Подписаться на обновления
20 апреляСуббота

usd цб 63.9602

eur цб 71.9232

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Андрей Соколов   понедельник, 20 января 2014 года, 14:00

Алексей А. Шепелёв: «Единственное оправдание: если я этого не напишу, такого никто не напишет»


Фото: «Протамбов.ру»
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Алексей А. Шепелёв - прозаик, автор нескольких книг, лауреат и финалист ряда литпремий (в том числе лауреат премии «Нонконформизм-2013», номинант премии «Дебют»), презентовавший недавно третью книгу прозы и, одновременно, диск своей группы «Общество Зрелища», поделился с читателями мыслями о месте писателя «в рабочем строю», об актуальной и классической литературе, а также о своем автобиографичном творчестве.

— Как ты представлял себе писательский труд до того, как занялся им, и каким он оказался на самом деле?
— Я буквально недавно вспомнил, с чего всё началось. Года четыре, наверное, мне было и мне приснилась во сне книжка: свежеизданная, красивая, солидная, довольно увесистая и… с моим именем на обложке. В школе, как только научился писать, я купил толстую общую тетрадь, отмахнул первый лист и фломастером обозначил: «Произведения Алёши». Первое произведение было, как мне недавно остроумно заметили, «чистый Хармс» (в детстве я его не знал): «Кот на лавочке лежал, ёк возлЕ него дрожал». Тут показательно и деревенское «возлЕ», которое читается как «во зле», и ёк: скорее всего, имелся в виду йог, но, как известно, в просторечии в ходу татарское «ёк» в значении отсутствия чего-нибудь, «нет».

В последующие годы я исписал тетрадок тридцать таких. И «произведения» были уже в основном в прозе, но всё про котов. Главные герои – Мява и Мурзик, закадычные друзья-котята. Лет в 16 только появились первые тексты про людей. Кстати, первый, наверно, такой рассказ опубликован, кажется, в прошлом году в журнале «Дружба народов» с изменённым на тривиальное «Уроки русского» названием, с такого же свойства подзаголовком и небольшими сокращениями.

— Что ты мог бы рассказать о только что вышедшей своей книжке? Это же тоже 1993 год?
— На обложке - «Настоящая любовь», под ней - две повести: «Настоящая любовь/Грязная морковь» и «Russian Disneyland». И правда, как-то «в тренде» очутилось – нынче критики звонят о массовых писательских рефлексиях событий 30-летней давности (правда, мою книжку не называют). Действие происходит в тамбовской глубинке, в деревне, школьники самовольно захватывают школу (это вам не Белый дом какой-то!) и… Мало того, костяк обеих повестей (или романов, по определению автора послесловия Евгения Попова) и написан в 1993-94 и 1997 годах. Потом, конечно, что-то слегка переделано, в 2008-м, но по сути это можно было публиковать лет 15 назад.

— Как прошли эти 15 лет, можно к первому вопросу вернуться?
— Конечно, таких перипетий в писательской деятельности я не представлял в мечтательные 12-17 лет, да и в 19-21 отчасти тоже. Поначалу, понятное дело, казалось, что главное только написать гениальный текст, вдохновенный и, наверняка, мало на что похожий, и переправить его куда-то туда, в зазеркалье, где живут нормальные люди – вот они-то оценят, а там уж можно и писателем заделаться, судящим-рядящим обо всём «сверхА» - свысока.

Конечно, есть примеры и таких случаев. Но мне повезло в другом смысле: я понял, что работать нужно очень много и постоянно. Это тяжёлый труд, физический и психический. И это, простите за высоту штиля, особая жизненная позиция, специфический образ антропоморфного бытования. В нашем обществе он практически никем и ничем не предусмотрен. Отсюда перманентный конфликт с социумом (как бы «по умолчанию»), а также самые ординарные (но и самые болезненные) конфликты с близкими людьми, отчего почти каждый день приходится думать о физическом выживании. Талант даётся от Бога, при халатном отношении он просто уйдёт и всё.

Так, например, с 16 лет я начал писать стихи. И написал их немало, пройдя несколько этапов творческой эволюции. В Тамбове я показал молодёжи, что стихи могут быть не привычной квадратной схемой «розы/морозы», с возвышенно-слюнявым придыханием, и даже не то же самое с дурацкими реминисценциями из Библии и мифологии, но чем-то забойным, драйвовым, «чистым», предельно экзистенциальным и экспериментальным, не хуже рок-музыки. Конечно, и у Сергея Бирюкова мы многому научились (вот кому надо давать премию в номинации «Нонконформизм-судьба»!) - так сказать, авангардная прививка, но мы как-то, «Общество Зрелища», пошли дальше, докатившись, как написали в аналитической статье о нас, до пародирования самоё авангардизма. Но году в 2007-м я бросил писать стихи - «чтобы не повторяться». Интеллектуально, конечно, их можно сделать более изысканными, но по мне в поэзии суть не в интеллекте и культуре, а в порыве, может даже, в прозрении. В результате поэтическое видение покинуло меня. И сейчас я слабо представляю, как это взять и ни с того ни с сего написать стих.

— В чем ты видишь свою миссию как «непопсового литератора»? Что побуждает тебя не гнать тексты на потребу публике, а стараться создавать что-то особое, из разряда «не для всех»?
— У меня никогда не было в мыслях создавать что-то нарочито «не для всех». Это просто штамп восприятия. На нём, к сожалению, некоторые литераторы паразитируют.

Как правило, мне, можно сказать, произведение приходит в голову сразу целиком. Набоков об этом писал. Посему моя задача чисто прикладная – максимально точно перенести пришедшее на бумагу. При этом естественно, что это не фотография какая-то, а, так сказать, шитьё мельчайшем бисером, мозаика, причём «живая мозаика», живая система, подвижный калейдоскоп, такое кино… При большом напряжении сил подобный перенос удаётся процентов на 70-80. Поэтому «попсово» и «непопсово» тут категории не очень участвуют, не до них.

Но потом, в оставшиеся несколько процентов, всё же задумаешься и о читателе. И тут даже весы, как не парадоксально, склоняются в сторону «попсово». Раз уж взялся за гуж (коль не нужен читатель и на него и всех критиков плевать, зачем вообще тогда записываешь текст?!.), то нужно и читающему слегка потрафить. Литература, мне кажется, в первую очередь должна быть интересной, увлекательной. Хотя приёмы, конечно, разные, у некоторых – своеобычные. А то, что мне советуют, что, дескать, с первых прям строк должна быть завязка сюжетная, цепляющая любого читателя, какой-то нарочитый суперконфликт, я всё равно не могу соблюсти и не стараюсь. Мало ли, что «у всех так сейчас принято». Читателя до такой мягкотелости сим довели, что он только сделанную, просчитанную халтуру и может читать.

Многие идеи мы как бы поперепридумывали заново, не говоря уже об упомянутом вами некоем своём языке, легендарном уж теперь «диалекте «ОЗ». Я всё говорю «мы», а вообще творчество «ОЗ» и моё личное творчество, проза — разные вещи. Их объединяет, может быть, только то, что в моих романах и повестях описываются персонажи, которые являются деятелями «ОЗ», они, понятно, так говорят и действуют, но акцент здесь несколько другой, меньше условности, литературности, больше реализма, автобиографизма, лиризма, есть даже некое богоискательство.

Единственное, что я могу немного урезонить, это язык, так называемый «диалект «ОЗ», где можно, заменить общедоступным, сделать сноски, постараться мата поменьше… И так, говорят, едва не все мои проблемы как литератора - от стиля. Но тут тоже не прополка тупая, а надо найти тонкий баланс.

— В чем, на твой взгляд, состоит основная задача писателя? К чему он должен стремиться, а чего избегать?
— На мой взгляд, писатель должен быть влиятельным. Иначе игра не стоит свеч. Но влиятельность писателя - это не влиятельность (рейтинг, узнаваемость, популярность, богатство и т.п.) политика, телешоумена или гуру-йога. В наши времена это практически невозможно… но – нужно.

Литература, искусство вообще, позволяет делать то, что нельзя сделать, создать, выразить иными средствами. Это не информация (журналистика и компьютерщики), не идеи и идеология (философия и политика), не шоу и не производство, и тем более не деньги и всё связанное с их зарабатыванием. Это всё вместе (даже деньги тут неизбежно задействованы, но как бы «по модулю», вспомним Достоевского), модель жизни, модель мира, его осознание и освоение человеком, отражение в слове, подражание – пардон за ряд банальных определений - в творчестве нашему Творцу. Это как бы единственный взгляд человечества на себя со стороны. Вот такого непонятного рода влиятельность.

Но на самом деле обычный писатель-профи вне интервью не склонен к таким витийствованиям. Он просто делает текст, как создают табуретку какую-то, старается сделать её получше и покрепче, с заботой о читателе (сидетеле) или с презрением к нему, и в конце концов, всё же продать (если не получится – хоть отдать), чтобы на ней всё же сидели. Без табурета можно лишь стоять, что человеку накладно.

Я три года писал третий роман «Снюсть жрёт брют». Писал плотно, нигде не работал, по 8-9 часов в день (вернее, в ночь) давал стране угля. И я отлично понимаю, как звучит название, а когда его повторяли по телефону работники издательств и журналов, невольная усмешка проскакивала. (Хотя недавно одна довольно юная читательница, правда, профессиональный литератор, заметила: название просто гипнотизирует. Всё же, если люди могут, умеют читать, главное – прочитать!)

Мне тогда не удалось опубликовать роман, да я и не особенно с этим носился, понимая сложность, почти невозможность задачи, и дальше я ещё два года его переделывал. Сделал всё, что мог, для пресловутой «адекватности восприятия», «читабельности» и т.д. Теперь понимаю, что текст всё же стал лучше (появились даже варианты названия – «Снюсть, Анютинка и алкосвятые» или даже просто «Алкосвятые»), дальше совершенствовать (и «урезоневать»!) невозможно, нужно публиковать. Там нет никакой сиюминутности, но мне кажется, что книга нужна именно сейчас. И в тоже время я понимаю, что этот мой новый роман выйдет разве что на Марсе или на Венере - лет так через двадцать! По отзывам тех немногих, кто читал (это не только два-три моих друга - Валерий Попов, например, читал первых две части), книга сия всё равно мало на что похожа, никуда не вписывается. (Вписанность хоть куда – для нынешнего писателя уже полдела. Я ни в каких партиях и тусовках не участвую.) Всегда есть надежда на некое чудо. Но на уступки редакторам и издателям я не пойду, разве что в самых мелочах. Писать мне, как правило, нелегко (в том числе из-за бытовых условий), и я не так легко берусь за новый текст. Единственное оправдание, когда понимаю, что если я этого не напишу, такого никто не напишет.

— Можно ли прокормиться изданием книг или литература сейчас мало востребована?
— Есть десятка два писателей (и мы их всех знаем по именам), которые живут литературными заработками, и живут неплохо. Есть ещё несколько десятков, которые тоже что-то получают за свой труд. В остальном, с остальными, ситуация с каждым годом ухудшается. Читать, естественно, в компьтерную эпоху стали меньше, изменилось и само чтение (да кстати, и письмо и т.д.). В образовании - по сравнению с советской системой - полный «отлив». И наступают, как ни странно, именно на чтение, на литературу, а всего более на художественную (уж про так называемый статус писателя и говорить не приходится). Меняется её количество и качество, она всеми доступными государству и обществу способами выхолащивается. Нынешние тинэйджеры, мало того, что им «темы и идеи» классической литературы не близки, просто в буквальном смысле не понимают обычных русских слов. И не хотят понимать, а помочь им в этом некому, разве только современным писателям.

Но современные современным рознь: в ходу и почёте такие же «свои» - «сетевые», простые, пишущие на новоязе, какие-то полукомиксы; что-то серьёзное, синтез, даже сатира обычная, сильно развитая в Советском Союзе, крайне трудно воспринимается.

Сам я тоже мало читал в школе, да и в универе, честно говоря, тоже: было неинтересно, не до этого. Во-первых, мы, конечно, больше практикой (искусства) занимались, так сказать производством, а не потреблением. А во-вторых, вполне даже естественно, что «Война и мир», «Анна Каренина», «Обломов» и «Преступление и наказание» в 15-16 лет - это перебор. Да и от системы образования есть отторжение.

Но у меня вот не появилось отторжение от самой классики, от её ценностей и языка: я сейчас, допустим, её читаю и перечитываю. О'Фролов (однокурсник и соратник Шепелёва по «ОЗ». – А.В.) тоже давно перечёл все книжки, которые пылились у него дома. Если б мы так поступали во время учёбы, были бы отличниками. Наши же фамилии вывешивались на отчисление после каждой сессии! Никто нас не то что интеллектуалами не считал, а вообще… Но самое интересное, что мы сами не считали себя таковыми, исповедовали некую нигилистическую антикультурность, и по отношению к таковым вели себя весьма агрессивно. А теперь понимаем, что, как ни крути, мы, хоть и от сохи изначально, всё же интеллектуалы, а то даже и интеллигенты. По крайней мере, разделяем вышеописанную озабоченность, понимаем, что язык, и не в последнюю очередь язык русской литературы (действительно великой!), это почти единственное, что объединяет всех живущих на клочке разграфлённой бумаги с надписью «Россия».

Авторские права практически не соблюдаются, и сам подход к ним консервативный, во многом неправильный. Александр Архангельский дельные вещи предлагает, что продаваться должны не книги как «объект», не право на скачивание даже, а «право на чтение» во всех форматах. Электронным издательствам пора вырваться из связки с обычными, не повторять их ассортимент, но в то же время редактировать тексты (а не выкладывать «как есть», неряшливо оформленные), ну и платить авторские гонорары и роялти.

А тех, кто говорит, что для них писательство – хобби, я не приемлю. Это профанация. Для меня «хобби» - это всё остальное.

— Если бы ты начинал свой творческий путь сначала, каких бы ошибок ты мог избежать, а какими упущенными шансами воспользоваться?
— Я считаю, я всё сделал, как нужно. Те минимальные шансы, которые были, я и так использовал, можно сказать отработал. И отработал сверх нормы. Современному писателю, особливо непопсовому, трудиться вообще приходится как шахтёру. Кому-то может везти, у кого-то есть знакомые и т.д. А так писатель уж должен быть и жнец, и швец и на всём-всём-всём игрец. Сейчас мало только писать хорошие художественные тексты. Ничтожно мало. Нужно и хорошо говорить, выступать, и адекватно общаться и переписываться, и, как говорят, уметь навязывать себя, и в тоже время быть терпеливым и скромным, и профессию иметь, дающую средства на жизнь, и биографию замечательную, и учёную степень желательно, и писать всякую публицистику и прочую дребедень. Давать интервью интересные… Короче, нечто вроде циркового артиста, канатного плясуна, владеющего ещё и смежными жанрами.

Единственное, чего я не знал, сразу не понимал, что в литературных кругах, по сути, такая же инерция ко всему новому и необычному, как и везде в обществе. Кругом кричат и пишут, что нужно новое – новые герои, темы, решения, новый язык, – а это лишь слова. Когда приносишь тексты в издательство (а тем более в журнал), тебе отвечают: «Это слишком для нас круто». И эта фраза двусмысленная, если не трёх и более. Ведь сейчас в принципе печатается всё, что более-менее хорошо - «на уровне», «адекватно» - написано. То есть, если ты уже небезызвестный сочинитель, имеешь пяток книг (толстых, что, по-моему, не так уж маловажно, опубликованных в центральных издательствах), а тебе указывают на порог (в вежливой, эвфемистической форме), то на тебя, получается, как бы падает подозрение в профнепригодности, а на тех, кто тебя печатал до этого, что они тоже дилетанты, а ещё проще – твои друзья и родственники (пусть они и живут в разбросе до пары тысяч км и друг другу далеко не друзья).

Хотя, работников печатной индустрии тоже можно понять: их задача упаковать и продать. Только причём тут тогда новаторство, своеобразие и т.д.?

Ещё тогда не было Интернета, соцсетей и т.д. Многие бы проблемы можно было б решить в два счёта (в два клика!). И долго его вообще у меня не было, поэтому что-то, может, и упущено. К примеру, меня разыскивал какой-то режиссёр или сценарист, чтоб экранизировать первый роман «Echo». Когда я это увидел, прошло лет 6 уже.

Но сейчас я Интернетом недоволен, считаю, что он на 80-90 % только вред приносит. Меня нет в соцсетях, и это принципиально. На сайте нашей группы, на главной странице, написано: «No FB. No VK», нет твиттера, нет форума и т.д. Хотя уже фантазируют, что в году в 2030-м индивид, не имеющий аккаунта в соцсетях (или пару недель его не поддерживающий), будет автоматически признан душевнобольным. Что ж, не удивлюсь.

— Что бы ты посоветовал пишущей молодежи? Стоит ли бодаться с системой ради издания книги небольшим тиражом, или, может, ну ее, эту литературу, лучше идти в более оплачиваемые отрасли?
— Я уже расписал ситуацию довольно красочно: что Пушкину, или Гоголю с Достоевским (а особливо Толстому с Тургеневым) было в своё время куда проще. Но эти имена сияют, в какой иронический контекст их не поставь… Конечно, сейчас сияют, в школе портреты висят, а в жизни всё куда сложнее…

Я не могу давать советы «начинающим», тем более глупо давать советы универсальные. Всё у всех по-разному. Писатель пишет потому, что не может не писать. Расхожая фраза, но по сути верная.

Просто писать и быть читаемым, публиковаться – тоже, все знают, разные вещи. Писать в стол тяжело. Тут нужен характер, закалка. Но сейчас публиковаться легко (хотя во многом это самопубликаторство и субкультуры всякие – тот же стол), тут другой соблазн и вызов, можно обмануться и свой талант прозевать, можно обломаться круче, чем в эпоху тотальной цензуры.

Можно напечататься и массовым тиражом, и даже денег за это прилично получить, но это жанровая литература. Последняя – тоже нужная вещь, не надо только её превращать в ширпотреб. Единственное, что нужно молодому литератору (а иногда вдруг и немолодому!) – это всего лишь осознать, осознавать, что он делает. Допустим, «я копирую такого-то», «я пишу жанровую литературу», «я превращаю в ширпотреб» - отлично. Не надо путаться и других путать.

А что такое «бодаться» я не понимаю: кругом, посмотришь, одни «бодуны», при этом все преспокойно работают по обслуживанию системы, в результате вокруг полный бодун.

— Расскажи подробно о своем творческом объединении. В каком оно сейчас пребывает состоянии?
— «Общество Зрелища» существует с 1997 года. О нём многое описано в Интернете, например, подробно на нашем новом авторизованном сайте.

Этот год для «ОЗ» как рок-группы ознаменован выходом альбома на CD-носителе. Выпустил его независимый лейбл «Выргород», всем известный (тут выходили и выходят «Гражданская оборона», Янка, «Чёрный Лукич», «Коммунизм» и т.д.). Раньше мы распространялись на компакт-кассетах (сами переписывали), тексты в распечатках, а позже уже и в Сети. Мы бы и сейчас, конечно, выпустили на кассетах, но это уж совсем «не формат»…

Да и на дисках уже прошлый век – так, чтобы было… У самих у нас, людей 90-х, когда и появился бум-бокс, дисков было всего штук пять. Стоили они как-то дорого. Ну, и плюс мы всегда были настолько небогаты, что из еды покупали только хлеб, чай и курево, а остальное уходило «на вино». Хотя, какими бы мы ни были приверженцами спиртного, меломания тоже была насущнейшей потребностью организма: раз в две недели мы с О’Фроловым покупали по кассете в ларьке «у ковров»! (Культовый, можно сказать, ларец на тамбовском центральном рынке – вокруг там были разложены и развешены разнообразнейшие ковры на продажу, – именно тут был изрядный ассортимент зарубежной музыки).

На этом альбоме, «А бензин – низ неба» мы попытались достичь синтеза серьёза и пресловутого уже наверно нашего «дебилизма». На обложке написано «Apocaliptic debilizm». Такое описание жанра. Ну, или проще пишут «авангард» (или «поставангард», или даже «арьергард»). Упрощённо говоря, по музыке это эклектика, а по смыслу в основном пародия.

Но нам важно, чтобы слушалось нескучно, всякие нойзовые замуты-загрузы, когда всю композицию – минут на 20! – что-то фонит, скрипит и шерустит, мы не жалуем. Сие есть обычная халява и понты. Мы всё же за гуманистичное искусство, хотя уже и в самой крайней его степени и стадии – «радикального радикализма».

Помимо альбома там ещё в бонусах анти-аудиоспектакль по собственному произведению: «Анти-антисептин, День Моркови и другие приключения «святых от Алкоголизма Ундиния и Максимия». Такая дебилистическая антиутопия о том, как друзья-алкоголики попадают в антимир, а потом обратно. Но это слушать нужно.

Второй клип снимаем в Москве, презабавный. Диск продаётся, на него вышло несколько рецензий в уцелевшей музпрессе (rockcor.ru, sky24.ru). Презентация пластинки и новой книжки прошла в Анапе, книжки в «Библио-Глобусе», выступали в Липках, только что прошло выступление с аудиоспектаклем, песнями и плясками (занаменитые «барахтания») в Тамбове (в городе, где «ОЗ» и возникло). Как ни странно, публике нравится, ведь посыл-то всё же у нас к добру. Во всех текстах, описывая «ОЗ», говорят об методе «антикатарсиса»: «чтоб зрителю стало стыдно, за то, что мы представляем». Но это только один из наших методов. Нам бы, если б не бедность, инструменты и базу, мы бы такое сбацали!..

Пока главное, что О’Фролов, который заявлял, что не покинет пределы своей кухни, всё же их покинул. В основном мы на записях развиваемся, концертов, «явлений», у нас крайне мало.

Что ещё? Начат новый альбом с рабочим названием «Мява с Мурзиком – друзья», но покамест некогда им заниматься. Хотя хочется именно творчеством.

— За спектакль ваше объединение как раз получило премию «Нонконформизм-2013». Что за история? – не стали конформистами?
— Нет, я не думаю, что «получать премию за нонконформизм – это само по себе уже конформизм». Особенно в данном случае. Конечно, мы были удивлены выбором жюри… И не только мы… В этом году в «Независимой газете» впервые пропечатали имена лауреатов до церемонии награждения – и тут почти все финалисты выказали себя. Обычно они, в надежде, что именно они станут «лоурятами», вдаются на сцене в высокий пафос, что такое нонконформизм… А тут принялись голосить, что получать подобные награды и вообще как-то западло. Кто-то даже диплом финалиста (застекленный) саданул об пол. Чувствовалось, что многие были недовольны, в прессе событие практически не освещалось. Какое-то «ОЗ», видите ли, откуда-то вылезло. Из тамбовских чернозёмов.

Бедней людей, чем мы с ОФ, я мало видел. Разве токо бомжей на помойке. У него компьютер - для музыки, у меня ноутбук за 12 тыс. рупей – для текстов. Ещё у меня есть телевизор, купленный за 5 тыщ, а теперь его пытался продать за одну, но безуспешно. Больше собственности никакой; одежда, еда – слава Богу! Я сменил 17 квартир, ОФ в деревне сейчас живёт. Ну, получили мы по 15 тыс. руб.: О’Фролову я наушники купил профессиональные (каковые в тамбовской области не достать), а себе - вообще ничего… поскольку сейчас в Москве обретаюсь. А тут какие-то инсинуации прописывают, что «моднючий прозаик», псевдореволюционер , и что истаскался, дескать, А. Шепелёв по гламурным приёмам. Смешно, право дело.

По сравнению с большинством коллег по перу, бытие у меня совсем иное. Я, например, за границей никогда не был вообще. Предыдущее интервью на «Часкоре» называлось «Нашему поколению не повезло» - название автор дал, я от лица «поколения» не склонен глашатайствовать (к проповеди, к исповеди – понимая, что это «моветон», запрещённые приёмы в нынешней словесности - да, но это от своего лица!). Но главное тут потерялся контекст, что многим как раз из нашего поколения наоборот зело повезло – тем у кого «крутые родаки», друзья, связи, тем, кого придвинули к кормушке, и кто ничтоже сумняше расширил на неё всю всё рыльце.

И плюс это, наверное, единственная премия, которая нам более-менее подходит. Другой вряд ли удостоимся.

— О творческие планах задать вопрос?
— Как раз про житьё в столице хочу написать, е.б.ж. Книжку (нон-фикшн такой, серию очерков) «Записки московского дауншифтера». Главное, чтоб роман опять не получился.




ОТПРАВИТЬ:       



 





Грин без грима

Как угрюмый пьяница создавал романтические феерии

Александр Гриневский (1880–1932) — более известный как Александр Грин — вошел в историю русской литературы автором романтических сказок. Однако его биография была мрачной, как, впрочем, и ранняя проза.

15.04.2019 19:00, Ника Батхен, gorky.media


Влас Дорошевич «Интеллигенция»

Правда о невозможности понимания между сапожником и ученым

Сын сапожника, кончивший университет, — вот что такое русская интеллигенция. У сапожника Якова было три сына. Двое пошли по своей части и вышли в сапожники, а третий, Ванька, задался ученьем.

14.04.2019 19:00, izbrannoe.com


Необычные хобби русских писателей

И у гениев есть причуды

Многие именитые писатели не могли представить свою жизнь без любимого хобби. У кого-то оно было вполне безобидным, у кого-то — экстравагантным. Например, Лев Толстой в 67 лет научился кататься на велосипеде и страсть как полюбил это занятие. «Культура.РФ» рассказывает о других нескучных увлечениях русских классиков.

13.04.2019 19:00, Дарья Лёгкая, culture.ru


Евгений Евтушенко о своей национальности

«Учительница физкультуры на станции Зима посоветовала другим детям не дружить со мной, потому что я немец»

Во время войны, как множество других советских детей, я, конечно же, ненавидел немцев, однако моя не совсем благозвучная фамилия Гангнус порождала не только шутки, но и немало недобрых подозрений — не немец ли я сам.

03.04.2019 19:00, izbrannoe.com


Альбер Камю. Размышления о гильотине

Писатель и философ Альбер Камю сыграл значительную роль в отмене смертной казни во Франции и других странах Европы. 1957 году в журнале Nouvelle Revue Française он опубликовал свое знаменитое «Размышления о гильотине». В этом эссе автор рассматривает смертную казнь как абсолютное возмездие в мире, где абсолютная вина невозможна.

28.03.2019 19:00, smartpowerjournal.ru


Педагогика Чуковского

7 главных тезисов в воспитании детей

Автор «Мойдодыра», «Айболита», «Мухи—цокотухи» и еще не одного десятка детских сказок был весьма скромным, не считал себя сверх талантливым писателем. Он просто писал сказочные истории для своих детей (воспитанием которых активно занимался), для соседской ребятни и для всех встреченных в жизни малышей. Пожалуй, главным талантом самого Чуковского было отцовство: его уроки могут послужить примером для многих поколений родителей, желающих развить в ребенке одаренность и тягу к искусству.

12.03.2019 19:00, Анна Федулова, moiarussia.ru


Исаак Эммануилович Бабель: как не умертвить текст

5 правил работы с текстом

Неподражаемый новеллист Исаак Эммануилович Бабель в 20-х годах прошлого столетия сотрудничал с одесской газетой «Моряк». Редактированием материалов газеты в то время занимался Константин Георгиевич Паустовский. Он, как и все члены редакции, «жил в легком отблеске таланта» Исаака Эммануиловича и о многих удивительных моментах его творческой жизни написал в своих воспоминаниях. Автобиографическая повесть К.Г. Паустовского «Время больших ожиданий» богата детальными откровениями Бабеля о «каторжной» работе возделывания собственного текста.

11.03.2019 16:00, Алена Дроздова, jrnlst.ru


Мошенники вместо бизнесменов

Предприимчивость в русской классике

Русские писатели XIX века не любили предпринимателей, не интересовались ими и не хотели о них писать — а если уж писали, то получалось известно что: мошенник Чичиков и жулик Германн. В очередном выпуске рубрики «Всевидящее око русской литературы» Светлана Волошина рассказывает о незавидной судьбе предприимчивости в русской классике.

10.03.2019 19:00, Светлана Волошина, gorky.media


Как Жан-Поль Сартр принял мескалин и его многие годы преследовал гигантский краб

Галлюцинации Сартра и страх не отличить реальность от иллюзии

Иногда, столкнувшись с необычными идеями, люди реагируют фразой: «ты чем обкурился?» или «что ты принимал?». Такое часто предъявляют философам, отвергая их теории как бред. Но, честно говоря, мыслители иногда действительно принимают наркотики. Возьмём, к примеру, Жан-Поля Сартра, который освоил рацион основателя гонзо-журналистики Хантера С. Томпсона задолго до того, как тот отправился в Лас-Вегас на красном кабриолете, с чемоданчиком набитым кислотой, кокаином, мескалином и эфиром.

05.03.2019 19:00, cameralabs.org


Жена. Руководство по избавлению

Любовь и ненависть Чарльза Диккенса

Чарльз Диккенс собирался упрятать супругу в психиатрическую больницу. Реализовать этот план не удалось из-за заключения врача о полном здоровье Кэтрин. В конечном счете причиной расставания писателя с женой послужили отношения с актрисой Эллен Тернан. К каким еще способам прибегал Диккенс, чтобы разрушить свой брак?

04.03.2019 19:00, diletant.media






 

Новости

Эрмитаж запустил свою Академию — там можно бесплатно изучать искусство и историю
Государственный Эрмитаж запустил собственный образовательный онлайн-проект «Эрмитажная академия». Сейчас на сайте собрано более 100 бесплатных текстов и видео по истории и искусству.
Умер Георгий Данелия
В Москве в возрасте 88 лет умер кинорежиссер Георгий Данелия, сообщает «Новая газета» со ссылкой на его родных.
В культурном центре «ДОМ» пройдет фестиваль «Volkov ManiFEST»
В Москве с 16 по 18 апреля уже во второй раз пройдёт московский вариант фестиваля известного петербургского контрабасиста Владимира Волкова, многолетнего творческого партнёра Леонида Фёдорова, также занятого в массе джазовых, академических, театральных проектов.
Пианист Борис Березовский построит «Артгородок»
21 марта в московском театре Et Cetera состоится театрально-музыкальный вечер, в котором примут участие пианист Борис Березовский, художественный руководитель театра Александр Калягин, телеведущий Александр Гордон, актёр и поэт Владислав Маленко, рок-музыкант Стас Намин, Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» и фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Вольница».
Умер Владимир Этуш
Народный артист СССР скончался на 97-м году жизни.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.