Подписаться на обновления
17 ноябряСуббота

usd цб 65.9931

eur цб 74.9022

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  вторник, 30 июня 2009 года, 09:40

Алексей Огринчук: «Непредсказуемость — это нормально»
«Первый гобой мира» Алексей Огринчук: «Важно не только получить шанс. Важно быть готовым его взять»


Алексей Огринчук // rno.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





Интервью гобоиста Алексея Огринчука: «Наш амстердамский оркестр Concertgebouw был снова признан лучшим в мире. Это очень способствует развитию. Развитие — главное…»

На сцене Большого зала Concertgebouw происходило нечто, объяснению не поддающееся. Менялась музыка: Ля-мажорный струнный квартет Дмитрия Шостаковича, Концерт амазонки польского авангарда Гражины Бацевич, композиция «Трактус» голландца Тео Вербея (мировая премьера), «Пассакалия кончертанте» венгерского композитора Шандора Вереса — и всякий раз звучание гобоя менялось до неузнаваемости.

Мгновение назад — ломаные интонации и резкие ритмы, дерзкие отсветы тембров, и вдруг тягучая до непереносимости кантилена, затем рассказ о чём-то сокровенном — и уже сквозящим шёпотом шелестит, извивается — то ли мелодия, то ли наговором колдовская тайна.

Камерный оркестр «Амстердам Симфониетта» (нечто вроде ансамбля «Виртуозы Москвы») существует в Голландии с 1998 года. Оркестр талантливых солистов предвосхищал, окрашивал, парировал фразы духового инструмента.

А гобой Алексея Огринчука чётко следовал ритмам и не нарушал конвенции ансамблевой игры, но существовал отдельно от жизни. Так играть — несовместимо со здравым смыслом. Так не бывает. Это мистика. Чертовщина какая-то.

Только невозмутимые голландские журналисты могут объяснять подобные моменты, не теряя рассудительности: «Духовой инструмент у Алексея Огринчука звучит так, как и должен звучать гобой. Звук объёмный и густой, удивительной чистоты и протяжности. Но такой звук очень редко можно услышать у других исполнителей» (De Telegraaf, Нидерланды).

— Алексей, упоминая вас, всегда отмечают «уникальный звук Огринчука» и никогда не забывают добавить незатейливое «гобоист мирового класса». Или даже так: «первый гобой мира». Это уже как обязательное условие. Вам сейчас тридцать, а громкие приставки сопровождают ваше имя уже лет десять. Не возникает ощущения, что можно выдохнуть, расслабиться, уйти в долгий творческий отпуск?
— Вы меня в тупик этим вопросом поставили. Я впервые задумался над тем, насколько я напряжён и напряжён ли вообще. Выдохнуть — для духовика, вообще-то, термин профессиональный, я слово иначе не воспринимаю.

Не хочу поддаваться юбилейной истерии и никому не советую. Моя игра на клавесине в 98-й симфонии Гайдна, конечно же, шутка, но так задумано автором: в финале он вспоминает о тех временах, когда композитор управлял оркестром из-за клавесина, и добавляет для дирижёра несколько фраз...

Что-то играется на вдохе, что-то на выдохе. Чередование и смена рабочих состояний. Гобой дисциплинирует. А концертная жизнь помогает внутренне организоваться, даже, я бы сказал, мобилизует.

Мне всё равно, какие эпитеты применяют журналисты, главное, чтобы факты не извращали. Хотя пока примеров не было, корректность соблюдается.

А то, что звук называют поющим, — я не возражаю. С детства мечтал петь, но голоса не было. Пожалуй, только петь мне и нравилось. А не получалось. Хотя КАК петь — я почему-то знал.

Это было убедительным доводом, чтобы много заниматься на таком невероятно сложном инструменте, как гобой. Кровавые занятия. Но мне очень рано стало казаться, что гобой подчинился, запел.

Звук начинался где-то глубоко внутри, хорошо, назовём так: в душе. А материализовывался с помощью гобоя. Мы пели вместе. Гобой и я. Вначале, возможно, только я это слышал. Потом заметили другие…

Об интервью мы договаривались почти месяц. У Алексея график не просто напряжённый, а очень напряжённый. Ощущение, что цель у молодого музыканта соблазнительная, но выматывающая — успеть всё и совместить несовместимое.

«Я стремлюсь к сбалансированности» — так формулирует Алексей. А это по факту означает жить в Амстердаме, дисциплинированно приходить на работу в оркестр, давать сольные концерты в лучших залах Европы, преподавать в Париже и Лондоне и ежегодно приезжать на лучшие музыкальные фестивали в Россию — приглашают его охотно.

Ощущение, что он никак не хочет смириться с тем, что находится за пределами России, и ему очень важно оставаться российским музыкантом. Есть в английском специальное выражение, в буквальном переводе означает «оставаться на карте». То есть или представлен на карте концертной России, или исчез.

Огринчук — участник такого количества ежегодных фестивалей («Белые ночи», Пасхальный фестиваль, «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Крещендо» и не только), что сразу понятно — не исчез. Напротив, впечатан в эту самую карту жирным шрифтом.

В кафе близ Muziekteater, практически столкнувшись спина в спину и мобильники к уху, мы всё ещё уточняли место встречи. А лицом к лицу развернулись — и стало понятно, что встретились.

Алексей худощав, подвижен, лёгок в движениях и скор на реакцию. Почему-то подумалось даже — похож на футболиста. Существование «здесь и теперь», он идеально соответствует духу времени. Нет утрированной многозначительности, попыток усложнять. Всё просто.

Ответы Алексея молниеносны, а где-то в уголках светлых глаз — лукавые искорки. То ли ироничен, то ли доброжелателен. Впрочем, одно не исключает другого.

— Честно говоря, ожидала увидеть немногословного, неохотно отвечающего на вопросы человека, подчёркивающего свою занятость. А вы кажетесь несерьёзным. Образ гобоиста, сломавшего традицию французского приоритета в игре на духовых инструментах, уверенно удерживающего пальму первенства в надёжных руках, сейчас кажется придуманным. Будто два разных человека, один — на сцене, другой — в жизни.
— Всегда повторяю, что мне повезло с родителями. Главная удача в моей жизни. В раннем детстве родители приобщили меня к тяжёлому труду, заставили смириться с тем, что музыка требует усилий.

Это я в качестве предисловия говорю. Обычно я коротко отвечаю: причина всех достижений и побед — многочасовые кровавые занятия. Не было мальчика, который дотронулся до волшебного гобоя — и гобой запел.

Нет, всё прозаичней. Не мгновения радости, а многочасовая муштра, и ежедневно, — не смел родителям перечить. Крепкая, знаете ли, база для успеха. Мне повезло, что учился в школе имени Гнесиных у замечательного педагога Пушечникова, до сих пор считаю его главным учителем, строг был невероятно!

Потом мне повезло, когда Владимир Теодорович Спиваков вытащил меня ещё ребёнком на большую сцену. С 13 до 16 лет у меня было по три концерта в неделю. А это даёт бесценный опыт концертной практики.

Очень рано начались выступления: Двойной концерт И.-С. Баха в таком сумасшедшем сопоставлении: «Виртуозы Москвы» вместе с юным вундеркиндом.

Планка высочайшая и уникальный тренинг — формирует навыки намертво. Нет, давайте так скажем: если способности есть, то поневоле отшлифовываются до блеска.

Потом вследствие новой цепочки непредсказуемостей: профессор Парижской консерватории Морис Бург приехал в Москву, а ныне покойный московский профессор Калашников, по сути, основатель российской флейтовой школы, настоял, чтобы я пришёл на встречу с маэстро, хотя это не было запланировано, — посчастливилось сыграть для французского мастера. А два года спустя Морис Бург — а это уж вообще никем не было запланировано — вспомнил обо мне и написал письмо моим родителям с просьбой дать разрешение попытать счастья и сдать экзамены в Парижскую консерваторию.

Он, мол, тоже отец семейства и понимает, как сложно отпустить ребёнка за границу, но в случае успеха намерен содействовать воспитанию их сына. В 1995 году, 17 лет от роду, я поступил в класс Мориса Бурга, и он, по сути, стал мне вторым отцом, без преувеличения.

Потом в 1998 году я выиграл CIEM в Женеве, главный гобойный конкурс в мире.

— А в 2002 году вам присудили высшую музыкальную награду Франции — Victoires de la Musique, причём сразу в двух номинациях: «Лучший иностранный артист года» и «Приз публики». Такого в истории не было, не будем забывать, что французские гобоисты — испокон веку эталон. В России — лучшие пианисты, во Франции — лучшие гобоисты. Так сложилось. А вам удалось «во французской стороне», на поле хозяина, сделать «свою игру».
— Да, и спасибо, что дополнили, перечислять собственные достижения — не самое большое удовольствие. Но знаете, почему я рассказывал об этом?

Ничего не приходит само по себе, это во-первых. Без кровавых занятий в нежные детские годы не обратил бы на меня внимания блистательный маэстро Владимир Спиваков. Да и легендарный Морис Бург бы не заинтересовался, я уверен.

Сопрано мечтает вернуться в Москву, но уже в своём привычном амплуа: «Продюсеры тут ни при чём, я сама хочу разнообразия. Мне доставляют удовольствие и работа в студии, и опера, и концерты с оркестром, и лидерабенды. И я счастлива, что могу смешать столько разного...»

А во-вторых, важно не только получить шанс. Важно быть готовым его взять. Быть в силах, в хорошей физической форме и не растеряться. Это как концертная практика в подростковом возрасте: или звёздная болезнь начнётся, а концерты закончатся, или приучишься к тяжёлому изматывающему графику и поймёшь, что это нормально.

«Нормально» — моё любимое слово. Не всякие там «это редкая удача», «потрясающе, как вам повезло», «фатальное стечение обстоятельств» и прочее. Даже говорят — «есть бесовское начало в твоём везении».

Нет, не хотелось бы так думать. Судьба — это случай плюс характер. Работа в основе, и много работы. Потому я и несерьёзным кажусь. Занятия, репетиции и концерты требуют сосредоточенности, усилий, нервного напряжения.

А каждую свободную минуту я безмятежен и даже беспечен. Смена состояний — как смена приёмов в игре на гобое. Я рад, что научился этому, иначе можно с ума сойти. Простоту люблю. Естественность. На вопрос «Вы считаете, что достигнуто многое?» я всегда отвечаю: «Всё идёт нормально».

— Вы участвуете и в устоявшихся, сложившихся, и в новых, только набирающих силу фестивалях, проводящихся в России. Названий много. Вы предпочитаете играть на родине?
— Погодите, но я постоянный участник и крупнейших европейских фестивалей в самых разных городах: Вербье (Швейцария), Grachten Festival (Нидерланды), Кольмар (Франция), Santa Cecilia (Италия).

Снова перечисляю — так уж жизнь сложилась. Конечно, в первую очередь — Локенхауз, Австрия, фестиваль Гидона Кремера. В этом году я еду на этот фестиваль в 11-й раз.

Там люди занимаются искусством, это творческая лаборатория, и я горжусь сотрудничеством. Да, очень важны выступления в России — фестивали Валерия Гергиева, с которым я долгое время работал, разъездной фестиваль «Крещендо» моего друга Дениса Мацуева.

Это фантастическая возможность играть в самых престижных залах России, ездить по стране и заново узнавать её, играть новую музыку, встречаться с уважаемыми мной коллегами и с российской аудиторией. Которая взыскательней, чем европейская, кстати.

А московская публика — уж точно испытание на прочность. Есть вещи, которые подпитывают, помогают сохранять форму. Для меня непременное условие выживания — концерты в России.

— Под началом Валерия Гергиева вы играли в симфоническом оркестре шесть лет. Мощная индивидуальность маэстро не подавляла вашу природу солиста?
— Это опять-таки счастливое стечение обстоятельств. Из-за Валерия Абисаловича я и в Голландии оказался.

Через год после женевской премии поступил в Роттердамский филармонический оркестр, которым руководил Гергиев, — и ни разу не пожалел.

Оркестр высокого уровня, прекрасная школа игры в ансамбле. Когда дирижирует Валерий Гергиев, индивидуальность только укрепляется. Ищешь баланс — да, вот этот самый, так часто упоминаемый мною баланс, второе любимое слово. Дирижёр ведёт оркестр и выстраивает произведение. Но играю-то я!

Поэтому каждый раз и очень быстро нужно понять, как вписать это «я» в целостную ткань музыки. Получается. У Валерия Гергиева есть феноменальное качество в двух-трёх предложениях чётко, ясно и ёмко объяснить концепцию музыкальной формы коллективу оркестра так, что не понять замысел просто невозможно.

Он вычленяет главное мгновенно, точно и коротко формулирует задачу. У него сумасшедшая энергетика — и происходит химический процесс, который даёт результат. Самое важное для меня качество — Гергиев практически всегда убедителен.

А в настоящем уже четыре года я солист симфонического оркестра Concergebouw, ведомого Марисом Янсонсом. В 2008 году проводился опрос независимых критиков, результаты опубликованы в The Times, в Gramophone, — наш оркестр был признан лучшим в мире. А это снова способствует развитию. Развитие — главное. И лучше не отрываться от реальности. Игра в оркестре помогает.

— Есть ли желание сделать фестиваль Алексея Огринчука? Фестиваль, где духовые инструменты будут широко представлены и возможны эксперименты — с жанрами, транскрипциями, сочетаниями инструментов?
— Очень, очень сложный вопрос. Вот верно сказано, каким должен быть фестиваль. Мне этого хочется — подготовить, сделать программу и приглашать людей, с которыми я на одной волне.

Но представляете, какая это титаническая работа? Сколько организационных усилий? Когда появится человек, способный стать моей правой рукой, я смогу об этом думать.

Пока такого человека нет, а ситуация у меня нестандартная. Ну вот Денис, например. Он очень талантлив, невероятно востребован, и заслуженно востребован, дай Бог, чтобы это продолжалось как можно дольше. К Мацуеву я прекрасно отношусь, с энтузиазмом поддерживаю его начинания, он мой одноклассник, друг и единомышленник, но…

Понимаете, при всей занятости он свободный художник и в оркестре не играет. Денису не нужно лавировать между расписанием концертов симфонического оркестра Concertgebouw, не нужно ежедневно в половине десятого утра приходить на репетицию — и непременно вовремя.

Потому что каждое утро разные группы инструментов настраиваются заново и лучшему в мире оркестру именно я — вместе с гобоем, разумеется, — должен давать ля.

Беседовала Светлана Храмова.

Амстердам




ОТПРАВИТЬ:       



 






«Люди стояли под дождем и слушали музыку»

В Татарстане завершился фестиваль пианиста Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге»

Выдающийся пианист современности так скромен, что не скажет о себе: «Я провёл грандиозный, незабываемый фестиваль, аналога которому нет в России». Впечатлениями поделились звёздные участники форума, который за четыре дня, с 12 по 15 июля, посетили более 40 000 зрителей.

24.07.2018 19:00, Лилия Ященко


30 лет Камерному оркестру Игоря Лермана

Игорь Лерман: «Власти города считали, что слово «камерный» пришло из уголовного мира»

Поводом для интервью стал предстоящий с 12 по 16 июля фестиваль «Летние вечера в Елабуге», где главными героями будут пианист Борис Березовский и Камерный оркестр Игоря Лермана, отмечающий в 2018 году 30-летие.

15.06.2018 20:00, Лилия Ященко


За флажки

Семидесятые годы были не только удивительно спокойным десятилетием в русской истории ХХ века — это было время убожества и скудости. Высоцкий выламывался из него, стоял поперек. Два «мерседеса» и жена-француженка так же возмутительны, как недельные запои, заграничные диски, готовность качать права и дать в морду.

08.02.2018 16:00, Сергей Кузнецов


Возвращение «Возвращения»

XXI фестиваль камерной музыки «Возвращение», Рахманиновский и Малый залы Московской консерватории, 9 – 15 января 2018 года

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», недавно прошедший уже в двадцать первый раз, без сомнений можно назвать одной из добрых московских музыкальных традиций. Цикл из четырёх концертов, раз за разом «возвращающийся» в столицу, несомненно, получил признание у слушателей — билеты раскупаются за несколько месяцев до начала фестиваля, залы на самих концертах переполнены.

28.01.2018 16:00, Артем Пудов


Унесённые ветром революции…

Концерт Бориса Березовского

В ушедшем 2017 году многие концерты были посвящены 100-летию Октябрьской революции. Не стал исключением и клавирабенд Бориса Березовского: пианист преподнёс публике программу поистине аристократическую.

05.01.2018 16:00, Лилия Ященко


Оркестр с молодёжным задором

Московский молодёжный камерный оркестр успешно выступил на фестивале во Франции

Париж перед Рождеством сказочно прекрасен! Именно таким, волшебным и сверкающим, его увидели юные оркестранты Московского молодёжного камерного оркестра, прекрасно выступившие на фестивале «Артистические семьи и династии» / Lignée d'Artistes, который вот уже пятый год подряд проходит в городке Таверни, что в 22 километрах от Парижа.

30.12.2017 16:00, Лилия Ященко


Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

26.11.2017 14:54


«Грезы любви»

Ноктюрн Ференца Листа, посвященный Каролине Витгенштейн

В феврале 1847 года Ференц Лист, знаменитый во всей Европе 36-летний пианист-виртуоз и композитор, давал концерты в Киеве. Одной из слушательниц на концерте в зале Киевского университета св. Владимира была Каролина Петровна Витгенштейн. 28-летняя женщина была женой князя Николая Сайн-Витгенштейна, однако брак этот был неудачным, и после рождения дочери Марии супруги уже несколько лет жили врозь.

08.11.2017 19:00, izbrannoe.com


И медные трубы

VII Международный фестиваль медного духового искусства Brass days приближается к своей кульминации – гала-концерту, который пройдет 4 ноября в Большом зале консерватории. В его преддверии нам удалось встретиться с основателем и художественным руководителем фестиваля Владиславом Лавриком и побеседовать о самореализации, новой музыке и о рыбной ловле.

03.11.2017 00:45, Светлана Остужева


Медь дороже золота?

В Туле проходит VII Международный музыкальный фестиваль медного духового искусства BRASS DAYS

«Вчера в Туле был такой классный концерт! Открыли фестиваль BRASS DAYS под руководством дирижёра и трубача Владислава Лаврика, а солировал пианист Борис Березовский», – услышали мы с дочерью, стоило лишь переступить порог родной музыкальной школы. Вот так-то! Пока мы доехали от Тулы до Москвы на машине со скоростью 120 км/ч, «сарафанное радио» уже известило в первопрестольной о том, что открытие фестиваля BRASS DAYS прошло на ура!

10.10.2017 15:00, Лилия Ященко






 

Новости

Бондарчук презентовал платформу для соинвестирования в кино
Первым проектом на BeProducer станет фильм «Притяжение-2».
Умер Стэн Ли
Сооснователь Marvel Comics Стэн Ли умер в возрасте 95 лет, передает портал TMZ со ссылкой на дочь покойного.
XXII ежегодный Фестиваль камерной музыки «Возвращение» проводит краудфандинговую кампанию
Концерты должны состояться в Московской консерватории 8, 10, 12 и 14 января.
Российский фильм «Ампир V» первым в мире выходит на криптобиржу, листинг подтвердила EXMO
Первым в мире кинопроектом, который прошел листинг на крупнейшей в Восточной Европе криптобирже EXMO, стал фильм Виктора Гинзбурга “Ампир V” (2019) по роману Виктора Пелевина. Об этом было официально объявлено сегодня, 8 ноября, на конференции по блокчейну и криптовалютам Blockchain Life 2018 в Санкт-Петербурге.
Умер создатель мультфильмов «Остров сокровищ» и «Приключения капитана Врунгеля» Давид Черкасский
В Киеве умер советский и украинский художник-мультипликатор, режиссер и сценарист Давид Черкасский. Об этом в фейсбуке сообщил его друг Александр Меламуд.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.