Подписаться на обновления
26 июняСреда

usd цб 62.5229

eur цб 71.2323

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  понедельник, 29 августа 2011 года, 10:27

Александра Филоненко: «Главное в музыке Баха — вертикальность мышления»
Третий композиторский диалог о Бахе


Александра Филоненко // Фото: Jean Severin
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Бах стал Колумбом для своего времени, для всей истории музыкального развития. Мы слышим, исполняем, сталкиваемся с его музыкой каждый день: в программе концерта, трансляции по радио или же в качестве мелодии мобильного телефона.

В рамках нашего постоянного цикла, в котором современные композиторы рассказывают о своих предшественниках, речь о Бахе заходила уже дважды.

После «минималиста» Антона Батагова , беседой с которым мы открыли этот цикл, и «авангардиста» Ольги Раевой о главном композиторе всех времён и народов рассуждает Александра Филоненко, известный русский композитор, ныне живущий в Берлине.

— Правильно ли ощущение, что есть Бах, а есть все остальные <композиторы>? Вот как в русской поэзии есть Пушкин, который «наше всё», «солнце» и т.д., а есть все остальные...
— Я как-то уже упоминала в нашей беседе, Дима, что перенимала некоторые типы развития, гармонии, драматургии у композиторов, ставших для меня важными и значимыми. Исполняя и анализируя музыку Баха, я пыталась перенять его принцип тематического развёртывания, обращение к риторике.

Судьба композитора Александры Филоненко, родившейся в Донецке, учившейся в Москве, а ныне живущей в Берлине, достаточно показательна для современного актуального искусства. Рано почувствовав себя заложником собственного дара (в детстве её называли вундеркиндом), она целенаправленно двигалась к неосознанно понимаемой задаче — созданию собственного, неповторимого музыкального стиля.

Конечно, сравнивая кардинально полярные объекты, как с точки зрения эпохи, стиля, музыкальных средств и т.д., сразу трудно найти сходство или, скажем, общие принципы.

Я не случайно решила поговорить о Бахе... а не о Шостаковиче, который мне эстетически был бы более близок. И не о Малере, который является одним из любимых композиторов, и не о Стравинском, который также мне близок.

Думаю, именно Бах для меня — композитор-загадка, в равной степени, как и Моцарт, Бах — композитор-провокатор, стёрший грань между светским и духовным началом; через всё его творчество проходит такое важное понятие, как «вневременное».

Также я всегда поражалась его гению и возможности обгонять время, его колоссальным находкам и открытиям. Думаю, Бах стал Колумбом для своего времени, для всей истории музыкального развития.

Мы слышим, исполняем, сталкиваемся с его музыкой практически каждый день: в программе концерта, трансляции по радио или же в качестве мелодии мобильного телефона.

При всём том, что многие даже не догадываются, не знают, откуда эта музыка, но тем не менеe фактор приближеннoсти баховских структур к нашим временам сегодня есть данность.

— Значит, и к вам тоже? Чем же?
— Бах всегда был мне интересен с двух сторон: раньше как пианистке, а позже уже как композитору. При всей простоте (я имею в виду сейчас технический уровень, виртуозность) я считаю, что Баха неимоверно сложно играть.

Я поэтому никогда не понимала, как можно давать такие сложные (в духовном, звуковом, более высокий уровень мастерства) вещи в музыкальной школе?

То же самое, кстати, относится к Моцарту, Скарлатти, Гайдну и всей барочной музыке. Так, при всём чётко выверенном материале, порой сведённом до двух-трёx мотивов, Баху удаётся создать уникально сложную фактуру, с её микро- и макрокосмосом.

Думаю, именно эти факторы и являются баховским НЛО для меня — той самой попыткой постичь явное, которое остаётся при этом загадкой...

— А в чём заключается сложность исполнения?
— Во-первых, важно воссоздание целостности архитектоники произведения. При использовании более протяжных тем (мелодических линий) и строгого ритма совсем непросто воссоздать единство ткани и в то же время показать их, ткани и ритма, контраст. Тем более не нужно забывать о гармонических новшествах, которые Бах привнёс в клавирную музыку.

Проблема исполнительства, во-вторых, связана ещё и с тем, что в оригинале (а не в редакции Бузони, например) не стоят указания темпа, динамики и характера.

В этом, с одной стороны, заложена свобода исполнения, но вот в чём, с другой стороны, проблема: не нужно забывать, для каких инструментов создавались те или иные опусы.

Именно через аутентичное исполнение мы может сейчас <лишь> предполагать, как исполнялась музыка как Баха, так и композиторов барокко.

Если рассматривать чисто исполнительские проблемы, то нередко мне бросаются в глаза чрезмерная манерность исполнения музыки Баха или же, наоборот, настолько стерилизованная манера, из-за чего и возникает ощущение сухой, скучной музыки.

А это так ошибочно, ведь музыка Баха такая живая, смелая, дерзкая, наделённая тонким интеллектуальным нервом.

Именно в этом совмещении естественности исполнения и зрелости духовного опыта и заключается секрет исполнения его музыки.

Главное, что я для себя открыла в музыке Баха, — вертикальность его мышления, возникающая помимо гомофонности.

Его музыка равноправна как по вертикали (гармоническое начало), так и по линеарности (полифоническое начало).

Думаю, позже именно Брамс продолжит развивать это качество равенства вертикали/горизонтали. Притом что Бах работал очень плодотворно во всех жанрах, я всегда считала его универсальным композитором.

У него же удивительный талант оправданности выбора инструмента, для которого сочинение написано. Так, использование музыкальных украшений, часто использующихся в музыке того времени, каденций, перерастает порой в импровизацию.

Так вот я вернусь к украшениям: мордентам, форшлагам, трелям и т.д. Порой у меня складывается ощущение, что исполнитель не совсем понимает функцию этих элементов.

Конечно, в этих местах исполнитель мог показать своё совершенство владения инструментом, свои виртуозность и талант. Но! Ошибка нынешних исполнителей заключается в том, что даже в украшениях не нужно забывать об их вокальном начале.

Таким образом, демонстрируя своё мастерство, исполнитель упускает более высокий и важный уровень исполнения — музыкальный...

В этом и заключена главная проблема исполнения — необходимость высветить многоплановость музыкальной ткани при необходимости единства (гомогенности) звука.

Думаю, неслучайно здесь, в Германии, мне сказали, что немецкий язык выглядит как прямая линия; его «звукопись» не скачет. Немецкий не наделён той шкалой эмоциональных скачков, которые, например, есть в нашем языке (русском).

Думаю, есть чёткая генетическая взаимосвязь между немецким языком и немецкой музыкой.

— А я думал, что главная проблема — в невозможности адекватного исполнения баховских сочинений на современных инструментах. Алексей Любимов в книге «Одиннадцать взглядов на фортепианное искусство» Андрея Хитрука говорит: «Считаю, что перенесение Баха на рояль сопоставимо с перенесением его на синтезатор, джаз-квартет и т.п., — то есть я считаю это уже не интерпретацией, но транскрипцией, хотя в общем структура музыки и сохраняется. Выбор инструмента, по-моему, значит очень много. Из-за смены инструментария Бах в большинстве случаев воспринимается далеко не в его собственной семантике…»
— Ну, вот так прямо сравнивать «перенесение Баха на рояль сопоставимо с перенесением его на синтезатор, джаз-квартет и т.п.» — это, конечно, утрировано, но с самой точкой зрения Алексея Любимова я почти согласна.

Его замечание относится прежде всего к клавишной музыке. (Понятие клавишной музыки я отношу как к клавирной музыке, так и созданной для вирджинала, клавесина, спинета.)

Сочинения, написанные для клавесина, спинета и клавикорда, предполагали определённую персонифицированную манеру игры. Это было связано как с диапазоном самих инструментов (четыре октавы, а позднее пять), так и физиологически: сам размер руки в то время был гораздо меньше, чем у нынешнего пианиста. Это и обуславливало технические возможности исполнителей того времени. Поэтому меня поражают в нынешнем исполнительстве такие вещи, как педаль, сумасшедшие темпы, динамические диаграммы.

Естественно, на современном рояле всё звучит иначе…

— А как?
— Не хочу сказать «искусственно», но именно что по-другому, но я не утверждаю, что это плохо или не имеет права на исполнение. Нужно учитывать механику и природу тех инструментов, для которых эти сочинения писались.

Например, взять фактуру его сюит (английских, французских), ХТК и Итальянского концерта и сравнить технические новшества, виртуозность и развитие исполнительского мастерства.

Все эти опусы кардинально отличаются друг от друга. Если, например, в его инвенциях и сюитах проглядывается отпечаток клавесинной манеры игры, в ХТК уже начинается прогресс и новаторство клавикордной фактуры.

Так, от постепенно разворачивающихся тем и мелодий там происходит переход к более инструментальной манере: это скачки, гаммообразные движения, появление и доминантность аккордовой фактуры.

Таким образом, овладение и усовершенствование инструмента приводит к новой исполнительской манере игры. Особенным прорывом в исполнительском мастерстве нужно отметить его органные сочинения.

Я никогда не забуду моё первое впечатление от игры на клавесине, органе и клавикорде. Была поражена сложностью его механики и иным, противоположным привычному ударам пальцев рук.

Поэтому неудивительна дифференциация на исполнителей, специализирующихся только на старинной музыке (но играющих в том числе и на современных инструментах), и тех, кто играет только на аутентичных образцах.

Что же касается проблемы исполнительского мастерства у струнных и духовых, то могу лишь отметить, что звучание одних и тех же сочинений на старинных и современных инструментах просто несравнимо!

— А как вы относитесь к записям Глена Гульда?
— Гульд... Да, вокруг этой фигуры до сих пор парит ореол неповторимости и споров...

Гульд был в хорошем смысле сумасшедшей, харизматичной фигурой, поэтому и тип его исполнения (гульдовский) закрепился как в положительном, так в негативном смысле.

Мне всегда была близка гульдовская молоточковая манера игры на фортепиано, в ней присутствует некая отточенность, индивидуальное прослушивание каждого голоса, но, с другой стороны, его подпевание, хотя, конечно, и своеобразное (в детстве я тоже подпевала своей игре), мешает общему восприятию интерпретации.

Мне кажется, что он жил только этой музыкой, оттого его исполнение и было таким ярким, неподражаемым и по-своему аутентичным. Это была гульдовская аутентика, и, мне кажется, её невозможно дифференцировать или же хоть как-то систематизировать.

Посмотрите на документацию: сколько вариантов и возможностей он предлагал не только на протяжении всей своей жизни, но и на примере одного только сочинения, например его записи «Гольдбергских вариаций» или Итальянского концерта.

Я думаю, Гульд был странником и искал прежде всего свою аутентику, поэтому его исполнение невозможно определить одним эмоциональным состоянием. И этим он особенно близок музыке Баха; она эмоциональна при полной сдержанности и аскетизме, духовна и полна всплесками светской музыки.

Гульд стал или пытался стать симулякром дыхания музыки Баха.

— Разницу исполнительских манер я пытался поймать, сравнивая, как ХТК играют совершенно противоположные по духу интерпретаторы — Гульд и Рихтер. Как вы относитесь к рихтеровским записям Баха и как вы можете их охарактеризовать?
— Трудный вопрос... я долго думала... знаете, я, наверно, отвечу так: если Гульд (особенно ранний) — это Дон Кихот, то Рихтер ассоциируется у меня с образом пастыря, проводящего службу.

Антон Батагов, как известно, начинал пианистом и играл музыку Баха, а потом начал сочинять музыку и Баха играть забросил. Только недавно Батагов снова сел за рояль, и совершенно неслучайно, что концертировать он начал именно с Баха.

Интерпретация Гульда мне очень близка. Когда я слушаю Баха в исполнении Рихтера, то явно ощущаю, что это современное исполнение, понимаете? Сам удар, техника.

При всём том, что всё осмысленно и сама манера выдаёт чёткую логическую организацию, это сугубо современное исполнение.

У Гульда же присутствует некая чудаковатость, сумасшествие, если хотите, и это мне ближе. Хотя я очень ценю мастерство Рихтера. Когда я слушаю Рихтера, то вспоминаю времена, когда меня учили правильно играть (правильно технически, тренируя и подачу звука), может быть, поэтому я слышу в его игре некоторую «правильность» в смысле школы современного исполнительства (звука)?

У Гульда же звук и проживание исполняемой пьесы звучат вне времени, и это как космос...

Конечно, пианисты могут и захотят поспорить со мной, но это моё ощущение восприятия исполнения двух разных и равно значимых гениев.

— Вот как всё в той же книге Андрея Хитрука описывает особенности игры Рихтера пианист Лев Наумов: «Однажды он пришёл в класс Нейгауза с Английской сюитой Баха. Меня поразило, как он лепит музыку огромными пластами, как целую часть играет в одном «эмоциональном режиме», в одной звуковой плоскости. Там были, конечно, какие-то градации, но совсем иные, нежели те, которые мы видим в старых редакциях баховских сочинений (скажем, у Муджеллини). Контрасты возникали не внутри частей, а между ними, и это оказывалось выгодным для восприятия целого…» И ещё: «У Рихтера звук всегда более линеарен, более рассчитан по времени. Он стремится максимально освободиться от волнообразной динамики, столь свойственной романтической исполнительской школе», притом что, как уже я считаю, самые серьёзные достижения Рихтера связаны именно с исполнением романтиков. А чьи интерпретации опусов Баха кажутся вам самыми правильными и интересными?
— Исполнитель (я имею в виду не только пианистов, но любого рода интерпретаторов) пытается через свой взгляд, через (внутреннее) прослушивание исполняемого опуса донести изначальную идею композитора, концепцию, эмоциональное состояние произведения до слушателя, прожив вместе с ним этот путь, этот момент.

Именно через индивидуальное прочтение мы заново открываем данное произведение, его новые черты, нюансы, первозданность. Дело в том, что уже долгое время, а сейчас в особенности, я вижу много хороших (технически) исполнителей, но не музыкантов, понимаете?

Умение открыть мир, космос исполняемого произведения, а не «меня самого» — это большой дар и опыт. Нередко я слышу пьесы, исполняемые в совершенно шокирующих для меня темпах, откуда они берутся?! Или вдруг «включается» динамические изменение, вплоть до полного потопа в педали.

Работая с Бахом, каждый исполнитель вначале примеривается к уже определившимся «стандартам» исполнения, таким как звук, темп, динамический план, общая форма.

Только позже, после того как изучишь эти общепринятые подходы, можешь начинать метаморфозу — путь к первородности и собственному взгляду. Но на это требуются долгие годы.

Хочу привести пример из собственного опыта; при всём том, что я сконцентрировалась только на сочинительстве и очень редко играю, я заметила, что только к 25 годам у меня появился тот зрелый звук и «правильное» осмысление баховских произведений.

— Кого из интерпретаторов Баха вы для себя выделяете?
— Я для себя выделяю тех музыкантов, где сразу услышала ту самую «первозданность»; это, конечно же, Гульд, о котором я уже говорила, Владимир Горовиц, Марта Аргерих.

Именно эти пианисты мне интересны, и каждый раз, когда я их слушаю, получаю колоссальный фидбэк как от исполнения, так и от музыки.

Я думаю, что самые главные качества «правильной» трактовки — это энергетика и абсолютная убеждённость музыканта в собственной правоте, проявляемая как в звуке, так и в общем подходе к форме.

Есть исполнители, чьи исполнения мне интересны выборочно, например Андрей Гаврилов, Мюррей Перайя, Евгений Кисин...

А есть ряд исполнителей, что сконцентрировались на исполнении одного композитора или какой-то одной эпохи. Мне кажется, это совершенно верный подход, хотя, конечно, я не утверждаю, что так и должно быть, что это правило распространимо на всех.

Существуют ансамбли, академии, школы исполнительства, специализирующиеся только на одной определённой эпохе. И я думаю, это абсолютно правильная дифференциация.

— Как вы относитесь к органным сочинениям Баха? Чем они отличаются от прочих его инструментальных сочинений?
— Именно через его вокально-инструментальные («Страсти», «Кантата», «Месса») и органные сочинения я начала понимать ощущение времени, данность сиюминутности и зыбкость нашего существования.

В сочинениях для органа Бах реализовал все свои сверхидеи. Будучи глубоко верующим человеком, он претворил здесь свою глубокую веру. Созданные на основе протестантского хорала, они впитали немецкое полифоническое письмо своего времени и открытия предшественников (здесь нужно упомянуть о Дитрихе Букстехуде, Джироламо Фрескобальди, Йоханне Якобе Фробергере).

Тем не менее своим творчеством, находками и преобразованиями Бах вышел за рамки (как технически, так и концептуально) существовавших в его эпоху жанров.

Помню, как у меня в детстве появилась органная пластинка Баха, и я помню, как была поражена мощью и колоссальной энергетикой его произведений.

Считается, что, что бы ты для органа ни написал, всё будет звучать. Это правда: этот божественный инструмент вынесет всё. Но есть и другая опасность: неоправданность обращения к органу и лукавое прикрытие своих просчётов за счёт инструмента, и здесь орган бывает беспощаден.

Бах гениально владел органом (так сложилось: работа органистом оказалась для него непосредственной лабораторией усовершенствования органного опыта). Синтезируя опыт предшественников и расширения гармонического развития, он создавал новые типы сложнейшей полифонии, полифонических форм.

Именно начиная с баховских фуг, фуга как жанр достигла своего полного развёрнутого типа, став квинтэссенцией развития идей в целом спектре вокально-инструментальных жанров. Особенно ярко фуга используется в хорах, хоровых эпизодах, причём не только как определённый метод развития музыкального материала, но и как незаменимый драматургический элемент.

Если мы вспомним его хоры из «Страстей», из «Мессы»... Именно посредством фуги, канона, полифонических средств развития Бах, как стратег формы, чётко выстраивает новые блоки.

И конечно, Баху принадлежат главнейшие шедевры полифонического искусства — «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги».

В 1747 году Бах посетил двор прусского короля Фридриха II, где король предложил ему музыкальную тему и попросил тут же что-нибудь на неё сочинить. Бах был мастером импровизации и сразу исполнил трёхголосную фугу. Позже Иоганн Себастьян сочинил целый цикл вариаций на эту тему и послал его в подарок королю. Цикл состоял из ричеркаров, канонов и трио, основанных на продиктованной Фридрихом теме. Этот цикл был назван «Музыкальным приношением».

Другой крупный цикл, «Искусство фуги», не был завершён Бахом, несмотря на то что написан он был, скорее всего, задолго до его смерти.

При жизни он ни разу не издавался. Цикл состоит из 18 сложных фуг и канонов, основанных на одной простой теме. В этом цикле Бах использовал все инструменты и техники написания полифонических произведений.

После смерти Баха «Искусство фуги» было опубликовано его сыновьями вместе с хоральной прелюдией BWV 668, которую часто ошибочно называют последней работой Баха — в действительности она существует как минимум в двух версиях и представляет собой переработку более ранней прелюдии на ту же мелодию, BWV 641.

— Очень часто, говоря о Бахе, мы рассуждаем о рассудочности, рассчитанности его сочинений…
— Да, разум, рацио, помноженные на его дар, определяют тип высказывания, фактуру, синтаксический язык как именно что баховский…

Однако, помимо рационального начала, музыка Баха весьма (гипер)эмоциональна. Но эмоции его, совсем как потом у Брамса, контролируемые.

Вследствие этого возникает напряжение внутренней энергетики сочинения. Я не могу противопоставить инструментальным сочинениям его органные сочинения: всё, что создано Бахом во всех жанрах, — гениальная музыка о времени, но вне времени. Поэтому она для меня всегда нова, свежа и служит ответом на все возникающие у меня (в том числе и сугубо профессиональные, но не только) вопросы.

Неслучайно Андрей Тарковский обращался в своём творчестве к Баху. Думаю, его музыка и есть воплощённый Солярис.

— Что вам нравится в Бахе как в человеке?
— Меня всегда поражала и восхищала его личность. Помню, нам на уроках музыкальной литературы рассказывали: «Бах прошёл более 40 км пешком только для того, чтобы послушать Букстехуде (по словам первого биографа Баха Форкеля), что вызвало недовольство властей…»

«Начальство предъявило Баху обвинения в «странном хоральном сопровождении», смущавшем общину, и в неумении управлять хором; последнее обвинение, видимо, имело под собой веские основания...»

— Что же могло смутить баховское начальство?
— Элементарное неисполнение своих обязанностей, и тем более самовольную отлучку без предупреждения и оповещения начальства.

А по поводу «странного хорального сопровождения», смущавшего общину, могу предположить, что Бах, скорее всего, вводил всё новые типы гармонизация хорала, регистровку и саму обработку хорала...

— А как вам, специалисту по вокальным сочинениям, использование Бахом человеческого голоса?
— Ну, во-первых, Дима, я не считаю себя специалистом в области вокальной музыки. Я слишком поздно начала писать для голоса. Если, во-вторых, говорить о типе вокальных партий в опусах Баха, то, мне кажется, нужно подразделять их жанровую принадлежность и рассматривать в единстве с выбранным им текстом.

Будучи барочным композитором, Бах как в вокальной, так и в инструментальной музыке основывался на аффектах и риторических фигурах.

Относительно риторики мы можем чётко проследить в его кантатах, «Страстях» владение риторическими элементами и следование этому комплексу. Всё это самым непосредственным образом связано прежде всего с особенностями исполнительского искусства того времени.

Известно, что первостепенную роль в барочном исполнительстве играла передача смысла, и прежде всего «аффекта». В свою очередь, выражение в музыке аффекта напрямую зависело от речевой интонации.

Владение искусством риторики, которое в те времена было весьма распространённым явлением, создавало прекрасную возможность находить выразительные приёмы музыкального интонирования.

Музыкальная риторика XVII века характеризовалась активной разработкой музыкально-риторических фигур. Их насчитывалось около семидесяти. Фигуры входили в обширную сферу барочной эмблематики, в них находила воплощение концепция отражения большого в малом.

Главенствующее положение занимали фигуры слова, появление которых было мотивировано содержанием текста, точнее, наличием в нём определённых ключевых слов, репрезентирующих важное для

данного стиля явление, понятие или идею.

Музыкально-риторические фигуры такого рода подчёркивали слова текста, несущие важную смысловую нагрузку, репрезентировали тот или иной аффект или же имели изобразительный характер.

Согласно правилу, принятому ещё в XVII столетии, на основе риторических принципов аффекты необходимо было

передавать различными интонациями голоса.

Следовательно, именно от конкретного аффекта зависели различные динамические, темповые, артикуляционные и орнаментальные детали исполнения.

Основой выражения аффектов является динамика. К ним относятся достаточно резкие противопоставления forte и piano, ввиду отсутствия crescendo и diminuendo.

К тому же следует помнить, что в исполнительском искусстве барочной эпохи считалось ошибкой ограничиваться лишь теми динамическими оттенками, которые выписаны в нотном тексте.

Принцип так называемой ритмической динамики, когда медленному движению музыкального произведения чаще всего соответствует динамический нюанс piano и, напротив, быстрому — forte.

Эффект эха, применяемый при повторении музыкального материала с целью динамического дифференцирования и изображения контраста звукового пространства.

Помимо этого, в барочном вокальном искусстве существовали определённые правила сугубо технического характера, определяющие стилистику исполнения.

С вокально-исполнительской точки зрения мы должны рассматривать барочную динамику как соответствующую принципу так называемой

треугольной динамики, то есть основанную на плавном соединении forte и piano.

Именно к трактовке особенностей вокальной «треугольной динамики» относятся правила старых учителей пения о динамическом распределении голоса на протяжении всего звукового диапазона.

Беседовал Дмитрий Бавильский




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Ольга Раева: «И здесь Глинка первый!»

Берлинский композитор-авангардист о первом русском композиторе

Глинка жил, Глинка жив и, думаю, будет жить, ибо чувства добрые он лирой пробуждал и пробуждает до сих пор — двести лет, как говорится, вместе. 1 июня исполнилось 215 лет со дня рождения великого композитора.

01.06.2019 22:00, Дмитрий Бавильский


Фаррух Закиров: «Сцену надо заслужить»

Специальное интервью с артистом накануне его дня рождения

Верится с трудом, но в юности будущий руководитель ансамбля «Ялла» Фаррух Закиров на полном серьезе считал, что у него нет яркого голоса. 16 апреля Фарруху Каримовичу исполняется 73 года. Во время интервью в канун дня рождения мне удается спросить его: «Почему?». Ответ: «Я понимал, что от природы оперного певца из меня не выйдет».

15.04.2019 21:00, Данара Курманова


Царь Борис

К юбилею пианиста Бориса Березовского

4 января пианисту Борису Березовскому исполняется 50 лет. Юбилей — повод написать портрет всемирно известного музыканта и сказать ему добрые слова от лица коллег, родных и поклонников. От имени последних я и пишу.

04.01.2019 17:01, Лилия Ященко


Дыхание дерева

Звуковые ландшафты саунд-арта

Историк звукового искусства Константин Дудаков-Кашуро рассматривает способы взаимодействия саунд-художников с миром природы: как они прислушиваются к взмахам крыльев бабочки, падающим снежинкам и пению разрезанных пополам древних валунов.

04.12.2018 13:00, Константин Дудаков-Кашуро, iskusstvo-info.ru


«Люди стояли под дождем и слушали музыку»

В Татарстане завершился фестиваль пианиста Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге»

Выдающийся пианист современности так скромен, что не скажет о себе: «Я провёл грандиозный, незабываемый фестиваль, аналога которому нет в России». Впечатлениями поделились звёздные участники форума, который за четыре дня, с 12 по 15 июля, посетили более 40 000 зрителей.

24.07.2018 19:00, Лилия Ященко


30 лет Камерному оркестру Игоря Лермана

Игорь Лерман: «Власти города считали, что слово «камерный» пришло из уголовного мира»

Поводом для интервью стал предстоящий с 12 по 16 июля фестиваль «Летние вечера в Елабуге», где главными героями будут пианист Борис Березовский и Камерный оркестр Игоря Лермана, отмечающий в 2018 году 30-летие.

15.06.2018 20:00, Лилия Ященко


За флажки

Семидесятые годы были не только удивительно спокойным десятилетием в русской истории ХХ века — это было время убожества и скудости. Высоцкий выламывался из него, стоял поперек. Два «мерседеса» и жена-француженка так же возмутительны, как недельные запои, заграничные диски, готовность качать права и дать в морду.

08.02.2018 16:00, Сергей Кузнецов


Возвращение «Возвращения»

XXI фестиваль камерной музыки «Возвращение», Рахманиновский и Малый залы Московской консерватории, 9 – 15 января 2018 года

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», недавно прошедший уже в двадцать первый раз, без сомнений можно назвать одной из добрых московских музыкальных традиций. Цикл из четырёх концертов, раз за разом «возвращающийся» в столицу, несомненно, получил признание у слушателей — билеты раскупаются за несколько месяцев до начала фестиваля, залы на самих концертах переполнены.

28.01.2018 16:00, Артем Пудов


Унесённые ветром революции…

Концерт Бориса Березовского

В ушедшем 2017 году многие концерты были посвящены 100-летию Октябрьской революции. Не стал исключением и клавирабенд Бориса Березовского: пианист преподнёс публике программу поистине аристократическую.

05.01.2018 16:00, Лилия Ященко


Оркестр с молодёжным задором

Московский молодёжный камерный оркестр успешно выступил на фестивале во Франции

Париж перед Рождеством сказочно прекрасен! Именно таким, волшебным и сверкающим, его увидели юные оркестранты Московского молодёжного камерного оркестра, прекрасно выступившие на фестивале «Артистические семьи и династии» / Lignée d'Artistes, который вот уже пятый год подряд проходит в городке Таверни, что в 22 километрах от Парижа.

30.12.2017 16:00, Лилия Ященко






 

Новости

Музей Прадо выложил 11 тысяч оцифрованных экспонатов в сеть
Выросший из сокровищницы испанских королей, музей Прадо выделяется богатым собранием работ местных и итальянских художников, здесь также представлена одна из самых полных коллекций Иеронима Босха. Общее число произведений в запасниках — около 30 тысяч. В интернете опубликованы фото более 11 тысяч произведений.
В Санкт-Петербурге откроется вторая выставка Светланы Манелис
Открытие выставки пройдет 2 июня в 18:00 в галерее «Мастер» по адресу ул. Маяковского, 14. На выставке будет представлена компьютерная живопись.
Нидерланды победили на Евровидении
Победу в международном песенном конкурсе «Евровидение-2019» одержал Дункан Лоуренс из Нидерландов, который исполнил композицию Arcade.
Умер композитор Евгений Крылатов — автор «Крылатых качелей» и «Колыбельной Умки»
Композитор Евгений Крылатов умер на 86-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила его дочь Мария Крылатова.
Creative Commons запускает сервис по поиску бесплатного контента
После более чем двух лет бета-тестирования начал свою работу сервис поиска CC Search, куда уже сейчас включено более 300 миллионов свободных изображений.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.