Подписаться на обновления
22 сентябряПятница

usd цб 58.2242

eur цб 69.2635

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПраво автора
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера. Запуск 
  четверг, 30 сентября 2010 года, 09:48

Алексей Зимин: «Еда — это форма, через которую общество познаёт себя»
Главный редактор года по версии GQ в интервью «Часкору»


Алексей Зимин // Фото: Иван Пустовалов
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Главный редактор журнала «Афиша-Еда» Алексей Зимин получил премию «Редактор года» журнала GQ. «Частный корреспондент» решил поговорить с г-ном Зиминым о том, как его изданию с тиражом в 85 тысяч удаётся быть одним из лидеров рынка российских кулинарных изданий на протяжении вот уже двух лет.

— Алексей, прежде всего хочу поздравить вас с получением премии. Как вы сами думаете, за что вас наградили?
— Спасибо. Я думаю, награда мне присуждена за то, что у них называется lifetime achievement, то есть за выслугу лет. Я уже два года подряд номинировался на премию.

— Как было сказано самим GQ, премия «за укрепление позиций журнала «Афиша-Еда» на гастрономическом рынке».
— В общем это имеет отношение к действительности: рейтинг журнала, по оценке TNS Gallup, за год вырос вдвое, до почти миллиона — 959 тысяч — читателей.

— Кто в основном читает ваше издание?
— Аудитория «Афиши-Еды» разнообразна. Наш журнал читают и кулинарные дилетанты, и те, кто более-менее профессионально занимается кулинарией: они сверяют по нам какие-то свои страхи и выискивают тенденции, за которые можно ухватиться. Издание также читают люди, не умеющие готовить, но которые любят поесть, — таких много. Так что у нас широкая аудитория.

— А если описать, допустим, типичного читателя «Афиши-Еды» — какой он?
— Знаете, я не мыслю категориями «мифический читатель» и делаю журнал не для воображаемых людей, а скорее для себя самого и тех, с кем знаком. И огромного количества моих знакомых вполне достаточно для самой большой социологической выборки. Мне известны их вкусы, их реакции, а им известны мои — поэтому они воспринимают какие-то вещи абсолютно нормально. В этом, так сказать, котле, в котором мы варимся, и возникает содержание журнала.

Может, это и хвастовство, но скажу так: до «Афиши-Еды» было не вполне цензурно держать на столике кулинарный журнал. Потому что статус у журналов про еду был какой-то «бабий», немного несолидный, ну вы понимаете. По крайней мере мужчины, которые втайне увлекались готовкой, раньше об этом предпочитали особо не распространяться. Появление нашего издания стало для них чем-то вроде каминг-аута — и они смогли открыто признаться в том, что, да, мы любим постоять у плиты. Может быть, отчасти поэтому «Афиша-Еда» считается мужским журналом о еде.

— Как вы считаете, мужчины правда лучше готовят?
— Профессионально — скорее да, потому что некоторые процессы приготовления еды связаны с тяжёлыми физическими условиями. Зато женщины готовят намного более тщательно и ответственно.

— Насколько в целом широк рынок гастрономической прессы в России?
— По охвату он колоссальный. Есть огромный тираж прессы, который печатает издательство Burda, у них аудитория 2—3-миллионная. Они выпускают тоненькие малобюджетные книжки с рецептами для домохозяек, которые можно найти даже в любой дыре, на самой безмедийной территории. Есть и несколько толстых журналов. Например, старый и уважаемый журнал «ГастрономЪ», а также молодой журнал «ХлебСоль» с Юлией Высоцкой на обложке: эти издания, кстати, основные наши конкуренты.

— Журналу «Афиша-Еда» в октябре исполняется два года. Как вы думаете, еда — это вневременная и неполитическая тема в СМИ, то есть издание не волнуют никакие социальные, экономические или политические проблемы?
— Нет, почему же, еда напрямую связана с доходами, с развитием агрономической культуры и развитием магазинных сетей — ритейлом и прочим. Таким образом, возникает связь и с экономикой. Но ведь экономики не бывает и без политики, и наоборот. Еда — это форма, через которую общество познаёт себя точно так же, как и через любую другую область культуры. Только эта форма не так явно видна, а находится внутри тарелки.

Издательство «Эксмо» и продюсерский центр Андрея Кончаловского запустили новый журнал о кулинарии «ХлебСоль». Главным редактором стала ведущая кулинарных программ, актриса и жена Кончаловского Юлия Высоцкая. Первый номер появится в продаже уже 20 октября. 150 тыс. экземпляров будут продаваться по 100 рублей за номер. Стартовые инвестиции в проект составили 6 млн долларов. Для «Эксмо» создание кулинарного журнала — логичный шаг. Издательство занимает лидирующие позиции в сегменте кулинарных книг — около 60% и контролирует приблизительно 15% российского книжного рынка в целом. Кулинарные журналы вполне могут стать продолжением кулинарной книжной стратегии.

Что касается экономических проблем, так как мы открылись в самый кризис, в октябре 2008 года, то он нас впоследствии и не коснулся. С тех пор свои позиции мы не уронили: тиражи издания только растут.

Вообще «Афиша-Еда» изначально придумывался не только ведь как журнал, но и как социально-медийный проект — этакая мультимедийная платформа, которая рассказывает людям о еде лёгким и доступным языком. У нас есть своя кухня, на которой мы выпиваем с разными приглашёнными гостями, проводим школьные уроки, обучаем кулинарным азам детей и взрослых. На этой же кухне снимается и ТВ-передача («Еда с Алексеем Зиминым» на телеканале «Домашний». — Л.С.), делаем салаты вместе с «Белой Дачей», ещё собираемся сделать книжную серию под эгидой издания.

— Если говорить о телевидении, для вас вести передачу — это больше хобби, работа или же способ продвижения журнала?
— Всё сразу. Сперва мы думали о телевизионной версии «Афиши-Еды», но не в каких-то, скажем так, конкретных выражениях. Потом люди из «Домашнего» придумали «телевизировать» обычную жизнь на кухне редакции: приходят гости, готовят, пробуют, выпивают. Иногда это получается довольно занятно.

— Вообще это же разные виды удовольствия — делать кулинарный журнал и сниматься в телепередаче про еду, что вам нравится больше?
— Сложно сказать, потому что посыл один, просто реализован в разных формах. Но для того чтобы сделать один номер журнала, мы тратим месяц, а шесть выпусков ТВ-передачи делаются всего за два дня.

— Есть ли какие-то блюда, о которых вы больше всего любите писать?
— Естественно, есть, и они меняются время от времени. Сейчас, например, я пишу о голубцах из савойской капусты. Однажды, конечно же, голубцы уйдут из моего активного обихода, и я буду писать уже о других блюдах.

— Чего, по-вашему, не хватает современной ресторанной критике в нашей стране?
— Читатели не привыкли или не научились достаточно хорошо пользоваться теми или иными сообщениями, которые им посылает пресса. Публика охотнее реагирует на хитовые новости в духе «Лужков убил Березовского» или «Березовский убил Потанина» и им подобные. А что-то из разряда не скандальных, сервисных историй не оказывает на читателей глобального влияния. И это касается не только ресторанной критики, но и других её видов — все они, к сожалению, слабо влияют на массы.

— По какой причине?
— Отнюдь не потому, что критика плоха или её мало. Проблема, скорее, в недостатке коммуникации.

— Читаете ли вы зарубежную кулинарную прессу?
— Да, читаю разные английские и американские издания. У них вот как раз очень высокий уровень коммуникации, причём на всём рынке изданий в целом, а не только у кулинарных.

— Есть ли что-нибудь, что вам бы хотелось перенять из их медийной практики?
— Кроме уровня редакционных бюджетов и доступа к организационным ресурсам, пожалуй, ничего, если говорить о кулинарных журналах.

В первую очередь я хотел бы попросить всех читателей экономить на чём угодно, кроме питания. Даже если это кажется невозможным, то следует заместить часть расходов… собственным трудом. Ну ничего, ели вы последние 5—6 лет в кафе и ресторанах, а теперь давайте встанем у плиты и приготовим всё то же самое дома. Труд и время? Да, но вы получите хорошую еду в 5—6 раз дешевле! Это ли не экономия?

С точки зрения кулинарного журнала как медийного проекта «Афиша-Еда» имеет мало равных себе изданий, а может, даже превосходит их. Я не имею в виду содержательную сторону журнала, а только устройство: структуру, отношение к темам, драматургию листания, чередование портрета, натюрморта и пейзажа. Мы с арт-директором Мишей Сметаной три месяца думали, как бороться с некоторыми родовыми проблемами гастрономических медиа. В нашем издании решены те вещи, которые в западных журналах даже не рассматривались, ― например, проблема однообразного изображения.

Самые лучшие журналы о еде, издаваемые в Америке (Gourmet, Bon Appetite и прочие), в разных формах показывали портрет тарелки с омлетом. Даже я, человек, увлекающийся этим делом, в процессе листания начинаю засыпать странице эдак на 85-й, а иногда даже и на 45-й. Впрочем, для них никогда это не было проблемой, потому что была выстроена коммуникация между ожиданиями читателя и предложением редакции. Читатель ждал от кулинарного журнала изображений омлета и их получал, и до сих пор получает. Так положено, так принято, это такой жанр. У нас же на чистом «психологическом портрете» овоща или фрукта новое резонансное издание не запустить.

— Планируете ли вы делать такие модные сейчас версии «Афиши-Еды» для айфона или айпада?
— Да, в дальнейшем всё это будет. Сейчас у нас есть свой сайт eda.ru, на котором собрано уже 12 тыс. рецептов. Из этого числа всего 600 рецептов — из «Афиши-Еды», остальное добавили сами пользователи. Эту площадку мы планируем в будущем превратить в полноценное сообщество, где люди могли бы общаться по интересам и создавать различные группы. В данный момент ждём, когда будет экономическая основа для реализации, потому что это затратно, но пока неокупаемо.

— Есть ли у печати будущее, или же надо уходить в интернет?
— С точки зрения стартапов запускать сейчас новую классическую бумажную газету (или бумажный журнал) — это, наверное, не очень дальновидный поступок, если считать, что инвестиции окупаются спустя годы. А жить бумажной прессе, по общим оценкам, осталось не так много лет. Да, всё перейдёт на другие носители, но это совсем не страшно, мы же переходили как-то с виниловых пластинок на диски, а уж про аудиокассеты вообще уже никто не вспоминает.

— Ожидаете ли вы появления новых конкурентов на рынке кулинарных изданий?
— Конечно, и они уже появляются. Вот, к примеру, издательство «Вокруг света» скоро собирается запустить новый кулинарный журнал «Первое, второе, третье».

Примечательно, что бумага задушевно относится к теме кулинарии. Книги и журналы как носители кулинарных рецептов пока выигрывают у всех существующих электронных аналогов, за исключением разве что телевидения благодаря его своеобразному «обаянию движения». И в настоящее время готовить по книге или журналу гораздо удобнее, чем через тот же айпад. Возможно, это связано с некой тактильностью самого процесса, а также благодаря силе привычки. Поэтому я думаю, что бумажная кулинарная пресса проживёт намного дольше всей остальной прессы.

— Что бы вы назвали своими главными достижениями в журналистской карьере?
— Во-первых, это несколько осенних номеров журнала GQ в 2003 году, главным редактором которого я был в то время. Во-вторых, это книжка моих колонок под названием «Единицы условности», выпущенная издательством «Эксмо» два года назад. Ну а третье — собственно «Афиша-Еда».

— А провалами?
— Провалов такое количество, что не хватит времени их перечислять. Любая работа состоит большей частью из провалов. У людей, имеющих какой-то успех, провалов не меньше, чем у неуспешных.

Беседовала Лилия Скопинцева




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Как была устроена редакция советской газеты

Кто собирал номер, кто читал «проблемные статьи» и как текст отправляли в ЦК КПСС

До 1991 года в нашей стране 5 мая отмечался «День советской печати», который был приурочен к выходу первого номера большевистской газеты «Правда».
«Действовал принцип коллективной ответственности за каждое печатное слово. Ни один журналист не действовал сам по себе, от своего имени. Но входил в команду, в штат редакции, где не только сам отвечал за свои слова — за него отвечали и многие должностные лица в газете или журнале», — Альберт Плутник, легендарный журналист газеты «Известия».

05.05.2014 13:00


Пик гонений на СМИ пришёлся на 1913 год

Есть с чем сравнивать: по-прежнему с 13-м годом

Патриотическая мысль рисует 1913-й как год наивысшего расцвета и стабильности России за всё время её существования. Этот же год явился пиком гонения на независимые СМИ. Если в 1906 году на печать было наложено 16 штрафов, то в 1913-м – 340, более сорока редакторов были посажены в тюрьму. Сегодня видна та же закономерность: по мере нарастания стабильности гонения на СМИ только усиливаются.

24.12.2013 14:45


Закончились «времена больших волнений»

Немецкие газеты покидают Россию

Немецкие издания Frankfurter Allgemeine и Die Zeit объявили о резком сокращении штата корреспондентов в московских отделениях. Так, например, издание Frankfurter Allgemeine, у которого штат доходил до трех корреспондентов, с осени будет представлен в Москве одним журналистом, а корпункт Die Zeit вовсе будет закрыт. Все дело в том, что, как пояснили представители изданий, в России закончились «времена больших волнений» и качественного освещения событий уже не нужно держать столько сотрудников.

06.02.2013 14:35, Алексей Чернега


Почему хочется, чтобы пресса выжила

Постепенно приходит понимание, что схема «сам себе журналист» не является панацеей

Смерть печатной прессе - всему общественному институту с профессиональными журналистами, редакторами, корректорами, издательствами - за последнюю сотню с небольшим лет предсказывали неоднократно.

09.01.2013 16:30, Виктория Доронина


«Из консервативного журнала либерального толка издание превратилось в откровенный рупор пропаганды для среднеобразованных людей»

Размышления на отдыхе о свежем номере «Economist»

Традиционный отпускной сезон всегда приятно помимо ничего-не-делания использовать для исполнения мелких вещей, до которых никак не доходили руки. Вот и я решил наконец подцепить на свою таблету электронную версию Economist. На бумажную версию был подписан всегда, но с постоянными перелетами вечно подбираю уже устаревшие номера. Вот и решил нагнать прогресс и перестать отставать от любимого издания.

20.08.2012 14:01, Aндрей Дикушин


Пресса под прессом

Какая судьба ждет печатные и отраслевые СМИ в новых законодательных реалиях?

При всех затруднениях, которые тотальный запрет на рекламу алкоголя создал для самых разных площадок, в деле с новой редакцией старого закона есть один едва ли не главный «пострадавший». Речь о печатной прессе, которая и так переживает не лучшие времена в связи с ростом интернета, а теперь имеет все основания ждать для себя еще худших.

08.08.2012 10:04, Наталья Малютина, Евгений Чепурной


«Гардиан» перестаёт быть газетой в привычном смысле слова

«Мы, как апостолы, убеждали всех довериться социальным сетям»

Алан Расбриджер - человек занятой, о чём известно по обе стороны Атлантики. Кажется, что он вездесущ: по эту сторону океана он занимается журналистикой, экспериментирует с «Твиттером», руководит освещением скандала с прослушиванием телефонных разговоров, в результате которого одного за другим увольняют администраторов и редакторов принадлежащего Руперту Мердоку издания «Ньюс интернэшнл». По ту сторону Атлантики он организует филиал «Гардиан» в Нью-Йорке, призванный утвердиться на американском рынке СМИ за счёт активного распространения электронной версии газеты.

03.08.2012 08:30, Джастин Эллис


«Хулиганы» из «Коммерсанта»

Блогеры обсуждают громкие отставки в издательском доме

Владелец ИД «Коммерсантъ» Алишер Усманов уволил главреда журнала «Коммерсантъ Власть» Максима Ковальского и гендиректора холдинга Андрея Галиева. Гендиректор ИД «Коммерсантъ» Демьян damian Кудрявцев написал заявление об уходе.

13.12.2011 14:30


Нетрудовые будни

Редакция «Известий» выходит на работу, но не выпускает газету. Издатель не уведомил сотрудников о прекращении выхода издания

«Известия» переходят к новому издателю, но далеко не в полном составе. Почти 200 человек из прошлой редакции рискуют остаться без работы и выходного пособия. Однако газета существовать не перестанет — теперь её будет выпускать ООО «Айньюс», возглавляемое Арамом Габреляновым.

06.06.2011 07:40, nata-kochetkova


«Кричать о том, что печать умирает, преждевременно»

Интервью с новым исполнительным директором ГИПП Мариной Давыдовой

Чуть больше месяца назад, 15 марта 2011 года, Гильдия издателей периодической печати избрала нового исполнительного директора — Марину Давыдову, которая семь лет своей карьеры отдала ГИПП. Юлия Казакова, возглавлявшая гильдию с 2002 года, перешла в мэрию Москвы заместителем руководителя департамента СМИ и рекламы.

22.04.2011 08:00, Анастасия Алексеева






 

Новости

Сотни видеолекций преподавателей Факультета гуманитарных наук ВШЭ выложены в сеть
Сотни видеозаписей лекций преподавателей Факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) выложены в свободный доступ.
570 оцифрованных страниц из дневников Леонардо да Винчи опубликованы онлайн
Британская библиотека опубликовала 570 оцифрованных страниц из дневников Леонардо да Винчи для всеобщего обозрения. Страницы можно листать, увеличивать и скачивать.
«Газпром-медиа» не выявил отношений «Эха Москвы» с американским агентством BBG
Холдинг «Газпром-медиа», контролирующий акционер радио «Эхо Москвы», в ходе проверок не выявил каких-либо отношений радиостанции со структурами американского правительственного агентства Broadcasting Board of Governors (BBG).

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.