Подписаться на обновления
24 июняПонедельник

usd цб 63.1295

eur цб 71.3490

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
ЗОЖ  Диета  Медицина  Народная медицина  Психология  Духовность  Практики  Экология  Хобби  Проблемы
старения
 
Аптекарский огород 
Альфрид Лэнгле, matrony.ru   вторник, 9 апреля 2019 года, 13:00

Альфрид Лэнгле: Как прийти к аутентичности
О собственном Я и обретении себя


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Что такое Я? Что означает по-настоящему быть самим собой? Что этому мешает и что способствует? Как обрести себя и принять собственное «я» во всех его проявлениях? Зачастую это не так-то просто, но проблема разрешима. На эти и другие вопросы в своей лекции отвечает Альфрид Лэнгле.

Альфрид Лэнгле — ученик и коллега Виктора Франкла, имеет докторскую степень по медицине и психологии. На основе логотерапии и экзистенциального анализа В. Франкла разработал оригинальную теорию фундаментальных экзистенциальных мотиваций, которая позволила значительно расширить теоретический и методический базис экзистенциально-аналитического консультирования и психотерапии. Автор книг и большого количества статей, посвященных теории и практике экзистенциального анализа. Президент Международного Общества Экзистенциального Анализа и Логотерапии в Вене (GLE-International). В настоящее время национальные отделения Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии находятся в Европе, Северной и Южной Америке (Вена, Инсбрук, Цюрих, Ганновер, Прага, Бухарест, Варшава, Москва, Ванкувер, Торонто, Мехико, Буэнос-Айрес, Сантьяго-де-Чили).

Я хочу пригласить вас сегодня вечером на встречу особого рода — встречу с самим собой. Как называется наша сегодняшняя беседа? «Я и моя персональность: как прийти к аутентичности». Я есть Я, и я есть нечто большее, чем Я, а именно — Перзон (Person, персональность). Но как соотносятся мое Я, которое я осознаю, и моя персональность, которая глубже? Как я могу на основе этой модели выстроить свое Я и стать аутентичным? Или — как я могу укрепить свою аутентичность?

(Примечание от редакции: в данной лекции термины Перзон, Person, персональность, персональное, глубинное Я употребляются как идентичные и взаимозаменяемые).

***

Небольшой экскурс в качестве введения. Что такое Я и персональность? Это мое тело, или мои чувства, или мои влечения, побуждения? Или это что-то другое? Или все вместе? Эти вопросы не такие простые. Если кто-то касается моего тела, у меня есть чувство: коснулись меня. Если кто-то в метро наступает мне на ногу, я говорю: вы наступили мне на ногу, это моя нога. У нас есть совершенно естественное понимание, что тело как-то относится ко мне. И мои чувства тоже — моя радость, мой гнев, мой голод... Ведь у меня это чувство, я его имею. Я — это что-то большее или только это? Я — это нечто большее. Я можно сравнить с третьим измерением на основе двух измерений: телесного, с одной стороны, и психического — с другой. Это третье измерение, измерение подлинного Я, собственного Я, связанное с персональностью.

Но что является особенным в этом Я? Это Я обладает способностью принимать решения. Почему мы сегодня вечером здесь собрались? Из-за моего тела? Из-за моей психики? Или я хотел прийти, решил прийти? Мне стало известно, что будет лекция, эта тема мне показалась интересной, и затем был акт решения — я решил сюда прийти. Из этого наблюдения мы можем увидеть, что Я — нечто большее, чем тело и психика. В более узком смысле Я — это центр, принимающий решения. Центр, решения которого ведут к действию. Я свободно, но до известной степени.

Меня никто не принуждал, субъективно я чувствую, что свободен в своем решении. Я, как инстанция, принимающая решения, до известной степени свободно. И в этом Я есть еще что-то такое, что мы называем персональностью (или Перзон). Бывает, что мы принимаем решения, которые не совсем наши. Например, друг говорит: «Сегодня я иду на лекцию, пойдем со мной». Тогда я говорю, например: «Если ты думаешь, что лекция интересная, то пойдем». И иду за компанию. Меня никто не принуждал, это в целом свободное действие. Но если бы я повнимательнее всмотрелся в себя, то я бы, наверное, занялся чем-то другим. И такие феномены в нашей жизни встречаются повсеместно.

Мы что-то делаем «вполсердца», не совсем в это вкладываясь. Мы делаем это свободно, но не совсем по-настоящему. И когда мы таким образом поступаем, мы чувствуем по отношению к себе как будто что-то чужое. Нас постоянно что-то соблазняет, манипулирует. Мы делаем что-то, потому что другому это нравится. Мы доверяем другому и поэтому делаем то или иное. Ощущение у меня такое: принуждать-то меня никто не принуждает. И я говорю: да, я сделаю это. Мы видим, что у Я есть какая-то территория свободы, которая может привести меня к отчуждению от самого себя.

Но во мне есть и другой полюс. Когда я действительно считаю, что то, что я делаю, — это хорошо, так нужно делать. Если я делаю то, что ощущаю как подлинно собственное решение, и если я ориентируюсь на этот компас, тогда я по-настоящему я, больше, чем в том случае, когда я действую вполсердца.

И это самое Я, которое приводит к решению вполсердца, может увести меня от того Я, которое по-настоящему мое. Внутри я чувствую: что-то не то. Но функционирую я замечательно: другие меня ценят, уважают — на работе, в семье. Всем нравится, если я буду делать то, что они от меня хотят. И тогда я думаю: да, жизнь такова, возможностей других нет, я должен так делать, все так поступают. Я испытываю известную степень неудовлетворенности и несчастности — но ссылаюсь на то, что взрослый человек ведь не считает, что он должен быть все время счастливым, — и таким образом в этом состоянии я могу жить годами и десятилетиями. И в действительности не проживаю свою жизнь полноценно и аутентично.

Этот внутренний полюс полноценного переживания — это персональное в человеке. Если я вас, например, спрошу: как вы — совершенно персонально — относитесь к этой мысли, которую я сейчас озвучиваю? Что вы думаете по этому поводу? Не теоретически, не психологически, но как Я в глубинном смысле, в глубине себя. Тогда персональность во мне активируется, она начинает реагировать.

Если я сам себя спрошу: в более глубоком смысле — как я к чему-то отношусь? Что я по этому поводу думаю? Тогда я запрашиваю персональное в себе — и у нас у всех есть интуитивный ответ. Потому что персональность в нас начинает быть активной. Здесь имеет место третье измерение в человеке. Это Я, эта персональность не идентичны с телом, психикой и психодинамикой. Но во мне есть нечто большее, чем телесность и психодинамика. И вот на эту инстанцию в нас мы сейчас посмотрим через увеличительное стекло.

***

Сначала зададимся вопросом: что такое Я? И как мы можем описать персональность более конкретно? Затем мы рассмотрим, как переплетены Я и персональность.

Я, таким образом, это наше самосознание. Это еще больше, чем просто Я-сознание, это и Я-переживание — мы не только сознаем, но и переживаем свое Я. К Я относится мое тело, мои чувства, мои импульсы, побуждения, стремления, а также способность принимать решения и проявлять свою волю.

Как возникает это Я? Для этого нам нужны три предпосылки: 1) уважительное внимание, 2) справедливое обращение, 3) признание ценности.

Вначале об уважительном внимании. Очень важно, когда мы уделяем ребенку внимание, когда мы по-настоящему видим его, и он чувствует себя увиденным. Ребенок хочет, чтобы на него обратили внимание, чтобы его увидели. Например, когда мать кормит ребенка грудью, ребенок смотрит в глаза матери. То, что мать и ребенок встречаются глазами, имеет фундаментальную важность. Важно, чтобы мать при этом не отвлекалась на телевизор или какие-то другие вещи. Чтобы ребенок мог развить свое Я, ему нужно молоко, тепло, но также и встречающий его взгляд. Ребенок впитывает глазами взгляд своей матери. Взгляд матери точно так же важен, как и молоко.

Слишком мало людей об этом знает, но есть достаточно исследований, которые это доказывают. Чтобы Я могло развиваться, нам нужны люди, которые нас видят, которые смотрят на нас. Когда мы постепенно вырастаем, нам нужны такие люди, которые смотрят на нас, уделяют нам внимание и признают наши границы. Уважать ребенка означает, что ничего не делается через его голову, признаются его границы. Например, в его подростковом возрасте родители стучатся в дверь. Потому что на этой фазе Я настолько зрелое, что это полноценная взрослая личность. Это выражение уважения и признания границ. Потому что если мы не уважаем границы другого человека, мы вламываемся в его пространство, действуем через его голову.

Когда я переживаю, что меня не видят, не замечают, тогда я начинаю вести себя таким же образом в обществе. Я начинаю бороться за то, чтобы на меня наконец обратили внимание. Начинаю употреблять вычурные слова, надеваю платье, которое бросается в глаза, ярко крашусь. И все вокруг чувствуют: он тянет внимание, он хочет, чтобы на него постоянно обращали внимание. Если мне в детстве действительно не уделяли внимание, тогда я пытаюсь компенсировать это во взрослом возрасте. Истерическое поведение возникает в человеке вследствие того, что ребенка недостаточно видели и признавали. Естественно, есть и другие причины, но одна из главных — эта.

Мы можем спросить себя: как было в моей жизни? Кто меня действительно видел? Мои родители? Учитель? Друзья (или друг)? Может быть, в первый раз меня по-настоящему увидел мой партнер? А может быть, и он не видит меня? Когда человек слышит такой вопрос, у него при этом возникает какое-то чувство: один чувствует благодарность, другой чувствует боль — в том случае, если у него есть чувство «никто по-настоящему меня не видел». Условием для развития Я является то, что меня видят. В противном случае Я может быть ослаблено в процессе своего развития.

Второе, что необходимо, — это справедливое обращение. Другие должны признавать мою неповторимость, своеобразие. Давать мне то, что принадлежит мне. Например, я что-то сделал, справился с какой-то задачей. Тогда признание того, что мною что-то сделано, — это признание меня, а не моей сестры. Это большая боль, если, например, в семье брат или сестра получают внимание за то, что они делают, а я не получаю. Или в классе — одних ценят и обращают на них внимание, а на меня нет. Это препятствует развитию Я.

Важной формой, в которой мы можем испытать справедливое обращение с собой, — когда в нашем окружении есть люди, которые проявляют эмпатию по отношению к нам, сопереживают, чувствуют, каково сейчас нам, которые понимают, что для нас важно, которые близки нам, и тем самым укрепляют наше собственное. Они отражают мне свое понимание меня — «то, что ты переживаешь, я могу чувствовать, и мне кажется, это важно». «Эта проблема, которую ты с болью переживаешь, я могу ее понять». Это дает ребенку ощущение: то, что я переживаю, ценно. Если я постоянно ощущаю, что люди меня видят, соблюдают мои границы и не стесняются приблизиться ко мне и почувствовать мое собственное, то тогда у меня (у ребенка, у взрослого) — хорошая основа для здорового развития Я.

Но здесь еще необходим третий компонент, и это, может быть, самый трудный компонент. А именно: признание ценности. Знакомо ли мне признание моей ценности? От кого я принимаю признание? Что означает, когда человека ценят? В психологии или на работе мы постоянно слышим выражения, которые становятся стереотипом: «нужно ценить людей». В Макдоналдсе есть тренинг с посылом «нужно ценить клиента, нужно улыбаться». Но является ли это признанием ценности?

Признание ценности — это глубоко персональный акт. Другой человек говорит мне, как мое поведение персонально воздействовало на него. Например, он говорит: «Знаешь, скажу тебе честно, от всего сердца, меня очень тронуло, как ты обращаешься с ребенком в этой тяжелой ситуации. Я почувствовал, как то, что ты делаешь, ценно и важно». Не на основе каких-то абстрактных размышлений, не на основе внешнего успеха, который у тебя получился, — я ощутил это абсолютно персонально, в глубине сердца. Это гораздо больше, чем простая похвала. Что такое похвала? Сделал — и хорошо, выполнил как надо, без ошибок. Это формальное оценивание. Но то, что нам нужно, — это персональное уважение, признание нашей ценности. Нам нужен человек, который посмотрит нам в глаза и от всего сердца скажет: «Это было здорово, хорошо ты сделал. Но то, что ты потом сказал своей жене, это мне причинило боль». Вы замечаете разницу? Я сообщаю другому совершенно персональное ощущение. Мы должны строить нашу совместную жизнь в гораздо большей степени персонально. И иметь мужество это делать — потому что мы, конечно, ранимы, когда так показываем себя.

Таким образом, признание ценности означает быть увиденным сердцем, когда меня оценивают сердцем. Когда какой-то человек на моей стороне как личность, как Перзон. И поскольку это так персонально, то критическое, которое другой может мне сказать, я в гораздо большей степени могу принять: я ощущаю, что это критическое конструктивно, а не так, что я как личность обесценен. Это искусство, которому мы можем учиться, способность, которую мы можем в себе развивать.

Детям это необходимо. Они постоянно хотят, чтобы их увидели. Получать эмпатию, получать справедливое обращение, получать ощущение ценности. «Папа, посмотри, какую я башню построил». «Мама, посмотри, какой рисунок я нарисовал». Дети хотят получить эти три компонента, необходимые для здорового развития их Я.

Это очень трудная задача — построить свое Я. И это построение Я не завершается, когда человеку исполняется 18 или когда он защищает диссертацию. Это продолжается всю жизнь на основе этих трех предпосылок. Они укрепляют Я. Они дают возможность Я созревать. Для формирования Я нам нужны другие люди, без других людей Я не может развиваться. Мартин Бубер гениально сформулировал это в одном коротком предложении: «Я становится Я через Ты». Ни один человек не может родить Я через самого себя.

***

Чтобы Я могло развиваться, недостаточно просто получить эти три компонента, должно быть еще нечто особенное: нужно перенять их и как бы повторить их, воспроизвести изнутри. То, как ко мне относились другие, — так же я начинаю относиться к себе. И это трагический момент. Если другие не относились ко мне на основе этих трех предпосылок, я перенимаю этот способ обращения со мной у других, и воспроизвожу его, и сохраняю его потом в течение всей своей жизни.

Обобщая, мы можем сказать: так, как ко мне относились и обходились со мной близкие мне люди, я начинаю относиться и обходиться сам с собой. Мы видим это абсолютно четко на психотерапии. Но если я получил от других эти три условия, эти три предпосылки, то тогда я начинаю сам себя уважать, сам себя видеть, у меня возникает образ самого себя. И я начинаю знакомиться с собой, нащупывая: кто я?

У людей с нарушениями, с личностными расстройствами нет ясной картины себя, или у них очень ограниченный и искаженный образ Я.

Если я получил эти условия, то тогда, во-первых, я соблюдаю собственные границы по отношению к себе. Например, я чувствую: сейчас мне что-то слишком. И тогда я могу позаботиться о себе. Я не действую через свою собственную голову. Естественно, когда человеку 16-18 лет, он должен пробовать свои границы. Например, я накануне выпил слишком много, и на следующий день мне плохо, и тогда я решаю: да, это было слишком много, в следующий раз надо поменьше. Так подростки прощупывают свои границы на пути формирования Я. И им нужна возможность это делать. Потому что правило такое: то, что я своем детстве или юности не получил, я пытаюсь получить потом, позже.

Во-вторых, я как бы перенимаю такое справедливое обращение в отношении самого себя — и пытаюсь быть справедливым к самому себе. Тем, что я воспринимаю всерьез то, что для меня важно. Я выступаю на собственной стороне. Я борюсь за себя и за свое.

Если я знаю, что у меня по отношению к себе недостаточно справедливого обращения, то тогда у меня очень неуверенное ощущение, я не понимаю, что правильно. И тогда у меня очень слабо развита совесть.

В-третьих, я оцениваю себя. Нравится ли мне то, как я поступаю, как я себя веду? Могу ли я ценить себя за то, что я делаю, и за то, как я это делаю? За что, собственно говоря, я могу себя ценить? Если я не знаю этого на собственном опыте, то тогда у меня слабая самооценка. Или если эта самооценка базируется на внешних, поверхностных, а не глубинных вещах, тогда мое Я тоже слабое.

Если мы сами применяем по отношению к себе три эти предпосылки, тогда можно сказать, что Я развило свою структуру. Потому что если я сам себя могу видеть, могу выступать на своей стороне и могу себя справедливо оценивать, тогда я могу правильным образом переработать всю информацию, которую я получаю из мира и из самого себя. И с этой структурой Я получает некоторую зрелость и становится базой для интеграции внешних и внутренних требований. Семья что-то от меня хочет, на работе тоже, и у меня еще есть свои интересы, — а Я должно все это интегрировать и привести меня к действию. Что мне сейчас делать — я иду есть, иду спать или иду работать? Я принимает решение. Я должен со всем этим справиться. Но чтобы я мог хорошо это делать, я должен иметь обзор, видеть себя, чувствовать себя, принимать себя всерьез и иметь некоторую критическую дистанцию по отношению к самому себе. Как результат, так развитое Я может сформировать волю, у которой есть известная твердость. И тогда я могу сказать: вот это я действительно хочу и могу делать. А вот это — нет. И с этой волей я реализую свободу действия и свободу выбора.

Что такое воля? Воля — это решение посвятить себя выбранной ценности. И сделать нечто для нее. То есть я хочу это, и я это делаю. Воля — это мной самим поставленное себе требование что-то сделать. Только это есть воля. Воля может относиться только ко мне. Это будет несоблюдение границ, если я хочу, чтобы кто-то что-то делал. Порождение воли — это достижение Я, это дело Я. Это Я, которое принимает решение и делает.

***

А теперь вопрос: а как обстоят дела с персональностью? Я нужно для повседневной жизни. Что такое персональный уровень? Это какая-то роскошь, декорация, чтобы украсить нашу жизнь? Например, у нас есть планы, но появляется персональность, — и все планы рушатся?

Персональность для нас очень важна. Сущность человека — это его персональность. Я — это центр принятия решения и действий. А вот персональность — это центр, который дает ориентиры. Персональность, например, проявляется на лице человека. В немецком языке, как и в русском, есть понятие «лик». Если я обращаюсь к персональности человека, я смотрю ему в глаза. Глаза — это «окна» персональности. Лицо человека для персональности очень важно. Мы можем пережить, что мы теряем лицо, и тогда нам стыдно. Персональность — это существо человека. Это мое глубинное Я. Это подлинное во мне. Не маска, не автоматическое реагирование. Естественно, что я могу себя вести неперсональным образом, но могу и персональным. Персональность во мне — это то, благодаря чему я имею достоинство. Человек имеет достоинство, потому что он личность, лицо, Перзон.

Это более общая картина. Но если мы сделаем это более конкретным, мы можем спросить: когда наши отношения становятся персональными? Например, на работе или в партнерских отношениях? Если я говорю о погоде с кем-то или о каких-то фактах, здесь нет персональности. Персональным разговор становится тогда, когда я говорю о том, что для меня действительно важно. Что меня радует, что мне причиняет боль, перед чем я испытываю страх. Не факты, но внутренние чувства, переживания, мысли, которые относятся к моей жизни. Это глубинное Я, у него есть своя динамика. Персональность ищет присутствия. Она хочет настоящего. По-немецки это звучит как «я стою перед чем-то». Это что-то начинает резонировать во мне.

Глубинное Я имеет три способности, которые параллельны с развитием нашего Я, которое мы осознаем и о котором мы говорим. Глубинное Я видит, и то, что оно видит, — это существенное. Второе — то, что оно действует интегрирующе. То, что человек воспринимает, его опыт, оно предоставляет в распоряжение нашего осознанного Я. И глубинное Я способно ко встрече. Это третье. Перзон хочется встретиться с Я и с Ты. Когда мы встречаемся, мы хотим соприкоснуться с существом другого, встретиться с ним, достичь его.

Что такое эта персональность, это глубинное Я с точки зрения переживания? Здесь есть сложность в понимании. Потому что у Перзон нет субстанции и нет жесткой структуры. У Я есть развитая структура, но Перзон не имеет такой структуры. Персональное — это способность войти в резонанс с другим, в резонанс с Я, и в этом резонансе она как бы соотносится с собственным бытием. В персональном я прихожу в резонанс с моим глубинным истоком. Задача персонального — построить существенные отношения, существенную связь со всем, что я нахожу. Со всем, что меня окружает, я могу выстроить такие глубинные отношения. Персональное постоянно в резонансе. Этот резонанс дает мне важную информацию о том, что вокруг. Например, персональное открывает, кого я могу любить. Я чувствую резонанс. Например, я вижу свою мать, или своего отца, или моего партнера, и я чувствую: этот человек для меня важен. Кто это чувствует? Персональное во мне, мое глубинное Я. И этот внутренний голос Перзон дает понять моему Я как центру решения: «Это для меня важный человек». Значит, я хочу для этого человека что-то сделать. Он подталкивает мое Я: сделай что-нибудь. Например, партнерская любовь в понимании философа Макса Шелера — это резонанс между сущностью Ты и сущностью Я. Мы говорим: эти двое на одной волне. Здесь есть какое-то душевное родство. Человек, которого я люблю, мне не чужой. Мы родственные души. Поэтому мы до известной степени принадлежим другому. Это персональная любовь.

Глубинное Я может воспринять гораздо большее: например, воспринять то, что является прекрасным. Откуда мы знаем, что нечто является прекрасным? Например, музыка, или заход солнца, или лицо ребенка. Мы получаем какой-то толчок внутри нас, и мы это ощущаем. И через этот толчок, через этот резонанс прекрасное меня притягивает. Способность к эстетике — персональна.

Следующая способность глубинного Я — устанавливать то, что правильно. Мы чувствуем: то, что мы делаем, — это хорошо или нет? Естественно, весь наш социальный опыт, то, чему мы научились в течение жизни, тоже играет здесь роль. Жизнь в обществе научила меня, что можно делать, а что нельзя. Это нечто, что я усвоил путем интериоризации в процессе социализации. Если мы здесь говорим о персональности, о более глубинном Я человека, то мы имеем в виду нечто другое. Это интимное внутреннее ощущение, нащупывание, правильно нечто или нет. Более или менее независимо от того, что говорят по этому поводу другие люди. Эту способность мы называем персональной совестью.

Персональность может сопровождать нас и в трудных переживаниях. Она не оставляет нас одних. Даже тогда, когда в жизни возникают тяжелые обстоятельства. Даже в трудных ситуациях мы можем ощущать резонанс: я остаюсь у себя.

Обобщим сказанное. Персональное — это чувство правильного. Персональность не дана мне ни в чем другом, кроме как в чувстве: «да, это правильно». Но откуда оно приходит? Оно приходит с какой-то глубины (или, может быть, высоты), которая недоступна нам для полного осознания. Но которая откуда-то из глубины всплывает. Персональное значительно превышает то, чем является наше ограниченное Я. Мы можем назвать это духовной основой человека. Духовность означает: мы приобретаем опыт — во мне есть нечто такое, что значительно превышает меня, мое ограниченное Я. И то, что я не могу полным образом понять и объять. Но я могу соотноситься с этим. Я могу этому началу дать пространство в своей жизни.

Это можно сравнить со звуком флейты. Что такое звук флейты? Это чистый резонанс. Мы не можем его схватить и удержать. Что дует в эту флейту и порождает этот звук? Это встреча. Этот звук появляется из интимной глубины. И одновременно — из бесконечной дали. Таким образом в нас появляется, всплывает этот резонанс, происхождение и истоки которого мы не можем объять.

***

Перейдем к последней части нашей лекции. Как можно определить отношения между Я и персональным, глубинным началом в человеке? Персональное хочет присутствовать. Оно постоянно хочет говорить с Я. Например, у меня всплывает мысль: «Это интересно». Откуда приходит эта мысль? Кто это говорит? Здесь нет никакого логического следования. Это творческий акт персонального начала. Оно говорит: «Мне это интересно, это ценно». «Как это прекрасно». «Твой взгляд касается меня». Таким образом персональное начало в человеке постоянно воспринимает информацию. Но если эта информация в состоянии породить в человеке резонанс, тогда у человека возникает ощущение: это что-то важное. Что-то, что имеет ко мне отношение, имеет отношение к моему существу. Я слышит то, что говорит персональное начало. И может начать что-то делать с этим, заниматься тем, что персональное ему сообщило.

Персональное подобно ребенку, а Я — матери, которая держит его на руках. Оно доверено нам. И если персональное начинает во мне говорить, появляется какой-то звук, то Я — как мама, которая может услышать и взять ребенка на руки. Я не должен это делать, меня никто не принуждает, но если человек воспринял этот резонанс, этот звук, и сказал «я хочу делать, как он мне говорит», тогда Я переживает свободу. И тогда у человека может возникнуть ощущение: я не могу поступить иначе, если я верен себе.

Таким образом, свобода выбора, свобода воли — в инстанции Я, но сущностная свобода коренится в персональности. И так можно пережить, что я сам себе доверен. Могу ли я чувствовать, что я сам себе доверен? Что я отвечаю за себя — за свое тело, за свои чувства, за влечения, стремления и побуждения, но главным образом — за то, являюсь ли я подлинно собой. Персональное, глубинное Я начинает говорить, а Я отвечает персональному. Иногда Я спрашивает персональное: а что ты думаешь по этому поводу? Например: «Нужно ли сменить профессию?» А Я отвечает: «Ох, появится столько забот! Эй, персональное, что ты думаешь по этому поводу?» И так возникает внутренний диалог.

Этот внутренний диалог между персональностью и Я — ключевой момент для душевного здоровья. Без внутреннего диалога мы отчуждаемся от самих себя. Без внутреннего диалога мы не можем полноценно переработать наши переживания и все, что мы встречаем в жизни. Большинство людей имеют опыт внутреннего диалога и находятся с собой в беседе. Иногда это выглядит как размышление, иногда как чувства, ощущения. Если что-то человеку не подходит, персональность сразу говорит: стоп, тут что-то нехорошее для меня. А иногда говорит: это для меня чересчур. Персональность говорит «это важно, не бросай это дело» и внушает мужество.

Две этих инстанции — Я и Перзон — дополняют друг друга. Поэтому я могу сказать: я в беседе с самим собой. Я и Я. Это похоже на диалог с другим человеком, здесь та же самая структура, а именно: говорить и слушать. Но задачи разные: Я должно действовать, перед Я стоит задача интегрировать, например, голод, страх, давление общественного мнения. А персональность (Перзон) находится как бы на заднем плане и смотрит на то, что происходит. Персональное не действует, а только воспринимает, что происходит. Персональное — это только резонанс, который во мне возникает. Тогда как Я должно действовать.

Иногда Я может сказать персональному: «Не мешай. Я знаю, что ты по этому поводу думаешь, но я хочу это делать, и все». Психика заявляет: у меня тоже есть свои права. Или: я боюсь, мне страшно. Я знаю, что надо бы вообще-то подготовиться к экзамену и сдать его, но я слишком боюсь и не могу. И в таких ситуациях нет гармонии между персональностью и Я. Тогда мы переживаем чувство, что можем потерять себя. Что мы в таких ситуациях не можем быть по-настоящему самими собой.

Я должно действовать, и оно является платформой очень многих влияний. И одно из этих влияний — это то, что говорит персональное во мне. Я вынуждено действовать, оно не может не действовать. А персональному можно дать просто быть. И если Я действует в гармонии с персональным, если здесь, как говорит Карл Роджерс, имеет место конгруэнтность между этими инстанциями, тогда человек аутентичен. Аутентичность означает подлинность. Жить, действовать, говорить — из своего подлинного существа. Аутентичность — это верность самому себе. Я на своей стороне, на стороне себя.

Аутентичность я могу воспринимать только на основе резонанса. Резонанса, который является правильным. Инструмент настроен, когда все звуки в гармонии. И если все эти многочисленные струны во мне — в гармонии, тогда мы говорим: инструмент настроен правильно. Таким образом, я аутентичен, когда я по-настоящему персонален. Если я поступаю и говорю в соответствии с тем, что для меня правильно. Тогда я на своей стороне.

Завершающая мысль. Исходя из нашего подлинного существа, из нашей персональности — мы в мире не для того, чтобы постоянно что-то делать, совершать какие-то действия. Это лишь условие для того, чтобы поддерживать свою жизнь. По сути, мы в мире для того, чтобы просто быть. Просто мочь быть. В этом ощущении — быть — содержится большой покой. Просто мочь быть с самим собой. С другим человеком. С моим миром. Просто быть — как, например, есть небо, есть луг, цветок или море.

Источник: matrony.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Божий промысел — лучший регулятор семейных отношений

Действительно ли помогает людям молитва?

Существует множество примеров семейных отношений, когда супруги живут, как полагается, душа в душу, не ссорятся и воспитывают детей в ключе духовной нравственности. Читая, например, книгу Митрополита Омского и Таврического Владимира «Православное супружество», выпущенную издательством «Сибирская Благозвонница», вспоминаю семьи святых русской церкви, начиная с древности. Семья подразумевает наличие детей, а бездетная пара не должна называться семьёй по праву. Известный российский политолог считает бездетный брак началом всякого эгоизма. И совесть, некий заложенный в человеческом организме страх в этом случае — лучший регулятор отношений между мужчиной и женщиной. Совесть — инструмент Божьего Промысла.

23.06.2019 16:00, Виктор Власов


Пасхальные ритуалы и обычаи

Что значат эти куличи и яйца?

В магазинах появляются куличи, работники торговли приготовились к повышенному спросу на яйца, страницы журналов пестрят различными праздничными рецептами, а на улицах появились плакаты с надписями «Христос Воскресе!».

28.04.2019 14:00, Мария Русакова


Великий пост

Слово «пост» произошло от греческого «апастия», что означает воздержание от пищи

11 марта у православных христиан начинается Великий пост. И самые актуальные вопросы в это время — в чём же разница между постом и просто голоданием или диетой, как пост сказывается на здоровье и зачем это вообще нужно. Рассказываем о том, чем отличаются посты у православных и католиков, и каковы правила поста в разных религиях.

11.03.2019 16:00, Мария Русакова


Указатели Истины

Парамаханса Йогананда

Парамаханса Йогананда, урожденный Мукунда Лал Гхош, появился на свет в 1893 году в семье старшего управляющего Бенгало-Нагпурской железной дороги. С детства он стремился познать Бога и любил проводить время в обществе святых, которые уже тогда распознали в нем необычные задатки. После окончания средней школы он встретил своего гуру, Свами Шри Юктешвара. Всего за шесть месяцев, находясь в присутствии мастера, Мукунда обрел состояние самадхи, постоянного единства с Богом. После чего еще девять с половиной лет жил в ашраме, готовясь к миссии распространения йоги на Западе. Его гуру говорил так: «Запад пришел к высоким материальным достижениям, но ему не хватает духовного понимания. По воле Бога тебе предназначено сыграть роль в обучении человечества равновесию между материальной и внутренней, духовной жизнью».

15.01.2019 16:00, peremeny.ru


Очистительное «спасибо»

Благодарность останавливает тяжелую карму

Будда говорил о том, что нет пути к счастью, потому что счастье и есть наш путь. И этот путь нужно принимать с благодарностью.

24.06.2015 13:10, Дмитрий Дмитриев


Великий путь

Интервью с Дэниелом Брауном о махамудре

Наш ум подобен дикому животному, например дикому слону. А слон — это очень пугливое животное, так что в заповедниках, если вы испугаете слона, им овладевает страх, и он создаёт очень много разрушений. С другой стороны, слон — очень умное животное и очень сильное, поэтому, если вы его натренируете, то он сможет выполнять очень полезную работу.

27.03.2015 12:00, Дэниел Браун, Иен МакНэй
Перевод: Евгений Пустошкин


Патриарх йоги

20 августа в городе Пуна в Индии умер основатель айенгар-йоги Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар

Айенгар преподавал и практиковал йогу более 75 лет и считался одним из самых выдающихся современных мастеров йоги в мире. В 2009 году, в возрасте 90 лет, Учитель приезжал в Москву. Его приезд был уникальным событием — Айенгар редко путешествовал. «Частный корреспондент» побеседовал тогда с Беллуром Кришнамачаром Сундарараджей Айенгаром и сейчас мы снова публикуем это интервью в память об Учителе.

21.08.2014 11:00, Иван Засурский


Ночь на Ивана Купалу

Прыгаем через костёр, ищем клады и бережёмся от чертей

Иван Купала, или Иванов день, — один из главных языческих русских праздников, который отмечали в день летнего солнцестояния. С принятием в Киевской Руси христианства, к этому дню был приурочен христианский праздник Иоанна Крестителя, и датой празднования стало 24 июня.

24.06.2014 00:00, Мария Русакова


Чудо Благодатного огня

Почему праздник Пасхи так важен для христиан, в частности для православных? Потому что именно в воскресении и заключается суть православной веры — когда сам Бог стал человеком, умер за людей и, воскреснув, избавил их от власти смерти и греха. Накануне пасхального воскресенья, в Великую субботу в храме Гроба Господня происходит чудо — сам собой зажигается огонь. Чудесным образом появляется в Иерусалиме в храме Гроба Господня, свидетельствуя о победе Иисуса над грехом и смертью.

19.04.2014 23:00, Мария Русакова


Пост International

Воздержание от пищи в мировых религиях

Посты есть во многих религиях, в связи с чем мусульманам иногда запрещается даже жевать жвачку, евреям предписывается отправить в пустыню «козла отпущения», а поклонникам Господа Вишну — избегать встречи с пьяницами, ткачами и прачками.

11.03.2014 08:00, Мария Русакова






 

Новости

Москва перейдет на раздельный сбор мусора к 2020 году
Мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление, предусматривающее переход на раздельный сбор мусора к 1 января 2020 года, сообщает мэрия Москвы.
Исследование: 400 лекарств и методов лечения признаны устаревшими
Объединенная команда ученых определила, что 396 методов лечения, инструментов и лекарств устарели, они представляют угрозу для пациентов. Чаще всего эти методы применялись в области сердечно-сосудистых заболеваний, где 20% всех методик признаны рискованными.
Климатологи: текущий темп изменения климата приведет к 187 миллионам экологических беженцев в 2100 году
Ученые пересмотрели заключение 2013 года и пришли к выводу, что уровень Мирового океана повысится значительнее, чем считалось ранее.
В Шотландии ввели депозит за пластиковые бутылки и алюминиевые банки
Предполагается, что рост цен на напитки должен стимулировать шотландцев возвращать тару из-под них.
Минприроды предложило запретить одноразовую пластиковую посуду
Министерство природных ресурсов и экологии России готовит законопроект, запрещающий продажу одноразовой посуды из пластика, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на главу ведомства Дмитрий Кобылкина.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.