собственным «Обломовым», Миндаугас Карбаускис едва ли стремился исправить эту историческую несправедливость. Тем не менее, в его постановке нашлось место и для характера, и для типажа, и для лиризма, и для социальной критики.

02.03.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Триумф «Славы»

Петербургский Большой драматический театр им. Г. Товстоногова показал в Москве спектакль Константина Богомолова «Слава» по пьесе сталинского лауреата 1930-х годов Виктора Гусева. Сенсационная постановка спустя несколько месяцев после премьеры вызвала новую волну восторгов и споров, при этом мало кто знает, что почти одновременно с Богомоловым в Москве на Новой сцене МХТ свою эскизную версию той же пьесы представил режиссер Михаил Рахлин.

01.02.2019 18:00, Вячеслав Шадронов


Осторожно, гештальты закрываются

Премьерный спектакль Бутусова

Премьерой, которой откроется в сентября новый сезон МХТ им. Чехова, станет первая после многолетнего перерыва постановка на сцене Художественного театра режиссера Юрия Бутусова «Человек из рыбы» по пьесе современного автора Аси Волошиной.

16.07.2018 16:00, Вячеслав Шадронов


В пространстве ожидания

«В ожидании Годо» в Театре имени Вахтангова

Сэмюэл Беккет по праву считается родоначальником театра абсурда. Самое известное его произведение – пьеса «В ожидании Годо» – описывает схематичных персонажей в искусственной ситуации. И полностью состоит из бессвязных диалогов. Но в этом нагромождении неясностей и нелепостей можно без труда различить реалистичную, почти будничную картину человеческой жизни, подчиненной привычкам и страху.

14.06.2018 16:00, Татьяна Ратькина


О божьем даре и яичнице

Премьера в Театре Российской Армии

«Омлет» — вещь, обманчивая в своей простоте, как, собственно, и сам омлет «по фирменному рецепту», который в самом деле готовят актеры в процессе спектакля. Можно элементарно получить удовольствие от «вкусно» закрученной истории и актерского куража, с которым эта история разыгрывается, а можно попытаться всмотреться вглубь, ловя и складывая реминисценции и многочисленные авторские подсказки в объемный пазл.

17.05.2018 16:00, Светлана Остужева


Проще сложного

Гарольд Пинтер в постановке Сергея Газарова

На премьере театра Современник «Не становись чужим» мне больше всего запомнилась реакция публики. Пустые места появились в зале уже после антракта; во время второго действия зрители устремились к выходу почти непрерывным потоком; а на поклонах решительный и демонстративный исход «некультурных» посетителей было не остановить.

18.03.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Посмотри на меня

«Заповедник», СТИ, режиссер Сергей Женовач

Сергей Женовач продолжает серию спектаклей по знаковой прозе советского периода. Недавно была «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова, до того – «Москва –Петушки» по В. Ерофееву. А теперь вот Довлатов. Режиссер выбирает мистические книги о природе страны Советов, о подлинных пружинах ее жизни.

21.02.2018 16:00, Татьяна Купченко


В стране глухих

«Бетховен» в театре «Практика»

Судьба Людвига ван Бетховена – подарок для режиссера. Сын придворного певца, затмивший королей своей славой. Любимец публики, стремившийся к одиночеству. Гениальный композитор, безуспешно боровшийся с глухотой. Эти парадоксы так и просятся на сцену.

17.02.2018 16:00, Татьяна Ратькина






 

Новости

Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.
«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.