Подписаться на обновления
18 февраляВоскресенье

usd цб 56.3554

eur цб 70.6471

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Ксения Реутова   четверг, 29 сентября 2016 года, 17:28

Алексей Мизгирёв: «Вы даже не представляете, какой уровень подлости был среди дуэлей того времени»
Режиссер фильма «Дуэлянт» - о чести, фатализме, экранном Петербурге XIX века и самых необычных поединках, в которые вступали представители русского дворянства


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




«Дуэлянт» - пожалуй, самый неожиданный российский фильм не только этого года, но и как минимум последней пятилетки. Рекламная кампания пытается «продать» его зрителю как исторический блокбастер, хотя на самом деле это совершенно бескомпромиссное авторское кино: режиссер Алексей Мизгирёв, автор картин «Бубен, барабан», «Кремень» и «Конвой», продолжает рассказывать жесткие истории про истребление человека человеком.

- С чего все началось? Как родилась идея «Дуэлянта»?

- Идея родилась в тот момент, когда я ознакомился с текстом дуэльного кодекса. Все детали в нем описывались очень подробно. Это прежде всего инструкция – почти такая же, какая выдается вам при покупке стиральной машины. И там был пункт: «Возможна замена». А я, как, наверное, и большинство людей, о таком даже не подозревал. Не знал, что вместо вызванного может стреляться другой человек. Тут весь сюжет для меня и сложился. По сути, «Дуэлянт» - это история киллера в XIX веке. Только он не стреляет исподтишка, а сам стоит на линии огня. Ну и, поскольку все мы находимся в рамках русской гуманистической традиции, этот герой должен страдать.


- И должен мечтать о возвращении своей чести.

- Да. Параллельно в сценарии почти сразу возникла тема чести. Сложнейшая категория. У купцов, например, чести не было. Они могли быть какими угодно честными и порядочными, но честь при этом приписывалась исключительно дворянскому сословию. Это было мощное понятие, которое определяло жизнь человека той эпохи. Но нам хотелось уйти от штампов: настоящий дворянин, он галантно подает даме руку… Мы снимали фильм не про это. Артисты не играли костюмы, не играли осанку. Мы занимались вопросами личности человека и вопросами его борьбы за эту личность.

- Вас наверняка будут упрекать в том, что персонажи «Дуэлянта» далеко не всегда ведут себя благородно.

- А это опять же штамп – думать о том, что существовали какие-то благородные люди. Вы даже не представляете, какой уровень подлости был среди дуэлей того времени. Мы все читали о поединках Пушкина и Лермонтова. Но существовало огромное количество дуэлей, в которых люди благородного сословия поступали по отношению друг к другу мерзко. Когда сановник, например, вызывал нищего. Оба при этом дворяне. Так вот нищего забирали в КПЗ – тогда это называлось «на съезжую» – и держали там до утра. А утром его, невыспавшегося, выпускали туда, где уже были подкуплены секунданты, где один пистолет был заряжен, а другой – нет, и сановник убивал этого нищего дворянина. Поймите, это были живые люди. И «Дуэлянт» - история про живых людей, где первоисточником являются не литературные ассоциации и аллюзии, а ощущение живого человека в живом пространстве.

- Если говорить о кино, а не о литературе, то мне показалось, что вы сознательно и последовательно уничтожаете миф, созданный советским кинематографом. Во время просмотра «Дуэлянта» постоянно вспоминается «Звезда пленительного счастья» - вспоминается как антитеза, потому что вы фактически сняли ее антипод.

- Вы абсолютно правы, но только я не снимал антипод блестящей картине Владимира Мотыля. «Звезда пленительного счастья» была создана в глубоко махровые советские годы, когда на экранах торжествовали рабочие и колхозники с квадратными лицами и квадратными же идеями. Мотыль поставил себе задачу рассказать не о материалистическом мире большевиков и коммунистов, а о духовном, о чистом, обо всем том, что этими большевиками затаптывалось. Он искал в своих героях исключительные и благородные идеи, отодвигая все то живое, что в них было. Он решал задачи, которые ставило перед ним его время, и делал это замечательно. Конечно, огромное обаяние, которое есть в его картине, во многом сформировало представление людей о том времени. Но сейчас все по-другому. Нет необходимости бороться с той идеологией, в этом смысле у нас развязаны руки. Поэтому мы можем снимать кино о сложных личностях, о парадоксальных характерах. Но я бы не сталкивал эти фильмы. У меня не было цели кого-то обидеть или оскорбить.


- Нет ли у вас ощущения, что современное российское кино боится XIX века? Телевидение не боится: действие многих сериалов происходит в 1800-е годы. А в кино «Викинг», «Царь» и «1612» - а потом сразу «Матильда», «Адмирал», «Батальон» и «Сталинград».

- Нет у меня такого ощущения. Снимается все. Просто вы этих фильмов не видите. В большинстве своем они настолько ничтожны, что смотреть их неинтересно. Про сериалы я вообще ничего не могу прокомментировать: я их не делаю и не смотрю. Но у нас не было задачи рассказать о XIX веке, как и у авторов «Викинга», кстати, нет задачи рассказать о Крещении Руси. Фильм – это же научная работа и не диссертация. Это эмоциональное зрелище, которое понимается не головой и даже не сердцем. В идеале – где-то на уровне живота должно схватывать.

- В фильме показаны разные виды дуэлей: где-то герои стреляются лоб в лоб, где-то вообще играют в русскую рулетку. Кто определял вид дуэли?

- В кадре, понятное дело, я определял. А в жизни дуэлянты и их секунданты обо всем договаривались. Подписывался документ, который был составлен по пунктам, и дальше участники дуэли жестко следили за тем, чтобы эти пункты исполнялись. Все дуэли, описанные в фильме, - реальные. Они действительно отличались разнообразием, многое зависело от фантазии дуэлянтов. Были дуэли пистолетные и ножевые. А была дуэль, в которой однажды два человека сели в закрытой комнате, и им бросили туда ядовитую гадюку. Они не двигались: сидели и ждали, кого змея укусит первым.

- Разве ж это поединок? Тут и от человека ничего не зависит - чистый фатализм.

- Совершенно верно. Но люди считали это дуэлью. Фатализм и есть справедливость, ну или в данном случае это вещи очень близкие. «Пусть случай докажет, что я прав. Я же знаю, что я прав». Это были интересные времена, интересное мышление.


- Все ли дуэлянты верили в бога? Пожалуй, только человек с религиозным сознанием может решить, что случайный укус змеи докажет его правоту.

- Одни были религиозными людьми, другие – богоборцами. Они задавались теми же вопросами, что и мы сейчас. «Нет правды на земле / Но правды нет и выше» - о чем это, как вы думаете? Да все о том же. Просто речевые формы были немного другими.

- Как создавался экранный Петербург? Он в «Дуэлянте» немного сказочный.

- Я для себя сформулировал, что мы воссоздаем город той эпохи таким, каким он мог бы быть, если бы строителям дали двойной бюджет. Мы не хотели делать фэнтези. То есть мы рассуждали о стимпанке и других подобных вещах, но я понимал, что артистам нужно существовать в психологически достоверных реалиях. Их нельзя было погружать в полностью придуманное пространство. Поэтому мы просто кое-что поменяли. Взяли, например, знаменитых атлантов Нового Эрмитажа и добавили еще таких же атлантов сверху. А вот весь предметный мир – абсолютно достоверный. Все пистолеты, которые появляются в фильме, - это реальное оружие из XIX века. Пиротехники превратили его в холостое, чтобы артисты не поубивали друг друга.

- Почему вы решили сохранить немецкий язык, а не переозвучивать немецких актеров?

- Потому что даже сейчас, когда идешь по Петербургу, постоянно слышишь иностранную речь. Нам хотелось сохранить это ощущение достоверности. Петербург в то время был одним из главных городов Европы, плавильным котлом, в котором смешивались культуры. Жаль, что игравшие у нас Франциска Петри и Мартин Вуттке не так хорошо известны в России. Вуттке в Германии – очень большая звезда.

- Он звезда в первую очередь театральная. Редко снимается в кино – даже немецким кинорежиссерам трудно привлечь его внимание. Он сыграл Гитлера в «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино, но это было исключение ради Тарантино. Как вам удалось его убедить?

- Самое удивительное, что мне не пришлось никого убеждать. Мартин приехал, мы поговорили… И все. Он понял, что здесь будет что-то стоящее. Иностранные актеры не так зациклены на деньгах. У них существуют свои гонорарные ставки, которые они в любом месте получают. Поэтому они не делают выбор между деньгами и деньгами. Они делают выбор между тем, что им интересно и не интересно.

- Будете ли вы читать рецензии на «Дуэлянта»? Читаете ли вы вообще рецензии на свои картины?

- Читаю. В большинстве случае ошибка критиков заключается в том, что они думают, будто пишут о ком-то, хотя на самом деле пишут о себе. Знаете, самые интересные вопросы о фильме мне задавали не журналисты, а зрители. Но это было не с этой картиной и не в России. Это было в Швейцарии, в Локарно, где я представлял «Бубен, барабан». Люди съехались туда на машинах, стоимость которых превышала бюджет моего фильма. Но они задавали настолько удивительные и глубокие вопросы о нашей истории, о нашей жизни, что я находился в восхищении… Почему-то нам часто кажется, что мы сирые, убогие, никому не нужные, никому не интересные. Это не так. Если это правильно сделанная вещь, то все всё понимают.

Беседовала Ксения Реутова




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Говорите, вас слушают!

20 фильмов, построенных на гениальных диалогах

Искусство построения диалога – одно из самых непростых умений, которым необходимо овладеть сценаристу. Из-за недостатка информации события фильма могут остаться непонятыми, а избыток информации в диалоге лишает зрителя всякого интереса. На самом деле кинематограф богат картинами, в которых основной упор сделан на речевых актах героев. Мы предлагаем список 20 фильмов, которые фильммейкеры построили почти исключительно на диалогах персонажей. О визуальной составляющей и актёрском мастерстве тоже не забыли.

06.02.2018 16:00, Cameralabs


Операция в открытом космосе

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики. От артхаусного «Осла» до документального «Ван Гог. С любовью, Винсент».

04.02.2018 16:00, Александр Чанцев


«Два капитана 2» Сергея Дебижева

Курёхин, Гребенщиков и документальная хроника первой половины XX века

Фильм-коллаж с прекрасной музыкой представителей питерского андерграунда. В главных ролях «два капитана» перестроечного периода Сергей Курехин и Борис Гребенщиков. Его величество фарс царит в этом абсурдистском безумии. История первой половины XX века вывернута наизнанку, где Третий рейх радостно отмечает сбор урожая и ловит рыбу с помощью торпед, а Ленин с Троцким задорно хихикают над горкой белой пудры, подозрительно напоминающей кокаин.

30.01.2018 19:00, Мария Молчанова, diletant.media


Контрастная Англия времен Черчилля

Питер Дойл о работе над цветом в «Темных временах»

Как при помощи цветокоррекции акцентировали контрастность Лондона 40-х годов, можно ли сохранить операторский почерк, работая с цифровыми камерами и можно ли описать стиль фильма одним словом.

21.01.2018 19:00, tvkinoradio


Не сакурой единой

17 красивейших фильмов из Восточной Азии

Мы любим кино по разным причинам. Убедительная игра актёров, захватывающий сюжет, мастерство оператора и композитора – лишь немногие из факторов, способных сделать фильм запоминающимся и любимым. Это киноленты, похожие на ожившую живопись с безупречными композициями. Они – настоящая отрада глаз для киноэстетов.

16.01.2018 13:00, Cameralabs


Для киногурманов

20 независимых американских фильмов из самого сердца 90-х

Часто авторитетные критики и киноманы, составляя списки лучших кинокартин, отдают предпочтение независимым фильмам, а не блокбастерам с дорогими спецэффектами. Всё дело в том, что режиссёры создают такие картины с целью художественной реализации, без финансовых ожиданий, чего нельзя сказать о коммерческих проектах крупных киностудий. Бизнес сковывает творчество. Иначе говоря, как правило, независимое кино создают художники, а не машины. В них уникальный стиль и голос автора.

03.01.2018 19:00, Cameralabs


Надя и Лукашин

Трудное счастье «болвана» и «безалаберной»

История любви, которая победила негативный сценарий героев. А ведь многие не видят в этом фильме любовь. Видят карикатуру на пьянство, карикатуру на советский строй, но только не то, как искренность и подлинность побеждает манипуляцию. Ведь Женя Лукашин в начале фильма и Женя Лукашин в конце фильма — это два разных человека.

03.01.2018 09:00, Алеся Лонская для «Матроны.ру»


Ирония судьбы, или С легким паром!

Интересные факты о легендарном фильме

Традиционно 31 декабря, накрывая праздничный стол или собираясь в гости, мы смотрим всем знакомый, без преувеличения скажем – наизусть, самый новогодний фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!». Сегодня исполняется 40 лет с премьеры знаменитой комедии Эльдара Рязанова.

31.12.2017 14:00, Виталий Дубогрей


Волшебство на пленке

Квентин Тарантино: секреты гениального мастера

Квентин Тарантино: постмодернизм, фрагментарная драматургия, ультранасилие, «взгляд трупа», пропаганда плёнки и фут-фетиш.

26.12.2017 19:00, Павел Орлов


Фантастические миры Гильермо дель Торо

10 фильмов с ошеломляющими визуальными эффектами

С момента выпуска дебютного фильма «Хронос» (1993) и до «Формы воды» (2017) дель Торо неустанно демонстрирует нам свой стиль, ошеломляющий визуальными эффектами и балансирующий между фантастикой и гротеском. Стивен Спилберг, Джеймс Кэмерон, Питер Джексон и многие другие называют дель Торо одним из самых талантливых кинематографистов своего поколения.

23.12.2017 19:00, Cameralabs






 

Новости

В "Яндекс.Музыке" в День сурка назвали самые популярные песни на повторе
Сервис "Яндекс.Музыка" в честь Дня сурка выяснил, какие песни пользователи чаще всего слушают на повторе.
Полиция пришла в московский кинотеатр «Пионер» после показа «Смерти Сталина»
В кинотеатр «Пионер» в Москве пришли полицейские, сообщила в твиттере журналистка AFP Ола Циховлас.
Первая персональная выставка Светланы Манелис
В петербургской галерее «Мастер» подходит к концу первая выставка Светланы Манелис, которая открылась в конце прошлого года. Последний день работы выставки – 25 января.
Всемирная кампания #1Lib1Ref
Мероприятие #1Lib1Ref («Один библиотекарь — одна ссылка») уже несколько лет подряд традиционно проводится в январе по всему миру при поддержке отделений Wikimedia и в нём участвуют сотни библиотекарей. В 2018 году #1Lib1Ref проходит с 15 января по 3 февраля. Впервые в этом году оно проводится и в России, где его организацией занимается «Викимедиа РУ».
Владельцы кинотеатров обвинили Минкульт в «грубом вмешательстве» в их работу
Ассоциация владельцев кинотеатров после переноса премьеры фильма «Приключения Паддингтона-2» заявила о «грубом вмешательстве» Минкульта в их хозяйственную деятельность.

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.