Подписаться на обновления
20 мартаСреда

usd цб 64.3167

eur цб 72.9995

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  среда, 12 мая 2010 года, 17:00

Алексей Айги: «Я не умею писать в стол»
Композитор-минималист рассказывает, как стал писать музыку для кино


Алексей Айги // PhotoXPress.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Как музыка взаимодействует с пространством? Как архаика оборачивается авангардом? Как композитору живётся во Франции? Почему у минималиста мало друзей?

Алексей Айги — музыкант многогранный. Скрипач-виртуоз, руководитель собственного ансамбля, успешный кинокомпозитор, обладатель множества профессиональных наград.

Музыку, которую он сочиняет, принято называть минималистской, а его самого сравнивать с корифеями этого направления — с Филипом Глассом (сопоставление автору льстит) или Майклом Найманом (такого сближения он не принимает).

Умереть, не договорив. Антон Батагов о Пелевине и Иисусе, пьющем пиво, телезаставках и литературных декларациях перед выступлениями, выяснениях отношений со смертью и о гробе с музыкой.

«Минимализм разрушает стереотипы восприятия. Отменяет основополагающие для академической традиции принципы: тезис — антитезис — синтез, привычную событийность музыкальной драматургии, пафосность», — говорил музыкант в одном из ранних интервью.

Минимализм Алексея Айги не отвергает случайности — своеволия импровизации, вбирает в себя заводной рок-н-рольный драйв.

«Мне неинтересны ни чистые академические жанры, ни поп-музыка сама по себе. Привлекает нечто третье», — признавался Айги.

Название его группы «4:33» не случайно отсылает к программному сочинению Джона Кейджа: пианист садится перед инструментом и, в соответствие с замыслом автора, четыре минуты и 33 секунды не прикасается к клавишам.

«Это не картина, а рама. В ней может поместиться многое — всё, что за эти минуты случается в зале», — так Алексей комментирует идею музыкального перформанса Кейджа. Демонстрация чистого недеяния превращается в акт тотальной импровизации.

«Алексей Айги начинал со спонтанной композиции — импровизации во вполне академическом духе», — писал музыкальный критик Дмитрий Ухов. — От импровизации через киномузыку он пришёл к композиции (в традиционном понимании этого слова)».

Впервые скрипка Алексея прозвучала за кадром в 1992-м, в документальной ленте «Зимние кутежи», посвящённой его отцу, поэту-авангардисту Геннадию Айги.

Но подлинным дебютом в кинематографе сам музыкант считает саундтек к фильму «Страна глухих» (1998). За шесть лет, что разделяют эти картины, Алексей Айги успел сделать многое: собрать собственный коллектив, сформировать его репертуар. Сочинить оригинальную музыку к нескольким шедеврам немого кинематографа. Исполнялась вживую, под экран.

Так вышло, что работе с современниками — Валерием Тодоровскими, Владимиром Хотиненко, Михаилом Калатозишвили — предшествовало сотворчество с классиками: Фрицем Лангом, Эрнстом Любичем, Борисом Барнетом.

Айги принимал участие в сборных проектах 90-х: в джазовом «Оркестре московских композиторов», в «Русско-германском композиторском квартете», где играли Иван Соколов, Манфред Нихауз и Дитмар Боннен.

В нулевые совмещал концертную деятельность в составе собственного ансамбля с работой в кино. Продолжал сотрудничество с европейскими исполнителями.

Вместе с пианистом Дитмаром Бонненом играл композиции Джимми Хендрикса, Фрэнка Заппы и Курта Вайля, выступал с мультиинструменталистом Пьером Бастьеном и его «механическим оркестром», записал диск с темнокожей джазовой дивой Миной Агосси.

В фильмографии Алексея Айги более двадцати картин, в дискографии — семнадцать альбомов. Сейчас музыкант живёт на два дома, делит время между Москвой и французской глубинкой.

— Твой прадедушка был деревенским жрецом, хранителем старой чувашской веры. Чувствуешь ли ты связь с архаическими корнями?
— Воздействие есть. Но какое конкретно — артикулировать сложно. Когда люди узнают, что в моей родословной был языческий жрец, многие говорят: «Ну, это же было понятно…» (Смеётся).

— Отец, Геннадий Айги, — поэт-новатор, знаток Маяковского и Малевича. Архаика переплавилась в авангард?
— Все поэты, в принципе, шаманы. То, что внук жреца стал поэтом — вполне логично.

— Было бы естественно, если бы ты пошёл по стопам отца, занялся литературой или изобразительным искусством. Почему предпочёл музыку?
— Музыку выбрал не я. Когда был совсем маленьким, мама отвела меня в музыкальную школу. Обнаружились способности. Сейчас уже не могу вспомнить, хотел ли я играть на скрипке. Вряд ли…

Впрочем, если бы мне это было не нужно, я бы бросил в какой-то момент. Поэзии научиться нельзя: нет врождённого чувства слова — ничего не получится.

А вот живописью я увлекался всерьёз. Года два рисовал, очень активно. Но потом тяга к живописи ушла. Когда способом самовыражения стала музыка, желание рисовать ушло на второй план.

— Совмещать не получается?
— Это вопрос времени. Лучше что-то одно делать хорошо, чем браться за всё сразу. Результат будет средним.

— Кем ты считаешь себя в большей степени — композитором, исполнителем или бэндлидером?
— Это разные ипостаси. Предпочитаю отшучиваться. Когда ругают мою музыку, отвечаю: я же не композитор, я — скрипач. Когда говорят, что я плохо играю на скрипке, парирую: я не скрипач, я — композитор.

— Прежде чем создать собственную группу, ты выступал как сольный исполнитель?
— Нет, я никогда не играл соло. Терпеть не могу, когда мучают одинокую скрипку. Я играл новую импровизационную музыку (стиль камерного музицирования на стыке академического авангарда и свободного джаза. — С.А.). В маленьких группах.

Сейчас, помимо «4:33», участвую в двух дуэтах, но соло не играю никогда. Для меня важно взаимодействие на сцене.

— Как менялся состав «4:33»?
— Из первого состава остались только два человека. Я и тромбонист Эркин Юсупов. Кто-то играет год, кто-то двенадцать. Средний стаж нашего музыканта — шесть лет.

Первый состав был довольно случайным: шёл поиск подходящих людей, шла притирка. Нет ничего удивительного в том, что из начального списка никого не осталось.

Ядро коллектива сложилось тогда, когда мы стали регулярно выступать, стали профессиональной группой.

— Какова логика подбора музыкантов? По какому принципу строилась звуковая палитра ансамбля?
— Музыканты подбирались исходя из их человеческих качеств. Звали поиграть всех, кто захочет. Тот, с кем было легко и удобно, оставался. Не получалось — уходил.

Возникали, впрочем, и профессиональные нестыковки. В ансамбле «4:33» звучат три группы инструментов: струнные — скрипка и виолончель, медные духовые — труба и тромбон, ритм-секция — ударные и бас-гитара. Всё — парами.

Ну, ещё фортепиано — важный инструмент, берущий на себя гармоническую функцию. Одно время была ещё пара деревянных духовых: кларнет и флейта.

Но кларнетист с флейтистом недолго у нас продержались. У нынешнего состава достаточно чёткая логика — это мини-оркестр. Симфонический коллектив в усечённом варианте.

— В последние годы ты стал записываться с другими музыкантами. Чем вызваны походы на сторону, не удовлетворяет собственный состав?
— О «походах на сторону» применительно к музыканту можно говорить только с большой натяжкой. Состав ансамбля «4:33» меня удовлетворяет вполне.

Но он не всегда годится для записи киномузыки, есть партитуры, которые невозможно сыграть силами малой группы. Приходится вызывать оркестр или расширять состав ансамбля за счёт приглашённых исполнителей.

Решение зависит от фильма, от задачи, которую ставит перед тобой режиссёр. Мне приходилось записывать диски с европейскими музыкантами: с Пьером Бастьеном, с Дитмаром Бонненом. Их проекты мне интересны, но я в них — гость. Играю чужую музыку.

— Как кинокомпозитор ты чаще всего сотрудничаешь с Валерием Тодоровским.
— С Тодоровским мы, увы, давно уже не работаем. Я написал музыку к трём его фильмам, а также к паре картин, которые он продюсировал.

И в самом деле, выходит, что ни с одним другим режиссёром я не работал так много. Но музыку к двум его последним картинам делал не я.

— Ты так и не нашёл «своего» режиссёра?
— Своего режиссёра… нет, наверное, не нашёл. И нужен ли «свой» режиссёр? Не может композитор замыкаться на одном-единственном человеке. Не должен загонять себя в узкую щель. Слишком жирно будет «своему» режиссёру.

Композитор плодовитее, чем постановщик. Такова специфика профессии. Он способен создать музыку к большему числу фильмов, чем режиссёр успевает снять за всю свою жизнь.

— Чаще всего тебя ангажируют режиссёры, снимающие мейнстрим с лёгким привкусом артхауса. Почему не работаешь с радикальным авторским кино?
— Вопрос не ко мне, а к артхаусным авторам. Жалко, что я не работаю с режиссёрами нового поколения. Но многие из молодых практически не используют музыку. Значит, им она не нужна.

— Знаю, что ты ненавидишь музыку, которую наскоро «сбацали на синтезаторе». Но молодые композиторы сетуют: делаем музыку для кино исключительно на компьютере. Не можем позволить себе задействовать даже малый состав, бюджет не позволяет…
— Я всю свою музыку пишу с живыми музыкантами. Тот, кто говорит: всё дело в деньгах, был бы побольше бюджет, я б размахнулся с оркестром, к сожалению, лукавит.

Многое зависит от того, как ты себя поставишь. Композитор должен стремиться к интересным музыкальным решениям. Скромный бюджет не оправдывает халтуры.

— Один из московских журналов составил пятёрку «самых интересных кинокомпозиторов». В неё вошли Щелыгин, Батагов, Карманов, Маноцков и… Айги. А сам бы ты мог подобрать такую пятёрку?
— Хм, боюсь кого-нибудь обидеть, но пятёрки хороших композиторов в нашем кино, похоже, не наберётся.

— К какому кругу музыкантов ты себя причисляешь?
— Ни к какому сообществу мы так и не прибились. Всегда были сами по себе, так вышло. Наверное, поэтому меня называют капуцином (Хармс).

Сочинение музыки для рекламных роликов отнимает сил больше, чем сочинение серьёзной музыки. Композитор-минималист Павел Карманов рассказывает о возможности гармонии в современном искусстве.

С теми, кто играет в сходном стиле, мы не общаемся. Да и сходство чаще всего обманчиво. Хотели позвать «себе подобных» на 15-летие коллектива. Не нашли никого.

Конечно, у нас есть друзья — музыканты, с которыми сотрудничали на разных проектах.

Ребята из ансамбля Покровского, группа Ne Te, бурятский ансамбль «Намгар». Представители других музыкальных направлений.

— Интересно ли работать с этническими музыкантами?
— Интересно, окунаешься в традиционную культуру. Этнические музыканты — её хранители и ретрансляторы. Ведут за собой, а ты подстраиваешься под них. Вплетаешь их музыку в собственную. Возникают неожиданные сочетания.

С «Намгар» мы познакомились во время работы над фильмом про сыщика Путилина, сюжет которого был связан с Монголией («Князь ветра». — С.А.). Вместе записали саундтрек. А с Ансамблем Покровского я сотрудничаю давно. Сейчас вот пишу для покровцев музыку на стихи отца. Жанр назвать затрудняюсь. Впервые обратился к его поэзии.

— Ты ценишь импровизацию…
— Мне нравится игра случайностей. Во время концертов мои музыканты много импровизируют. Я оставляю пространство для проявления их индивидуальности. Если бы я контролировал всё, было бы слишком скучно.

— Что бы ты выделил из собственных саундтреков?
— Говорю честно: люблю почти все свои работы в кино. Поэтому выбрать непросто. Есть, конечно, определённые вехи. Та же «Страна глухих» — успешный дебют.

Все картины, что мы сделали с Валерием Тодоровским, интересны по-своему. Веха — «Я думаю о вас», мой первый французский фильм.

Естественно, «Дикое поле» Михаила Калатозишвили. Не только потому, что за музыку к этой картине я получил множество профессиональных призов (практически все российские киноанаграды за 2008 год. — С.А.).

Выдающийся фильм. Горд, что над ним поработал.

— Может ли музыка, убедительная в фильме, утратить силу воздействия при выпуске на CD, в отрыве от диалога с «картинкой»?
— Естественно, есть киномузыка, органичная в кадре и неинтересная при отдельном прослушивании. Так что далеко не все саундтреки можно и нужно выпускать.

— В чём отличие производственного процесса в российском и во французском кино? Может быть, режиссёр, продюсер и композитор взаимодействуют там как-то иначе?
— Во Франции я написал музыку к четырём фильмам, не считая короткометражек. И никогда не сталкивался с тем типом продюсирования, который господствует в российском кинематографе. Какое бы слово подобрать… навязчивое и не всегда умное.

Наши продюсеры то и дело пытаются перекраивать музыку за композитора. Сами, при этом не понимая, чего конкретно хотят.

Во Франции продюсер и режиссёр оказывают композитору доверие. Я даже ни разу не видел музыкального редактора. Если что-то не нравится, я, конечно, перепишу. Но в абсурдные ситуации, когда несколько человек дают взаимоисключающие рекомендации, во Франции попадать не приходилось. Трудности возникают из-за чужого мне языка — сложней расстановка акцентов. Я понимаю всё, но боюсь упустить нюансы.

— Ты живёшь на два дома. Сложно ли было вписаться во французский контекст?
— Конечно, непросто. Когда приехал в Париж, я толком не говорил по-французски. Теперь у меня есть друзья, достаточно ограниченный круг. Так и в Москве их круг ограничен. Не могу сказать, что я до конца вписался в контекст французского кинематографа. Не так-то это легко. Особых усилий я к этому не прикладывал. То, что получилось, получилось само. Многое в моей в жизни решала случайность.

— Например?
— В кино я попал благодаря случайности. Валерий Тодоровский искал композитора для фильма «Страна глухих». У кого-то из его группы случайно оказалась кассета с моей музыкой. Дали Валере послушать. Режиссёру запись понравилось, он вызвал меня. А я даже не помышлял о работе в кино.

Во Франции случилась похожая история. Я играл в маленьком баре. Русская художница позвала свою французскую подругу-монтажёра. Сказала: ты должна это послушать. А та в свою очередь привела режиссёра Паскаля Боницера. С ним через какое-то время мы сделали фильм «Я думаю о вас» — мой дебют во французском кино.

Ещё про случайности. Когда я впервые оказался в Париже, много бродил по городу. Наугад. Наткнулся на лавку компакт-дисков. Познакомился с владельцем. Звали его Даниэль. Для своего магазина он подбирал «идеальный ассортимент», по собственному вкусу. Сказал ему, что я музыкант, что у меня есть альбомы. Даниэль захотел послушать. Кончилось тем, что он согласился диски мои продавать. Этот человек стал для меня настоящим другом. К сожалению, он умер от рака около года назад.

Однажды в магазин заглянула женщина, искавшая «что-нибудь русское». Она оказалась режиссёром неигрового кино Катрин Гаранже, снимала фильм про медведей. Даниэль предложил мой диск. Познакомились, стали сотрудничать: я написал музыку к двум её документальным фильмам.

— Удаётся ли поиграть с французскими музыкантами?
— Когда я перебрался в Париж, решил собрать новую группу. Проходя мимо какого-то бара, услышал джаз. Певица, басист и ударник, ну, может, ещё фортепиано.

Мне понравилось, как играет контрабасист. Певица прокричала в толпу: «Алексъель». Я подумал: «А парень, похоже, русский, тёзка мой, Алексей». Он оказался французом, просто имя с фамилией, слившись, обманули мой слух: Алекс (Александр) Иэле. Оставил ему свой телефон.

Мы встретились, Алекс подобрал музыкантов. Но первая же репетиция завершилась конфузом. После двух номеров барабанщик встал и ушёл, пробормотав: такую музыку я играть не буду. Остальные последовали за ним. А у меня через месяц назначено выступление в маленьком клубе…

С помощью общих знакомых я вышел на классических музыкантов из оркестра Radio France. Среди них был, наверное, лучший тромбонист Франции. Он сказал: «А что, мне интересно, давай поработаем вместе».

С ним я сыграл свой первый концерт во Франции. И позже случай сводил меня с интересными музыкантами. Как-то тот же Алекс, контрабасист, зашёл ко мне в гости с подругой. Мы говорили о возможных концертах в России. И вдруг девушка оживилась: «Я тоже в Россию хочу». Подругой Алекса оказалась Мина Агосси, певица, звезда современного французского джаза. Через какое-то время мы выступили в Москве, выпустили совместный альбом. Много было таких случайностей.

Сейчас я живу в деревне. В соседнем селении тоже живёт музыкант, Мишель Жантиль. Он разработал оригинальную технику игры на 12-струнной гитаре, написал об этом книгу, которая выходит в Америке.

Мы с ним договорились сыграть вдвоём. В деревне прошло три концерта. Был аншлаг, перед входом в зал вывесили объявление: все билеты проданы. Я впервые увидел такое. (Смеётся).

— Нет ли желания написать что-нибудь для большого состава?
— Я сочинял оркестровую музыку для кино, для «Гибели империи» Владимира Хотиненко. Исторический фильм требовал монументального саундтрека: число оркестрантов доходило до 80—90 человек. Писать для большого оркестра, конечно хочется. Но я не привык работать в стол, для меня очень важно, чтобы произведение было исполнено. Чтобы можно было показать его публике.

Вот, несколько лет назад пианист Алексей Гориболь заказал сочинение для фортепиано с оркестром. Достаточно сложное для исполнения. Внешние факторы напрямую влияют на то, какая у меня получается музыка.

— Балетную музыку писать не предлагали?
— Много лет назад у меня был опыт сотрудничества с компанией современного танца Саши Пепеляева. Спектакль «Рука. Секунда» шёл в живом сопровождении. Я постоянно находился на сцене: по замыслу хореографа, скрипач был наблюдателем, а иногда и участником действа. Мне и сейчас было бы это интересно поработать с подобным коллективом. Но не предлагают.

В России и в Европе для танцевальных постановок часто используют мои записи. Но заказов на оригинальное сочинение в данный момент нет.

— Какие заказы поступали в последнее время?
— Пишу музыку к фильму гаитянского режиссёра Рауля Пека «Тропический Молох», о последнем диктаторе этой островной страны. Мы второй раз работаем вместе. Есть предложение из Москвы — музыка для драматического спектакля.

— Известно, что музыка осуществляет себя во времени. А как она взаимодействует с пространством?
— Музыка захватывает территорию. Звук растекается в пространстве, заполняет его. Современные композиторы часто задают нестандартные рассадки исполнителей. К примеру, есть сочинения, написанные для двух оркестров. Специфическое членение пространства использовалось и в церковной музыке западного Средневековья: певчие находились на высоких хорах, орган располагался внизу, под ними.

Интересно слушать большие составы: в разных точках концертного зала их звучание не одинаково. Пространство влияет и на исполнение, и на восприятие сочинения. Если играешь в церкви — это одно, в подвале музыка прозвучит совсем по-другому. У нашего ансамбля был любопытный опыт: играли среди старинных руин.

Поблизости от Марселя, на маленьком островке проводится музыкальный фестиваль. В давние времена он был местом чумного карантина. Сцену сооружают на развалинах госпиталя святой Каролины. Публика ютится среди руин. Там мы испытали редкостный кайф от живого взаимодействия с публикой и с пространством.

Музыка изменяется под влиянием специфических качеств пространства, и, соответственно, меняется публика. Слушатель не просто статист, отклик аудитории — важная составляющая концерта.

Беседовал Сергей Анашкин (Журнал «Татлин»)




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Царь Борис

К юбилею пианиста Бориса Березовского

4 января пианисту Борису Березовскому исполняется 50 лет. Юбилей — повод написать портрет всемирно известного музыканта и сказать ему добрые слова от лица коллег, родных и поклонников. От имени последних я и пишу.

04.01.2019 17:01, Лилия Ященко


Дыхание дерева

Звуковые ландшафты саунд-арта

Историк звукового искусства Константин Дудаков-Кашуро рассматривает способы взаимодействия саунд-художников с миром природы: как они прислушиваются к взмахам крыльев бабочки, падающим снежинкам и пению разрезанных пополам древних валунов.

04.12.2018 13:00, Константин Дудаков-Кашуро, iskusstvo-info.ru


«Люди стояли под дождем и слушали музыку»

В Татарстане завершился фестиваль пианиста Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге»

Выдающийся пианист современности так скромен, что не скажет о себе: «Я провёл грандиозный, незабываемый фестиваль, аналога которому нет в России». Впечатлениями поделились звёздные участники форума, который за четыре дня, с 12 по 15 июля, посетили более 40 000 зрителей.

24.07.2018 19:00, Лилия Ященко


30 лет Камерному оркестру Игоря Лермана

Игорь Лерман: «Власти города считали, что слово «камерный» пришло из уголовного мира»

Поводом для интервью стал предстоящий с 12 по 16 июля фестиваль «Летние вечера в Елабуге», где главными героями будут пианист Борис Березовский и Камерный оркестр Игоря Лермана, отмечающий в 2018 году 30-летие.

15.06.2018 20:00, Лилия Ященко


За флажки

Семидесятые годы были не только удивительно спокойным десятилетием в русской истории ХХ века — это было время убожества и скудости. Высоцкий выламывался из него, стоял поперек. Два «мерседеса» и жена-француженка так же возмутительны, как недельные запои, заграничные диски, готовность качать права и дать в морду.

08.02.2018 16:00, Сергей Кузнецов


Возвращение «Возвращения»

XXI фестиваль камерной музыки «Возвращение», Рахманиновский и Малый залы Московской консерватории, 9 – 15 января 2018 года

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», недавно прошедший уже в двадцать первый раз, без сомнений можно назвать одной из добрых московских музыкальных традиций. Цикл из четырёх концертов, раз за разом «возвращающийся» в столицу, несомненно, получил признание у слушателей — билеты раскупаются за несколько месяцев до начала фестиваля, залы на самих концертах переполнены.

28.01.2018 16:00, Артем Пудов


Унесённые ветром революции…

Концерт Бориса Березовского

В ушедшем 2017 году многие концерты были посвящены 100-летию Октябрьской революции. Не стал исключением и клавирабенд Бориса Березовского: пианист преподнёс публике программу поистине аристократическую.

05.01.2018 16:00, Лилия Ященко


Оркестр с молодёжным задором

Московский молодёжный камерный оркестр успешно выступил на фестивале во Франции

Париж перед Рождеством сказочно прекрасен! Именно таким, волшебным и сверкающим, его увидели юные оркестранты Московского молодёжного камерного оркестра, прекрасно выступившие на фестивале «Артистические семьи и династии» / Lignée d'Artistes, который вот уже пятый год подряд проходит в городке Таверни, что в 22 километрах от Парижа.

30.12.2017 16:00, Лилия Ященко


Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

26.11.2017 14:54


«Грезы любви»

Ноктюрн Ференца Листа, посвященный Каролине Витгенштейн

В феврале 1847 года Ференц Лист, знаменитый во всей Европе 36-летний пианист-виртуоз и композитор, давал концерты в Киеве. Одной из слушательниц на концерте в зале Киевского университета св. Владимира была Каролина Петровна Витгенштейн. 28-летняя женщина была женой князя Николая Сайн-Витгенштейна, однако брак этот был неудачным, и после рождения дочери Марии супруги уже несколько лет жили врозь.

08.11.2017 19:00, izbrannoe.com






 

Новости

Пианист Борис Березовский построит «Артгородок»
21 марта в московском театре Et Cetera состоится театрально-музыкальный вечер, в котором примут участие пианист Борис Березовский, художественный руководитель театра Александр Калягин, телеведущий Александр Гордон, актёр и поэт Владислав Маленко, рок-музыкант Стас Намин, Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» и фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Вольница».
Умер Владимир Этуш
Народный артист СССР скончался на 97-м году жизни.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Нарьян-Маре
28 февраля 2019 года в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» в Ненецкой центральной библиотеке им. А. И. Пичкова в Нарьян-Маре директор НП «Викимедия РУ» Владимир Медейко провёл семинар, на котором рассказал о теоретических и практических вопросах, связанных с авторским правом, общественным достоянием, открытыми и свободными лицензиями, особенностях работы библиотек в цифровую эпоху, представил проект «Открытое наследие» и созданные в его рамках материалы и передал несколько экземпляров книг.
В 2019 году вручат две Нобелевские премии по литературе
В прошлом году награду не присуждали из-за скандала, связанного с домогательствами.

 

 

Мнения

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.