Подписаться на обновления
16 июняВоскресенье

usd цб 64.4326

eur цб 72.6993

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Дмитрий Бавильский   четверг, 22 декабря 2011 года, 09:00

Александр Верёвкин: «Мои кривые картинки можно и не относить к современному искусству…»
Лучший современный российский абстракционист объясняет искусство почеркушечек


Александр Верёвкин //Фото Анастасии Колодочко
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Как научить этих людей моей красоте или красоте Черного квадрата? Или же, напротив, мне научиться от них чему-то? Ничего этого делать не стоит, человеку нужно искать другого человека с совпадающим восприятием красоты.

Александр Верёвкин живёт в Самаре, там, соответственно, и работает. Там же, в основном и выставляется. Хотя, как в таких случаях пишут каталоги и пресс-релизы, работы его находятся в музеях современного искусства и частных коллекциях.


Искусство Верёвкина как бы настаивает на своей несерьёзности и необязательности, хотя и делает, на мой взгляд, важную работу по гармонизации окружающей действительности, явно показывая, что красота берётся из ниоткуда, прорастая как бог на душу положит. Просто её, красоту, важно [уметь] увидеть. Как бы непритязательное, но, на самом деле, зело изощрённое искусство Верёвкина именно этому и учит.

Впрочем, о пафосе собственного творчества (точнее, об его отсутствии) он лучше всего сам и скажет.

- Как бы вы объяснили далёкому от современного (или какого угодно) искусства суть того, что вы делаете? Скажем, попутчику в поезде или своей маме?
- Сейчас я уже не помню, что именно говорил в последний раз кому-то про суть моей работы. Но я бы сказал так: моя работа важна для меня и, возможно, еще для нескольких человек. Так что присоединять к себе еще хотя бы одного человека с наступлением на него и боем я не стану.

Все эти биеннале, точно специально, устроены таким образом, что со стороны (читая каталоги, релизы на сайте и даже рецензии) ничего про них толком понять невозможно, понимание приходит лишь с личным присутствием, участием. Постараемся же разобраться, что и где происходит, начав, разумеется, с главной выставки арт-смотра и продолжая путешествие по основным экспозиционным точкам. Ну, а что смотреть, а что игнорировать, сами решайте.

У неподготовленного зрителя моих работ (а такой человек, на самом деле, их очень редко видит, возможны лишь единичные случаи) чаще всего возникает протестная ситуация. Я думаю что, я бы сказал сейчас про очищение зрения такого зрителя. Так, возможно, кипение очищает воду от каких-то лишних микроорганизмов.

- Ваши «почеркушки» имеют намеренно «незаметный» характер и прикидываются не-искусством, а, скажем, черновиком или даже мусором, на первый взгляд, не претендующим на отдельное и самостоятельное высказывание. Насколько важна вашим творениям эта тихая беспафосность растворённости в жизни?
- Однажды критик написал про меня «... Верёвкин - Башмачкин, работы он помещает где-то по углам, их нужно выискивать, к ним нужно приглядываться, их нужно перебирать, они развивают мелкую моторику. Он разговаривает с каждой закорючкой, большие вещи и большие страсти его не интересуют, они и не по силам и не до них ему...»


Эту цитату я сохранил в компьютере, ибо она совпадает с моей собственной иерархией ценности моих же работ и того что их окружает.

Мои кривые картинки можно и не относить к современному искусству, по крайней мере, тому, каким его знают и хотят видеть жители мегаполисов, посетители Винзавода и биеннале.

Я понимаю это как остановку и залегание в старомодном модернизме, где я занимаю какой-то миллиметр в тысяче километров между Клее и Бойсом.

Остаётся, вечно мажорная борьба за счастье, робко, но упорно скатывающаяся в поэзию обстоятельств, поглощающую смысл, умело скрывающий трагедию и видение апокалипсиса. А ведь за счастье можно сражаться и «за миг до расстрела». Не в том ли предназначение поэтического творчества общечеловеческого, всемирного масштаба?

Иногда я раздумываю, стоит ли мне называть себя художником, а мои рисунки искусством. Мне нравится думать, что их можно поставить, допустим, в цепочке между замшелым камнем, ржавым куском жести и лесным гнилым пнём. Я не вижу никакого пафоса в потемневшем куске коры, у вылинявшей от времени обложки книги Куйбышевского книжного издательства середины 60-х годов прошлого века. Эти вещи очень сильно на меня действуют, вот и мои работы, хочется верить, там, рядом.

- Что в вашем методе от Клее, а что от Бойса?
- Мои работы собраны из тысячи источников; и у Клее и у Бойса взято очень много, но не больше чем мне получилось взять. Длительный просмотр репродукций Клее, наверно, отразился на легкости моей линии и ее дрожании, пульсации всей конструкции.


А у Бойса возможно я взял грузность, которая не дает стать моим работам совсем прозрачными, утяжеляет легкость салом размазанного черного.

И от Клее и от Бойса и от многих других у меня всеядность в материалах, но, конечно же, в первую очередь, мне хотелось бы взять трудоспособность Пауля Клее и энергию Йозефа Бойса.

- Создаётся ощущение, что вы не озабочены собиранием и сохранением того, что было сделано; куда важнее, чтобы картиночки и рисунки растворялись в повседневности, повышая общий «уровень моря» красоты в мире…
- Много лет назад я считал свои работы капиталом и их накопление было важным действием.

Когда ко мне попадали люди и просили, например, подарить понравившуюся работу… вернее часто это не были просьбы, но я чувствовал, что одна из моих картин им сразу стала нужна, я мог сказать - вот возьми её себе, но тогда я так не поступал.

Буквально на днях я пообщался с одной девушкой, ныне живущей в Лондоне, и она мне напомнила что давно очень хотела получить от меня три моих картины.

Тогда, я под каким-то предлогом отказал ей, но сейчас понимаю, что примерно спустя год я эти картинки всё равно замазал. Эти холсты стали другими работами, а потом еще раз другими, а потом потихоньку растворились в пространстве и во времени.

И вот спустя годы она мне напомнила о том случае…


…конечно случись это сейчас, отдал бы их ей, не задумываясь или сделал бы для неё новые работы. Но ситуация возврату не подлежит.

Сейчас я легко расстаюсь со своими картинками. Но это совсем не значит, что я их могу выкинуть. Я по-прежнему их продаю коллекционерам и дарю разным хорошим людям.

Поскольку количество работ прибывает, и уровень земли над морем они повышают, а количество красоты конечно, то не хочется чтобы все это концентрировалось в одном месте; вот я и растворяю их.

- Кстати, что для вас такое «красота»?
- Она для меня все, что я вижу, а на некрасивые вещи я не смотрю и даже не думаю о них. Вот прямо сейчас передо мной лежит какая-то бумажка, на которой есть запись сделанная моей женой.

И я считаю эту бумажку невообразимо прекрасной, и я вижу на ней, например, среди прочего букву «ч» и она красива.

- Не все видят красоту, которая разлита вокруг. Как её увидеть? Как научиться видеть красивое?
- Красота у каждого своя. Есть люди, которые считают красивым профессиональный спорт, а он мне кажется чудовищно уродливым. В то же время они могут перемолоть в пыль Черный квадрат, а он мне кажется красивым.

Как научить этих людей моей красоте или красоте Черного квадрата? Или же, напротив, мне научиться от них чему-то? Ничего этого делать не стоит, а нужно лишь человеку искать другого человека с совпадающим восприятием красоты.

- А если не художник, то кто? Если не искусство, то что?
- С понятием «художник» (быть им) довольно трудно. Если смотреть с моей стороны – то художник это человек, для которого естественно что-то записывать для себя. И, вот таким образом, делать некую надхудожественную работу.


Но помимо потока, который существует сам по себе, есть какие-то серии, циклы, создаваемые с осознанием их функционирования в поле искусства.

Но все эти вопросы (что такое искусство и что такое художник) эти вопросы стоят передо мной, я пока их для себя не закрыл.

- Как вы относитесь к использованию в искусстве «почеркушек»? О чём они говорят? О чём они должны говорить? Что с их помощью достигается?
- К использованию почеркушек отношусь с огромным интересом, уважением к авторам и любовью. Мне «почеркушки» русского авангарда и немецких informel позволили легко войти в творчество.

Я учился рисунку и живописи но не могу нарисовать даже правильный круг, рука сама уходит в сторону.

Мне почеркушки говорят о свободе.

Вот Пикассо…

У него есть прекрасные портреты, но есть и множество листов графики, такой неровной и неправильной, что может подействовать только на таких любителей почеркушек как я или вы, Дмитрий.

Мне хочется и нравится думать о том, что Пикассо уходил от своих хорошо развитых художественных навыков только ради этой самой свободы.

Глобальная свобода...

А еще с их помощью сейчас я могу узнать о себе то чего еще не знаю. Так происходит когда их видят зрители, художники, кураторы, коллекционеры, видят и говорят о них.

- Как вам почеркушки Баския?
- Баския мне очень нравится, и его подход к художественному производству мне близок.

О его роли в американском искусстве написано много текстов и, скорее всего, в них есть масса общих мест, которые справедливы не только для Баскии, но и для круга художников Баскии.

Их же, на самом деле, были [и есть] десятки и сотни; многие из них и сейчас живы, сотрудничают с мелкими галереями или выкладывают свои почеркушки в блогах и на фликре, работая официантами.

Мне кажется, что для меня его работы более не содержат шифра, потому что я могу их видеть и получать удовольствие от них уже не вчитываясь в каждый отдельный элемент. А если про смысл…

Мне видится, что главное у Баскии – идея освобождения искусства. Почеркушки максимально приближают искусство к массам, освобождая его от участия денег или образования.


С Баскией у меня вообще много связано. Его альбом был для меня чуть ли не первой большой книжкой про иностранного художника, который попал в руки.

Было это году в 1995, если не ошибаюсь. Конечно, он произвел на меня крайне сильное действие. И какая-то часть моих работ стала содержать приемы «из Баскии»…

Возможно это и сейчас так. Спустя год-полтора я посмотрел фильм Шнабеля о Баскии. В то время работы Баскии говорили мне только о панк-роке, революции, «школа отменяется, рисуй как хочешь»…

Вообще, первые свои художественные опыты я сделал в школе; это были комиксы и карикатуры. С двумя одноклассниками мы выпускали самиздатовский журнал с поэзией и рисунками. Шестой-седьмой класс средней школы.

Искусства тогда для меня тогда вообще не существовало, хотя мама и водила на разные выставки; художник для меня тогда был человеком, который рисует пейзажи и натюрморты, то есть занимается какими-то бессмысленными механическими действиями…

Так однажды я сказал себе, что рисунки лучше получаются именно у них – моих друзей по самодельным книжкам и перестал рисовать, целиком сосредоточившись на поэзии.

Хотя какие-то цветные абстрактные рисунки для этих книг-журналов я делал. В русле геометрической абстракции. Потом я стал понемногу открывать для себя русский авангард и однажды нарисовал тушью черный квадрат на альбомном листе. Он долго висел у меня приколотый к обоям булавкой…

Все-таки, авангард хоть и был для меня чем-то визуально невообразимым, но в части методов и материалов он предлагал знакомство с более или менее традиционными художниками, техниками и произведениями.

Баския же открыл мне в путь к свободному рисованию, где для того чтобы рисовать не надо было быть художником.

- Отсутствуют художественные навыки и кисточки?

- Не надо ждать их появления.

Ну, вроде того, как если я бы сказал себе, что я буду рисовать только, если смогу нарисовать гипсовую голову и у меня будет правильный холст, итальянское масло и кисть.

Буквально в позапрошлую пятницу я ездил в гости в мастерскую к самарскому художнику Володе Логутову, так вот во время разговора он, в частности, рассказал о том, как зимой был на выставке Баскии в Париже и дал мне домой на неделю-другую полистать каталог этой выставки.

Второй раз после 1995 года у меня дома на неделю поселился толстенный альбом Баскии. И вот я пишу про него еще и вам…

- А Своя Туомбли?
- Личность и биография Туомбли мной мало изучена, но работы его я знаю вроде неплохо. Думать про него и смотреть на его работы я начал много позже, чем в случае с Баския. Может, лет семь назад…


Баския и Туомбли - две большие разницы: так, работы Баскии мне сообщают энергию, от них руки зудят - хочется сразу бежать к бумаге и яростно чертить.

С Туомбли же всё наоборот - полное спокойствие, превращение в созерцателя. Его картины и рисунки кажутся сделанными в одно касание карандаша или кисти.

Это какая-то воздушная барочная партитура без веса, цвета и запаха.

Вот Клее крайне интимный художник для меня. Пожалуй, Туомбли тоже близок к этому.

Но у него же гигантский размер, так что это совсем не почеркушки, а многочасовой серьезный труд, возможно в несколько этапов.

И, кстати, возможно, эта атмосферность исчезнет, если я посмотрю эти многометровые холсты в огромных залах музеев.

Но такой смысл в нём возникает только для меня. А для другого, скажем, искусство модерна и далее, по истории вверх – один большой липкий ком, в который слипаются и Малевич, и Бойс, и Баския и Туомбли и еще многие-многие…

Зависит от точки зрения.

- У нас, почему-то, мало известен Пьер Алешински, который постоянно придумывает несуществующие алфавиты, рукописные символы и нарочито корявые знаки. Любите?
- Я видел две-три картины Алешински в каталоге Бэйлер Фондэйшн, и возможно еще столько же в других книгах и они не вызвали у меня желания узнать об этом авторе больше.

Сейчас же набираю в гугле и смотрю их снова – нет, не нравится. При просмотре его работ, разве что, на ум пришел Кандинский, который мне тоже не нравится.

- А что в них «чужого»? Мне Кандинский тоже не нравится, он какой-то игрушечный, обёрточный, понарошный, а вот Алешински настоящий. Возможно, его надо в реальности видеть. Или в альбоме как минимум.
- Да именно, ваши слова точны. Кандинский мне кажется чрезмерно театральным, Алешински же тоже таким показался. Знакомство с произведениями Алешински, я, конечно, продолжу, но сейчас я сижу на «визуальной» диете, так что пока Алешинский «жирноват» для меня…

- С чем диета ваша связана?
- Мне стало казаться что я переполнен визуальной информацией. Я постоянно и очень много смотрел всего в Интернете - множество лент по дизайну, иллюстрации, фотографии, моде, субкультурам.

Недавно основательно вычистил свой гугл-ридер и кажется стал себя чувствовать лучше.

- Как вам последняя московская Биеннале. Вы ведь участвовали в ней? Какие выставки хотелось бы отметить?
- В 4-ой Биеннале я участвовал в проекте «Ложная выставка». Это выставка, которая состоялась на страницах каталога, но не устраивалась в реальной программе проектов Биеннале.

Чеченские боевики или лётчицы из республиканской сборной, а также огромное панно, изображающее кусок осеннего асфальта (именно эта картина кажется мне главным вскрытием приёма, поскольку изображает просто кусок простого, вне какой бы то ни было сюжетности пространства), возникают лишь для того, чтобы возникло и проступило новое измерение.

У меня и информации о проектах и выставках чуть больше нуля. Так получилось, что когда она проходила я мало пользовался Интернетом и пропустил почти все рецензии и репортажи. Из того что было в программе хотел бы посмотреть выставки дадаистов и Чтака.

- «Ложная выставка» это так было задумано? В чем ее смысл?
«Ложная выставка» - идея Насти Рябовой, обыгрывающая важность самого факта включения работы художника в каталог; события, которое затмевает собой все остальное.

Позже я прочитал в сети, как один из участников Биеннале рассказывал о вопиющем отношении кураторов к монтажу его работы, которая в итоге так и не была доделана к открытию.

На все претензии художника кто-то из организаторов ответил: «Да зачем вообще нужно делать это именно так, как вы придумали, людям, ведь, это все равно, а в каталоге ты отметился - вот и забей на остальное…»

Для меня приглашение к участию в этой выставке было, честно скажу, неожиданным. Из размещения своей работы в каталоге я захотел сделать какой-нибудь жест в духе концепции выставки; получилось же буквально продать свое место одному бизнесмену под рекламу.

Такие события как Биеннале нужны разным группам по разным причинам - кто-то на них зарабатывает и списывает бюджетные деньги; кто-то участвуя, повышает свой рейтинг, кто-то тусуется на фоне искусства, кто-то совершит важные для себя открытия.

В любом случае, даже если Биеннале плохая она нужна и она меняет многие значительные и незначительные вещи не только в Москве, но и в Самаре.

Но мне гораздо интереснее более живой и правильной показалась та самодельная Биеннале «Пошел! Куда пошел?» организованная на улицах Москвы группой молодых художников в позапрошлом году.

Беседовал Дмитрий Бавильский




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Трагедия весёлого человека

Художник Константин Коровин

Друзья художника Константина Коровина восхищались не только его талантом, но и тем, каким беззаботным, легким человеком он был. Всеобщий любимец и душа общества, он пел, играл на гитаре, рассказывал байки. Его и Константином-то никто не называл — только Костенькой. «Костя, как хамелеон, был изменчив: то он был прилежен, то ленив, то очарователен, то несносен... — вспоминал Михаил Нестеров. — То простодушный, то коварный, Костя легко проникал, так сказать, в душу, и так часто о нем хотелось забыть... В нем была такая смесь хорошего с „так себе“... Все его „качества“ покрывались его особым, дивным талантом живописца». Он никогда не терял ощущения радости жизни — хотя жизнь Константина Коровина не была простой, а значительную ее часть можно назвать даже трагичной.

17.05.2019 19:00, izbrannoe.com


Леони Нойман и Александр Лабас

Любовь на сломе эпох

В 1931 году фотограф из Германии Леони Нойман, выпускница Баухауса, приехала в Советский Союз, а четыре года спустя познакомилась с художником Александром Лабасом и вскоре стала его женой, оставшись в СССР навсегда. У обоих за плечами было драматическое прошлое, а впереди — неясное и даже опасное будущее. Нойман несколько лет активно работала в СССР как фотограф, однако до сих пор ее работы мало известны даже специалистам. Ее история — это классический сюжет «художник и его муза». С разрешения редакции журнала GARAGE Russia «Артгид» перелистывает сегодня страницы этой истории, начало которой пришлось на самые мрачные для искусства советского периода времена.

30.04.2019 19:00, Екатерина Алленова, artguide.com


Мы ждем перемен

Современное искусство, которое меняет жизнь к лучшему

В наше время искусство — во многом явление социальное: может ли оно положительно влиять не только на среду обитания, но и на жизнь самих обитателей? Во всяком случае, это одна из целей множества проектов. Мы приводим лишь некоторые примеры: итак, что объединяет граффити Бэнкси, лондонских архитекторов и китайских художников?

07.04.2019 19:00, Элина Багмет, artchive.ru


«Сын человеческий» Магритта

Он творил магический реализм

Одна из поздних работ Рене Магритта стала его, пожалуй, самой узнаваемой современным зрителем. Написанная как автопортрет она содержит в себе и оценку художника своей личности, и его детские страхи, и социальные шаблоны.

01.04.2019 19:00, Снежана Петрова, diletant.media


Хороший вопрос: в чем революционность искусства прерафаэлитов?

О том, как развивалось необычное направление живописи

Цветы и травы, обворожительные рыжеволосые женщины, шекспировские, рыцарские и библейские сюжеты — все такое красивое, понятное, классическое. Да и с технической точки зрения ничего неожиданного: ни раздельных мазков, ни искаженных цветов, ни черных контуров, ни плоских фигур. Так что такого революционного сделали прерафаэлиты? В чем вызов традиции? За что Братство прерафаэлитов называют первым авангардным движением Европы?

31.03.2019 19:00, Анна Сидельникова, artchive.ru


Анатомия реальности

Ренессанс и границы искусства

Именно Ренессанс придумал тип интеллектуала, добивающегося успеха в разных областях знания: точных науках, архитектуре, инженерии, изобразительном искусстве и параллельно работающего над организацией городских празднеств и придворных спектаклей. И сегодня, каждый раз когда нужны аргументы в пользу очередного ухода искусства в какие‑нибудь сугубо прикладные области, мы вспоминаем homo universalis.

24.03.2019 19:00, Сергей Хачатуров, iskusstvo-info.ru


Карл Брюллов и графиня Юлия Самойлова

История любви в картинах

Ах, что за молодежь нынче? Где благородство? Где скромность и достоинство, которыми так отличались барышни ХІХ века? Некоторые из них, действительно, падали в обморок от одного намека на грубое слово. Но такие вряд ли становились музами. А вот графиня Юлия Самойлова была музой самого Карла Брюллова. И жизнь вела такую, что и неробкого десятка барышень могла бы вогнать в краску рассказами о своих похождениях.

25.02.2019 19:00, artchive.ru


Музы Пабло Пикассо

Недолгие романы и супружеские отношения

Для самого «дорогого» художника в мире – Пабло Пикассо – женщины значили очень много хотя бы потому, что они были моделями для его скульптур и картин. Впрочем, с некоторыми из них отношения заходили гораздо дальше: точное количество муз Пикассо, пожалуй, не сможет назвать никто, однако по меньшей мере семь из них оказали на художника серьёзное влияние.

19.02.2019 19:00, Иван Штейнерт, diletant.media


Фрида Кало и Диего Ривера

История любви в картинах

Романтические натуры сказали бы, что Диего и Фриде было предназначено судьбой прожить жизнь вместе. Но эта любовная история была очень далека от идеальной. Безудержная страсть в ней переплеталась с всепоглощающей злостью, нежность — с предательством, преданность — с ревностью, любовь — с болью.

17.02.2019 19:00, artchive.ru


Вандалы в российских музеях

Как портят музейные реликвии и крадут ценные экспонаты

Кражи и порча экспонатов советских и российских музеев происходили всегда, хотя не в таких масштабах, как на западе. И дело не только в недостатке востребованных у фанатичных коллекционеров шедевров. Многие годы при советской власти заслон на границах для вывоза предметов искусства был поставлен довольно прочный, да и после распада СССР контрабандистам легче не стало. Но все равно крадут, продают, калечат все, что плоховато охраняется. А на эффективную защиту у множества музеев средств не хватает. Только в ведении Министерства культуры больше 2 тысяч объектов, сколько еще галерей и хранилищ в других структурах, никто не считал. И везде хранятся уникальные предметы.

10.02.2019 19:00, kulturologia.ru






 

Новости

Музей Прадо выложил 11 тысяч оцифрованных экспонатов в сеть
Выросший из сокровищницы испанских королей, музей Прадо выделяется богатым собранием работ местных и итальянских художников, здесь также представлена одна из самых полных коллекций Иеронима Босха. Общее число произведений в запасниках — около 30 тысяч. В интернете опубликованы фото более 11 тысяч произведений.
В Санкт-Петербурге откроется вторая выставка Светланы Манелис
Открытие выставки пройдет 2 июня в 18:00 в галерее «Мастер» по адресу ул. Маяковского, 14. На выставке будет представлена компьютерная живопись.
Нидерланды победили на Евровидении
Победу в международном песенном конкурсе «Евровидение-2019» одержал Дункан Лоуренс из Нидерландов, который исполнил композицию Arcade.
Умер композитор Евгений Крылатов — автор «Крылатых качелей» и «Колыбельной Умки»
Композитор Евгений Крылатов умер на 86-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила его дочь Мария Крылатова.
Creative Commons запускает сервис по поиску бесплатного контента
После более чем двух лет бета-тестирования начал свою работу сервис поиска CC Search, куда уже сейчас включено более 300 миллионов свободных изображений.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.