Подписаться на обновления
23 мартаСуббота

usd цб 63.7705

eur цб 72.5900

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Сергей Элькин   среда, 25 сентября 2013 года, 15:44

Алехандро Керрудо: «Язык танца понятнее слов»
Разговор с танцовщиком и хореографом


Алехандро Керрудо. Фото: Тодд Розенберг
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




В 1977 году в Чикаго была создана танцевальная компания Hubbard Street Dance Chicago. С 2009 года первым в истории компании резидентом-хореографом является Алехандро Керрудо. С Керрудо легко разговаривать. Он избегает штампов, и у него нет готовых ответов. Он размышляет по ходу беседы, возвращается к ранее затронутым темам, полемизирует...

Кто есть кто в современном балете. Алехандро Керрудо родился в Мадриде. Учился в Консерватории танца в Мадриде. Профессиональная карьера началась в 1998 году. Танцевал в труппе Виктора Ульяте, Штутгартском балете, Нидерландском театре танца. С 2005 года живет и работает в Чикаго. Член труппы Hubbard Street Dance Chicago. В качестве хореографа поставил одиннадцать спектаклей. В 2006 году спектакль Керрудо “Fuel” получил третье место на XX Международном конкурсе молодых хореографов в Ганновере (Германия). Спектакли Керрудо в репертуаре компаний Германии, Дании, Нидерландов, Австралии, США.

    — Что вам нравится в компании Hubbard Street Dance Chicago?
    В этой компании я впервые попробовал свои силы в качестве хореографа. Я бы вполне мог быть свободным художником, кочующим из страны в страну, из театра в театр. Мне повезло, что у меня есть своя труппа, что я могу ставить спектакли, экспериментировать, учиться. Мне нравится, что компания приглашает к сотрудничеству крупнейших хореографов мира: Иржи Киллиана, Матса Эка, Охада Нахарина.

    — А что вам в ней не нравится?

Керрудо задумался, а потом, засмеявшись, сказал:

    — Бюджет... Если серьезно, у нас есть много спонсоров, но если бы их было еще больше, мы бы смогли себе позволить еще большие проекты.

Алехандро Керрудо говорит: “Первый толчок к балету сделала моя старшая сестра. Она стала учиться танцам, и через три года я тоже захотел попробовать. Потом пришла очередь моего брата, а потом и родители присоединились. Это не они меня - это мы с сестрой привели их к танцу. Но я единственный, для кого танец превратился в профессию”. Здесь хорошо было бы написать, что в детстве Керрудо побывал в театре и на него неизгладимое впечатление оказала такая-то труппа. Он сказал себе, что когда-нибудь тоже станет профессионалом, и это послужило толчком к выбору профессии... Увы, ничего подобного в жизни Керрудо не было. Он стал учиться танцам просто потому, что надо было чему-то учиться. Балет не привлекал юношу. Красоту искусства танца он понял гораздо позднее: “Вначале мне не нравился балет. Я танцевал без особых эмоций. И даже когда я начал карьеру танцовщика, я не знал всего, что связано с этой профессией”.

С девяти лет Керрудо учился в Консерватории танца в Мадриде (Real Con​servatorio Professional de Danza de Madrid). Воспоминания об этой школе у него самые хорошие.

    — В Испании прекрасная школа танца. Сколько великих танцоров ее закончили! Они танцуют везде: в АБТ, в Королевском балете Ковент-гардена, в балетной труппе Парижской оперы, в балете Сан-Франциско. Главным моим направлением был классический танец, однако много внимания мы уделяли характерному танцу, современному танцу. Я танцевал фламенко. Это было ужасно. (Смеется.) Я впервые вышел на сцену, еще учась в консерватории. Очень волновался.

    — А сейчас вы волнуетесь перед спектаклем?

    — В качестве танцовщика чувствую не волнение, а, скорее, возбуждение. А как хореограф я волнуюсь не за себя, а за моих артистов. Со временем пришел опыт, и я научился управлять своими эмоциями. Для меня было и остается полным кайфом входить в образ, двигаться на сцене, чувствовать дыхание зрительного зала.

    — В каких ролях вы танцевали в европейских труппах?

    — Я молод, но у меня уже богатая карьера. (Смеется.) Я начинал в кордебалете в труппе Виктора Ульяте, потом были три года в кордебалете Штутгарта. А в Нидерландском театре танца нет разделения на солистов и кордебалет. Там все (и я в том числе) танцевали все. Я перетанцевал огромное количество балетов, участвовал в спектаклях Кранко, Баланчина, Киллиана, Эка, Нахарина, Форсайта, Дуато... “Дон Кихот”, “Жизель”, “Спящая красавица”, “Ромео и Джульетта”, самые разные современные постановки...

    — И после всего этого в двадцать пять лет вы переезжаете в Чикаго. Почему? Ведь, говоря о балете и современном танце, Чикаго не относится к балетным и танцевальным столицам мира. Не Лондон, не Нью-Йорк, не Москва...

    — Я не выбирал Чикаго - я приехал работать с конкретной труппой Hubbard Street Dance. У нее сложились особые отношения с Нидерландским театром танца. Директора компаний хорошо знали друг друга и артистов. Мой приезд не был случайностью. Я не приезжал на экзамен – я приехал и сразу стал танцевать. Поэтому переезд прошел спокойно, естественно, без потрясений.

    — Скучаете по Испании?

    — Нет. Я не живу в Испании с восемнадцати лет. Я скучаю по моей семье и хотел бы, чтобы она была рядом. Я навещаю их на Рождество и летом, но живу в Чикаго.

    — А как же другой язык, стиль жизни, менталитет?

    — Моей первой страной, когда я уехал из Испании, была Германия – абсолютно другая страна по сравнению с Испанией. Я впервые жил отдельно от родителей и в те три года больше всего скучал по Испании, по дому. Потом я жил в Голландии, сейчас - в Чикаго. Чем больше живешь в других странах, тем больше привыкаешь к ним... Я люблю Чикаго, даже его отвратительные зимы. У этого города есть характер. Вам нравится то или иное место, если вам нравятся люди, живущие там. В Чикаго живут мои друзья. Иногда заполнение официальных документов напоминает мне, что я – пришелец, но друзья и коллеги заставляют быстро забыть об этом.

Уже на следующий год после прихода в труппу Hubbard Street Dance Алехандро Керрудо поставил свой первый спектакль в качестве хореографа – “Lickety-Split” по песням американского певца и композитора Девендра Банхарта. В 2008 году таких спектаклей было два: “Extremely Close” на музыку Филипа Гласса и Дастина О’Халлорана, “Off Screen” на музыку Джонни Гринвуда, Бенуа Чареста, Никколо Паганини и других. Поэтому предложение стать резидентом-хореографом не было для него неожиданным.

    — Почему вы решили заняться работой хореографа?

    — Вначале я захотел попробовать свои силы в качестве хореографа, чтобы стать лучшим танцором. Я думал, что, будучи хореографом, лучше пойму танцоров и, с другой стороны, какие требования и почему выдвигает к ним хореограф.

    — Ну и как? Поняли?

    — Не сразу и не все, но я с наслаждением включился в новую для себя работу. Стать хорошим хореографом еще сложнее, чем стать хорошим танцовщиком. Я учился в процессе работы и до сих пор учусь. Один день я чувствую, что могу многое сказать в качестве хореографа, на другой день мне сказать нечего. Трудно объяснить словами то, что происходит на уровне эмоций и ощущений.

    — Поговорим о терминологии. Почему в названии труппы Hubbard Street есть слово “танец”?

    — Это очень просто. Потому что мы не ставим балеты. Балет – это танец, но не каждый танец – балет. Если вы спрашиваете меня о моих спектаклях, то их можно назвать современным танцем, но никак не классическим балетом. Мы не ставим классические балеты, но каждое утро начинается у нас с классической разминки у станка.

Оригинальность спектаклей, композиторских имен, экспериментальность стиля, независимый почерк каждого хореографа, работаюшего с труппой, выделяет Hubbard Street Dance на фоне других трупп Чикаго и США. И первым в этом списке стоит имя Алехандро Керрудо. Я спросил маэстро, помогает ли ему европейский опыт, и услышал в ответ:

    Когда я ставлю спектакль, я не думаю о европейском опыте, корнях и всем прочем. Я даже не думаю в целом о спектакле. Когда я прихожу на репетицию, я думаю конкретно, каким будет движение танцовщика в следующую секунду. Спектакль рождается постепенно, шаг за шагом, движение за движением.

    — Как вы работаете с танцорами? Показываете им движения или даете возможность импровизировать?

    — По-разному, но я предпочитаю совместное творчество. Я не диктатор. Чем больше предложений выскажут мне танцоры, тем лучше. Я не прихожу на репетицию с готовыми решениями. Движения создаются непосредственно в процессе работы. Я люблю видеть перед собой воплощение моих мыслей. Застывшим конструкциям и фантазиям я предпочитаю живую импровизацию.

    — Вы обсуждаете с танцорами характеры героев?

    — Мы используем не слова, а язык танца. Мои спектакли абстрактны, бессюжетны. Я говорю о персонаже, но мне бы не хотелось наставлять танцовщика, что он должен чувствовать. Моя задача – указать ему путь.

В честь тридцатипятилетия Hubbard Street Dance Chicago в октябре 2012 года Керрудо поставил спектакль “Тысяча шагов” на музыку композитора-минималиста Филипа Гласса. По словам хореографа, толчком к созданию спектакля послужила композиция Марка Шагала “Окна Америки”. В честь двухсотлетия США великий художник подарил эту композицию АРТ-институту Чикаго. Я спросил у Керрудо, обсуждал ли он с артистами жизнь и творчество Шагала, и услышал отрицательный ответ.

    — Нет, я не являюсь экспертом по творчеству Шагала и не хочу притворяться. Я не хочу учить никого ничему. “Тысяча шагов” – спектакль, основанный на моем личном восприятии одной конкретной работы Шагала. Я вижу эту работу и пытаюсь перевести ее на язык танца. Из моего личного опыта я понял, что чем меньше я говорю, тем лучше получается спектакль. У меня нет четко сформулированной концепции произведения. Можно идти одним путем, а потом свернуть в другую сторону, можно пойти назад, а потом вернуться вперед по другой дороге, и на этом пути белое может превратиться в черное и наоборот... Часто у меня самого нет ответа, часто мои ответы неполны и неокончательны. Слова могут меняться, словами нельзя выразить танец. Я не хочу никого раздражать, боюсь быть неверно понятым. Язык танца понятнее слов.

    — Как рождаются у вас новые спектакли? Вам нужен какой-то внешний толчок?

    — По-разному. Если это чистый лист бумаги, то я начинаю с музыки. В случае со спектаклем “Тысяча шагов” это было произведение Шагала. Мне нужно зацепиться за что-то. Вдохновение – вот что необходимо для работы. Иначе получится механический спектакль без сердца, без эмоций.

    — Мы видим имена русских солистов в крупнейших балетных труппах мира. При этом в вашей труппе нет никого из России. Почему?

    — Я как-то об этом не задумывался. Не так много русских артистов занимаются современным танцем. В основном, это все-таки классический балет. А мы - компания современного танца.

    — А возможно ли танцевать у вас на правах приглашенного солиста?

    — Такого у нас никогда не было. Кто знает, может быть, в будущем... Но в нашей труппе нет понятия “ведущий танцор” или “прима-балерина”. В нашей компании все – равные солисты.

    — У вас уникальный опыт работы в европейских и американской танцевальных компаниях. Какие сходства и различия вы бы отметили в организации работы танцевальной труппы в Европе и США?

    — Мир не такой большой, и сходств гораздо больше. Структуры танцевальных трупп похожие. Самое большое различие в аудитории. Причем, я бы не делил аудиторию на американскую и европейскую. Например, немецкие зрители очень отличаются от испанских. Американская публика более консервативна, европейская – более подготовлена к экспериментам. Это не говорит о том, что искусство танца в Европе лучше. Просто в Европе какие-то вещи проходят скорее, чем в Америке.

    — Если бы вы составляли пятерку ведущих балетных театров мира, кто вошел бы в нее?

Первые три номера Керрудо назвал сразу же: “Кировский балет, Парижская опера, Нидерландский театр танца”, а потом задумался:

    — Может быть, АБТ... Чтобы назвать полностью пятерку, надо смотреть все работы всех театров. Последний раз я видел балет Мариинского театра три года назад, а балет Парижской оперы – десять лет назад. Я включаю в этот список те или иные театры, основываясь на своих – часто старых – впечатлениях. Это не очень справедливо с моей стороны. Я недостаточно много смотрю работы других и поэтому не вправе судить.

    — Если вам предложат работу хореографа, например, в Ковент-гардене или в АБТ, или в Парижской опере, каков будет ваш ответ?

    — Вы дали мне список из трех классических балетных компаний. Мне кажется, я бы смог лучше выразить себя в Hubbard Street. С этой точки зрения я бы предпочел работать в Чикаго.

    — Вы все время разделяете классические балетные компании и современные танцевальные труппы...

    — Конечно. Это, как апельсин и яблоко. Абсолютно разные компании. Я не думаю, что труппа современного танца сможет создать классический балет лучше, чем это делает балетная компания, и наоборот. Например, классическая балетная труппа не сможет сделать мои спектакли лучше, чем артисты Hubbard Street. Современные спектакли требуют другой техники, другой постановки ног. В современном танце все другое.

    — С артистами классического балета тяжелее работать?

    — Для меня тяжелее работать с любыми артистами, если они не танцуют в Hubbard Street. Я люблю своих артистов, и они меня прекрасно знают. Мне легко работать только с ними.

    — Как вы относитесь к современным интерпретациям классических балетов?

    — Я их охотно принимаю.

    — Но вы сами никогда не занимались этим?

    — Пока нет. В будущем я не исключаю для себя такой возможности. Но мне гораздо интереснее смотреть современные спектакли, чем очередную версию балета Мариуса Петипа или осовремененных Ромео и Джульетту на сцене.

    — Ваш идеал в балете?

    — Трудно назвать всего одно имя. Михаил Барышников, Карлос Акоста, Джули Кент...

    — А что касается хореографов?

    — Иржи Киллиан. Я многое взял от него: и как от хореографа, и как от человека, что еще важнее. Чем интереснее человек, тем интереснее его творчество.

    — На сайте Hubbard Street Dance написано, что осенью вы выпускаете мировую премьеру N12, а зимой 2014 года - мировую премьеру N13. Не могли ли бы вы рассказать нам о предстоящих спектаклях?

    (Смеется.)— Я понятия не имею, какими они будут. Какие-то мысли есть в голове, но говорить о них слишком рано. Я люблю удивлять.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Гражданин Кейн» Орсона Уэллса

Прототипом главного героя — газетного медиа-магната Чарльза Фостера Кейна, послужил Уильям Рэндольф Херст, который придумал «желтую журналистику» и в свое время создал целую медиа-империю. К моменту съемок Херст уже знал о планах Уэллса и попытался силами своих СМИ помешать выпустить картину. Впрочем, молодому режиссеру удалось доснять материал и отправить его в прокат, пусть и без планируемого размаха.

22.03.2019 19:00, Мария Молчанова, diletant.media


Антон Батагов: «Другое измерение бытия»

Композитор-минималист об Иоганне Себастьяне Бахе

Иоганн Себастьян Бах — автор более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени — родился 21 марта 1985 года. Одно из его самых значимых достижений — создание "Хорошо темперированного клавира", благодаря которому гармония стала одной из основ классической музыки. Спустя 334 года искусственный интеллект от Google проанализировал произведения Баха, и позволил создать свою музыку каждому пользователю. А мы публикуем беседу с композитором и исполнителем Антоном Батаговым о музыке Баха.

21.03.2019 10:24, Дмитрий Бавильский


Главные сериалы этой весны

Подборка самых ожидаемых историй

И снова мы рассказываем, что будет интересно посмотреть весной 2019 года, даже если у вас нет телевизора. (Подсказка: финальный сезон «Игры престолов» начинается в апреле, завершение 9 сезона «Ходячих мертвецов» уже идет, а второй сезон «Американских богов» стартует в марте).

16.03.2019 19:00, Родион Чемонин, tvkinoradio.ru


Братья-гении

12 фильмов братьев Коэн, которые точно стоит посмотреть

Едва ли найдётся человек, не смотревший ни одного фильма братьев Коэн. Джоэл и Итан вошли в число самых авторитетных кинорежиссёров современного кино. Кроме того, Коэны, как правило, сами пишут сценарии, режиссируют, продюсируют и монтируют свои фильмы. Братья работают совместно на протяжении последних 32 лет и за это время удостоились 4 премий «Оскар», Золотой пальмовой ветви и ещё свыше 70 ведущих кинематографических наград.

14.03.2019 19:00, cameralabs.org


Чудачества русских писателей

Почему Бунин искал по ночам ветчину, сколько лимонада выпивал Пушкин и зачем Набокову были нужны разлинованные карточки

Писатели и поэты для нас — недосягаемые светила. Но даже они были земными людьми — думали о насущных проблемах, кого-то любили и ненавидели и совершали порой довольно странные поступки.

13.03.2019 19:00


Педагогика Чуковского

7 главных тезисов в воспитании детей

Автор «Мойдодыра», «Айболита», «Мухи—цокотухи» и еще не одного десятка детских сказок был весьма скромным, не считал себя сверх талантливым писателем. Он просто писал сказочные истории для своих детей (воспитанием которых активно занимался), для соседской ребятни и для всех встреченных в жизни малышей. Пожалуй, главным талантом самого Чуковского было отцовство: его уроки могут послужить примером для многих поколений родителей, желающих развить в ребенке одаренность и тягу к искусству.

12.03.2019 19:00, Анна Федулова, moiarussia.ru


Товарищ Саахов, дантист Шпак и Карабас-Барабас

Вспоминаем лучшие работы выдающегося актера

На 97 году жизни скончался актёр, народный артист СССР Владимир Этуш. По словам его дочери Раисы, причиной смерти стали проблемы с сердцем. За свою жизнь Этуш сыграл более 60 разных ролей в театре, ещё десятки — в кино. Советского зрителя он удивлял широтой своего репертуара: ему одинаково удачно удавалось изобразить как комедийных, так и трагических персонажей.

11.03.2019 19:00, Иван Штейнерт, diletant.media


Исаак Эммануилович Бабель: как не умертвить текст

5 правил работы с текстом

Неподражаемый новеллист Исаак Эммануилович Бабель в 20-х годах прошлого столетия сотрудничал с одесской газетой «Моряк». Редактированием материалов газеты в то время занимался Константин Георгиевич Паустовский. Он, как и все члены редакции, «жил в легком отблеске таланта» Исаака Эммануиловича и о многих удивительных моментах его творческой жизни написал в своих воспоминаниях. Автобиографическая повесть К.Г. Паустовского «Время больших ожиданий» богата детальными откровениями Бабеля о «каторжной» работе возделывания собственного текста.

11.03.2019 16:00, Алена Дроздова, jrnlst.ru


Мошенники вместо бизнесменов

Предприимчивость в русской классике

Русские писатели XIX века не любили предпринимателей, не интересовались ими и не хотели о них писать — а если уж писали, то получалось известно что: мошенник Чичиков и жулик Германн. В очередном выпуске рубрики «Всевидящее око русской литературы» Светлана Волошина рассказывает о незавидной судьбе предприимчивости в русской классике.

10.03.2019 19:00, Светлана Волошина, gorky.media


Проклятия и пророчества «Духа огня»

Подробно о международном фестивале кинематографических дебютов

По итогам конкурса российских дебютов на 17-ом Ханты-Мансийском кинофестивале «Дух огня» в числе фаворитов оказались фильмы, снятые на хантыйском, якутском и армянском языках. Среди многочисленных конкурсных программ «Духа огня» — от детской до короткометражной — двумя основными считаются международный конкурс и конкурс российских дебютов.

10.03.2019 16:00, Вячеслав Шадронов






 

Новости

Пианист Борис Березовский построит «Артгородок»
21 марта в московском театре Et Cetera состоится театрально-музыкальный вечер, в котором примут участие пианист Борис Березовский, художественный руководитель театра Александр Калягин, телеведущий Александр Гордон, актёр и поэт Владислав Маленко, рок-музыкант Стас Намин, Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» и фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Вольница».
Умер Владимир Этуш
Народный артист СССР скончался на 97-м году жизни.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Нарьян-Маре
28 февраля 2019 года в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» в Ненецкой центральной библиотеке им. А. И. Пичкова в Нарьян-Маре директор НП «Викимедия РУ» Владимир Медейко провёл семинар, на котором рассказал о теоретических и практических вопросах, связанных с авторским правом, общественным достоянием, открытыми и свободными лицензиями, особенностях работы библиотек в цифровую эпоху, представил проект «Открытое наследие» и созданные в его рамках материалы и передал несколько экземпляров книг.
В 2019 году вручат две Нобелевские премии по литературе
В прошлом году награду не присуждали из-за скандала, связанного с домогательствами.

 

 

Мнения

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.