Подписаться на обновления
16 августаЧетверг

usd цб 66.3772

eur цб 75.2253

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  четверг, 1 ноября 2012 года, 16:00

Александр Рахманинов: «Вокруг него роится множество паразитов»
1 ноября, на 80-м году жизни в Швейцарии скончался Александр Рахманинов, внук великого композитора, единственный наследник и обладатель авторских прав на все сочинения деда. Мы публикуем одно из последних интервью с Александром Рахманиновым


Портрет Сергея Рахманинова // Константин Сомов, 1925 г.
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Александр Рахманинов — правообладатель Сергея Васильевича Рахманинова, с 1993 года активно занимался продюсированием концертов музыки своего деда. При этом он был вынужден смиряться с двойственной ситуацией: с одной стороны, хорошо играть Рахманинова, за редкими исключениями, умеют только российские музыканты, а с другой — именно в России вопрос о выплатах Рахманинову денег за исполнение, издание и трансляции сочинений (основа основ авторского права) вызывает бурное негодование.

В Советском Союзе музыка Сергея Рахманинова исполнялась и издавалась постоянно и никому даже в голову не приходило выяснять, сколько лет прошло с его смерти, истекли или нет авторские права и каким образом наследник и правообладатель может влиять на концертную жизнь сочинений своего «кормильца».

Поэт и исследователь Игорь Вишневецкий написал биографию Сергея Прокофьева. Отдельные главы, обнародованные в Сети, вызвали широкий резонанс и пристальное внимание — труд Вишневецкого огромен и фундаментален. Заведующий отделом культуры «Частного корреспондента» Дмитрий Бавильский расспрашивает исследователя о великих композиторах ХХ века. Автор рассказывает о своей книге, месте музыки в ХХ веке, о Стравинском и Шостаковиче.

Многочисленные наследники Прокофьева и Шостаковича держатся большую часть времени на втором плане по двум причинам. Во-первых, Прокофьев и Шостакович закончили свои дни в Советском Союзе, и мышление их наследников по инерции следует за традициями отечественных взаимоотношений «художник — власть», унаследованных от истории государства, в котором они все прожили свою жизнь. Во-вторых, из-за запутанности взаимоотношений между членами семьи.

Родившийся в Швейцарии Александр Рахманинов, внук Сергея Васильевича, относится к каталогу сочинений деда так, как принято в Америке и Европе: как к семейному предприятию, ответственность за успешное функционирование которого полностью лежит на нём, он должен прилагать максимум усилий для успешного функционирования семейного дела и, соответственно, получать доход.

В этой разнице менталитетов кроются причины очень сложных его взаимоотношений с российской музыкальной средой.

На Западе к юридическим и финансовым правам наследников композиторских каталогов относятся с таким же уважением, как и к наследникам нефтяных скважин, виноградников или фабрик по изготовлению чего угодно.

Никто никогда не возмущался тем, что до недавнего времени самые крупные в истории музыкального авторского права доходы, собираемые «Болеро» Равеля, уходили в Швейцарию его богатейшим наследникам, которыми были (внимание!!!) дети дочери от первого брака второй жены первого мужа сиделки брата Равеля.

Объясняю: бездетный Равель завещал своё имущество своему бездетному брату. Во время тяжёлой болезни брат Равеля нанял замужнюю сиделку. У них начался роман, и он завещал любимой женщине своё имущество. Но поскольку у неё был муж, то по Наполеоновскому кодексу муж и жена владеют всем состоянием совместно.

Вскоре после смерти брата Равеля умирает и его наследница-сиделка. Её муж женится на женщине, у которой от первого брака есть дочь.

После смерти старшего поколения дети этой дочери и получают всю жизнь астрономические отчисления с «Болеро» и других сочинений Равеля, живут в Швейцарии и прекрасно себя чувствуют. И никому в голову не приходит возмущаться тем, что это не они писали гениальную музыку, а некий дядя Равель, и не подозревавший об их существовании.

Александр Рахманинов — правообладатель Сергея Васильевича Рахманинова, с 1993 года активно занимается продюсированием концертов музыки своего деда. При этом он вынужден смиряться с двойственной ситуацией: с одной стороны, хорошо играть Рахманинова, за редкими исключениями, умеют только российские музыканты, а с другой — именно в России вопрос о выплатах Рахманинову денег за исполнение, издание и трансляции сочинений (основа основ авторского права) вызывает бурное негодование.

Во время Annecy Classic Festival во французском департаменте Рона — Альпы, финансируемого фондом Андрея Чеглакова AVC Charity, под руководством президента фестиваля Паскаля Эсканда и артистического директора Дениса Мацуева, куда Александр приехал повидаться со своим друзьями-музыкантами, на которых он постоянно опирается в осуществлении своих проектов: Денисом Мацуевым, Валерием Гергиевым и Юрием Темиркановым, — мы побеседовали о судьбе композиторского наследия.

— Из всех наследников Рахманинова только вы проявляете активность в осуществлении проектов, связанных с его именем, хотя, казалось бы, он, выдающийся композитор, писавший удивительную по красоте музыку, в дополнительной рекламе и агитации не нуждается. Вами был выпущен диск «Неигранный Рахманинов» с Денисом Мацуевым, Вторая симфония переделана в фортепианный концерт…
— Это было очень плохо сделано. А вы были на этом концерте?

— Была в зале Плейель.
— А почему вы мне не позвонили?

— Я написала рецензию в своём блоге. Это был сугубо профессиональный разбор полётов. Зачем вам это читать?
— Интересно. Что касается наследия Рахманинова, то вокруг него роится множество паразитов. В Швеции, в Америке.

— А кого вы называете паразитами?
— Всех тех, кто считает, что на Сергее Васильевиче можно въехать в какую-то новую жизнь, выйдя на авансцену под свет прожекторов. Причём делают они это не для того, чтобы спасать Сергея Васильевича, а чтобы развлечься в своей скучной жизни.

— Кого вы имеете в виду?
— Ну, всякие ассоциации, группы и фонды имени Рахманинова. Они есть в Англии, в Америке. Например, лет одиннадцать назад появилась дама, объявившая себя единственной наследницей Рахманинова.

— Морально или материально?
— Материально. Я совершенно не согласен с вашим утверждением о том, что Рахманинов не нуждается в дополнительных усилиях по его «раскрутке». Я создал мой фонд в 1993 году как раз по той причине, что Рахманинов крайне мало исполнялся. Я увеличил количество исполнений в одиннадцать раз. Это тысяча процентов! Раньше ведь его совсем нигде не играли. Я помню, как решил сделать первый концерт в Берлине. Я пошёл к самому известному концертному агенту пианистов. Она приняла меня, напоила хорошим чаем и сказала, что не хочет рисковать, организовывая исполнение Рахманинова в Берлине.

— А кого же играть-то тогда?!
— А это другое дело.

— Для меня то, что вы говорите, совершенно неожиданно, потому что в Советском Союзе Рахманинов звучал постоянно. Его начинали играть, как только мы достигали подходящего уровня подготовки. Это очень удобно и красиво и всем всегда нравилось. Он для нас классик.
— Я вам говорю о Франции, Германии, Швейцарии.

— Неужели у Рахманинова были проблемы с исполнением?
— Я же вам рассказываю. Мне повезло. Одна молодая немка открыла бюро в Берлине и согласилась рисковать. И 14 мая 1993-го мы организовали первый концерт в Германии, в Караяновском зале в Берлине. Владимир Ашкенази был вице-президентом моего фонда. У меня сохранилось его письмо о том, что его агент не советует ему дирижировать 14 мая, это нехорошо для его карьеры, и он за три недели до концерта отказался играть.

— И кто же дирижировал?
— Валерий Гергиев спас ситуацию. Он был на контракте в Вене с 12 по 16 мая. Так он умудрился получить, как солдат, «увольнительную» на 36 часов свободы, прилетел, продирижировал концертом и вернулся в Вену. Я с тех пор ему вечно благодарен. У меня есть фотография 150-метровой очереди, и всем желавшим попасть на этот концерт билетов не хватило.

— Как же так получилось? Ведь при жизни Рахманинов был очень большой звездой, много играл и дирижировал. Я читала в дневниках Прокофьева, который, приехав в Америку, очень интересовался судьбой Рахманинова, поскольку для него он был старшим коллегой, перед которым преклонялся, и о том, что даже Рахманинову весь концерт приходится играть Шопена и только на бис свои сочинения. Это было в начале. А потом за свою карьеру он постепенно завоевал себе такое положение, которое позволяло исполнять в основном свою музыку. К концу жизни он уже был очень большой звездой. Каким же образом к 90-м годам возникли проблемы с его исполнением? В 43-м году он умер, а дальше?
— Они мне объяснили, что Рахманинова нужно играть каждые три года, иначе ничего не выйдет. А у меня такой характер, что если мне сказали, что куда-то нельзя лезть, так я туда обязательно полезу. Так вот, через шесть месяцев после первого концерта, 27 октября, я организовал в том же зале следующий концерт, уже с Юрием Темиркановым.

Muse уже несколько лет практически официально лучшая концертная группа мира, Рахманинов при жизни как исполнитель тоже конкурентов, в сущности, не имел. Разве что такого оглушительного коммерческого успеха в начале XX века быть не могло — каналы распространения не были так налажены. А так очень похоже.

Был полный аншлаг. Тогда мне приходилось по три месяца уговаривать каждого исполнителя. А теперь наоборот. Мне постоянно шлют факсы с предложениями, и уже я выбираю. У нас от 12 до 14 гала-концертов в год. Мы играем только в столицах, в самых лучших залах, никогда в маленьких таких городах, как Анси, не играем.

— Почему?! Здесь же тоже публика!
— Ну, так же, как чемпион по теннису играет только в Мельбурне, Париже, Лондоне и в Нью-Йорке. Так и Сергея Васильевича не надо играть в маленьких городах.

— Спонсор фестиваля Андрей Чеглаков нанял сюда съёмочную группу телевизионного канала «Медичи». Они очень много дерут за свои услуги, зато трансляции с концертов увидит весь мир. Я смотрела их сайт. Изумительные съёмки. Какая вам разница, где сыграют? Важно же то, что на весь мир транслируют.
— Абсолютно с вами не согласен, потому что есть стандарт.

— Стандарт чего?
— Ну, есть солдаты, есть сержанты, есть генералы.

— Но вы же не можете сказать, что публика, которая посещает концерты в зале Плейель, является генералом по отношению к публике, которая ходит на концерты в Анси или Саратове, если и те и другие просвещённые люди и любят музыку?
— Вы сейчас стараетесь меня поймать.

— Ничего подобного, я продолжаю вашу логику и задаюсь вопросом. Я совсем не стараюсь вас поймать.
— Мы сейчас говорим не о сентиментальности, а о стопроцентном бизнесе, математически, без никаких чувств. А математически лучше уж играть в зале Плейель.

— Я, наверное, что-то путаю, но мне кажется, что сам Сергей Васильевич ведь жил в специально оборудованном личном железнодорожном вагоне и переезжал из города в город…
— И в каждом городе играл концерты. Это какое железное здоровье надо иметь!

— Получается, что сам Сергей Васильевич провинцией совсем не брезговал?
— Ах, нет, простите, не будем путать Францию с Германией. Во Франции есть только один город, а в Германии есть пять городов.

— Какие?
— Мюнхен, Гамбург, Берлин, Франкфурт и… забыл пятый. Так же как в Америке есть всего одиннадцать городов.

— Нью-Йорк, Бостон, Чикаго?
— Лос-Анджелес и так далее.

— А в России?
— А я Россию не знаю.

— Ну как же, это же родина ваша историческая…
— Это, конечно, Москва и Петербург.

— Как бы Сергей Васильевич отреагировал, если бы услышал вашу логику?
— Я уверен, он был бы согласен, потому что считается только результат. Его же до моего участия чрезвычайно мало играли! А вы знаете, сколько раз он играл в Карнеги-холле?

— Сколько?
— А вы догадайтесь!

— Раз в сезон, наверное, точно играл, всего не менее 25.

— А сколько раз Горовиц?
— У него был 10 лет перерыв… значит…
— Я вам помогу. Рахманинов играл в Карнеги-холле 92 раза, а Горовиц — 73. Мне подарили все 92 программы. Он играл Чайковского, Баха, Шопена, Листа, совсем не только Рахманинова.

— Раз уж зашёл разговор о бизнесе, то, извините, если задам, может быть, неприятный вопрос…
— А я вам тогда не отвечу, это очень просто.

— Сколько лет выплат авторских прав ещё осталось? Лет пять?
— До 2017-го, кроме Америки, где срок этот не 70 лет, как в Европе, а 90, значит, до 2033-го.

— Я бы хотела по этому поводу задать два вопроса. Во-первых, что вы планируете осуществить за это время?
— Мы всё планируем на два года вперёд. Сейчас на 2013-й и 2014-й. В октябре мы играем в зале Плейель, через неделю в Цюрихе, 22 ноября в Хельсинки и 22 и 23 декабря в самом лучшем зале Санта-Чечилия.

— Когда истекут сроки авторских прав, вы перестанете что-то предпринимать, если больше не будет финансовой логики?
— Я не буду продолжать, потому что я буду в земле.

— Почему?
— Ну, когда будет 2033 год?

— Я имею в виду истечение прав в Европе. Вы переключитесь полностью на Америку?
— Ой, знаете, я занимаюсь горными походами, а сегодня по радио передали, что семеро погибли в горах. Я не знаю, когда я умру.

— Любого человека машина может переехать в любую секунду. Вы можете жить долго. Вопрос в том, закончите ли вы проекты Рахманинова по истечении сроков авторских прав.
— Не знаю, не знаю. Буддисты призывают жить сегодняшним днём. Так вы придёте в зал Плейель 19 или 20 сентября?

— Обязательно, разумеется. Если я правильно поняла, ваша задача состоит в том, чтобы привлечь к исполнению произведений Рахманинова лучших исполнителей в лучших залах?
— Совершенно верно. Вы слышали о самом крупном в мире фестивале в Равинье, который длится 90 дней? Там есть зал на 3200 человек, огромный парк, где за 10 долларов толпы людей слушают музыку. И там уже семь лет подряд мы регулярно исполняем музыку Рахманинова. Теперь мы даже делаем по два концерта. Там директор фестиваля совершенно влюбился в музыку Сергея Васильевича!

— А как можно не влюбиться, скажите, пожалуйста, ведь это совершенно божественная музыка? Самая красивая в мире!
— Можно. Можно! Это сейчас всё хорошо. Теперь, наоборот, нам нужен был дирижёр в Казани, так он согласился отменить свой спектакль в Ла Скала, чтобы дирижировать у нас.

— Но не в России всё-таки. В России Рахманинов всегда был признан как абсолютный гений, мы его начинали играть, как только техника начинала позволять, поскольку технически это трудно. Но как только ученик дорастал, ему обязательно сразу давали прелюд или этюд-картину или хотя бы «Сирень» или «Маргаритки». Я помню, я лет в десять уже Второй концерт играла…
— Да что вы?

— Так он же не сложный. А то, что вы говорите, очень больно слышать, хотя я понимаю, что это правда. Когда нас учили композиции в ИРКАМе и в Ля-Вилетт в начале 90-х, то педагоги-композиторы постоянно говорили о том, что стыдно должно было быть Рахманинову продолжать писать в тональности мелодии и гармонии в то время, как УЖЕ появились Берг и Веберн, и что это совершенно неприлично. Я помню, что фамилия Рахманинов произносилась именно в таком осуждающем плане. Но я думала, что это было только внутри ИРКАМа, я не думала, что это распространялось на всю страну.
— Да, во Франции это была очень большая проблема. А теперь всё наоборот. Мы теперь раз в год в Плейеле, раз в год в театре Шанз-Элизе. В этом году два вечера в Плейеле.

— Да-да, я помню! Но я думала, что это шутка.
— Совсем не шутка. Его вообще не исполняли. Это был кошмар, поэтому я за это и взялся, потому что я считал, что это несправедливо. Во Франции была совершенно особая ситуация, сейчас я вам объясню, в чём было дело. Сергей Васильевич совершил колоссальную дипломатическую ошибку. Был такой знаменитый музыкальный критик Кларандон, который в течение 32 лет раз в неделю писал в журнале «Фигаро» о классической музыке. Он ещё и музыку писал. И вот однажды он пришёл к Сергею Васильевичу и спросил мнение о своих сочинениях. И Рахманинов ответил: «Вам лучше быть журналистом». И нажил себе врага. После этого Кларандон все годы писал гадости о Рахманинове. Вот почему ситуация во Франции была самая плохая, там Рахманинова играли в 19 раз меньше, чем даже в Швейцарии. Я никак не мог с ним встретиться. Мне постоянно отвечали, что он уже уехал или что он занят. Тогда я взял палатку, в которой сплю в горных походах, пришёл и разложил её на его лестничной клетке на четвёртом этаже. А ночью он умер.

— Вы просто засаду устроили.
— Я же привык спать на камнях. А он ночью умер. Вот так. Одиннадцать лет назад.

— Музыкальный критик всё-таки влиятельная фигура?
— Разумеется. Зато другой музыкальный критик, в Германии, написал, что «мы все должны теперь пересмотреть наш взгляд на Рахманинова».

— Мне всегда казалось, что музыка Рахманинова настолько гениальна, что чьё-то мнение ему совершенно неважно.
— Не-е-ет, нет, это совершенно неверно!

— Значит, даже такой гений, как Рахманинов, от чьей-то критики зависит?
— Не только зависит. Понадобилось 40 лет, чтобы людей переубедить, но и вообще постоянно приходится воевать, и нужно сорок лет, чтобы переубедить. Сейчас во Франции ситуация переменилась, теперь его исполняют в Париже, в Тулузе…

— В Тулузе Туган Сохиев — очень хороший, тонкий дирижёр, который после смерти Мусина доучивался у Темирканова.
— Вот он и будет дирижировать.

— С вами интересно беседовать, поскольку говорите вы по-русски, но менталитет у вас абсолютно западный. Дело в том, что русская музыкальная среда невероятно идеалистична. Они чистые романтики. Они очень высоко ставит музыкальный гений и считают, что сам по себе гений — сила, которая не нуждается ни в защите, ни в помощи. Считается, что талант всегда сам себе пробьёт дорогу. А ведь на самом деле похоронить и закопать можно кого угодно.
— Совершенно верно. И гадости расходятся шире и дальше, чем хорошие мнения.

— Вы ведь по профессии юрист по интеллектуальной собственности? Получается, что для того, чтобы отдать должное даже такому гению, как Рахманинов, нужен юрист со специальным образованием, специализирующийся на интеллектуальной собственности, финансово заинтересованный в успехе?
— Нужен не один адвокат, а одиннадцать!

— А почему одиннадцать?
— А потому что все воруют.

— Одиннадцать одновременно?
— Да, да! Два в Америке, один в Англии, два в России, в Германии, во Франции (смеётся).

— Знаете, если я это напишу, то придётся закрыть композиторский факультет Московской консерватории, потому что все испугаются и туда больше никто не пойдёт.
— Они не боятся (смеётся). Знаете, самое трудное — это запустить первую ракету и продержаться первые 60 секунд. Три года назад мы атаковали Первую симфонию, был большой успех, опять дирижировал Валерий Гергиев на фестивале «Би-би-си Промс». А год назад начали приучать публику к Первой сонате, а то все всегда играли Вторую. Мы стараемся сделать так, чтобы люди полюбили неигранные сочинения.

— Вот мы сейчас так говорим, как будто речь идёт о каком-то молодом композиторе — экспериментаторе, авангардисте, которого нужно какими-то правдами и неправдами внедрять, насаждать, проталкивать. А ведь речь идёт о совершенно гениальной музыке, от которой дыхание останавливается.
— Вы живёте не на земле! А я сталкивался с фактами, когда мне дали только чашку чая и открыли дверь, чтобы я ушёл.

— Ещё я хочу спросить об эпистолярном наследии. У меня есть изумительное издание писем Рахманинова, выпущенное Государственным музыкальным издательством в 1955 году. Дело в том, что при Советском Союзе была одна и та же проблема (и с письмами Шаляпина тоже): достаточно полно включалась переписка дореволюционная, затем обрывки и кусочки, сильно урезанные цензурой, а потом совсем уже пара цитат из писем, где человек говорит о том, что скучает по детству и дому или плохо себя чувствует. Всё это должно было доказывать, что как уехал за границу, так сразу исписался и умер с горя и от голода. Нельзя было показать, что им было по-всякому, но и хорошо. Так вот сейчас вы не думаете издать в полном объёме его дневники и письма?
— Нет. Есть знаменитая фраза Рахманинова о том, что если вы хотите меня знать, то слушайте мою музыку.

— Но, слушая музыку, узнаёшь душу. А чтобы узнать подробности жизни, очень полезно читать письма и дневники. Это же тоже очень интересно.
— Нет, это совсем неинтересно.

— Нет, ну я с вами совсем не согласна…
— Я знаю, что вы не согласны.

— В 2003 году вышли дневники Прокофьева. Все музыканты их купили, весь тираж смели с прилавков за неделю.
— Так это хорошо для издателя!

— Издали во Франции его наследники, кстати, издательство SPRKFV (Фонд и архивы Сергея Прокофьева).

Все музыканты внимательно читают, обмениваются впечатлениями. Это самый настоящий бестселлер. До сих пор это самая интересная тема для разговоров в профессиональных кругах. Потому что Сергей Сергеевич писал каждый день. Он откровенно писал о том, как он занимается, как пишет, как общается с нужными людьми, как знакомится, как ссорится, как интригует, как враждует, как организовывает себе концерты. Каждый день очень подробная анатомия жизни великого артиста, и любому музыканту это читать очень интересно.
— Ага, они хотят узнать какой-то секрет!

— Кто-то хочет узнать секрет, а кому-то это просто интересно. Вы же знаете, наверное, что самая модная сейчас тенденция — вести и читать онлайн-дневники. Люди повально этим увлекаются, и на этой волне стали читать дневники и переписку исторических личностей, что раньше читали только специалисты. Короче говоря, если бы вы издали письма Рахманинова сейчас…
— У меня лежат 176 писем.

— …так это ушло бы в лёт.
— Я смогу себе мотоциклет купить.

— Сейчас такой момент, когда эпистолярный жанр самый-самый модный. Это не так, как было 10 лет назад. Сейчас это интереснее, чем детективы. Вы бы это могли издать и переиздать. Вот сейчас опубликовали письма Моцарта и Малера в русском переводе, так уже через неделю те, кому не досталось, разыскивали экземпляр по всем форумам в интернете. Вы обещаете издать письма?
— Я ничего не обещаю никогда.

Вопросы задавала композитор Алёна Ганчикова




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Люди стояли под дождем и слушали музыку»

В Татарстане завершился фестиваль пианиста Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге»

Выдающийся пианист современности так скромен, что не скажет о себе: «Я провёл грандиозный, незабываемый фестиваль, аналога которому нет в России». Впечатлениями поделились звёздные участники форума, который за четыре дня, с 12 по 15 июля, посетили более 40 000 зрителей.

24.07.2018 19:00, Лилия Ященко


30 лет Камерному оркестру Игоря Лермана

Игорь Лерман: «Власти города считали, что слово «камерный» пришло из уголовного мира»

Поводом для интервью стал предстоящий с 12 по 16 июля фестиваль «Летние вечера в Елабуге», где главными героями будут пианист Борис Березовский и Камерный оркестр Игоря Лермана, отмечающий в 2018 году 30-летие.

15.06.2018 20:00, Лилия Ященко


За флажки

Семидесятые годы были не только удивительно спокойным десятилетием в русской истории ХХ века — это было время убожества и скудости. Высоцкий выламывался из него, стоял поперек. Два «мерседеса» и жена-француженка так же возмутительны, как недельные запои, заграничные диски, готовность качать права и дать в морду.

08.02.2018 16:00, Сергей Кузнецов


Возвращение «Возвращения»

XXI фестиваль камерной музыки «Возвращение», Рахманиновский и Малый залы Московской консерватории, 9 – 15 января 2018 года

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», недавно прошедший уже в двадцать первый раз, без сомнений можно назвать одной из добрых московских музыкальных традиций. Цикл из четырёх концертов, раз за разом «возвращающийся» в столицу, несомненно, получил признание у слушателей — билеты раскупаются за несколько месяцев до начала фестиваля, залы на самих концертах переполнены.

28.01.2018 16:00, Артем Пудов


Унесённые ветром революции…

Концерт Бориса Березовского

В ушедшем 2017 году многие концерты были посвящены 100-летию Октябрьской революции. Не стал исключением и клавирабенд Бориса Березовского: пианист преподнёс публике программу поистине аристократическую.

05.01.2018 16:00, Лилия Ященко


Оркестр с молодёжным задором

Московский молодёжный камерный оркестр успешно выступил на фестивале во Франции

Париж перед Рождеством сказочно прекрасен! Именно таким, волшебным и сверкающим, его увидели юные оркестранты Московского молодёжного камерного оркестра, прекрасно выступившие на фестивале «Артистические семьи и династии» / Lignée d'Artistes, который вот уже пятый год подряд проходит в городке Таверни, что в 22 километрах от Парижа.

30.12.2017 16:00, Лилия Ященко


Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

26.11.2017 14:54


«Грезы любви»

Ноктюрн Ференца Листа, посвященный Каролине Витгенштейн

В феврале 1847 года Ференц Лист, знаменитый во всей Европе 36-летний пианист-виртуоз и композитор, давал концерты в Киеве. Одной из слушательниц на концерте в зале Киевского университета св. Владимира была Каролина Петровна Витгенштейн. 28-летняя женщина была женой князя Николая Сайн-Витгенштейна, однако брак этот был неудачным, и после рождения дочери Марии супруги уже несколько лет жили врозь.

08.11.2017 19:00, izbrannoe.com


И медные трубы

VII Международный фестиваль медного духового искусства Brass days приближается к своей кульминации – гала-концерту, который пройдет 4 ноября в Большом зале консерватории. В его преддверии нам удалось встретиться с основателем и художественным руководителем фестиваля Владиславом Лавриком и побеседовать о самореализации, новой музыке и о рыбной ловле.

03.11.2017 00:45, Светлана Остужева


Медь дороже золота?

В Туле проходит VII Международный музыкальный фестиваль медного духового искусства BRASS DAYS

«Вчера в Туле был такой классный концерт! Открыли фестиваль BRASS DAYS под руководством дирижёра и трубача Владислава Лаврика, а солировал пианист Борис Березовский», – услышали мы с дочерью, стоило лишь переступить порог родной музыкальной школы. Вот так-то! Пока мы доехали от Тулы до Москвы на машине со скоростью 120 км/ч, «сарафанное радио» уже известило в первопрестольной о том, что открытие фестиваля BRASS DAYS прошло на ура!

10.10.2017 15:00, Лилия Ященко






 

Новости

Писатель Эдуард Успенский умер в Москве на 81-м году жизни
В Москве на 81-м году жизни скончался известный советский и российский писатель Эдуард Успенский.
Умерла переводчик книг о Гарри Поттере Мария Спивак
Переводчик книг о Гарри Поттере Мария Спивак умерла в пятницу, 20 июля, в возрасте 55 лет.
В Центре шахматной культуры и информации (ЦШКИ) ГПНТБ России пройдет вечер «Корифеи сербских шахмат»
Вечер «Корифеи сербских шахмат», приуроченный к Международному дню шахмат, пройдет в Центре шахматной культуры и информации (ЦШКИ) ГПНТБ России 19 июля. Среди почетных гостей мероприятия ожидаются 10-й чемпион мира по шахматам Б.В. Спасский, а также Чрезвычайный и полномочный посол Республики Сербии в России Терзич Славенко.
В Британии нашли сценарий Кубрика, потерянный 60 лет назад
В Британии обнаружили сценарий Стэнли Кубрика по новелле Стефана Цвейга «Жгучая тайна», считавшийся утерянным. Находку сделал Натан Абрамс, профессор кинематографии Бангорского университета в Уэльсе. Об этом пишет The Guardian.
Проект «Открытая библиотека» представлен на конференции «Петербургские коллегиальные чтения – 2018»
27 — 29 июня 2018 года в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялась 20-ая Научно-практическая конференция на тему: «Интеллектуальная собственность: теория и практика», которую проводила Санкт-Петербургская коллегия патентных поверенных. В ходе работы конференции были рассмотрены теоретические и практические вопросы правовой охраны интеллектуальной собственности и защиты интеллектуальных прав.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.